Освящение пищи в православии. Обычай молиться перед едой. Общие правила приготовления прасада

Освященная снедь – что это? Для чего мы периодически устраиваем освящение яств и праздничные трапезы, в которых они играют кулинарнообразущую роль? Не возникают ли порой ассоциации с идоложертвенным?..

Протоиерей Игорь Прекуп

Предвижу позывы кого-то из читателей возмутиться таким «кощунственным» сравнением (уж не пахнет ли здесь иконоборчеством: те, вот, тоже с подозрений в идолопоклонстве начинали, а? ).

Ну, во-первых, не лишне будет сказать, что и в самом деле могло бы и не случиться в истории Церкви, если бы не в богослужебную жизнь, когда и краску с икон скребли в евхаристическую Чашу, и брали иконы в восприемники и т.п.

Вообще, ересь или раскол – это, как правило, неадекватная реакция на неадекватную же интерпретацию Священного Писания и Предания в повседневной церковной жизни: будь-то поклонение иконе вместо почитания посредством нее того, кто на ней изображен, будь-то еще какие-нибудь «местночтимые» извращения типа современных «чугунков», «земелек» и прочих атрибутов псевдоправославного фетишизма, будь-то распространение в церковной среде культа силы и богатства или ослабление в ней нравственных устоев и т.д. – это и многое другое вполне может спровоцировать впадение в противоположную крайность по принципу: мне в такой «Церкви» не место, потому что там Христа нет… А нет Его там потому, что Его не может быть там, где есть (тут можно начать вставлять хоть имена личные, хоть нарицательные, хоть наименования категорий лиц и сообществ – чье «облико морале» не соответствует нашему представлению о Церкви).

Так вот, хочу сразу сказать, что ни к чему подобному не призываю, и нисколько в эту сторону даже не «дрейфую».

А во-вторых, вовремя обнаружить языческую примесь и научиться ее отфильтровывать – самое что ни на есть православное дело. Язычество ведь не в конкретных культах состоит. Думаете идола Перуна пустил в свободное плавание по Днепру, так он и уплыл? «Выдибай, господарю наш боже, выдибай* !» – кричали ему язычники; это же крик души, а не помраченного сознания… Т.е., конечно же, крик души, помраченной языческим заблуждением , не спорю, но именно души, которой язычество мило . И сколько княжеские дружинники не отталкивали идолище поганое от берега своими копьями, оно все же зацепилось за корягу, в честь чего и назвали это место Выдубицами.

Однако то же самое происходит и в наших душах. Вроде бы мы приняли Христа. Идола в своей душе сбросили, объявив ее престол посвященным Христу… да только никак мы Его туда не интронизируем, потому что не всей душой этого желаем. Есть в нас и княжеские воины, стремящиеся сплавить идола по течению, но есть и те, кто тоскует не столько по идолу, сколько по тому духу, по жизненному укладу, который идол собой символизировал и поддерживал.

И вот, в ком-то идол таки выплыл, и человек, отвергая чуждую ему христианскую веру, сознательно остается язычником (атеистом, агностиком, оккультистом, позитивистом, коммунистом, фашистом, демократом и пр. – какая разница, из чего делать культ, какого идола себе для поклонения вместо Бога выбрать и как его назвать?); для кого-то идол уплыл и тоски по нему нет, потому что человек всей душой принял Христа; а иной… внешне-то он идола по волнам отпустил и вдоль берега за ним не побежал (зачем нарываться на неприятности), и «по слову князя вошел в воды Днепра», то есть вступил в новое общество, признав его постулаты и культ, но не для того, чтобы «облечься во Христа», а чтобы безопасно внутренне оставаться прежним.

Что ему остается? Внешне признавая, исповедуя принятую веру, продолжать жить в прежнем духе, используя для отвода глаз новую атрибутику и новые поводы. А чтобы подмена не бросалась в глаза, надо постараться такой подход распространить как можно шире. Не секрет ведь, что распространенное воспринимается как норма. Некоторые люди, спекулируя на поверхностном (а то и вовсе не-) знании канонического права, заявляют, что обычай, просуществовавший свыше 30 лет, становится нормой , хотя на самом деле зачастую это не более, чем укоренившаяся порочная практика.

Обнаруживать такие «кривые дорожки», уводящие от «простоты во Христе», следует и в своей душе, и в окружающей нас жизни: мы же единая семья во Христе – нам и заботиться о том, чтобы порядок в доме поддерживался тот, который угоден Домовладыке. Это касается в первую очередь пастырей, но и мирян тоже. Мы ведь во Христе все друг другу – братья и сестры. Просто некоторые из нас поставлены «во образ» Отца. Но с остальных тоже никто ответственность не снимал за происходящее в доме, за нравы в нем, за соблюдение традиций, заложенных нашим Родоначальником, по Завету Которого мы, вроде как, пытаемся жить.

Поэтому такая культурная область как не может быть обойдена вниманием, если нам дорого сохранение в Церкви Божией единства во Христе, а не абы какого, лишь бы инфраструктура цвела.

