Описание монастыря архангела гавриила в оазисе фаюм. Галерея фото монастыря Мор-Габриэль

This post is also available in:

Монастырь Мор-Габриэль, расположенный в современной турецкой провинции Мардин, является одним из старейших христианских монастырей в мире. Он был основан в 397 году двумя монахами св. Шмуэлем (Самуилом) и его учеником св. Шемуном (Симоном) на плато Тур-Абдин недалеко от древнего города Мидьята.

Согласно преданию, Шемун однажды увидел во сне ангела, и этот ангел сказал ему, что тот должен построить церковь в месте, отмеченном тремя большими каменными блоками. Со временем этот первоначальный храм (не сохранился) оброс множеством других построек и так возник монастырь, называемый ныне Мор-Габриэль.

По мере роста монашеской общины строились новые здания. В VII веке, по некоторым данным, здесь проживало уже более 1000 монахов. Некоторые строения были возведены благодаря императорам Западной и Восточной Римской империй — Гонория, Аркадия, Феодосия II и Анастасия.

В настоящий момент монастырь Мор-Габриэль состоит из двух частей: старинная историческая и новая, постороенная во второй половине XX века. Стоит отметить, что строительные и реставрационные работы здесь ведутся и по сей день, не взирая на давление со стороны турецких властей.

Названия монастыря

На протяжении своей истории этот монастырь был известен под разными именами. Так, вскоре после своего основания стал называться в честь своих основателей «Umro d Mor Shmuel w Mor Shemun», что переводится с арамейского как «Монастырь святых Самуила и Симона». Более краткая версия этого наименования — Dayro d’Umro or Deyrulumur.

Также это место было известно как Картминский монастырь по причине того, что он находился рядом с ассирийской деревней Картмин. Современное название Мор-Габриэль появилось в 8 веке, когда монастырь был переименован в честь св. Габриэля (Гавриила), который был епископом Тур-Абдина.

К тому времени в христианской церкви произошел серьезный раскол на православных, монофизитов и несторианцев. Сиро-яковитская церковь, к которой принадлежали большинство христиан Тур-Абдина, считалась монофизитской, хотя сами яковиты не любят, когда их называют монофизитами.

Главный собор

Согласно летописному преданию, главный собор монастыря Мор-Габриэль был построен на деньги, выделенные византийским императором Анастасием. Одной из главных достопримечательностей храма стала роскошная мозаика, которая почти не сохранилась до нашего времени, к сожалению.

Само здание собора достаточно характерно для архитектуры ранней Византии: базилика с толстыми каменными стенами и полукруглым сводом из плинфы. Конструкция оказалось настолько прочной, что стоит и по сей день. В 1997 году здесь был проведен капитальный ремонт.

Купол Феодоры

Восьмигранное строение, известное как «Купол Феодоры», был построен благодаря пожертвованию, сделанному Феодорой, дочерью императора Восточной Римской империи Аркадия в первой половине V века. В течение долгого времени здесь находилась монастырская трапезная.

Высота купола была равна высоте свода главного храма монастыря. Соседнее здание с «Куполом Феодоры» носит название «Старая Кухня». По всей видимости, оно было возведено одновременно с трапезной и действительно в течение долгого времени использовалось как кухня.

Церковь Девы Марии

Эта церковь была предположительно построена в VI веке. К сожалению, на протяжении непростой истории монастыря она не раз подвергалась осквернению и разрушению со стороны неприятеля. В 1991 году здесь была проведена серьезная реставрация. Если бы это не было сделано, то здание просто могло рухнуть.

Beth Qadishe (крипта)

Крипта монастыря, также называемая Beth Qadishe, что переводится с арамейского как «Дом святых», является местом, где находятся более 12000 реликвий святых и мучеников. Находящееся над криптой современное здание было построено уже в XX веке. Сейчас здесь проживает 15 монахов и 2 монахини (в разных корпусах).

Исторически такая форма проживания была нехарактерной для ассирийских монахов, однако она была продиктована практическими соображениями после того, как местная христианская община сильно пострадала во время 1-й мировой войны, многие монастыри опустели.

