О монашестве. Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь. Всероссийская олимпиада "наше наследие"

Кто такие монахи, где они живут и какую одежду носят? Что заставляет их выбирать именно столь непростой путь? Эти вопросы интересуют не только тех, кто собирается уйти в монастырь. Что же известно о людях, добровольно отказавшихся от мирских удовольствий и посвятивших себя богослужению?

Монастырь - что это такое

Для начала стоит разобраться в том, где живут монахи. Термин «монастырь» пришел в наш язык из греческого. Это слово означает «один, одинокий», используется по отношению к сообществам или людям, которые выбирают одиночество. Монастырь представляет собой религиозное собрание людей, принявших обет безбрачия и удалившихся от общества.

Традиционно монастырь обладает комплексом строений, в который входят церковные, хозяйственные и жилые помещения. Они используются в зависимости от нужд общины. Также каждый монастырь определяет свой устав, которому должны следовать все члены религиозной общины.

В наши дни сохранилось несколько разновидностей монастырей, в которых может протекать монашеская жизнь. Лавра представляет собой крупную мужскую обитель, которая является частью православной церкви. Киновией именуют христианскую общину, имеющую общежитский устав. Аббатство - католический храм, который подчиняется епископу или даже непосредственно папе. Также встречаются монашеские селения, именуемые пустынями, которые располагаются вдали от главного монастыря.

Историческая справка

Знание истории возникновения монастырей поможет лучше понять, кто такие монахи. В наши дни обители можно встретить во многих государствах мира. Считается, что они начали появляться с момента распространения христианства, что случилось в третьем веке нашей эры. Первыми монахами стали люди, которые уходили из городов в глушь и вели жизнь аскетов, тогда их называли отшельниками. Египет - родина монашества, именно в этой стране в 4 веке появилась первая киновия благодаря Пахомию Великому.

Вскоре после этого монастыри возникли сначала в Палестине, а затем и в европейских странах. Первые монастырские общины на Западе были созданы усилиями Афанасия Великого. Отцами Киево-Печерской лавры на Руси стали Антоний и Феодосий Печерские.

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи - вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество - это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Жизнь монахов

Выше рассказывается о том, кто такие монахи. Какую же жизнь ведут люди, последовавшие своему призванию и посвятившие себя Богу? Постриг вовсе не означает то, что человек прекращает жизнь на земле. Он продолжает удовлетворять потребность во сне и пище. Конечно же, каждый монах имеет свои обязанности, трудится на благо людей или монастыря, что зовется послушанием.

Послушание - работа, которой обитатели монастыря занимаются тогда, когда свободны от богослужений. Она подразделяется на хозяйственную и воспитательную. Под хозяйственной работой подразумевается та, что направлена на поддержание порядка в обители. Каким именно трудом занят монах - решает настоятель. Воспитательная работа - это молитвы.

Каждая минута такого человека посвящена служению Бога. Его не тревожат земные цели и идеалы. День монаха проходит в молитвах, которые становятся для него своеобразным смыслом жизни.

Обеты

Ни для кого не секрет, что монахи дают обеты. Что представляет собой монашеский обет безбрачия? Человек, дающий подобное обещание, не только отказывается от возможности жениться. Этот обет подразумевает, что для него больше не играет роли пол. Телесная оболочка осталась в мире, который покинул монах, отныне для него важны исключительно души.

Также служитель Бога должен дать обет нестяжания. Прощаясь с миром, монах отказывается также от права на личную собственность. Это подразумевает, что он не может владеть ничем, даже если речь идет о шариковой ручке. Человек отказывается от собственности, так как больше в ней не нуждается. Все, чем пользуются монахи, к примеру, книги, является собственностью монастыря.

В чем заключается монашеский обет послушания? Это означает, что человек полностью отвергает свои желания. Его единственная цель отныне - единение с Господом, которому он ежечасно возносит молитвы. Однако сила воли остается при нем. Помимо этого, от монаха требуется беспрекословное выполнение распоряжений настоятеля. Это не является признаком покорности и раболепия, скорее помогает обрести мир и радость в душе.

Как стать монахом

Постриг в монахи - долгий путь, пройти который удается далеко не каждому претенденту. Многие люди осознают, что не способны расстаться с благами цивилизации, отказаться от возможности иметь семью и собственность. Дорога в служители Бога начинается с общения с духовником, который дает человеку, решившему проститься с мирской жизнью, полезные советы.

Далее претендент, если он еще не отказался от своего намерения, становится трудником - помощником у духовных лиц. Ему необходимо постоянно находиться в монастыре, следовать его уставу. Это дает человеку возможность понять, готов ли он проводить свою жизнь в молитвах и физическом труде, проститься с благами цивилизации, редко видеться с семьей. В среднем будущий монах идет по пути трудника около трех лет, после чего становится послушником. Продолжительность этой стадии определяется индивидуально, человек все еще волен в любой момент оставить монастырские стены. Если же он с честью выдерживает все испытания, его ждет постриг в монахи.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан - патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Одежда

Одежда монахов также вызывает живейший интерес у общественности. Подрясником называется длинное одеяние, достающее до пят. Оно обладает узкими рукавами, ворот застегнут наглухо. Подрясник представляет собой нижнее одеяние. Если его носит монах, изделие должно быть выполнено в черном цвете. Подрясники других цветов (серые, коричневые, белые, темно-синие) могут позволить себе лишь семейные священнослужители. Традиционно они изготавливаются из шерсти, сукна, сатина, льна.

Разумеется, одежда монахов - это не только подрясник. Верхнее одеяние человека, посвятившего себя Богу, именуется рясой. Традиционно оно обладает длинными и широкими рукавами. Наибольшее распространение получили черные рясы, однако также можно встретить белые, кремовые, серые, коричневые варианты.

Нельзя не упомянуть и монашеский головной убор - клобук. Он давно появился в церковной среде, изначально выглядел как мягкий колпак, созданный из простой материи. Современный колпак покрыт черным покрывалом, которое опускается ниже плеч. Чаще всего можно встретить черные клобуки, однако встречаются и изделия, выполненные в других цветах.

Кто не может стать монахом

Уход в монастырь - решение, которое может осуществить далеко не каждый человек. Считается, что люди не могут расстаться с мирской жизнью, если их удерживают от этого обязательства перед другими. Допустим, у кандидата есть маленькие дети, престарелые родители, родственники-инвалиды. Также о постриге не стоит задумываться тем, кто лечится от тяжелого заболевания. Это связано с тем, что человеку пришлось бы отказаться от качественного медицинского обслуживания.

Святейший Патриарх Кирилл , общаясь в четверг 22 сентября с настоятелями монастырей Русской Церкви, указал на ряд острых моментов, касающихся современного монашества.

О внешнем благочестии

Обращая внимание настоятелей обителей на отношение к внешнему виду и благочестию, Первосвятитель заявил , что игуменам и игуменьям нежелательно иметь жезлы (символ духовной власти – ред.) подобные патриаршему.

Материал по теме

Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию и различные точки зрения и позицию других людей

– У вас должен быть простой игуменский жезл, без всяких украшений, ювелирных побрякушек и без креста наверху, потому что это символ архиерейского служения, – сказал Предстоятель Церкви.

Святейший посоветовал настоятелям монастырей иметь «простые деревянные посохи наподобие того, который был в руках святителя Петра , митрополита Московского».

Вцелом, по словам патриарха, следует помнить, что если «нет духовного авторитета у игумена или игумении – нет и власти».

О социальном значении монастырей

Предстоятель Церкви, говоря о социальном значении обителей, предостерег настоятелей от подмены монастырей богадельнями.

– Если монастырь готов поддерживать престарелых людей, создавать там богадельни, это хорошее дело, но вступать в монашество только для того, чтобы за тобой поухаживали, неправильно, – сказал Святейший.

Отметив, что среди престарелых могут быть достойные кандидаты в монашество, патриарх призвал «очень тщательно» все проверять, так как, по его словам, «богадельня – это одно, монашество – это другое».

О зарплатах для монахов

Предстоятель Русской Церкви уверен , что формальной зарплаты за труд в монастырях быть не должно.

– Зарплата для монашествующих, живущих в монастыре, – это нонсенс. Какие-то карманные деньги, конечно, надо иметь. Формальная зарплата – это мы превратим наши монастыри в артели, где все работают, но каждый получает, – заявил Святейший.

