Мученик иоанн младенец. Похвала блаженному младенцу Иоанну Никифоровичу Чеполосову, Угличскому новому страстотерпцу. Сонм святых детей

Благов. кнн. Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн младенец, Зарайские мученики (├1237) -- пострадали от монголов в Батыево нашествие, память 21 декабря.
Св. муч. Димитрий младенец, кн. Владимирский (├1238) -- сожжен монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память 3 февраля.
Святой благоверный Димитрий, царевич Московский, Углечский страстотерпец (├1591) -- семилетний сын царя Иоанна IV Грозного, убитый в Угличе.
Убийство, по сути, так и осталось нерасрытым, а устойчивая народная молва, обвинявшая в убийстве св. Димитрия Бориса Годунова, а также слухи о том, что наследник Российского Престола не погиб, ввергли Россию, в конечномитоге, в Смутное Время. Св. страстотерпец прославлен от Господа нетлением мощей и многочисленнымии чудесами. Память 15 мая и 19 октября.
Святые мучч. Феодор и сын его Иоанн варяги, Киевские (├983) -- убиты язычниками-киевлянами: у св. Феодора потребовали его сына, на которого пал жребий быть принесенным в жертву языческим богам; когда св. Феодор сказал: "Не дам сына моего бесам", толпа убила обоих. Первомученики Русской Церкви, память 12 июля.
Святой муч. Георгий Угрин (т.е. Венгр) (├1015) -- отрок, слуга св. страстотерпца Бориса, убит за попытку защитить своего господина от наемных убийц, посланных братом св. князя, память 24 июля.
Святой муч. Гавриил младенц, Белостокский (├1690) -- шестилетний отрок, жертва ритуального убийства, совершенного евреем-арендатораом и его сообщниками, память 20 апреля. Один из наиболее "дискутируемых" русских святых, святость которого многократно пытались отрицать, но Господь явно прославил св. мученика чудесами и нетлением его мощей.
Святой мученик Евстафий отрок, Крымский (├1752) -- отрок 14-ти лет, исповедовал Христа перед турецким судьей в Кафе (нане Феодосия) и был обезглавлен, память 10 мая.
Святой младенец, неизвестный по имени, из числа 72-х св. мучеников, со св. Исидором в Юрьеве Ливонском пострадавших (├1472) -- когда немцы- католики топили этих св. мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где они 6 января совершали Великое Водоосвящение, трехлетнего младенца отняли от его матери; тогда он начал кричать, вырвался от мучителей, подполз к проруби, перекрестился и со словами "И я православный" бросился в прорубь. Память 8 января.
Святой мученик Иоанн младенец, Пекинский (├1900) -- восьмилетний сын первого православного священника китайского происхождения, св. свщмч. Митрофана Цзи Чунь. Во время "боксерского" восстания в Китае языччники-ихэтуани схватили св. Иоанна, причем, издеваясь, называли его "эрмаоцза" -- дьявольское отродье, а когда он ответил: "Я - верующий в Бога, а не эрмаоцза", ему сначала отрубили пальцы ног, потом изрубили плечи, а несколько часов спустя отрубили ему нос и уши, а когда и после этого обнаружили в нем твердость духа и исповедания Православной веры, убили. Память в числе 222-х святых мучеников, пострадавших в те дни в Китае, 11 июня. Среди них есть еще несколько детей, как известных по имени: Екатерина, Муза, Сира, Фома, Николай, Марк, Елена, Мария, Мария, Нина, Василий, Агафия, так и те, чьи имена остались неизвестными.
Святая прав. Гликерия дева, Новгородская (├ ок. 1522) -- дочь старосты Легощей улицы в Новгороде, благочестивая девственница, скончалась в юном возрасте. В 1572 году были обретены ее нетленные мощи, память 13 мая.
Святой праведный Иаков Боровичский (├ до 1540) -- в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса. Память 23 октября.
Святые праведные Артемий отрок, Веркольский (├1545), и сестра его Параскева Пириминская (├ сер. XVI) -- жители села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии: прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра скончалась также в юном возрасте. Прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами. Память общая 20 октября, отдельная память св. Артемию 23 июня.
Святые праведные Иаков и Иоанн отроки, Менюжские (├ ок. 1566 √ 1569) -- родные братья, скончавшиеся в 5-летнем возрасте; издревле почитались как страстотерпцы, память 24 июня.
Святой мученик Иоанн младенец, Углечский (├1663) -- семилетний отрок, убитый работником его отца, углицкого посадского человека Чеполосова, память 25 июня.
Преподобный Боголеп отрок-схимонах, Черноярский, Астраханский (├1667) -- сын черноярского воеводы Якова Умакова. С младенчества был великий постник, ежедневно, еще грудным младенцем, заставлял приносить себя в церковь. В семилетнем возрасте получил исцеление от язвы на ноге послепострига в схиму, однако через несколько дней после пострига скончался. Почитается как покровитель Поволжья. Память 24 июля.
Святые Царственные страстотерпцы, дети последнего Российского Императора св. Николая II и его супруги св. Александры: царевич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (├1918) -- замучены большевиками, когда им было 14, 23, 21, 19 и 17 лет соответственно, память 4 июля и в воскресенье, ближайшее к 25 января (Собор Новомучеников и Исповедников Российских).
Праведный Меркурий младенец, Логинский, Калужский (XVII?) -- из боярского рода Колычевых, родственник святого митрополита Филиппа II, почитается на Калужской земле ради творящихся по его предстательству чудес. Официально к лику святых причислен не был, но почитался издавна, как о том свидетельствует святой Никон Оптинский. Память 9 января.


