Нил столобенский празднование. На праздник обретения мощей нила столобенского приедут тысячи паломников

Каждый год в день обретения мощей преподобного Нила, 27 мая/9 июня, совершается особенное торжество в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер. В нынешний год 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского праздничную Божественную литургию в обители 9 июня возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Устрашить святого

Будущий подвижник родился во второй половине XV века в одном из селений Новгородской земли. Кем были его родители - неизвестно. В житие святого упоминается об их благочестии - только такие родители смогли бы воспитать сына в страхе Божием и в любви к молитве. Поэтому, когда в 1505 году мать с отцом умерли и настало время выбирать жизненный путь, сомнений не было. Юноша отправился в псковский Савво-Крыпецкий мужской монастырь и принял там монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского. В этой обители монах Нил подвизался около десяти лет. О первых годах монашеской жизни житие святого повествует так: «После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа».

В 1515 году, «чтобы избежать мирской славы», преподобный по благословению настоятеля покидает монастырь и отправляется на поиски места для пустынножительства. Нелегкий путь пришлось пройти святому, пока он не остановился в пустынном лесистом месте в Ржевской земле близ реки Серемхи. Здесь преподобный выстроил себе келью и «предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания». Питался святой лишь теми дарами, которыми был богат лес.

«Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред».

Несмотря на сокрытость кельи монаха от посторонних глаз, через некоторое время весть о его безмолвном подвиге достигла людей. Первыми пришли разбойники - в надежде найти какие-либо сокровища. «Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром».

Вскоре уже в поисках других - духовных - сокровищ к подвижнику стали стекаться жители окрестных селений. «Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами прсил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов».

Тринадцать лет подвизался святой на берегу реки Серемхи.

«Здесь покой мой»

Однажды, после долгой молитвы, Нил в полусне услышал голос, повелевавший ему:

Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобенский; там ты можешь спастись.

Ощутив несомненную близость Господа, монах исполнился великой радости и стал готовиться к новому подвигу. В 1528 году он впервые ступил на землю Столобенского острова на озере Селигер, где ему предстояло прожить до конца дней. Преподобный был поражен красотой и гармонией местности. Обойдя весь остров, он выбрал место для своей кельи в небольшой горе. Со словами «Здесь покой мой, здесь вселюсь во век века» он возблагодарил Бога и выкопал пещеру, в которой и прожил всю зиму. На второй год жизни на острове святой построил небольшую деревянную келью и часовню.

Святитель Димитрий Ростовский повествует: «Нил проводил на острове жизнь в великих подвигах и молитвах, в посте и трудах; пищею ему служили злаки и ягоды, росшие на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими руками. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвою своею отогнал бесовское полчище».

Еще об одном удивительном случае рассказывает святитель Димитрий Ростовский: «Однажды, когда преподобный находился на работе вне келии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им:

Всё мое сокровище - в углу келии; войдите туда и возьмите его.

Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли

В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении; преподобный помолился Богу, и разбойники прозрели. После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и повелел им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем».

Сколько всего козней и напастей пришлось претерпеть преподобному, ведомо одному лишь Господу. Нам же дано зреть плоды святости подвижника - дар проникать в тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. По молитвам святого укрощались волны на Селигере, и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

«Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали другого к преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.

В другое время один человек хотел было на острове нарубить лесу для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся сего и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места. Увидя сие чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того».

27 лет подвизался прп. Нил на Столобенском острове. Ему было открыто время своей кончины

Двадцать семь лет подвизался преподобный на Столобенском острове. Святому было открыто время его кончины. За несколько лет до своего преставления ко Господу он выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе:

Се покой мой, се жилище мое!

Когда время кончины приблизилось, преподобный стал молить Бога быть удостоенным принятия Святых Таин. Тогда на остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил монаха Нила. Беседуя с игуменом, Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал: «Отче святый! По моем отшествии к Богу на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков».

«После сего преподобный, войдя в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию; потом (…) преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день». Над могилой преподобного была устроена гробница, у которой совершались исцеления болящих.

«А это разве не чудеса?»

