Национальные игры цыганского народа. "игры нашей школы". День и время

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Спортивный праздник в котором используются игры народов представители которых обучаются в нашей школе.

«Человек познаётся в беде, а ребёнок – в игре».

Народная мудрость

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет».

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

В период с октября 2016 года по январь 2017 года совместно с учеником 6 «В» класса Рожковым Вадимом мы провели исследовательскую работу «Игры нашей школы». Нами было установлено, что в нашей школе обучаются представители 6 народов: русские, армяне, курды, цыгане, молдоване, украинцы.

На первом этапе нашей работы мы составили картотеку подвижных игр, в которые играли представители разных народов.

Вторым этапом нашей работы мы планируем провести в рамках Всемирного дня здоровья спортивный праздник «Игры нашей школы».

Праздник будет проводится для учащихся начальных классов в два потока. Первый поток– 1-2 классы, второй поток– 3-4 классы.

На стадионе будут расположены станции, отмеченные названием государств и изображением флагов: России, Молдовы, Армении, Украины, Краснодарского края.

  1. Русские подвижные игры
  2. Армянские подвижные игры
  3. Молдавские подвижные игры
  4. Украинские подвижные игры
  5. Подвижные игры цыган и курдов
  6. Кубанские казачьи подвижные игры.

Организаторами на каждой станции будут по два подготовленных учащихся 7-8 классов.

Спортивный праздник

Тема: «Игры нашей школы».

Цель: воспитание у учащихся осознанной потребности в занятиях физической культурой.

Задачи:

  1. Развитие физических качеств через подвижные игры.
  2. Патриотическое, гражданское, духовное воспитание учащихся.
  3. Приобщение учащихся к культуре разных народов через национальные подвижные игры.

Место проведения: стадион

Форма проведения: спортивно-игровая программа.

Ход проведения праздника

  1. Построение на стадионе. Приветственное слово учителя физической культуры, в котором он поздравляет ребят с проведением праздника, говорит о том, что наше государство многонационально и в нашей школе, в частности обучаются представители 6 народов. Выражает уверенность, что данное мероприятие привлечёт их интерес к культуре и традициям своего народа, своей семьи.
  2. Разминка. Ходьба (50 м.), бег (1-2 кл.-300м.; 3-4кл.-400м.), комплекс общеразвивающих упражнений. (Классы по очереди отправляются на беговую дорожку с интервалом движения 50 метров).
  3. Каждая команда получает путевой лист, где расписан порядок их передвижения по станциям.
  4. Движение по станциям.

Армянские народные подвижные игры

«Армянский народ – один из древнейших народов, имеющих многовековую историю. Подвижные игры являлись одним из средств воспитания молодого поколения. В играх отражены трудовая деятельность сельских тружеников, ремесленников, быт людей, военное дело. И сегодня мы поиграем в игру «Крепость».

«Крепость» («Берд»)

Играют две команды.Игроки одной команды-защитники берутся за руки, образуя круг. В середину круга кладут палку, камень– это и есть «крепость», которую надо защищать. У нас «крепостью» будет конус. Игроки второй команды– нападающие. По сигналу они расходятся в разные стороны и пытаются пробраться внутрь круга и коснуться конуса. А защитники стараются им помешать. «Крепость» считается завоёванной, когда кто-то из нападающих коснётся конуса.

Молдавские народные подвижные игры

«Молдавская республика отличается преобладанием сельских жителей. Основные занятия молдаван в прошлом, как, впрочем, и сегодня, – это земледелие и животноводство. Естественно, что народные игры отражают эти виды труда, кроме того на характер игр накладывает свой отпечаток природа республики. Мы с вами сыграем в игру «Яблоко».

«Яблоко» («Де-а мэрул»)

Взявшись за руки, игроки образуют круг. Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и говорит: «Яблоко, червивое яблоко. Ветер дует, оно падает». Когда водящий произносит эти слова, дети бегут по кругу. Руки разъединять нельзя. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Кто не смог этого сделать (упал или сделал лишний шаг) выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор пока в кругу не останутся трое игроков – они и считаются победителями.

Украинские народные подвижные игры

«История украинских игр связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями, обычаями. Эти игры включают в себя элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. Есть игры, которые носят охотничий или сельскохозяйственный сюжет, а также сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов. В одну из таких игр мы с вами и поиграем».

«Колдун» («Чаклун»)

Перед началом игры выбирают «колдуна». Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, а все остальные подставляют под неё по указательному пальцу. По команде игрок с вытянутой рукой пытается схватить чей– нибудь палец, а остальные стараются палец отдернуть. Чей палец будет пойман, тот и становится «колдуном».

Все разбегаются в стороны, а «колдун» старается догнать и коснуться рукой играющих. Пойманый замирает на месте и разводит руки в стороны. Его могут расколдовать другие игроки, дотронувшись до него рукой. Но «колдун» следит за своей жертвой и если кто-то попытается его расколдовать он повторным ударом снова его заколдовывает. Кроме того, он старается заколдовать и тех, кто пытается помочь своему товарищу. Игра может ограничиваться временем, либо играть до тех пор пока «колун» не поймает всех.

Русские народные подвижные игры

«Русский народ был основной движущей силой развития многонационального российского государства. Всё это отразилось на различных сторонах культуры, включая народные игры. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов. В играх подражали животным, кроме того в них отражаются трудовые процессы, быт, социальные отношения, воинское искусство».

«Два мороза»

На расстоянии 15 м. друг от друга фишками отмечаются две линии – два «дома». Играющие располагаются в одном из «домов». В середине между «домами» – два водящих – два «мороза»: один «мороз– синий нос», другой: «мороз– красный нос». Оба «мороза» обращаются к играющим со словами: «Мы два брата молодые, два мороза удалые».

Один, указывая на себя, говорит: «Я мороз – красный нос».

Другой: «Я мороз – синий нос».

И вместе «Кто из вас решится в путь– дороженьку пуститься?»

Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки и выстраиваются за линией «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих ребят и «замораживают» их. Кого заморозили остаются на месте. Затем «морозы» снова обращаются к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, стараясь выручить по дороге «замороженных» (дотронуться до них рукой). «Морозы» ловят игроков и мешают им освободить своих товарищей. Играют так несколько раз, затем меняют водящих. В конце– определяют какая пара «морозов» заморозила больше игроков.

Подвижные игры курдов и цыган

«Цыгане всегда считались кочевниками. Но на территории нашей станицы они проживают давно, поэтому и игры они позаимствовали у местного населения. То же самое можно сказать и о представителях курдского народа. Курды– кочевой народ. В настоящее время почти 2,5 млн. курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В нашей стране большая часть курдов проживает на территории Краснодарского края и Адыгеи».

«Бравондие»

Играют несколько человек. Игроки стоят в кругу, один из них считает считалку, указывая на каждого. На кого последнего укажет водящий, тот начинает догонять всех играющих. Кого поймают первым, становится водящим на следующую игру.

Кубанские казачьи подвижные игры

«Мы живём на Кубани, где на протяжении многих лет в среде казачества формировались самобытные народные игры и забавы, которые передавались из поколения в поколение. Эти игры доступны, для их проведения не требуется специально оборудованного места и дорогостоящего инвентаря: играть можно на лужайке, открытой площадке, а инвентарём служить камешки, палки, верёвки, набитые опилками тряпичные мячи. В них заложены огромные возможности для благоприятного воздействия на духовный мир ребёнка, его гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие».

«Четыре угла» («По уголкам»)

В игре участвуют пять человек. На земле чертится квадрат. Четверо игроков становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей-нибудь угол. Игрок, оставшийся без угла, становится «мышкой».