Житие и страдания за Христа, Господа и Бога нашего, младенца-мученика Святого Иоанна Угличского (месяца июня, в 25 день,убиение блаженного младенца Иоанна Никифоровича Чеполосова, Угличского нового страстотерпца).

Люди и дела, если о них не записывают, мраком покрываются и гробу забвения предаются, записанные же, как живые бывают, озаренные светом правды.
Жил в Богоспасаемом городе Угличе некий купец*, православный и благочестивый человек, известный добрыми делами и богатый Никифор Григорьевич Чеполосов. И супруга у него была также православная, благочестивая, звали ее Анна.
И родился у них сын (о котором в повести намерены рассказать) по имени Иоанн. И по обычаю христианскому был он Светом Божественного Крещения просвещен, и, возрастая, становился он с каждым днем очень славным**: собою красивым, но более духовно возрастал, укрепленный Духом Страха Божия.

Избежал убийца суда земного и наказания, но не избежал кары Божией, вскоре суд Божий над ним совершился: был живой он изъеден червями, злой во зле дух испустил.
По летописи убиение блаженного Иоанна было в 7171 г. от сотворения мира (1663 г. от Рождества Христова), в 25-й день июня месяца, когда совершается память Святой Преподобномученицы Февронии, и от рождения исполнилось Иоанну 6 лет, а погребение младенца было 6 июля, на память Преподобного отца Сисоя великого, возле деревянной церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи. Вскоре, в лето 7197 от сотворения мира (1689 г. от Рождества Христова) по Божьему провидению над мощами блаженного Иоана стараниями отца его стала строиться каменная церковь. Когда начали копать рвы, нашли гроб блаженного, крепкий и невредимый, а в нем тело блаженного - целое и невредимое, и одежда, в которой его положили, была нетленная. И тогда охватил предстоящих благочестивый страх и сотворили мощам блаженного достойное святого поклонение: священник с Честным Крестом переносит тело блаженного Иоанна в деревянную церковь и ставит на возвышение напротив правого клироса., и все, кто приходит в церковь, видят блаженного.
Тогда и вспомнил отец блаженного, что он сказал в явлении своем об убийце: "Если не заступитесь за убийцу, не увидите меня ни в этой жизни, ни в Царствии Небесном". Тогда отца охватила такая неизреченная радость, и было такое утешение ему в старости, что и рассказать невозможно. И какие только похвальные слова не были сказаны о блаженном младенце: за малую скорбь он получил достойную святых радость, за малую печаль -Царство Небесное.
И более это послужило к прославлению блаженного. Отец блаженного тогда всем рассказал, что прежде блаженного на этом месте был погребен родной брат (блаженного) его, и не нашли ни гробницы, ни тела, ни одежды: все истлело. После этого отец блаженного, как говорили, не дождавшись (завершения) окончания строительства церкви, перешел от земных в небесные обители: увидел нетленные мощи своего возлюбленного сына, и сам был взят в Селения Небесные.
