Основные разделы философии аристотеля. Философия Аристотеля, ее основные идеи. Учение о четырёх причинах

Аристотель - лучший ученик Платона. Но ему удалось выбраться из-под крыла великого учителя и создать свою философскую систему. кратко и понятно излагает основные принципы бытия. Его учение можно разделить на несколько крупных тем.

Логика

Его трудами по праву гордится Аристотель ввел понятие категория. Всего он выделил 10 категорий - основных понятий, необходимых для познания. Особое место в этом ряду занимает понятие сущность - то, чем предмет является на самом деле.

Только оперируя категориями, можно создать высказывания. Каждое из них обретает свою модальность: случайность, необходимость, возможность или невозможность. возможно только в том случае, если оно отвечает всем законам логического мышления.

Высказывания, в свою очередь, приводят к силлогизмам - логическим выводам из предыдущих высказываний. Таким образом, из уже известного, рождается новое знание, добытое путем логического рассуждения.

Метафизика

Метафизика - философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.

  1. Сама материя.
  2. Идея предмета.
  3. Возможности, скрытые в предмете.
  4. Результат акта создания.

Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.

Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.

Физика

Философия Аристотеля кратко и понятно описывает мир. Основой всего в мире являются 4 традиционные стихии. Созданы они на основе противоположностей: сухое - влажное, теплое - холодное. Теплые стихии - огонь и воздух. Теплые стремятся наверх, а вода и земля - вниз. Из-за этого движения в разные стороны, они смешиваются, образуя все предметы.

Аристотель представлял себе вселенную гелиоцентрической. Вокруг земли по орбитам вращаются все планеты, а также, солнце и луна. Далее расположены неподвижные звезды. Они являются живыми существами, стоящими на порядок выше человека. Все это окружено сферой, заполненной божественной стихией - эфиром. Эта система представлений о мире была огромным шагом вперед, по сравнению с более древними представлениями.

Природа и душа

Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает все разнообразие бытия на нашей планете. Он выделял 3 вида души. Растительная - низшая ступень, ее цель только питание. Животная - чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая - высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела.

Исходя из идеи о развитии, весь природной мир тоже стремится перейти на новый уровень. стремится перейти в растения, растения в животных, животные в человека, человек в бога. Это развитие проявляется в том, что жизнь становится все ярче и разнообразнее. Происходит своеобразная эволюция души в стремлении к совершенству. Так, душа, достигшая наивысшей точки, сливается с богом.

Этика

Знание того, что есть добро, еще не является добродетелью. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает, Тягу к добру можно создать только посредством многочисленного повторения упражнений, направленных на то, чтобы акт добра стал совершаться неосознанно.

Добро - это господство разума над низшими страстями. Важнее всего - не впадать в крайности. Наслаждение должно вызываться не порочными действиями, а осознанием своей нравственности.

Главная ценность - это справедливость. Каждый человек должен стараться сделать все для блага своего государства. Основой государства является семья. Главой ее неоспоримо является мужчина, но женщина при этом не лишается свободы в быту. Дети обладают меньшими правами и обязаны подчиняться во всем воле главы семьи.

Хотя Аристотель много говорил о ценности свободы, рабство он считал правомерным. Дикие люди ставились им чуть ли не вровень с животными, неспособными развить добродетели. А чтобы эти добродетели могли развивать граждане Греции, им нельзя работать физически.

О том, в чем заключается философия Аристотеля написано много книг. Но основные положения можно изложить достаточно кратко. Его представление о мире и природе полностью соответствовало его времени и даже в чем-то было передовым.

Достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Аристотель родился в Стагире, на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа II. Вместе с семьёй молодой Аристотель жил некоторое время вблизи царских чертогов в Пелле, наблюдая придворную жизнь. Восемнадцати лет отроду, став сиротой, в 366/365 г. он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию . Аристотель оставался в стенах Академии вплоть до смерти Платона.

С 343/342 г. начинается новый период жизни Стагирита. Его требует ко двору Филипп Македонский и поручает ему воспитание своего наследника Александра, человека, судьбой уготованного перевернуть новую страницу в истории Греции. Мы не так много знаем об отношениях между этими великими людьми, полководцем и философом, коих фортуне угодно было связать. Известно, что Аристотель разделял идею объединения греческих городов под македонским скипетром, но вряд ли он принимал идею эллинизации варваров. При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока Александр не взошёл на трон, т.е. примерно до 336 г. Наконец, в 335/334 г. Аристотель вернулся в Афины, где снял в наём несколько зданий вблизи храма в честь Аполлона Ликейского, откуда пошло наименование школы - Лицей. В Лицее, противопоставлявшем себя на какое-то время Академии, прошли наиболее плодотворные годы Стагирита, годы завершения и систематизации его философских представлений.