Елена Ганюшкина
«Фестиваль народных игр» для детей подготовительной к школе группы

Бюджетное дошкольное образовательное учереждение

муниципального образования Динской район

«Детский сад общеразвивающего вида №66»

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА

«ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ИГР »

(подготовительная группа )

Составила : инструктор по физической культуре

Ганющкина Е. Н.

Цели :

Формирование положительной мотивации для развития

динамической активности детей ;

Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Задачи :

1. Формировать творчески развитую,активную личность.

Приобщать к истокам игрового фольклёра.

Предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребёнка, а также способствовать оздоровлению его организма.

Развитие физических качеств (ловкость,быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремлённость, самоконтроль) ; совершенствование моторного аппарата.

Предварительная работа :

Воспитателей с детьми :

1. Беседы о народных играх ;

2. Разучивание считалок, жеребьёвок, закличек;

3. Изготовление атрибутов к народным играм ;

4. Подвижные игры на участке детского сада.

Инструктора с детьми :

1. разучивание подвижных игр;

2. Сюжетные занятия по физкультуре;

3. Праздники и развлечения.

Инструктора с воспитателями :

2. Организация подвижных игр.

Оборудование : магнитофон, флэшка с записями, народные костюмы , ленточки, «карусель» , шашки, два платочка, обручи, расписные платки,корова.

Технологии : здоровьесберегающие :

Ритмопластика, технология спортивного досуга, подвижные игры;

Технология личностно ориентированного подхода.

Ход праздника.

Звучит музыка-выходит ведущий.

Ведущий : Мы рады приветствовать на фестивале народных игр .

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд

Но поиграть в игру любую был рад.

Фестиваль мы начинаем ,

И споклоном приглашаем,

Всех, кто любит поиграть,

И себя испытать!

Звучит музыка, дети выполняют перестроения из колонны по одному, в колонну по два, по четыре.

Выполняется ритмическая композиция «Разноцветная игра» .

Перестроение в 2 шеренги.

Ребёнок : На Кубани весь народ

Дружно, весело живёт

Здесь цыгане и адыги

Украинцы и армяне,

Есть татары, белорусы

Здесь живёт много русских.

Ребёнок : Ну-ка, все долой смешки

Покупайте-ка горшки.

Дети образуют круг выбирают покупателя считалкой :

Тары-бары-растабары,

К нам приехали татары,

Теперь будут с нами жить,

Выходи!-тебе водить.

Игра «Горшки» .

Дети делятся на две равные команды. Одна команда- «горшки» . Они садятся на землю в кружок. Другая команда- «хозяева» . Они становятся за каждым «горшком» . Один из детей изображает «покупателя» . Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает :

Почём горшок?

По денежке,-отвечает «хозяин» .

А он не с трещиной?

Попробуй!

«Покупатель» легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит :

Крепкий! Давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая :

Чичары, чичары, По кусту, по насту, по лебедю горазду.

Собирайтесь, гончары,- Вон!

Со словом «Вон!» и «хозяин» , и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг

«горшков» . Кто первым прибежит к купленному «горшку» , тот становится его

«хозяином» .

Перестроение в две шеренги (по бокам) .

На середину зала выходят дети и читают стихи :

Ребёнок : На Кубани Мы живём,

На родной Кубани.

В игры классные играем,

Славим край делами.

Ведущий : Есть кубанские игры с соревнованием нескольких команд.

Ребёнок : Ну-ка, наши казаки

На подьём вы все легки?

Заплетай скорей плетень!

Игра «Плетень» .

Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.

По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (подскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По окончании музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест, выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.

Дети опять строятся в две шеренги по бокам зала.

Выходит на середину зала ребёнок, в белорусском костюме,и говорит слова :

Вы сказали белорусы,

На Кубани тоже есть,

Ну, тогда желанье наше

Тоже просим мы учесть,

Поиграем в белорусскую игру «Михасик»

Перестроение в 2 колонны напротив конусов.

Команды выстраиваются и произносят закличку :

Ты, Михасик не зевай,

Лапоточки надевай!

Команды оббегают кубики «змейкой» в галошах до фишки, обратно по прямой и передают эстафету.

После игры в колоннах дети уходят переодеваться, мальчики в кубанский костюм, а девочкам завязываются платки на поясе.

Ведущий : Это кто в красивых платьях

Словно пламенный узор

У реки сегодня ставит

Расписной, большой шатёр?

Цыганская игра «Шатёр» дети садятся на стулья

Участники игры делятся на 4 подгруппы . Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешаают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют и приговаривают :

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр» ) дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши) . Выигрывает подгруппа детей , которая первая построит «шатёр» .

После игры девочки уходят за кулисы и переодеваются в кубанский наряд (все, кроме 8 гр.)

Выходит на середину зала ребёнок говорит слова :

Гей, ребята-казачата!

Не пристало нам скучать,

А давайте нынче вместе

Бегать, прыгать, да играть.

Под музыку с шашками галопом выбегают казаки.

Кубанская игра «Достань платок!»

Двое ведущих держат в руках шашки, на которых висят платки. В колонне по 2

стоят мальчики : по очереди, прыжком, сбивают шашкой платок и передают эстафету следующему.

Вед.:Молодцы, ребята! А сейчас собирайся народ , становись хоровод!

Хоровод с коровой.

Дети цепочкой уходят за кулисы, кроме девочек 8 группы и переодеваются в спортивную форму.

Вед.:. Дорогие гости, выходите, вместе с нами поиграйте в игру «Дружба» .

Малоподвижная игра «Дружба» .

Дети со взрослыми встают в круг, идут по кругу с лентами разных цветов и произносят слова :

Мы идём по кругу,

Найдём себе друга,

Найдём себе друга,

Найдём себе дружка.

По команде ведущего : 1,2,3,-пару себе найди! Ищут пару по цвету лент (по2, по4) и выполняют несколько движений взявшись за ленты (руки вверх, наклоны, приседания и т. п.) .

Дети садятся на стулья в зале.

Вед.: Если хочешь ловким быть,

Если хочешь сильным быть,

Познакомься ты с игрой.

Даже очень не простой.

Игра «Колдун» .

Ребята становятся по кругу и считалкой выбирается «Колдун» .

Считалка :

Вздыхает Бабка-ёжка

Разболелась ножка,

Ёжик из лесу пришёл

Сделал бабушке укол.

Теперь выбирается «Сторож» ;

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду

Все вместе говорят закличку :

1,2,3,4,5-начинаем колдовать!

Дети увёртываются от колдуна и сторожа, стараясь, чтобы они

их не осалили. Кого задели, тот останавливается и кричит «Чай, чай, выручай!» . Ребята,которые не осаленные, стараются дотронуться до заколдованных, тем самым их расколдовывают. А сторож им мешает. Игра прекращается после слов :

1,2,3-конец игры.

Вед.: Молодцы, ребята! А сейчас садимся по-турецки.

Пальчиковая игра «Котик ниточки мотает» .

Котик ниточки мотает на клубочек навивает,

Котик ниточки мотает на клубочек навивает! (Наматываем ниточки)

Калачики, калачики, калачики печёт! (Вращаем кулачки)

Пышки, пышки, пышки, пышки! 4 хлопка в ладоши

Калачики,калачики,калачики печёт! То же

Пышки, пышки, пышки, пышки!

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! (вращаем кулачки)

Колотушки колочу кулачками хлопаем об колени)

Приколачиваю! Кулачки друг о друга

Заколачиваю! Ладошки стучат по полу.

Вед.: А сейчас приглашаем детвору,

На интересную игру!

Игра «Горелки» .

Дети стоят по кругу, выбирается считалкой водящий :

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи,

И замочек отопри.

Водящий стоит в центре круга, а дети идут по кругу напевая :

Гори,гори-ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Водящий проходит между 2 детьми и все вместе говорят :

1,2,3- беги!

Дво детей бегут по кругу в разных направлениях. Кто быстрее заберёт платок у водящего, тот становится на его место.

Упражнение на дыхание «Сдуй пушинку» .

Ведущий : Приглашаю на игру, карусель я заведу. А то наша карусель простаивает, никто на ней не катается.

Ну-ка дети, сели

На качели карусели,

1,2,- подхватили

3,4,- раскрутили.

Игра «Карусель» .

Еле-еле,еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом,потом,

Все бегом,бегом,бегом.

Тише,тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз,два,раз,два

Вот и кончилась игра!

Все вместе говорят : Хорошо мы покатались,

Очень любим мы играть.

Время всё же наступает

Нам домой пора бежать.

Убегают друг за другом за кулисы.

Слова Галины Викторовны : С малых лет игрою каждый увлечён,

И стар, и млад-каким бы ни был он!

Игра-здоровье! По праву скажем мы :

«Игры разные нужны! Игры разные важны!»

В нашем садике с утра начинается игра.

Любим игры, любим шутки,

Не скучаем ни минутки

Мы хотим всем пожелать

С игрой дружить и никогда не унывать!

Заключительная спортивная композиция «Моя Кубань»

Ведущий :И пусть мальчишки и девчонки

Вся озорная детвора

Сегодня скажут громко-громко

Да здравствует ИГРА! (хором) .

А. М. Каламеэс, А. М. Тийк, М. Э. Хийемяэ

(Вступительный текст написан А. М. Тийком и М. Э. Хийемяэ, игры отобраны и переведены А. М. Каламеэсом, общая редакция текста осуществлена А. М. Каламеэсом и М. Э. Хийемяэ )

Эстония находится на северо-западе европейской части СССР, на побережье Балтийского моря. Столица - Таллин. Коренное население республики - эстонцы. Живут здесь также русские, украинцы, белорусы, финны и др.

Эстонские народные игры являются неотделимой частью всей культуры и быта народа. Особенно тесно они были связаны с традиционными праздниками народного календаря. На Иванов день проводились игры и состязания в силе и ловкости («Горелки», бег взапуски, бег в мешке, разные приемы борьбы, перетягивание палки, перетягивание пальцем, влезание на столб, метание дуги и др.). Много народных игр было приурочено ко времени смены года- с 21 декабря по 6 января. Существовал обычай играть в это время на внесенной в комнату соломе: «Игра в сапожника», «Цыганская борьба», «Ужение ерша», «Лисий силок», «Стрельба в тетерева», «Поворачивание судна», «Лизание меда», «Экзамен портного» и др. С постепенным исчезновением обычая устилать комнату соломой на рождество эти игры потеряли связь с календарным обрядом и стали проводиться все реже. Подвижные игры наряду с другими развлечениями организовывались также на свадьбах (игры беговые, силовые и на ловкость). Они не потеряли своего значения и на современных летних свадьбах.

Игры проходили на сельских выгонах и сельских дорогах, площадках у качелей, у корчмы. Они были любимым развлечением для пастухов на пастбище. Играла молодежь на посиделках и во время толок (коллективный обмолот снопов).

Местоположение Эстонии на перекрестке исконных путей распространения европейской культуры было благоприятным фактором для взаимного влияния народных игр прибалтийско-финских, балтийских, германских и славянских народов. Это одна из причин сходства многих эстонских игр с играми других народов. Примером может служить игра «Метание колеса» («Раттавискаминэ»), которая была одной из наиболее популярных в Эстонии, но столь же широкое распространение имеет (под разными названиями) и среди латышей, литовцев, была известна в Белоруссии, на Украине, в Мордовии. (Описание этой игры дано под названием «Рипка» в разделе «Литва».)

Среди эстонских народных игр важное место занимают подвижные игры. О соотношении их с играми других типов можно судить исходя из материалов эстонских фольклорных архивов, где 2/3 из общего числа записанных игр являются подвижными или близкими к подвижным по своему содержанию.

Именно народные подвижные игры послужили исходным материалом для разработки игровых средств физического воспитания в Эстонии. При сравнении игр, включенных в программы начальных классов, с народными подвижными играми обнаруживается немало общего между ними. Особенно много в программу введено игр с бегом («Салки», «Волк и овцы», «Поезд», «День и ночь» и др.). Народные игры встречаются также среди игр с прыжками, с мячом.

Во внеклассных и внешкольных занятиях используются игры более спортивного характера («Народный мяч», «Лапта» и др.). По этим играм проводятся межклассные и межшкольные соревнования.

Наиболее простые народные игры используются в дошкольных детских учреждениях (в детских садах и яслях), а также в школах на переменах между уроками, на экскурсиях в сельские местности и т. д. (с целью отдыха и развлечения). Само собой разумеется, что усвоенные в школе игры переносятся детьми во дворы, на игровые площадки у домов. Чем меньше возраст детей, тем чаще встречаются в их игровом репертуаре сюжеты народных игр. С увеличением возраста детей их игровые интересы все больше переключаются на спорт.

В детских коллективах распространены народные игры, развивающие преимущественно быстроту и ловкость; у взрослых же на первом месте игры и физические упражнения, развивающие силу (перетягивание каната и палки, борьба, поднимание гирь и т. д.).

Собирание фольклора, включая народные игры, началось в Эстонии во второй половине XIX в., причем благодаря энергии организатора этого дела Якоба Хурта (1839-1907 гг.) к данной работе примкнули 1400 местных добровольных собирателей. В материалах, собранных Я. Хуртом и видным исследователем эстонского фольклора проф. М. И. Эйзеном (1857-1934 гг.), опиравшимся на 1500 местных добровольных собирателей, широко представлены народные игры. Значительные результаты дало соревнование по собиранию народных игр, проведенное в 1934-1935 гг. в период существования Эстонского фольклорного архива. Составителем вопросника для собирателей был Р. Я. Вийдалепп. Соревнование предназначалось для местных взрослых собирателей и школьников. Архив получил около 15000 описаний игр. К 1937 г. в фонде архива насчитывалось 17706 описаний народных игр.

В Советской Эстонии продолжается изучение народных игр, начатое прогрессивными деятелями прошлого. В помощь собирателям издается специальный бюллетень «Собиратель народных преданий» и распространяются вопросники. В последние годы проводилась в школах работа по записи игр, которой на местах руководили учителя. В республиканских газетах печаталась программа по изучению игр. Организатором изучения игр стал фольклорный отдел Литературного музея им. Ф. Р. Крейцвальда Академии наук Эстонской ССР. В настоящее время картотеки музея содержат более 21500 тематически систематизированных описаний народных игр.

«Море волнуется»- русская народная игра

В эту игру можно играть в помещении. По считалке ребята выбирают водящего, затем составляют стулья (их должно быть меньше, чем ребят) и по возгласу водящего «Море волнуется» — бегают, прыгают, изображая волны. По сигналу водящего «Море утихло», бросаются занимать места. Тем, кому не досталось места, водящий назначает фанты — просит их сплясать, спеть, прочесть стихотворение.

Море волнуется передо мной,
Бьётся о берег волна за волной.
Эта волна, не очень сильна,
Эта волна — сильнее слона!

«Белая палочка» — таджикская игра

По считалке дети выбирают водящего и делятся на 2 команды.
Незаметно для ребят водящий прячет » белую палочку» (можно обернуть бумагой карандаш).
По знаку водящего все бегут искать палочку, нашедший палочку кричит: «Есть!» и старается отнести её в заранее условленное место, например, в вычерченный на земле кружок. Ему помогают игроки его команды, а ребята из другой команды стараются палочку отнять. Палочку нельзя перебрасывать, её можно только передавать.

Палочка — выручалочка, наша игра впереди!
Палочка — выручалочка, кто прозевает — води!
Палочка — выручалочка, слышится гомон и смех,
Палочка — выручалочка, выручи всех -всех -всех!