Второй массовый исход христиан из Тур-Абдина произошел после ряда провокаций в конце 1970-х и военного переворота 1980 года. По этой причине в настоящий момент Мор-Габриэль и другие ассирийские монастыри в регионе во многом существуют благодаря поддержке диаспоры.

Информация для туристов

Монастырь Мор-Габриэль открыт для свободного посещения. Поток туристов постоянно растет, причем не только за счет жителей самой Турции, у которых Мардин является одним из самых популярных направлений. Также при желании в монастыре можно остаться на ночь с разрешения настоятеля.

Время посещения : 09:30 — 11:30 / 13:00 — 16:30

Телефон : 0482 462 1425

Галерея фото монастыря Мор-Габриэль
























Монастырь Саввы Освященного - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, расположен на территории Западного берега , в Иудейской пустыне, в долине Кидрон.

Все больше российских православных христиан посещает Святые места не только на родине, но и по всему миру. Особенно привлекает паломников Святая Земля Израиля. Каждый верующий считает своим долгом собственными глазами увидеть и , и . Иногда в стандартный пакет услуг операторов входят Назарет, место Крещения на Иордане, . А множество менее известных святынь остаются «за кадром».

Знаете ли вы, где находится монастырь Саввы Освященного? Неудивительно: отдаленные от Иерусалима Святые места куда менее популярны у операторов и экскурсоводов. Этакое «христианство в шаговой доступности». Нет прямого туристического автобуса, и паломники лишаются возможности прикоснуться к уникальной святыне. Хотя она и находится на земле, подконтрольной израильским, а не арабским властям.

Но мужской монастырь Саввы Освященного в Израиле заслуживает не простого, а пристального внимания православного христианина. Ведь это древнейшая монашеская коммуна и самая большая обитель в Иудейской пустыне.

Пять жизней Лавры.

Долина Кедрон по-арабски зовется «вади ан-Нар» — «пустыня огненная». Здесь, совсем недалеко от Иерусалима и еще ближе к Вифлеему, и находится Лавра Преподобного Саввы Освященного.

Еще в XII веке игумен Даниил, повествуя о своем паломническом путешествии, написал, что эта обитель- чудо Божье, и описать ее устройство словами невозможно. Удивительно и жутковато читать это, глядя на нынешние фото. Слова Даниила словно вчера написаны. Среди вечных, выбеленных солнцем скал и холмов рукотворная постройка — Лавра Св. Саввы Освященного выглядит естественной частью пейзажа. Вот оно - единство творящего человеческого духа и Духа Божия.

Пещера отшельника.

История монастыря началась с подвижничества одного человека.

Во второй половине V века на это место, где были лишь высохшее русло реки, камни, небо и Бог, явился сорокалетний инок Савва. Прозванный братьями во Христе «молодым старцем» за длительное монашеское служение и беспорочную жизнь. Поселился в пещере, которую раньше узрел в пророческом видении. Питался травой, пока Бог не стал посылать ему пищу через людей.

Эта пещера — первый скит Лавры Саввы Освященного сохранилась. Она отмечена крестом и буквами А и С. Ее площадь всего лишь - 5,5 х 3,2 м, и 2,7 м высотой. Там нет ничего, кроме грубой каменной скамьи (должно быть, подвижник и спал на ней) и полукруглой ниши для молений, выбитой в скале.

Видео снято дроном

Монастырь Саввы Освященного — Город в пустыне.

Вдохновленные примером праведника, в ущелье возле мертвого потока стали приходить люди, жаждущие подвига духовного. Обживали другие пещеры, молились денно и нощно, и вместе с Саввой, и келейно. Воды не хватало на всех! Но как сказано в тропаре Савве, он слезами возделал бесплодную пустыню.

В видении подвижнику явлено было место, где под землей скрывалась вода. Другое видение огненный столп - указало на удивительную обширную пещеру, словно предназначенную для того, чтоб все братья могли собраться там на молитву. Так появилась первая церковь. И монашеское поселение начало свою историю уже как монастырь Саввы Освященного. Здесь он создал Иерусалимский богослужебный Устав, который используется при православных богослужениях и поныне.

Расцвет монастыря.

К концу своих дней Савва успел увидеть 5 000 своих духовных детей: столько иноков тогда проживало с ним рядом.

Игумен Даниил сравнил кельи обители с небесными звездами — сравнение говорящее, ведь для человека того времени звездам нет числа!

При жизни Св. Саввы монастырь строился и украшался церквями. В 491 г. выросла церковь св. Николая Мирликийского. Чуть позже братья-иноки Геласий и Феодул Исавры задумали и принялись воплощать в камне собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Завершил богоугодное дело Юстиниан Великий. Любопытная деталь: на царских вратах в алтарной части собора изображены не традиционные четыре евангелиста, но святые Савва Освященный, Иоанн Безмолвник, Харитон Исповедник и Евфимий Великий.

На месте руин одного из древних храмов уже в 70-е гг. XX в. игумен Серафим выстроил церковь Собора святых Архангелов.

Всего же на территории Лавры 9 церквей.

Сохранившиеся скиты.

Сейчас можно видеть сохранившиеся скиты:

  • Из самых древних - скит на восточном склоне ущелья.
  • На втором «этаже» — келья Иоанна Безмолвника, почти треть ее - апсида для молений с фрагментами фрески, изображающей трех Вавилонских отроков. Лица мальчиков варварски затерты завоевателями.
  • Пещера Ксенофонта.
  • Скит Иоанна.
  • Башня Аркадия. Возле пещеры, относительно обширной по сравнению с кельями Саввы и Иоанна, позже выстроили башню, от которой осталась лишь восьмиметровая кладка.
  • В одной из пещер жил знаменитый Иоанн Дамаскин. В Лавре он постригся в монахи, здесь прожил полвека и написал свои «Три защитительные слова в поддержку иконопочитания». Вызвавшие бурю в восточном христианском мире, склонявшемся к иконоборчеству.

Крепость .

Юстиниан I, оказывавший покровительство Лавре, сам был отличный военачальник. Он знал, что если молитва и спасает от меча, то в крайне редких случаях. Именно по его указу вокруг монастыря встали крепкие крепостные стены и появилась сторожевая башня, названная Юстиниановой. Византийский властитель словно предвидел грядущие бедствия, грозящие мирной пустынной обители.

В ходе Ирано-Византийской войны кровь христиан залила весь Ближний Восток. Пострадала и Лавра Саввы Освященного. Израиль изнемогал от персидского нашествия, в 614 году был захвачен Иерусалим. А на отдаленную обитель среди пустыни напали уж точно не из религиозных или стратегических соображений. Тут сыграл роль миф о невиданной роскоши христианских монастырей. Пришли за сокровищами, не ведая, что здешние насельники не копят богатств на этом свете. Запыленные камни, потертые рясы да добродетели - вот и все достояние монахов.

Завоеватели от души выместили свое разочарование на беззащитных иноках, у которых не было ничего, кроме чуждого персам имени Христа на устах. 44 монаха были зверски убиты, а кельи их осквернены.

Тогда же погиб и оригинальный, написанный самим Св. Саввой список Иерусалимского Устава.

Арабское завоевание.

Арабское завоевание Палестины 634-638 тоже принесло немало бед. Халифату не было ни малейшего дела до разбойничающих бедуинских племен, которые с удовольствием грабили и убивали всех, носящих крест.

Больше века спустя, в 786 г., история 614 года повторилась с вариациями. На этот раз бедуины осадили Лавру Саввы Освященного. Мирная крепость держалась месяц и не сдалась, но была взята штурмом. Снова святыни обагрились кровью монахов и почернели от огня. И если б не помощь Константинополя, монастырь так и остался бы среди пустыни мертвым памятником собственным монахам.

В 1187 г. Иерусалим был завоеван султаном Салах ад-Дином, и все храмы города превратились в мечети. Но упрямая Лавра в пустыне - полуразрушенная и потерявшая множество своих иноков, так и осталась христианской обителью.