Аристотель - ученик Платона , но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. С точки зрения Аристотеля, начало познания - это чувственный опыт. После чувств идут память, ум и общие выводы. Аристотель говорил, что платоновская теория идей нам ничего не даёт, она не объясняет существование вещей. Если идеи принадлежат к другому типу реальности, если идеи неосязаемы, то они не могут влиять на вещи. Идеи не позволяют объяснить бытие вещей. Если следовать Платону, то мы должны иметь идею, относящуюся к каждому роду, виду, классу вещей. Получается, что идей столько же сколько и вещей, а может быть, даже и больше. Мир идей - это другое название знаний о мире вещей. Идеи удваивают мир вещей.

По Аристотелю, самостоятельным существованием обладают единичные, конкретные вещи. Каждая вещь выступает как единство материи и формы. Материя - это то, из чего состоит вещь; форма - это определённость вещи. Материя может принимать разные формы, материя - это потенциальная возможность быть чем-то. Сама по себе материя неопределённа, эту определённость ей сообщает форма. В мире есть иерархия форм. Например, есть минералы и вода. Их используют растения, которые являются более высокой формой. Неживое есть форма для построения живого. Над растениями стоят травоядные животные. Растения уже становятся материей для них.


В природе, как отмечает Аристотель, есть изменение, рост, развитие, которые должны иметь свою причину. Эти причины бывают четырёх видов: материальные, формальные, движущие и целевые. Движущая и целевая причины сводятся к формальной причине или просто к форме. Все естественные процессы и все разновидности осмысленной человеческой деятельности направлены на осуществление некоей цели. В природе ничего не происходит бесцельно, эта цель есть та форма, которая должна быть достигнута в результате происходящих изменений. Цель предметов не навязывается им извне, а заключена в них самих. Цель жёлудя заключается в том, чтобы прорасти и стать дубом. Цель ребёнка - стать взрослым человеком. Это означает, что цель сводится к форме, подлежащей осуществлению.

Бытие, по Аристотелю, составляет не только то, что существует некоторым определённым образом, но и то, к чему всё причастно - существование как таковое, совпадающее с миром в целом. Мир вечен. Первопричиной и перводвигателем мира является Бог . Бог это высший разум. Он венчает иерархию форм и не нуждается в материи. Отсюда можно заключить, что Бог вечен. Он является всеобщей целью и воздействует на мир самим фактом своего существования. По Аристотелю, перводвигатель должен быть неподвижным, так как движение означает изменение, а изменяется только то, что несовершенно. Бытие Бога мы можем вывести путём рассуждений над иерархией материальных форм.

Высшее существо в материальном мире - это человек, который использует в качестве материи для обеспечения своей жизнедеятельности минералы, воду, растения и животных, т.е. они служат материей для человека. У растений есть вегетативная душа, животные обладают более сложной душой, связанной с чувствами, желаниями и т.д. Человек же характеризуется самой высшей душой, которая также включает в качестве составляющей ум. Ум - отличительная черта человека. Бог - это наивысшая действительность, и поэтому он может рассматриваться как чистый и абсолютный ум. Ум, вообще говоря, может быть теоретическим и практическим. Теоретический ум нацелен только на познание. Бог в качестве теоретического ума направлен только на самого себя и является умом созерцательным. Такое понятие Бога лишено религиозного содержания и выражает лишь абсолютную сущность.

Природа каждой вещи состоит в том, чтобы сполна осуществить свою форму. Каждая вещь движется к своей зрелости, достигнув её, вещь начинает разрушаться. Такова судьба всех вещей в подлунном мире, где всё существующее обречено на гибель. В этом мире все вещи состоят из четырёх элементов: воды, земли, воздуха и огня. Но есть и высший элемент - эфир , из которого состоят небесные тела, которые характеризуются совершенством и вечностью. В надлунном мире никакая сила для движения не нужна.