После кончины преподобного Нила остров Столобный привлекал многих иноков, искавших уединения. Они приходили, жили в келье святого - и отправлялись дальше в поисках своего места, пока, наконец, не пришел сюда около 1590 года инок Герман, который поселился на острове. Вместе с проживавшим здесь же странником Борисом Холмогорцем по благословению митрополита Новгородского Александра и при помощи многих боголюбивых окрестных жителей они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Вокруг храма стали собираться иноки. Постепенно были построены кельи и обнесены оградой. Так и возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем.

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила - по рассказам тех, кто знал святого при жизни и хорошо его помнил. Образ был возложен на гробницу преподобного. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. В 1598-1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса. В праздник Василия Блаженного (2/15 августа), когда в пустынь собирались богомольцы, два мальчика зашли в часовню, где находился гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей дети возвратились домой здоровыми.

Исаия Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил перед своими спутниками: «Хотя ты, Нил, и свят, а все-таки я проеду мимо». Когда Исаия вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исаия почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным, и просил привезти его на остров Столобный. Как только вынесли Исаию на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, перед гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исаии во сне и сказал: «Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?» И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исаия почитал святого Нила великим чудотворцем.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, все деревянные строения сгорели. Была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года при закладке нового каменного храма земля над гробницей преподобного обрушилась и обнажились нетленные и благоуханные мощи святого Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм обители, где святые мощи покоятся и сегодня.

Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, опершись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. Именно в этой позе святой мирно отошел ко Господу. И хотя православной традиции, в отличие от католической, не свойственно изображение святых в виде скульптуры или барельефа, иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен именно в виде деревянной резной скульптуры, изображающей согбенного полусидящего старца с опущенной головой и мерно покоящимися на коленях руками. Вся его фигура свидетельствует о молитвенной сосредоточенности и отрешенности от всего внешнего и временного. Доподлинно не известно, когда впервые появилась на свет подобная деревянная фигура, но в XIX веке в Нило-Столобенской пустыни сложилась благочестивая традиция: паломникам, посещавшим обитель, дарили статуэтки, изображавшие святого.

Более двух столетий спустя после смерти преподобного Нила Столобенского другой святой Русской Православной Церкви - Серафим Саровский - скажет: «Спаси себя - и вокруг тебя спасутся тысячи». Казалось бы, святой Нил ничем другим не занимался: более 40 лет проведя в пустынях, он молился, подвизался, боролся со страстями - был полностью сосредоточен на внутреннем делании, на своем спасении. Но и по сей день вокруг него - приступая к его святым мощам, проходя по местам, где он подвизался, взывая к нему в молитвах, - спасаются тысячи людей, находящих отраду и утешение в обращении к великому подвижнику.

9 июня 2017 года, в праздник 350-летия oбретения мощей преподобного Нила Столобенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил мужской монастырь Нило-Столобенскую пустынь Тверской митрополии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в Богоявленском соборе со словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, матушки игумении, всех тех, кто сегодня прибыл сюда в качестве паломников, сердечно поздравляю с особым событием в жизни нашей Церкви, Тверской митрополии и сей святой обители. 350 лет прошло после прославления святого преподобного Нила Столобенского, и все эти три с половиной столетия имя святого подвижника бережно сохранялось не только на Тверской земле, но и во всей нашей Церкви.

Мы знаем, что люди обычно связывают историческую память с теми, кто совершал некие важные деяния, повлекшие за собой значительные последствия для жизни страны, города или региона. Но святой Нил Столобенский за всю свою жизнь не совершил ничего такого, что с точки зрения светской или государственной было бы подвигом, что повлекло бы за собой радикальные изменения к лучшему в жизни людей и тем более всей страны. Что же совершил преподобный Нил? Он прибыл на этот пустынный остров и поселился здесь в полном одиночестве, выкопав себе землянку, не имея ни крыши над головой, ни питания. Неизвестно даже, как он огонь добывал, ― у него не было ничего.

Когда сегодня кто-то совершает экстремальные поступки в сфере спорта или туризма, то все поражаются: «Как такое возможно? Это же выше человеческих сил!» Но никакие достижения экстремального спорта и близко не могут сравниться с тем, что совершил преподобный Нил. Он жил здесь многие годы, не имея ни пищи, ни огня, ни настоящего жилища ― и это в нашем климате! Чем же он питался? Кто-то говорит, что это были корни, кора, орехи, грибы. Но давайте себе представим, что кто-то из нас в течение всего года, не имея никаких продуктов, остается в полном уединении. Невозможно себе представить, чтобы такой человек выжил. А преподобный Нил не просто выжил ― он здесь жил полной жизнью. И возникает вопрос: как же охарактеризовать жизнь Нила Столобенского? Одним только словом: подвиг. Он подвижник.