И это не утаилось от архиерея Ростовской Митрополии, Святителя Ионы,- и он благословил игумена и монахов Воскресенского монастыря, который был рядом с этой церковью, освидетельствовать мощи блаженного Иоанна.
Они освидетельствовали и признали мощи святыми: тело блаженного 26 лет находилось в земле, но смрада, как от мертвых тел, не было, выглядело тело так, как если бы только что положено в гроб, не сохранилась лишь небольшая часть мизинца: земля взяла свое. Также и одежда выглядела как только сейчас положена: целая и невредимая, и была на нем сорочка*, обагренная его страстотерпческой кровью, как из ткани драгоценной, в ней был убит и в ней был погребен.
* - нижняя рубашка из льна
И тело блаженного после обретения его более года стояло открытым в деревянной церкви Иоанна Предтечи, и было овеяно теплым воздухом в летнее время, но согреваясь не высохло, не истаяло, но источало благоухание, как от священных ароматов, наполнено было благодатью, как ручей прозрачный, как сосуд светлый, как прекрасный верховный собор небожителей.
И многие, одержимые разными недугами, приходили с верою и получали исцеление неоскудевающее. В чудесах у попа Ивана записано: пришел однажды слепой"боярин и приложившись у телу Иоанна молил его о даровании ему зрения, и одеждой Иоанна отер свои очи, и понемногу начал видеть дневной свет, и для совершенного исцеления попросил у священника дать ему с собой край одежды Иоанна. И о таком удивительном от мощей Иоанна чудотворении происшедшем доложили Святейшему Митрополиту Ростовской Епархии.
Но тогда архиереи больше заботились об умирении народа, и было не до новоявленных мощей. Тогда народ державы российской роптал на новоисправленные патриархом книги и по своему неразумию на архиереев восставал, и бунты поднимал, и многие за это были казнены.
И тогда отказал Святитель Ростовский, не разрешил собирать о блаженном свидетельства. И когда построена была в 7199 г. от сотворения мира (1681 г. от Рождества Христова) та церковь Святого Иоанна Предтечи, приказал положить мощи под спуд. В этой церкви, в теплом пределе, в стене трапезной, в том же самом гробе и было заложено в нишу тело Иоанна, в ней же и до сего дня тело пребывает, а над гробом - плита из белого камня.

Но не утаились невинные страдания блаженного и его страстотерпческие подвиги; многие христиане от отцов и дедов услышав повесть о блаженном Иоанне и записав ее, и любовью ко блаженному загоревшись, в церковь Иоанна Предтечи приходили и заказывали поминовение о блаженном Иоанне, как о страстотерпце Христовом, то есть панихиду о нем пели, и многие больные, с верою приходящие, здоровье получали, и рассказать обо всем нельзя, ибо чудотворения бесчисленны. Скажем лишь о некоторых, потому что в те лютые времена не записывалось предание. Аминь
______________________________________________________________________
В сказании об убиенном младенце Иоанне записаны три чуда:

* исцеление сухой руки жителя города Углича Сергея Кокорева;
* исцеление глаз некоторой женщины;
* наконец, явление убиенного во время поджога около церкви: он тушил пламя.