«Собери яблоки»- туркменская игра

На табуретку кладут одно яблоко.Ребята по очереди берут мяч и подбрасывают его вверх. Пока мяч коснётся земли, надо собрать «урожай»- взять с табурета яблоко. Те, кому удастся, продолжают игру-кладут на табурет два, три, четыре яблока и т. д. Побеждает тот, кто смог собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе. Вместо яблок можно взять камушки, косточки слив и другие предметы.

Угадай, Фатимушка, что в мешке у бабушки:
Луковицы? Пуговицы?Рис? Или мука?
Если догадаешься, бабушка даст яблочко-
Красное, щекастое из полного мешка!

«Канатоходец» — узбекская игра

На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты — «слетят с каната»

Висит канат натянутый,
Пройди, Фархад, сначала ты.
Потом Шараф, потом Рашид,
Потом Илья, потом и я!

«Дед Мороз» — белорусская игра »

Вед: Белый пух, снежный пух-все, все, все в пуху вокруг!,
Пух на шапках, пух на шубках, пух на бровках, пух на губках.
Как щекотно, ух! Кто щекочет?
Дети: Пух!

По считалке выбирается Дед Мороз и дети разбегаются по площадке. Дед Мороз бежит за ними и старается дотронуться до одного из ребят рукой-«заморозить» его. » Замороженный должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда будут «заморожены» все ребята (или 3-4 по уговору). Затем выбрать нового Деда Мороза и начинать игру сначала.

«Сторож»- грузинская игра

Зайчик в ямке спит-спит-спит, верно, Зайчик занемог,
И не может Зайчик-прыг, Зайчик-прыг, Зайчик-скок!
Вот охотник-топ-топ-топ, с ним собака-гав-гав-гав!
Мигом Зайчик наутёк, Зайчик-прыг, Зайчик-скок!

Выбранный по считалке «сторож» подходит к одному из играющих. Тот сразу же присаживается на корточки, а «сторож» кладёт руку ему на голову-охраняет. Другой рукой он старается задеть ребят, которые пытаются дотронуться до сидящего. Те, кого «запятнает» сторож, выходят из игры, а тот, кто «запятнает» сидящего, становится новым «сторожем».

«Разорви цепь» — казахская игра

Берегись, сторонись, я Чингиз-тракторист!
Я пашу, бороню, звонкий обруч гоню!

Дети становятся друг против друга в две шеренги на расстоянии 10-15 шагов. Они берутся за руки- образуют цепь. По очереди из каждой шеренги бежит игрок, стараясь разорвать цепь «противника». Тот, кому удаётся, уводит к себе в команду двух ребят из разорванной цепи, а неудачник остаётся у «противника».

«Скачка» — киргизская игра

На коне-скакуне я лечу, если зайца схвачу-отпущу.
За лисицей поскачу-кнутовищем исхлещу,
А на волка налечу-растопчу!

По считалке выбрать водящего, который становится в центр круга.
Хлопая в ладоши, дети скачут галопом по кругу, изображая всадников.
Скачку выигрывает тот, кто на лету подхватит платок, брошенный водящим в центр круга.

«Лиса и журавушки» — русская игра

Нарисовать мелом или палочкой на земле «луг», «дом», «лисью нору».
Ведущий с помощью считалки выбирает «лису». » Лиса» прячется в»нору».»Журавушки»собираются в домике. Ведущий начинает читать стихотворение, а «Журавушки» вылетают из «домика» и неспеша расхаживают по «лугу», высоко поднимая то одну, то другую ногу.
Скажет ведущий слова:»Лети, лети, лети!»- и полетят журавушки домой, широко раскинув руки-крылья. А «лиса» выскочит из «норы» и вдогонку за ними! Поймает одного-меняется с ним местами. Не поймает- пусть снова водит.

По травушке-муравушке журавушка идёт
И песенку о травушке-муравушке поёт:
«Ах, травушка-муравушка, густа и хороша!»
Идёт домой журавушка, шагает неспеша.
Журавушка, журавушка, лисица на пути!
Лети домой, журавушка, лети, лети, лети!

«Перепрыгни через ров» — азербайджанская игра

Вед: Если хочешь ловким быть,
Если хочешь сильным быть,
Если хочешь быть здоров,
Прыгай с нами через ров!
На площадке мелом нарисованы две параллельные линии на расстоянии полуметра одна от другой — это «ров». Дети по считалке делятся на две команды, которые выстраиваются по обе стороны «рва» на расстоянии пяти шагов от него. По очереди с закрытыми глазами ребята подходят ко рву и прыгают. Игроки каждой команды помогают своим товарищам возгласами: «Прыгай!», «Не прыгай!». Выигрывает та команда, в которой больше ребят сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.

«Земля, вода, огонь, воздух» — армянская игра

Вед: По дороге в Ереван плещет озеро Севан,
Рыба к берегу плыла, мы спросили:»Как дела?»
Рыба в рот воды набрала, ничего нам не сказала,
Повернулась и ушла…
Мимо озера Севан мы ведём свой караван
В славный город Ереван на реке Раздан.
Ребята становятся в круг, в середине-ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом одно из четырёх слов: «Земля»,»Вода»,»Огонь»,»Воздух». Если водящий сказал-«Земля», то тот, кто поймал мяч, должен назвать какое-либо домашнее или дикое животное, на слово»Вода»- дети отвечают названием какой- либо рыбы, на слово»Воздух»- названием птицы. При слове «Огонь»- все должны несколько раз быстро повернуться вокруг себя, взмахивая руками.

«Серый кот»- украинская игра

По считалке ребята выбирают «кота», остальные-«мыши». «Мыши» встают за » котом» в колонну.
Колонна движется по площадке. Между «котом» и «мышами» происходит разговор:
Кот: Есть мыши в стогу?
Мыши: Есть!!
Кот: Боятся кота?
Мыши: Нет!
Кот: А я, Котофей, разгоню всех мышей!
«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их, кого поймает, тот становится»котом».

Бродит кот по траве, носит сон в рукаве.
Как увидишь этот сон, выходи, Мышонок, вон!

«Птицы» — эстонская игра

Дети по считалке выбирают «Хозяйку» и»Ястреба», а остальные-«птицы».
Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице: «Ты-кукушка»,»Ты-ласточка» и так далее.
Прилетает ястреб.
Хозяйка: Зачем пришёл?
Ястреб: За птицей!
Хозяйка: За какой?
Ястреб называет, например,»Кукушку». «Кукушка » выбегает, «ястреб» её ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц.

«Ласточка, ласточка, что там случилось?»
«Девочка Марта в лесу заблудилась!
Спешат ей на выручку добрые птицы-
Чечётки, стрижи, снегири и синицы».

«У медведя во бору» — русская игра

Дети по считалке выбирают «медведя». Медведь уходит в свой «лесной дом»(в заранее условленное место), а дети дразнят его, напевая песенку. Медведь начинает ловить детей. Кого поймает, тот и станет медведем.

У медведя во бору грузди, рыжики беру,
А медведь молчит, не рычит и не урчит!
У медведя во бору я и мёду наберу…
-Ррру!… А я удеру!

«Кто лишний?» — башкирская игра

Хлопая в ладоши, напевая песенку и приплясывая, дети водят хоровод.
Внутри хоровода нарисован треугольник со сторонами в 3-5 шагов, а у каждой вершины-кружки.
Трое ребят становятся в кружки, а четвёртый»лишний» в центре треугольника. Из кружков ребята перебегают в хоровод. Те, перед кем они встают, должны быстро занять опустевший кружок, пока его не захватил «лишний». Кто опоздает, тот «лишний».