Удивительное русское слово — «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник ― это тот, кто двигается. Однако никто сегодня не назовет подвижниками тех, кто перемещается вокруг планеты, используя современные средства транспорта. Никакого подвига в таком движении нет. О каком же движении мы говорим применительно к тем, кто всю жизнь пробыл на одном месте, в уединении, без достаточного питания, без поддержки других людей? Что за подвиг мы имеем в виду?

О людях, которые интенсивно, динамично двигаются по жизни, мы часто говорим: «Какой динамичный человек!» Это не вполне правильно, так как «динамичный» значит «сильный», но мы применяем это слово для обозначения человека подвижного, способного активно идти по жизни, достигать своих целей. Мы говорим: «Какой динамичный руководитель! Какой динамичный человек! Как много он успевает делать! Как быстро он идет по жизни, и с каким успехом!» А есть ли различие в значении старинного слова «подвижник», от слова «двигаться», и современного понятия «динамичный человек»? Есть, и ответ на вопрос, в чем различие, является жизненно важным для каждого из нас.

О том, кто двигается для достижения жизненных, материальных целей, говорят «человек динамичный», но вряд ли о нем скажут, что он подвижник. Мы говорим о подвиге не тогда, когда человек перемещается в пространстве, двигается по карьерной лестнице или переходит от силы к силе и от власти к власти. Про таких мы никогда не говорим, что они подвижники. Мы называем этим словом людей, которые в жизни своей двигаются навстречу подлинной цели бытия. Подвижник ― это тот, кто двигается навстречу Богу. И совсем не обязательно двигаться в пространстве, — можно на одном острове десятки лет прожить в одиночестве, но быть подвижником, устремленным к высшей цели человеческого бытия. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся. Для Божиего суда эти цели ничто. Достигает их человек или не достигает, для Бога значения не имеет. Для Бога имеет значение достижение только той цели, к которой стремился преподобный Нил Столобенский и сонм подлинных подвижников, не просто устремлявшихся к единственно правильной цели бытия, но и достигающих ее.

Может быть кто-то, слушая эти слова, скажет: «Так что же, нам всем сидеть в одиночестве на островах, питаться грибами, корой, орехами?» Не призываю к этому, потому что никто из нас неспособен так жить. Никого не призываю и отказаться от достижения человеческих целей, особенно тех, кто наделен определенными способностями, включая способность руководить людьми. Отказываться от призвания было бы грешно. Но как важно, чтобы подлинная цель жизни не заслонялась сиюминутными целями, обусловленными рамками нашего ограниченного земного мира! И если человек свой динамизм и умение достигать жизненных целей соединит с подвижничеством, способностью достигать единой богоугодной цели, то мы можем сказать, что перед нами гениальный человек. Таких людей прославляют сегодня и Церковь, и даже те, кто далек от Церкви.

Могу привести примеры таких людей, и в первую очередь, может быть, святого благоверного Александра Невского, который цель устроения земной жизни Отечества соединил с вечной целью приближения к Богу и духовного просвещения нашего народа. И сегодня наша молитва должна быть о том, чтобы современные люди не теряли ориентацию на жизненном пути, не теряли видения подлинных непреложных целей, чтобы динамизм жизни материальной, видимой не лишал нас возможности быть подвижниками духа. Тогда мы, соединяя божественное и человеческое, вертикальное и горизонтальное, будем иметь непреложную систему координат и сможем двигаться по единственно правильному жизненному пути навстречу вечному счастью, которые дарует нам Всемогущий Творец мира через общение с Ним. Аминь.


Преподобный Нил Столобенский родился в конце 15 века в Новгородской области Деревской Пятины Жабенского погоста. Какое имя носил он в миру - неизвестно. О родителях преподобного известно только то, что они были крестьянами и людьми благочестивыми. Оставив родительский дом, преподобный удалился в Псковскую область в Крыпецкий монастырь, где и принял постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил, решившись на отшельническую жизнь, по благословению игумена оставил Крыпецкий монастырь и удалился в лесную пустыню близ реки Серемхи в Ржевском уезде. 13 лет подвизался преподобный в дремучем лесу в непрерывной брани с кознями дьявола. Облачаясь в страшных зверей, змеев и гадов, бесы устремлялись на святого с диким свистом и воплем. Святой же, как мечом, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами.

