Отношения с учителем: как наладить. "Курощение" Марьи Петровны. Как наладить отношения с учителем вашего ребенка

В коучинге подростков много нюансов и подводных камней.

Со взрослыми прохождение этапа коучинговой стрелы «Создание опыта» проходит легко и гладко, так как у них есть жизненный опыт, знания и уже сформированная точка зрения на многие ситуации.

Подросткам сложнее, так как они не приучены думать самостоятельно. В рамках школьной системы и внутрисемейных отношений за них все решают родители или учителя: как думать, что читать, как себя вести и т.д.

Поэтому подростку бывает сложно выразить собственное мнение в диалогах с коучем.

Детям важно, чтобы человек, сидящий напротив, искренне верил, что с ребенком все ОК, и у него есть все ресурсы для достижения заветных целей.

И с согласия своего клиента я хочу рассказать вам об одном контракте, который наглядно продемонстрировал возможности коучинга с клиентами школьного возраста.

Первая сессия с Сергеем (имя изменено) была ознакомительной, и на ней мы разговаривали на разные темы: что его интересует и доволен ли он тем, что происходит в его жизни.

В создании раппорта очень помогал юмор. После этой встречи Сергей сказал: «Вы заставили меня думать. И это было весело».

На второй сессии Сергей поднял вопрос «Взаимоотношения с учителем». Изначально запрос звучал негативно: «Почему она меня дико бесит?».

Большая часть коуч-сессии была была посвящена тому, чтобы переформулировать отрицательный запрос в положительный.

Это было важно, так как точная формулировка запроса помогала перевести задачу в в зону его контроля.

Мы плавно переходили от варианта «Чтобы она меня бесила хотя бы чуть-чуть» к новой формулировке «Чтобы она меня устраивала как учитель».

В конечном итоге вышли на запрос «Я хочу, чтобы у меня было ровное отношение к географичке».

Что отличает запросы школьников?

Фразы в большинстве случаев формулируются в отрицании «Чего я НЕ хочу»;

Фокус контроля постоянно съезжает на кого-то другого;

Не всегда есть понимание личной зоны ответственности.

Мышление детей довольно образное, ведь они любят и умеют мечтать. И на вопрос: «А что ты хочешь вместо этого?», всплывают фантастические картины с применением разнообразных магических предметов.

Коучу важно соблюсти баланс: не убив в ребенке мечтателя, дать возможность проявиться реалисту. В этом ему могут помочь такие вопросы:

А что ты можешь сделать в этой ситуации?

А что еще ты можешь предпринять, чтобы твоя мечта стала реальностью?

И потихоньку ребенок начинает задумываться, в тишине трансформационных пауз рождаются робкие ответы.

И вот уже у подростка горят глаза. Ведь он придумал нечто новое, причем то, что в силах реализовать самостоятельно.

Он внезапно осознает, что для получения желаемого результата нужно сделать лишь несколько простых действий.

На третьей сессии я предложила Сергею проделать технику Филиппа Гузенюка «Наши учителя».

Она эффективна в ситуациях, когда есть люди, которые нас раздражают по непонятным причинам.

Если эти люди нам не нравятся, значит, в этот момент они чему-то нас учат.

Я задала Сергею вопрос: «Какое качество помогает этому учителю себя так вести?». Он ответил: «Спокойствие! Оно так меня бесит!»

Следующий вопрос: «А как ты думаешь, в каких ситуациях умение сохранять спокойствие может тебе пригодиться?» заставил его задуматься.

В результате подросток пришел к выводу, что спокойствие полезно в любом общении: со сверстниками, семьей, педагогами.

«Если бы я в каких-то ситуациях говорил более спокойно, мне бы это точно помогло», - ответил Сергей.

На последней коуч-сессии я предложила поиграть во «Внутреннюю игру» Тимоти Голви, чтобы подросток понимал, как он может фокусировать свое внимание в ответственных ситуациях.

С помощью «Китайского меню» мы поисследовали разные варианты поведенческих реакций. А потом началось настоящее творчество.

Сергей проверял на практике прием, которому дал условное название «Повышаем до удава». В результате в арсенале приемов подростка появилас внутренняя шкала спокойствия, где 10 баллов означало «Спокоен как удав».

Сергей понял, как по реакциям своего тела сможет отслеживать уровень спокойствия во время общения с учительницей по географии и мысленно повышать его.

Все начинается с нас

Когда меняемся мы - меняется и наше окружение. Итак, три шага по созданию спокойных отношений с учителями.

