О «жестокости» Ветхого Завета. В живых оставить только девочек. Почему Бог не щадил и младенцев

Довольно часто в библейской Книге Чисел, главе 31 наши оппоненты-мусульмане видят, как они говорят, пример бессмысленной жестокости библейского Бога, отдавшего Израильтянам приказ уничтожить не только мужчин-Мадианитян, но и их пленных женщин и детей мужского пола. «Ладно, можно понять убийство Мадиамских мужчин на поле сражения. Но зачем же было убивать беспомощных пленных женщин и детей? Какой смысл в подобной жестокости?» — недоумевают мусульмане. И в самом деле — как мог Бог справедливости, любви и милосердия отдать столь жесткий, если не сказать — жестокий, приказ? В чем причина такого гнева Божия? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте договоримся, наверно уже в тысячный раз, что любой библейский текст необходимо изучать в контексте предшествующих ему событий. Также и 31 главу Книги Чисел необходимо рассматривать в контексте 25 главы той же Книги Чисел. В этой главе описывается, кто такие были Мадианитяне и какие отношения связывали их с народом Израильским, жившим по соседству от них: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля » (Чис.25:1-3 ). Прочитавший эти строки, возможно, пожмёт плечами: «Ну и что? Поклонение истуканам мадиамским — отнюдь не единственный опыт отступничества Израиля от Господа Бога. Но приказ практически полного уничтожения народа языческого, склонившего Израиля к идолопоклонству, был отдан Господом Богом почему-то только в отношении Мадианитян!».

Такому недоумевающему придется «расшифровать» некоторые немаловажные нюансы взаимоотношений народов Мадиамского и Израильского. Дело в том, что все языческие племена, с которыми так или иначе соприкасались в своей истории Израильтяне, поклонялись своим истуканам в силу своего искреннего незнания Бога Живого и Истинного, и приглашая Израильтян разделить с ними их идолопоклонство, такие язычники искренне бывали убеждены, что указывают Израильтянам единственно верные объекты для поклонения, способные даровать людям защиту и помощь. С Мадианитянами же всё обстояло иначе. Как ни чудовищно это звучит, но Мадианитяне совершенно точно знали, что Бог, Которому поклоняются Израильтяне — Бог Сильный и Крепкий, Страшный и Строго Взыскивающий!

Попрошу заострить внимание на последнем указанном качестве Бога, это важно. Дело в том, что язычников-Мадианитян никак не устраивал сосед- народ с таким мощным, всесильным Покровителем, они ощущали себя рядом с такими соседями очень некомфортно и считали такое соседство небезопасным для себя. Казалось бы, чего проще — откажись от своих бессильных истуканов и от всего сердца поклонись Богу Израильскому — Живому Истинному, и получишь такие же же щедрые благословения и такую же надежную защиту! Но нет. Бесы не отпускают так легко сознание людей. Мадианитяне решили сделать народ Израильский слабым, беззащитным и, следовательно, безопасным для Мадианитян, найдя для этого способ лишить Израиля благоволения и защиты Господа Бога, опекающего Свой народ.

А что может вызвать более сильный гнев Бога, чем поклонение вместо Него кому-то другому? Мадианитяне сообразили, что самый надежный способ лишить Израильтян благоволения и защиты Всесильного Бога Живого — это убедить их начать поклоняться истуканам. Но как сделать это? Как убедить народ Израильский начать приносить жертвы мертвым кумирам? В этом страшном грандиозном духовном теракте против Израильтян в качестве оружия были выбраны распутные красавицы-Мадианитянки, которым вменялось в обязанность убеждать мужчин-Израильтян на ложах с ними, при помощи всевозможных женских уловок и хитростей, начать приносить жертвы идолу Ваалу.

Что же это за истукан, и почему поклонение ему было особенно омерзительно в глазах Божиих? Ваал (или — Молох) был истуканом, которому приносились человеческие жертвы через всесожжение, обычно это были… совсем маленькие дети! Он был металлическим истуканом с человеческим телосложением и головой тельца, его обычно изображали с руками, протянутыми вниз так, чтобы жрецу Ваала (или Молоха) было достаточно удобно положить на железные ладони истукана малыша, обреченного на сожжение. Внизу, под ладонями истукана разжигали большой костер, от огня которого железные ладони идола вскоре начинали сильно накаляться, жар становился нестерпимым, и бедный ребенок начинал медленно,заживо поджариваться… Ребенок вопил, заживо сгорая, а тем временем взрослые, плясавшие вокруг него и певшие ритуальные песни, шумом своего веселья старались заглушить душераздирающие вопли несчастного мученика-крохи…