Спустя несколько лет слух о богоугодной жизни преподобного распространился по окрестным селениям, и многие стали приходить к святому за молитвой и наставлением. Все приходившие получали от него, как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение, и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Он считал себя не утвердившимся в добре, а известность свою - опасной для души. Сильно возжелал он безмолвия и начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери о том, чтобы наставили его на путь спасения.

Однажды во время отдыха после молитвы преподобный услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском можешь спастись». Святой подвижник стал расспрашивать приходивших к нему людей об этом острове. Узнав, что остров этот находится в семи верстах от города Осташкова, что место это пустынно, и никто там не живет, преподобный в 1528 году оставил Серемхскую пустынь и с радостью отправился в путь. Придя на остров, преподобный Нил увидел, что место это весьма удобно для уединенного безмолвного жития, и поселился там.

Столобенский остров очень невелик. На нем рос вековой лес, где вызревало множество ягод. Преподобный Нил возлюбил это красивое место, окруженное со всех сторон водами Селигера. Святой подвижник выкопал в горе небольшую пещеру, в которой прожил зиму. С наступлением весны, он построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении преподобный начал свои труды и подвиги, радуясь духом, вознося ум свой к небесному, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии в будущей жизни. Отдыхал преподобный стоя, опершись на вбитые в стену «крюки».

Пищу он добывал своими трудами: он возделывал землю мотыгой, сеял хлеб и сажал овощи. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды дьявол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней свою молитву; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвой отогнал бесовское полчище.

За свои подвиги и терпение напастей преподобный Нил Столобенский принял дар прозревать тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему для пропитания рыбу.

Преподобный подвизался на острове Столобенском 27 лет и еще до кончины своей вскопал в часовне себе могилу и поставил там гроб. Приходя туда всякий день, он плакал над гробом о грехах своих. Когда, наконец, святой почувствовал приближение смерти, то молил Господа удостоить его причастия Святых Тайн. По молитве святого, желание его исполнилось. На остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил подвижника Святых Тайн. После причастия преподобный Нил вошел в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию. Потом, опершись руками на деревянные крюки, на которых он обычно отдыхал от телесной усталости, преставился к Господу. Было это 7 декабря (20 декабря по новому стилю) 1554 года.

На месте подвигов преподобного Нила Столобенского в 1594 году иеромонахом Германом был основан Богоявленский Нило-Столобенский монастырь, известный как Нилова пустынь. Обретение мощей преподобного Нила совершилось 27 мая (9 июня по новому стилю) 1667 года. В этот день было установлено ежегодное празднование. Ныне святые мощи преподобного Нила Столобенского почивают в Богоявленском соборе монастыря.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): День преподобного Нила Столобенского
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html

Такого огромного количества паломников тихая Нило-Столобенская пустынь на своём веку, вероятно, ещё не видела. Тысячи православных во главе с патриархом Кириллом приехали сюда, чтобы отпраздновать 350-летие обретения мощей преподобного Нила. Осташков встретил верующих проливным дождём и холодной погодой, но несмотря на пасмурный день, сегодня в обители как-то по-особенному красиво. Как будто так было всегда. И сложно представить, что за 60 лет она несколько раз «преображалась» из трудовой коммуны в колонию для малолетних преступников, госпиталь, дом престарелых и туристическую базу.

Для соблюдения мер безопасности все дороги в обитель перекрыты и выставлены полицейские посты. Поэтому самый легкий и быстрый путь к монастырю - из Осташкова на стареньком, но уютном теплоходе.

В монастыре тоже сделано все для безопасности: в обитель можно пройти только через полицейский пост, на территории через каждые два метра стоят сотрудники правопорядка и казаки. Последние охотно фотографируются с памятником Нила.

Утро 9 июня началось с божественной литургии, которую совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В храме не протолкнуться. Среди прихожан - все первые лица региона и города, депутаты горДумы и Законодательного Собрания. Чтобы все могли увидеть действо, молебен транслируется на больших экранах как на территории монастыря, так и паломнического лагеря.

