О выдвижении евтушенко и пелевина на нобелевскую премию. Нобелевская премия для евгения евтушенко Евтушенко является режиссером и сценаристом военной драмы "Детский сад" и мелодрамы "Похороны Сталина"

Евтушенко Бродский. По уму Россия должна выдвинуть на Нобелевскую премию не Путина, а значительного русского поэта Евгения Евтушенко, пока тот жив. Евтушенко не меньше достоин Нобелевской премии по литературе, чем лауреат Нобелевской премии поэт Пабло Неруда или лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин.

Евтушенко дробью наговорил на русском языке и о русском языке на десять энциклопедий. Не всё равновелико. Но в лучших своих стихотворениях поэт Евгений Евтушенко - лучшее русское в русской поэзии 20 века. Он умел стилизовать текст под суть, под сущностное, о чём сам текст, под эстетику события, о чём стихотворение. По сути Евтушенко не только поэт, но и учёный лингвист, такой же лингвист учёный, какими были поэты Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Есенин, Фатьянов. Это мастера высочайшей художественной стилизации методами слова и текста. Это - большая наука и божественное чутьё.

Бродский не завидовал Евтушенко, как поэту. Бродский завидовал его способности перевоплощения в тексте и способности к стилизации, не меньшей, чем способности к стилизации у лучших мастеров живописи в Италии в эпоху Возрождения. Евтушенко - это правильность стиля до убийства в себе поэта. Суть - главное, метафора прёт без очереди, пусть поэзия погибнет, я снова повторю главное, пусть критики меня за это повесят, ноя объясню своему народу главное - и люди меня поймут -вот что такое поэт Евгений Евтушенко как ударник-производственник литературы на гора для России.


Евтушенко - большой русский поэт. Многие гениальные формулы из его стихов стали пословицами, афоризмами и расхожими штампами воображения у поколения из поколения русских людей, как это было у Пушкина.

Бродский не завидовал Евтушенко. Бродский считал, что Евтушенко угробил свой талант, мимикрируя. Бродский по известным причинам не мог ни поверить, ни почувствовать никогда в жизни, что Россию можно и просто так беззаветно любить, как что-то абсолютно естественное, что не нужно иммитировать, а нужно бывает, ноборот, приглушить в себе и своих стихах, чтобы посторонние и отстранённые не обвиняли автора в излишнем пафосе.Но мы же не обвиняем в ложном искусственном пафосе романтиков - авторов итальянских опер и неаполитанских песен.

Бродский завидовал не Евтушенко, а Осипу Мандельштаму. С возрастом Бродский всё больше отходил от простой запоминающейся поэзии, того, что мы знаем и любим, как ранний Бродский - к многовекторным зарисовкам того, что он узнал о жизни, что он прочувствовал сам, что считал своими личными мудрыми открытиями о сущности и парадоксах бытия.

Бродский верил, что всё, что он наговаривает - первое и впервые. И в этом смысле он завидовал не Евтушенко, а другому великому русскому поэту Осипу Мандельштаму. Он завидовал тому, что тот успел пожить в богатой европейской русской среде в Санкт-Петербурге до 1917 года и в Петрограде в 20-е годы, пока сталинизм не сожрал и не упростил всё, пока Петербург не выдохся в упрощённый в культуре Ленинград, не оскудел своими чувствами и глубиной мысли в Ленинграде.

Творческая гибель, по сути угасание Санкт-Петербурга - это отдельная тема, отдельная трагедия всей русской и советской цивилизации, о которой в СССР и России не любили и не любят говорить, как о тайном несмываемом грехе на своей совести. Это же не только сталинский или брежневский, это и сегодняшний, величайший путинский грех - Петербург угасает. Но это именно та трагедия, которую пережил всей своей загубленной молодостью и всей несбывшейся во всей своей полноте жизнью поэт Иосиф Бродский. Ощущение себя живущим на островке уходящей большой европейской культуры, и при этом жить, как на кладбище, загримированном бодренькими пантомимами под прогресс, вот что убивало Бродского в молодости у себя на родине. Жить в фантастически красивом городе - столице былой императорской России - мечты о Европе в России, городе, опережавшем страну на столетия, и вот - родиться при коммунизме, развиваться уже в 1950-60-х годах, зависеть от каких-то Лениздатов, ленинградской писательской организации, лениградских газет и псевдогуру критики и литературы в них - вот что было ежедневной мукой для Бродского - постепенное тотальное измельчание Петербурга в символах и людях, официально бодрящийся, но угасающий город Ленинград.

И в этом смысле Иосиф Бродский завидовал Осипу Мандельштаму, его языку, его метафорам, тому, что тот ещё хоть что-то сущностное застал во всём расцвете и великолепии человеческих и художественных форм и в этом пожил и так сочно, великолепно творил, как будто на празднике молодости и красоты обедал в изумительном ресторане. Вот этого ощущения пира жизни и культуры со всеми драматическими коллизиями, что представлял из себя Осип Мандельштам и Петербург Осипа Мандельштама, вот этому завидовал и тосковал по такому существованию, по той поэтической среде Иосиф Бродский.

Оптимистическая культура советского времени, а лучшее у Евгения Евтушенко напрямую относится к ней, просто мешала Бродскому слышать искренние ноты настоящей лирики или трагедии по существу. Бродский считал, что поэт должен честно говорить о сложном.Евтушенко мог в поиске талантливейшего обобщения - со всей страстью, с горячим дыханием рисовать перед людьми свой «город на заре». Не всегда и не всем это нравилось. Одна из лучших строчек в "Мастере и Маргарите" у писателя Михаила Булгакова - это про "взвейтесь и развейтесь к празднику 1 мая или 7 ноября" и про покупное вдохновение, причём это о самом себе - по молодости Михаил Булгаков, литератор из семьи священника, подрабатывал в отделе, сочиняющем и воплощающем лозунги для демонстраций трудящихся 1 мая и 7 ноября - на коммунистические праздники, чтобы украшать коммунистические колонны. Разве после такой левой революционной работы Михаил Булгаков меньше достоин Нобелевской премии по литературе за другие свои литературные произведения, гениальные романы и пьесы?

Бродский и Евтушенко. «Они сошлись, вода и камень …» не в жизни, а в литературе и в спорах о смысле жизни.

Живой классик русской литературы, отличный русский и советский поэт Евгений Евтушенко сегодня не так молод и не так пышит здоровьем, как может показаться на экране телевидения. Он старый человек и каждый день уже может помереть вслед за своими друзьями, другими титанами русской и советской литературы 20 века. А мёртвым поэтам и писателям Нобелевские премии не присуждают.

Где наш великий достоевед и просветитель Игорь Леонидович Волгин, где демократ в кубе, специалист по текстам Мариэтта Омаровна Чудакова, воспеватель декабристов Яков Аркадьевич Гордин и трибун поэтов революционеров леваков Лев Александрович Аннинский, чтобы выдвинуть поэта Евгения Александровича Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, как предложение от России, пока хороший, настоящий русский поэт ещё жив? "Все уклонишася, все до единого?"

Когда этот "никому не помогаем" в аппаратесовременной русской литературы прекратится? Когда в России забудут про негласное правило ни за что и никогда не помогать никому и ничему великому у себя на родине?

Мелкотравчатые телепузики с утра до вечера рассказывают и напевают нам о великих трагедиях и великих мучениях, никому и ничему существенному по делу не помогая и борясь за своё право никому не помогать, будучи на самом верху и развлекая, и угнетая пожизненно .

Нет никакого творческого конфликта между поэтическим наследием Бродского и поэтическим наследием Евтушенко.

Деятели культуры, настоящие литераторы России сделали бы России и русскому народу прекрасное дело, выдвинув Евгения Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, пока этот живой классик доступен для поколения.Потом стыдно будет - и как пример конкретного сволочизма в самой окололитературной и писательской среде не в первый раз в новейшей русской истории - «А над гробом встали мародёры и несут почётный караул».

Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по литературе. И это будет гордостью, удачной песней, красиво и вовремя для всей России.

Мощному, сущностному наследию Иосифа Бродского от этого ничуть не убудет.

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.

Его называли «шестидесятником» . И это справедливо: без произведений Евтушенко трудно представить поэзию Оттепели.
Говорили, что он бунтарь . И это не было преувеличением: поэт резко высказывался по многим политическим вопросам.
Злопыхатели твердили, что Евтушенко иной раз сдавал позиции, «подлаживался», пытался подружиться с властью». А кто из великих не был грешен в этом? Мандельштам и Ахматова, Есенин и Блок – каждый, хоть единожды, пытаясь выжить, спел «песнь позора». Судить их за это – дело простое, но не справедливое. И ни у кого на это права нет.
Утверждали, что сломать Евтушенко было невозможно: у него внутри стальной стержень. И правоту этих слов подтвердило время.
Критики считают , что творчество Евгения Александровича Евтушенко – одна из самых ярких страниц русской литературы XX и начала XXI веков.

Что оставил нам, читателям, поэт Евтушенко?

Наследие его велико и разнообразно. Оно включает:

  • двадцать поэм
  • 62 сборника стихотворений
  • два романа: «Ягодные места» и «Не умирай прежде смерти»
  • две повести: «Пёрл-Харбор» и «Ардабиола»
  • три книги мемуаров
  • пять изданий собраний сочинений
  • симфонию № 13 b-moll “Бабий яр» и кантату «Казнь Степана Разина», написанные композитором Д. Шостаковичем, и рок-оперу Идут белые снеги»
  • в качестве актера он снялся в четырех фильмах
  • как режиссер снял два фильма
  • написал сценарии к двум фильмам
  • он принял участие в съемке шести документальных фильмов

Песни на стихи Евтушенко

На музыку положены 77 стихотворений поэта, и пела их вся страна Его песни звучат в кинофильмах:

  • «Карьера Димы Горина» - всеми любимая Майя Кристалинская записала для фильма песню «А снег идет»;
  • «Ирония судьбы, и С легким паром » - бард Сергей Никитин исполнил песню «Со мною вот что происходит»;
  • «Служебный роман» - музыку к песне «Нас в набитых трамваях болтает» написал композитор Андрей Петров;
  • «И это все о нем» - три песни в блистательном исполнении Елены Камбуровой.

Награды Евгения Евтушенко

Общее количество наград 23 . Среди них отечественные и иностранные ордена и медали, государственные премии, звания Почетного члена трех академий, профессора двух университетов – Питсбургского и Санто-Доминго. Самой необычной наградой поэт гордился. Его имя в 1994 году получила малая планета Солнечной системы – 4234 Евтушенко.

Почему Евтушенко не дали Нобелевскую премию?

В 2008 году имя поэта оказалось в списках будущих лауреатов Нобелевской премии по литературе. Основание – поэма «Бабий яр». Она пронзительное и полное непреходящей боли напоминание о сотнях тысяч расстрелянных в гигантском овраге мирных жителях - евреях, украинцев и русских.

Поэму прочли, имя Евтушенко из списка претендентов вычеркнули, вежливо объяснив, что есть более актуальные произведения. Политическое шоу под названием «Нобелевская премия» выбрало французского писателя Ле Клезио, известного широкой публике по роману об истории любви Диего Риверы и Фриды Калло. Жюри подчеркнуло, что француз является автором новых направлений, обещая читателям поэтические приключения и чувственный экстаз. Ну разве может тягаться русский поэт, рыдающий над уже ушедшими с историю страшными событиями Второй Мировой войны, с эстетствующим французом?!

Евгений Евтушенко ушел из жизни 1 апреля 2017 года. Ему было 84 года . Он был болен, рак изматывал, но поэт не сдавался: писал, выступал перед публикой, давал интервью.

Много сделано, написано, снято или мало? Правдив ли был голос эпохи, которым говорил поэт Евгений Александрович Евтушенко? Время покажет, что из написанного останется в веках, а что исчезнет, утонув в песках вечности.

Две громкие смерти случились на минувшей неделе.
И каждая означала конец целой эпохи.
И обе случились в Америке – что, на мой взгляд, само по себе тоже знаковое событие.

Люди постарше помнят, наверное, вышедший в феврале 1987 года номер «Огонька», «флагманского журнала перестройки», где на обложке были изображены - на фоне зимнего переделкинского пейзажа, в модных тогда мохнатых шапках - четыре поэта, имена которых начали греметь в годы хрущевской «оттепели», Справа налево - Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.

В таком же порядке они отгремели и ушли. Сначала Рождественский, потом Окуджава, потом Вознесенский, и вот последним, в минувшую субботу, 1 апреля, умер Евтушенко - в далекой Талсе, в штате Оклахома, где он преподавал в местном университете – кстати, одном из лучших в Америке, несмотря на кажущуюся провинциальность.

Смерть Евтушенко напомнила о том, что практически иссякло его блестящее поколение. В живых не осталось и тех других, кого не было на том снимке, но кто вместе с четверкой поэтических мушкетеров, собиравших на свои выступления целые стадионы, составляли элиту русской культуры конца ХХ века.

Я прежде всего имею в виду Нобелевского лауреата по литературе Иосифа Бродского, который, на мой взгляд, в современной русской поэзии равновелик Пушкину в русской классике ХIХ века. Я имею в виду Василия Аксенова, Беллу Ахмадулиной, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Александра Галича, Петра Вайля – а если брать шире, то и Неизвестного, и Тарковского, и Любимова, и многих-многих других.
Кто за ними? Захар Прилепин? Сергей Минаев? Владимир Соловьев? Или, может, Владислав Сурков, говорят, публикующий свои литературные экзерсисы под псевдонимом Натан Дубовицкий? Или Ревенко со Скабеевой, Поповым и Семиным?

Почти самых выдающихся писателей и художников советская социалистическая родина когда-то выставила за порог. Это наша национальная традиция, «духовная скрепа» такая. Самых лучших, самых талантливых полагается гнобить. К думающим, независимым, из ряда вон выдающимся своим сыновьям родина должна относиться не как любящая мать, а как злая мачеха.

Евтушенко, кстати, тут составлял исключение – ему власть прощала многое, но и он в конце концов предпочел прожить в американском университетском городке последнюю четверть века своей жизни – возможно, самую комфортную, спокойную и счастливую.

А за два дня до смерти Евтушенко в Калифорнии, в Пало-Альто - городе, где находятся поражающий своим размахом Стэнфордский университет и штаб-квартиры едва ли не всех самых передовых высокотехнологических компаний мира: Apple, Facebook, Hewlett-Packard, Tesla Motors - умер гениальный физик-теоретик, нобелевский лауреат, ученик великого Ландау, академик Алексей Абрикосов, который тоже переехал из России в США почти четверть века назад и в 2003 году получил Нобелевскую премию по физике, уже будучи американским ученым.

В интервью радиостанции «Свобода» по случаю присуждения ему Нобелевской премии Абрикосов сказал тогда пронзительно горькую вещь:
«В России в свое время, когда я там был, я натерпелся достаточно. И по этому случаю я горжусь тем, что эта премия считается за Америкой». Подумал и повторил: «Я этим горжусь».

А что вы хотели? Пасынки платят злой мачехе сторицей.

Смерть 88-летнего академика Абрикосова в США – знак того, что уходит и поколение выдающихся ученых, наследовавших великим – Йоффе, Семенову, Капице, Ландау, Тамму, Зельдовичу, Сахарову, Харитону. А за ними - тоже никого. Все лучшие – давно на Западе. Российская академия разрушена амбициями людей из ближнего путинского круга. Фундаментальная наука загибается.

Следующие русские лауреаты Нобелевской премии по физике - 2010 года – тоже родившиеся, выросшие, получившие образование и сделавшие первые шаги в науке в СССР и в России, сэр Андрей Гейм и сэр Константин Новоселов, за научные заслуги возведенные в рыцарское звание британской королевой Елизаветой II, давно живут в Манчестере и работают в тамошнем университете.

Как написал когда-то ныне, увы, полузабытый поэт Герман Плисецкий:

Мы славу свою раздавали задаром:
Как видно, она не по нашим амбарам,
Как видно, у нас ее край непочатый –
Как будто талантами слишком богаты!

Сколько людей, которые уже прославили или еще могли бы прославить нашу страну, ныне живут далеко за ее пределами? Ученые, писатели, музыканты, бизнесмены, юристы, врачи, художники, кинематографисты, журналисты, спортсмены. Просто представители образованного и деятельного среднего класса. Счет идет на миллионы.

Это называется «утечка мозгов». Результат ее в любой стране – деградация науки, культуры, образования, все возрастающее отставание страны во всех областях, архаизация интеллектуальной, общественной политической жизни.

Причина же утечки мозгов – не только отсутствие должного финансирования науки, культуры, образования. Это еще и отсутствие свободы. Ни наука, ни культура, ни образование не могут долго существовать в условиях несвободы. Это понимали даже Сталин и Берия, которые готовы были простить советским ученым, работавшим над созданием атомного оружия, любое вольнодумство - лишь бы был результат. Не случайно создатель водородной бомбы академик Андрей Дмитриевич Сахаров превратился потом в едва ли не самого выдающегося борца за свободу и демократию в СССР.

Что же касается свободы, еще один великий русский человек, который покинул Россию, чтобы остаться свободным человеком, писатель Владимир Набоков однажды написал:

«Такой свободы, какую знаем мы, не знал, может быть, ни один народ. В той особенной России, которая невидимо нас окружает, живит и держит нас, пропитывает душу, окрашивает сны,- нет ни одного закона, кроме закона любви к ней, и нет власти, кроме нашей собственной совести. Мы о ней можем все сказать, все написать, скрывать нам нечего, и никакая цензура нам не ставит преграды, мы свободные граждане нашей мечты. Наше рассеянное государство, наша кочующая держава этой свободой сильна, и когда-нибудь мы благодарны будем слепой Клио за то, что она дала нам возможность вкусить этой свободы и в изгнании пронзительно понять и прочувствовать родную нашу страну
Не станем же пенять на изгнание. Повторим в эти дни слова того древнего воина, о котором пишет Плутарх: «Ночью, в пустынных полях, далече от Рима, я раскинул шатер, и мой шатер был мне Римом».

90 лет прошло, а как актуально звучит!

Евгений Евтушенко последние годы уходил от прямого ответа на вопрос, кому из русских поэтов пора вручить Нобелевскую премию. Видимо, ответ был для него очевиден. И такая уверенность небеспочвенна

Текст: Михаил Визель/«Год Литературы», для RBTH.com
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

1.

Евтушенко - один из тех немногочисленных в любой литературе поэтов, чьи строки вошли в плоть живого языка, превратились в поговорки. «Поэт в России больше чем поэт»; «хотят ли русские войны»; «над Бабьим Яром памятников нет»; «со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит». Носители живого русского языка произносят эти фразы, не задумываясь, откуда они взялись, а они имеют конкретного автора: .

2.

При этом Евтушенко хорошо известен за рубежами России - что тоже не так часто бывает с представителями великого (по количеству людей, для которого он является родным), но малораспространенного в мире языка. Начиная с шестидесятых годов Евтушенко много ездил по миру, выступая в огромных залах (в одном из них

его увидел и с ходу предложил роль Христа в своем «Евангелии от Матфея»

Настолько его поразило, как держал аудиторию голубоглазый сибирский парень). А с 1991 года личные и профессиональные обстоятельства сложились так, что почти весь учебный год, с сентября по май, он проводил в США, в университете Талсы. Что тоже способствовало его узнаваемости не только в артистической, но и в академической среде - из которой и поступают «заявки» на Нобелевскую премию.

3.

Несмотря на неизбежную в артистической среде ревность, даже самые яростные нелюбители поэтики и личности Евтушенко признавали: да, он действительно страстно любит , знает наизусть огромное количество стихов (не только своих друзей, но и людей ему лично и творчески не близких) - и неутомимо всю жизнь занимается ее распространением и даже пропагандой. Достаточно назвать составленную Евтушенко монументальную антологию «Строфы века» (1995), в которой впервые оказались возвращены стихи многих запрещенных и потому забытых в СССР эмигрантов. А совсем недавно Евгений Александрович закончил работу над еще более монументальным пятитомным собранием «Десять веков русской поэзии» (2013).

4.

Нобелевская премия по литературе дается не за какое-то конкретное произведение (хотя порою оно подразумевается, как в случае с ), а «по совокупности заслуг и достижений» . Заслуги Евтушенко неоспоримы: задолго до он вернул любителей поэзии на стадионы, показав, что сочинение и, главное, восприятие стихов доступно не только высокообразованным обитателям кампусов и маленьких артистических кафе, но и широким массам - как бы иронически ни относились к этому выражению представители той самой образованной страты.

5.

При этом Евтушенко - не одиночка, не случайная флуктуация, а представитель обширного и плодотворного литературного направления, подобно (Серебряный век) или В. С. Найполу (постколониальная литература).