“Освящение куличей”. Андрей Лысенко

Объявив трапезу областью культуры, вспомним для начала, что «культ» и «культура» – слова однокоренные. Культура вырастает из культа, но она, в свою очередь, если можно так сказать, в форме обратной связи формирует культ. Это значит, что христианские обряды как культурная форма, произошедшая из христианского почитания Бога, как бы возвращается к своему источнику, внося в понимание этого почитания новые нюансы. Что это за нюансы, за счет чего они образовались? Являются они следствием развития христианской мысли в определенных культурных и исторических условиях, или они – дань «миру сему» и не что иное, как заимствование чего-то чуждого по духу?

Итак, что же нам делать с трапезой-то? «Взять и отменить»?!.. Отнюдь.
Во-первых, необходимо позаботиться, чтобы ритуальные яства не превратились в некий суррогат Трапезы божественной. Вдумаемся: что происходит в день-деньской? Народ несет в храмы и выносит еду. Вносит и выносит, вносит… выносит. А взмыленный батюшка все это освящает, освящает, а народ вносит-выносит, и народу-то, народу!!!.. И все радуются. И правильно радуются: ! Наконец-то человек в храм пришел, чай не басурманин какой! Даст Бог через год снова придет, а сейчас отпразднует Пасху, чокнувшись яичком, отведав кулича да вкусив пасхи…

Нет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой).

Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: …

Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?..

Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так.

Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает , и «нечего меня парить !..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем).

Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г.

Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали ** . После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого…

Разумеется, я не берусь утверждать, что это трапеза бесовская (хотя иной раз…), но, что при этом происходит какое-то уклонение в сторону от Христа – несомненно. «Их бог – чрево» (Флп. 3; 19)

Для многих людей любой праздник – просто повод получить удовольствие. Кто и к Празднику праздников так относится, тот служит идолу наслаждения под видом поклонения Христу, да, впрочем, и вида зачастую не делает, просто пользуется христианскими ритуальными атрибутами за неимением других.

Ну, а во-вторых?

А во-вторых, избегая вышеописанного мрака и верно расставляя приоритеты, следует проявить осторожность в том, чтобы не превращать освященные пасхальные яства в подобие кошерной пищи. Безусловно, хорошо, что к освященным снедям отношение несколько иное. Несомненно, большое воспитательное значение имеет традиция не выбрасывать кожуру пасхальных яиц, а сжигать, но… когда из этого делают культ, когда тем же пасхальным яйцам приписывают особые благодатные свойства: типа, пожар потухнет, если бросить в огонь пасхальное яйцо (пример из этнографической копилки автора) – это опять же начинает попахивать язычеством.

Достойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение » (курсив мой – И.П.), а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их . То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т.е. на разговение . Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.

Сноски:

* «Выплыви, выйди на берег».

** Из молитвы на Литургии свт. Василия Великого.

*** Кстати, если сыр и яйца положено освящать в притворе храма, то мясное даже в притвор не положено вносить, но освящается оно во дворе священника.


Зачем освящать пищу?

Каждый стремится к счастью и радости, а это можно достигнуть лишь контактируя с радостью и счастьем, что и наши предки не раз подчеркивали в народной мудрости прошлых веков сохранившейся в пословицах:

"С кем поведешься - от того и наберешься"
Скажи мне кто твой друг - и я скажу кто ты "

И самый простой и эффективный способ получить общение с самой счастливой и радостной личностью, с Богом, - это с любовью готовить для Него пищу и с еще большей любовью Ему предлагать готовые блюда.

Более того, такая освященная пища, несет энергию Самого Бога, которая очищает от грехов человеческих, также как и лучи солнца уничтожают тьму и мрак. Освятить - значит бескорыстно предложить Богу , или Кришне, что одно и тоже. А предлагать пищу Кришне очень просто, главное здесь — Ваше желание сделать приятное Богу от чистого сердца. Итак, для этого желательно иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные исключительно для Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть новым и никто другой никогда не должен им пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения — просто сказать: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту пищу». Еще лучше, если тарелочка с предлагаемой пищей, будет стоять возле изображения Кришны. Например таких:

Тогда Он, Кришна, сможет не только ощутить вкус и насладиться ароматом приготовленного Вами чудесного блюда, но и увидеть всю его красоту:)) А ещё лучше всего — предлагать пищу перед небольшим алтариком, пусть даже изображенном на фотографии, например таким: Если же у Вас есть колокольчик и им вы можете пользоваться, то это очень хорошая и полезная вещь во время предложения пищи Богу. Однако не забывайте, что истинная цель всего этого — выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и тогда Он примет ваше подношение.

Неужели Ему нужна наша пища?

Бог самодостаточен. Ему ничего не нужно, так что это подношение — это один из способов выражения нашей любви к Нему и благодарности. Это точно также, как если Ваш ребенок (а мы - все дети Господа) принесет из лесу какую-то корячку и от чистого сердца с удивительной и задорной улыбкой, приподнеся ее Вам, скажет:

" Это Тебе, мой подарок. Видишь, какая она красивая"

Предложив Кришне еду,

нужно в течение нескольких минут повторять мантру Харе Кришна:

Харе Кришна,Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
РамаРама, Харе Харе.

Затем прасад, что буквально означает «милость Господа», можно подавать на стол. Вся приготовленная пища считается теперь предложенной Кришне, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, особенно почитается и называется «маха-прасад». «Маха» на санскритском языке означает большой, огромный, маха-прасад - великая милость. И по-этому каждый должен, кроме всего остального, получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада.

Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего наслаждайтесь им!
Со временем вы, возможно, захотите предлагать Господу еду по всем правилам, установленным в Международном обществе сознания Кришны для тех, кто практикует сознание Кришны у себя дома, а также больше узнать о бхакти-йоге и по-вторении мантры Харе Кришна. Для этого обратитесь в , где вы кроме всего прочего сможете познакомиться с книгами Его Божествен- ной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя и духов- ного учителя Международного общества сознания Кришны, и получить под- робную консультацию.

Успехов!! и Удачи!!! Вам

в построении самых сладких отношений с Господом

Пасха - это ветхозаветное установление. Евреи хотели уйти из Египта, чтобы вернуться на родину. Но фараон, у которого они были в плену, желая обогатиться бесплатной рабочей силой, не выпускал их.

В годы этого плена Господь не раз посылал фараону знамения через раба своего Моисея, чтобы фараон отпустил народ в Землю обетованную. Последнее, что Бог повелел египетскому народу, пока евреи были в их плену, - заклать ангца (то есть ягненка) и его кровью помазать косяки дверей. Сделать это надо было потому, что в ночь должен был прийти ангел-губитель и убить всех первенцев земли египетской. Но если на двери будет кровь агнца, ангел-губитель пройдет мимо дома.

Таким агнцем, но уже в Новом Завете, стал Иисус Христос. «Пасха» как раз переводится как «шествие мимо», шествие мимо смерти. Мы в празднике Воскресения Христова, причащаясь Тела и Крови Ангца Божия, как сам себя называет Христос, становимся помазанными Его кровью. И смерть проходит мимо нас. Пасха - это жизнь вечная, это освобождение от смерти. Христиане нашли тот рецепт, который делает человека бессмертным.

Зачем освящать еду на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Освящение не только еды, но и других материальных вещей, окружающих христианина, - это древняя традиция. Освящая что-то, мы посвящаем это Богу, испрашиваем на это Божие благословение.

На Пасху мы приносим в храм еду. В деревнях в начале XX века вообще все, что выставлялось на стол на Пасху, привозилось в храм, благословлялось, а десятина (десятая часть) оставлялась для нуждающихся. И только после этого люди разговлялись - благоговейно вкушали освященную праздничную еду.

Я думаю, это очень хорошая традиция - на все испрашивать у Бога благословение.

Как поститься перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

В Страстную пятницу - самый строгий пост. По Уставу вообще не положено ничего есть в этот день. Если вы можете это понести по здоровью, попробуйте. Во все остальные дни Страстной седмицы пост тоже строгий, мы вкушаем только растительную пищу, причем без масла.

Когда можно разговляться на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же - после причастия - можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

Если вы по какой-то причине не может встретить Пасху в храме, разговляться можно начинать примерно в то время, когда в храмах заканчивается праздничная Литургия. Чем хороша в этом плане Церковь? Мы и постимся вместе, и разговляемся вместе. То есть все делаем сообща. Это то, чего так не хватает современному миру, - общность.

Как правильно провести день Пасхи? Есть ли вещи, которые нельзя делать?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха - это не 24 часа, а как минимум целая неделя - Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.

Что можно есть на Пасху и можно ли пить алкоголь на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

На Пасху можно есть и пить все, главное, делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков - не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алгоколю. Порадуйтесь веселием духовным.

Можно ли работать на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху? Делать уборку, вязать, шить.

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты - неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.

Что значит, если человек умер на Пасху? Это знак особой милости Божией или наказание?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Если на Пасху или на Светлой седмице умирает верующий человек, для нас это, действительно, признак милости Божией к этому человеку. Народная традиция говорит даже, что тот, кто скончался на Пасху, входит в Царствие Небесное без мытарств, то есть минуя Страшный суд. Но это «народное богословие», догматически все-таки каждый человек будет судим и даст ответ за свои грехи перед лицем Божиим.

Если же в эти дни умирает человек неверующий, то, я думаю, это ровным счетом ничего не значит. Ведь и при жизни Воскресение Христово не было для него знаком избавления от смерти...

Можно ли ездить на кладбище на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Такой традиции не было в Церкви никогда. Она родилась среди людей во времена Советского союза, когда человек был лишен духовного общения и отстранен от Церкви. Где еще было встретиться с загробным миром, о котором говорит Церковь и с верой в существование которого так жестоко боролась власть? Только на кладбище. Ездить к родным на могилки никто не мог запретить.

С тех времен и повелось ездить на кладбище на Пасху. Но сейчас, когда храмы открыты и мы можем пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище к близким в другие дни. Например, на Радоницу - в день, когда по традиции Церковь поминает умерших. Приехать туда пораньше, привести могилки в порядок, посидеть спокойно рядом и помолиться. Подробнее о посещение кладбища читайте .

Как надо приветствовать друг друга на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Пасхальное приветствие - ангельское. Когда Жены-мироносицы пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело распятого Христа благовониями, они увидели там Ангела. Он возвестил им: «Что вы ищете живого между мертвыми?», то есть рассказал, что Спаситель воскрес.

Мы приветствует наших братьев и сестер по вере на Пасху словами «Христос воскресе!» и отвечаем на приветствие: «Воистину воскресе!». Тем самым мы говорим всему миру, что для нас Воскресение Христова - основа жизни.

Что принято дарить на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку вы добавите пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни - Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца - это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо - на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо - символ Пасхи, Воскресения Спасителя.

Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать там, где люди и животные не будут попирать его ногами.

Почему нельзя красить яйца до года?

Как это нельзя? Кто это сказал? Можно и даже нужно приобщать к этому детей. Им и вам от этого будет радость.

Надо очень остерегаться, если в водной фразе какой-то рекомендации следует «а я вот слышал, что… а мне вот сказали…». Это аналогия испорченного телефона получается. Подобные советы до добра не доведут.

Советское время конечно тоже привнесло что-то своё, например, все на Пасху скопом принялись ездить на кладбище, и праздник, который как раз отрицает смерть, ушёл на второй план. Мы уже живём в победе Христовой. Вот это всё, к сожалению, забывается. Начинаются какие-то автобусы, поездки, рюмочки.

Но это не значит, что нужно перестать ездить на кладбище, нет.

Здесь речь идёт о том, что Пасха – это великая радость, поэтому не время грустить, нужно оставить все мирские хлопоты, заботы и посвятить этот день Богу, воспоминанию Его воскресения, победы жизни над смертью. При этом мы можем помолиться о своих родных и всем сердцем разделить с ними эту радость. У Бога мёртвых нет, он дал нам перспективу жизни вечной, и мы надеемся на его милосердие.

Когда нельзя убираться дома перед Пасхой?

Отвечает отец Александр Абрамов

Есть духовная гигиена, она состоит в том, что мы действительно должны стараться на страстной неделе оградить себя от всяких развлечений, рутинных дел, суеты повседневной. Надо больше бывать в храме. И ясно, что желательно навести порядок заранее, чтобы не пропустить важных событий, богослужений Страстной недели .

Но это не носит характер абсолютного запрета, потому что существует жизнь и существует здравый смысл. Проблема в том, что, приходя в церковь люди духовный здравый смысл ещё не приобрели, а повседневный уже отключили и это создаёт такое отличное пространство, для того чтобы забивать голову всякими глупостями.

Можно ли венчаться на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Вопрос носит очень ясный характер, и ответ будет однозначный. Если вы придёте в церковь на Светлой неделе вам скажут, что венчаться нельзя.

Есть установленные Церковью дни, в которые совершается венчание - это понедельник, среда, пятница и воскресенье.

Есть дни недели вне зависимости от времени года, когда венчание не совершается, например, в постные дни или в субботу.

Например, почему не венчают во вторник? Потому что в этом случае первый брачный день выпадет на постный. Ну что это за начало семейной жизни, если первый же день уже сопряжён с ограничениями.

Не венчают в субботу, накануне воскресенья, потому что воскресный день – это малая Пасха и по-хорошему говоря, человек в этот день должен вести религиозную жизнь, а не личную.

Понятно, что очень многие склонны пренебрегать всеми этими традициями церковной жизни, но для того, чтобы пренебрежение не приобрело уж совсем такой дикий характер, в эти дни просто не венчают.

Светлая неделя – это всё как один день Пасхи. Большое празднование Светлого Христова Воскресения. И всё внимание конечно сосредоточено именно на этом.

Поэтому венчание на Светлой неделе тоже не совершается. Таков богослужебный строй.

Это не потому, что церковь гнушается венчаниями или людьми, которые хотят устроить свою семейную жизнь. А просто потому, что это время мы полностью посвящаем празднованию Пасхи – это время всеобщей радости.

Можно ли поминать на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Если говорить о церковном порядке, то первая панихида совершается на Радоницу (день особого поминовения усопших) – это вторник второй недели после Пасхи. Во многих храмах была такая благочестивая традиция - панихидные столы, то место куда ставят свечи, закрывают тканью, показывая тем самым, что у Бога мёртвых нет. И в Пасхальную неделю это особенно ясно. Пасха - самый радостный христианский праздник, она вытесняет из сердец верующих всякую скорбь и печаль.

Как говорит священное писание: « Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых » (Мк., 12:27) . Поминать естественно можно, то есть проговаривать «упокой Господи…» и произносить имя человека, за которого вы молитесь. Как же этого не делать, если мы любим своих родных и близких и желание донести это до Бога конечно есть.

Заупокойные же службы в храме (панихиды) на Светлой неделе полностью упраздняются, так как это время нашей радости о Христе Воскресшем, а не скорби. Но это не значит, что священник не упоминает об упокоении людей за литургией.

Можно ли хоронить на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Если кончина проходится на Светлую неделю, то совершается отпевание особым чином, пасхальным. Особенно трогательное оно относительно младенцев, потому что утверждается их безгрешность и принадлежность к Пасхе сразу.

Можно ли крестить перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Небольшой экскурс в историю.

Интересно, что в древние времена в церкви вообще не крестили индивидуально. Это у нас сейчас такое. Мы переносим потребительские привычки на церковь.

К примеру, мы пришли в поликлинику и нам кажется совершенно диким, что нас примут одновременно ещё с четырьмя людьми. И точно также мы думаем и о крестинах. А раньше крестили совершенно иначе.

Во-первых, крестили не в храме, а как правило, на открытых водоёмах, и выбиралось для этого два или три дня в году. Людей готовили, беседовали с ними, они проходили учения в вере, если речь идёт о взрослых людях и потом либо в Сочельник Рождества, Богоявления (Крещения Господня), либо в Великую субботу всех вместе крестили.

Есть дни, когда неуместно было бы говорить о Крещении, скажем в Страстную пятницу, когда мы целиком сосредоточены на Страстях, страданиях Христовых. Хотя я, просто даже из соображений какого-то благочестия и почитания Бога не стал бы крестить на Страстной неделе.

Но если говорить в целом, то принять таинство Крещения можно в любое время и на Светлой неделе тоже.

Почему нельзя красить яйца на Пасху?

Вообще у нас принято освещать куличи и яйца в Великую субботу, то есть непосредственно перед Пасхой.

Поэтому к этому дню мы готовимся заранее. Но поскольку ситуации в жизни бывают разные, вы можете освятить свои праздничные дары и в сам день Великой Пасхи, это не будет считаться чем то противоестественным. Раньше, ещё до революции куличи и яйца освящали как раз после ночной Пасхальной службы перед тем, как разговляться.

Что касается подготовки к празднику, то желательно сделать всё заранее, чтобы у вас осталось время для самого главного. Чтобы встретить Светлое Христово Воскресение вы могли с радостью, лёгким сердцем, могли придти навстречу с Богом, оставив позади все хлопоты и заботы.

Произошло Великое событие и необходимо об этом помнить, оно должно стать центром всего.

Почему нельзя есть яйца до Пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Светлым Пасхальным дням предшествует Великий пост, когда мы старались воздерживаться по возможности от тяжёлой пиши (животного происхождения), то есть держать себя в неком средоточии, даже можно сказать тонусе, подталкивая себя к внутренней работе. То есть мы не едим не только яйца, но в принципе все продукты животного происхождения, так как соблюдаем пост. Никаких иных суеверных причин не есть яйца нет.

В Великую субботу мы приходим в храм, чтобы освятить яйца, куличи, пасхи, которые станут украшением нашего праздничного стола.

И уже после Пасхальной службы в кругу семьи мы разговляемся, то есть теперь мы можем позволить себе без зазрения совести отведать праздничных яств, но только тоже важно соблюдать меру, не наедаться сразу, так как это очень большая нагрузка для нашего организма .

Мы радуемся, наступил праздник и теперь время пировать.

Что нельзя делать в субботу перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Не существует каких-то однозначных запретов. У каждого человека своя, неповторимая жизнь. Он окутан столькими обстоятельствам и нюансами, что сложно что-либо сказать наперёд. Точно также как невозможно по этой причине никого осуждать.

Но, конечно, стоит помнить, что Великая суббота - день сокровенного замирания. Его еще называют «Суббота покоя».

Мы всё ещё печалимся о смерти Христа. Вспоминаем снятие Его с креста и положение во гроб. В одном из ключевых песнопений этого дня есть слова «Да молчит всяка плоть человеча «.

Но все мы уже стоим на пороге Великого дня и праздника.

Мы ждём того часа, когда можно будет воскликнуть «Христос Воскрес!».

Но сейчас мы должны как бы замереть. Наступает затишье в преддверии чего-то очень значительного.

И конечно, в этот день речь не должна идти о каких-либо весёлых гуляниях или черезмерных хлопотах и заботах.

Нужно всё отложить, по возможности. Быть на Литургии утром. И сохранить тишину и мир в душе до начала пасхального богослужения.

Почему нельзя отмечать день рождения на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Пасха - самый Великий день в году. Торжество жизни. Мы прославляем Спасителя нашего Иисуса Христа, за Его безграничную любовь и доброту, за то что он подарил нам жизнь вечную. И конечно это событие в жизни каждого человека должно стать центральным.

Поэтому отмечание дня рождения не может быть важнее Пасхи.

С другой стороны, никаких запретов на это тоже нет.

Просто нужно помнить о том, что это Светлый день.

И не хотелось бы его омрачать излишним пьянством, к примеру, или другими непотребными вещами.