Мы рады видеть всех на тверской земле, в крае духовных истоков и православных святынь России, где бережно хранят духовные традиции нашего народа. Отмечая 350-летие обретения мощей преподобного Нила Столобенского, мы уверенно говорим о том, что дореволюционные традиции паломничества в Нило-Столобенскую пустынь возрождаютс», — приветствовал гостей Игорь Руденя.

На территории монастыря несколько лавок, где продается местная и не местная церковная продукция. Например, предметы церковного обихода ООО ХПП "Софрино" РПЦ. Это собственное производство Русской православной церкви, находящееся в Москве.

На входе в обитель - товары собственного монастырского производства: печенье, мед, чаи, пирожки.

Рядом - церковная лавка с православной ювелирной продукцией. Продавец говорит, что со вчерашнего дня от покупателей не продохнуть и просит не снимать витрину с дешёвыми крестиками: «Зачем ерундовское серебро фотографировать? Это так. Чтобы витрины заполнить. Снимайте наше, монастырское».

На «монастырской витрине» и вправду очень красивые изделия с символикой Нило-Столобенской пустыни.

- Это в наших мастерских в Твери делают. Изделия в основном из серебра, золота и эмали. Всё ручной работы. А серебро обязательно проверяют на радиацию, - рассказывает продавец.

Ну и цены на монастырскую продукцию соответствующие: браслет из каучука и позолоченного серебра, например, обойдется покупателю в 11 000 рублей.

Крестный ход для паломников сегодня отменили - погода совсем никудышная выдалась. Но верующих это не смущает: поклониться мощам преподобного Нила на улице выстроилась огромная очередь.

- Непогода - это хорошо: паломничество должно сопровождаться трудностями, - говорит Екатерина Звукова. Она приехала на праздник из Твери с дочкой и крестницей.

В обители Екатерина бывает часто, когда приезжает в гости к бабушке.

- Впечатления самые благоприятные от праздника, молюсь Богу и преподобному Нилу, чтобы мы все были живы и здоровы.

Наталья Терешкович приехала в Нилову пустынь специально организованным от западнодвинского храма автобусом:

- Впечатления очень сильные, несмотря на непогоду. Праздник души, здесь чище становится на сердце, лёгкость какая-то.


Марина Силкина приехала на праздник из Молокова. В Нило-Столобенской пустыни она в первый раз и признается, что находится под очень сильным впечатлением.

С 8 июня рядом с обителью работает паломнический центр, открытый специально к празднику. На территории городка около 250 палаток. В лагере дежурят сотрудники полиции, МЧС, медики и развернуто целых 12 полевых кухонь. Кормят православных бесплатно.

К слову, еда в Ниловой пустыни очень вкусная и разнообразная: на длинных столах расставлены кастрюли с борщом, картофельным пюре, блюда с рыбными котлетами, селедкой и яблоками с черешней. Столы украшают букеты из живых цветов.

Подготовка к празднику началась еще в прошлом году. В октябре 2016-го был открыт новый мост, связывающий берег Селигера с островом Столобный, где находится обитель. Дороги, ведущие к обители и истоку Волги, к празднику тоже наконец-то привели в порядок.

Празднование 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского закончится 11 июня отправлением XIX Волжского Крестного хода назад. В течение трех дней в обители будут проходить молебны и литургии, фестиваль хоровых коллективов и концертная программа.

Из истории: В 1528 году преподобный Нил перебрался на остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило-Столобенской Пустыни.

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений: был трудовой коммуной и колонией для малолетних преступников, лагерем для польских военнопленных, госпиталем, снова колонией, домом престарелых, турбазой. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000

В 2015 году здесь отметили 530 лет со дня рождения основателя нынешнего монастыря – преподобного Нила. И 510 лет с того дня, как он стал монахом.

