Нельзя быть равнодушным к творчеству ребенка. Урок ОРК и СЭ Тема: Почему плохо быть равнодушным

Одаренность может быть определена как обладание большими творческими способностя- ми. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особен- ности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Одаренность характеризуется следующими параметрами: выдающиеся способности, по- тенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические спо- собности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т.д Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему ум- ственными способностями, уготовано более счастливое детство, чем у других, будет особенно 98 легко учиться. В действительности же все не так. У детей с высокими умственными способно- стями возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками. Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предме- те. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начи- нать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Еще одной особенно- стью одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. Кроме того, способных, одаренных детей поджидают не только радости учения, но и раз- очарования, конфликты. У ребенка с ранним умственным развитием и высокими интеллектуальными способностя- ми возникают трудности и во взаимоотношениях с одноклассниками. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмеш- кам, гонениям. Это приводит к тому, что одаренный ребенок стремится быть таким, "как все". По этому механизму происходит образование гак называемой "скрытой одаренности" - та- кой одаренности, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка. Диссинхрония развития наблюдается и в том случае, когда одаренность замечена, в силу чего ребенок перепрыгивает" через классы, получая при этом адек- ватную нагрузку для своих умственных способностей, но является недостаточно развитым в эмоциональном, личностном, социальном отношениях. Чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его та- лант. Признаками, по которым родители могут обнаружить высокую одаренность собственного ребенка той или иной сфере, являются: - Ребенок быстро и без особых проблем осваивает любые аспекты, связанные с выбранной деятельностью; - Одаренный ребенок не стремиться действовать по шаблону, стремление найти собственные уникальные пути обучения и решения поставленных проблем - Способность ребенка видеть сложное в простом, а простое – в сложном. При общении на предмет деятельности, в которой ребенок является одаренным, у последнего не возникает никаких затруднений, он может рассказывать о выбранном хобби часами, увлеченно и захватывающе; - Ребенку свойственна ненасытная любознательность, желание изучать все новые и новые вопросы в выбранной деятельности: - Привычка ставить перед собой сверхсложные задачи, повышенная требовательность к себе, самокритичность; - Постоянное стремление к самосовершенствованию, все целая охваченность идеей дея-тельности; - Повышенное трудолюбие и целеустремленность. Родителям, заметившим проявление в ребенке задатков одаренности, следует направить ее в нужное русло, помочь ребенку совершенствовать свои умения (посредством специальных школ и секций). Единственное, чего делать не стоит – быть равнодушным и невнимательным к интере- сам своего чада.

Коммуникабельность — лёгкость вступления в межлич­ностное общение, инициатива на начальном этапе вза­имодействия;

Предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практич­ность, обладание практической сметкой, изобретательно­стью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, воз­можность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

Организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;

Законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готов­ность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.

">

Отряд волонтеров «Светоч», свою деятельность ведет уже более 7 лет. На протяжении многих лет, у нас сложилась своя программа взаимодействия. Наша цель направлена на социальную поддержку детей, пожилых людей, на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

В этом направление нами были созданы социальные проекты, такие как экологические акции: «Не забывай о птицах зимой», «Кормушка», «Чистый двор», «Дерево жизни», оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, акция «Письмо солдату», акции милосердия, «Дети – детям», «Не забудь, поздравить маму!», «Брось сигарету - получи конфету», «Танцуй ради жизни»» и т.д. Это помогает преобразовывать общество, вносит позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив. Создавая проекты мы вовлекаем обучающихся нашей школы в такие процессы, как «Реальные дела», а они помогают ученикам приобрести следующие качества:

Коммуникабельность - лёгкость вступления в межлич­ностное общение, инициатива на начальном этапе вза­имодействия;

Предприимчивость - способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практич­ность, обладание практической сметкой, изобретательно­стью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, воз­можность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

Организационная и управленческая компетентность - знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;

Законность (легальность) - стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готов­ность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.

Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, мы приобретаем умения работать в команде, учимся разрешать конфликты, включаемся быстро в проекты, несем ответственность за подготовку к выступлениям, проведениям акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования.

Передавая информацию своим сверстникам, по принципу «равный – равному», проводя дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, оформление информационных листовок, тематического уголка. Все это способствует формированию социальной компетентности у обучающихся нашей школы.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, у многих подростков происходит подмена ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков. Наше волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования социальной компетенции подрастающего поколения.






Равнодушное отношение - это безразличное отношение к добру и злу. Именно с молчаливого согласия или игнорирования равнодушных происходит всё зло в мире! Равнодушному всё равно хорошо или плохо вокруг, в беде люди или в радости. Равнодушный не замечает добра и тем самым поддерживает зло. Равнодушный не поддерживает зла, но он и не останавливает его. Равнодушному всё равно если плачет ребёнок, ему не важны проблемы войны и мира, бедности и богатства. Равнодушный просто живёт и не о чём не переживает.




Равнодушные люди не очень весёлые, не эмоциональные. А это не очень хорошо. Равнодушным быть плохо, потому что равнодушные не смеются, они скучные, поэтому у них нет друзей. Если люди будут равнодушными, то они не будут обращать внимания на плохие поступки других, поэтому дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное – не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Пословицы: 1. Добру и злу внимание равнодушно. 2. Не ведая ни жалости, ни гнева.

О том, почему тема экологии пока не так популярна среди прихожан, христианских ценностях как мотивации экологической деятельности и о других вопросах мы поговорили с руководителем экологического отдела Гродненской епархии протоиереем Георгием Суботковским и директором Центра экологических решений, заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи Белорусской Православной Церкви Евгением Лобановым .

– Если к светским экологическим организациям мы все уже давно привыкли, то понятие «экологический епархиальный отдел» звучит пока еще непривычно. Поэтому начну с вас, отец Георгий: не приходилось ли вам встречаться с недоумением, может, даже критикой своей деятельности в обществе и в Церкви?

Протоиерей Георгий: Нет. Никогда. Экологическая деятельность Церкви, как нечто новое, вызывает у общественности скорее интерес, нежели недоумение и критику. А положительное отношение к экологическим вопросам у православных христиан, я считаю, просто «в крови».

Существенная часть дополнительного требника в своих чинопоследованиях призывает освящать Божие творение и всю хозяйственную деятельность человека на земле (освящение посевов, плодов и т.д.), говоря языком экологов: пермакультуру. И благодарность Богу о творении возносится в евхаристических молитвах за каждой божественной литургией Церкви. Поэтому отношение может быть только положительным.

А то, что в настоящее время Церковь берет на себя ответственность заниматься вопросами экологии, звучит непривычно и ново только для нашего церковного пространства, где, к сожалению, этот вопрос до последнего времени не был до конца разработан. Экологический отдел Гродненской епархии как раз и был создан после ознакомительной поездки представителей епархии, во время которой изучался опыт работы в данном направлении христиан Чехии и Германии.

– Честно говоря, сразу трудно представить, чем может заниматься экологический епархиальный отдел, кроме каких-нибудь скучных лекций о том, как плохо мусорить. Или, может, вы выпускаете экологически чистые свечки, которые не «коптят» атмосферу?

Протоиерей Георгий: Ну, чтобы было веселей, можно, например, на здании церковно-причтового дома установить солнечные батареи и оснастить его экологической канализацией, что мы и сделали на приходе в деревне Сынковичи. Там, кстати, расположен уникальный храм оборонного типа в честь Архистратига Михаила.

А вообще, одним из основных практических достижений нашего отдела является создание так называемых эко-команд. Это молодежные группы, созданные при воскресных школах приходов епархии, которым в течение года по особой программе систематически преподается образование для «устойчивого развития».

Дети обучаются экономить электроэнергию, воду, другие ресурсы, благоустраивают территории, после чего проводят аудиты по итогом своей деятельности. А в летний период наши «Зеленые братья» собираются на экологические слеты для обмена опытом и мониторинга. В ближайшее время планируется возвести эту работу на качественно новый уровень и охватить по возможности большинство приходов епархии.

Евгений, следующий мой вопрос к вам. Ваш «Центр экологических решений» – светская организация. Но, насколько я знаю, лично ваши мотивы экологической деятельности – христианские. Расскажите о них подробнее.

В общем, да, для меня христианские убеждения являются одним из самых важных стимулов в работе. Из Книги Бытия мы знаем, что первая заповедь, которая дана была Богом человеку – заботиться о том саде, в который он был помещен. То есть человеку была вверена забота о Божьем творении!

Евангелие много говорит о самоограничении, и это сильно контрастирует с ценностями современного общества потребления. А ведь именно неумеренное потребление – главная причина большинства современных экологических проблем.

– Но ведь общество потребления появилось на Западе и там очень развито, а с экологией у них ситуация, по-моему, лучше нашей.

Евген ий Лобанов: Ну, во-первых, большинство стран очень сильно отличаются друг от друга, поэтому говорить о Западе или Востоке в целом – очень сложно. Вопросы экологии имеют глобальный характер. Например, большинство современных товаров массового потребления производится в Китае, а продается в других странах.

Я бы не сказал, что в других странах ситуация кардинально отличается от нашей. Мы можем говорить скорее о том, что во многих странах уровень озабоченности экологическими проблемами гораздо выше, чем у нас, и это, конечно, влияет на людей, принимающих решения. Люди там раньше столкнулись с проблемой неумеренного потребления, поэтому логично, что они же начали раньше и более активно бороться с последствиями. В то же время, большинство действительно фундаментальных причин экологических проблем по-прежнему не устранены.

– Т.е. получается, что это можно сравнить с тем, как общество, не отказавшись от курения, просто научилось лечить больше болезней, вызванных табаком.

Ну, грубо говоря, да. Если продолжать эту аналогию, у них сигареты содержат меньше смол, у них хорошие фильтры, в целом они курят меньше, чем мы, но то, что они не курят вообще, сказать нельзя.

Понимаете, мы можем сколько угодно собирать и сортировать мусор, но это не решает проблему в корне. Она останется, пока мы будем продолжать производить бесчисленное количество товаров, которые нам просто не нужны, без оглядки используя для этого природные ресурсы.

Христианская аскетическая практика предполагает совсем иной подход к окружающей среде. Человек должен брать только то, что действительно необходимо. Если он будет ловить рыбу – он будет ловить ее для того, чтобы поесть, а не для того, чтобы устроить соревнования по спортивной рыбалке.

Протоиерей Георгий: Кстати, по мысли Максима Исповедника, человек может превратить в рай Землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.

Адам в раю

– Но все же, мне кажется, что если сегодняшние христиане хорошо понимают необходимость заботы о людях, то вот необходимость именно из христианских убеждений заботиться о природе видят не все. Почему, как вам кажется, в нашем сознании нет привязки экологической ответственности к ответственности нравственной?

Протоиерей Георгий: Христиане строят свое мировоззрение исходя из Священного Писания, которое говорит, прежде всего, о первичной и главной цели – приобретении Царствия Небесного, которое, как известно, «не от мира сего».

Мог ли, например, апостол Павел много говорить о приоритете вопросов экологии, когда все христианские общины того времени находились в постоянном ожидании скорой парусии. Хотя, конечно, мысль о важности творения Божия для человека косвенно пронизывает его послания. Возможно, эта разница приоритетов сказывается на мироощущении христиан.

Я думаю, что здесь есть несколько причин.

Во-первых, современная цивилизация – это, в первую очередь, городское общество. Мы живем в городах, т.е. в неестественных условиях, говоря откровенно. Очень много чего происходит вне нашего поля зрения. Еда берется из холодильника, а в лучшем случае – в магазине. Электричество всегда есть в розетке. Бензин на заправке. Мы не ощущаем связи с окружающей нас средой в повседневном режиме.

И христиане – это такие же люди, часть такого вот общества. У нас эта связь тоже ослабеает. Действительно, много чинов в требнике имеет отношение к аграрному циклу или к природным явлениям вроде благословения собранных плодов, молитв при засухе, о дожде, и т.д., которые для человека очень большое значение имели еще буквально сто лет назад. А сейчас для нас, горожан, многие их этих чинов просто анахронизм.

А во-вторых, СМИ на экологические темы пишут очень мало. Одни из наших коллег проводили исследование по количеству материалов, посвященных экологическим вопросам в Беларуси. Делалась выборка государственных и негосударственных СМИ, сайтов и т.д., и по результатам исследования оказалось, что количество материалов, которые напрямую касаются вопросов экологии, составляло около 2–3 %.

В Церкви, кстати, об этом тоже говорится очень мало. У людей в связи с этим не возникает повода, чтобы задуматься, выявить те связи между нашими действиями и теми процессами, которые мы наблюдаем.

А ведь зачастую это не просто вопрос «нравится-не нравится», а вопрос того, делаем мы добро или зло. Если человек, скажем, сливает отработанное машинное масло в землю или водоем, и при этом идет очень серьезное загрязнение окружающей среды (а это и влияние на здоровье людей), то вряд ли это можно назвать добром. А если это происходит в огромных промышленных масштабах, то как это назвать? А ведь такими вещами могут заниматься люди, которые являются членами Церкви.

– Т.е. в сущности, вы считаете, что христиане просто слишком сильно сливаются с окружающим их обществом в этом отношении. Теряют, так сказать, свою уникальность, соль.

Евген ий Лобанов: Я думаю, что загрязнение окружающей среды и последующее влияние на здоровье людей – это одна из самых актуальных глобальных проблем. В этом смысле христиане не могут оставаться равнодушными, так как то, что сейчас происходит с окружающей средой – это по сути еще один индикатор крайне серьезных проблем людей и общества.

И решение этих проблем невозможно только технологическими методами, важно изменение отношения людей к тому, что происходит. И если христиане про это не говорят, не демонстрируют своим примером, как нужно относиться к тому, что дал нам Бог, то, наверное, можно говорить о том, что мы действительно сливаемся с окружающим обществом.

Отец Георгий, так может, нам пока рановато заниматься экологией и стоит обратить внимание на какие-то более важные вещи внутри Церкви?

Протоиерей Георгий: Несомненно, тема экологии не является самой приоритетной задачей для Церкви, однако это не значит, что она не заслуживает внимания наряду с другими, более традиционными сферами церковной деятельности. Кроме того, я убежден, что Церковь должна быть везде, где есть люди доброй воли.

Беседовал диакон Дмитрий Павлюкевич

Такое мнение высказал журналистам председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Анатолий РУБИНОВ, посещая Ждановичский детский дом для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Беларусь отличается искренним, добросердечным отношением и к подрастающему поколению, и к людям пожилого возраста. Даже по этому видно - у нас страна честная и порядочная, - сказал Анатолий Рубинов, передает БЕЛТА. - Мы живем своим трудом. Бывают недовольные, но мы должны понимать, что только вместе сможем сделать свою жизнь хорошей, никто нам ее такой не сделает. Мы должны в это верить, быть сплоченными. Пример - коллектив Ждановичского детского дома, где люди работают не только за зарплату. Есть что-то большее - сопричастность к обществу, чувство единения. На детей такое отношение тоже оказывает благотворный, сродни лечебному, эффект.

«Дети могут не понимать роли государства, но они чувствуют сердцем, что люди к ним приходят с вниманием, лаской. Это дорого, особенно тем ребятам, у которых нет родителей. Думаю, это очень важно», - отметил Анатолий Рубинов.

Спикер принял участие в новогоднем утреннике-представлении, вручил детям сладкие подарки и игрушки. «Невозможно быть равнодушным. Это настоящий праздник не только для детей, но и для меня», - признался он.