В философии Платона природе уделялось мало внимания. Философская позиция Аристотеля более реалистична, он больше внимания уделял научным вопросам. Земля, по Аристотелю шарообразна. К данному выводу он пришёл, исходя из наблюдения затмения Луны. Она находится в центре мироздания в состоянии неподвижности. Границей мироздания является звёздное небо, за которым находится Бог. Аристотель - создатель логики. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»).

Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Ему принадлежит работа «История животных», где описано почти 500 видов различных животных. Аристотель считал, что развитие человека должно быть гармоничным. Образование личности должно быть направлено на выработку умения избегать крайностей и соблюдать меру во всём. Платон считал, что добродетели считаются врождёнными, мы их получаем от мира идей. Аристотель с этим не соглашался. Добродетель должна воспитываться в человеке. Аристотель основоположник политологии.

Он выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Неоспорим его вклад в развитие этики и эстетики, биологии, психологии и целого рядя других наук. Для многих последующих поколений образованных людей Аристотель стал образцовым философом и учёным. Аристотель мыслил бытие как пирамиду, в которой высшая ступень является целью для нижней. Подлинное бытие постигается умом, а не чувственным опытом. Философия Аристотеля - это здравый смысл, он занимал позицию «золотой середины» во всём.

Философия Аристотеля завершает классический этап древнегреческой философии.

Министерство образования Московской области

Московский Государственный Областной Университет

Факультет – юридический

Специальность - юриспруденция

Контрольная работа

по дисциплине : Философия

на тему: Философия Аристотеля

выполнила: студентка первого курса

Лободедова Ю.Е.

научный руководитель: Горбунов А.С.


Жизнь Аристотеля

Классификация наук

Метафизика, или «первая философия»

Форма и материя

Причины бытия

Перводвигатель

Учение о душе

Этика и политика

Библиографический список


Жизнь Аристотеля

Аристотель родился в полисе Стагира в семье известного врача Никомаха в 384 году до нашей эры. Его отец был придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени посвятил естественно - научным занятиям.

Семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. Он оставался там до самой смерти учителя – двадцать лет, сначала как ученик, а затем и преподаватель. В Академии он быстро выдвинулся среди других академиков, причем в силу своей одаренности он не стал простым продолжателем платоновских идей. У него возникали теоретические расхождения с учителем, еще при жизни Платона он выдвигал самостоятельные идеи, с которыми Платон не соглашался. В конце концов Аристотель создал свою оригинальную философскую систему, которая вовсе не была похожа на платоновскую. Именно Аристотель произнес знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

После смерти Платона Аристотель покинул Афины, жил в различных греческих полисах, а 343 г. до н.э. Филипп Македонский пригласил его воспитателем к своему тринадцатилетнему сыну Александру – будущему прославленному полководцу, чья держава раскинется до самой Индии. Когда Александр стал царем Македонии, Аристотель вновь вернулся в Афины.

К этому времени Аристотель написал много трактатов на различные темы: «О философии» (этот диалог до нас не дошел), «Протрептик» (какова была литературная форма этого произведения, неизвестно), «Методика» (это сочинение в 8 книгах до нас не дошло), «Метафизика», «О душе», «Категории», «Физика», «Риторика», «Политика», «О небе» и др. Стиль мышления Аристотеля совсем не походил на платоновский. Это был не мечтатель, не поэт, не творец мифов, это был человек с систематическим складом ума, естествоиспытатель. Он занимался разными науками, создал первую классификацию живых существ, положив начало биологии, изучал человеческие эмоции и стал основателем психологии, сформулировал основные законы логики, которые и до сих пор преподаются в школах и университетах и т.д. Один только перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области знания того времени, но и произведена его классификация, - впервые из философии как таковой были выделены специальные науки. Аристотель строил науку как единую систему.

Поэтому, неудивительно, что он, по примеру своего учителя. Тоже основал в Афинах школу, получившую название Ликей. Все современные лицеи ведут свою историю именно от школы Аристотеля, посвященной Аполлону Ликейскому (отсюда и название). Школа располагалась в саду и Аристотель имел обыкновение беседовать с учениками, прогуливаясь по дорожкам. Поэтому Ликей прозвали перипатетической школой, а учеников

Аристотеля – перипатетиками, что в переводе с греческого означает «прогуливающиеся».

