Немецкий ученый кант. Иммануил Кант – краткая биография. Уход из жизни философа: в память об основателе критицизма

Иммануил Кант – один из величайших философов Нового времени. Он родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге, умер там же 12 февраля 1804 и был сыном седельщика, чьи предки, по преданию, происходили из Шотландии, Кант получил строго религиозное воспитание и в университете своего родного города ревностно изучал математику, физику и философию. Плодом занятий Канта первыми двумя науками было первое его сочинение: «Мысли к истинной оценке живых сил» (Кенигсберг, 1747). Потом 9 лет Кант был домашним учителем и 1755 получил докторскую степень за диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В другом своем сочинении, относящемся к этому же году (1755) – «Всеобщая естественная история и теория неба» (Кенигсберг), он предвосхитил позднейшую лапласовскую теорию происхождения нашей солнечной системы и пытался соединить в нем механическую теорию с телеологической . В этот первый период своей деятельности Кант находился под влиянием Христиана Вольфа .

Второй период его развития может быть назван эмпирическо -скептическим . Кант внимательно изучал английских философов, особенно Хатчесона и Юма . Последний разбудил Канта (по его собственным словам) «от догматического сна». Ко второму периоду принадлежат сочинения Канта: «О единственно возможном доказательстве бытия Бога» (1762), «Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали» (1763) и некоторые другие.

Целых 15 лет Кант был приват-доцентом и лишь в 1770 получил кафедру логики и метафизики в университете своего родного города, защитив диссертацию «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира». Это сочинение составляет переход к третьему периоду деятельности Иммануила Канта и содержит некоторые мысли о трансцендентальной эстетике , отчасти, о трансцендентальной аналитике и, вообще, о критике чистого разума, которые были широко развиты им позднее; но в этом сочинении Кант еще в значительной степени стоял на почве старой метафизики. Однако, внутренняя философская работа продолжалась еще в Канте целые 10 лет, прежде чем он издал свое главное сочинение, написанное им в четыре месяца: «Критика чистого разума » (1781). За этим сочинением, в короткие промежутки времени, последовали другие главные сочинения: в 1783 г. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», в 1785 «Основы метафизики нравов», в 1788 «Критика практического разума », в 1790 «Критика способности суждения », в 1793 «Религия в пределах только разума», в 1797 «Метафизические начала учения о праве» и «Метафизические начала учения о добродетели» (в совокупности составляющие «Метафизику нравов», в 1798 «Антропология с прагматической точки зрения». Кроме того, Кант написал много мелких сочинений.

Биография

Родился в 1724 году в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет . Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в -1755 годы , он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности , не утратившую актуальности до сих пор.

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами, так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения ».

Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию .

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году , к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы творчества

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год ; «Критика практического разума», 1788 год ; «Критика способности суждения», 1790 год).


Основные понятия Вещь в себе , Феномен
Тексты Критика чистого разума
Течения Неокантианство
Люди Кант , Рейнгольд , Фихте

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта». Так возникают четыре рубрики:

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания. :30 - 37

Человек - это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления - «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называют гением».

Сочинения

  • Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.)

Русские издания

    Сочинения в шести томах. Том 1 . - М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)Сочинения в шести томах. Том 2 . - М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)Сочинения в шести томах. Том 3 . - М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1 . - М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2 . - М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)Сочинения в шести томах. Том 5 . - М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)Сочинения в шести томах. Том 6 . - М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)Критика чистого разума . - М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
  • Иммануил Кант. Собрание сочинений в 8 томах. - Издательство: ЧОРО, 1994 г. - ISBN 5-8497-0001-3 , ISBN 5-8497-0002-1 , ISBN 5-8497-0003-X , ISBN 5-8497-0004-8 , ISBN 5-8497-0005-6 , ISBN 5-8497-0006-4 , ISBN 5-8497-0007-2 , ISBN 5-8497-0008-0 .
  • Лекции по этике . - М.: Республика, 2000. - 431 с.Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с. - ISBN 5-699-14702-0Критика чистого разума / (Пер. с нем. ;предисл. И. Евлампиева). - М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. - 1120 с. - (Гиганты мысли) ISBN 5-91016-017-4

Собрание сочинений в 8 томах

Русские переводы, доступные в сети

  • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения

Переводчики Иммануила Канта на русский язык

См. также

  • Kant-Studien (англ. )