* - посадский человек -
1) Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., п. 12
относится к торговому сословию
2) Киссель "История города Углича"
Никифор Чеполосов - купец, торговал холстами и др. тканями

** - буквально: с каждым днем и часом становился все славней и славней

Ванечка Чеполосов – 8 января 1657 г. - 25 июня 1663 г. (18 января января 1657 - 5 июля 1663 г. по старому стилю)

В 1657 году в семье Чеполововых родился сын, дали ему имя Иоанн. Мальчик рос здоровый, смышленый, и в пять лет был отдан в научение грамоте «некоему христианину в Иерусалимскую слободу именем Василию».

Учился Иоанн там недолго, около года, может быть, учился бы и дольше, но произошла трагедия.

11 июня 1663 года в четверг на седьмой неделе по Пасхе, по традиции устраивался крестный ход из городских церквей на «убогий дом» – место для погребения городских жителей, не приписанных к приходам, а также для неопознанных бродяг и «всевозможных татей».

С раннего утра горожане готовились к праздничному шествию. Отец Чеполосов отправил младшего сына Иоанна в церковь к учителю, а сам с женой и старшим сыном Алексеем стал готовиться к выходу в город. Казалось, ничто не предвещало несчастья.

Наступил полдень, приблизилось время крестного хода, Иоанн со школы не возвращался. Подождав немного, родители отправили к учителю на поиски сына его друзей. Однако, те вскоре вернулись и рассказали, что по словам учителя Иоанн в школу не приходил. Чеполосов встревожился, но успокоился, решив, что сын его «по малолетству и неразумению» предпочел вместо учебы пройти с друзьями на «убогий дом» и там дожидаться крестного хода. Семья купца отправилась на празднество, надеясь по дороге встретить «ослушника».

Но, придя на место, выяснили, что никто там их сына не видел и о нем ничего не слышал. Всерьез обеспокоенные родители тотчас поспешили домой, еще надеясь, что сын их вернулся и ожидает там. Однако, дома его тоже не было.

Наступил вечер, отшумела праздничная городская жизнь, – Иоанн не появлялся. Опросили людей, – ничего определенного. Осмотрели окрестности у «убогого дома», даже обшарили баграми дно реки, все безрезультатно. Наконец, смирившись с потерей сына, оплакав его возможную смерть, родители прекратили дальнейшие поиски.

2 июля выдался яркий солнечный день. Местные пастухи, пасущие стадо за городской чертой, внезапно увидели над соседним болотом какое-то мерцающее свечение. Переборов робость, подойдя ближе, они разглядели в этом свечении контуры креста. Наклонившись над холмиком, пастухи заметили во мху человеческую ногу. Прибежав в город, они рассказали об увиденном его жителям.

К указанному месту отправились несколько людей. Раскопав холмик, обнаружили под слоем мха труп мальчика шести-семи лет, в котором признали исчезнувшего сына Никифора Чеполосова. Тотчас же об этом сообщили родителям. Купец вместе с женой стоял в храме, – «шла Божественная Литургия, пели Херувимскую песнь». Когда ему сообщили о страшной находке, он побледнел, пошатнулся, но устоял на ногах и сурово промолвил: «Погодите и не крушите мать его, дайте дослушать Божественную Литургию».

После службы родители поспешили к месту обнаружения их несчастного сына. Когда тело очистили от покрывавшего его мха, глазам столпившихся людей открылась жуткая картина: все тело мальчика было исколото ножом, «рубаха вся в крови, как сажа, лицо бело, как снег, сквозь главу в оба ушка по ножу насквозь пробиты, и концы ножей блестят, как серебреные». Готовя тело к отпеванию во храме, родители пытались вытащить ножики, торчавшие из головы ребенка, но, видя тщетность своих усилий, решили похоронить его так, как есть.