Что под нами под ногами, под железными столбами?
Это нефть под Ишимбаем, это мы по ней шагаем!
Ямиля, Камиля, Бибинур и Фазиля,
И Байрам, и Буранбай, прилетайте в Ишимбай!

«Мяч» — карельская игра

Дети делятся на 2 команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке «крепость» — квадрат со сторонами в 5 шагов. Игроки другой команды находятся в «поле». Они подходят к крепости не ближе 5 шагов. У одного из нападающих в руках мячик. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в нападающих, а те в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся, выбывает из игры.

Шёл домой от Вани Саня и не встретил никого,
Шёл домой от Сани Ваня, встретил Ваня Никого.
И спросил у Никого:» Ты кто?»- «Никто!»
«Ты где?» -«Нигде!»
«Ты откуда?» -«Ниоткуда!»
«Ты куда?»- «Никуда!»
» Ты мне враг?» — » Никогда!»

«Невод» — игра народа коми

Дети выбирают «Рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 15-20 шагов от хоровода устанавливается 4 украшенных лентами шеста. Рыба, прорвавшись сквозь невод (под руками ребят), бежит к одному из шестов. Если её не догонят, она остаётся рыбой, если догонят, возвращается в хоровод, а рыбой становится тот, кто её догнал.

Снег с утра синее неба
Всё вокруг синё от снега.
Шишка, вешка, три олешка,
Щёки тру…, из носа пар.
Еду, еду и доеду на оленях в Сыктывкар!

«Где платок?» — марийская игра

Ребята становятся в круг и передают за спиной друг друга платок. Водящий, выбранный по считалке, ходит в середине круга и старается угадать, у кого находится платок. Тот, у кого он обнаружил платок, становится водящим.

Кукушки в лесу распевают частушки:
«Ку-ку, мы кукуем, ку-ку, мы кукушки!
Носатые галки выводят считалки:
«Я- галка! Ты- галка! Мы-галки! Вы-галки!»
И только чернушки, и только белянки
В лесу на полянке играют в молчанку!

«Верблюд и верблюжонок» — бурятская игра

Эй, ребята, встаньте в круг!
Аты-баты, бурундук!
Кто не пляшет-выйди вон,
Целый кон считай ворон!

Ребята выбирают «верблюда» и «верблюжонка», а затем становятся в круг и берутся за руки. Верблюд старается поймать верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Ребята помогают верблюжонку: если он в кругу, они не пропускают туда верблюда, если же верблюду удаётся прорвать цепь, верблюжонка моментально выпускают из круга.

«Ищи — найдёшь» — дагестанская игра

Дети выбирают водящего, завязывают ему глаза. Затем они прячут какую-нибудь вещь, например шапку, и начинают петь и плясать. Водящий ищет шапку. Когда он приближается к ней, ребята поют громче и хлопают в ладоши, а когда удаляется — поют тише.

Есть в ауле детский сад,
В этот сад ходил Мурад.
Был он ниже всех ребят,
Ай, ай, ай, всех ребят!
Рос на горке виноград,
Рос чеснок и рос Мурад.
Стал он выше всех ребят,
Эй, эй, эй, всех ребят!
И теперь ему мала,
Говорят Махачкала!

» Гуси» — кабардино — балкарская игра

Дети выбирают » лису» и «пастуха». Остальные-«гуси». Лиса гонится за гусями и ловит их, а пастух старается помешать лисе. Если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасён. Играют до тех пор, пока лиса не переловит всех гусей.

Я гусей в лесу пасу, от лисы гусей спасу!
-Гуси, гуси! -Га-га-га! -Это правда? -Да-да-да!
-Кто вас слышит? — Кабарда!

«Заяц» — калмыцкая игра

Ребята располагаются вокруг выбранного по считалке водящего. Водящий напевает, приплясывает, показывает жестами, как заяц прыгает, садится на задние лапки, умывается и так далее. Ребята подражают ему. Кто подражает лучше всех, становится водящим.

Зайчик, зайчик, это ты ускакал из Элисты?
Доскакал до Башанты, съел капусту и в кусты?
Ты или не ты?

«Мяч в ямке» — мордовская игра

Каждый играющий выкапывает ямку. Их нужно расположить в одну линию на расстоянии 1-2 шагов. Выбранный по считалке водящий отходит от ямок на 3-4 шага и катит мяч, стараясь попасть в одну из ямок. Участник игры, в ямку которого попадёт мяч, должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. Если он попадёт, водящим становится тот, в кого попади, а если промахнётся, сам идёт водить.

На дороге, где запруда. я увидел чудо-юдо.
«Чудо-юдо, ты откуда? Из-под снега или с неба?»
Обернулось чудо-юдо, улыбнулось чудо-юдо,
И сказало чудо-юдо:»Энзы-брэнзы, я из Пензы!»

«Журавль» — осетинская игра

Дети выбирают водящего и «волка». Остальные -«журавли», становятся в колонну по одному. Каждый кладёт руки на пояс впереди стоящему. Водящий становится впереди колонны и старается всё время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка.

Как курлычут журавли?
-Гли, гли, гли!
-Что на них наводит страх?
-Волк в горах!
-Кто прогонит волка вон?
-Я! Ты! Он!

«Колышки» — татарская игра

Дети выбирают водящего. Нарисовав на площадке круг диаметром в 15 шагов, они делятся на пары и встают по кругу. Один игрок становится внутрь круга лицом к центру, а другой за ним вне круга. Водящий из центра круга должен подойти к кому-нибудь из стоящих вне круга ребят и сказать:» Элчи-бэлчи, продай колышек!» После этого водящий бежит в одну сторону, а игрок, к которому он обратился, в другую. Напарник этого игрока делает шаг назад за круг, а тот, кто раньше прибежит, становится впереди него, внутри круга. Опоздавший-водит.

Элчи-бэлчи, нам сказали, что на автовокзале,
За заборчиком в полоску, у газетного киоска,
Там, где вывеска «Аптека», а за ней «Библиотека»,
А за старым новый дом, парк культуры, автодром…
Так о чём мы говорили? Элчи-бэлчи, мы забыли!

«Найди бусы» — тувинская игра

Дети выбирают ведущего и угадчика. Остальные ребята становятся в ряд, сжимают ладони «лодочкой» и вытягивают их вперёд. Ведущий принимает такую же позу, пряча в руках бусы или какой-нибудь другой предмет — камешек, верёвочку, пуговицу. Он обходит ребят, делая вид, что каждому из них вкладывает в руки этот предмет. А угадчик пытается угадать: кому же он передал его? Если угадчик отгадает, он придумывает фант для ведущего, например, добежать до определённого места, сплясать или что-нибудь другое. Если же он ошибается, ведущий придумывает фант для угадчика. Потом выбирают новых ведущего и угадчика.

А Б В Г Д Е Ж -едет жаба на еже,
З И К Л М Н О, зайка, глянь ко мне в окно!
П Р С Т У Ф Х, перья есть у петуха,
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я, а у щуки чешуя!

«Горелки» — удмуртская игра

Дети становятся в колонну по два, а впереди — лицом к ним -водящий. В руке у водящего платок. Вот он поднял его и сразу же ребята, стоящие в последней паре, устремляются к нему. Тот, кто подбежит первым, берёт платок. Теперь уже он водящий, а прежний водящий становится в пару с его товарищем впереди остальных детей. Затем по сигналу бежит следующая пара.

Дождик, уходи, солнышко, води,
Чтобы коромысло над землёй повисло:
Одним концом над рекой Чепцом,
А другим концом над моим крыльцом!

«Змейка» — игра народов Чечено — Ингушетии

Ребята берутся за руки и, напевая песню, змейкой движутся в такт напеву. Идущий впереди старается неожиданно свернуть и проскочить под руками какой-нибудь пары — «затянуть узел». Попавший в узел, должен присесть и развернуться так, чтобы продолжать путь, не разнимая рук. Ребята, которые разнимут руки, выбывают из хоровода.

Жил на свете Жилдабыл, с Былдажилом он дружил.
Жилдабыл без Былдажила дня бы верно не прожил.
Но уехал Жилдабыл и не пишет Жилдабыл.
Неужели Жилдабыл Былдажила позабыл?

«Солнце и месяц — чувашская игра

Ребята выбирают двух вожаков. Те втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем». «Ты чей?»-спрашивают вожаки у играющих. Отвечать надо тихо, чтобы никто, кроме вожаков не услышал. Так составляются 2 команды. После этого на земле проводится черта. Вожаки становятся друг против друга и берутся за руки. За ними в затылок, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются ребята из их команд. Они помогают своим вожакам, которые стараются перетянуть друг друга за черту.

Город новый, город старый-славный город Чебоксары!
В Чебоксарах на бульварах тараторят воробьи:
Чики-вики, чики-брики, чив,чив,чив-чиви!

«Ястреб и утка» — якутская игра

На площадке рисуют два круга- два «озера». Между ними расстояние в 5-10 шагов. По считалке выбирают «ястреба», остальные-«дикие утки»- чирки, нырки и шилохвостки. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостки- в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвосткам, шилохвостки к ныркам, а те в свою очередь, перелетают к чиркам. В это время ястреб, который находится «на суше»(между двумя озёрами) ловит уток. Пойманные утки выбывают из игры. В озере уток ловить нельзя.

Утицы- птицы плывут по пруду:
Головка в водице, а хвост на виду.
Ты, Нырок, ныряй, не тони,
Тут нырни, а там вынырни!
Ты, Чирок, крылом черкани!
А ты, Шилохвостка, всех обгони!

"При рассмотрении цыганских традиций этнологи описывали прежде всего свадебную обрядность, обычаи, связанные с родами и похороны. Широко обсуждались проблемы, связанные с ритуальной нечистотой (пэкэлимос или магримос). Определённое внимание уделялось в научных публикациях трудовому воспитанию детей. В то же время вопрос о цыганских играх в российской этнографии никогда не ставился. <...>

Во-первых, в игровой форме цыганские дети из кочевых семей готовились к взрослой жизни, развивая силу, ловкость или профессиональные навыки.
Во-вторых, именно от образа жизни конкретной цыганской этногруппы зависели формы детского, подросткового и молодёжного досуга.
В-третьих, сами игры были заимствованными у местного населения. <...>

Цыганята водят хоровод. Германия, 1924.

Главным этнокультурным контактом кочевых цыган было общение с крестьянами, у которых на зиму снималось жильё. В Российской империи, а позже и в СССР таборы всех этногрупп проводили зимние месяцы в деревнях, что привело в итоге к огромным заимствованиям в материальной культуре, фольклоре, языке и обычаях. Влияние крестьянской культуры на кочевые таборы было массовым и постоянно действующим фактором <...>

Принято считать, что кочевые цыгане были поголовно неграмотны. Между тем, работа в национальной среде позволяет опровергнуть это утверждение. В ряде этнических групп было принято отдавать детей в школы в период зимовки. В результате даже в довоенный период в таборах сэрвов, русских цыган и кишинёвцев насчитывалось немало грамотных людей. Интересно, что кочевые родители отправляли учиться не только мальчиков, но и девочек. Полагаю, не надо доказывать, что многомесячное пребывание в школе приводило к тому, что цыганские дети немало перенимали от своих славянских сверстников. Относится это и к играм.
Впрочем, и в тех этногруппах, которые игнорировали образование (влахи, кэлдэрары, плащуны) заимствования в игровой области были не меньше. <...>

Весьма показательный пример заимствований из русской среды я обнаружил у влашских цыган. Подростки выстраивались друг напротив друга и вели широко известный этнографам диалог:
- Бояре, мы к вам пришли, молодые мы к вам пришли,
- Бояре, а зачем пришли? Молодые, зачем вы пришли?
- Бояре, нам невеста нужна, и т.д.
Разумеется, эти вопросы и ответы дублировались по-цыгански:
- Тэрнэ, мэ тумэндэ авиле.
- А пал со тумэ амэндэ авиле?
- Амэнди тэрни трэбуй.
- А сави тумэнди трэбуй?
Потом завязывали мальчику глаза платком, и он шёл вперёд, пока не дотрагивался до юной цыганки ладонью. Тогда глаза завязывали уже ей, и она касалась кого-то в шеренге парней.
Кроме того, зимой в хате влашские дети играли в жмурки. Кому-то одному завязывали глаза, и он ловил остальных, ориентируясь на возгласы. Летом отдавали предпочтение игре в прятки. Девочки-власицы освоили скакалку, и даже игру городских школьниц - "классики". Напомню, что в этой статье речь идёт не об оседлых, а именно о кочевых цыганах. Мои информанты провели своё детство в палатках. Тем не менее, приятельские отношения с русскими сверстниками сказались на формах развлечений.
Конечно же, были игры, которые имели более "цыганский" оттенок. Но и они, по сути, были одинаковы как в крестьянской, так и в таборной среде. Я имею в виду игру "в конячки". Дети делали из прутьев и палок дугу, запрягали "тройку" и начиналась резвая беготня.5 Поскольку обыденное сознание неразрывно связывает цыган с лошадьми, именно этот сюжет прежде всего привлекал внимание со стороны. Не случайно единственная известная мне картина с играющей таборной детворой называется "Цыганская тройка". Данное живописное полотно написал Людвиг Кнаус в 1888 году. Коней здесь изображают мальчишки, а в роли возницы выступает их старшая сестра, которая размахивает поднятым прутиком. <...>

Людвиг Кнаус. Цыганская тройка. Х., м. 1888 г.

Нет сомнений, что игры, в которых имитировались кони, занимали у всех этногрупп почётное место. Особенно это относится к северной ветви цыганского народа (которая жила за счёт конной торговли). Русские, латышские, польские и финские цыгане имели настоящий культ лошади. Верный конь воспевался в песенном фольклоре, упоминался в сотнях пословиц и поговорок. Мальчики росли в этой атмосфере, поэтому, едва научившись бегать, уже скакали верхом на палочке. Подрастая, они играли в ролевые игры, копируя слова, услышанные на ярмарках. Купание и выпас коней становились источником самых ярких эмоций. Разумеется, родители поощряли интерес сыновей к будущему ремеслу. Менее ожидаемо (и потому особо интересно) то, что отцы в какой-то мере шли против цыганских традиций, желая доставить удовольствие дочерям. Как известно, взрослой цыганке запрещалось ездить верхом (в связи с понятием ритуального "осквернения"). Обычай предписывал цыганке ходить пешком даже на очень далёкие расстояния. И всё же я не раз слышал, что отцы баловали любимых своих дочерей - они усаживали девочку лет четырёх-пяти на лошадиную спину и катали вокруг палатки, держа уздечку в руке. <...>