Примечания

Литература

  • Нарский И. С. Иммануил Кант. (На обложке: Кант). - М.: Мысль, 1976. - 208 с. - (Мыслители прошлого). - 55 000 экз.
  • Асмус В. Ф. М .: Высшая школа, 2005. - 439 с. - (Классика философской мысли). - 2000 экз. - ISBN 5-06-004516-1
  • Белый А. А. «Кантовская цитата в пушкинском тексте»
  • Баренбойм П. Д. Кант как отец Конституции России // Законодательство и экономика. - М.: Законодательство и экономика, 2009, № 9. - С. 5-9
  • Гулыга А. В. Кант (ЖЗЛ)
  • Кант И. Всеподданнейшее прошение философа Канта императрице Елисавете Петровне / Сообщ. Ю. Бартенев // Русский архив, 1896. - Кн. 2. - Вып. 7. - С. 455-456.
  • Кембаев Ж. М. Идея «федерализма свободных государств» Иммануила Канта как важнейшая веха в развитии правовой теории межгосударственной интеграции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 6. С. 103-112.
  • Поппер К.

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает «с нами Бог». Попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—55, он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

Книги (15)

Пролегомены ко всякой будущей метафизике

Есть ученые, для которых сама история философии (как древней, так и новой) есть их философия; наши пролегомены написаны не для них. Им следует подождать, пока те, кто старается черпать из источников самого разума, кончат свое дело, тогда будет их черед известить мир о совершившемся.

Собрание сочинений

Собрание сочинений яркого представителя немецкой классической философии эпохи Просвещения Иммануила Канта.
В собрание сочинений вошли:
Собрание сочинений т. 1 -6
Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения
Критика практического разума
Критика способности суждения
Критика чистого разума
Основы метафизики нравственности
Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука

Собрание сочинений в восьми томах. Том 1

Данное собрание сочинений приурочено к 200-летию избрания Канта членом Петербургской академии наук. Юбилейное издание отличается своей полнотой: в нём практически собрано всё существенное, что было издано на русском языке.

Первый том юбилейного Собрания сочинений Канта содержит работы так называемого «докритического» периода. Главная из них — «Всеобщая естественная история и теория неба», посвященная космогонической гипотезе. Работа «Физическая монадология» дана в переводе П. Флоренского, более точном, чем перевод, помещенный в предыдущем издании. Том содержит новую вступительную статью и новые примечания.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 2

Второй том юбилейного издания продолжает публикацию «докритических» работ Канта. Сюда вошли «Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного», «Грезы духовидца», диссертация «о форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира» и др.

Сверка перевода черновых записей в авторском экземпляре «Наблюдений...» с новейшей публикацией оригинала привела к коренному исправлению русского текста, который ныне дается не как самостоятельное произведение, а лишь как характерные для Канта повседневные заметки.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 3

Третий том юбилейного издания целиком посвящен главному труду Канта — «Критике чистого разума». Восстановлен, насколько это возможно, классический перевод Н. Лосского.

Перевод скрупулезно сверен с оригиналом, в него внесены необходимые терминологические уточнения. Традиционно воспроизведен текст второго прижизненного издания труда Канта, в приложениях даны существенные выдержки из первого издания. В обоих случаях на полях дана пагинация первоизданий (по которой обычно даются ссылки в кантоведческой литературе). Примечания написаны заново и значительно расширены.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 4

Четвертый том юбилейного издания содержит четыре книги Канта, вышедшие вслед за «Критикой чистого разума».

Это «Пролегомены», представляющие собой краткое изложение основных идей главного труда Канта; «Основоположения метафизики нравов» — первая крупная работа по этике; «Метафизические начала естествознания», труд показывающий живой интерес Канта к теоретическим проблемам природоведения; «Критика практического разума», развивающая идеи Канта в этической сфере. Переводы заново сверены с оригиналом, примечания к работе по философии естествознания написаны заново.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 5

Пятый том юбилейного издания посвящен эстетике и теории культуры. Он содержит «Критику способности суждения» — основной труд Канта в этой области, которая служит связующим звеном между теорией познания и теорией нравственности. Дается новый перевод работы, в котором устранены грубые ошибки, препятствовавшие пониманию основополагающих идей философа.

В качестве приложения публикуется «Первое введение к «Критике способности суждения», которое было напечатано лишь посмертно. Эстетические работы Канта представляют самостоятельный интерес для всех работающих в этой области.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 6

Шестой том юбилейного издания охватывает две работы Канта — «Религия в пределах только разума» и «Метафизика нравов». Первая анализирует только философские проблемы религии, но содержит важнейшую часть этической теории Канта.

«Метафизика нравов» — итоговая работа по философии права и нравственности; работа публикуется в традиционном виде, одновременно (в примечаниях) приводятся результаты новейших текстологических исследований, которые знакомят с тем, в каком виде рукопись вышла из-под пера Канта и какой трансформации подверглась в ходе первой публикации.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 7

Седьмой том юбилейного издания знакомит читателя с позднейшими книжными публикациями Канта.

Наибольшим успехом пользовалась небольшая брошюра «К вечному миру» — образец философской публицистики, как бы обращенной в наши дни, когда вопрос о предотвращению войны стал предельно актуальным. «Спор факультетов» — тоже философская публицистика; в книге объединены три работы — по философии религии, по философии истории и по «системе здоровья», которой Кант неукоснительно придерживался, преодолевая все грозившие ему недуги.

«Антропология» — итоговая работа по философии человека. В приложениях публикуется незаконченная рукопись об успехах метафизики, написанная для конкурса, в котором Кант хотел принять участие.

Собрание сочинений в восьми томах. Том 8

Восьмой том завершает юбилейное издание Канта. Сюда вошли статьи, написанные после 1781 года и появившиеся в периодической прессе.

Далее — два курса лекций: «Логика », «О педагогике», избранные письма и черновые наброски. Среди последних значительное место занимает рукопись «Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике», над которой Кант работал в последние годы.

Как и в предыдущем Собрании сочинений, дается значительный отрывок из этого произведения. Переводы ряда статей, вошедшие в том, публиковались ранее в «Кантонских сборниках» (Калининград).

Критика практического разума

Вторая после "Критики чистого разума" работа Канта, в которой излагается его учение о нравственности - критическая этика или метафизика нравов.

В предисловии Кант объясняет, что его исследование должно доказать существование чистого практического разума и осуществить критику его практической способности, с допущением которой твердое основание приобретает трансцендентальная свобода в ее абсолютном значении.

Критика чистого разума

В критику чистого разума входит все, что составляет содержимое трансцендентальной философии: она есть полная идея трансцендентальной философии, но еще не сама эта наука, потому что в анализ она углубляется лишь на столько, насколько это необходимо для полной оценки априорного синтетического знания.

Перевод с немецкого Н. О. Лоссокого.

Комментарии читателей

Федор / 5.05.2018 Основные труды Канта будут актуальны для человечества еще миллионы лет. Основные выводы из его Критик очень актуальны сегодня, тем более в России.
"Критика чистого разума", главный труд Канта посвящена гносеологии - науки о познании истины. Что есть истина и насколько она познаваема. Кант сделал вывод о непознаваемости истины чистым разумом. То есть рациональным познанием. Без контакта с Духом, при котором душа, психика получает интуицию, сознание познать сущность вещей - истину невозможно.
Без духовности, святости человек имеет ложное представление о мире, не видит Реальность такой, какая она есть на самом деле. Это ведет к маразму в обществе, нарушению логики, деградации и упадку, мракобесию. Снижается роль знания, наук, философии, искусства. Правит бал идеализм. Что мы наблюдали в Средневековье, что происходит в России сейчас. Такая ситуация хорошо описана в книге Л. Кэррола "Алиса в стране чудес".
Для познания истины нужны 3 вещи:
1. Знание предшественников по данной теме
2. Личный опыт по данной теме
3. Развитая интуиция
Хотя в советской идеологии, марксизме Кант подвергался критике, тем не менее труды его издавались, переводились. Было издано 6 томов его сочинений.
Также принятая в советской идеологии концепция познания истины Ленинская теория отражения не включала в себя роль интуиции, тем не менее роль интуиции в советской философии поддерживалась.
Продолжателем дела Канта в 20 веке стал Ясперс. Его трехтомная философия продолжает гносеологию Канта. Фактически это и есть Диалектическая логика, которая была развита в советской идеологии.

Юрий / 3.05.2017 ОТВАЖНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / 8.03.2016
Отважный читатель: " И он и Гегель заумничают и как все норды насилуют мозг выкрутасами мусорных рассуждений и различных ментальных трюков".
Тяжело вам живётся после коллективного изнасилования двумя нордами. Надо бы на них заяву отправить в гаагский трибунал, и потребовать с немцев пожизненную компенсацию за осквернённый и искалеченный орган мышления.