6 июля, пополудни, началась панихида. По христианскому обычаю к телу были допущены отдающие земное целование. Медленно движется траурная процессия, проходят родственники, их сменяют дворовые, среди них пользующиеся особым доверием хозяина. И тут происходит неожиданное! Как только один из его работников, приказчик Федор Рудак, склонился над покойным, «и только стал прощаться, то из ушков и изо рта и из носа (Иоанна) кровь пошла и только он (Федор) принялся за оные ножики, то как и выскочили сами, а кровь та лияша». Видевшие это оцепенели от ужаса, ибо это был знак изобличающий убийцу. Тут же приказчик был схвачен и приведен на допрос в «градское судилище».

Федор Рудак признался в совершенном им чудовищном злодеянии. Он рассказал, что мысль о мести хозяину, используя сына, возникла у него давно, он выжидал лишь удобного случая.

В тот день он встретил мальчика по дороге в школу и обманом завлек в свой дом. Придя домой, Рудак схватил Иоанна и без всяких объяснений бросил того в «коник» – лавка в виде длинного ларя с крышкой, в котором обычно хранили рухлядь. Сам тотчас же отправился на «убогий дом», наказав домашним приглядеть за мальчиком.

К вечеру, когда Чеполосовы обнаружили пропажу сына. Рудак вместе с ними занимался его поисками. Лишь к ночи он вернулся домой, отпер коник, вытащил мальчика и ласково спросил: «Не имеешь ли печали по отцу и матери и будешь ли меня отцом своим называти?» Иоанн же якобы ответил: «По родителям своим печаль имею и тебя нарещи отцом моим не смею» этот ответ, вызвал у приказчика приступ бешеной злобы. Он избил мальчика, вновь запер его в коник, пригрозив, что не даст ему ни хлеба, ни воды до тех пор, пока тот не признает в нем своего родителя.

По вечерам, приходя с работы, Рудак вынимал Иоанна из коника, задавал ему один и тот же вопрос, получал один и тот же ответ, вновь избивал и бросал на место. Так продолжалось несколько дней.

Мучимый голодом, томимый жаждой, мальчик отказывался называть приказчика отцом. Наконец, исчерпав весь запас своих угроз и пыток («по ночам вынимаше и блаженного бияше», «неции глаголют, яко зубку на каждую ночь блаженного израваше»), Рудак решил покончить с Иоанном.

Трагическая развязка наступила в ночь на 25 июня «на память преподобномученицы Февронии». Вечером, как обычно, приказчик вытащил мальчика из коника, посадил его на стол и стал колоть острым ножом, нанеся при этом 24 раны. Пьянея от вида текущей крови и уже не владея собой, Рудак последним 25 ударом ножа в висок прервал мучения Иоанна. Затем, пытаясь скрыть от людей следы своего преступления, приказчик отнес ночью тело мальчика за город и там, зарыл его и забросал мхом. Здесь позднее оно и было обнаружено пастухами.

Нетленное тело Иоанна нашли в болоте и погребли с великим торжеством. Совершилось небесное прославление мученика, который явил нам пример того, зло мира можно победить только любовью. Явившись матери во сне, Иоанн настаивал на прощении убийцы, обещая встречу на земле, – и мощи святого были обретены при строительстве храма во имя Иоанна Предтечи. От мощей происходили чудотворения. Приходящие с верой к мощам святого Иоанна по его молитвам получают здравие, избавляются от опасностей и бед.

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!

Евреи любили и желали детей. У них не было движения «child free», абортов у них тоже не было, отчего среди рождавшихся регулярно мальчиков и девочек появлялись время от времени Самуил, Давид, Илия. А от престарелых Иоакима и Анны родилась со временем и Благословенная в женах Дева Мария. А когда приближалось время от Её чистых кровей прийти в мир Сыну Благословенного, в этом же народе родился Предтеча Спасителя. И родился Он также от весьма престарелых родителей.

Когда человек детей не хочет, то их отсутствие для него – исполнение желаний. А когда люди детей хотят, то их отсутствие – почти проклятие. Есть разве что утешение – вспоминать Авраама и Сарру и их долгую бездетность. Но это – слабое утешение, поскольку любой скажет: «То – Авраам, а это – ты, рядовой грешник». И тяжело даже представить, с чем сравнить то глубокое смирение и печаль, которые носили в себе Захария и Елизавета, словно клеймом отмеченные бездетностью. Боюсь, что мы так и не ощутим глубину их скорби, поскольку живем иначе, в других смысловых координатах.

