Мышление как вид деятельности. Мышление добавить свою цену в базу комментарий

Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.

Что представляет собой мышление

Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.

Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса - мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

Особенности этого процесса

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических

  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления - отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Виды мышления и их характеристика, таблица

Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.

Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.

Наглядно-действенное мышление, описание

В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.

У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.

Возрастной период

Характеристика мышления

Младенчество Во второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом.
Ранний возраст Манипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период - яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир. Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку.
Дошкольный возраст В этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением. Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях.

Наглядно-образное мышление

Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.

Характеристика Комбинации Трансформации
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом. Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления. Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений.

Словесно-логическое мышление

Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.

Возраст Характеристика
Младший школьный возраст

Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:

  • житейские понятия - элементарные представления о предметах и явлениях на основе собственного опыта вне стен школы;
  • научные понятия - высший осознанный и произвольный понятийный уровень.

На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов.

Подростковый возраст В этот период мышление приобретает качественно другой окрас - рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы.
Юношеский возраст Мышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека.

Эмпирическое мышление

Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.

Практическое мышление

Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.

Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса

Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:

  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • эгоцентрическим;
  • продуктивным и репродуктивным.

Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.

Процесс мышления – это психический процесс, помогающий субъектам находить новые знания и отыскивать решения различным задачам. Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как опосредованность, протекание происходит исключительно благодаря опоре на знания, мыслительные процессы отталкиваются от созерцания живого, но к нему не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической деятельностью субъектов. Мыслительным процессом называют обобщенное и опосредованное отображение главных и закономерных взаимосвязей реальности. Мыслительная деятельность социально обусловлена. Поскольку мыслительные операции могут обнаружиться исключительно в обстоятельствах существования человеческих индивидов в социальном окружении. Базисом процессов мышления являются приобретенные знания, то есть историко-социальный опыт людей.

Процесс мышления человека является совершенным отражением реального мира, но также характеризуется и материальностью форм собственного проявления. Внутренняя скрытая речь выступает инструментом мыслительной деятельности людей.

Мышление как психический процесс

Мыслительная деятельность является опосредованным отображением и обобщенным отражением реальности. Это вид интеллектуального процесса, состоящего в постижении сути вещей и сущности событий, закономерных взаимодействий и связей, находящихся между ними. В этом процессе существенное значение принадлежит слову и речи.

Самым большим феноменом является мозговая способность проводить обобщения, беря в качестве основы общие признаки предметов и событий, раскрывая между ними взаимодействия.

Особенности процесса мышления. Первой специфической особенностью мыслительных процессов считается их опосредованность, которая заключается в невозможности прямого познания индивидом. Такова природа людей, что постижения чего-либо происходит косвенно. Например, понимание одних свойств объектов происходит посредством изучения других.

Процессы мышления всегда базируются на информации, выделенной из чувственного опыта индивидов (ощущений, представлений) и полученной из ранее приобретенной теоретической информации, которая трансформируется в знания. Непрямое постижение и является познанием опосредованным. Опосредованность мышления предоставляет человечеству огромные преимущества в приобретении достоверных знаний об объектах, которые невозможно воспринять. Следующей особенностью мыслительного оперирования является обобщенность. Собственно посредством обобщения личность постигает внутреннюю суть событий и взаимодействий, наблюдающихся между ними. Именно обобщенное постижение окружающего мира при помощи мышления предоставляет возможность индивидам использовать человеческие знания всеобщих закономерностей и взаимосвязей объектов и событий окружающей реальности, установленные на фундаменте предшествующей практики развития. Мыслительные процессы позволяют предвидеть направление событий и плоды собственных действий, основанных на этих знаниях.

Процесс мышления человека неразрывно соединен с восприятием и ощущениями. С позиции физиологии, мыслительные процессы являют собой сложную аналитическую деятельность коры мозговых полушарий.

Павлов считал, что особенности процесса мышления индивидов заключается в появлении ассоциаций, вначале элементарных, находящихся в связи с окружающими объектами, а затем и цепи ассоциаций, то есть первая ассоциация является моментом рождения мысли. Изначально ассоциации характеризуются обобщенностью и отражают реально наличествующие связи в их неразделенном и наиболее общем виде, нередко даже и неправильно, по первым попавшимся, несущественным признакам. И только благодаря повторным раздражениям происходит размежевание преходящих связей, они поддаются уточнению, закреплению и становятся физиологическим базисом относительно точной и верной информации о внешнем мире.

Зарождаются такие ассоциации, преимущественно, под влиянием первосигнальных стимулов, провоцирующих возникновение соответствующих им ощущений и представлений о внешней среде, которая окружает. Истинные взаимодействия и этих стимулов обусловливают собой появление соответственных преходящих нервных связей, происходящих в первой сигнальной системе.

Мыслительные оперирование опирается не только лишь на связи первосигнальной системы. Они неизбежно предполагают неразрывное функционирование первосигнальной системы в соединении со второй сигнальной системы. Стимулами в этом случае выступают уже не определенные объекты окружающей среды и их качества, а слова.

Процессами мышления являются такие операции, как анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция. Произведение перечисленных операций затем ведет к выработке понятий.

Анализом называется процесс мысленного разделения целостного на составные части, определение и выделение отдельных частей, свойств и признаков.

Синтезом называется мысленное совмещение в одно целостное составных частей.

Несмотря на видимую противоположность операций анализ и синтез, они все же неразрывно взаимосвязаны между собой. Поскольку на отдельных стадиях мыслительного оперирования на передний план выходит анализ или синтез. Например, для постановки диагноза необходимо произведение анализа с последующим синтезом.

Сравнением называется установление схожести или нахождение различий между объектами мыслительной деятельности. В ходе сопоставления обнаруживаются различные значимые признаки предметов и событий. Обобщением называется мысленное объединение друг с другом объектов и явлений через выделение главного.

Абстракция являет собой абстрагирование от определенных конкретных, чувственных и образных свойств объекта. Она связана с обобщением. В процессе абстракции исключается все несущественное и случайное в предмете или событии.

Конкретизация представляет собой демонстрацию, обнаружение объекта на примере предмета или феномена, который реально существует.

Таким образом, процессами мышления являются определенные мыслительные операции, которые производятся в процессе накопления информации. Весь мыслительный процесс может пострадать при нарушении одной из операций.

Мышление как познавательный процесс

Личность познает мир, который ее окружает, через ощущения и при помощи восприятия. То есть в ходе познания происходит прямое чувственное его отражение. При этом внутренние закономерности, суть объектов не может отобразиться непосредственно в человеческом сознании. Человек, глядя в окно, определяет по наличию луж, шел ли дождь, то есть совершает мыслительное действие или, другими словами, происходит опосредствованное отражение существенных связей между объектами путем сопоставления фактов. Познание базируется на обнаружении связей и взаимоотношений между объектами.

Постигая среду, человеческий индивид обобщает результаты, полученные из чувственного опыта, отображает общие признаки вещей. Для постижения окружающей среды совсем недостаточно найти связь между объектами, необходимо определить, что найденная связь является общим качеством объектов. На этом обобщенном фундаменте и базируется решение индивидом конкретных познавательных задач.

Мыслительная деятельность решает вопросы, которые разрешить через непосредственное, чувственное отражение невозможно. Именно вследствие наличия мышления индивид может правильно находить ориентиры в окружающей среде, при этом применяет ранее полученную обобщенную информацию в новой обстановке. Деятельность людей разумна вследствие знания законов, норм, взаимодействий объективной действительности.

Мышление в качестве отражения наличествующих связей и взаимоотношений между вещами, обнаруживается у субъектов в первые месяцы после рождения, но в зачаточной конфигурации. Мышление в процессе обучения приобретает осознанный характер.

Сущностью человеческого мыслительного процесса является определение общих взаимосвязей, обобщение признаков однородного класса явлений, понимание сути определенного явления в качестве разновидности конкретного класса явлений.

Однако мыслительные операции, выходя за границы восприятия, все же всегда остаются неразрывно соединенными с чувственным отображением реальности. Обобщения вырабатываются, основываясь на восприятии единичных предметов, а их верность проверяется через практический опыт.

Ключевой спецификой процессов мышления является их обобщенное и косвенное отображение реальности, взаимосвязь с практическим опытом, тесная связь с речью, обязательное наличие проблемного вопроса и неимение на него готового ответа.

Кроме этого, мыслительные процессы, равно как и все прочие познавательные процессы индивидов, характеризуются наличием ряда специфических качеств, которые в разной степени выраженности присутствуют у человеческих субъектов, а также в разной степени значимы для решения различных проблемных вопросов. К таким качествам относят: быстроту, гибкость и глубину мышления. Способностью отыскивать в условиях нехватки времени правильные решения является быстрота мышления. Гибкостью мышления называют умение видоизменять намеченную стратегию действий в случае изменения условий либо критериев правильности решения. Глубина мышления представляет собой уровень проникновения в суть изучаемого объекта, способность обнаруживать важные логические цепочки между элементами задачи.

Мыслительная деятельность по мере формирования психики индивида и в процессе личностной социализации поэтапно проходит четыре фазы.

В возрастном периоде от годика до трех лет у деток наблюдается предметно-действенное мышление, другими словами мышление при помощи практических манипуляций.

Следующей ступенью становится наглядно-образное мыслительное функционирование, которое заключается в наглядных образах и представлениях. Данный вид мыслительных операций базируется на практической реальности, но уже способен создавать и сохранять образы, которые не имеют непосредственного аналога в представлениях (например, сказочные персонажи). Ключевым значением обладает наглядно-образное мышление в процессе обучения малышей.

В образном мышлении инструментом для решения задач являются образы, извлекаемые из памяти либо воссоздающиеся при помощи воображения, а не понятия. Отличием от предыдущего вида является широкое применение словесных элементов в формировании и трансформации образов и использование абстрактных понятий.

Процесс творческого мышления как раз и основан больше на образной мыслительной деятельности. Творческим мышлением называют одну из форм мыслительной деятельности индивида, которая характеризуется сотворением субъективно нового объекта и появлением новообразований непосредственно в познавательной деятельности, относящейся к его созданию. Такие новообразования происходят в мотивационной сфере и касаются целей, оценивания, смыслов.

Процесс творческого мышления разнится с иными операциями по применению готовых знаний и навыков, называемых репродуктивным мышлением. Таким образом, главной характеристикой творческой мыслительной деятельности должно быть наличие результата, то есть субъективно нового продукта, созданного индивидом.

Абстрактно-логическое оперирование функционирует в форме абстрактных представлений, символов и цифр. оперирует понятиями, которые получены не опытным путем посредством органов чувств.

Мыслительные процессы являют собой познавательный процесс, который выступает в форме творческого отображения субъектом реальности, порождающей такой итог, которого непосредственно в реальности или у субъекта не существует сейчас.

Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:

Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. В данном случае мышление опирается на восприятие, ощущения и представления, т.е. ранее полученные теоретические и практические знания и навыки;

Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой. Общее может существовать и проявляться только в конкретном отдельном объекте. Данная особенность выражается за счет языка и речи. Словесное обозначение может быть отнесено к конкретному объекту, либо группе аналогичных свойств.

Основные формы мышления.

Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:

Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;

Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу. Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.

Основные виды мышления.

В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:

Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;

Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;

Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;

Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria - опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания - временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части - на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат - построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko - нахожу) - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление - воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление - мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза .

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак-теристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред-метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме-там и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по-знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос-венной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо-лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре-чью . Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда ду-маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Виды мышления.

Выделяют следующие виды мышления:

- Наглядно-действенное - здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения - практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное - ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

- Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) - мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.


С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение - сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение - мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными . В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель , условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).

Принцип решения задачи : неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Индивидуальные особенности мышления.

Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта - это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость - умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота - способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).

Мышление - форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.

Взгляды на проблему. Определение понятия мышления

С точки зрения психологии

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.