Юрий / 3.05.2017 "oтважный читатель" Почему я обязан созерцать жизнь через призму данного мыслителя,если мой внутренний мир жаждет более глубокого познания Вещей. Да,да,да,можете искревлять губы как угодно,но всемирно известная Агни-Йога считается на планете Новейшим Заветом и То,Что есть там,Того нет нигде,так как это кульминация всех мировых философий,поймите. Вы упомянули тут о Брюсе.Его книги я читал 👍👍👍.Полезно чрезвычайно для любого мужчины.ДО РЕРИХОВ ЕЩЁ НАДО ДОРОСТИ ВНУТРЕННЕ.ЭТО ВАМ НЕ КАНТОВСТВО И НЕ ГЕГЕЛЬСТВО,А ЭТО САМА ЖИЗНЬ
Вообще-то здоровые люди созерцают жизнь без всяких призм. Во-вторых вас никто не обязывает созерцать что-либо через какие-то призмы, тем более Кант, хотя бы потому что он философ, а не офтальмолог и давно умер.

Юрий / 3.05.2017 "ОТВАЖНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ"
Если вы до Рерихов ещё растёте, то до Канта у вас ни времени, ни способностей не хватит. Тем ни менее удачи вам и поменьше самомнения.

Стас / 5.12.2016 У Мамардашвилли интересная увлекательная книга, кантианские вариации. Пытаюсь подступаться к канту. В частности, первый рекомендует читать его книги параллельно, чтоб понять их. Кант сложен.

Людмила / 4.12.2016 Господа! Мнение у каждого может быть свое. Но, для того чтобы иметь разные познания, необходимо прочесть (ознакомиться) с Кантом в том числе. Пусть он Вам понравится или наоборот, нет, но познакомиться с ним необходимо. Для общего развития. Удачи.

Alexander / 29.05.2016 У каждого есть возможность сформулировать о Канте или Гегеле простое, без зауми, лёгкое для понимания неправильное суждение.

Дед Володя / 20.05.2016 In vodka veritas - вот и вся философия. Господа,примите эдак пару добрых стаканов, врастяжечку, с чувством, с толком, с расстановкой... Легкая закусочка:квашеная капуста, селедочка прасольская,мяско, черный хлебушек с лучком... И напрягутся - расслабятся височные доли, и познаете вы истину в понятиях и законах, которые вы сами и сотворите! И потянутся из вашего подсознания нити к категориям и "Рассуждения о методе",и "Критики чистого разума", и еще многих - многих других великих книг - даже тех, которых вы еще не читали, и тех, которых еще никто не написал! А при "регулярном многократном упражнении" открыт вам путь к внутреннему горизонту черной дыры и приобщитесь вы тайн и благости сингулярности!

Отважный Читатель / 16.03.2016 "Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел…" сайт

Вот видите.На лицо психические отклонения.Труды не всех философов рассудительному и глубокомысленному человеку могут нравиться. Часто критическое мышление душеспасительно.

Светлана Григорьевна / 16.03.2016 Лучше почитать "ЗОЖ".
Больше будет пользы.

Mteck057 / 16.03.2016 https://www.youtube.com/watch?v=6B0-1SjzlPk Гегель сам сказал:"МОЮ ФИЛОСОФИЮ МОЖЕТ ПОНЯТЬ ТОЛЬКО ОДИН ЧЕЛОВЕК,И ТОТ МЕНЯ НЕ ПОНИМАЕТ".Тогда зачем у него и у Канта было столько напрасных потуг? Немцы всегда всё усложняют,дробят,категоризируют.Всё проще,друзья мои,всё гораздо проще.

Отважный Читатель / 16.03.2016 Вспомним английский.Can"t означает НЕ МОГУ.
О чём ещё можно говорить.
Вот тут мудрость:
http://www.proza.ru/avtor/supermundane777

ОТВАЖНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / 16.03.2016 For Gloom only: ВЫ ТУТ ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ КВАКНУТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО "ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ!" ВЫ,СУДАРЬ GLOOM(МРАЧНЫЙ),ИМЕННО ВВИДУ ЭТОГО ФАКТА ВАМ НРАВИТСЯ ВСЯКАЯ НОРДИЧЕСКИПАТАЛОГИЧЕСКАЯ БРЕДЯТИНА.ЭТО ИМЕННО ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТЕ В ФИЛОСОФИИ,ЕСЛИ ДЛЯ ВАС "КАКИЕ-ТО ТАМ РЕРИХИ".НЕ НАДО БЫТЬ ЗАТУПОМ,ПОХОЖИМ НА КОЕ-КОГО С МАЙДАНА. Тут люди более чем.Гарантирую.

ОТВАЖНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ / 16.03.2016 Поднимите руки сейчас те,кого своей философией сделал счастливым товарищ,книги которого здесь представлены?Почему я обязан созерцать жизнь через призму данного мыслителя,если мой внутренний мир жаждет более глубокого познания Вещей. Да,да,да,можете искревлять губы как угодно,но всемирно известная Агни-Йога считается на планете Новейшим Заветом и То,Что есть там,Того нет нигде,так как это кульминация всех мировых философий,поймите. Вы упомянули тут о Брюсе.Его книги я читал 👍👍👍.Полезно чрезвычайно для любого мужчины.ДО РЕРИХОВ ЕЩЁ НАДО ДОРОСТИ ВНУТРЕННЕ.ЭТО ВАМ НЕ КАНТОВСТВО И НЕ ГЕГЕЛЬСТВО,А ЭТО САМА ЖИЗНЬ.

Иммануил Кант (1724-1804) - это немецкий ученый и философ. Кант считается родоначальником немецкого классического идеализма. Родным городом И. Канта является Кенигсберг. Здесь же он учился и впоследствии работал. С 1755 года по 1770 год Кант имел звание доцента, а в период с 1770 г. по 1796 г. - профессора университета.

Еще до 1770 года Иммануил Кант создал "небулярную" космогоническую гипотезу. Эта гипотеза обосновывала возникновение и эволюцию планетной системы в соответствии с принципом первоначальной "туманности". Одновременно с этим философ предположил, что имеется Большая вселенной галактик, причем она находится вне нашей Галактики.

Кроме того, Кантом было разработано учение о замедлении, которое является итогом приливного трения. Последнее имеет место в результате суточного вращения Земли.

Ученый размышлял и об относительности покоя и движения. Все эти исследовательские работы в чем-то повлияли на формировании диалектики. Иммануил Кант считается основателем "трансцендентального" ("критического") идеализма. Этому вопросу посвящены следующие труды Канта:
. "Критика чистого разума" - 1781 год;
. "Критика практического разума" - 1788 год;
. "Критика способности суждения" - 1790 год и др.

Иммануил Кант пересматривает понятие "веры" (которая все-таки остается в его учении) и наполняет его новым философским смыслом (который существенно отличается от теологического). По мнению философа, вера в старом ее понимании вводила людей в заблуждение и заставляла подчиняться суевериям и т.п.

Разрушая постулаты религии, Кант тем не менее остается искренним христианином - он верит в такого Бога, который бы не ограничивал свободу человека. Иммануил Кант рассматривает человека как морального субъекта, причем вопросы этики в учении этого философа становятся центральными.

Иммануил Кант - основатель "критического" идеализма. Переход к подобным воззрениям состоялся в 1770 году. Уже в 1781 году свет увидел труд Канта "Критика чистого разума". За этой книгой последовали "Критика практического разума" (опубликована в 1788 году) и "Критика способности суждения" (опубликована в 1790 году). Эти труды содержали в себе суть "критической" теории познания, учение о целесообразности природы, а также рассуждения по поводу эстетики и этики. Философ пытается обосновать тот факт, что необходимо раскрыть границы познавательных способностей человека и исследовать формы познания. Без подобной предварительной работы не представляется возможным построение системы умозрительной философии. Последнее понятие во времена Канта было синонимично понятию "метафизики". Такого рода исследовательская работа приводит немецкого ученого к агностицизму. Он ратует за то, что наше познание не может воспринять природу вещей, как эти вещи существуют сами по себе. Причем эта невозможность по Канту принципиальна. Более того, познание человека применимо лишь по отношению к "явлениям", то есть способу, с помощью которого опыт человека позволяет обнаружить эти самые вещи. Развивая свое учение, Кант говорит, что только естествознание и математика содержат в себе достоверное теоретическое знание, что, по мысли философа, обусловлено наличием в сознании человека "априорных" форм чувственного созерцания. Философ полагает, что изначально в разуме человека имеется стремление к безусловному знанию, которое ничем нельзя искоренить. Эта особенность связана с высшими этическими запросами. Все это приводит к тому, что рассудок человека пытается найти решение вопросов, связанных с границами мира, теми процессами, которые в нем протекают, существованием Бога, наличием неделимых элементов мира и т.д. Иммануил Кант полагал, что противоположные друг другу суждения (такие как: атомы существуют и неделимых частиц нет, мир безграничен или имеет пределы и т.п.) могут быть обоснованы с абсолютно равной доказательностью. Отсюда следует, что разум как бы раздваивается в противоречиях, то есть по своей природе антиномичен. Однако Кант уверен, что подобные противоречия являются всего лишь кажущимися, и решение такой загадки состоит в ограничении знания в пользу веры. Таким образом, делается акцент на различении "вещей в себе" и "явлений". При этом "вещи в себе" как раз и должны быть признаны непознаваемыми. Получается, что человек в одно и тоже время и свободен, и не свободен. Свободен, потому что является субъектом непознаваемого сверхчувственного мира. Несвободен, потому что по сути является существом в мире явлений.

Иммануил Кант являлся искренним христианином. Философ крайне непримиримо относился к атеизму. Но Кант признается и одним из разрушителей и критиков религиозного мировоззрения. В философском учении этого человека нет места вере, которая способна заменить знание, причем Кант критикует все виды веры. Он говорит, что вера происходит из потребности человека сократить границы неопределенного в окружающем его мире. Вера нужна для того, чтобы нейтрализовать ощущение того, что жизнь человека негарантированна. Таким образом, немецкий философ вступает в некий конфликт с теологическим учением. Однако Иммануил Кант, подвергая критике многие религиозные постулаты, разрушал религию как ее искренний приверженец (как бы это парадоксально не звучало). Он предъявив религиозному сознанию нравственные требования, непосильные для него, в тоже время выступил со страстной защитой Бога. Такого Бога, вера в которого не забирала бы у человека моральное достоинство и не ограничивала бы его свободу. Кант заостряет внимание на том, что вера главным образом является неким вариантом расчетливости. Именно поэтому на протяжении многих лет она приводила к слепому повиновению народа вождям, существованию различных суеверий, появлению религиозных движений, отсюда можно сделать вывод, что внутренняя убежденность в чем-либо, по сути, являлась малодушной верой в откровение. Несмотря на все вышеперечисленное, немецкий философ все-таки сохраняет категорию "веры" в разработке своей теории. Однако в своем учении он ратует за иное понимание веры. Он наполняет это понятие философским и психологическим смыслом, отличным от теологической трактовки. В своих произведениях Кант задается определенными вопросами. "Критика чистого разума" ставит вопрос о том, что же человек может знать. "Критика практического разума" спрашивает о том, что же человек должен делать. И, наконец, "Религия в пределах только разума" задается вопросом, на что же человек собственно может надеяться. Таким образом, последний из вышеприведенных вопросов и обрисовывает собственно проблему веры в том виде, в каком она приводилась внутри философии Канта. Получается, что этот философ сделал бы последовательный (и в его учении вполне логичный) шаг. Если бы совсем исключил понятие "вера", заменив его другим понятием - "надежды". Чем же надежда отличается от веры? Главное отличие состоит в том, что надежда никогда не представляет собой внутреннее одушевление. Она не определяет выбор и не предшествует какому-либо действию. Более того, надежды, в принципе, простительны. Ведь в данном случае речь зачастую идет об утешении. Однако необходимо критическое и настороженное отношения к себе в том случае, если надежда является побудительной силой совершаемого поступка.

Общие законы представляют собой основу абсолютно всех суждений естественных наук. Эти законы не только общие, но и необходимые. Кант разработал учение о гносеологических условиях возможности естествознания. Предметы естественных наук, конечно, отличаются друг от друга. Однако человек может получить научное знание о них только в том случае, если все явления природы и предметы мыслятся разумом не иначе, как производные следующих трех законов. Первый - закон сохранения субстанции. Второй - закон причинности. Третий - закон взаимодействия субстанций. Кант подчеркивает тот факт, что вышеперечисленные закону принадлежат, скорее, рассудку человека, нежели природе. Познание человека непосредственно строит предмет. Конечно, речь не о том, что оно дает ему бытие (порождает предмет). Человеческое познание дает предмету форму всеобщего и необходимого знания, то есть именно ту, под какой и может познаваться. Таким образом, философ приходит к выводу, что вещи природы сообразуются с формами ума, а не наоборот. В связи с этим обстоятельством Иммануил Кант говорит, что сами по себе вещи познать нельзя, так как ничто не составляет их определения. Кант по-особому рассматривает понятие разума. Разум представляет собой способность к умозаключению - это определение дается обычной логикой. При философском обосновании разума Кант рассматривает эту способность, как нечто, чьим непосредственным результатом является возникновение "идей". Идея является понятием о безусловном, поэтому ее предмет невозможно воспринять в ходе опыта с использованием органов чувств. Ведь все, что человек получает опытным путем, обусловлено. Иммануил Кант выделяет три идеи, образуемые разумом. Первая идея - это идея о душе. Все обусловленные психические явления составляют безусловную совокупность. Вторая идея - это идея о мире. Существует бесконечно много причин обусловленных явлений. Все они в безусловной совокупности и составляют суть идеи о мире. Третья идея - это идея о боге. Ее суть состоит в том, что все обусловленные явления происходят по одной безусловной причине. Кант полагал, что естественные науки возможны лишь тогда, когда они говорят об обусловленных явлениях, которые происходят в мире. В тоже время философская наука, основанная на том, что мир представляет собой безусловное целое, невозможна. Таким образом, философ опроверг то, что существование Бога имеет некие теоретические доказательства, более того, он обосновывает, что основа такого рода доказательств является логической ошибкой. По Канту это исходит из того, что само понятие о Боге является основой для теоретического доказательства его существования. Немецкий философ говорит, что понятие ни в коем случае не может служить доказательством того, что оно и обозначает. Только опытным путем может быть обнаружено любое существование, в тоже время в существование Бога необходимо верить. Нравственное сознание человека (его "практический " разум) как раз и требует подобной веры, более того, без веры в Бога нравственный порядок в мире и не может существовать. Иммануил Кант критикует "идеи" разума.

Метафизика - теоретическая наука. Кант отверг такое понимание метафизики, но полагал, что она представляет собой важную часть в философии. Однако ее значение сводилось Кантом к "критике" разума. Подчеркивалась необходимость перехода к практическому разуму от теоретического разума.

Гносеология Канта ставит перед собой задачу преобразования метафизики в настоящую науку. Философ говорит о необходимости нахождения способа такого преобразования. А до этого требуется выявить, почему прежняя метафизика оказалась неудачна. Таким образом, задача гносеологии по Канту двуедина. Существуют два критерия - необходимость и всеобщность. Им удовлетворяют не только математические выводы, но и, как полагает Кант, выводы естествознания. Философ основательным образом изучил современное естествознание. Канта в область своего гносеологического исследования включил не только интеллект, но и чувственность. Все это придало его гносеологическому исследованию глобальный характер. Немецкий философ рассуждал следующим образом. Из-за того, что до какого-то момента метафизика развивалась плохо, то любой человек в принципе может усомниться в возможностях этой науки. В "Критике чистого разума" конкретизируется такой вопрос: "Возможна ли метафизика как наука?". Если ответ положительный, то возникает другой вопрос: "Как метафизика может стать подлинной наукой?" Кант критикует старую метафизику, опирающуюся на познание Бога, души и свободы. Одновременно с этим философ подтверждает факт возможности познания природы.

В центре размышлений Иммануила Канта стоит этика. Как уже было упомянуто ранее этот немецкий философ разделил вопросы практического разума от вопросов теоретического, причем практический разум является более широким понятием. Вопросы практического разума предполагают выяснение, что же человек должен делать. Проблемы этики выделяются в таких важных трудах Канта как "Метафизика нравов", "Основы метафизики нравственности", "Критика практического разума" и др. Каждый человек способен к моральным поступкам. При этом он на добровольной основе осуществляет свой долг. Этот факт подтверждает реальность свободы, поэтому если найти закон ее обозначающий, то на его основе возможно построение метафизики нового типа. И немецкий философ находит требуемый закон. Это категорический императив. Его суть состоит в том, что поступки любого человека должны сводиться к тому, чтобы его воля была способна оказаться основой всеобщего законодательства. Таким образом, Кант выражает закон, который можно применить к каждому разумному существу. Это обстоятельство свидетельствует о широте практического разума. По Канту закон категорического императива приобретает и такой оттенок. Человек должен быть не средством, а целью (как и человечество в целом). Получив такую формулировку данного закона, немецкий философ заявляет, что человек верит в Бога, потому что является существом моральным, а не является моральным существом потому, что верит в Бога. Кант говорит, что нецелесообразно рассуждать о человеческих обязанностях перед Богом. Точно также не следует выводить религиозные принципы построения государства.

Мораль в философии Иммануила Канта - это способ достижения требуемого результата. Это не так. В подобном понимании нравственность представляет собой не что иное, как прагматическая задача, умении достигать обозначенной цели эффективно. Нельзя поспорить с тем, что такого рода принципы нельзя отделить от жизни человека, в связи с этим немецкий философ называет их условными императивами. Однако такие правила не затрагивают проблему непосредственного определения цели, а только констатируют наличие средств для ее осуществления. Более того, не всякая цель по своей сути является нравственной, а для достижения благой цели могут быть применены и аморальные средства в том числе (пусть они даже будут эффективными). Мораль далеко не всегда одновременно совпадает с целесообразностью, именно нравственность осуждает одни цели и признает другие.

Абсолютный предел каждого человека, по мнению Канта задается нравственными законами. Они определяют ту границу, после пересечения которой человек может потерять свое достоинство. Кант понимает, что часто все на земле происходит не по этим самым нравственным законам. В связи с этим философ рассуждает о двух вопросах. Первый касается непосредственно законов морали. Второй исходит из того, как эти принципы реализуются в человеческой жизни (в опыте). Таким образом, философия морали оказывается разделенной на два аспекта - априорную и эмпирическую части. Первая представляет собой собственно мораль. Кант называет ее метафизикой нравственности. Вторая часть - это практическая антропология или эмпирическая этика. Метафизика нравственности, по мнению Канта, предшествует практической антропологии. Чтобы определить моральный закон, необходимо выявить абсолютный закон, так как именно абсолютная необходимость свойственна моральному закону. Иммануил Кант, отвечая на вопрос о выборе абсолютного начала, говорит, что таковым является добрая воля. Речь идет о чистой и безусловной воле, для которой свойственна практическая необходимость и отсутствуют какие-либо посторонние воздействия. Если за здоровьем, мужеством и др. не находится чистая добрая воля, то заявлять, что эти качества (как и многие другие) обладают безусловной ценностью, ни в коем случае нельзя. Например, самообладание может перерасти в хладнокровие, если за ним не стоит добрая воля, на которую не влияют никакие внешние мотивы.

Только для разумного существа характерно обладание волей. Воля представляет собой практический разум. Немецкий философ считает, что предназначение разума состоит в управлении человеческой волей. Разум в некоторой степени препятствует состоянию безмятежной удовлетворенности. Опыт неразумных существ (то есть животных) свидетельствует о том, что инстинкт хорошо справляется с такой задачей как, например, самосохранение. Более того, скептики античных времен принимали разум за основу всех человеческих страданий. Трудно противоречить немецкому ученому в том плане, что простые люди (которые поддаются действию природного инстинкта), гораздо чаще радуются жизни и чувствуют себя счастливыми. Говоря более простым языком: счастливее живет тот, кто живет проще. Таким образом, вряд ли разум дан человеку только для того, чтобы выявлять средства для счастья, скорее, он необходим для поиска непосредственно доброй воли. Существование чистая добрая воля в отсутствие разума невозможно. Это связано с тем, что она не включает в свое понятие никаких эмпирических элементов. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что центральное место в философии И. Канта принадлежит отождествлению доброй воли и разума.

Путь преобразования мира связан с действиями субъектов. Основой осуществления этих действий по Канту являются нравственность и свобода. История действий человека образуют историю всего человечества. Социальные проблемы могут быть решены за счет моральных аспектов. Отношения людей должны быть построены согласно закону категорического императива, который является главным нравственным законом. Социальное действие субъекта и представляет собой суть практической философии Канта. Воля становится для человека законом под воздействием свободы. Воля, формирующаяся по законам нравственности, и свободная воля для немецкого философа представляются идентичными понятиями.

Понятия "законы" и "максимы" занимают важное место в нравственном учении Иммануила Канта. Закон отражает выражение значимости для каждой личности. Максимы представляют собой принципы воли, которые субъективны, то есть применимы к какому-то единичному лицу или группе лиц. Императивы Кант подразделяет на гипотетические и категорические. Первые исполняются только при наличии конкретных условий. Вторые являются обязательными всегда. В случае, когда речь идет о нравственности, то для нее должен быть характерен только один высший закон - это и есть категорический императив.

Является основоположником немецкого классического идеализма. Данный философ являлся профессором Кенигсбергского университета.

Философия Канта может быть условно разделена на два периода:

  • докритический период;
  • критический период.

Во время докритического периода философия Канта была направлена на проблемы природы, а также естествознания. В период критический Кант стал изучать проблемы разума, механизмы поведения, механизмы познания, его границы. Также его интересовали вопросы логики, этики,

В этой же работе Кант классифицирует само знание, как некий результат абсолютно любой а также выделяет понятия, которые характеризуют знание. Речь идет о:

  • апостериорном знании;
  • знании априорном:
  • «вещи в себе».

В первом случае речь идет о приобретенном знании, во втором - об изначальном. «Вещь в себе» - это одно из ключевых понятий во всей философии Канта. Имеется в виду та внутренняя сущность, которую никогда не сможет постичь разум человека.

Особо примечательной является и моральная философия Канта. Философ задается следующими вопросами:

Проведя анализ, он делает следующие выводы:

  • чистая нравственность - общественное добродетельное сознание, которое воспринимается отдельным индивидом как собственное;
  • чистая нравственность и реальная жизнь находятся в постоянном противоречии;
  • мораль не должна зависеть от внешних обстоятельств.