Но меня интересует ещё одна грань долгого испытания бесплодием. Кроме смирения, которое должно было родиться в душах супругов, и кроме отчаяния или ропота, которые ни в коем случае не должны были родиться, было еще нечто. Это «нечто» - умирание или хотя бы замирание страстей.

Каков вообще смысл старости? Вне религиозного подхода смысла в ней нет. Вне восхождения к Богу она – пытка немощью и частичная расплата за совершенные ошибки. У старости появляется смысл лишь при наличии вечной перспективы. Тогда она – время опыта и отхода от суеты. Тогда она – движение навстречу к Богу и время молитвы. Сама прожитая жизнь обтачивает человеческую душу, и старику быть наглым и дерзким, глупым и похотливым так же противоестественно, как камню на морском берегу противоестественно не быть гладким и обточенным волнами.

Страсти должны умирать в человеке по мере накопления прожитых лет. В этом смысл старости. Должна умирать похоть, сребролюбие, болтливость, зависть, злопамятство. Должна крепнуть вера и предчувствие иной жизни. Современная культура пытается хвалиться именно тем, что молодит омертвевших, что создает условия для продолжения жизни страстей в преклонном возрасте. Но Захария с Елизаветой жили в иные времена и по-иному. Живи они сейчас, Предтеча, быть может, и не родился бы.

Они жили по-иному, то есть правильно, «ходя в заповедях и оправданиях Господних», и к моменту чудесного зачатия страсти увяли в супругах. Они не передавали своему благословенному дитю весь багаж страстей, который обычно в молодые годы родители передают первенцам. И первенцам, к слову, ой как нелегко от этих страстей живется. Они бывают буйны, как Рувим, и безрассудны, как Исав. Иоанну же должно было стать сыном горячих молитв, а не жарких юношеских объятий. Ему предстояло самому стать живой молитвой, и поэтому он родился у отца и матери в глубокой старости.

Вскоре предстояло и Деве понести во чреве от Духа Святого. Перед этим Бог творит последнее предваряющее чудо в женском естестве. Рождает старица. В девице ведь всё готово к зачатию, только нет мужа. А в старице всё умерло для зачатия, хотя муж есть. То, что Захария, онемевший после видения Ангела в храме, пришёл домой и, оставаясь немым до самого рождения сына, приступил к жене как к женщине – .

Чудо – возникновение однократного желания в старом теле; желания, не отменяющего благоговейного страха и возникающего по послушанию голосу свыше. Чудо – само соитие людей, ничего уже не ждавших от своей высохшей утробы, чудо – и последовавшая затем беременность. «Я дал силу зачать, не дам ли Я и силу родить», - говорит Господь через Исайю. Он дал силу родить и Елизавете, что было венцом чудес после обычного вынашивания, столь необычного в данном случае.

Предтеча родился. Его питали старческие сосцы, приучающие сына поститься с детства. Он, ничего не видя ещё глазами, видел Христа сердцем, когда бился во чреве матери, и та исполнялась Духом, благодаря сыну. В это самое время непраздная Мария стояла перед Елизаветой и удостаивалась от неё имени Матери Господа.

Родившись, Предтеча развязал язык отца, и тот стал пророчествовать, не в духе старого священства, приносящего кровавые жертвы, но в духе нового священства, благовествующего день за днем спасение Бога нашего.

Да развяжет же Предтеча и нам молчащие, неизвестно какой немотой связанные языки. Да польётся вновь, по его молитвам, столь необходимая человеческим душам, - проповедь деятельного и глубокого покаяния.

Предтеча родился, чтоб не только его родной отец перестал изъясняться знаками. Он родился, чтобы вся полнота Церкви, все царственное священство, все люди, взятые в удел, отверзли уста на молитву и беседу о едином на потребу.