Шаг первый. Фокус внимания переместить с учителя на себя. Например, с «пусть она от меня отстанет» на «как спокойно на нее реагировать». Такая формулировка помогает подростку найти неожиданные решения.

Шаг второй. Применить технику «Наши учителя» и найти достойное применение качества, которое явно демонстрирует учитель в общении с учащимися.

Шаг третий. Предложить ребенку поиграть во «Внутреннюю игру», для которой ему нужно найти значимую переменную, за которой он сможет наблюдать во время общения с учителями.

Например, уровень интереса к теме урока или количество интересных фактов, число рук, поднятых одноклассниками. Или можно поиграть в успешного ученика, который с легкостью усваивает новые темы.

По словам Филиппа Гузенюка, здесь важно «найти такую переменную, которая снизит внутреннее напряжение, а не повысит его».

Как писала известный разработчик игр Джейн Макгонигал: «Я знаю две вещи наверняка: мы можем создать любое будущее, какое пожелаем, и мы можем играть в любую игру, в какую захотим».

Как наладить отношения с учителем?

Хотите знать, чем Ваш ребёнок занимается в школе? Чувствуете необходимость дополнять школьное образование домашним обучением? Желаете своевременно узнавать о возникающих у ребёнка проблемах и трудностях? Всего этого можно легко добиться при помощи школьного учителя, однако наладить плодотворный диалог не всегда бывает просто. Ниже приводится несколько советов, как правильно сделать первые шаги.

Не вмешивайтесь в сферу профессиональной компетенции учителя

Прежде всего, помните, что Ваша задача – это получить как можно более полную информацию и сделать на её основании определённые выводы. Не пытайтесь советовать учителю, как ему лучше выполнять работу, не спорьте с ним о методах обучения (за исключением крайних случаев), не пытайтесь доказать, что Ваш ребёнок уникален и ему нужен особый индивидуальный подход. Никто не любит, когда посторонние «суют нос» в его рабочие дела, да и ещё навязывают советы. Поверьте, учителю это тоже не понравится, и диалог будет безвозвратно испорчен.

Приготовьтесь к разговору с учителем

Поскольку Вы будете выступать инициатором встречи, то Вам же и следует взять на себя инициативу в разговоре. Подготовьте вопросы, на которые хотите узнать ответы, продумайте план беседы, подберите нужные слова. Имейте в виду, что ни один учитель не сможет с ходу представить подробный отчёт о жизни Вашего ребёнка в школе, для получения такой информации нужно уметь правильно ставить вопросы и анализировать ответы.

Настройтесь на позитивное и доверительное общение

Отправляйтесь в школу, помните, что в деле обучения и воспитания ребёнка учитель является Вашим естественным союзником, а не врагом. Избегайте резких высказываний и суждений, будьте вежливы и радушны. Объясните учителю собственное понимание ситуации, поинтересуйтесь его соображениями относительно успехов и проблем Вашего ребёнка. В идеале, результатом вашего общения должна стать полная картина поведения ребёнка и в школе, и дома. Вместе вы сможете понять истоки неблагополучных явлений в жизни ребёнка и совместно приступить к их устранению.

Постоянно поддерживайте связь с учителем

Даже если Вы очень заняты работой или сильно устаёте за последнее время, не прерывайте связь с учителем. Любое общение становится от раза к разу плодотворнее и доверительнее. Потратив много сил на установление взаимопонимания с учителем, старайтесь удержать достигнутые результаты, иначе потом всё придётся начинать заново.

Старайтесь вникать в особенности школьной жизни

Конечно, речь не идёт о посещении занятий или тотальной слежке за ребёнком, однако, не поняв обстановки, в которой ребёнок находится в школе, Вы вряд ли поймёте его поведение. Посетите учебные классы, загляните в столовую, узнайте больше о школьном образе жизни и ежедневном быте. Излишне говорить, что в каждой школе имеется собственный внутренний распорядок, установленные правила и традиции. Изучив всё это, Вы сможете лучше понимать полученную от учителя информацию и свободнее ориентироваться в разговоре.

Связь между домом и школой, установленная Вами через беседу с учителем, поможет ребёнку лучше адаптироваться к тому сложному и опасному миру, который ждёт его за пределами любящей семьи.