Патриарх напомнил, что «монастырь это не артель», а, прежде всего, община.

О духовниках женских монастырей

– Здесь получилось так, что совсем молодой монах приобрел всенародную славу и, что самое главное, всенародную симпатию. Если была бы только слава, а такой любви людей не было, я бы употребил свою власть и запретил ему выступать. Но я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру, – сказал Предстоятель Церкви.

Однако, как заметил Святейший, для того, чтобы отец Фотий сумел пройти «по этому очень непростому пути, ему нужно помогать».

– Если ему сейчас сказать: ты не выступай, ничего не говори, иди картошку чисти и так далее, может, он и будет это делать, но тогда мы потеряем человека, голос которого сегодня обращает людей к Богу, в том числе интеллигенцию, – заметил патриарх.

В тоже время, Первосвятитель предупредил об опасности «свободного полета», когда, участвуя в мирской жизни, монах, по-сути, перестает быть членом монашеской общины.

Мимо Нескучного сада и Андреевской богадельни ездили москвичи на Воробьевку наломать березовых веточек к празднику Святой Троицы. «Едем мимо садов, по заборам цветет сирень. Воздух благоуханный, майский. С Нескучного ландышками тянет. Едут воза с травой, везут мужики березки, бабы несут цветочки - на Троицу», - писал И.Шмелев.

Андреевская богадельня появилась в Москве в 1803 году, когда Московское купеческое общество обратилось к императору Александру I с просьбой обустроить «богадельный дом» для лиц обоего пола на территории бывшего Андреевского монастыря в Пленницах. «Пленницы» - связки плотов, бревен, иными словами «поленницы».

Тогда в 1805 году по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Сейчас остался только один корпус 1805 года – восточный, северный корпус относится к середине XIX века, а южный, построенный архитектором , к 1878 году.

По преданию обитель возникла на этом месте в XIII веке. Однако имя Андрея Стратилата она получила только в XVI веке. Храм в честь мученика Андрея Стратилата был построен здесь как память о дне избавления от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году. С этим годом и связывают появление мужского Андреевского монастыря.

Расцвет обители приходится на XVII век. В 1648 году боярин Федор Михайлович Ртищев отстроил монастырь и основал здесь ученое братство. Сюда он «перезвал из малорусских монастырей монахов 30 человек, с тем чтоб учили желающих грамматике славянской и греческой, риторике и философии». Сам Ртищев дни проводил во дворце, а ночи напролет просиживал «в Андреевском с учеными монахами». (С.М.Соловьев) Именно «Ртищевское братство» стало позднее основой для Славяно-греко-латинской академии. Этот факт явился причиной начала упадка Андреевской обители. Ученые монахи перебрались в Китай-город, а сама обитель была в 1682 году приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю.

Впервые монастырь был упразднен в 1724 году, тогда в его стенах были одновременно учреждены школа для подкидышей – «зазорных» детей и помещение для «колодников», то есть тюрьма. Такое соседство сейчас кажется странным. Через шесть лет при императрице Анне Иоанновне монастырь был возобновлен, но ненадолго. Годом окончательного упразднения монастыря считается 1765. При Екатерине II бывший Андреевский монастырь отдается сначала для содержания «безумных до устроения для них особого дома», а в 1775 году здесь открывается женский работный дом с прядильной.

И наконец, в 1803 году в стенах обители окончательно закрепляется Андреевская купеческая богадельня. К 1898 году в ней призревалось 956 человек. Попечителями этого крупнейшего к тому времени заведения подобного рода состояли представители семей Бахрушиных, Королевых, Боткиных. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на содержание богадельни. Н.Г. Зубов завещал 200 тыс. рублей, М.И. Крашенинников 100 тыс. рублей, фабрикант С.В. Алексеев - 30 тыс. рублей. В 1885г. на пожертвование Н.Д. Пашкова открывается особое отделение на 40 мест.

На территории богадельни сохранялось три храма: Андреевский, Вознесенский и церковь-колокольня Иоанна Богослова. Они также являлись приходскими для жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной. В 1900 году в Воскресенском храме открылась церковно-приходская школа, существовавшая здесь до 1917 года.

В 1918 году корпуса богадельни превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак. Школу рабочие Госзнака устроили в храме святого мученика Андрея Стратилата. Под клуб был выделен храм Воскресения Христова. Странным образом Богословская церковь закрыта не была и богослужения в ней совершались до конца 30-х годов.

В 1960-х здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов, корпуса богадельни оставались жилыми. Окончательное расселение произошло только к 1980 году, когда здесь разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт метеорологической службы.

В 1996 году комплекс Андреевского монастыря передан в бессрочное пользование РПЦ.

Нп-2 (№- 0002)
Произведение: «Дома, события, люди» (Новгород XVIII – начала XXвв.). Великий Новгород. “Кириллица”; Санкт-Петербург, типография № В.О. «Наука», 1999. – 252.; ил.

I. Софийская сторона

Двор Меркурия Гавриловича - духовного отца Петра I

Много неизвестных фактов, нераскрытых тайн хранят в себе архивные документы, спокойно лежат они на полках, еще не прочитанные и не востребованные исследователями. Одну из неизвестных ранее страниц в биографии человека, достигшего высокого положения в Российском обществе во времена царствования Петра I, раскрыли документы, обнаруженные в архивах Новгорода, Петербурга и Москвы.

В фонде Вяжищского монастыря государственного архива Новгородской области сохранились материалы, свидетельствующие о покупке монастырем двора протопопа Софийского собора Меркурия Гавриловича. Двор находился в Детинце недалеко от Владимирской проездной башни рядом с подворьем Юрьева монастыря. Во дворе, огороженном тыном, стояла деревянная горница на жилом подклете с сенями и повалушей "о трех жильях" - трехэтажной башнеобразной пристройкой. Рядом располагался погреб с надстроенным над ним амбаром.

Известно, что Меркурий Гаврилович был духовным отцом Петра I и происходил из Устюжны, которая в XVII в. находилась в ведении Новгородского приказа. А вот тот факт, что он некоторое время служил протопопом Софийского собора в Новгороде, был неизвестен исследователям.

В 1684 г. Меркурий Гаврилович был приглашен в Москву для служения протопопом Благовещенского собора, "что у великих государей на сенях", и в качестве духовного наставника юных царей Петра и Иоанна Алексеевичей. Дата его отъезда в Москву устанавливается по одному из актов Валдайского Иверского монастыря, в котором сообщается о торжественных проводах из Новгорода жены Меркурия Гавриловича в сопровождении "боярских домовых людей" Тимофея Жеглова и Якима Шульгина.

После отъезда в Москву Меркурий Гаврилович не порывает связи с Новгородом. В Санкт-Петербургском архиве сохранилась грамота новгородского митрополита Корнилия, адресованная духовному отцу царей. Она написана в 1686 г. в связи с остановкой строительства Знаменского собора, так как деньги были истрачены по указу государей на жалованье "ратным людям".

Знаменский собор был заложен в 1682 г., когда Меркурий Гаврилович жил в Новгороде. Корнилий обратился к нему с просьбой заступиться перед государями, чтобы они пожаловали деньги из государственной казны на достройку храма. И деньги были отпущены. Стараниями и личной заинтересованностью духовного пастыря царей можно объяснить, почему в украшении Знаменского собора принимали участие царские жалованные иконописцы Карп Золотарев, Федор Юрьев, Иван Бахматов.

В Российском государственном архиве древних актов сохранилось судное дело, начатое в 1691 г. по челобитной Меркурия Гавриловича, адресованной царям Петру и Иоанну Алексеевичам. Духовный отец царей обвинял новгородца, бывшего посадского человека Аверкия Красильникова в том, что тот "<...> накинувся напрасно ябедою своею на сродника... на посацкаго человека на Андрюшку Давыдова Воротникова и учинил ему, Андрюшке, убытки великие, волокитою проволочил ево, Андрюшку, многое время и убытка учинил ему... 55 рублев <...>". Из контекста следует, что известная в Новгороде купеческая семья Воротниковых приходилась Меркурию Гавриловичу "сродниками", то есть род¬ственниками по линии жены. Духовник царей добился, чтобы ябедника, который требовал с Андрея Воротникова деньги, данные якобы взаймы его отцу, отправили в Москву для расправы в Новгородский приказ. И он был туда доставлен по приказу воеводы Никиты Прозоровского. Итог судного дела подведен в грамоте царей: освободить ябедника из Новгородского приказа, но в случае, если он "начнет теснить" Андрея Воротникова и его мать, то они, государи, сошлют его на вечное житье в Сибирь.

Род Меркурия Гавриловича записан в нескольких Синодиках новгородских монастырей.

Роль его в духовно-нравственном воспитании русских царей, а также в общественной и религиозной жизни российского государства остается в исторической науке нераскрытой. Составление биографии одного из заметных деятелей петровского времени - дело будущего.

Л.А. Секретарь
Митрополит Иов и братья Лихуды

Имена братьев Лихудов, греков по происхождению, проведших большую часть своей жизни в России и много сделавших для единения двух культур православного мира, давно привлекают внима ние исследователей как русских, так и греческих. Иоанн и Спиридон (так звали их в миру) родились в Кефалии, учились в Венеции и Падуе. Оба приняли монашеский постриг: младший, Спиридон, до окончания Падуанского университета в 1670 г., старший, Иоанн, позднее, после того, как потерял жену. Спиридона нарекли в монашестве Софронием, Иоанна - Иоанникием. В 1685 г. по просьбе царя Федора Алексеевича и по благословению константинопольского патриарха братья Лихуды переехали из Константинополя в Москву, где основали Славяно-греко-латинскую академию. В России они получили известность как образованные преподаватели, переводчики, писатели. В начальный период пребывания в Москве им покровительствовал князь Василий Голицын. Недолгое время в правление сестры Петра I Софии (1682-1689 гг.) он был первым человеком в государстве. Голицын возглавлял Посольский приказ, который определял внешнюю политику России, и ряд других приказов, в том числе так называемую новгородскую четверть. После падения Софии ее фаворит был отправлен с семьей в ссылку в Каргополь. Для своего времени Голицын был весьма образован: владел несколькими языками, был знаком с западной культурой и являлся сторонником реформ в европейском духе.

У Лихудов обучались многие знатные люди, в том числе братья Прозоровские, один из которых Борис Иванович в 1690-е гг. был новгородским воеводой. Меняющаяся в сферах власти ситуация сказывалась на положении Лихудов, которые были заметными фигурами в российском обществе. Судьба то благоволила к ним, то отворачивалась и грозила полной катастрофой. Время было такое, когда легко было возвыситься, но также легко попасть в опалу, а то и лишиться жизни. В 1701 г. Лихуды оказались в ссылке в Костромском Ипатьевском монастыре, откуда их в 1706г. вызволил новгородский митрополит Иов. Петр I относился к Иову благосклонно и разрешил Лихудам переехать в Новгород, где митрополит устраивал греко-славянскую школу по примеру московской. Иов познакомился с Иоанникием и Софронием в Москве, где он до назначения в Новгород был архимандритом Высокопетровского, затем Троице-Сергиева монастырей.

Школа, основанная Иовом, разместилась на территории владычного двора в Детинце - в здании, которое было построено в 1670 г. на фундаментах бывших построек архиепископского дворца XV в. Они вплотную примыкали к кремлевской стене - начинались от Федоровской, а заканчивались у Воскресенской башни, где в XIX в. была устроена проездная арка, ведущая в кремль со стороны Софийской площади. Большей частью [здания] использова лись для хозяйственных целей. При возведении в 1670 г. Судного и Духовного приказов были использованы основания одной из разобранных древних построек, в которой в XVII в. располагалась приказная палата новгородского владыки. Вот как это событие описывает новгородский хронограф XVII в.: "В Великом Новеграде той же Питирим митрополит новгородский сломал старую приказную полату великую о дву житиях (этажах - Л. С.), а на той же подошвы поставиша вновь полату и устроиша в тое полаты владычень судный приказ, а под тою полатою устроиша келию велию". В эти же годы на владычном дворе перестраивался Никитский корпус мастерами, приглашенными из Тихвина. Петербургский реставратор Е. П. Варакин предполагает, что и Судный приказ возводила артель тихвинских каменщиков во главе с Яковом Агапитовым. Это интересный памятник русского зодчества XVII в. Заглубленные в толщу стены богатые профилированные наличники с килевидным подвышением являются главным элементом фасадной декорации. Они были нарядно раскрашены и яркими пятнами выделялись на фоне одноцветных стен.

В 1706 г. в этом здании братья Лихуды начали свою преподавательскую деятельность. В их память корпус стал называться Лихудовым. Софроний пробыл в Новгороде недолго. В 1707г. он уехал в Москву по заданию Иова, но был там удержан и более в Новгород не вернулся. Иоанникий же в течение десяти лет преподавал в школе и оставил глубокий след на стезе духовного просвещения в Новгороде. За этот период при содействии Иова в Новгородской епархии удалось устроить 14 грамматических школ. В школе при архиерейском доме открылись два класса: греко-славянский, в котором преподавали Лихуды, и славянский, в котором учительствовал переводчик Федор Герасимов. Иов был очень доволен постановкой школьного обучения, о чем сообщал архимандриту Троице-Сергиева монастыря Сильвестру: "Словеснейшие учители, честнейшие иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихудиевы, обретающиеся по указу монаршескому в доме Софийском, воистину высокоучени суть, добри же и верни, трезви и бодри, и во учении усердии: непрестанно на кииждо день учеников греческим, славянским и латинским письмянам без всякого сокрытия вседушно обучают; при них же и старии их нецыи ученики для учения к переводу книг греко-латинских с радостию у них трудятся".

К 1727 г. в школе прошли обучение 282 ученика. Среди первых выпускников ее был Федор Максимов, иподиакон Софийского собора, который после отъезда престарелого Иоанникия в Москву в 1716г. возглавил это духовное училище и усовершенствовал в нем систему обучения. Указом Синода от 1722г. новгородская школа была признана "за образец для всех епархиальных начальств". Максимов ввел славянскую риторику, составил учебник под названием "Грамматика славянская вкратце собранная в греко-славянской школе, яже в Новгороде при архиерейском доме".

В течение 1712г. в школе преподавал вызванный из Москвы ученик Лихудов Карион Истомин. Ему потомки обязаны сохранением списков трех новгородских летописей. Он привел в систему и летопись, известную под названием "Софийский временник". Преподавание в школе велось по учебникам, написанным или переведенным Лихудами. В славянском классе грамматику изучали по учебнику Мелетия Смотрицкого.

В Новгороде Софроний и Иоанникий написали сочинение в защиту греческого православного исповедания - "Обличение ересей Лютера и Кальвина". По просьбе Иова они исправили службу св. Софии Премудрости Божией и вновь написали пролог, стихиры и канон в ее честь. Иоанникий отредактировал рукописное житие Варлаама Хутынского и сочинил похвальное слово этому почитае мому новгородскому святому. Он перевел с греческого на славянский язык сочинения: "О православии" и "Толкования молитвы господней, еже есть "Отче наш". Новгородский митрополит пытался привлечь Лихудов к переводу Ветхого завета, но это предприятие ему не удалось осуществить, так же, как и организовать при архиерейском доме типографию для печатания богослужебных книг.

Лихуды перевезли в Новгород свою обширную библиотеку, о чем можно судить из письма Иова Петру I, датированного 1715 г. Иоанникию исполнилось 80 лет, он был стар и немощен, и Иова беспокоила судьба этой уникальной библиотеки. Он писал, что Иоанникий "начат быти малодушен: книги, которыя у него богословския, философския и истории древний на разных языках, иные отсылает к Москве, а оныя отдает приезжающим грекам, иные же продает за малую цену". Часть книжного собрания Лихудов осталась в Новгороде и попала затем в библиотеку основанной в Антониеве монастыре в 1740 г. духовной семинарии. В Российской государственной библиотеке в Москве и Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится немало рукописей, на¬писанных Лихудами или содержащих их автографы, в том числе из Новгородской духовной семинарии. Это собственные их сочинения и переводы с греческого, а также книги, переведенные их учениками и исправленные рукой Софрония или Иоанникия: "Логика", "Риторика", "Грамматика и поэтика" и другие произведения.

Влияние, которое оказали Лихуды, особенно Иоанникий, на развитие духовного образования в Новгороде, до конца еще не оценено потомками. Известно, что он посещал новгородские монастыри, беседовал с монахами, давал им наставления, возможно рабо¬тал в монастырских библиотеках. В 1711 г. он посетил Вяжищский монастырь, где его встречали как уважаемого учителя.

Почему митрополит Иов так ценил и поддерживал Лихудов, считая их "всеблаженнейшими отцами и учителями изящнейшими"? Иов был противником киевских школ и влияния, шедшего из Малороссии, а через нее из католического Запада. Он ратовал за учреждение школ, которые представляли бы великорусскую направленность и в основе которых лежала бы греческая литература и образованность. Кстати, и Лихуды в Москве выступали против малороссиянина Феофана Прокоповича, который приобретал все большее влияние в высокопоставленных кругах России. Так сложилась судьба, что впоследствии Феофан Прокопович возглавил новгородскую митрополию и унаследовал дело, начатое его противниками. Феофан Прокопович вышел из этой борьбы победителем.

Иов был человеком незаурядным и весьма образованным. Он много читал, вел обширную переписку. Ему присылали книги из Ростова, Москвы, и сам он имел обширную библиотеку, оставленную потомкам. Большая часть его жизни прошла в Москве и Подмосковье. В Троице-Сергиевой Лавре он принял монашеский постриг. В Новгород прибыл в 1698 г. не по своей воле. В письме к ландрихтеру Якову Римскому-Корсакову он писал: "<...> Послан есмь во двор сей в неволю смотрением Божиим, а не своим хотением или своим исканием".

Новгородский период деятельности Иова отмечен созиданием храмов и монастырей. При его содействии после пожара был восстановлен пострадавший от огня выстроенный в 1680-е гг. Знаменский собор. Его украсили по благословению Иова известные московские изографы Карп Золотарев, Федор Юрьев, Иван Бахматов, а также мастера из Костромы и Ярославля. Жалованный иконописец московской Оружейной палаты Иван Бахматов написал в начале XVII в. иконы для многоярусных иконостасов церквей Иоанна Богослова и Вознесения Христова в Вяжищском монастыре. Приглашение в Новгород ведущих мастеров из Москвы и Поволжья, без сомнения, связано с Иовом, который имел обширные связи в высших кругах России и пользовался покровительством самого царя. Митрополит помог властям Воскресенского Деревяницкого монастыря возвести большой собор на месте рухнувшего, построенного ярославскими и костромскими мастерами в 1695- 1697 гг. По велению Иова на рубеже XVII-XVIII вв. перестраивается Успенская церковь Колмова монастыря, в начале XVIII в. - церковь Луки Евангелиста на Лубянице, а в 1715 г. сооружается храм во имя Тихвинской иконы Божьей Матери на Холопьей улице на основании древней церкви Козьмы и Дамиана.

Иов проявляет заботу о Софийском соборе и его святынях: в золотую паперть переносят мощи первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина, священник Марковской церкви Георгий Тихвинец поновляет древние иконы.

Много сил у митрополита отнимала борьба с расколом. В Новгородском и Старорусском уездах было немало сторонников дониконианской веры. В Новгороде, как писал Иов И. А. Мусину-Пушкину, появились рукописные и старопечатные старообрядческие книги и распространялось письмо о рождении антихриста. Один из активных деятелей раскольнического движения на Выге (Олонецкий уезд) Семен Денисов, взятый под стражу, содержался при архиерейском доме в Новгороде. Иов много беседовал с ним, пытаясь вернуть в лоно официальной православной веры.

Много невзгод выпало на время правления Иова в Новгороде. Было несколько больших пожаров и моровых поветрий. О том, каким был этот человек, можно судить по его поступкам в тяжелые минуты испытаний. В 1709 г., когда пожар бушевал на Торговой стороне, митрополит снял с себя омофор и рясу и принялся вместе со всеми "ломать избы", чтобы остановить огонь.

Мудро поступил он в 1710 г., когда страшный мор прокатился по новгородской земле. В Новгороде Иов издал указ ничего съестного не продавать на рынке, 2 раза в неделю поститься и этим предотвратил эпидемию в городе.

Благодарную память потомков митрополит заслужил своей обширной благотворительной деятельностью. В 1706г. в Колмове монастыре он открыл первый в России дом для незаконнорожденных младенцев и учредил больницу для отставных инвалидов. В городе устроил две больницы (близ Софийского собора и на Торговой стороне у моста), а также две странноприимных гостиницы. В 1710г. на пожертвования жены А. Меншикова и ландрихтера Я. Римского-Корсакова при Знаменском соборе стараниями митрополита возводится богадельня для сирот и престарелых людей духовного звания. Учреждение дома для "зазорно" рожденных младенцев в Колмове и богадельни при Знаменском соборе пришлось по нраву Петру I, который в специальных указах повелевал устраивать такие дома по образцу новгородских в других российских городах. А в 1712-1713 гг. царь приказал приписать к архиерейскому дому на содержание богоугодных заведений половину монастырских вотчин в Олонецком уезде.

Иова беспокоили дела архиерейского дома. Он пытался защитить подвластных ему крестьян от непомерных налогов и поборов со стороны государства. В одном из писем к Римскому-Корсакову Иов высказывает обиду на него за постоянные упреки в том, что он якобы защищает не дело, а интересы своих прихожан.

Послания Иова написаны высоким витиеватым слогом, изобилуют церковно-славянекой лексикой, сложными синтаксическими оборотами и выдают его книжную ученость.

Совместные труды Иова и братьев Лихудов на ниве духовного просвещения принесли пользу не только в пределах новгородской земли, но и в масштабах всей России.

Среди выпускников школы был ученый-энциклопедист, первый российский адъюнкт Академии наук Василий Евдокимович Адодуров. Он происходил из древнего новгородского дворянского рода. После окончания славяно-греческой школы обучался в гимназии при Санкт-Петербургской Академии наук. Знания его были обширными и разносторонними. Он владел несколькими иностранными языками. Много переводил с немецкого языка, в том числе сочинения математика Эйлера. На немецкий язык перевел "Уложение царя Алексея Михайловича". В 1733 г. получил звание адъюнкта высшей математики, читаемой Эйлером. Учил в 1736г. М. Ломоносова с группой учеников, которых готовили для дальнейшего обучения за границей, латинскому, немецкому языкам, истории, географии и риторике. В 1744г. обучал русскому языку принцессу Софию - будущую императрицу ЕкатеринуII, которая не забыла своего учителя и после воцарения на русский престол назначила куратором Московского университета. Адодурову принадлежат труды: "Краткая российская грамматика", "Правила российской орфографии", "Рассуждение об интегральной выкладке".

Выпускником школы был и уроженец Новгорода Мартын Ильич Шеин, первый из российских ученых, получивший звание профессора анатомии Академии наук. Начинал он свою деятельность после окончания школы "рисовальным мастером" при кронштадском адмиралтейском госпитале - одном из первых высших медицинских учреждений в России, организованных по инициативе Петра I. В 1737 г. Шеина переводят в Петербургский адмиралтейский госпиталь, где он занимается составлением анатомического атласа, печатание которого было завершено в 1745г. С 1745г. Мартын Ильич преподавал анатомию и оперативную хирургию в Петербургском адмиралтейском госпитале.

Духовное училище при архиерейском доме просуществовало до 1740 г., когда было преобразовано в духовную семинарию и переведено во вновь построенные здания при Антониеве монастыре.

Во второй половине XVIII в. Лихудов корпус стал использоваться для хозяйственных целей, но в начале XIX в. трудами архи епископа Амвросия здесь вновь открывается русское духовное училище. Оно просуществовало в стенах старого здания до возведения в кремле в 1870-х гг. нового духовного училища (в настоящее время оно занято музыкальным училищем). Лихудов корпус оставляют за училищем для больницы, архива и библиотеки. Митрополит Арсений в 1911 г. решил открыть в Лихудовом корпусе школу псаломщиков. До этого с 1893 г. в летнее время здесь устраивались курсы псаломщиков.

В 1920-1930-е гг. в здании размещались экскурсионное бюро и гостиница для туристов. После Великой Отечественной войны в отремонтированном корпусе расположилась созданная в 1945 г. Новгородская специальная научно-производственная реставрационная мастерская. При мастерской жил и работал ее первый директор Сергей Николаевич Давыдов - автор проектов реставрации Софийского собора, церкви Спаса на Нередице. При нем восстанавливались уникальные памятники новгородской архитектуры: Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса Преображения на Ильине и другие.

Лихудов корпус реставрирован в 1980-1990-е гг. по проекту Г.П. Никольской. Предполагается использовать его для музейных целей.

Л.А. Секретарь
Архиерейские покои и Арсениевский епархиальный дом

От надвратной церкви, поставленной у юго-западного угла Софийского собора, к центру кремля длинной лентой тянется двухэтажное каменное здание. Мезонин, который акцентировал центральную часть здания, утрачен. Постройка имеет Г-образный план и вместе с пристроенным позднее к торцевому фасаду епархиальным домом образует замкнутый двор в северо-западной части кремля. Это бывшие архиерейские (или митрополичьи) покои - резиденция новгородских митрополитов. Как пишет архимандрит Макарий - автор книги "Описание архиерейского дома" - в начале XVIII в. на этом месте стояло одноэтажное здание, в котором размещались учрежденные в 1716г. по указу Петра I сиротский дом и богадельня.

На восточном фасаде дома при ремонтных работах был раскрыт орнаментальный поясок бегунца, которым так любили украшать свои храмы и жилые дома новгородцы вплоть до начала XVIII в. В 1770г. по проекту известного русского архитектора Петра Никитина на средства, пожалованные Екатериной II, здание было реконструировано: надстроен второй этаж, полностью изменена его фасадная декорация. П. Никитин в те годы возглавлял команду архитекторов, которые восстанавливали Тверь после опустошительного пожара 1763 г. Фасады дома хорошо сохранили декоративное оформление, характерное для раннего классицизма с явными отголосками предшествующего стиля барокко. Окна украшены сложными по форме наличниками с ушками. Прямоугольные и П-образные выложенные из кирпича щиты создают четкие линии горизонтальных членений фасадов и подчеркивают протяженность постройки. После реконструкции в этом великолепном особняке разместились архиерейские покои.
Так как в состав тогдашней Новгородской епархии входил и Петербург, а глава епархии именовался митрополитом Новгородским и Петербургским, владыки большую часть времени жили в столице Российского государства. В Новгороде митрополиты бывали наездами. Они принимали активное участие в общественно-политической жизни России.

В списке новгородских митрополитов, которые останавливались, а иногда и жили продолжительное время в архиерейских по¬коях, есть имена видных церковных деятелей.

Первым среди них следует назвать Амвросия II (Подобедова). Он занимал владычную кафедру с 1800 по 1818 гг. Префект и учитель Московской духовной академии, затем ее ректор, почетный доктор богословия, он пользовался особым расположением Екатерины II. В 1795г. из рук императрицы Амвросий получил особую награду: бриллиантовый крест на клобук. А в следующем году он произнес над усопшей прощальную речь. Назначение на должность митрополита Новгородского и Петербургского Амвросий получил при императоре Павле I, который не менее благосклонно, чем Екатерина, относился к нему.

Амвросий II обращал особое внимание на духовное просвещение народа. При нем были открыты духовные училища в ряде городов, в том числе Боровичах и Новгороде. Новгородское училище (оно стало называться русским) возобновило свою деятельность в Лихудовом корпусе после длительного перерыва.

В Новгородской епархии в 1806 г. Амвросий устроил 110 сельских училищ духовного ведомства. За успехи в деле устроения школ митрополит получил орден св. Владимира I степени. Резуль таты деятельности Амвросия верно и со знанием дела обобщил Евгений Болховитинов: "<...> Юношество обязано (ему - Л. С.) размноженными по всей епархии училищами, сироты призрением и попечением о безвозмездном их воспитании, особенно же семинария лучшим устройством наук".

Благодаря стараниям Амвросия, в Юрьеве и Антониеве монастырях были произведены большие ремонтные работы.

Амвросий был похоронен в 1818г. в Предтеченском приделе Софийского собора.

После его смерти на владычную кафедру был назначен Михаил Десницкий - архимандрит Юрьева монастыря с 1799г., а с 1802 г. - викарий Старорусский и Новгородский. В 1814 г. он был избран членом Российской академии. Получил известность как выдающийся проповедник, автор десятитомного собрания сочинений религиозно-нравственного содержания.

Более двадцати лет (с 1821 по 1843 гг.) владычную кафедру занимал Серафим Глаголевский - бывший ректор Московской Духовной Академии. Он был дружен с "ученнейшим мужем" Евгением Болховитиновым - викарием Новгородским, который с 1822 по 1837 гг. являлся киевским митрополитом. Два влиятельнейших митрополита вышли в 1825 г. на Дворцовую площадь в Петербурге, пытаясь увещевать восставших и предотвратить кровопролитие. Оба были противниками распространившегося в России мистицизма и много прилагали усилий для искоренения этого зла и утверждения православия.

Еще один видный церковный деятель митрополит Исидор II возглавлял Новгородскую епархию с 1860 по 1892 гг. Именно ему Синод доверил в 1861 г. совершить торжественный акт открытия мощей святителя Тихона Задонского, канонизированного Русской православной церковью. А в 1862 г. он участвовал в торжествах по случаю открытия памятника Тысячелетию России в Новгороде.

Ему пришлось претворять в жизнь духовно-учебную и церковно-судебную реформы в 1867-1869 гг. Исидор принимал участие в переводе священного писания на русский язык, оконченном в 1875 г. При нем в Антониеве монастыре возводится вместительное здание духовной семинарии на месте старых корпусов, а в кремле - новое духовное училище. Человек веселый, наблюдательный, остроумный, начитанный и очень трудолюбивый - таким он запомнился тем, кто имел честь знать его.

Исидор являлся членом Российской академии и многих научных обществ: Императорского русского географического, Русского археологического, Копенгагенского Северных древностей и дру гих. Исидор прожил долгую жизнь. Он скончался в 1892 г. на 93-м году жизни. Прах его покоится в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры, которая была устроена его иждивением.

Последним из архиепископов, которому довелось жить в архиерейских покоях, был Арсений Стадницкий, который до поставления в сан архиепископа Новгородского и Старорусского в 1910 г. уже работал здесь, хотя и недолгое время (1896-1897 гг.) ректором Духовной семинарии. В первые годы правления Арсений осуществил благое и нужное дело - строительство епархиального дома в кремле - центра духовной жизни Новгорода в начале XX столетия. Мысль о надстройке второго этажа над каменным одноэтажным зданием, построенным в одной связи с архиерейскими покоями, возникла ранее. Одноэтажная невыразительная по архитектурному решению хозяйственная постройка диссонировала с увенчанным мезонином двухэтажным зданием архиерейских покоев. В конце XIX в. архитектор Р. Кржижановский представил на рассмотрение проект реконструкции одноэтажного строения. Он предусматривал надстройку второго этажа и новое пластическое решение фасадов. Другой вариант проекта с надстройкой второго этажа разработал епархиальный архитектор А. Дьяков.

В январе 1911 г. специально созданная Строительная комиссия передала чертежи Дьякова городскому архитектору Н. Рагулину с тем чтобы он составил два варианта проекта: один с надстройкой второго этажа, второй с полной разборкой здания. Но и проекту Рагулина не суждено было стать окончательным. Строительная комиссия командировала Рагулина с чертежами к известному пе¬тербургскому архитектору, академику М. Преображенскому. Маститый архитектор изъявил желание выработать окончательный проект, оставив за Рагулиным составление сметы и наблюдение за ходом строительных работ. По новому проекту прежнее здание, неизвестно когда построенное, но оказавшееся весьма прочным, было полностью разобрано. В нем размещались архив духовной консистории., книжный склад братства Св. Софии, конюшни. За его разборкой и земляными работами по распоряжению Арсения вели наблюдение члены Общества любителей древности. Архиепископ сам входил в состав Общества, а в январе 1911 г. его выбрали почетным членом. При разборке в фундаментах старой постройки были обнаружены древние каменные кресты, судьба которых неизвестна, как неизвестно и то, каким образом они попали в бут этого здания.

Выстроенный за два строительных сезона в 1911-1912 гг. новый епархиальный дом был открыт 2 декабря 3912 г. Фасады Преображенский решил в духе архиерейских покоев, стилизовав декоративные формы в стиле раннего классицизма. Гораздо более смело и интересно оформлены интерьеры. Современников поражал большой колонный зал на первом этаже. Восемь клепанных колонн из коробчатого и углового железа изготовило Акционерное общество Северного механического и котельного завода в Петербурге. Великолепно был оформлен двухсветный зал на втором этаже со сводчатым перекрытием. Он предназначался для религиозно-нравственных чтений, съездов духовенства, духовных концертов. В здании разместились духовная консистория с архивом, епархиальный училищный и миссионерский совет, церковно-археологический музей. Несколько комнат приспособили для приезжающего духовенства. Идея создания в епархиальном доме музея - Древлехранилища- также принадлежала Арсению. В январе 1911 г. на 19-м заседании НОЛД владыка с похвалой отозвался об историческом музее при Статистическом комитете и сказал о своем намерении основать церковно-археологический музей. В книге отзывов исторического музея он написал: "Арсений, архиепископ Новгородский и Старорусский, восхищался собранием ценных, главным образом, церковных древностей. Вечная память основателям и учредителям этого культурного учреждения. Благословение живущим деятелям и желание процветания музея".

Арсений всегда поддерживал исторический музей и НОЛД в их начинаниях. Так, в 1911г. он прислал председателю Общества М.В.Муравьеву 100 рублей для напечатания "шведских актов", которые готовил к изданию А. Полторацкий.

А с 1913 г. Арсений принимал активное участие в работе основанного по его инициативе Церковно-археологического общества, которое просуществовало до апреля 1917 г. Его заседания происходили в епархиальном доме, которому вскоре после строительства было присвоено имя Арсениевского. Общество занималось учетом в церквах и монастырях Новгородской епархии культурных ценностей - икон, книг, утвари, сбором экспонатов для церковно-археологического музея (Древлехранилища), систематизацией архивных дел консистории и архиерейского дома, охраной древних памятников. Председателем Общества избрали протоиерея Софийского собора отца Анатолия Конкордина.

Владыка Арсений умел подбирать достойных людей для решения проблем, которые волновали его как человека думающего и просвещенного, - сохранение культурных ценностей, духовное возрождение религиозного самосознания нации, сохранение православных традиций.

Смотрителем Древлехранилища и библиотеки Арсений назначил дьякона Софийского собора А.В. Никифоровского - человека, благоговейно и преданно относящегося к своему делу. Основу созданного в епархиальном доме музея составила выставка предметов церковной старины, организованная в 1911 г. к XV Археологическому съезду в Новгороде. В ее организации главная заслуга принадлежала членам НОЛД - А.И. Анисимову, И.В. Аничкову, М.В. Муравьеву. Особую благодарность владыка выразил Анисимову за осмотр церквей.

Никифоровский возглавлял Древлехранилище до 1925 г., когда этот музей был переведен в бывший губернаторский дом и вместе с картинной галереей составил музей древнего и нового искусства. Никифоровский составил первый каталог Древлехранилища, изданный в 1916 г.

Посещали Древлехранилище люди разных званий и сословий. Но были среди них и постоянные посетители, для которых музей был родным и близким. Заведующий новгородскими музеями Н. Г. Порфиридов в 1922 г., произнося речь, посвященную памяти члена НОЛД, художника, преподавателя Петербургской гимназии С. К. Матвеевского, который в последние годы являлся сотрудни ком Управления Новгородских губмузеев, нарисовал живую картину подобных посещений: "Помню Сергея Константиновича, гуляющим с Грабарем - товарищ по Академии - в каждый приезд того, по залам Древлехранилища и оживленно толкующим о предметах давно живых и близких для одного и только еще "оживающих" для другого". И. Э. Грабарь, известный художник, историк искусства, организатор реставрационного дела в России, много раз бывал в Новгороде и хорошо знал его архитектуру, монументальную живопись, иконописные традиции.

Но если мы отметим лишь культурно-просветительскую деятельность Арсения и не скажем об основной его работе как архипастыря, заботящегося о благосостоянии храмов и монастырей, о Духовных училищах, семинарии, церковно-приходских школах, мы будем не правы. Большое значение владыка придавал правильному и эстетичному исполнению церковных обрядов. Он много сделал для возрождения певческой культуры. В Лихудовом корпусе Арсений открыл вначале курсы, затем школу псаломщиков.

Много усилий архипастырь прилагал для борьбы с таким злом, как пьянство. Он возглавил епархиальное братство трезвости и вошел в состав Губернского попечительства о народной трезвости, считая, что без решения этой насущной проблемы невозможно духовное возрождение России.

Сохранившаяся в архиве музея летопись Савво-Вишерского окологородного монастыря позволяет проследить на его примере, как Арсений пытался решить конкретные проблемы церковной жизни в епархии. К Савво-Вишерскому монастырю владыка относился с особенным вниманием. Он часто посещал эту небольшую и небогатую заштатную обитель. Монахов в ней было мало, хо¬зяйственные дела налажены плохо. При Арсении в монастырь переводятся монахини из Рижской Свято-Троице-Сергиевой обители с сиротским приютом. В 1916 г. мужской монастырь был преобразован в женский общежительный. К нему приписали небольшой Мало-Кириллов монастырь, обращенный в скит. И это способствовало процветанию монастыря.

Летопись фиксирует даты приезда Арсения в обитель и отмечает факты, связанные с его церковной деятельностью.

В январе 1917г. новгородского владыку избирают членом предcоборного совета. Готовится Поместный Собор Русской Православной Церкви. Он открылся 15 августа 1917г. Одним из трех кандидатов на патриарший престол был Арсений. Жребий выпал на другого кандидата. А в ноябре 1917г. последовал указ о возведении Арсения и второго кандидата на патриарший престол в сан митрополитов.

11 февраля 1918г. из монастыря совершается крестный ход в Новгород во главе с епископом Тихвинским Алексием - единомышленником Арсения - в знак протеста против закрытия церквей и монастырей. 26 апреля 1918 г. митрополит приезжает в обитель св. Саввы Вишерского в связи с самовольным захватом местными властями земли. 30 апреля 1918г. в архиерейском доме Арсений проводит совещание настоятелей и настоятельниц монастырей об изыскании средств на содержание церковных учреждений. 3 мая владыка выезжает в Москву на заседание Всероссийского церковного Собора и Священного Синода. 31 мая Арсений посещает монастырь и организует крестный ход из Мало-Кириллова скита. В церкви Вознесения он произнес обличительную речь, направленную против нового режима. На этой записи летопись обрывается.

Проповеди, крестные ходы - вот главное оружие архипастыря. В руках же большевиков было другое оружие, перед которым оказалась бессильна церковь. Указом Новгородского губисполкома 3 июня 1918г. Арсениевский епархиальный дом с музеем был передан в ведение губернского отдела народного образования. Арсений вынужден был переселиться в каменный дом близ Духова монастыря. В 1920 г. революционный трибунал вынес ему и еще четырем осужденным приговор: пять лет условного заключения. Последние годы своей жизни бывший новгородский митрополит провел в Средней Азии, где и был похоронен в 1936 г.

Советская власть распорядилась Арсениевским епархиальным домом по-своему. 8 июня 1921 г. здесь состоялось торжественное открытие театра Октябрьской революции - ТОРа. Директором и главным режиссером театра стал А.Е. Ларионов-Юренев, который в 1922 г. получил звание заслуженного артиста Российских театров. Наряду с пьесами из классического репертуара, такими, как "Царь Эдип" Софокла, "Ревизор" Гоголя, "Восстание" Верхарна, театр ставил пьесы, рожденные после 1917 г.: "Мандат", "Яд", "Воздушный пирог".

Но уже в 1924 г. встал вопрос о том, что театр невыгоден для местного бюджета. Пришлось даже ликвидировать гостевые ложи для работников губкома РКП и губисполкома. А затем началось целенаправленное наступление на театр. В газете "Звезда" в 1925 г. появилась критическая статья, в которой "образованный" автор задает вопрос: "К чему нужны какие-то "Буридановы ослы" и прочая дребедень?" В 1934 г. театр в Новгороде был закрыт и переведен в Ленинград в связи с его реорганизацией и открытием Ленинградского областного малого драматического театра.

В годы Великой Отечественной войны, бывший епархиальный дом фашисты обратили в конюшни.

А в 1944 г. после освобождения Новгорода театр возвращается из Ленинграда и переименовывается в областной театр драмы.

Л.А. Секретарь
Приказная палата, губернская канцелярия,
Присутственные места

В XVI-XVII вв. в России существовала приказная система управления. Приказы - органы центрального управления в Москве - заведовали отдельными областями в государстве или определенным родом государственных дел. К примеру, при Иване Грозном действовали такие приказы: Челобитный, Пушкарский, Иноземный, Посольский, Разбойный, Аптекарский и другие. На местах существовали дьячие или приказные избы, дворы, палаты
учреждения, которые осуществляли контроль в различных об ластях жизни тогдашнего российского общества.

Известно, что дьячая изба в Новгороде в XVI в. находилась близ церкви Входа в Иерусалим, построенной в XIV в. к юго-востоку от Софийского собора. Существующий ныне одноименный собор, занятый музейным лекторием, сооружен в 1759 г. Учреждение называлось избой, потому что здание было деревянным.

Каменная приказная палата была построена в Новгороде только в 1670-1671 гг. при новгородском воеводе Дмитрии Алексеевиче Долгоруковом по указу царя Алексея Михайловича. Она примыкала к пушечному двору, который представлял собой комплекс построек в форме каре и располагался в южной части Детинца между Пречистенской башней (выходящей на Волховский мост) и следующей за ней Борисоглебской, впоследствии утраченной. Приказная палата и пушечный двор изображены на иконе конца XVII - начала XVIII вв., хранившейся в церкви Михаила Архангела на Прусской улице. Протяженное с востока на запад двухэтажное здание приказной палаты торцом выходило на пушечный двор. В палату вело большое перпендикулярно поставленное крыльцо, крытое шатром.

После отмены Петром I в 1720-е гг. традиционной системы управления приказная палата стала называться "губернаменской", а затем губернской канцелярией.

В 1745 г. московский зодчий А. Рославлев составил подробную опись "ветхостей" губернской канцелярии, которые требовалось исправить. Петербургский архитектор А. Вист в эти же годы выполнил проект реконструкции здания XVII в. Неизвестно, было ли оно перестроено, но в 1766 г. составлялся проект нового корпуса для губернской канцелярии. Автор проекта петербургский архитектор Павел Шпекле предполагал увенчать главный фасад статуями римских богинь Фемиды и Юноны.

Первый генеральный план застройки Новгорода, разработанный в 1778 г., предусматривал разборку пушечного двора, губернской канцелярии и строительство в южной части кремля комплекса новых зданий: протяженной т-образной в плане постройки для размещения губернских Присутственных мест и трех небольших двухэтажных домов для священнослужителей Софийского собора.

Во времена Екатерины II Присутственные места, где располагались все основные органы административного управления, строились во всех губернских центрах и уездных городах. В эти же годы они были возведены в Крестцах, Валдае, Боровичах, Старой Руссе.

В путеводителях по Новгороду послевоенного времени утвер дилось мнение о том, что сохранившееся до настоящего времени здание Присутственных мест, занятое областной библиотекой и музеем, сохраняет в себе остатки постройки XVII в. Это мнение обычно подтверждалось существованием в полуподвальной части Присутственных мест одностолпной палаты со сводчатыми перекрытиями. На самом деле Присутственные места возводились в 1783-1786 гг. южнее от приказной палаты XVII в., которая еще не была разобрана при сооружении нового корпуса. А в полуподвальной части его была не одна, а несколько одностолпных палат, что хорошо видно на сохранившихся поэтажных планах начала XIX в.

Проект здания Присутственных мест разработал губернский архитектор Василий Семенович Поливанов. Он был учеником известного русского архитектора Петра Романовича Никитина, который в 1763 г. "освидетельствовал" своего ученика - отпущенного на волю крепостного графов Головкиных - и признал, что он "как в арифметике и геометрии, так и в рисовании от руки и копировке архитектурных чертежей знание имеет да впредь к произведению оных в совершенство... может". Под руководством Никитина, который тогда возглавлял команду московских архитекторов, Поли ванов некоторое время трудился в Твери, копируя чертежи, а в 1770 г был послан в Тихвин для самостоятельной работы. В 1777-1778гг. его назначают в Новгород губернским архитектором для практического осуществления генерального плана застройки города. До Поливанова в Новгороде не было собственных архитекторов, и проектированием занимались присланные из Москвы и Петербурга зодчие.

Намеченные планом 1778 г. огромные работы по переустройству Новгорода потребовали знающего, профессионально подготовленного архитектора. Более 25 лет Поливанов трудился для Новгорода и губернии. Под его руководством на Торговой стороне Новгорода был возведен комплекс каменных торговых рядов на месте деревянных. Ему принадлежал неосуществленный в полной мере проект застройки Софийской площади близ кремля, предусмотренной планом 1778 г. В кремле, помимо корпуса для Присутственных мест, Поливанов исполнил проект трех домов для священников Софийского собора, составляющих с Присутственными местами единый ансамбль. По его чертежам была перестроена также тюремная Златоустовская башня, близ нее построены два флигеля. В одном из них был открыт впоследствии музей. Нам удалось найти в различных архивах проектные чертежи, подписанные архитектором: каменного дома для коменданта в кремле, двух деревянных домов для служителей архиерейского дома на Митрополичьем островке близ кремля, настоятельского корпуса Антониева монастыря, деревянных домов подворья Вяжищского монастыря и других построек. Из перечисленных зданий, которые были построены, сохранился только настоятельский корпус, причем оказался нетронутым первоначальный фасадный декор в стиле раннего классицизма. Аналогично были украшены и фасады здания Присутственных мест. Выложенные из кирпича обрамляющие наличники "с ушками", выступающие из плоскости стены панно, украшенные капельками и глазками, - характерный набор декоративных средств, который использовал Поливанов и который получил распространение в период раннего классицизма. Первоначальное декоративное решение главного фасада запечатлено на обмерных чертежах, исполненных в 1800 г. губернским архитектором И. Жигаловым в связи с ремонтом здания. В начале XIX в. в этом корпусе размещались уездное казначейство, уголовный и гражданские суды, казенная палата, приказ Общественного призрения, губернская чертежная и другие организации. Подвалы были заняты винными "магазинами" - складами.

Но в 1809 г. случился сильный пожар, который нанес непоправи мый ушерб зданию. В огне сгорел весь архив губернской чертежей и других учреждений. С 1815г. начались работы по восстановлению корпуса. Был объявлен конкурс на лучший проект его реконструкции с изменением фасадной декорации. Архитектор Г. Ткачев предложил устроить три колонных портика для акценти¬рования средней и угловых частей здания. Губернский архитектор Иван Дмитров считал возможным сохранить, а в местах утрат воссоздать первоначальный декор. К исполнению был принят проект Ивана Рогинского - члена Строительного Комитета. Весь прежний кирпичный декор был сбит, и фасады приобрели скучно-казенный вид в духе архитектуры времен Николая I. В таком виде он сохраняется и ныне. Работы по переустройству корпуса завершились в 1822 г. Произошли некоторые изменения в составе учреждений и месте их расположения. На втором этаже вместо военно-сиротского отделения разместилось дворянское собрание (в левом крыле здания). Другие помещения второго этажа предназначались для губернского правления, канцелярии губернского прокурора, казенной палаты, винного и соляного отделений, гражданского и уголовного суда, врачебной управы, совестного суда. В помещениях первого этажа разместились караульни, арестантская земского суда, уездное казначейство, земский суд, архивы учреждений, губернская типография, губернская чертежная.

Тогда же перед Присутственными местами по проекту профессора архитектуры А. Мельникова была устроена площадь, на которой в 1862 г. установили памятник Тысячелетию России. (Илл.9). До 1862 г. на этом месте стоял памятник в честь новгородского ополчения, которое отличилось при взятии Полоцка и Дерпта в Отечественную войну 1812г. После войны знамена ополчения хранили в Софийском соборе. Вскоре был объявлен сбор по¬жертвований на сооружение памятника. В 1840 г. в кремле был торжественно открыт памятник, отлитый из чугуна по рисункам известного петербургского архитектора А. П. Брюллова. Он представлял собой пирамидальный обелиск, украшенный барельефами и увенчанный двуглавым орлом. В 1862 г. памятник перенесли на Софийскую площадь.

Здание Присутственных мест неоднократно ремонтировалось, менялись находившиеся в нем учреждения.

Очередной ремонт был осуществлен в 1846 г. Была разобрана и возведена вновь часть наружных стен в восточной половине корпуса, разобраны старые каменные крыльца перед главным фасадом и на их месте устроены новые.

После ремонта, осуществленного в 1866 г., и касающегося, главным образом, внутренней перепланировки, в здании разместился окружной суд. В подвалах в то время хранилась денежная казна. Продолжала работать и губернская типография. Здесь издавались "Губернские ведомости" - официальная газета, в которой печатались материалы о перемещениях по службе, продаже имений, торгах на подряды по ремонту учреждений. В неофициальной части, особенно в 1840-50-х гг. публиковалось много статей по истории Новгорода.

Разрушенный в годы Великой Отечественной войны корпус бывших Присутственных мест уже в 1945 г. был включен в список построек, намеченных к первоочередному восстановлению. До передачи в 1950-е гг. Новгородскому музею здание использовалось под жилье.

Проект его приспособления для областной библиотеки и музея в 1950-е гг. разрабатывался в мастерской академика А. В. Шусева в Москве архитектором А.Г. Богоровой. В январе 1957 г. в музее открылся отдел советского периода, а в 1958 г. - экспозиция художественного отдела.

Здание Присутственных мест имеет мемориальное значение. В его стенах недолгое время работал Александр Иванович Герцен.

В 1841-1842 гг. он отбывал ссылку в Новгороде, получив назначение на должность советника губернского правления, которое находилось в здании Присутственных мест. Само положение политического ссыльного, казенная служба, к которой Герцен не питал особого интереса, оторванность от друзей, единомышленников - все это наложило отпечаток на его восприятие Новгорода, который он увидел в темных, неприятных красках. И тем не менее, пребывание его в провинциальном небольшом городке, каким был Великий Новгород в XIX в., оказалось для писателя небесполезным. Наблюдения за жизнью новгородского общества и его нравами нашли отражение в публицистических статьях журнала "Колокол", который Герцен впоследствии издавал за границей, книге "Былое и думы", где воспоминаниям о Новгороде отведено три главы. Опосредованно новгородские впечатления воплотились в литературных образах романа "Кто виноват?" В период новгородской ссылки Герцен пишет фельетоны "Москва и Петербург" и "Новгород Великий и Владимир на Клязьме". В последнем фельетоне со злой иронией он описывает достопримечательности кремля, которые символизируют для него ненавистное самодержавие: Софийский собор стоит на том же месте, а против него губернс кое правление с какой-то подьячески осунувшейся фасадой. В соборе хранится, как я сказал, долбня (Ивана III, покорившего Великий Новгород - Л. С), а в губернском правлении в золотом ковчеге - записка Аракчеева к губернатору об убийстве его любовницы".

В губернском правлении военный губернатор Зуров отдает в заведование Герцену вначале IV отделение, где решались откупные и денежные дела, а затем II отделение, где чиновники занимались делами о злоупотреблениях помещиков, раскольниках, фальшивомонетчиках, людях, находившихся под полицейским надзором. Парадокс российской жизни - Герцен как политический ссыльный попал под собственный надзор. Вспоминая эту службу, автор книги "Былое и думы" писал: "С полгода вытянул я лямку в губернском правлении, тяжело было и крайне скучно. Всякий день в одиннадцать часов надевал я мундир, прицеплял статскую шпажонку и являлся в присутствие". Через час приходил военный гу бернатор, чтобы раскланяться с присутствующими чиновниками, которые стояли перед ним в согбенных позах. Герцен позволял себе вопреки установленному порядку сидеть, пока происходила ежедневно повторяющаяся церемония.

После одной тягостной для него сцены в губернском правлении Герцен подал в отставку. Крепостная крестьянка помещика Мусина-Пушкина бросилась к нему в ноги, прося оставить сына и увезти с собой на поселение, куда они отправились с мужем по приказу владельца. Мусин-Пушкин оставлял мальчика при себе. Видевший эту сцену губернатор грубо оттолкнул женщину, с неудовольствием сказав, что таков закон и помочь ничем нельзя.

Подбор фактов в книге "Былое и думы" отвечал душевному настроению и политическим взглядам Герцена. Не случайно включен рассказ о расправе, устроенной по приказу Аракчеева в губернаторском доме после убийства его любовницы Настасьи Минкиной в усадьбе Грузине. Розгами били людей подозреваемых и ни в чем не повинных. Рассказ был записан со слов очевидца этих событий. Скорее всего, о них поведал Герцену его знакомый военный инженер, известный мостостроитель Казимир Рейхель, которого упоминает писатель в своей книге как раз в связи с его воспоминаниями об Аракчееве. Казимир Рейхель был лично знаком с Аракчеевым. Герцен дружил и с братом Казимира Рейхеля Карлом Христианом Яковлевичем - талантливым художником-миниатюристом, который в 1841-1842 гг. жил в Новгороде у брата. Он написал серию портретов: Герцена, его жены, Огарева и других знакомых ему людей. В Новгороде чета Герценов подружилась с супругами Филипповичами. Полковник Владимир Иванович Филиппович в 1860-е гг. занимал пост новгородского губернатора.

Светлое воспоминание оставил у Герцена купец Гибин. В его гостинице на неделю остановился ссыльный писатель по приезде в Новгород. Гостиница Гибина располагалась на Софийской площади, там, где сейчас стоит здание телеграфа. Когда Герцен собрался уезжать в Москву и ему понадобилась приличная сумма денег, Гибин принес деньги сам и не взял никакой расписки, сказав, что верит ему больше, чем гербовой бумаге. А на прощание подарил торт величиной "с колесо".

Известно, что Герцен с семьей поселился на Торговой стороне в доме купца Шебякина. Петр Шебякин вел обширную торговлю железными изделиями. В расходных книгах новгородских монастырей не раз встречается его имя и имена его сыновей, которые поставляли листовое железо, гвозди разных сортов для строитель ства. В конце XVIII в. Петр Шебякин построил на Большой Московской улице каменный дом. В 1833 г. его наследникам - сыну Николаю и дочерям Елизавете Ерофеевой и Марии Соловьевой - принадлежали три рядом стоящих каменных дома, один из которых занимал угловое положение на Буяновской (так называлась тогда Буяна) и Большой Московской улицах. В то время два дома отдавались в оброчное содержание немцу Эрнсту Шмиту, который устроил в одном из них гостиницу. Скорее всего, в угловом доме Николая Шебякина и жили Герцены. Буяна улица выходит на Волхов, а на противоположном берегу напротив возвышается "Веселая" горка - бастион малого земляного города, который запомнился Герцену. Он принял его за урочище Перуна.

Отв. А.Н. Одиноков

Содержание
В. Л. Янин. О книге «Дома, события, люди. (Новгород.ХУШ - начало XX вв.)»..................
От I. Софийская сторона
Двор Меркурия Гавриловича - духовного отца Петра I. ............................14
Митрополит Иов и братья Архиерейские покои и Арсениевский епархиальный дом.............................24
Приказная палата, губернская канцелярия, Присутственные места............33
Дома для "жительства" причта Софийского собора........................................42
От крепостного сооружения до музея,
или превратности судьбы Златоустовской башни............................................50
"Софийской первой части Дом Дворянского Важня на Сенной 76
Новгород в судьбе С. В. Новгородские корни Мстислава Михаила Алексеевич Земский врач Евгений Иванович Театр Нила Ивановича Семья Стальновых и история их Архитектор Райнольд Из истории земской 119
Колмовские богоугодные Колмовская школа огнестойкого строительства.............................................. 136
О Григоровской учительской семинарии
и выдающемся ученом и педагоге А. И. Анисимове...................................141
II. Торговая сторона
Государевы путевые Губернаторский Женская гимназия на Большой Городской голова Григорий Инспектор народных училищ Иван Павлович Можайский
и история городского 185
"Никольская улица, дом Усадьба купцов Реальное Курсаковы Народное училище, в котором учился художник В. А. Тропинин.............. 217
ДомВ. С. Предприниматель, изобретатель,
писатель-публицист Иван 230
Детские приюты и пристанища............................................... .............233
Загадка дома на Гостиница Соловьевых и ее почетные обитатели.............. .............................244
"Содержатель Вышневолоцких шлюзов и каналов
Михаил Мужская классическая гимназия имени Александра 1..........................258
Почетный гражданин Новгорода Константин Масловский.................. .....267
Казимир Рейхель и его Новгородская духовная семинария. Учителя и ученики........................283
Источники и литература.............................................. .295
Указатель Словарь Список