Жизнь Вечная.

Крепость, хранимая не только стенами, но и верой, иначе не скажешь. И все же слова о том, что монашеская жизнь здесь никогда не прерывалась, звучат неточно. Около 1440 г. Лавра была оставлена насельниками, которых измучили бесконечные бедуинские набеги, и около сотни лет стояла пустой. Османское правительство Сулеймана II позволило вновь заселить монастырь Саввы Освященного и подтвердило свое решение охранными грамотами. С тех пор обитель пережила еще один разрушительный набег бедуинов в 1834 и землетрясение в 1837 гг. В 1840 на средства государства Российского разрушения были устранены, а стены укреплены контрфорсами.

Часовня, она же усыпальница Св. Саввы, стоит посреди огромного двора с погребальными локулами (нишами для захоронений).

Православный христианин знает: часовня строится не только для молитв, но и для памяти о каких-то событиях, за которые хочется поблагодарить Бога. Здесь их шесть.

Самые примечательные из них:
Гробница Св. Саввы (VII в) не всегда хранила его мощи: в 1256 г. Они, благодаря крестоносцам «отправились в путешествие» в Венецию, и вернулись в Лавру лишь через 710 лет. Теперь они покоятся в Благовещенском соборе. А в часовне с древности хранятся мощи и главы безымянных монахов, погибших в 614 г.

Часовня Симеона Столпника - за воротами монастыря. В Женской башне отличается крайним аскетизмом. Голые стены и ничего, кроме алтаря.

Здесь же нашли вечное упокоение Св. Иоанн Безмолвник и Св. Иоанн Дамаскин, Св. Феодор Эдесский и сын его Михаил, Св. Афродитиан и множество других. «И инии мнози святии ту лежат», по словам игумена Даниила, который, напомним, побывал здесь в XII веке.

Монастырь Саввы Освященного Сегодня.

Времена изменились, и сейчас, хоть размеры монастыря и впечатляют, живых иноков в нем уже не 5 000 и не 1 000. Куда меньше, чем «вечно живых», а именно - 15 монахов и 2 послушника. Это не удивляет! Жизнь здесь по-прежнему трудна и аскетична. В монастыре никогда не было, нет сейчас и предположительно никогда не будет электричества (пользоваться можно лишь фонариками на батарейках), отсутствует сотовая связь. Время тут византийское, определяемое ходом солнца. Исповедуются и готовятся к Святому Причастию не формально. Исповедует всех игумен монастыря - архимандрит Евдоким. Он популярный духовник, к нему нередко обращаются за исповедью не только монастырские братья, но и священники из окрестностей.

На машине из Вифлеема добраться проще, там указатели «Мар Саба» можно увидеть еще в городе.

  • На такси.
  • Пешком , если любите долгие прогулки и не пугают погода, пустынная местность и пыльные дороги. Идти нужно из поселения Кедар-Даром (оно расположено южнее Маале Адумим) около 8 км. Если у вас есть карта, сверяйтесь с ней. Если у вас есть проводник, учтите замеченную кое-какими туристами особенность: израильтяне на карте и Иерусалим вряд ли найдут, они предпочитают объяснять расположение чего угодно словами, на пальцах и как угодно еще, поэтому учитесь читать карту сами.
  • Учтите, что путешествие на машине небезопасно для граждан Израиля: да, подход к монастырю находится на их земле, но вот сама дорога проходит мимо арабских деревень.

    Сергей Любимов

    Удивительный жизненный путь Алексея Ивановича Малькова – ныне монаха Самуила, насельника Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря.

    Детство

    Будущий монах Самуил (Мальков) родился в 1924 году, в семье плотника, в Рязанской области, недалеко от города Спас-Клепики. Жизнь с самого детства была трудной. Родители умерли, когда Алексею было одиннадцать лет (в это время они жили уже в Москве). Пятеро сирот голодали, старались подрабатывать у соседей за кусок хлеба. В школе Алексей учился очень хорошо, комната была увешана грамотами (их тогда только ввели), свидетельствовавшими о его успехах.

    Война

    Начало Великой Отечественной войны Алексей встретил в училище. Ему было суждено пройти тяжелейшие бои на Курской дуге. Несмотря на всю тяжесть военного времени, для Алексея после голодной Москвы, по его словам, наступил «курорт»: он был всегда одет и хоть как-то накормлен.

    Однажды на фронт пришла посылка от его бабушки Параскевы, которой в ту пору было уже сто лет, – сухари и детское байковое одеяло. Сухари съели, а одеяло Алексей приберег. И не зря. Когда вскоре стали раздавать обувь, для невысокого Алексея с его 39-м размером не нашлось подходящих сапог. Вот и пригодилось одеяло, из которого получились две пары портянок для большого размера. Тепло и удобно – всю войну проходил так. Еще кусок остался для шарфа. Командир часто приказывал: «Сержант Мальков, застегнитесь», – широкий ворот его шинели так торчал, что казалось, верхняя пуговица не застегнута… Так любовь его верующей бабушки помогла пережить войну.

    …На фронте все верующими оказались. Монах Самуил вспоминает: «Сидим в окопах, а впереди раненые лежат, стонут: “Братья, помилосердствуйте”. Для меня это было проявлением веры людей, которые просили милости».


    Чудеса

    Сидит как-то Алексей в окопе, только что на передовую попал, и думает: «А немца я и не видел еще», – ростом-то невелик. Стал вылезать из окопа, а ему сразу пуля в каску, а был бы повыше, так и в лоб попала бы.
    В другой раз Алексею так захотелось спать, что лег где был и уснул. Когда очнулся, оказалось, что завален ветками и землей. Была бомбежка, а он так крепко спал, что ничего не слышал. Слева воронка, справа воронка, а на нем ни царапины.

    Ранение

    «Сквозное пулевое ранение верхней трети правого бедра», – вспоминает отец Самуил фронтовой диагноз и смеется. Полз и попал под пулю снайпера. Подумал, что умирает, вспомнил: перед кончиной надо у всех близких попросить прощения. Начал просить мысленно прощения у бабушки. Долго он с ней прощался, а потом подумал, что есть и другие родные: «Сестра Тамара, прости. Брат Сергий, прости. Брат Михаил, прости…» Через какое-то время открывает глаза и думает: «Где я, на небе или на земле?» Разрывы снарядов слышатся, грязь в лицо полетела – живой еще! Пополз, нашел медсестру, попросил осмотреть себя, но она отказала, заявив, что он не из ее части. В итоге добрался до своих, где его вылечили: ранение оказалось не слишком тяжелым. Правда, все равно комиссовали.

    Как загорелась вера

    Алексей не был воцерковленным и о вере мало что знал, но крест всегда носил. Однажды, еще во время войны, он оказался на холме и увидел внизу сожженную деревню, печные трубы и нетронутый храм. Погода была переменчивой – то солнце, то тучи. «Вдруг, – вспоминает отец Самуил, – тучи разошлись, солнечный луч упал на купол храма и так засиял ярко, а у меня неописуемая радость на душе появилась, прямо благодать, стою и не могу с места двинуться. Только потом понял, что именно в этот момент вера во мне дала росток».

    Любить врагов

    Когда Алексею было одиннадцать лет, одноклассник сильно избил его, а он был хоть и маленького роста, но очень крепким физически и мог в ответ «навалять» так, что мало не показалось бы. Но именно тогда у Алексея появилась мысль: «А дай-ка я ему не отвечу». И с тех пор он никогда ни одному человеку не отвечал на зло. Как бы его ни оскорбляли, унижали или даже били, – всё оставлял без ответа. Алексей еще и в храм не ходил, а эту заповедь христианскую строго соблюдал – чувствовал, что от этого душа ближе к Богу становится. А в храм пришел первый раз в жизни только в сорок восемь лет.