Впечатляет?! Распутство Мадианитянок и похоть Израильтян сделали свое черное дело — народ Израильский стал соучастником этой вопиющей мерзости. И гнев Божий вспыхнул. Кстати, господа критики очень не любят вспоминать во всей этой истории один немаловажный нюанс: Свой гнев Господь Бог обрушил вначале НА СВОЙ НАРОД, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ, а не на Мадианитян! Господь в гневе Своем поразил смертью двадцать четыре тысячи Израильтян! (см.: Чис.25:4-9 ). Это был весьма грозный призыв к осмыслению содеянных мерзостей и к покаянию. Двадцать четыре тысячи погибших в один день Израильтян! Господа муслимы (мусульмане — прим. ред.), сравните-ка эту цифру с шестнадцатью тысячами убитых совратительняц-Мадианитянок и их детей-мальчиков, из которых в будущем могли вырасти мстители Израильтянам и, что еще страшнее, будущие ритуальные детоубийцы, продолжившие бы мерзкие ритуалы своих отцов! У кого-нибудь всё еще поворачивается язык лепетать что-то о жестокости в отношении Мадианитян? Кто-то может возразить, что пленные Мадиамские женщины и дети могли бы со временем ассимилироваться с народом Израильским, и что поэтому не было никакой нужды их убивать. Ответ: нет, не ассимилировались бы. Печальная практика показывала: во всех случаях, когда Израильтяне начинали тесно общаться с представителями языческих культов, это всегда заканчивалось одинаково плачевно для Израильтян — они впадали в грех идолопоклонства, чем вызывали на себя и своих детей гнев Божий.

Как вы думаете, для чего Израильские воины привели к себе домой пленных красавиц-Мадианитянок, несмотря на то, что Моисей приказал уничтожить ВЕСЬ народ Мадиамский, осознанно уводивший Израиля от его Бога? Уверяю, пленные красавицы были приведены отнюдь не для сельхозработ! Этот поступок Израильских воинов говорил о том, что, хотя они и сознавали всю нежелательность в глазах Божиих продолжения близкого общения мужчин-Израильтян с Мадиамскими язычницами, но, тем не менее, жажда и притягательность греха оказались сильнее страха перед возмездием Божиим. Двадцать четыре тысячи Израильтян, еще недавно пораженных смертью за отступничество Израиля от Господа уже были забыты! Грех снова манил и завораживал… И снова в будущих объятиях Мадиамских распутниц замаячила перспектива поклонения Ваалу и принесения ему ужасных детских жертв…

Возможность повторения подобного необходимо было пресечь раз и навсегда. Поэтому по велению Бога и по приказу Моисея были уничтожены взрослые, познавшие мужчин женщины-Мадианитянки — как весьма вероятная будущая причина впадения в мерзость поклонения Ваалу Израильтянами, и Мадиамские дети мужского пола — как потенциальные мстители за своих убитых отцов и продолжатели их богомерзкого дела — дела принесения истуканам человеческих жертв. В живых были оставлены только совсем маленькие девочки-мадианитянки, к которым, в силу их малого возраста, еще не прикасались мужчины.

И, кстати, совершенно напрасно некоторые ненавистники Библии и Христианства утверждают, что эти маленькие девочки, став трофеями Израильтян, были изнасилованы своими хозяевами. Потому что нормальному, вменяемому человеку ни за что на ум не придет понимать именно таким образом слова об участи этих девочек: «А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя » (Чис.31:18 ). «Оставьте в живых для себя» вовсе не означает: «возьмите их на ложе, познайте их». К вашему сведению, Священное Писание осуждает насилие и педофилию. Нигде во всем Писании вы не найдете ни единой строчки, одобряющей изнасилование маленькой девочки здоровым лбом-мужиком! Остается добавить, что мадиамские девочки в дальнейшем были введены в Израильское общество, стали иудейками, были воспитаны в Единобожии и стали полноправными членами народа Израильского.

В последнее время постоянно встречаюсь в той или иной форме с вопросом:

Почему Бог такой жестокий?

Особенно этим вопросом козыряют безбожники и богоборцы, акцентируя внимание, на первый взгляд, жестоких деяниях или повелениях Бога, в частности в Старом Завете. Тут и Всемирный потоп, и приказы Бога евреям уничтожить народы Ханаана, причем, иногда, вместе с женщинами, детьми и скотом. Можно вспомнить и Иова, и детей, проклятых пророком Елисеем. Кто-то из верующих пытается разделить Бога на жестокого Бога Ветхого Завета и доброго Бога Нового Завета, хотя Бог на самом деле один и тот же, и если вам кажется, что в Новом Завете Бог такой вот добренький, миленький, такой вот няшечка, то почитайте книгу «Откровение». Это будет холодным душем для вас.

Из-за проклятия Бога умерло не менее нескольких десятков миллиардов людей.

Кое-кто даже попытался посчитать, сколько же людей убил Бог по Библии, и насчитал что-то около двух миллионов (как на картинке к статье). Глупцы, вы совершенно не умеете считать! За грех Адама Бог проклял человека болезнями и смертью, кстати, природные катаклизмы: землетрясения, ураганы, цунами, наводнения и прочее, тоже результат проклятия Богом человека: «проклята земля за тебя» (Быт.3:17). Так что, на самом деле если считать все естественные смерти людей от болезней или просто от старости, а также в результате природных катаклизмов, то это не менее 4/5 всех смертей людей, остальные это убийства людей друг другом. А если посчитать за всю историю человечества, то получится не менее нескольких десятков миллиардов смертей! И это мы ещё не говорим о животных, а сколько их было принесено в жертву во времена Ветхого Завета, никто и не считал.

Ещё к жестокости Бога относят смертельные и мучительные болезни детей, а также просто людей. Чего только стоят онкологические заболевания. Сколько они приносят мук и страданий! И это тоже результат проклятия Богом. Мы должны это ясно осознавать.

А если Бог жестокий, то что это значит? Ведь если мы решим, что Бог жесток, то получится, что Бог грешен, ибо жестокость – грех . Но Бог не может быть грешным. Бог – Абсолют. Стало быть, абсолютно добрый и абсолютно святой. Если мы решим, что Он грешен, значит, Он уже не будет абсолютно добрым и святым, и не будет Богом, так как не будет абсолютом. И тут возрадуются атеисты и безбожники: «Вот видите, абсолютно добрый Бог не мог создать такого жестокого мира! Никакого Бога нет!» — скажут они. Как же такая жестокость этого мира может сочетаться с абсолютно благим Богом? Может быть, и в самом деле нет никакого Бога?

Откуда мы знаем, что такое жестокое и не жестокое?

Стоп, давайте подумаем логически! А откуда мы знаем, что такое жестокое и не жестокое? Как мы можем судить объективно о чьей либо жестокости? Мы можем судить только при условии, что существует объективный нравственный закон, на основе которого мы можем сказать: «вот это жестоко, а это нет». В противном случае, ни о какой объективной оценке жестокости или милости не может быть и речи! Но если существует такой природы, то получается, существует и Высший Всемогущий Разум, его придумавший, ибо только Всемогущий Разум может придумывать законы природы. И этот Разум должен быть абсолютно добрым, ведь на основе чего мы только что пытались судить о жестокости Бога, на основе некоего объективного закона нравственности, который должен происходить из некоего абсолютного добра. А добро не может существовать само по себе. Добро это всегда добрая личность , а абсолютное добро – получается, есть абсолютно добрая Личность, т.е. Сам Бог.

Аргумент атеистов о жестокости мира против существования Бога — чистейшая глупость

И к чему же мы пришли? А к тому, что само по себе умение объективно различать нами добро и зло, а также осознание того, что этот мир жестокий указывает не на отсутствие Бога, а, наоборот, на Его существование ! И аргумент атеистов о жестокости мира против существования Бога есть чистейшей глупостью! Ибо если они отрицают объективность нравственности, то как они могут вообще говорить о чьей либо жестокости? Это просто абсурдно! Без объективности нравственного закона такое суждение выносить просто невозможно! А если они хотят судить Бога объективным нравственным законом, тогда они должны признать, что Бог существует, ибо только абсолютно добрый высший Разум мог создать подобный нравственный закон! Атеизм на самом деле очень глупое и примитивное учение, не замечающее очевидных несуразиц в своих аргументах против Бога.

Как объяснить наличие зла и жестокости в мире, если Бог абсолютно добрый?

Хорошо – скажите вы, но как объяснить наличие такого количества зла и жестокости в этом мире, если Бог абсолютно добрый? И как это вообще сочетается с тем, что Бог полностью благой? На самом деле, мы должны понимать две важные вещи:

  • Первая – откуда вообще появилось зло и грех, и кто его причина?
  • Вторая – отношение к нему Бога.