Скоропостижная смерть Александра Македонского вызвала во многих греческих городах антимакедонские волнения. Аристотель, связь которого с македонским двором была очевидна, был обвинен в богохульстве. Не дожидаясь суда, он переда управление Ликеем одному из своих последователей, уехал из Афин и в 322 г. до н.э. умер.

Классификация наук

Аристотель разделял науки на три части – теоретические, практические и творческие, а инструментом, с помощью которого ведется научное исследование, он считал логику. Целью теоретических наук является истина сама по себе, познание ради познания, потому они свободны и бескорыстны, в отличие от практических наук. Целью творческих наук является создание прекрасного.

Теоретическая деятельность представлена тремя дисциплинами: физикой, математикой и первой философией (или метафизикой).

Метафизика или «первая философия»

Философией в античности называлось любое теоретическое знание, но Аристотель впервые попытался выделить предмет собственно философии. Он называл ее «первой философией». В отличие от физики, изучающей реальный мир наблюдаемых предметов, и математики, которая имеет дело с абстракциями в человеческом мышлении, «первая философия» занимается принципами бытия. Ведь Аристотель – все-таки ученик Платона, поэтому для него тоже было очевидно, что видимые явления и предметы суть проявления неизменных духовных сущностей, что мир, кроме «поверхности», имеет «подкладку», и вот изучением этой «подкладки» и должна по его мысли заниматься «первая философия».

А при чем здесь слово «метафизика» ? Дело в том, что в середине І века до н.э. в городе Александрии ученый Андроник Родосский отредактировал сохранившиеся аристотелевские сочинения и собрал их в книги. Получилось так, что несколько близких по тематике фрагментов он соединил вместе и поместил в книге вслед за разделом «Физика». Так и появилось слово «метафизика» - по-гречески это означает «то, что идет за физикой». Но поскольку эти собранные воедино отрывки говорили о предмете «первой философии», термином «метафизика» стали обозначать учение о вечных началах и принципах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых предметов и постигаемых только с помощью разума.

Форма и материя

Аристотель считал, что нет никаких доказательств существования двух миров, мир один, но в нем есть место и общему, и единичному.

Вещи вокруг нас материальны. Но материя вещей оформлена, и благодаря форме мы отличаем медный шар от медной статуи, хотя они и сделаны из одного вещества. Более того, форма вечна, и не зависит от своего конкретного воплощения в предмете.

Аристотель был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма . Форма – неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть, а не наоборот. Форма выступала у Аристотеля в качестве общего, а конкретные ее воплощения, вещи – в качестве единичного. Аристотель, как и Сократ с Платоном, не отрицал, что научное знание должно быть знанием не отдельных предметов, а знанием общего, но это общее находилось для него не вне вещей (как у Платона), а в самих вещах: знание должно быть направлено на изучение формы вещей .

Если для Платона весь наш мир представлялся только тенью мира идей, то для Аристотеля, действительно, существовали не идеи, а отдельные единичные вещи, - не «идея лошадности», а вот эта, живая, стоящая перед нами лошадь, не «львиность», а лев.

Причины бытия

Аристотель называл четыре условия существования нашего мира, предметов в нем:

1) материальную;

2) действующую;

3) целевую;

4) формальную.

Понять их соотношение легче на примере. Например, как мог возникнуть глиняный горшок? Во-первых, необходима глина, из которой можно сделать горшок (материальная причина). Во-вторых, нужен гончар, который из этой глины вылепит горшок (действующая причина). В-третьих, гончар должен иметь цель, ради которой он возьмется за работу, например, продать горшок или сварить в нем похлебку (целевая причина). Но даже если есть и глина, и гончар, и цель – этого мало. Гончар не сможет создать горшок, если не будет знать, как он выглядит, какова форма горшка (формальная причина).

Две причины из перечисленных выше являются вечными: формальная и материальная. Любая вещь – это неразрывное единство формы и материи . Не только форма вечна и не меняется с разрушением отдельных горшков, но и материя тоже вечна, она лишь переходит из одного состояния в другое, от одной формы к другой, - иначе нечего было бы оформлять. Приоритет Аристотель отдавал формальной причине. Ведь материя, с его точки зрения, - неопределенный, лишенный формы субстрат, пассивный материал для оформления. Поэтому формальная причина бытия – самая важная, ведь форма является обязательным условием существования вещей, их сущностью. Все возникающее возникает лишь постольку, поскольку становится определенным, оформляется. Материя – только возможность, как медь является возможностью и для медного шара, и для монеты, и для статуи. Возможность превращаться в действительность (в шар, монету, статую) только при оформлении.