    После войны

    Работал инженером-технологом на заводе в Москве. Был женат, подрастала дочка. Жена Зинаида – очень красивая, чистая душой, сильно любила его, но скрывала это по скромности. Самое главное в семье, по словам отца Самуила, – доверие. В его семье доверие было необыкновенное.

    Зинаида болела астмой... умерла у него на руках. Алексей попросил в морг ее не забирать и три дня до похорон не ел и не спал, молился за нее. Вскоре погибла дочка. Алексей остался один.

    Первый раз в храме

    Как-то в жаркий день зашел с другом в храм и вышел оттуда через двадцать минут: дольше находиться там было тяжело. Всего через несколько дней вновь зайдя в церковь, будущий монах Самуил пробыл там целых пять часов, и показалось мало… Впоследствии он долгое время служил алтарником в храме Рождества Христова в Измайлове.

    Монашество

    Уже проходя пономарское послушание, Алексей Иванович оставался обычным мирянином. Однажды к ним на приход приехал оптинский старец Илий (Ноздрин). Когда Алексей подходил к нему под благословение, тот трижды назвал его Николаем, и одна старая монахиня сказала, что, видно, быть ему монахом.

    Он принял ангельский образ в Оптиной пустыни из рук самого отца Илия. Поскольку Алексею Ивановичу было тогда уже семьдесят девять лет, его решили постричь сразу в мантию. Хотели сначала назвать Николаем, но нарекли Самуилом. Он вернулся в Христорождественский храм, но через некоторое время, часто бывая в Саввино-Сторожевском монастыре, так прикипел душой к этой обители, что был принят в число братии. Сейчас монаху Самуилу девяносто два года.


    Духовные советы монаха Самуила: как спастись в современном мире – «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, Бога благодарите, злом за зло не воздавайте».

    Любимые книги отца Самуила: «Об умной или внутренней молитве» преподобного Паисия (Величковского) и труды архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

    Три правила счастья: счастлив тот, кто несчастья не боится и счастья не желает; счастлив тот, кто доволен тем, что у него есть; счастье в том состоит, чтобы других делать счастливыми.

    1
    день
    Вылет из Москвы, аэропорт Домодедово, переелет в Хургаду. Встреча в аэропорту Хургады, трансфер и размещение в гостинице. Отдых на море. Свободное время.

    2
    день
    Древние монастыри Восточной Пустыни, созданные по уставу Антония Великого. Выезд в монастырь Павла Фивейского (мощи св. Павла, святой источник). Монастырь Антония Великого (посещение пещеры св. Антония, источник). Часовня св.Павла Препростого.

    Переезд и ночлег Каире.
    3
    день
    Христианский Каир.Коптский кафедральный Собор Святого Марка в Аббасии (мощи Апостола Марка и св. Афанасия Великого). Церковь в Зейтуне (место явлений Божией Матери). Одна из остановок Святого Семейства (святая Сикимора - Дерево Марии). По возможности посещение пещерного храма Симеона Кожевенника.(монастырь св.Симеона; «передвинувшаяся гора»).

    Коптский квартал, район Крепости Вавилон («подвешеная церковь»), Церковь Сергия и Вакха (мощи святых), Церковь великомученицы Варвары (частицы мощей), Греческая церковь св. Георгия (темница и вериги великомученика Георгия), греческая Успенская Церковь (остановка Святого Семейства). Церковь в Маади (плавающая Библия, трап Святого Семейства). Ночлег в Каире.

    4
    день
    Монастыри Нитрийской Пустыни, созданные по уставу Макария Великого (Долина Нитрия, Вади эль Натрун). Монастырь Римский (Эль Барамус), честь свв. Максимуса и Дометиуса (мощи свв. Моисея Мурина и Исидора Пелусиота), Сирийский монастырь Пресвятой Богородицы – место подвигов св. прп. Ефрема Сирина, Дерево Ефрема Сирина, мощи 8-ми святых, включая св.прп. Псоя и св. Макария Великого (мощи свв. Макария Великого, Макария Александрийского, Иоанна Колова). Монастырь прп. Бишоя (Паисия Великого, мощи преподобного)

    Переезд в Александрию, по дороге возможна остановка с осмотром коптских монастырей святого Мино и монастырь св. Домианы. Ночлег в Александрии.