Зло и грех стали возможны благодаря тому, что Бог наделил своих творений свободой воли и, по крайней мере, часть из них воспользовалась свободой воли во зло, т.е. пошла против воли Бога. Бог не есть причиной зла и греха . Зло и грех производят те творения Бога, которые не правильно воспользовались своей свободной волей. Которые нарушили заповеди и повеления Божьи. Вот источник зла в этом мире! Из Библии мы знаем, что самым первым пошёл против Бога великий и сильный дух, ангел Люцифер, который увлёк за собою до трети ангелов, совершив мятеж на небе. По Библии этот падший ангел искусил первых людей на земле, и они впали в грех, сама их природа изменилась, они стали испорченными и грешными. И всем потомкам этих людей передалась эта греховная природа по наследству. Поэтому все люди грешны . Они наследуют первородный грех.

Как мы знаем Бог добрый, абсолютно добрый. А это значит, что Бог абсолютно справедлив. А то, что Бог абсолютно справедлив, означает то, что Он должен абсолютно наказывать зло и грех. Ибо справедливость требует наказания зла. А абсолютная справедливость требует абсолютного наказания за любое зло и любой грех. Это можно проиллюстрировать таким себе аналогом математической формулы.

Наказание = справедливость * грех, где справедливость Бога → ∞, соответственно наказание = 0, при условии, что грех = 0. Но если грех, хоть немножко больше нуля, тогда получается наказание тоже → ∞. Именно поэтому все у кого грех не равен нулю, заслуживают вечного наказания! А это все люди на земле!

Бог не только справедлив, но и любящий и милостивый

Но Бог не только абсолютно справедлив, но и абсолютно любящий и милостивый . Поэтому Он, понимая, что согрешившим людям самим никак невозможно очиститься от греха и избежать вечного наказания, Сам идёт им на встречу и принимает вечное наказание за весь грех всех людей на Себя. Божий Сын Иисус Христос раз пострадал за всех людей, приняв на Себя всё вечное наказание за грех. И будучи бесконечным Богом, Он должен был пострадать только один раз, а не всю вечность.

Поэтому если мы хотим избавиться от вечного наказания, мы должны покаяться и принять жертву Иисуса Христа за себя. Но жертва Христа не избавляет нашу плоть от последствий греха, по справедливости она должна пострадать и умереть. У каждого это по-разному. Но каждый должен болеть и умереть . Ибо таково справедливое возмездие за грех. А так как все люди наследуют греховную природу, т.е. первородный грех, то даже дети, которые ещё не успели родиться – грешны, а стало быть, могут заболеть и умереть. И это будет справедливо, ибо Божья справедливость абсолютна. Но это вовсе не означает, что они пойдут на вечные муки, нет жертва Христа, разумеется, была и за них.

Все мы имеем шанс избежать вечного наказания

То, что все мы болеем и, в конце концов, умираем полностью справедливо и не жестоко со стороны Бога, ибо все мы грешны. А справедливое возмездие за грех – смерть . Но все мы имеем шанс избежать вечного наказания благодаря милости и любви Божьей, который не пожалел Сына Своего Единородного, дабы каждый, верующий в Него, не погиб, а имел жизнь вечную.


Или просто лайкнуть:

  1. Василий (aka Minimorum)

    Главная ошибка в рассуждениях автора этой статьи кроется вот здесь: «если существует такой нравственный закон природы, то получается, существует и Высший Всемогущий Разум, его придумавший, ибо только Всемогущий Разум может придумывать законы природы.» Дело в том, что нравственный закон - это отнюдь не «закон природы», а несравненно более высший и основополагающий принцип, который существует изначально, прежде сотворения всей сотворённой природы со всеми её законами (*такими, как законы тяготения, сохранения импульса и энергии, законы термодинамики, и т.п.*) . Нравственный закон, т.е. закон совести, существует везде и всегда, где и когда существуют личности и межличностные взаимоотношения - и существование этого закона обусловлено отнюдь не природой этих личностей, а только лишь самим фактом существования этих личностей и взаимоотношений между ними; причём возникает этот нравственный закон вовсе не по чьей-то там личной воле, вовсе не из желания и мышления какой бы то ни было личности, а - сам собой: только лишь из самого факта взаимоотношений между личностями, одновременно с возникновением этих взаимоотношений. Поэтому его (нравственный закон, т.е. совесть) даже законом называть не совсем верно, ибо у него нет никакого персонифицированного законодателя - это скорее не закон, а нечто превысшее всех законов: это первейший абсолютно изначальный основополагающий принцип отличия Доброго от Злого, Животворящего от Губительного, Созидающего от Разрушающего. И библейско-евангельско-талмудическо-коранический (*т.е. «авраамический»*) Царь Небесный ужасен прежде всего тем, что Он приписывает Себе авторство этого Изначального Принципа - и тем самым ставит Себя и Свою личную волю выше него: т.е., на основании Своего всемогущества над этим нашим Мирозданием и над всеми нами, на основании того, что Он Своей сверхъестественной силой и верховной властью может произвольно, где и когда Он захочет, изменять и отменять действие законов природы в этом Мироздании (*т.е. те самых законов физических, химических, термодинамических и т.п.*) , Он требует признать за Ним право точно так же по Своему личному произволу изменять и отменять закон нравственный, закон совести, т.е. тот самый Изначальный Высший Принцип, который превыше чьей бы то ни было личной воли и личной власти и неподвластен личной «хотелке» какой бы то ни было Личности или Сверхличности, или хоть Супер-Пупер-Гипер-Личности! Именно поэтому в пресловутой «дилемме Евтифрона» кроется главный корень противоречий между религиозностью и совестью человека - и поэтому, кстати, называть свободу религиозных верований «свободой совести» абсолютно недопустимо: это название есть ужасающая подмена понятий и грандиозный обман, хитрость мирового масштаба.