Итак, при типовом развитии ситуации, цыганские семьи поощряли игры "в лошадок" у мальчиков; девочек же ориентировали на семейные ценности. С этой целью им дарили куклы. Некоторые матери шили их сами, но проще было достать такой подарок в деревне. "У девочек были старые тряпичные куклы, набитые соломой.- вспоминает Анна Орловская.- Матери во время гадания выпрашивали их в крестьянских домах". Интересным показался мне рассказ о времяпровождении девочек в таборах плащунов. Оказывается, возле настоящей цыганской палатки устанавливалась её уменьшенная копия. В шатёрике раскладывались перины с подушками. Матери шили дочкам тряпичные куклы, и в игрушечном таборе устраивались настоящие спектакли. Самодельная кукла "ходила в гости", готовила, укладывалась спать. На ночь девочка устанавливала перед шатром своей любимицы свечку, чтобы ей было не страшно ночью возле "костра".
Важным отличием цыганской игровой культуры был её пацифистский характер. Если у русских детей в дореволюционное время были популярны "казаки-разбойники", а позже на смену пришла игра "в войнушку", то от бывших таборных цыган я ничего подобного не слышал. Вероятно, исключения были. Но отказ от игр военного характера вполне сообразуется с традиционными цыганскими моральными установками.
Из сказанного отнюдь не следует, что мальчиков воспитывали, упуская из виду "мужские качества". Цыган должен был вступать в жизнь готовым постоять за себя. Соответственно, взрослые поощряли состязания, требующие силы, ловкости и стойкости. У русских цыган существовала борьба "пал э кустык". Участвовали в ней подростки в возрасте до 18 лет. Они хватали друг друга за пояса. Победа присуждалась тому, кто сумеет повалить соперника на землю. Допускались подсечки, подножки, броски через грудь или бедро. За состязаниями с интересом наблюдали девочки и даже старики. Точно такая же борьба существовала в таборах кишинёвцев и сэрвов. <...>

В котлярских таборах подростки имели другую форму состязаний. Физическая сила очень ценилась в семьях лудильщиков, поэтому мальчишки тренировались, поднимая гири или кусок рельсы. Победителем считался тот, кто поднимет тяжести большее число раз.16 Отмечу, что котляры с удовольствием фотографировались с гирями, гантелями или рельсами. Мне доводилось видеть такие снимки в Волгограде, Твери и посёлке Пери Ленинградской области.
Мне кажется, именно здесь будет уместно перейти к теме различий в играх, вызванных ментальностью. Особенностью котляров (кэлдэраров) было строгое разделение детей по признаку пола. Мальчики и девочки играли вместе только до тех пор, пока они были малышами. Лет до пяти-шести дети были голыми, что со стороны выглядело очень "по-цыгански". Особенно экзотичными выглядели зимние забавы. В предвоенном Ленинграде (на Охте) полуголые ребята катались на коньке, привязанном к босой ноге.17 А в Куйбышеве (в конце 1950-х) котлярский табор поселился в бараке, завесив дверной проём матрасом. Время от времени на мороз выскакивали совершенно голые детишки лет четырёх и бежали к ледяной горке. Накатавшись, они бежали назад в барак греться у костра.18 Понятно, что такие развлечения возможны были только благодаря крепкой закалке.
Кэлдэрары сформировались как этническая группа на румынских землях; некоторые из них перед тем, как прикочевать в Россию жили в Венгрии. Отношения полов у румынов и венгров традиционно были более свободными, чем у русских. Конечно же, цыгане не могли избежать влияния окружающих народов и вынуждены были вводить в противовес строгий контроль. Первым сдерживающим средством кэлдэрарские родители считали разделение подрастающих мальчиков и девочек. Не менее важными были и ранние браки. Отцы старались выдать дочерей замуж ещё до того, как наступит половое созревание. Реальная супружеская жизнь начиналась при этом иногда только через два-три года после свадьбы - однако благодаря этому у отца была гарантия, что ему не придётся стыдиться за недостойное добрачное поведение дочери. Строгий контроль за замужней женщиной осуществляла уже новая семья. По сию пору котлярки выходят за пределы своего посёлка группами, следя друг за другом. (Русских цыганок или кишинёвок мужья отпускают в одиночку даже в другой город, поскольку супружеские отношения в этих этногруппах строятся на доверии). Есть мнение, что строгий контроль за подрастающей котляркой имел и материальную основу. За дочь отец брал выкуп золотыми монетами. Соответственно, если бы девушка убежала с понравившимся парнем, семья теряла бы крупную сумму. Конечно же, данный фактор играл свою роль. Напомню, однако, что у крымских цыган за невесту также выплачивается крупный калым - но девушки этой этногруппы пользуются гораздо большей свободой.
Итак, котлярские мальчики и девочки составляли две раздельные группы. Несмотря на обособленность от окружающего мира, игры мальчиков были похожи на игры славянских детей (салочки, ножички, лапта). Практически весь двадцатый век у котляров была особая модель кочевья. На дальние расстояния они перемещались поездами, далее просили у властей барак для жилья и выполняли для всей округи лудильные работы. Приглядываясь к спортивным играм городских ребят, котлярские мальчики увлеклись футболом. При многочисленности детей не составляло никакого труда набрать несколько команд и устроить соревнования по всем правилам. Задолго до указа 1956 года футбол стал культивироваться в кэлдэрарских таборах.19 Эта традиция поддерживается и сейчас - например, в посёлке Косая гора в Тульской области.
Была у котляров в ходу также игра под названием "курица", когда дети подбрасывали и ловили камешки, а также кидали их сквозь маленькие воротца.20
Танцы же устраивались под присмотром взрослых. Вечерами в таборе цыгане собирались вместе, и детей вызывали показать, кто на что способен. При этом взрослые присматривались к будущим женихам и невестам.21
У цыган северной ветви был иной подход. Те этногруппы, которые сформировались в славянской среде, впитали нравственные установки и обрядность русских, белоруссов, поляков. Умение девушек "блюсти себя" до свадьбы было правилом у коренного населения. Как известно, русские родители спокойно отпускали молодёжь "в хоровод". Под хороводом здесь понимается "весеннее-летнее времяпровождение деревенской молодёжи в разных его видах", включавшее в себя песни, пляски и ролевые игры. <...>