Будущий святой родился в Новгородской земле. С детских лет родители воспитывали сына в страхе Божием и привили ему любовь к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины он принял монашеский постриг в обители прп. Саввы Крыпецкого с именем Нил, в честь святого Нила Синайского. В монастыре Нил проявил себя как усердный монах, смиренный, кроткий и незлобивый. За десять лет, проведенных в обители, он добился немалых духовных дарований, однако, чтобы избежать мирской славы, по благословению настоятеля покинул Крыпецкий монастырь и отправился на поиски пустынного места для уединенной молитвы. Пройдя много необитаемых мест, он нашел, наконец, одно около реки Серемхи в Ржевской земле. Построил в лесу келью и стал подвизаться в непрестанной молитве и воздержании.

В 2015 году исполнилось 530 лет со дня рождения преподобного Нила.

Однажды пришли к нему разбойники, надеясь найти сокровища. Святой помолился, взял в руки единственное свое сокровище – икону Божией Матери – и вышел навстречу банде. Грабители испугались, им показалось, что с Нилом идет много вооруженных людей, и стали просить прощения. Нил с любовью отпустил их.

На Селигере

Прошло тринадцать лет. Имя лесного отшельника стало известно во многих селениях, и люди начали приходить к нему. Мирская слава огорчала подвижника, ночами он молил со слезами Божию Матерь о возможности уединенных подвигов. И однажды услышал повеление идти на остров Столобный, что на Селигере.

В 1528 году Нил переселился на этот пустынный остров. Первую зиму прожил в пещере, потом построил деревянную келью и часовню. По бесовскому наущению окрестные селяне вырубили на острове лес и подожгли его в надежде, что сгорит и келья преподобного. Но по его молитве бушевавший огонь, приблизившись к келье, погас. На этом испытания не закончились. Опять к Нилу пожаловали разбойники: «Отдавай нам свои сокровища!» «Мое сокровище в углу кельи», – смиренно ответил старец, указывая на икону Богородицы. Разбойники бросились туда и ослепли. Поняв свою неправоту, раскаялись, и по молитве св. Нила прозрели.

До революции над ракой с мощами прп. Нила в Богоявленском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери – Селигерская-Владимирская. Именно перед ней молился прп. Нил, и ее хотели забрать разбойники, упоминаемые в житии святого.
После революции монастырь был полностью разграблен, не осталось ни одного крестика, икона также считалась утраченной.
Но, как сообщили редакции «Православного паломника» в Ниловой пустыни, 20 декабря 2013 года эта икона впервые была выставлена во время праздничной службы прп. Нилу Столобенскому. Оказывается, все эти годы она находилась в Воскресенской (Знаменской) церкви г. Осташкова.
При изучении архива почившего наместника, архимандрита Вассиана, были найдены записи 20–30-х годов XX столетия, где он описал события, связанные с изъятием церковных ценностей, и указал местоположение этой святыни.
В настоящее время для иконы готовится специальный киот, как только он будет изготовлен, чудотворный образ поместят рядом с мощами прп. Нила. Пока же икону выносят во время Богослужения из алтаря для поклонения верующим.

На острове Столобный преподобный прожил 27 лет. Особым его подвигом было то, что он никогда не позволял себе ложиться, в случае крайней усталости лишь опирался на деревянные крюки, вбитые в стену, и в таком положении немного отдыхал.

Святой удостоился от Господа духовных даров – прозрения и рассуждения.

По молитвам прп. Нила люди получали помощь от Бога, многие исправляли свою жизнь. Даже волны на Селигере укрощались, а рыбаки, застигнутые бурей, спасались от смерти.

За несколько лет до кончины Нил выкопал себе могилу в часовне, поставил в ней гроб и каждый день приходил сюда оплакивать грехи. Ему был открыт день смерти – 7 декабря 1554 года. Незадолго до этого Нила посетил духовник – отец Сергий, игумен Раковского Николаевского монастыря, который причастил свое духовное чадо. Перед кончиной прп. Нил окадил келью ладаном и, опершись на деревянные крюки, мирно отошел к Господу. Когда пришли монахи соседней обители, они почувствовали в келье благоухание и увидели, что лик умершего сияет необыкновенным светом.

Обитель

Нил Столобенский предсказывал появление на месте своих подвигов монастыря. Так и случилось. После его кончины на остров приходили иноки из разных обителей, совершавшие паломничество по святым местам. Какое-то время они жили в келье святого. Около 1590 года поселился на острове и монах Герман. Здесь он застал странника Бориса Холмогорца. Вдвоем они построили деревянный храм в честь Богоявления, и очень скоро здесь возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Нилова пустынь. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем.