Услыши нас, Иоанне, в день рождения твоего, и сделай так, чтобы раздались повсюду, где есть твой праздник, святые слова, рождающие исправительный стыд и смягчающие ожесточенные сердца. Ты – голос вопиющего в пустыне. Взгляни - наши заполненные людьми города в духовном отношении ничуть не лучше пустынь. Подобно пустыням, они бывают бесплодны и, как в пустынях, в них воют шакалы и встают обманчивые миражи. Но стоит раздаться царственному, львиному рыку твоей покаянной проповеди, как пустыня наводнится жаждущим спасения народом.

Поэтому услышь нас, Иоанне. И в день рождества твоего возгреми над ухом каждого пастыря, чтобы тот не болел немотой, но воспевал вслух народа великие дела Божии, начавшиеся с твоего рождения.

Протоиерей Андрей Ткачев

РОЖДЕСТВУ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Тропарь, глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, / и той есть исполнение всякаго пророчества: / Егоже бо пророцы проповедаша, / на Сего во Иордане руку положив, / явися Божия Слова пророк, / проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове / преславное рождество твое.

СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ


Покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3, 2) — Так взывал к народу, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, память которого Святая Церковь празднует 7 июля. Несколько раз в годовом круге Церковь Святая совершает память этого великого Угодника Божия. Чествованию его посвящается также и вторник каждой недели.

Сегодня мы собрались в этот святой храм, чтобы вместе с Церковью прославить Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна .

«Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и Той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча » (Кондак Рождества святого Иоанна Крестителя). Явление на свет праведника — всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» (Мф. 11, 11). И вот сегодня, в день памяти святого Предтечи Господня мы усугубим внимание на житии этого великого Угодника Божия и увидим, какая поистине величайшая милость Божия ниспосылается людям в лице праведников.

Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже самое Рождение Предтечи Господня было не обыкновенным и сопровождалось чудесами. Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие. Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство. Но недолго святой младенец Иоанн утешался лаской престарелых родителей, Отец его - праведный Захария - был убит в храме, а мать - праведная Елисавета, - скрывшись в горах, чтобы спасти младенца от Иродовых убийц, также скоро скончалась.

Как проходили детские годы святого Иоанна Крестителя - нам неизвестно, так как в Священном Писании на это нет указаний. «Не спрашивай меня, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте». И отвечает: Иоанн в пустыне обитал, как на небе.

Укрепляемое Божественной помощью, дитя возрастало и укреплялось духом, готовясь к величайшему служению - уготовить народ к принятию Мессии - Спасителя мира. Тридцать лет он обитал в пустыне, нося одежду из верблюжьего волоса и питаясь лишь акридами и диким медом. Но вот наступило время, и святой Иоанн оставляет пустыню и является на берегах Иордана.

Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов - это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» , - взывает он к народу. И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане.

Спасительное дело проповеди покаяния, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, остаётся действительным и после пришествия в мир Христа Спасителя. Ведь и Господь начал Свою спасительную проповедь теми же словами: «».

Покаяние и вера в Христа Спасителя - это два необходимых условия достижения Царства Небесного . Слезы покаяния — это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати. Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к исправлению, очищению от грехов действенен и для нас. Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное ». «Покайтеся.., и сотворите же достойный плод покаяния » (Мф. 3, 10).

Будем же, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, как можно чаще переноситься мыслью в пустыню Иоаннову, постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю.

Очистим свои души от грехов, ибо таково благоволение Божие, В чем да поможет нам Господь молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и всех святых, стоящих у Престола Божия и непрестанно молящихся о душах наших. Аминь.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 28.10.2009 16:01:02

Набережные Челны

Здравствуйте. Среди мощей Киево-Печерских святых, которые были в вашем храме, я увидела мощи младенца Иоанна. А как он туда попал? Это же малолетний ребенок. Спасибо.

Существуют, по крайней мере, две различных версии об этих мощах.