    5
    день
    Александрия: Божественная Литургия в греческом православном монастыре св. Екатерины, где находится мраморная плита с частицами ее крови. Обзорная экскурсия по городу. Собор св. Марка, где находится его честная глава. Остановки Святого Семейства: Саха, Саманут. Александрийский маяк и библиотека.

    Возвращение в Каир. Мостород: храм над источником, образовавшимся по молитве младенца Иисуса. Ночлег в Каире.

    6
    день
    Ранний выезд в Эль Мения. Коптские монастыри Пресвятой Богородицы в Геранус, Пресвятой Богородицы на горе Эль Тир (Монастырь тысячи ступеней, место, связанное с пребыванием Святого Семейства), Монастырь святого Самуила (монастырь основан Святым Самуилом после его бегства из Оазиса Эль Фаюм).

    Переезд в Асьют – ночевка в Монастыре Пресвятой Богородицы Эль Мухарраке.

    7
    день
    Монастыри Египта, основанные по уставу Пахомия Великого. Асьют: монастырь Эль Мухарраке: на этом месте Святое Семейство прожило полгода и здесь св. Иосиф получил известие о смерти Ирода. Дом, в котором жило Святое Семейство является самой древней церковью в Египте. Монастырь Пресвятой Богородицы Дронка (главная церковь монастыря расположена в пещере, где Святое Семейство проводило время в ожидании отплытия вниз по Нилу, монастырь известен частыми явлениями Богородицы).

    Переезд в Сохаг. Ночлег в Белом монастыре.

    8
    день
    Монастыри Сохага и Ахмима: Белый и Красный монастырь. Монастырь Архангела Михаила и монастырь Пресвятой Богородицы в Ахмим, Монастырь 8000 Мучеников.

    Переезд в Кену: Коптские монастыри Кены: монастырь Абу Даба, где проживала известная старица, матушка Сара. Монастыри Архангела Михаила, Монастырь Георгия Победоносца в Эль Магма (коптский синодальный монастырь, мощи многих святых). Коптский монастырь «Крест», где находится мироточащий алтарь. Переезд и ночлег в коптском монастыре св. Бассанти.

    9
    день
    Ранний выезд в Асуан. Первый монастырь св. Пахомия Великого и св. Паломена в Хивах. Монастырь Мучеников, монастырь св. Симеона, пещерные келии монахов IV в. Асуан: набережная Эдфу, сохранившая уникальную атмосферу Древнего Египта: величественные здания времен фараонов, рыбацкие лодки, которые почти не изменились за последние несколько тысяч лет. Смотровая площадка Асуанской плотины.Переезд в Эсну, коптский женский монастырь святого Георгия.

    Переезд в Луксор, ночь в Луксоре

    10
    день
    Луксор-древние Фивы, культурный центр древней арабской культуры, искусства и бесчисленных археологических сокровищ, крупнейший в мире музей под открытым небом.

    Осмотр Карнакского и Луксорского храмов. Коптские монастыри Луксора: монастырь Георгия Победоносца в Розейкат, монастырь Пресвятой Богородицы "на Горе", Монастырь архангела Гавриила. Ночлег в Луксоре.

    11
    день
    Ранний выезд, возвращение в Хургаду. Трансфер в аэропорт, вечерний вылет в Москву.

    Для желающих возможен отдых на Красном море (выбор отеля и стоимость уточняйте при бронировании).

    Был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова . Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы - она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог» . Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни.

    Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской.

    В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот, когда Самуилу было 12 лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока снова спать. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, ничего не скрыв.

    Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога.

    Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило громким криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.

    Между тем филистимляне внесли ковчег в храм бога Дагона. Однако на следующий день они обнаружили, что идол лежит на земле разбитым. Рука Божия отяготела на их народе, и Он наказал их наростами на телах. Посоветовавшись, князья филистимлян решили вернуть ковчег израильтянам. Но святилище в Силоме было разрушено, народ израильский оказался лишенным религиозного центра, так что ковчег был поставлен в Кириаф-Иариме, в доме Аминадава, где он и оставался 20 лет.