    Ответить ↓

  2. Василий (aka Minimorum)

    Главная ошибка в рассуждениях автора этой статьи кроется вот здесь: «если существует такой нравственный закон природы, то получается, существует и Высший Всемогущий Разум, его придумавший, ибо только Всемогущий Разум может придумывать законы природы.» Дело в том, что нравственный закон - это отнюдь не «закон природы», а несравненно более высший и основополагающий принцип, который существует изначально, прежде сотворения всей сотворённой природы со всеми её законами (такими, как законы тяготения, сохранения импульса и энергии, законы термодинамики, и т.п.*) . Нравственный закон, т.е. закон совести, существует везде и всегда, где и когда существуют личности и межличностные взаимоотношения - и существование этого закона обусловлено отнюдь не природой этих личностей, а только лишь самим фактом существования этих личностей и взаимоотношений между ними; причём возникает этот нравственный закон вовсе не по чьей-то там личной воле, из желания и мышления какой бы то ни было личности, а - сам собой, только лишь из самого факта взаимоотношений между личностями, одновременно с возникновением этих взаимоотношений: поэтому его (нравственный закон, т.е. совесть) даже законом называть не совсем верно, ибо у него нет никакого персонифицированного законодателя - это скорее не закон, а нечто превысшее всех законов: это первейший абсолютно изначальный основополагающий принцип отличия Доброго от Злого, Животворящего от Губительного, Созидающего от Разрушающего. И библейско-евангельско-талмудическо-коранический (*т.е. «авраамический»*) Царь Небесный ужасен прежде всего тем, что Он приписывает Себе авторство этого Изначального Принципа - и тем самым ставит Себя и Свою личную волю выше него: т.е., на основании Своего всемогущества над этим нашим Мирозданием и над всеми нами, на основании того, что Он Своей сверхъестественной силой и верховной властью может произвольно, где и когда Он захочет, изменять и отменять действие законов природы в этом Мироздании (*т.е. те самых законов физических, химических, термодинамических и т.п.*) , Он требует признать за Ним право точно так же по Своему личному произволу изменять и отменять закон нравственный, закон совести, т.е. тот самый Изначальный Высший Принцип, который превыше чьей бы то ни было личной воли и личной власти и неподвластен личной «хотелке» какой бы то ни было Личности или Сверхличности, или хоть Супер-Пупер-Гипер-Личности! Именно поэтому в пресловутой «дилемме Евтифрона» кроется главный корень противоречий между религиозностью и совестью человека - и поэтому, кстати, называть свободу религиозных верований «свободой совести» абсолютно недопустимо: это название есть ужасающая подмена понятий и грандиозный обман, хитрость мирового масштаба.

    Ответить ↓

  3. Сергей

    В вашей картине мира как и в любой традиционно религиозной, имеется противоречие между следующими суждениями: 1.Бог всемогущий создатель вселенной, включая «свободную» человеческую волю. 2. Бог всеблагой. 3. Бог всезнающий, ибо независим от причинно-следственных связей. 4.Бог осуждает и поощряет (как праведный судья) людей на адские муки и райское блаженство соответственно, однозначно и навсегда. 5. Существование в мире зла.
    Противоречие в том что Бог будучи всезнающим, до своих творческих актов знал чем они закончатся, т.е. наделяя человека свободой воли он знал о его неизбежном грехопадении и появлении «зла» (если опустить картину с падшими ангелами). Следовательно Бог является создателем того что мы называем зло, т.к. заранее знал следствия своих творческих актов. Далее, Бог определяет посмертную участь человека в том числе и тех, кто пошёл «пространным путём, ведущим в погибель», т.е. создавая вселенную и наделяя человека «свободой воли», Бог знал что определяет огромное количество людей на адские муки. Эти четыре увязанные между собой посылки противоречат тому что Бог — всеблагой (добрый). Что же с этой общехристианской (православной, католической, протестантской) картиной Божественного плана не так? Я скажу вам. 1) Во-первых: Бог, являющийся создателем «свободной» воли является также и её определителем, иначе это означало бы что Бог чего-то не знает, например как поведёт себя имеющий свободу воли человек. Следовательно свободу воли мы можем провозглашать относительно своего незнания причин того или иного проявления её человеком, но не относительно Божественного разума, что подтверждается также и многочисленными пророчествами, когда пророки «приоткрывали» Божественный план, отвратить который не могла ни одна человеческая воля. 2)Во-вторых, существование в мире «зла» хорошо сочетается с тем что Бог благой, нисколько при этом не умоляя Его всеведения, для того чтобы это подтвердить, я обращусь к библейскому тексту: «от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Книга Бытие 2:17). В этом стихе, Бог определил что станет с человеком вкусившим плод «познания добра и зла» — смерть. Однако «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». (Книга Бытие 3:4,5), Кто же прав? Думаете человек знает добро и зло, как ему это обещал Дьявол? Нет, человеческое восприятие добра и зла искажено, оно не такое как у Бога, что подтверждается «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
    (Книга Бытие 3:22)», а именно, чтобы воспринимать добро и зло так как воспринимает его Бог, необходима вечная жизнь, т.е. независимость от времени. А обещанную Богом смерть следует интерпретировать как «смертность», отсутствие в результате грехопадения причастности к вечности, что косвенно подтверждается: » И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».(Книга Бытие 3:7). Т.е. первое проявление «познания» добра и зла состояло в придумывании примитивных моральных норм, по которым находиться без одежды постыдно перед Богом. Очевидно, что с грехопадением человек стал создателем своей собственной морали и утратил представления о «добре и зле», заменив их своими. Зло же не имеет онтологической сущности, имея лишь временный статус, пока существует время и причинно-следственные связи, по истечении чего «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28). 3) В-третьих: «если наказания в Писании называются вечными, то надо определить, в каком смысле. Ориген опирается в своих рассуждениях на св. апостола Павла и его трактовку времени: «Павел учит нас, что после нынешнего века, наступят следующие века, чтобы там открылось богатство Божией милости к нам (Еф. 2, 7). Не сказал, в одном или двух веках, но вообще в наступающих веках, откуда я и делаю вывод, что он указывает на многие века».
    А поскольку существуют многие века, то термин «вечный» не обязательно включает их все, а, например, только один из них. Филологически такое предположение вполне оправданно. Но если понятие aion имеет такой вот «конечный временной» оттенок, то не лучше было бы употреблять для обозначения вечности Бога другое слово - aidios, том более, что оно есть и у самого Павла в послании к Римлянам - вечная сила Его и Божество (1, 20).
    Абсолютен только Бог, а всякое творение относительно. То же самое можно сказать и о понятии времени и вечности.
    В трактате «О началах» Ориген отмечает: » «Никогда» и «Когда» заключают понятие времени, а то, что говорим об Отце, Сыне и Святом Духе следует понимать превыше всякого времени, всех веков и всей вечности. Всё же остальное, существует во времени и веках»
    В связи с вышесказанным предлагаю изменить следующие положения традиционных Церквей: 1) Свобода воли существует во времени и относительно человека, в качестве иллюзии выбора, что не вступает в противоречие с Божественным всеведением. 2)Адские страдания не бесконечны, что противоречило бы бесконечности Бога и Его благости, в конечном итоге людей ждёт апокатастасис.

Февраль 4, 2019 1:43

Жестокость и насилие, никак нельзя объяснить или оправдать. Жестокость и злость возникает там, где есть проплешины в интеллекте, не образованность, невежество. Оттуда выливается злость, жестокость и всякие другие преступления. Конечно же, иерей Евгений Мурзин, как и все остальные попы, умело ушел от вопроса и залил нас кучей, не нужной, мусорной информацией. Начав говорить про страшные преступления Ветхого завета от имени ”Бога”, как о чем-то таком, знаете, ну вот да, пришлось мол…Но в этом виноват точно не бог, нет! Виноваты сами люди! То есть, Евреи, по приказу Моисея режут, режут всех стариков, мужчин, юношей которые защищали свои земли от захватчиков (которые им естественно великодушно дал бог), и при этом они же, те которых режут и убивают, виноваты сами. Вам не кажется это слегка…, не логичным. Хотя, как известно, религия и логика понятия диаметрально противоположные. Так вот, Режут и убивают Евреи,а виноваты те, кого режут. После того, как Еврейские военачальники (в которых еще была какая-то человечность) уничтожили всю мужскую часть населения (юноши, старики, ремесленники, не обязательно военные, по крайней мере оговорок там нет) они решают не убивать беззащитных женщин, детей, младенцев, потому что они не могли вообще никак сопротивляться. Моисей разозлился. Моисей разозлился на своих военачальников за то, что они проявили человечность и не перерезали всех детишек и женщин. Вообразите себе уровень безумия и жестокости! И отдает приказ, приказ убить всех,кого они привели в плен, всех мужеского пола и женского. Правда тут стоит Моисею отдать должное, Он приказал убить не всех детей. Маленьких девочек,которые, исходя из старых текстов, не познали мужа, то есть не занимались еще сексом, могли быть оставлены живыми. То есть так, по желанию, могли и убить, если бы захотели. Какое христианское отношение к людям. Но для чего оставлять маленьких девочек, детишек, которые пережили кошмар, психика у многих из них, явно была нарушена. Вообразите себе картину, как здоровые бородатые мужики, с мечами и копьями отрывают вас от матери которая прижимает вас к груди, закрывая своим телом и убивают ее прямо на ваших детских глазах. Прокрутите эту картину у себя в голове несколько раз и тогда вы поймете, (а может и не поймете, если вы верующий) о чем идет речь. Так вот, оставить маленьких девочек в живых, для чего спрашивается военачальникам маленькие девочки? По словам животного, чудовища Моисея всех маленьких девочек не занимавшихся сексом оставить для себя.Что могло значить, и что военачальники могли вытворять с детьми которые прошли через такой кошмар, можно только догадываться. Я еще не изучил этого вопрос, да и в так называемом ”святом писании” об этом умалчивается.
Поп Евгений Мурзин, оправдывает это как вынужденная мера, результат отхождения от так так называемого бога. Но минуточку, да же если следовать этой логике, что люди отошли от еврейского бога, правда, не известно когда и как они к нему приходили, этот бог решил их всех убить, уничтожить, устроив тем самым настоящий геноцид.Таким чудовищным образом как-бы наказав их. Но ведь здесь речь идет и об убийстве не только взрослых, кто успел нагрешить против этого кровожадного бога, убивали так же и детей, младенцев. Маленький ребенок и, тем более, младенец это личность еще психически и умственно не оформившаяся, ”чистый лист”. Но дети не ответственны за своих родителей. Да же из тех же, так называемых ”священных писаний” можно вычитать, что дети не несут ответственность за поступки своих родителей. Синодальный перевод, не точно перевел многие ”священные” тексты. (Наверно речь шла о еврейских детях, других, не относящихся к еврейскому народу детей можно убивать сколько влезет).
Где здесь логика, где здравый смысл!7 Нет, это самый настоящий геноцид.
Я не хочу сказать, что евреи сейчас очень жестокие или плохие, Израиль сейчас это технически и технологически развитая страна, хотя не без религиозного оттенка, но это не мешает ей технологически и технически расти и развиваться. Но мы ведь сморим на Ветхий завет, колыбель этой нации, да еще и с точки зрения христианства.
Евгений Мурзин пишет следующие ”прекрасные”, но не менее абсурдные в своем стремлении оправдать преступления евреев следующими словами: ”В этом окружении задачей израильского народа было сохранение своей религиозной и национальной идентичности.” Вот значит в чем дело, что бы сохранить. Как будто сохранению религиозной и национальной идентичности евреев что-то угрожало, по мимо их самих. Читаем дальше нашего ”адвоката бога”. ”И кажущаяся нам жестокость Бога – это, скорее, строгость любящего отца, который стремится обезопасить сына от влияния дурной компании.” То есть, вы представляете, на сколько велик градус фантасмагорической жестокости и глупости в этих словах? Еврейский бог решил обезопасить своего ”сына”, от в лице еврейского народа, если я правильно понял, кого еще Он, таким образом мог обезопасить? От дурной компании…От дурной. То есть бог, если он есть, что бы сохранить веру в него у определенного “‘избранного народа” решает утопить в крови другой народ. В котором евреи были чужаками. Замечательная любовь, но не к тем, кого убивали уж точно. Но поток беспросветной глупости нашего попа Евгения Мурзина, который оправдывает, по сути, ксенофобию и нацистские поступки на это мне заканчивается. ”Израильский народ постоянно ходил по грани, рискуя раствориться в языческом мире, опуститься до нравственного уровня окружавших его племен и народностей.” Да не ужели, за то еврейский народ был просто образцом нравственности, после выше прочитанного. И это только единичный случай, подобных прициндентов было множество, и не все из них задокументированы… Жил еврейский народ в шатрах и палатках, строил примитивные дома,я не вижу здесь никакой нравственности. А если изучить их культуру, то там жесточайший монархический строй. Шаг вправо, шаг влево и смертная казнь.В общем, полная нравственность и духовность.прямо как нравиться попам. Ну так вот, продолжаем: ”И чтобы этого не произошло, ради конечной цели спасения человечества от рабства греху приходилось прибегать порой к крайним мерам, осмыслить и понять которые можно только в свете евангельского благовестия.” ТО есть, во имя ”великой” цели проливать кров, ну как всегда, тут это знакомо нам из истории, не однократно. Что бы спасти человечество от рабства так называемого греха. А что такое грех в библейском понимании – это отступление от так называемой “‘воли божьей”. ”Чудесную” волю божью вы уже увидели выше. И вот это все мол ради этого…ну и Евангелие нам естественно из слов попа даст все эти преступление и жестокость даст нам возможность оправдать. Я, когда был христианином, будучи еще совсем юношей, не образованным и умственно не оформившимся оправдовал это так, в свете Евангелия. Если бог так решил, значит так было надо. Никакого оправдания в Евангелии этим преступлениям я не нашел. Их нельзя оправдать. Жестокость и животное поведение нельзя оправдать. Можно объяснить, но оправдать никак.
На самом деле эта тема очень глубокая. Здесь нужно методологически подходить к изучении истории религии, анализировать, критиковать и сопоставлять. Здесь же я вкратце написал свое отношение к данному историческому случаю описанному в так называемом ”священном писании”.

Что есть жизнь человеческая?

Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни.

Что есть смерть и убийство?

Не следует путать смерть тела и полное уничтожение человека. Физическая смерть – лишь временное разлучение души и тела человека до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда.
Слово «убийство» обычно употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни. В ряде же случаев прекращение земной жизни бывает попущено Богом в благих промыслительных целях для пресечения зла (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры).

Почему убийство человека человеком является грехом?

Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח»«убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.

Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует из побуждений добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению.
Бог иногда вынужден действовать как хирург, — ампутировать заражённое место, чтобы инфекция не пошла дальше.
Что касается человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, жители одной из комнат которой ведут себя недостойно, то разве мы не вправе их выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?

В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?

Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду - помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию - быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит - были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактику, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).

Существовало ли в то время понятие личной ответственности?

Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Во времена Моисея понятие личной ответственности было прописано в Синайском законе. Что касается представителей языческих племен, населявших тогда Палестину, идея личной нравственной ответственности часто заслонялась идей коллективной, племенной. Человек живо ощущал себя членом общины. В своих нравственных (безнравственных) действиях и поступках он старался не выходить за рамки общеплеменных норм поведения и морали. Многие грехи, практиковавшиеся внутри тех или иных племен, носили не частный, а массовый характер. Поэтому проклятие, павшее на хананеев, в виду их чудовищных злодеяний, пало на целые племена (заметим, что сами языческие кодексы подразумевали уместность коллективной ответственности; так, Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – не строителя, а его семью).

Почему были уничтожены именно эти племена?

Считать уничтоженные племена невинными – поверхностный взгляд и незнание исторических реалий. Целью Священного Писания не является описание мерзостей языческих народов, того, насколько они расчеловечились и вели животный образ жизни. Если бы это было подробно описано, сомнений в том, что эти люди погрязли во зле и были уже неисправимы – ни у кого бы не было.

Почему Бог не щадил и младенцев?

Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей.
Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами. Среда влияет на воспитание человека.

Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?

По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.

Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?

Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человеческого рода к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие - сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются «как же Господь это допустил!». Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: «Как жестоко обошлись с бедными хананеями!».
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует о том, что крайняя мера воздействия на расчеловечившиеся народы возымела своё действие. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор в проекте .

Смотрите очередной прямой эфир на по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя - и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?

В Ветхом Завете - в Пятикнижии и книге Иисуса Навина - можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?

Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).

Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.

Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа - это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета - это совсем не повод терять веру во Христа.

«Я не понимаю» – это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.

Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется - не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина - это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.

Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?

В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, - говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). - Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».

Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.

Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.

Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете - то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.

Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.

Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар 28:3).

«Проводить [детей] через огонь» – означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер 32:35).

Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» (Пс 105:37,38).

Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.

В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).

Просто мы - в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина - можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).

Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки - Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?

Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали - Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос - и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.

Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.

Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.

Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?

Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах - при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».

Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26,27).

Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:10-13).

Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.

В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.