Потому, что у многих, к сожалению, день рождения ассоциируется именно с тем, что бы загулять по полной программе. И Пасха для этого не самое подходящее время. Даже исходя из уважения к традициям церкви и почитанию Бога.

Можно ли охотиться в Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Если вы охотитесь ради забавы, то однозначно нельзя ни в какой день. Всё-таки это убийство живых существ.

Иногда люди охотятся для того, чтобы просто с голоду не помереть, тогда это допустимо, здесь уже стоит вопрос выживания.

Или, к примеру, когда это вопрос заработка, который также позволяет выживать. Главное, чтобы это не стало меркантильным развлечением.

Что касается именно Пасхальных дней, то любой верующий православный человек, постарается отложить на этот период охоту, если же не находится в условиях экстренных, когда нужно действовать по обстановке.

Можно ли причащаться на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Можно и даже нужно. Только подготовиться к Таинству Причащения стоит заранее. И дело здесь не только в посте, но, главное, в очищении сердца и разума.

Необходимо сходить на Исповедь. Вы можете сделать это в Среду, Четверг или Субботу на Страстной неделе. Но более подробное расписание стоит уточнить в том храме, куда вы ходите прийти.

В любом случае, нужно смотреть по обстоятельствам. Если вдруг, по каким-то причинам, вы не успели подготовиться заранее, то вам стоит спросить благословение на Причастие у батюшки, объяснив свою ситуацию.

С недавнего времени появилось официальное разрешение допускать людей на Пасху к Причастию без исповеди. Но это право всё равно остаётся на усмотрение священника. Потому, что люди все разные.

Главное - не молчите, не слушайте чьих-то сторонних советов, если у вас есть вопрос, то идите непосредственно к тому, кто поможет его разрешить, в данном случае - к священнику.

Можно ли ходить на Пасху на Кладбище?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В жизни Церкви всё очень мудро устроено. Каждая традиция или обряд имеет свой смысл. И для всего в ней есть своё место.

Мы можем поминать своих родных и близких усопших в собственных молитвах, это наше право и, более того, это очень важно и для нас и для тех, чью память мы чтим.

Можно ли беременным ходить на кладбище на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Беременным можно ходить на кладбище, как и всем. Но, согласно Православной традиции, на Пасху не посещают кладбища .

Так как Пасха - это не время для поминовения усопших. Это всеобщая радость, всеобщее ликование и прославление Спасителя нашего Иисуса Христа. Первое поминовение усопших после Пасхи совершается на Радоницу .

Когда можно исповедоваться перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Конечно, на исповедь лучше приходить заранее, не откладывать на последний момент.

Исповедоваться можно будет в Великую Среду, Четверг и Субботу Страстной недели.

Но более точную информацию о времени вам необходимо будет уточнить в том храме, куда Вы собираетесь прийти. Так как в каждом храме свой уклад.

Что надеть на Пасху в храм?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Вы можете подобрать любой наряд по своему вкусу, но важно помнить куда вы идёте. И постараться выглядеть опрятно и не слишком вызывающе.

Можно ли беременным готовить куличи и пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Конечно можно, но только осторожно. В том смысле, что будущие мамы очень уязвимы и им нужно более бережно относиться к своему здоровью. Чтобы слишком не уставать.

А подготовка к встрече Великого праздника - всегда есть дело приятное и радостное.

Можно ли работать в неделю после Пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Работа - дело очень индивидуальное. У кого то есть возможность отпроситься, взять небольшой отпуск на время Пасхальной недели и полностью этот период посвятить Богу. Поближе познакомится с традициями жизни Церкви. Но у кого-то такой возможности попросту нет. Так что здесь сложно занимать какую-то категоричную позицию. В идеале, конечно, хорошо бы в первые дни Светлой недели побывать на еще раз на пасхальной литургии, во многих храмах совершаются крестные ходы всю Светлую неделю. Эта та Радость, лишать себя которой очень жаль.

Что можно делать в Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В принципе, каких-то конкретных ограничений здесь нет.

Закончился Великий пост как период лишений и строгости по отношению к себе.

Настал черёд Великой радости, теперь не время унывать и печалиться.

Делайте то, что приносит вам радость. Общайтесь с близкими и друзьями, делитесь с ними радостью о Христе Воскресшем.

Только не забывайте о самом главном, к чему мы шли через все эти недели Великого поста. Постарайтесь побывать еще хотя бы раз на Пасхальной литургии (во многих храмах также совершается Крестные ходы всю Светлую седмицу) - не лишайте себя этой радости.

Можно ли гадать перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Гадать нельзя никогда. Да друзья, это так.

Что такого плохого в гаданиях, спросите вы.

Во-первых, это неуважение к Воле Божией. Во-вторых, это пренебрежение той свободой, которой Господь наделил каждого из нас от рождения.

Когда мы используем даже шуточное, как нам кажется, гадание, получая ответ, мы себя программируем на определенные действия.

И самое интересное, что это происходит уже неосознанно.

В социальной психологии есть такое понятие как «самореализующееся пророчество». Ребёнку в детстве родители могут навязать какую-то установку, к примеру, «ты неумёха». И это установка будет ему очень мешать по жизни. Бессознательно он будет действовать так, чтобы всячески её подтвердить, заранее обрекая себя на неудачу.

Пройдут долгие годы, прежде чем он попробует разобраться что к чему.

И тут схема очень похожая. Мы узнаём какое-либо предсказание о себе и в этот момент лишаемся свободы выбора, свободы действия, так как всё теперь будет работать на эту установку.

Если вы соотносите себя с миром церкви, вам придётся сделать выбор.

Во что и кому вы верите. Если вы с Богом, то должны Ему доверять, иначе никак.

Освященная пища начинается с покупки продуктов. Для освящения никогда не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь.

Т.к. это продукты в гуне невежестве, они не могут давать , которая, как известно, в гуне благости. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.

Готовить лучше всего, стоя на восток. Поскольку, еда готовится для , прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о нем. Все ваши мысли передаются еде.
Итак, берется еда, которую вы готовили в кастрюле, на медленном огне. Желательно всегда готовить на медленном огне, медленный огонь всегда самый вкусный. И когда еда готова, во время приготовления еды ее не пробуйте. Многие спрашивают: «Как это?», но оказывается, что если готовить в правильном умонастроении и отмерить все, как полагается – то ее пробовать не надо. Так вот еда не пробуется, и после того, как вы приготовили еду, вы кладете ее в специальную тарелочку. Эта тарелочка должна не использоваться ни для каких других целей кроме как для освящения. Потому что, как и у посуды, и у еды – у всех есть тонкое тело. Вот эта тарелочка должна быть абсолютной новой и чистой, красивой. Самой красивой тарелочкой в вашем доме. Ее можно купить отдельно.
Затем вы подносите еду к алтарю, где должно быть хотя бы одно изображение Бога или идола. Ставите перед идолом или изображением, и говорите специальную мантру (колославу). Эта мантра читается быстро, несколько раз и во время чтения колокольчиком звонят, потому что колокольчик привлекает благоприятное влияние.
Сначала предложить еду Богу, который нам ее дал. И в этот момент, когда вы предлагаете еду Богу, читаете эту мантру, оставляете ее на 10-15 минут, в крайнем случае, если вы уж очень спешите, ну хотя бы на 5 минут. И если вы готовите с любовью то тогда в течение этих 10-15 минут после того, как Бог попробует эту еду, она становится нектаром. Этой едой можно лечить других людей. Энергия этой еды становится очень возвышенной, чистой, и через 10-15 минут вы можете просто забрать эту тарелочку и остаток, вернее то, что в ней находится, положить обратно в кастрюлю. И после этого раздавать. Ложку, которую вы предлагаете – желательно чтобы была чистая.

Ваш самый главный гость в доме, это – Бог. И если вы ему даете с любовью, то, соответственно, вы и получаете в тысячу раз больше.
Если еда освящена, то желательно ее после этого не выкидывать. Если даже вы не доели, лучше отдать птичкам, животным.
После освящения – это совместная трапеза. Это очень важный момент. Оказывается, для того, чтобы семья была сплоченной – дети, родители хотя бы раз в день должны кушать друг с дружкой. Это очень сближает. Это дает чувство общности. Так же, хотя бы раз в неделю нужно кого-то привести в дом и угостить, накормить.
Если вы с тарелки мужа что-то взяли, когда он уже покушал, вы получаете его позитивную карму. Но если муж с вашей тарелки взял – наоборот, он негативную карму получает. Дело в том, что должен доедать тот, у кого считается более низким сознанием за тем, у кого более высоким.
Также важно, чтобы во время еды, место, где мы находимся, оно было достаточно чистым – и с энергетической точки зрения, и с физической, т.е. чтобы оно было красивым. Очень важно, чтобы были цвета определенные, т.е. желательно, чтобы были такие теплые, нежные цвета.

Колославы перед употреблением пищи

Вариант 1
Силой родных Богов и трудом человеческим пища прибывает, тела и души Дажбожьих Внуков благословляет, стремлением святости освящая. На добро и счастье Детям Сварожьим, пищу имея, требу даем, Роду Великому славу творим! Слава Родным Богам!

Вариант 2
Слава Родным Богам, за пищу нашу насущную, коя нам на радость и детям нашим на жизнь достойную. Просим Богов Родных пищу освятить, и угостить Предков наших, чтобы воцарился мир и согласие между Родом Небесным и родом земным. Слава Родным Богам!

Вариант 3
Славим Богов Родных, за пищу ежедневную, Что даруют нам создавать труды вдохновенные,
Просим пищу сию освятить Светом Изначальным наполнить на добро и счастье нам
И Предков светлых угостить! Слава Родным Богам!

Вариант 4
О Прародитель, проявляющийся в образе Свентовита, Сварога, Перуна и Даждьбога, Макоши, Лады, Слава Тебе!
Благослови сию пищу, чтоб пошла она нам на пользу. Аум (Ом).

Вариант 5
Славься Пращур-Род, Род Небесный, благодарим Тя за трапезу нашу, за хлеб-соль, что даруешь Ты нам для питания телес наших, для питания Души нашей, для питания Духа нашего, да будет крепка Совесть наша и да будут все деяния наши, да во Славу всех Предков наших и во Славу Рода Небесного. Так бысть, тако еси, тако буди!

Как должна освящаться еда?
Берется еда, которую вы готовили в кастрюле, на медленном огне. Желательно всегда готовить на медленном огне, медленный огонь всегда самый вкусный. И когда еда готова, во время приготовления еды ее не пробуйте.

Многие спрашивают: «Как это?», но оказывается, что если готовить в правильном умонастроении и отмерить все, как полагается – то ее пробовать не надо. Так вот еда не пробуется, и после того, как вы приготовили еду, вы кладете ее в специальную тарелочку.

Эта тарелочка должна не использоваться ни для каких других целей кроме как для освящения. Потому что, как и у посуды, и у еды – у всех есть тонкое тело. Вот эта тарелочка должна быть абсолютной новой и чистой, красивой. Самой красивой тарелочкой в вашем доме. Ее можно купить отдельно.

Есть даже специальные тарелочки такие продаются, специально для освящения еды. Так вот, берется тарелочка. Если, допустим, вы готовите много блюд, можно много маленьких тарелочек, они не должны быть большие, меньше даже может быть, чем блюдце. И вы можете поставить на подносик много тарелочек.

Если вы, допустим, приготовили 10 блюд, от каждого блюда вы ставите тарелочку. Если это одна тарелочка – значит, одну тарелочку.
Затем вы подносите это к алтарю домашнему, если у вас есть алтарь, но хотя бы одна икона или изображение Бога обязательно в доме должны быть. Если в доме нет ни одного изображения Бога, вообще ни одного – это очень для дома опасно. У кого нет – должны просто подумать, к какой религии вы относитесь – это ваше дело.

Принцип ведический он подходит ко всем религиям, если вы – христианин, пусть это будет христианская икона. Если вы ведами занимаетесь – там может быть изображение ведического Бога. Но факт есть факт. То есть изображение Бога обязательно в доме должно быть.

И вы подносите к алтарю или где у вас находится икона, ставите перед этой иконой или изображением, и говорите специальную…В Ведах есть специальная мантра, ведическая. Эта мантра, она читается быстро, несколько раз и во время чтения колокольчиком звонят, потому что колокольчик привлекает благоприятное влияние.

Есть, вы знаете, ангелы, есть привидения, есть хорошие силы, есть негативные. Так вот когда вы звоните колокольчиком, то привлекаются хорошие энергии, ваша еда заряжается хорошей энергией. Колокольчики лучше металлические. А если, допустим, вы не ведическую мантру хотите использовать, можете использовать, есть специальная христианская молитва тоже для еды, в любой религии это есть. Это очень возвышенная практика.

Как можно освящать пищу дома?

Сначала предложить еду Богу, который нам ее дал. И в этот момент, когда вы предлагаете еду Богу, читаете эту мантру или молитву, оставляете ее на 10-15 минут, в крайнем случае, если вы уж очень спешите, ну хотя бы на 5 минут, дайте покушать ему, тому, кто, в-принципе, нам всю эту еду дал. И оставляете. И если она сделана была с любовью, то есть вы готовите с любовью для того, кто в общем-то нас обеспечил всем.

То тогда в течение этих 10-15 минут после того, как он попробует эту еду, эта еда становится нектаром. Этой едой можно лечить других людей, это в прямом смысле этого слова. Энергия этой еды становится очень возвышенной, чистой, и через 10-15 минут вы можете просто забрать эту тарелочку и остаток, вернее то, что в ней находится, положить обратно в кастрюлю.

И после этого раздавать. Значит, ложку, которую вы предлагаете – желательно тоже, чтобы была такая чистая. Вы с этой тарелочки никогда не едите.
Как можно освящать пищу дома?
Ваш самый главный гость в доме, это – Бог. И если вы ему даете с любовью, то, соответственно, вы и получаете в тысячу раз больше. И точно также как гостю вы самое лучшее предлагаете, тоже самое для Бога — еда должна быть приготовлена из самых хороших продуктов, из чистых, не из какой-то там, допустим, картошка сгнила, вы, допустим, вырезали одну четвертую, а три четвертых выкинули.

Вот из таких продуктов не нужно готовить. И если еда освящена, то желательно ее после этого не выкидывать. Если даже вы не доели, лучше отдать птичкам, животным. Допустим, если в кастрюле осталось, можно угостить кого-то, но еду желательно никогда не выкидывать, вот просто так в мусорное ведро.

Ну, понятно, если она там скисла или что-то случилось – это другое дело. Но так еда это очень неблагоприятно. Кроме этого, очень хорошая практика – обязательно кого-то угостить. Это залог того, что вы никогда не будете голодать. Потому что для очень многих людей чувство безопасности – это когда у них всегда есть что-то покушать. Это нормально, это для человеческой психики нормально.