Таким образом, главной проблемой метафизики Аристотеля стала проблема соотношения формы и материи.

Перводвигатель

Аристотель вводит в свою систему перводвигатель, который вносит движение в мироздание. Причем сам перводвигатель неподвижен (иначе пришлось бы объяснять, откуда взялось движение в перводвигателе). По сути, этот перводвигатель у Аристотеля – Бог, а заодно и «форма всех форм». Именно эта идея привела затем к тому, что аристотелевская философия была принята как «официальная» философия католической церкви, а сам Аристотель объявлен предтечей христианства. Аристотель был даже канонизирован католической церковью.

Физика

К физике Аристотель относил все естественно-научные вопросы – от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии. Земля, по Аристотелю, шарообразна, это центр Вселенной, ограниченный в пространстве и бесконечный во времени; вокруг Земли вращаются небесные сферы, в которых закреплены планеты со звездами. Те сферы, что находятся к Земле ближе Луны, - это подлунный мир, дальше – надлунный мир. Эта аристотелевская картина космоса была позднее воспринята христианскими учеными и господствовала на протяжении всего Средневековья.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии. Основной труд – «Метафизика»:

Аристотель разработал учение о сущем и сущности. Сущее – совокупность единичных предметов, а каждое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; - ключ к пониманию сущего.

Аристотель разработал учение о четырёх первоосновных и высших причинах. Любая вещь обладает всеми четырьмя причинами:

1) Материальная причина – то, из чего сделана вещь;

2) Формальная причина – что это есть?

3) Движущая причина – откуда начало движения;

4) Целевая причина – ради чего сделана вещь.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект - 9 предикатов.

На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, и второй сущности - бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три - время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

Потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Классификация философии, данная Аристотелем

Теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

Практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

Поэтическую,

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

Растительная душа;

Животная душа;

Разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

По биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

Отличается от животных наличием мышления и разума;

Имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Аристотель выделяет шесть типов государства:

Монархия;

Тирания;

Аристократия;

Крайняя олигархия;

Охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

1 внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

2 дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

3 выделил 10 философских категорий;

4 дал определение бытия через категории;

5 определил сущность материи;

6 выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

7 внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

Философия Аристотеля кратко

Великий философ Аристотель вкратце

Введение

Философия Аристотеля родилась из его стремления трансформировать сократо-платоновскую философию познания в объясняющую окружающий мир теорию. Отправной точкой его философии, являлась убеждённость в том, что цель науки можно достичь лишь указанным Сократом способом — посредством состоящего из понятий познания. Он относил себя к платоновской школе именно вследствие этой убеждённости. Однако Аристотель превзошёл Платона, так как осознал, что учение об идеях не может в полной мере объяснить практическую действительность. С точки зрения Аристотеля идеи не могут рассматриваться в отрыве от явлений воспринимаемой действительности. Он считает, что идеи надлежит рассматривать как сущность, определяющую содержание вещей и изначально находящуюся в них.

Бэкон полагал, что основной целью Аристотеля было опровергнуть философов прошлого, и что именно для этого он рассматривал их учение. На деле же критика Аристотеля достаточно сдержанна и беспристрастна, так как он стремится не исказить мысли великих философов прошлого, но дать им верную трактовку.

Взгляды Аристотеля на материю и её формы
В аристотелевской философии форма и материя — основы, дающие начало всем вещам. Сталь — материя относительно меча, из которой его выковывают, при этом сталь является формой для элементов её образующих.
Взгляды Аристотеля на строение мира чем-то схоже на китайскую концепцию единства противоположностей инь-ян, а также на концепцию 5 первоэлементов, образуемых различным сочетанием этих противоположностей. Иными словами, Аристотель называет основой мира первоматерию, образованную противоположностями тепло-холод и сухо-влажно. Соединяясь в разных вариациях эти свойства, порождают 4 первоэлемента — воздух, огонь, воду и землю. К ним Аристотель добавляет новый элемент — эфир, образующий небо и небесные тела.

Эти элементы, как и всё в природе, постоянно двигаются и изменяются. Движение это, Аристотель подразделял на такие формы, как:
1. по сути (рождение и смерть);
2. по качеству (трансформация);
3. по количеству (больше и меньше);
4. по расположению (изменение положения в пространстве).