Монастырь имел большое значение для развития всего края, на протяжении всей своей истории это был культурно-просветительский центр Верхневолжья. В описи обители за 1614 год среди прочего имущества значилось 32 книги, почти все рукописные. Постепенно в монастыре сформировалась богатейшая библиотека – первая в этом крае.

В 1665 году в монастыре случился пожар, все деревянные строения вместе с храмом сгорели. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей прп. Нила заложили новый каменный храм, когда копали ров, земля осыпалась, показался гроб – так были обретены нетленные мощи св. Нила. С тех пор это событие празднуется каждый год. С 17 мая 1756 года святые мощи стали ежегодно обносить вокруг монастыря, а позднее начали устраивать крестный ход из города Осташкова, куда на празднование приезжали до 90 тысяч человек.

Ныне мощи прп. Нила почивают в Богоявленском соборе обители. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного.

До своего закрытия в 20-х годах прошлого века Нилова пустынь была одним из самых посещаемых монастырей России. Обитель имела подворья в Осташкове, Москве, Новгороде и даже Бурятии.

После революции

Уже в 1919 году мощи прп. Нила вынесли из монастыря и выставили как музейный экспонат для антирелигиозной пропаганды. Начались аресты монахов. Их судили, пытали, высылали, расстреливали. За время советской власти на территории обители размещались и трудовая коммуна, и колония малолетних преступников, одному из которых, жестоко избитому, явился сам прп. Нил, чтобы утешить.

Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь. Как-то в монастырь приехал один из ветеранов Великой Отечественной и рассказал, что, когда он лежал в госпитале, его исцелил прп. Нил. Сильнейшее ранение в брюшную полость не давало врачам надежды на то, что больной выживет. А ему очень хотелось жить, и солдат стал молиться. К нему пришел монах, поводил рукой по животу, погладил его, ничего не сказал и ушел. Все сочли это за бред больного, но он выздоровел!

В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971-го обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, здесь открылась турбаза «Рассвет».

К концу 80-х монастырь стоял брошенный – здания использовать было уже невозможно. От храмов и других построек остались голые стены с пустыми глазницами окон и груды кирпича.

Церковная утварь, покровы, ризы священнослужителей — все это собиралось музеем по крупицам

Что могут 20 человек, или «Это не наше»

Как только безбожные времена стали уходить, в разные инстанции посыпались требования вернуть Нилову пустынь Православной Церкви и возродить монастырь. Такую же задачу поставил перед собой внештатный экологический отдел, созданный при редакции местной газеты «Заря коммунизма» (с 1990 года – «Селигер»). Он объединил двадцать энтузиастов защиты культурного и природного наследия края – представителей интеллигенции и рабочих местных предприятий. Ниловой пустынью к тому времени завладел «Мострансгаз». Активисты начали с писем в различные инстанции – центральные газеты, Московскую Патриархию. Были привлечены депутаты Верховного Совета страны, которые направили запросы в соответствующие органы. По просьбе экологов в защиту Ниловой пустыни выступил в центральной прессе известный писатель Владимир Солоухин. Поддержал инициативу и народный депутат, священник Алексей Злобин. Несколько членов экологического отдела были выдвинуты в депутаты местного Совета. Оказал содействие и тогдашний глава «Газпрома» Виктор Черномырдин. Посетив Нилову пустынь, он сказал: «Это не наше». И тогда «Мострансгазу» было выделено несколько гектаров земли под базу отдыха на противоположной стороне озера.

Экологи на этом не успокоились, они продолжили борьбу за сохранение прилегающих к Ниловой пустыни ландшафтов. И это им тоже удалось.

В блокнот паломнику:

Нило-Столобенская пустынь

Адрес:172757, Россия, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица

Тел. (8-48235) 5-08-04 – канцелярия

Тел. +7-909-267-24-73 – монастырская гостиница

E-mail: [email protected]

Сайт: http://nilostolobenskaja-pustyn.ru/

Как добраться: Поездом с Ленинградского вокзала Москвы до Осташкова. Далее автобусом по маршруту «Город Осташков (автовокзал) – деревня Светлица (Нило-Столобенская пустынь)»

Галина Дигтяренко,

фото Михаила Игнатьева и Олега Серебрянского