Довольно часто отношения учителей и родителей складываются не очень то хорошо. А в некоторых случаях они вообще не складываются, превращаясь в некую борьбу двух сторон. Хотя, если посудить, и первые, и вторые занимаются, в принципе, одним общим делом - воспитанием ребенка. Так почему же они недолюбливают друг-друга в то время, как должны быть союзниками?
Да, тема школы и дома, наверное, будет жить вечно. Испокон веков у учителей было уйма претензий по отношению к родителям ребенка, а у родителей , соответственно, к учителям .

Одни считают, что к их чаду относятся не надлежаще хорошо, ко всему придираются, делают незаслуженно замечания, ставят заниженные оценки. Другие же уверены, что родители не уделяют своему ребенку достаточно времени, что ребенок пущен на самотек, или же, наоборот, уж слишком носятся со своим отпрыском, бегая по поводу и без в школу для выяснения каких-то вопросов. Но между этими двумя «огнями» есть еще одна сторона - сам ребенок ! Попробуем же найти ответ на вопрос: «Должны ли мама и папа вмешиваться в отношения их дитяти со школьными учителями?»

Взаимоотношения ученика с учителем

Распространенной ситуацией сейчас является непонимание учителями учеников . Особенно, если учитель еще той закалки и тех взглядов на жизнь. Им сложно понять современную молодежь с их манерой общаться, манерой говорить, и, в конце-концов, одеваться. Причем, в основном педагоги недолюбливают мальчиков. Ведь именно мальчишки хулиганят , пропускают уроки, систематически опаздывают, потому что не успевают докурить или еще что-либо сделать. 1/5 часть учеников имеют проблемы со своими учителями именно из-за плохого поведения. «Плохих» же учениц-девочек в два раза меньше, нежели мальчиков. Поэтому к ним учителя относятся терпимее. Хотя, бывают, разумеется, и здесь исключения из правил.

Основной причиной плохих взаимоотношений с учителями среди учениц является форма одежды последних. Какой же должна быть реакция родителя в этой ситуации? Прежде всего, родители должны позаботиться о том, чтоб внешний вид ребенка соответствовал тому, который допустим в школе . И, если от детей требуют строгой формы одежды (темный низ - светлый верх), никаких пирсингов, рваных джинсов, минимум косметики - именно родители должны проследить за этим. В обратном случае - конфликта не избежать. Если же проблема связана с поведением, а не внешним видом, то задача родных - выяснить, по каким причинам сын или дочь прогуливает занятия, почему ведет себя так, а не иначе.

Причины плохого взаимоотношения между учителем и учеником

Практически всегда дети, когда отношение с учителем не складывается , переносят свою «не любовь» и на его предмет, а следовательно не желают на него ходить. Здесь важно не требовать от ребенка объяснений при помощи скандала, а в спокойной обстановке поговорить о причине происходящего. А уже потом искать выход - то ли бежать в школу на «разборки» - то ли решать все в кругу семьи . С учителем, кстати, тоже было бы неплохо поговорить, выслушать, так сказать, и вторую сторону для полноты картины.

Существует также такая категория учителей , которые абсолютно не считаются с учениками. Поговорка: «Я - учитель, ты - дурак» - подойдет тут как ни кстати. Такие педагоги сами часто и густо провоцируют конфликтные ситуации, особенно когда ученик способный, и вступает в дискуссию, высказывая свою точку зрения в рамках занятия. Против таких учителей ополчаются обычно целыми классами.

Учителя-педанты тоже встречаются довольно часто. Для таких личностей важно не содержание, а форма. То есть, они могут занижать оценки только лишь за то, что ученик сделал помарку или же написал корявым почерком, хотя при этом задача решена верно. Учителей-педантов начинают недолюбливать и родители, не только ученики.
Нельзя не вспомнить о учителях, которые вызывают непонимание у многих, даже в пределах учительской - о учителях-взяточниках. Они готовы нарочно завалить ребенка , поставить ему плохую оценку, рассказать, что ученик неуч, и вызвать в школу родителей, чтобы предложить услуги репетиторства. Но, как правило, в большинстве случаев ситуация является искусственно сделанной, или же учитель, занимаясь с ребенком , и видя, что занятия не дают результатов, будет завышать оценки, дабы родители не имели претензий к его квалифицированности.

К сожалению, от плохих учителей не убежишь, даже если перевести ребенка в другую школу . Ведь и там, в другом учебном заведении, скорее всего, есть свои «любимые и хорошие» учителя. Что делать? Если вас не устраивает учитель, стоит поговорить с ним откровенно. Если же разговор ничего не даст, можно попробовать перевести ребенка в другой класс или же добиться понимания дирекции школы . Но в любом случае обязательно отстаивайте интересы своих детей! Кто, как ни вы, защитит его от несправедливых нападок?