Первая говорит , что в ближних пещерах Киево-Печерской лавре покоятся мощи Иоанн младенец, первомученик Киевский - ? -

Память 11 октября и 25 июля. Согласно монастырской традиции, это был именно тот ребенок, которого в 983 г. хотели принести в жертву киевские язычники и который погиб вместе со своим отцом Федором. Они были первыми киевскими мучениками за христианскую веру. Куда делись мощи отца - неизвестно. К останкам Иоанна обращаются с молитвой о рождении детей при бесплодии.

Празднование памяти обоих угодников встречается уже в рукописном Прологе XV в., но под другим днем - 12 мая.

Повествование о мученике младенце Иоанне.

Об упомянутых в «Послании» варягах «Повесть временных лет» сообщает под 983 г. В этом году князь Владимир, еще язычник, совершил удачный поход на племя ятвягов и по возвращении в Киев совершил благодарственное поклонение идолам. В Лаврентьевской летописи читаем: «Иде Володимер на явтяги, и победи явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людьми своими». При этом старейшины и бояре предложили выбрать отрока или девицу для принесения в жертву языческим божествам: «И реша старци и боляре: «Мечем жребии на отрока и девицю: на него же падет, того зарежем богам». Тем временем в Киеве, на месте будущего строительства князем Владимиром Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, жил вместе с сыном некий варяг, переселившийся из Греции и исповедовавший христианскую веру: «Бяше варяг един, и бе двор его, идеже есть церкви Пресвятая Богородица, юже сдела Володимер. Бе жа варяг тот пришел из грек, держаше веру хрестианьску, и бе у него сын, красен лицем и душею». Именно на этого отрока и пал жребий. Когда язычники пришли к варягу, он обличил их веру и открыто исповедал христианство, прибавив: «Не дам своего сына бесам!» Тогда язычники привели к дому варяга вооруженную толпу, сломали ограду вокруг двора и вновь потребовали выдачи отрока. Стоя с сыном на сенях дома, варяг повторил отказ. О дальнейшем летопись говорит: «И посекоша сени под нима и тако побиша я. И не свесть никтоже где положиша я». В одном из житийных сборников XV в. под 12 (25) июля оба мученика, отец и сын, уже названы по именам: Феодор и Иоанн. «Канон» 1643 г. восклицает: «Иоанне славне, с нимже и отец спожреся, обая славяща Христа!» Карта Ближних пещер 1703 г. указывает в большой братской усыпальнице напротив подземной Введенской церкви мощи с именем «Иоанн», которые на плане 1769–1789 гг. уже имеют подпись «св. Иоанн отрок», а в 1795 г. отмечены как мощи «святого мученика Иоанна младенца». Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) сообщил о них (1832): «Иоанн, младенец, сын варяга, убиенного идольскими жрецами в 983 г. по Несторовой летописи, хотя в Несторово время и неизвестно еще было, где отец и сын были сокрыты». Пытаясь ответить на вопрос, как мощи св. Иоанна оказались в пещерах, Е. Голубинский, известный историк, предполагал, «что о месте их погребения было узнано по каким-нибудь откровениям». Рака с мощами св. Иоанна, которого вместе с его отцом зовут Первомучениками Руси, и ныне находится в той же усыпальнице.

Тропарь мученикам Феодору и Иоанну

Страстотерпцы Господни, / Феодоре со Иоанном отроком, славнии! / Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими, / и радуется отечество наше, / в немже вы первии, идолы посрамивше, Христа со дерзновением исповедаете / и за Него пострадаете. / Того, яко Блага, молите, / до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити / и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

По второй версии мученик Иоанн является одним из 14000 детей, убитых по приказу Ирода.

мученик Иоанн младенец (общая память с 14000 младенцами, от Ирода в Вифлееме избиенными, 29 декабря). Частица мощей святого младенца, Иродом убиеннаго. Принесена в Киево-Печерскую лавру Иерусалимским Патриархом Феофаном в 1620 году.