Не то что входит в человека. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст. На слова: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст"

Не сквернит в уста, а сквернит из уст

Не то, что в рот, а что изо рту (поганит)

Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отверзает их.

Ср. Chi digiuna e altro ben non fa, a casa del diavol se ne va.

Кто постится и другого хорошего не делает, попадет к черту в ад.

Ср. Не то, что входит в уста, а то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Матф. 15, 11.

Ср. Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы...

Матф. 15, 17-19. Ср. Марк. 7, 18-23.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "не сквернит в уста, а сквернит из уст" в других словарях:

    Не сквернит в уста, а сквернит из уст. См. БОГ ВЕРА Не сквернит в уста, а сквернит из уст. См. МИР ССОРА СПОР …

    Не сквернитъ въ уста, а сквернитъ изъ устъ (о постѣ). Не то, что въ ротъ, а что изо рту (поганитъ). Постъ приводитъ ко вратамъ рая, а милостыня отверзаетъ ихъ. Ср. Chi digiuna e altro ben non fa, a casa del diavol se ne va. Пер. Кто постится и… …

    Ср., мн. устна (род. устен) влад., ниж. устне церк. рот человека; губы. Не сквернит в уста, а сквернит из уст. Целовать кого в уста. Отверзити, открыть уст(н)а, стать говорить. Заградить кому уста, заставить его молчать. Всяк несет уста, где вода … Толковый словарь Даля

    См. Не сквернит в уста, а сквернит из уст … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен. сквер муж., вост. мерзость, гадость, пакость, касть, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат,… … Толковый словарь Даля

    Жить Богу служить. Кто велик, яко Бог наш (Владимир Мономах). Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава). Велико имя господне на земли. В мале Бог, и в велике Бог. Разумейте, языцы, яко с нами Бог. Сильна Божья рука. Божья рука владыка. Бог не … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Мировая на пиве, с отрыжкою (т. е. ставь вина). С кумом бранюсь, на пиве мирюсь, с чужим побранюсь винцом зальюсь. Подавая соль смейся, не то поссоришься (общее поверье). Ножа, ножниц (острого) не дарят (а купить за грош можно). Не стучи ключами… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Что чем (лат. paganus, идолопоклонник?), сквернить, осквернять, пакостить, делать нечистым, гадить, огаживать; марать, грязнить. Не погань этой посуды помоями. Собака поганит, а лошадь не поганит посуды. Собака поганит рылом, кошка шерстью. Не в… … Толковый словарь Даля

Наступил Рождественский пост. Он установлен для того, чтобы мы очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем и душой встретили праздник Рождества Христова.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):
«Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу».

Преподобный Амвросий Оптинский:
«…Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст (Мф. 15, 11), - дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать.
Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов… Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека (Мф. 15, 11). То есть как бы так сказал Господь: как бы ни были нечисты, твои руки, но если ты, не омыв их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Kор. 4, 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним - душу. Если, говорит, внешний наш человек, т. е. тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как …сказано: … И забыл Бога, создавшего его (Втор. 32, 15). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: По неверию вашему (Мф. 17, 20), а потом прибавил: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). Kроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Он отвечал: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 18–20). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными - Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. е. в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом».

Преподобный Паисий Величковский:
«Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же, относительно количества пищи, должно установить, сколько нужно для укрепление сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру — в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу. Поэтому святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление».

Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей - пост.
Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности.
Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи».

В Церкви приняты общие правила, устав прохождения Рождественского поста. Этот пост не строгий. Во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Пресс-служба Ярославской епархии

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 15, ст. 12 - 21

12. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14. оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17. еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18. а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,

19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —

20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

(Мф. 15, 12-21)

Сегодня мы слышим, как Господь продолжает с учениками ту беседу, которую начали фарисеи и книжники, приступившие к Нему с обличением за то, что ученики Его вкушают пищу неумытыми руками, нарушая тем предание старцев. В ответ Господь произнес совершенно невероятные слова, соблазнившие многих. Может быть, для нас они уже не являются странными, но для человека, живущего в той культуре, для иудея это было что-то невероятное. Христос сказал книжникам и фарисеям: « Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Иными словами, Он раз и навсегда заявляет, что важно не просто соблюдение каких-то внешних обрядов, а состояние сердца человека. Фарисеи и книжники отождествляли религию и угождение Богу с соблюдением норм и правил, касавшихся чистоты и нечистоты: с тем, что и как человек ел, мыл ли перед этим руки или нет. Христос же отождествляет религию с состоянием человеческого сердца.

Религия в переводе с латинского языка означает «связь», связь человека с Богом. И мы должны понять, что нас может по-настоящему связывать с Богом. Какие-то внешние формальности? Количество прочитанных акафистов, сделанных поклонов или нечто другое? Понятно, что внешнее имеет огромное значение, влияя на наше внутреннее состояние. Но когда происходит перегиб в ту или другую сторону, тогда случается печаль. Поэтому Господь и говорит, что необходимо обратить внимание на свое сердце. Все внешнее - это средства. Пост, молитва - все это необходимые средства, как есть и многие другие, которые нам очень хорошо помогают. Но мы не должны сосредоточить все свое внимание только на них.

Итак, ученики говорят Христу, «что фарисеи, услышав слово это, соблазнились». Действительно, слова звучали очень соблазнительно, потому как для фарисея связь с Богом и угождение Ему заключались исключительно в правильной обрядовой церемонии. Если этого не было, значит ты был извержен от общения с Богом, нарушал некий порядок и в конечном счете заповеди. Мы уже говорили, что обрядовая чистота стояла фактически на одном уровне с десятью заповедями, настолько это было важно для иудея того времени. Господь говорит, что «они - вожди слепые», то есть не видят, куда и зачем движутся. Этот образ понятен.

Апостол Петр просит Христа изъяснить притчу, то есть растолковать значение слов « не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст». Господь здесь несколько обличает и Своих учеников, спрашивая: «И вы тоже не понимаете этого? Не понимаете, что « все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — это оскверняет человека» . То есть всякий грех исходит изнутри человека, поэтому все свои силы мы должны направить на то, чтобы победить грех внутри самих себя, бороться со страстями, чтобы в конечном счете победить их. Потому что оскверняет нас и создает преграду между нами и Богом вовсе не оставление каких-то норм и правил обрядового закона. Но преграда возникает тогда, когда в нашем сердце живут грехи и мы управляемы страстями, вот что по-настоящему оскверняет человека.

«Из сердца, - говорит Господь, - исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека» . Вот на что мы должны обратить наше внимание и направить все свои силы. Необходимо помнить об этом и следить за своим сердцем. На Суде Божием нас спросят не о количестве поклонов и прочитанных страниц Библии - Господь посмотрит на то, что было в глубине нашего сердца.

Если мы будем жить по-фарисейски: внешне казаться людьми благочестивыми и пытаться внешне делать что-то, как нам кажется правильное, например поставить или не поставить в нужный момент свечку (хотя и это очень важное и необходимое дело), то забудем о своей душе. Так же и фарисеи: внешне исполняя закон до мельчайшей детали, до последней буквы, внутри они таили невероятную злобу на окружающих людей, ненавидели всех, даже своих братьев, потому что смотрели на простой народ как на солому, которая должна сгореть.

Вот ответ на вопрос, какие приоритеты должны быть в нашей христианской жизни, к чему стремиться и над чем надо еще и еще раз задуматься каждому. И вот пример фарисейский - пример нежелания, непонимания того, что от нас требует Бог. А Он требует от нас искреннего, открытого сердца, в котором находятся вера и любовь. «Друже, - говорит Господь, - дай Мне свое сердце».

Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Нина Кирсанова

Противники поста порой приводят эти слова Священного Писания, как якобы подтверждающие ненужность поста. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы:

Преп. Амвросий Оптинский:

Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11), — дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» (Ср.: Мф. 15, 11). То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4, 16). — Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, т. е. тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» (Ср.: Втор. 32, 15).

На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» — старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность».

Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви.

Св. Феофан Затворник:

Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает. А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Помните, как один старец встретил молодого монаха, выходившего из харчевни и сказал ему: “Э, брат! не доброе дело сюда ходить!” Тот отвечал ему: “Поди! лишь бы сердце было чисто...” Тогда старец с изумлением сказал: “Сколько лет живу в пустыне и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но еще не приобрел чистого сердца; а ты, юный, ходя по харчевням, успел приобресть чистое сердце. Диво!” Вот то же надо сказать и всякому, отказывающемуся от поста! А то, что там дальше говорится: “не ядый ядущаго да не осуждает”, ни к чему не ведет. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать? Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях.