Нужно ли ехать на кладбище в пасху. Можно ли посещать кладбище на пасху. Поминовение усопших на Пасху

Многие люди считают, что в Пасху обязательно нужно сходить на кладбище. На самом деле священник на вопрос о том, можно ли делать это, отвечают отрицательно. Из-за долгого периода советской власти и запрета религии произошло кое-какое смещение традиций. День, когда нужно в честь Пасхи ходить на кладбище - это Радоница, второй вторник от Христова Воскресения.

Светлое Христово Воскресение - это праздник жизни, праздник победы над смертью. Ведь, согласно христианству, после смерти душа человека не умирает, а переходит в вечную жизнь в Царствие Небесное. Именно поэтому ответ на вопрос о том, можно ли на Пасху ходить на кладбище, отрицательный. Ведь в этот день нужно радоваться.

Помните, что воскресенье - это только первый день Пасхи, потом идет праздничная неделя, которая также подразумевает только радость и грустить в этот день - это большой грех. По этой причине посещение кладбищ перенесено и имеет специальную дату - Радуницу, второй вторник после воскресенья Пасхи. Во многих странах, например в Беларуси и Украине, это официальный выходной день, установленный специально для поминовения умерших.

Читайте интересные матриалы по теме:

Во многих городах в день Пасхи организуются даже специальные дополнительные автобусы, чтобы люди смогли добраться до кладбищ и разделить светлую весть со своими усопшими родственниками. Это похвально, что городские власти делают такое для удобства граждан, но вот с точки зрения православной веры посещение кладбищ непосредственно в первый день Пасхи - это не совсем верно.

Самый светлый праздник в течение года ни в коем случае нельзя омрачать оттенком скорби. В Светлую Седмицу - семь дней после Пасхи, даже в храмах не служат панихиды. В праздничную неделю людей, которые умерли, отпевают по особенному чину с пасхальными песнопениями. Вот священники и подчеркивают, что Христово Воскресенье представляет собой праздник непосредственного торжества жизнью над смертью. У Господа Бога все живы и день Пасхи должен быть ярким, радостным, а не скорбным.

Интересно! Ответ на вопрос о том, можно ли на Пасху отмечать день рождения, конечно, будет положительный. Оба радостных события требуют грамотного и чинного подхода. Наличие огромного количества яств на праздничном столе позволит позвать как можно больше гостей и разделить с людьми не только радость Воскресения Христова, но и такой скромный праздник как личный день рождения.

Почему люди стали ездить на кладбище в Пасху?

Тем не менее, во многих городах все еще происходит настоящее паломничество на кладбище в день Святого Воскресенья. Откуда пошла такая традиция? Историки говорят, что это было связано не с Октябрьской революцией, а со временами еще до нее. Деревенским людям, как правило, было далеко ехать до храма и это было настоящее событие. Они обязательно посещали храмы в Пасху Христову, а кладбища всегда находились рядом с этими храмами, вот было удобно заскочить и на кладбище, чтобы через неделю не проделывать трудный и дорогой путь снова.

Но другая версия указывает на то, что такая традиция как раз появилась во время советской власти. Религия считалась вне закона, не было распространено специальной литературы, да и со священником сложно было переговорить, чтобы не нарваться на неприятности, вот люди и толковали как могли сами пасхальные традиции.

Когда поминать усопших в честь Пасхи

Второй вторник после Пасхи называется Радоница, в 2018 году он приходится на 17 апреля и это специально установленный в церковном календаре день поминовения усопших, когда нужно отправлять на кладбища с благой вестью о том, что Христос Воскрес. В дни Светлой седмицы, неделя после наступления Пасхи, этого делать нельзя.

Интересно! Ответ священника на вопрос о том, можно ли красить яйца на Пасху при трауре до года положительный. Есть суеверия, что этого делать нельзя или для окраски использовать нужно только черный цвет. Но это всего лишь народные суеверия, которые церковь не поддерживает. Любой батюшка скажет, что, если вы хотите держать траур в течение года, то поститесь, откажитесь от алкоголя, но пасхальные яйца тут совершенно не при чем.

Также напоминаем, что в течение Великого поста установлено сразу три родительских субботы - специальных дня поминовения усопших, когда за них молятся в храмах, посещают кладбища и подготавливают могилки к Пасхе. Кстати, по христианской традиции на кладбище нельзя оставлять еду - душа христианина не нуждается в мирской пищи, это языческая традиция против которой активно выступают священники.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Все привыкли к тому, что в пасхальное воскресенье люди семьями ходят на могилы усопших родственников. Муниципальные власти зачастую даже выделяют бесплатные автобусы. Однако православные христиане точно знают, почему нельзя во время Пасхи и следующей недели ходить на кладбище. Что по этому поводу говорит церковь, и каковы причины массового нарушения христианских традиций? Разберемся в этих вопросах подробнее.

Православие не одобряет посещение усопших в светлый день Пасхи. Причина этого проста - это праздник радости и веселья, время для того, чтобы отчиститься от печальных мыслей и скорби. Вот почему поминать умерших родственников в этот период неуместно. Конечно, страшным грехом это не является, но и одобрения не вызывает.

Также нельзя приходить на захоронения родных в:

  • Рождество Христово;
  • Благовещение;
  • Святую Троицу.

Церковный устав предполагает осуществить ночное богослужение в ночь перед пасхальным воскресеньем. После можно отправиться домой или в гости к родственникам с целью совместного веселья и радостного времяпровождения. Следующая неделя также считается праздничной. Несомненно, нужно помянуть усопших - это обязанность каждого христианина. Это делают даже те, кто не соблюдает всех божьих канонов.

Для посещения ушедших в иной мир специально существует Радоница, которая наступает на 9 день после празднования Пасхи. Также перед праздником, во время Великого поста, имеется еще 3 родительских дня, предназначенных для того, чтобы поминать родных и убираться на их могилах.

При особом желании всё же можно посещать усопших, если вы предварительно посетите церковную службу и получите благословение у батюшки. Помните: горевать при этом не стоит, радуйтесь светлому празднику и молитесь за упокоенных.

История традиции нарушать традицию

Все началось с того, что несколько веков назад церквей в российских деревнях было очень мало. Это вынуждало их жителей в канун Пасхи ездить на церковную службу в большие села. Этот путь занимал достаточно много времени, поэтому отправляться назад по окончанию ночного богослужения никто не спешил.

Кладбище часто располагалось там же, возле храма. Именно поэтому, чтобы не возвращаться сюда на Радоницу, прихожане навещали захоронения родственников в этот день, общались между собой и употребляли освященную на служении еду.

Во времена Советской власти разрушение храмов и церквей приобретало большие масштабы, поэтому христиане стали проводить молитвы на кладбищах. С тех пор в этот праздник многие так делают. Это стало новой традицией, ошибочно считающейся христианской.

Несмотря на то, что в наше время недостатка в монастырях нет, люди продолжают в Пасху ходить на могилы родных. Многие даже не понимают, почему поступают не по канону.

Посещать кладбища по всем правилам

Перед посещением упокоенных мест желательно прийти на службу в церковь и передать записку с именем покойных родственников для совершения поминовения в алтаре. Молитва - это то, что живой человек может дать мертвому. Даже гроб и памятник является ничем большим, чем благой традицией, от которой умершему нет никакой пользы.

Христианам следует идти на кладбище в отведенные для этого дни. При этом нужно поставить свечку и осуществить моление. Для этого приглашают священнослужителя либо четко следуют молитвослову для мирян. После этого можно заняться уборкой могилы либо помянуть родственника молчанием.

Употребление еды и алкоголя, а также окропление могильного холма водкой недопустимо. Не за тем сюда ходят. Таким образом, вы оскорбляете память умершего. Даже такой общепринятый обычай, как рюмка водки с хлебным ломтиком относится не к христианской вере, а к языческой.

Ездить на кладбища после заката не приветствуется. Не стоит надевать яркую одежду. Ноги нужно прикрывать штанами или длинной юбкой, а также закрытой обувью. Женщинам следует покрывать голову платком или другим головным убором.

Следите за своим поведением, будьте спокойны, избегайте громкого плача или смеха. Разумеется, не стоит сквернословить. Уважайте других и себя, выбрасывайте мусор и справляйте нужду в специально отведенных для этого местах. Не ступайте по могилам и не перепрыгивайте их. Не стоит хозяйничать и убираться на чужих захоронениях. Покидая кладбище, не оборачивайтесь и не возвращайтесь. Это плохая примета.

Посещайте места захоронения родных тогда, когда велит вам сердце, а не только раз в году. А при отсутствии такой возможности, сходите в церковь и поставьте свечку за упокой.

Для иудеев, а позже и для отделившихся от них христиан, Пасха всегда была светлым праздником. Сначала однокоренными для Пасхи словами обозначались два важных для еврейской истории события. Первое из них – десятая «египетская казнь», когда мор прошел по всем домам, поразив всех первенцев у людей и скота, миновав только еврейские семьи. Второе – исход евреев из Египта. Слово «пасха» связано с термином «пасах», которое на иврите обозначает «миновал», «прошел мимо». В любом случае, слово несло положительный оттенок для еврейского народа еще в Ветхозаветной истории.

Позже, когда, в соответствии с библейской историей, на дату празднования исхода евреев выпало Воскресение Христово, Пасха стала ассоциироваться именно с ним: более того, не все наши современники, причисляющие себя к христианам, знают о «египетских казнях» и исходе из Египта как раз на праздник Пасхи. Хотя, конечно, для христиан и неевреев именно этот аспект Пасхи и является основным: более того, это самый древний и один из самых радостных праздников в этой конфессии – наряду с Рождеством и Благовещением.

Именно поэтому церковь считает греховным предаваться мрачным и грустным мыслям об усопших в тот день, который у верующих должен ассоциироваться как раз с победой над смертью.

Еще одна причина, почему визит стоит отложить, заключается в том, что обычно мы убираемся на могиле при посещении кладбища, а в Пасху, как и в прочие церковные праздники, делать этого нельзя.

Откуда появилась традиция ходить на кладбище в Пасху

Но почему же все-таки сложилось так, что наши бабушки-дедушки и родители упорно верят, что именно на Пасху нужно отправляться на кладбище для уборки и поминовения? Дело в том, что в советские времена излишняя религиозность, как известно, не одобрялась – как минимум. Храмы были закрыты, а кладбища – открыты. И верующие пытались сохранить какую-то обрядовость так, как умели и могли; возможно, единственным решением было как раз посещение кладбища в этот день: тогда встречались с живыми родственниками и могли помянуть ушедших.

Теперь, когда на Пасху можно смело отправляться в храм, именно это и стоит делать – хотя по старой памяти люди старших поколений все еще упорно тянутся на кладбища. Делать этого не стоит: для этого есть специально отведенные дни.

Кстати, есть также мнение, что обычай посещать кладбище в Пасху сложился еще до запрета на храмы, то есть до Революции: в сельской местности храмы и погосты часто располагались рядом, поэтому люди просто шли к усопшим сразу после Пасхальной службы.

Когда отправиться на кладбище в честь Пасхи?

В первую очередь для того, чтобы нанести визит усопшим с вестью о том, что Христос Воскрес, есть Радоница: вторник Фоминой (следующей после Пасхальной) недели. Вопреки устоявшимся традициям, не стоит нести на могилу еду и тем более водку, как это любят делать в России; однако окрашенное в красный цвет яичко принести можно и нужно – оно является символом Воскресения и победы жизни над смертью.

Пасха считается самым светлым христианским праздником. Именно в эти благословенные дни, наш Спаситель Иисус Христос, вознесся перед людьми, победивший смерть. Пасха — это православный праздник, обозначающий победу над самой смертью. Спаситель, воскрес после своей смерти, и показал людям дорогу в иной мир — на небеса. Именно в дни празднования священной Пасхи, в Иерусалиме происходит схождение Благодатного Огня. Это явление с нетерпением ждут миллиарды паломников, которые мечтают узреть чудо, сотворенное Богом. Существует поверье, что, Благодатный Огонь – это благословение на ещё один год человеческого бытия на земле. Когда Огонь не сойдет на землю, тогда настанет конец роду и грядет Судный День, описанный в священных писаниях Иоанна Богослова.

С давних времен, пасху христиане встречают с почестями. Существуют обычаи и традиции, соблюдаемые верующими и сегодня. Традиции включают в себя приготовление пасхальных куличей и пасхальных яиц. Так же проводятся богослужения в церквях. Перед наступлением праздника, нужно сделать уборку, очистит дом от грязи и пыли, начать приготовления к пасхальному столу. Все приготовления требуется завершить до Страстной Пятницы. Страстная Пятница считается днем, когда был убит Иисус Христос. Как говорится в священных писаниях, после казни, его тело перенесли в пещеру для последующего захоронения. Ученики Иисуса, пришедшие в пещеру для того, что бы оказать почести при захоронении, не нашли его тела. После этого, Спаситель воскрес и в течение 48 дней, он являлся своим ученикам. Отсюда и берет начало происхождения празднования Пасхи.

Светлый праздник принято встречать с радостью и благодарностью Богу, за его великодушие к человеческому роду. В период празднования пасхи есть и ограничения, которые нельзя допускать в святые дни. Одним из таких запретов является поход на кладбище. Празднование Пасхи на кладбище, не приветствуется церковнослужителями. Существуют специально отведенные церковью дни, предназначенные для посещения усопших близких на кладбище. Такой день выпадают на второе воскресенье после Пасхи, этот период именуется, как «день Родницы» . В этот день нужно приходить на кладбище, ухаживать за могилами, поминать близких людей. Этот день отведен на горесть, скорбь от утраты, близкого человека. В период празднования Святой Пасхи, нужно радоваться и веселиться, не поддаваясь чувству скорби и грусти. Поэтому на кладбище в праздничные дни ходить не стоит.

Причина того, что многие люди посещают могилы своих близких именно в этот святой праздник, кроется в истории. Ещё до прихода Советской власти. Люди, праздновали этот священный праздник исключительно участия в богослужениях, проходивших в каждой церкви. Возвращаясь, домой из церкви, люди шли через кладбища и останавливались у могил своих родных, что бы почтить их память. Там они общались с , ухаживали за могилами и даже трапезничали. В 20 веке, когда разрушилась царская власть, и наступил новый период в истории государства. Начались массовые гонения на церковь, насаждался атеизм. Многие обычаи и традиции были забыты. Многие люди стали не верующими и не чтили этот святой праздник. Однако были и те, кто остались верны православной вере. И передали свою веру, обычаи и традиции своим детям и внукам. Так, поход на кладбище на Пасху дошел до наших дней. Однако в правилах православной церкви, отмечается, что такая традиция является в корне не правильной. Посещение кладбища в Пасху, считается грехом для верующего человека, с точки зрения церкви.

Почему нельзя ходит на кладбище на Пасху: Церковное мнение

Священнослужители, отмечают, что в священных писаниях и книгах не сказано о том, что существует божественный запрет на запрет посещения кладбища на Пасху. Однако церковь придерживается твердого мнения, о том, что ходить на кладбище в этот священный праздник не стоит. Такая позиция объясняется, тем, что для посещения усопших, существуют специальные отведенные дни. Церковь не говорит о том, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху, так, как трактует это, как индивидуальный выбор каждого верующего человека. Она лишь, рекомендует делать это в определенные дни. Отмечается, что такое посещение не будет нести за собой тяжкого греха, но является нарушением правил.

Если же человек решил пойти на кладбище в дни празднования Пасхи, то священнослужители рекомендуют сначала посетить храм и помолится Спасителю. Так же говорится о том, что в эти благословенные дни нужно радоваться и не поддаваться грусти и скорби. Если человек оказался на кладбище в эти дни, то стоит вспомнить хорошие моменты и поблагодарить усопшего за то, что он сделал хорошего при жизни. Не стоит плакать и грустить, Святой праздник Пасхи отмечается и на небесах, поэтому стоит поблагодарить и возрадоваться благословению, которое дал нам Господь Бог.

В наши дни все больше людей, проводят этот священный праздник на церковных служениях. Верующих становится все больше с каждым годом. Пасха стала для православного народа, главным праздником духовного единства с Богом. Только в период этого праздника, люди общаются с Богом и проявляют великодушие к другим. Большое значение для вероисповедания имеет соблюдение основных правил празднования. Поэтому все больше людей отказывается от похода на кладбище на пасху, предпочитая посетить своих усопших близких в отведенные для этого дни.