В школьном конфликте есть три действующих лица: это ребенок, учитель и, как ни странно, родитель. Именно в этой связке всегда необходимо решать школьные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок не хочет посещать школу в целом или занятия какого-то конкретного преподавателя, негативно отзывается о педагоге или ожидает его отрицательной оценки, это повод обратить внимание на то, что в школьной жизни вашего чада появились сложности.

Причины проблем

Причин сложностей во взаимоотношениях может быть много. Вот некоторые из них:
-неуспеваемость ученика;
-завышенные требования учителя;
-стремление ученика выделиться, привлечь к себе внимание сверстников, а порой и родителей, завоевать авторитет;
-конкуренция с учителем;
-нестандартное поведение ученика, выходящее за рамки привычного, понятного для учителя;
-учительские «любимчики» и «нелюбимчики»;
-заработанная репутация ребенка в учительской среде;
-давление со стороны родителей (иногда проблемы с учителями - это протест родителям).

Что делать?

Оказать помощь в таких ситуациях можно по-разному.

Разбор ситуации

Разберите ситуации, предварительно дайте ребенку выговориться, выплеснуть раздражение на учителя. Оставайтесь нейтральным, не включайтесь в осуждение. Важно определить, какую роль играет в данном взаимодействии ребенок. Он обижает или обижают его. Задача родителей — как можно более беспристрастно разобраться в ситуации, при этом доверяя ребенку. Не надо ставить под сомнение то, что он вам рассказывает, или же слепо верить, безапелляционно обвиняя учителя. Не бойтесь сказать своему ребенку, что он не прав. Также не стоит становиться на позицию учителя, только по причине солидарности взрослых. Заняв какую-либо позицию, обязательно объясните свое решение ребенку.

Эмоциональная поддержка

Очень важно, чтобы в этот сложный период ребенок понимал, что вы рядом и принимаете его со всеми неудачами. Это ощущение не получится дать в результате одного разговора по душам. Его придется накапливать, доказывать, оправдывать и подкреплять. И только тогда вашему ребенку не страшно будет ошибиться, не оправдать ожиданий. Для родителей также важно быть открытыми к любой информации о своем ребенке.

Расстановка приоритетов

Определите, что для вас важнее - доверительные отношения с ребенком или дипломатические отношения с учителем. Порой родитель, принимающий позицию солидарности со старшими только по принципу возрастных особенностей, может навсегда утратить авторитет в глазах своего подрастающего ребенка, который борется за свои интересы, свободу, независимость.

Человеческий фактор

Нельзя забывать про человеческий фактор, личностные предпочтения со стороны учителей. Иногда главным авторитетом среди взрослых становится педагог, хочется его одобрения, любви (чаще у младших школьников). Поэтому важно объяснить, что учитель дает знания и совершенно не обязательно должен любить всех своих учеников. Любить его будете вы.

Чего делать нельзя

Если вы поняли, что для вашего ребенка сложные отношения с учителем — дело крайней важности, не следует преуменьшать значимости и называть все делом житейским. Ведь именно сейчас формируется все мироощущение, изучение своих стремлений, становление ценностей.

Никогда не позволяйте себе в присутствии детей обсуждать пусть даже неправильное поведение учителей, осуждать или критиковать педагогов.

Профилактика

Поддерживайте партнерские отношения с учителями. Порой ваша инициатива в общении с педагогом может предупредить назревающие трудности. Объясните необходимость относиться к учителю, принимая его индивидуальные особенности. Очень часто взаимоотношения учитель-ученик носят эмоциональный характер. Это связано и с тем, что подчас детишкам не хватает родительского внимания и заботы. В этом случае учитель становится значимым человеком в жизни. А когда преподаватель не может или не хочет любить, принимать и поддерживать, возникают сложности. Поэтому важной профилактической и жизненно необходимой мерой должна быть ваша родительская любовь, принятие, уважение.

Школьных вам успехов!

Анна Онищенко, психолог

Вот вы, настоящий студент (или студентка) ещё так молоды. И жизнь бьёт ключом и всё так прекрасно. Гуляй - не хочу. Но... учёба. Встала на пути и не даёт ночи напролёт зависать в клубах и встречать рассветы с мальчиком. Но вот, наконец встретив рассвет, вы пришли на последнюю пару с надеждой получить зачёт, а преподаватель с довольной улыбкой: "вы не посещали лекции и не сдали три практических, зачёт я вам не поставляю". Паника, истерика, слёзы. что же делать?