События в природе
По аристотелевской философии, каждое событие в природе включает в себя цель своего возникновения. В философии существует такое понятие, как теология (от греч. «talos» - цель). Согласно этому понятию всё в мире имеет цель. Рассматривая это понятие, Аристотель пришёл к умозаключению, что форма существует прежде материи, примерно как чертёж архитектора появляется раньше, чем само здание.
Также Аристотель выводит понятие некоего космического разума, который является первопричиной всего и приводит мир в движение, как мы заводим часы. Однако при этом Аристотель не даёт ему никакой этической оценки, а связывает с движением небесных тел.
Платон полагал, что первична идея, а Аристотель считал, что невозможно существование идеи без материи к ней относящейся.

Логика и познание
С точки зрения Платона познание возможно либо через чувства, либо посредством ума. С точки зрения аристотелевской философии познание тоже возможно посредством чувств, однако, объективно знание невозможно постигнуть посредством одних лишь ощущений, так как мир постоянно меняется, а формой абсолютного знания являются только те понятия, которые способны полностью постигнуть суть вещи.
Аристотель смог сформулировать теоретические аспекты мышления, применив три категории: понятие, суждение, умозаключение. Причём он разделял знание на два типа: точное знание и мнение. Точное знание возможно получить только с помощью логики.
Считается, и не без оснований, что именно Аристотель сформулировал основные положения формальной логики. Согласно Аристотелю, логика — это приход к одним умозаключениям от других согласно их логической форме. Он исследовал терминологию логики, теорию выводов, обоснований, логических действий и пришёл к тому, что смог вывести основополагающие правила мышления.

Сформулированные им принципы логики гласят:
1)принцип схожести — понятие не должно менять значение в ходе рассуждений;
2)принцип противоречия — не противоречь сам себе;
3)принцип исключённого третьего — «истинно либо рассуждение А либо рассуждение В и третьего не дано».

Этические взгляды в философии Аристотеля
Название этики происходит от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей. Само это название принадлежит Аристотелю, так, трактат «Никомахова этика» адресованный сыну был посвящён этике.
Согласно Аристотелю благо — это цель, желание человека, а так как люди разные, то и понятии блага для каждого своё, например, для грубого человека благо заключается в удовольствиях, для мудреца в познании, а для честолюбивых благо заключается в славе.

Изучив неудачный опыт Платона в плане создания совершенного государства Аристотель пришёл к выводу, что нравственность и морально-этические качества следует воспитывать с раннего возраста. Согласно его воззрениям образование должно дать знания, с помощью которых человек сможет различить ложное и истинное, а нравственное воспитание позволит отличить добро от зла.

Также Аристотель вычленил 11 этических качеств, нужных для развития гармоничной личности. Это такие качества как: мужество, достоинство, скромность, великодушие, искренность, предупредительность, постоянство, доброжелательность, беспристрастность, честолюбие, доброта, благородство. Согласно Аристотелю нравственным можно назвать человека, который применяет разум, используя добродетели.

Политика в философии Аристотеля
В аристотелевской философии главной целью нравственного развития провозглашается государство, при этом основой государства считается семья. Отношения в семье по Аристотелю должны быть такими: глава семьи муж, но это не должно ущемлять жену в бытовых вопросах. Также согласно аристотелевской философии власть мужа над детьми должна быть больше чем власть над женой. При этом философ оправдывает рабство и вменяет рабам покорно выполнять приказы хозяина, так как, по его мнению, племена варваров в отличие от эллинов являются существами низшего сорта.

Разрастаясь, семьи начинают образовывать общины, а общины, объединяясь, образовывают государство. Высшая цель государства — счастье всех граждан, однако, так как счастье может дать только добродетель, то государство обязано воспитывать в своих гражданах добродетельность и нравственность. Исходя из этого государство — это сообщество людей, объединённых для общей нравственной деятельности с тем, чтобы выработать идеальное жизненное устройство.

Труд Аристотеля «Политика»
В своём труде «Политика», посвящённом политическому устройству, Аристотель выступает против крайнего идеализма, также он пропагандирует частную собственность, воспитание юношества, а также считает, что для выработки добродетели и нравственности людям нужен досуг, а значит, физическую работу стоит переложить с полноправных граждан государства на рабов.

Также в «Политике» Аристотель описывает три основные формы устройства государства: монархия (власть одного человека), демократия (управляет народ) и аристократию (государством управляет группа избранных граждан). Помимо этого он указывает, что каждая из трёх указанных форм государственного устройства имеет свои преимущества и недостатки. Причём, если начинают преобладать недостатки, то каждая из форм превращается в свою «неправильную» версию. Так, монархия вырождается в тиранию, демократия во власть толпы или охлократию, а аристократия превращается в олигархию.

Философ также упоминает три основные социальные группы: очень богатые, зажиточные и очень бедные люди. При этом он враждебно относится к первой и третьей социальной группе, так как они антагонистичны по своей сути и при достижении перевеса той или иной группы устанавливается соответствующий государственный строй (олигархия или же охлократия).

С особенной враждебностью Аристотель относится к очень богатому социальному слою. По его мнению, эта прослойка стремиться не к счастливой жизни, а к жизни вообще, делая своей целью наживу и нарушая при этом все и всяческие законы. По мнению философа идеальным является такое государство, в котором средний социальный слой представлен в подавляющем большинстве. Самое же главное при этом не давать ни одному гражданину чрезмерных прав и власти. Заслуживает внимания мысль философа о невозможности создать совершенное государство, не создав совершенных граждан.

Значимость Аристотеля для потомков
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что заслуга Аристотеля заключается, не только в дополнении философских идей Платона материалистическим взглядом на происхождение и устройство мира, но и в формировании фундамента философской науки. При этом стоит отметить, что и Аристотель и Платон намного опередили своих современников. Особо стоит упомянуть труды Аристотеля, посвящённые политическому устройству, которые можно смело назвать актуальными и сейчас, в частности заслуживают внимания мысли философа относительно чрезмерной власти в руках какой-либо социальной прослойки общества. Восхищает и то, что философия Аристотеля пронизывает буквально все его исследования: от физики и метафизики, до этического воспитания и политического устройства.

Но не только в философии и политике известны труды Аристотеля, немало он сделал и для литературы, описав еще в античности все актуальный и сегодня роды литературы. По сути, им было создана система родов и жанром в том виде, в котором она существует и поныне, за это один из великих мыслителей также заслуживает отдельной благодарности.

Еще мнение по поводу гениального философа

Среди разнообразных учений античного мира философия Аристотеля, кратко изложенная, стоит на особом месте. С одной стороны, на ее формирование большое влияние оказали труды Платона, которого великий ученый считал для себя главным авторитетом. С другой стороны, Аристотель полностью переработал теорию своего учителя и во многом был не согласен с ним. Вступая в полемику с учением Платона, он в первую очередь подвергает критике созданную им теорию «эйдосов» - нематериальных воплощениях, прообразах вещей. Таким образом, философию Аристотеля, кратко изложенную, следует рассматривать в неразрывном единстве с теориями других философов.
Для Аристотеля первичным всегда был именно материальный, объективный мир. По его мнению, сущность находится только в самой вещи, и смысл познания - в изучении, познании вещи через нее. Для этого Аристотель вводит специальную антитезу между материей и формой. Вся природа поэтому для ученого - это череда последовательных переходов из материи в форму и обратно. При этом материя у Аристотеля пассивна, активной он считал только форму. Первоисточник любого движения для него - бог.
Интересно разделение Аристотелем существования (бытия) на единичное и общее. Единичное - существующее в данный момент времени в данном месте, общее - то, которое находится везде в пространстве, и в любое время. Постигнуть общее бытие можно только посредством ума, и именно оно (бытие) является предметом изучения науки.
Главный труд Аристотеля, в котором он излагает свои взгляды на понимание сущности философии - это «Метафизика». В нем он ставит следующий вопрос: «Какими причинами должна заниматься философия?». По мнению Аристотеля, высказанному в этом труде, предметом философской науки является существующая реальность как единое целое. Он считал, что многие науки намного важнее и нужнее для людей, чем философия, но отмечал, что она стоит выше всех наук.
Аристотель первым разделил науки на три категории:
1. практические - политика, этика;
2. теоретические - математика, физика, метафизика;
3. творческие - поэзия, риторика.
Он дал полное объяснение событию или явлению, которое, как считал Аристотель, обусловлено четырьмя причинами: материальной, целевой, формальной и движущей.
Наследие Аристотеля огромно, значение его неоценимо. Он создал логику и заложил начало других наук. Творческий размах великого ученого античного мира поражает до сих пор.