В общем и целом родители в этногруппах русска рома и польска рома доверяли подрастающему поколению. Поэтому браки были более поздними, нежели у котляров. Вечерами родители отпускали девушек в молодёжную компанию. Считалось достаточным, если за ней наблюдал родной или двоюродный брат. По котлярским меркам на подобных посиделках было слишком много вольностей. Но раскованность не переходила в распущенность; ночные потехи имели строгие рамки. Доверие родителей дочери не оправдывали крайне редко. Ещё Т.Киселёва в своей диссертации 1952 года подметила эту особенность психологии русских цыган, цитируя характерную фразу: "Пусть погуляют. Дело молодое…" Такую снисходительность отец с матерью могли себе позволить именно потому, что не ждали на будущей свадьбе позора.
Польская цыганка Анна Орловская (из табора, кочевавшего в Белоруссии) была участницей посиделок накануне указа 1956 года. Ниже я приведу запись её воспоминаний:
"Когда ребятам и девчонкам уже лет по 15-16, они вечерами собирались у костра. Иногда их много. Человек пятьдесят. Они пели, плясали, играли в фанты. Вначале соберут со всех залог. Что-то, чем дорожишь - например, колечко или бусы.
Вот девушке скажут отвернуться, а сами передают эту вещь из рук в руки. Потом ей надо угадать по глазам, у кого залог.
- У тебя!
- Не попала!
Теперь, чтобы вернуть своё колечко, надо сделать, что скажут. Например, загадают ей спеть или станцевать. Бывало и так. Все знают, что за девушкой парень ухлёстывает. Тогда им велят целоваться. Здесь же сидит её брат двоюродный, или ещё кто. Но он не вмешивается, потому что знает - их вот-вот поженят.
Конечно, девушка отказывается целоваться при всех. Тут этой паре говорят: "Ладно, принесите дрова". Они уходят и в темноте целуются. Ну а если девчонка ещё никого не любит, ей дают другое задание - например, испечь для всех картошку.
Случалось и нехорошо. Мою двоюродную сестру Маню, красавицу, парень сватал, но родители её не отдавали. И вот вечером у костра в фанты играли, и послали их за водой.
Они не вернулись.
Наутро в таборе крик: "Нашлэ!" (сбежали)
Появились они только через три дня. Пришлось играть свадьбу."
Примерно ту же картину описывали мне и другие пожилые женщины. Так, при полевой работе под Петербургом я расспрашивал русских цыганок из родов сетки и малявчонки. По их словам, после песен и веселья начинались игры. Карты считались делом взрослым, а вот в "фанты" и "ремешки" все играли охотно. Тот, кого выбрали водящим, собирал в шапку залог. Это могли быть серёжки, кольца, дорогие платки - словом вещи, с которыми жалко расстаться. Потом, держа предмет за спиной, водящий говорил: "Что этому фанту сделать?". Назначалось какое-нибудь смешное или затруднительное задание, которое волей-неволей приходилось исполнять к общему удовольствию всей компании. При игре "в ремешки" штрафные санкции были серьёзнее. Водящий бил по ладони ремнём 15 раз. И здесь требовалось проявлять стойкость.
В Смоленской области я записал от цыганки Марии Тимченковой подробности упомянутой выше игры "в ремешки". Ребята и девушки 17-18-летнего возраста, рассаживались парами. Водящий подходил к первой паре и спрашивал:
- Ну со, чяво,бикнэса пэскирья ромня? (Ну что, парень, продаёшь свою жену?)
- На, мэ на бикнава, миры ромны гожо - джяла дэ гав, янэла балэвас, мас, парнорэ, ловэ. Хуланы мандэ ромны, хуланы! (Нет, не продаю. У меня жена хорошая - ходит в деревню, приносит мясо, яйца, деньги. Хозяюшка моя жена, хозяюшка!)
- Ну, чяво, рикир-пэ! Бишто панч сымири! Дэ васт. (Ну, парень, держись! Двадцать пять ремешков. Давай руку.)
С этими словами водящий бьёт по руке 25 ударов. Парень терпит, виду не подаёт. Водящий переходит к следующей паре.
- Ну со, чяво, ту бикнэса пэскирья ромня? (Ну что, парень, ты продаёшь свою жену?)
Тот не хочет ради этой девушки страдать и отвечает:
- Ай, морэ, миры ромны на дасави, сыр раньше ёй исыс добисарка. Бикнава мэ ла. (Нет, дружище, моя жена не такая, как раньше была добытчица. Продаю её.)
Девочка от него уходит, он берёт себе другую "жену". А водящий идёт дальше от пары к паре и проверяет стойкость "мужей". Потом начинается второй круг.
- Ну со, чяво, бикнэса пэскирья ромня? (Ну что, парень, продаёшь свою жену?)
- Миры ромны хуланы. Каравэла лачё хабэ, драбакирла куч - на бикнава. (Моя жена - хозяйка. Готовит хорошо еду, гадает удачно - не продаю).
- Дэ васт. (Давай руку)
Парень снова подставляет ладонь. Дают ему 30 ударов, но уже полегче.
Далее игра продолжается до тех пор, пока не составятся прочные пары. Суть игры "в ремешки" состояла в том, чтобы ребята имели возможность проявить свои мужские качества перед девушками. Терпя удары, парень показывал своей избраннице, что готов ради неё пострадать, а она делала из этого выводы.
Была ещё одна игра с использованием ремешка, причём более вольного характера. Парня с девушкой усаживали на бревно рядом. Водящий хлестал по бревну, и при звуке удара надо было повернуть голову направо или налево. Если парень с девчонкой поворачивали головы в одну сторону, им надо было поцеловаться. Если в разные, они вставали и расходились.
Как известно, игра "в ремешок" изначально практиковалась в русской деревне. При этом также существовало разделение на пары. Свою верность избраннице крестьянский парень подтверждал, подставляя ладонь под удары "с оттяжкой", влюблённые пары уходили в сени целоваться и т.д. Нет сомнений, что цыгане переняли эту своеобразную форму ухаживания во время зимовок в русских избах.
Некоторые сведения удалось собрать о детском досуге в таборах кишинёвцев и плащунов. Разумеется, и у этих этнических групп игры были заимствованными. Так у кишинёвцев распространена была игра "в крёмушки" - ей увлекались и мальчишки, и девчонки (последние даже чаще). Суть этого развлечения была такова. Девочки усаживались на землю и клали перед собой пять камешков. Первая брала камешек и подбрасывала его вверх. Пока он находился в воздухе, следовало подхватить с земли камень и подставить ладонь под тот, что падает. Это игра на ловкость. Дальше операция с подбрасыванием повторялась, но с земли надо было взять уже два камешка. Потом три, потом четыре. Разумеется, если на любом этапе возникала неудача, очередь переходила к другой девочке. Та, что сумела дойти до конца, получала право бить щелчки по лбу сопернице. Количество щелчков зависело опять-таки от ловкости. На следующем этапе игры пять камешков подбрасывали вверх и ловили уже тыльной стороной ладони. Если на руке удержались все пять, то давалось право на пять ударов. Потом камешки можно снова подбросить вверх и поймать в горстку. Это ещё пять щелчков. В принципе самые умелые игроки могли довести счёт до двадцати щелчков.
Поскольку кишинёвцы кочевали по России, широкое распространение у них получили русские детские игры. Мальчишки играли в лапту. Играли "в ножички" по тем же правилам, которым подчинялся в детстве и автор этой статьи. Впрочем, финал был более жёстким. Проигравший должен был зубами выдёргивать из земли колышек, забитый почти до конца. Девочки-кишинёвки скакали "в классики", перебрасывались мячом. Была перенята и ролевая игра "в краски" с такими диалогами:
- Тук-тук!
- Кто тут?
- Я монах в красных штанах.
- Зачем пришёл?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
- Её нет. Беги по голубой дорожке на одной ножке, и т.д.
У плащунов мальчишки прыгали друг через друга, играли в мяч, делая ворота из камней. Встречались те же "крёмушки" и "ножички", но в то же время родители не имели ничего против, когда ребята играли в карты. <...>

При желании в формах детского досуга можно всё же выделить цыганскую специфику. Отличием было в частности поведение во время купания. Как известно, русские мальчишки в возрасте 12-13 лет не стеснялись купаться в трусах или даже совершенно раздетыми. Их сверстники из сэрвицких или русско-цыганских таборов имели более строгие понятия о приличиях. Поскольку мальчики и девочки заходили в воду рядом, они вообще не снимали одежду. В своих воспоминаниях Иван Корсун описывает одно из послевоенных купаний в речке: "Недалеко было песчаное место. Там мы увидели плавающую русскую девушку и спросили: "Какое дно? Чистое ли?" Она плавала хорошо. Сказала: "Не бойтесь". С нами были девочки из табора. Они стали купаться прямо в широких юбках и кофтах, ну а мы в штанах и рубахах. Девушка засмеялась над нами".
У польских цыган дети совмещали развлечение с заработком, танцуя для коренного населения. Подчеркну, что это не было формой подготовки ко взрослым заработкам. Женатые мужчины и замужние женщины из этногруппы польска рома пели и плясали только на таборных стоянках. Уже упоминавшаяся выше Анна Орловская вспоминает о своём детстве следующее:
"Когда мы были маленькие, ходили плясать для русских. Соберёмся вместе - пять или шесть мальчишек и девчонок. Ищем больницу, магазин или базар - где людей много. Начинаем петь, в ладоши подхлопывать и по очереди танцевать. Хорошо плясали! Нам бросают деньги, гостинцы. Как закончим, многие спрашивают: "Когда ещё к нам придёте?"
- Завтра!
Обратно идём. Ноги до крови о щебёнку сбиты. Но довольные! У каждой девочки полный передник конфет, шоколадок. Даже в дома нас звали цыганские танцы посмотреть. Помню, однажды мужик накормил супом, напоил молоком. Потом попросил спеть. Ну, мы для него постарались. А он смотрел-смотрел, растрогался и говорит: "Вас в артисты надо".
Мы перепугались, что нас заберут - и бегом! Больше в ту деревню не ходили." "