На самом деле, от отношения учителя к студенту во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определенных стереотипах. Известно, что благоприятные отношения учителей с учениками определяют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, исполнительность и дисциплинированность. Преподаватель Московского Издательско-полиграфического колледжа дисциплины истории и обществознания Поздняк Павел Анатольевич сказал так: "У меня были конфликты со студентами. Просто был чисто женский класс. Там учились слишком самоуверенные, дети богатых. Причиной конфликта было взаимное неуважение. Так сказать, конфликт самолюбия.Но в конце концов, наступило примирение. А помирились достаточно просто. Мы тогда были молодые преподаватели, нам было где-то по 25 лет. Я сам был еще тогда молод и горяч. Выпросили ролики у девчонок. А что? По размеру подошли. Все смотрели, как преподы катаются на роликах по школьному двору. Позже стали водить их в поход, ну как я уже сказал, дети богатых родителей, естественно, они всё организовали. В общем, играли в игры, ведь лучший способ понять молодежь, это вовлечь в игру, на время вспомнить себя в этом возрасте. Также катались на байдарках".

И всё-таки, не нужно быть студентом психологического вуза, чтобы понимать сложность любых межличностных взаимоотношений. Учитывая тот факт, что ты, студент – человек уже взрослый и сталкивался с коллизиями в отношениях с родителями, друзьями, любимым человеком... ты должен понимать, что взаимоотношения с преподавателями влияют на твои знания и весь процесс обучения в целом. Они могут, как помочь тебе, так и осложнить получение образования.
Отсюда вывод – необходимо наладить отношения с преподавателями, чтобы твое обучение в вузе проходило без лишних проблем. А вот несколько советов для того, что бы в будущем не было проблем:
1) Запиши и выучи имя преподавателя, правильно его произноси. Любому человеку приятно, если его имя помнят и не путают с другими.
2) Будь увлеченным студентом. Покажи преподавателю, что ты действительно хочешь преуспеть в преподаваемом им предмете. Если человек интересуется предметом, то и отношения преподавателя к такому учащемуся будет соответствующим. Задавай вопросы, говори по окончанию пары, что именно тебе понравилось.
3) Не критикуй действия преподавателя ни в коем случае! Даже самые объективные преподаватели на критику от студентов реагируют отрицательно.
4) Избегай споров. Если ты не прав, признай это уверенно и без лишних эмоциональных перегрузок. Даже если прав, просто выскажи спокойно свою точку зрения, не пытаясь что-то доказать. И не в коем случае не перебивай преподавателя.
5) Будь вежлив в любой ситуации. Доброжелательная улыбка и общепринятое приветствие может решить множество проблем.
6) Соблюдай манеру речи. В общении с преподавателем желательно избегать употребление сленговых выражений и интернет-мемов. Приветствуется только литературный русский язык.
7) Старайся быть по возможности исполнительным. Задания сдавай в срок. Даже если не получается срок, объясни преподавателю - почему не получилось. Любой объективный преподаватель поймёт. Или хотя бы постарается понять.
8) Ни в коем случае не демонстрируй лень или безразличие. На первой паре в субботу все чувствуют недосыпание, но постарайся громко не зевать и не растягиваться поперек парты, подложив под голову сумку.
9) Будь опрятен и соблюдай хотя бы минимальный дресс-код. Хоть студентка в дизайнерском комбинезоне на голое тело с глубоким вырезом на спине выглядит весьма эффектно, но всё же мы будем радоваться ее красоте во внеучебное время и не в институте.

Каким надо быть студентом - всё понятно. А вот чего не надо делать во время обучения... Вот пару советов:
1) Никогда не говорите преподавателю о том, что его предмет не нужен и никогда не пригодится в жизни.
2) Не грубите и не хамите преподавателю.
3) Не показывайте своим видом и жестами безразличия и неуважения к преподавателю и учебной дисциплине.
4) Не нарушайте дисциплину на занятиях, не выходите без разрешения из аудитории, не пользуйтесь в ходе занятий мобильными телефонами, не перебивайте преподавателя во время лекции.

В общем-то, можно и итог подвести. Студент должен быть заинтересован в получении знаний, аккуратен, дисциплинирован, вежлив, культурен и внимателен. Мечта, а не студент! Как только ты, студент, приблизишься к этому перечню характеристик – общение с преподавателем станет для тебя увлекательнейшей беседой с умным человеком.