    Самуил стал преемником священника Илия - судьей Израиля, то есть верховным вождем, обязанностью которого было руководить народом, страдавшим под игом филистимлян. Он принялся за дело духовного возрождения, призывая по всей стране к покаянию, к соблюдению Закона и отказу от поклонения Ваалу и Астарте. «Расположите сердце ваше к Господу… и Он избавит вас от руки филистимлян» (1 Цар. 7: 3) - таковы были задачи его правления. Он созвал большое собрание в Массифе (Мицпе), во время которого израильтяне постились и всенародно признавали свою вину пред Богом, а пророк молился об их спасении. Филистимляне, узнав о собрании израильтян, напали на них. Тогда пророк по просьбе народа принес ягненка во всесожжение и воззвал к Господу - Бог тотчас ответил, возгремев громом на небе. Филистимляне, пораженные ужасом, были разбиты, а израильтяне вернули себе во владение захваченные врагами города.

    После установления мира Самуил продолжал судить Израиль в Раме, где воздвиг жертвенник. Каждый год он объезжал страну, дабы разрешать споры и призывать народ к благочестию и соблюдению закона. Состарившись, Самуил передал свои обязанности сыновьям - Иоилю и Авии, которых поставил судьями в Вирсавии. Но они показали себя недостойными отца, принимали подарки и искажали правду. Старейшины Израиля пришли к Самуилу в Раму с жалобой и попросили поставить им царя, как у прочих народов, чтобы он судил их. Пророк был опечален этой просьбой и молился Богу. «И сказал Господь Самуилу: Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7). Тогда судья торжественно объявил, что с установлением царской власти они потеряют прекрасную дарованную Богом свободу, ведь израильтяне - единственный народ, у которого царем и вождем является Сам Создатель.

    После этого Бог послал Самуила к Саулу, сыну Киса, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Самуил, отведя его в сторону, возлил на его голову миро и объявил, что Бог выбрал его вождем Израиля и избавителем от врагов. Вскоре блистательная победа над аммонитянами подтвердила это божественное избрание, и ликующий народ провозгласил Саула царем в Галгале. Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

    Саул начал войну против филистимлян. В то время, когда он находился в отчаянном положении, а Самуил запаздывал прийти и ободрить войско, готовое разбежаться, царь сам принес жертву всесожжения, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности. Он заканчивал жертвоприношение, когда внезапно появился Самуил. Человек Божий отверг все доводы Саула и объявил, что, поскольку тот захотел действовать в одиночку и не соблюл закон Божий, царство отнимется у него.

    Далекий от раскаяния, Саул упорствовал в гордыне. В другой раз, приготовившись дать сражение, он изгнал священника, которого позвали вопросить Бога, и начал битву. Саул развернул военные действия во всех направлениях: против моавитян, аммонитян, против Едома, Амалика и филистимлян - и благодаря своей доблести освободил Израиль. Однако эти победы были непрочными, поскольку в основании их лежали человеческие усилия. Отправившись против Амалика по повелению Бога, Который говорил через Самуила, Саул одержал новую победу. Но вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Снова выступив бескомпромиссным толкователем воли Божией, Самуил объявил царю, что это новое неповиновение скрепило его отстранение от власти. В нескольких словах подведя итог тому, что он проповедовал всю свою жизнь, Самуил сказал Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов… За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)» (1 Цар. 15: 22-23). Тщетно Саул умолял о прощении. Самуил, своими руками казнив Агага, вернулся в Раму.

    Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем - он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

    Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98: 6).

    Во времена императора Аркадия останки пророка Самуила были торжественно перенесены из Палестины в Константинополь (19 мая 406 г.). Первоначально их положили в Святой Софии, а затем (7 октября 410 г.) перенесли в церковь, которую освятили в его честь в квартале Евдомон, в предместье Константинополя.

    Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
    адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря