Можно ли ходить в церковь после родов. Девочки, подскажите, пожалуйста! через какое время после родов можно идти в церковь? Почему нельзя маме присутствовать на крещении детей

Этот вопрос волнует многих новоиспеченных мамочек. Ведь им очень хочется поставить в храме свечку за здравие своего малыша, заказать благодарственный молебен, попросить у Божьей Матери защиты для крохи. Итак, сколько надо ждать после родов, чтобы сходить в церковь?

Роды и посещение храма

В церкви установлены специальные каноны. Согласно ним, прикасаться ко всему святому разрешается только людям, чистым духовно и физически. Период природного очищения женского организма церковь зачисляет к физическим нечистотам.

Когда духовных пастырей спрашивают о том, когда новоиспеченной маме можно войти в храм, они четко и конкретно отвечают: через 40 дней после родов. Тогда в храм разрешается маме заходить со своим малышом. В этот день священнослужитель возносит молитву о матери, затем о младенце. Если до этого периода малыша уже окрестили, то свершается обряд его воцерковления. Это специальное таинство, после которого дитя становится рабом Божьим, членом Церкви Христовой.

Есть несколько причин, по которым родившей недавно женщине запрещается посещать храм:

  1. Женская нечистота. В период послеродовых выделений женский организм очищается, избавляется от нечистот.
  2. В храме нельзя проливать кровь. В древние времена не существовало специальных средств, которые сегодня женщины используют при месячных (прокладки и тампоны). В этом и кроется еще одно табу на посещение церкви в критические дни.
  3. Большое количество прихожан. Скопление людей в церкви может негативно отражаться на здоровье женщины. Ведь туда приходят и не совсем здоровые люди. А женщинам с ослабленным после родов иммунитетом такие контакты не кстати. Да и активные контакты с внешним миром препятствуют природному единению мамы и малыша.

Почему же надо ждать именно 40 дней? Потому что физиологические выделения у женщин после родов длятся примерно 6 недель. Это как раз 40 дней, необходимых для восстановления организма. Данный период надо посвятить заботе о своем физическом здоровье, а потом уже — о духовном.

Отметим, что сегодня мнения духовных пастырей по поводу соблюдения сорокадневного табу на посещение церкви разделились. Одни уверены, что женщины могут присутствовать на церковной службе в любое время, но после родов до 40 дней не могут причащаться. Другие же категорически против прихода в этот период женщин в храм. Поэтому женщине рекомендуется молиться за малыша своими словами или читать специальные молитвы о даровании терпения, посвященные защите детей. Сходить в храм и поставить свечу за благополучие семьи может отец малыша, его бабушка, дедушка, другие родственники. Они же преклоняются к иконе Матери Божьей, Николая Чудотворца с мысленными просьбами защитить дитя, охранять его от беды, горя, дать силу матери воспитывать дитя. Можно отслужить благодарственный молебен за благополучное появление малыша на свет, подать записку за здоровье матери малыша, если она крещеная. Также за ее здоровье подают Сорокауст. Духовная забота о здоровье женщины — это и защита ее малыша, ведь они тесно связаны между собой.

Сегодня многие родители стараются окрестить дитя как можно скорее — через неделю, две, три после появления на свет. А обряд воцерковления уже совершается позже, после 40 дней с момента появления крохи на свет. И тогда в храм с ним приходит его мамочка, приближая дитя к духовным святыням и обрядам.

Почему на крещении ребенка нельзя присутствовать матери

Стоит знать, что во многих церквях мамам позволяется присутствовать на таком таинстве, потому что именно в день крещения ребенка читается молитва сорокового дня. В других же храмах мать не пускают на обряд крещения. Ее приглашают на Литургию в ближайшее воскресенье, и над ней совершают специальную молитву очищения. Это прочтение «Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех».

Запрет на присутствие мамы при этом таинстве касается тех случаев, когда дитя крестят до 40 дней отроду. Многие современные священники уверены, что подобные табу — исторические пережитки. Ведь любого человека оскверняет только грех. Что касается физиологических процессов женского очищения, то это явление природное. В нем нет ничего скверного и греховного. Этого стыдиться не стоит.

Когда родившей женщине можно прийти в храм — подскажет ее духовник.

После рождения ребенка женщина может вновь начать посещать церковь только через 40 дней со знаменательного события. Как только положенный срок минует, священник должен прочитать над ней специальную очистительную молитву, и только тогда она получит возможность причаститься.

Ветхозаветные иудеи

Начнем с того, что Новый Завет не содержит каких-либо четких положений о том, что недавно родившей женщине нельзя заходить в храм. Данная традиция берет свое начало с библейских времен.

Так, в главе 12 Книги Левит говорится, что женщина считается «духовно нечистой» в течение семи дней после рождения мальчика, а затем еще 33 дня она должна сидеть дома и не прикасаться к предметам, которые имеют культовое значение. То есть, в общей сложности – 40 дней. Но после рождения девочки, что ветхозаветные мудрецы искренне считали менее богоугодным поступком, срок такой изоляции молодой матери увеличивался вдвое и составлял уже целых 80 дней (40 – за себя, 40 – за «нечистоту» новорожденной дочери).

Насколько авторы Талмуда разбирались в женской психологии, можно судить по содержащемуся там объяснению причины данного запрета. Эти благородные мужи полагали, что женщина, испытывая родовые муки, теоретически может дать себе зарок больше никогда не заниматься сексом, чтобы не зачинать ребенка. И за данное гипотетическое обещание, женщина якобы виновна перед Богом, поэтому она «духовно нечиста» после родов.

Кстати, Талмуд уделяет много внимания вопросам духовной нечистоты. Ее самой высокой степенью является трупная. Любой человек, находившийся рядом с покойником, не допускался в храм в течение семи дней после похорон.

Нида – еще одна степень нечистоты, она связана с естественными кровотечениями у женщин во время менструаций, а также с выделениями организма после родов. Поэтому, согласно Ветхому Завету, женщине воспрещается входить в храм во время месячных, а также после рождения ребенка.

Впрочем, в «эти дни» иудеи запрещали женщинам очень многое: секс с мужьями; нежные касания и поцелуи; сон в супружеской постели; питание за одним столом со всей семьей и т.п.

Новый Завет

Согласно учению Христа, только греховные помыслы могут сделать человека «нечистым». Постановление о том, что женщинам нельзя входить в храм в течение 40 дней после родов, не принималось ни на одном Вселенском соборе. Единственное объяснение, условно принятое священнослужителями, касается установленного в Новом Завете запрета проливать кровь в храме.

Дело в том, что в библейские времена было принято совершать жертвоприношение животных. Но Иисус и его апостолы категорически отвергали данный ритуал. Не разрешая проливать кровь в храме, они имели в виду именно отказ от подобных обычаев, восходящих своими корнями к древнему язычеству.

В главах 27-30 Книги 6 Дидаскалии (постановления апостолов) говорится, что рождение ребенка чисто, и никакие физиологические особенности данного процесса не противны Богу. Поскольку Святой Дух всегда присутствует в каждом живом создании, не стоит считать женщину после родов «духовно нечистой», следуя ветхозаветному пониманию.

Опасения язычников

Число 40 является сакральным для представителей многих народов. Его часто связывают с рождением и смертью. Представление, что душа покойного в течение 40 дней после смерти блуждает в мире живых, возникло на заре человечества. Точно так же язычники всегда верили, что новорожденный в течение первых 40 дней еще неокончательно утвердился в нашем мире. И поэтому первые полтора месяца его матери следует быть крайне осторожной.

Молодой маме с ребенком лучше не показываться в общественных местах, чтобы не нарваться на сглаз, ведь многие люди могут позавидовать ее счастью. А поскольку малыш в течение первых 40 дней после рождения еще не является частью мира живых в полной мере, этот негатив способен привести к печальным последствиям. Поэтому и показывать его кому-то кроме родственников и близких друзей в первое время после рождения считалось опасным.

Кстати, согласно Священному Писанию, Божья Мать принесла новорожденного Иисуса в храм только после того, как прошло 40 дней с момента рождения малыша.

Еще одной причиной такого запрета может быть опасение, что молодая женщина, организм которой ослаблен родами, ненароком подхватит инфекцию в местах массового скопления людей. Стоит ли говорить, что для новорожденного в первые дни его жизни любая болезнь может оказаться смертельной.

Современная Россия

Мнения современных православных священников по данной проблеме разделились. Одни считают, что не следует нарушать веками устоявшихся традиций, а другие думают, что рождение ребенка не должно быть препятствием для духовной жизни. Есть и сторонники «умеренной середины», которые разрешают женщинам во время месячных и сразу после родов ходить в храм и молиться, правда, при этом им нельзя причащаться и касаться религиозных святынь.

Как правило, в этом вопросе прихожанки следуют наставлениям тех священнослужителей, к чьей пастве они относятся. Впрочем, несоблюдение каких-то правил из этой серии не считается грехом, и это не повод осуждать женщину автоматически. Речь идет не о грехе, а лишь о проступке, если настоятель церкви вообще так расценивает ее поведение.

По обычаю через 40 дней после родов, подобно Богородице, молодая мать приходит в храм со своим ребенком. Священник читает над ней специальную очистительную молитву. Она довольно короткая, ее суть сводится к одной просьбе к Богу: «… омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний». После этого женщина может причащаться.

Затем молитва читается над ребенком, независимо от того, был он уже крещен или нет. Священник обращается к Богу с просьбой благословить дитя.

Согласно установленным церковным канонам, приближаться и прикасаться ко всему святому может человек чистый духовно и физически. Процесс естественного очищения организма родившей женщины церковь причисляет к физическим нечистотам.

На вопрос о том, когда можно недавно родившей войти в храм, священники отвечают: «Через 40 дней после деторождения». По истечении этого срока идти в церковь женщина может с новорожденным. В этот день священник возносит молитву о матери, а потом и о младенце. После этого, если дитя уже покрестили, совершается обряд его воцерковления. Есть много причин для запрета женщине посещения храма через несколько дней после родов:

  • Женская «нечистота». Во время менструальных (и послеродовых) выделений происходит очищение, избавление от нечистот женского организма. Это делает её «нечистой», запрещает прикасаться к святыням.
  • В церкви нельзя проливать ничью кровь. В давние времена никаких средств гигиены не существовало, отсюда запрет на посещение богослужений в критические дни.
  • Большое скопление людей может негативно отразиться на здоровье женщины и её малыша. Это самый мирской довод, но если задуматься, то первые недели жизни малыша полны материнских хлопот. В это время женщина привыкает к роли матери, безраздельно отдана своему чаду. Контакты с внешним миром могут помешать их естественному единению.

Почему необходимо ждать сорок дней?

Церковь запрещает женщине посещение храма и прикосновения к святыням во время ежемесячных выделений. Потому что выделение из половых органов человека считаются нечистотами, а человек, у которого это происходит, в этот период считается нечистым. Женские физиологические выделения у после родов обычно длятся около 6 недель или 40 дней - это период для восстановления организма, который стоит посвятить не походам в церковь, а заботам о себе и новорожденном ребёнке.

Когда друзьям и родственникам можно показывать новорожденного

Не стоит забывать, что женский организм после родов ослабевает, да и иммунитет новорожденного в первые недели жизни еще не окреп. Поэтому большое скопление людей, массовые мероприятия могут пагубно отразиться на здоровье мамы и ее ребенка. Это еще одна причина запрета вхождения недавно родившей женщины в храм.

Но в современном христианском мире многие священники допускают женщину в храм и во время месячных, и в послеродовой период. Существование всевозможных средств личной гигиены упразднило физиологическую суть вопроса.

Ограничение посещения церкви для прихожан прописанные в Ветхом Завете, но Иисус Христос своей жертвой отменил эти правила. Рождение ребёнка в муках - это плата человечества за грехопадение. Если молодая мама хочет отблагодарить Господа за дитя своё - в этом нет ничего греховного, и двери храма для неё должны быть открыты.

В наше время мнения патриархов разделились: одни позволяют женщинам входить в храм независимо от физиологического состояния, молиться, но не разрешают причащаться (касаться святынь), другие выступают против прихода женщины в определённые дни цикла (или после родов) в церковь.

Критические дни даны женщине от природы, это страдания помимо её воли. И поэтому, по мнению сербского патриарха Павла, месячное очищение не делает её нечистой. Приняв все гигиенические меры, можно заходить в храм, прикладываться к иконам, принимать антидор и освященную воду, петь. Но в случае если женщине не угрожает смертельная болезнь, причащаться или проходить обряд крещения, во время кровотечений запрещено. Обычно разрешение на посещение храма в особые дни необходимо получить у своего духовника.

Обряды после рождения ребёнка

Каждая мать-христианка приносит своего ребёнка в храм, как это сделала Матерь Божья в сороковой день от рождения Спасителя. Эта традиция предполагает вознесение молитвы над матерью, а следом и над ребенком. Ещё на первый день после родов над матерью читается молитва, а для благословения дитя и наречения его именем молитвы читаются на восьмой день.

Во время проведения обряда крещения человек приходит в новую жизнь, принимается в ряды христианского общества. Введение ребенка в храм (или другими словами воцерковление) сравнимо с действом, закрепляющим права новоиспечённого члена этого общества. Крещением человек получает права и воспринимает обязанности верующего христианина, на сороковой же день он вступает в общество верных Христу, приближается к жертвеннику Господнему, сосредоточению христианской благодати.

Почему нельзя маме присутствовать на крещении детей?

В одних храмах разрешается присутствовать на обряде, это связано с тем, что молитва сорокового дня читается в день крещения ребенка. В других храмах молодую маму не пускают на обряд крещения дитя, а приглашают на службу в ближайшие выходные и тогда совершают над ней молитву очищения. Так что никаких запретов на присутствие мамы во время крещения нет, кроме ограничения по времени – необходимо дождаться сорока дней после родов и получить благословение от батюшки (прочтение «Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех»).

Многие священнослужители, придерживаясь ветхозаветной традиции, всё же не разрешают заходить в храм женщинам во время менструальных или послеродовых выделений.

Иные священники утверждают, что это исторические пережитки и оскверняет человека только грех, а физиологические процессы – это естественные, нормальные явления в них нет ничего греховного, чего бы надо было стыдиться.

Самое верное решение, когда можно идти в храм после родов, подскажет духовник или батюшка той церкви, которую хочет посетить молодая мама.

Каждая верующая женщина, недавно родившая ребёнка, старается как можно быстрее дать младенцу церковную защиту в виде ангела-хранителя. Кроме того, она и сама может хотеть исповедоваться или причаститься, но переживает и задается вопросом: «Можно ли после родов ходить в церковь?». Ведь на эту задачу есть много точек зрения, которые как запрещают, так и приветствуют такие действия.

Испытывая пиетет к определенным церковным запретам, благочестивая христианка знает и соблюдает важное правило: нельзя прикасаться ко всему святому, если ты не соблюдаешь духовную и физическую чистоту. Процесс менструаций и, соответственно, первый период после появления ребёнка на свет (вследствие наличия кровянистых выделений, так называемых «лохий») религия причисляет к этим пунктам. Поэтому разговаривая о том, когда можно ходить в церковь после родов, часть священников отвечает: «Сразу после 40 дней от деторождения».

Но если взглянуть на ситуацию в более практичном ключе и рассмотреть ещё одну причину, почему после родов нельзя ходить в церковь, то стоит учитывать, что храм — это место с большим количеством людей, среди которых могут быть и разносчики различных заболеваний и просто вирусоносители.

Пережив беременность и роды, организм теряет много сил и энергии, отчего в первые недели он становится очень восприимчивым к различным болезнетворным микроорганизмам. Иногда мама может не заболеть, но стать переносчиком болезни для малыша, иммунитет которого ещё до конца не сформирован и поддерживается исключительно благодаря грудному вскармливанию, через которое в организм поступают защитные клетки.

Отдельным пунктом стоит старый запрет на пролитие любой крови в церкви. В прошлом времени никаких средств для личной гигиены не существовало, но на сегодняшний день благодаря прогрессу этот вопрос решён. Правда, несмотря на это, остаются священнослужители, придерживающиеся мнения, что после родов в церковь ходить не стоит, дабы не осквернять святыню.

Если углубиться дальше

Изучая данный вопрос, стоит начать с Нового Завета, в котором не были описаны какие-то чёткие представления про ограничения, связанные с «послеродовым запретом» на вхождение в храм. Эта традиция берёт свои корни с библейских времён. Так, в 12 главе Книги Левит говорится о том, что женщина духовно «нечистая» только в течение семи дней после деторождения мальчика, а потом ещё 33 дня она сидит дома и не прикасается к любым вещам, имеющих культовое значение. И пол в данном контексте играл важную роль, ведь для девочки этот срок увеличивался вдвое: 40 дней за себя и 40 — за «нечистоту» новорожденной.

В любом случае полагалось, что

роженица, испытывая муки во время появления дитя на свет, может дать себе зарок, никогда не зачинать ребёнка опять, дабы не испытывать больше такой боли. И за данные помыслы женщина считалась виновной перед Богом и «духовно нечистой» после родов.

Новый Завет кардинально отличается. В нём написано, что только греховные помыслы могут сделать человека таким, а в 6 книге Дидаскалии (постановления апостолов) сказано, что рождение ребёнка чисто и никакие физиологические особенности этого процесса не противны Богу. Поэтому не все батюшки столь категоричны в вопросе о том, можно ли идти в церковь после появления младенца.

Также существует некоторая церковная педагогика, которая гласит, что в первые дни жизни дитя следует прикипеть к нему душой, сердцем и телом. Не оставлять его ни в коем случае, ведь мать сейчас ему нужнее, а исповедоваться и причащаться ты будешь после. Сейчас её послушание — это служение ребенку, нужно «забыть себя ради собственного чада, и о грехах своих забыть».

Нарушая правила

Правда, случаются ситуации, когда никто не задается вопросом о том, когда можно идти в храм Божий. И тогда новоиспеченная мама может нарушить запреты, которых придерживается тот приход, в котором она состоит. Но всё могло сложиться иначе, если бы женщина знала, как правильно ввестись после родов в божий храм.

Первый раз заходить в святыню можно в 40 дней после рождения ребёнка. Тогда же и совершается выполнение определённых действий в некоторой последовательности:

  • исповедь — это раскаяние и признание своих грехов;
  • причастие, которое являет собой особое таинство с вкушением освященного хлеба и вина (крови и плоти Христа);
  • прочтение очистительных молитв над прошедшей эти обряды женщиной, которые допускают её к следующим богослужениям и таинствам;
  • само крещение;
  • воцерковление, что обозначает введение ребёнка в церковное собрание и причисление их к нему, являя собой «официальный акт», которым закрепляются права нового христианина.

На сегодняшний день многие семьи стремятся окрестить дитя на следующий день после рождения, а обряд воцерковления совершить уже после 40 дней. Но стоит учесть, что если крещение будет происходить раньше данного срока, то маме будет запрещено присутствовать на нём. Ей скажут, чтобы она пошла в ближайшее воскресенье на Литургию, после которой совершат молитву на очищение.

Правда, некоторые священнослужители уверенны, что это пережитки исторического прошлого. Стоит обратить внимание, что если в качестве крёстных вы хотите взять не крещенного человека, то заходить в святыню ему возбраняется.

Учитывая все факторы, наиболее верным решение будет разговор с духовником той церкви, которую посещает верующая мама, который подскажет верный ответ.

На вопрос А почему нельзя женщине после родов находиться в храме только в течение 40 дней? заданный автором Европейский лучший ответ это Почему женщине после родов 40 дней нельзя ходить в храм?
40 дней (6 недель в медицинской литературе) - это наиболее распространённый период послеродовых выделений, тот срок, на протяжении которого устанавливается нормальное самочувствие родившей мамочки. Поскольку церковь запрещается посещать во время циклических кровотечений, это правило распространяется и на кровотечения послеродовые. Если таковые продолжаются дольше 40 дней - то и дольше нельзя. В этот период также нельзя брать в руки Евангелие и иконы, брать благословение у батюшки, прикасаться к иконам и другим святыням. Также нельзя в это время быть крёстной, свидетельницей на венчании и т. д. По окончании восстановительного периода женщина должна прийти в храм, и попросить священника прочитать специальную разрешительную молитву, которой благословляется мать и её новорожденное чадо. Только после этого мама может посещать богослужения, участвовать в таинствах церкви и т. д. В современной практике разрешительная молитва, как правило, читается до или после крещения ребёнка. В первом случае мама может присутствовать на крещении, во втором - ждёт окончания таинства у входа в храм, после чего батюшка читает над ней разрешительную молитву, и уже затем совершается воцерковление и причащение младенца.

Ответ от Пётр Степанов [гуру]
через 40 дней душа отлетает в мир иной


Ответ от Приспособление [гуру]
Так как считается, что она в эти дни "не чистая". После этого периода, считается, что женщина приходит в себя после родов.


Ответ от Валери Канде (Мила) [гуру]
Женщина считается нечистой в течение 40 дней после родов по народному православию. Только после этого периода она может пойти в храм за разрешительной молитвой


Ответ от Водосброс [гуру]
И это очень хорошо! Пусть отдыхает и занимается ребенком.. чем выстаивает в храмах. Потому что считается что привлекает с собой из-за выделений нечистую силу в храм.. ну и хорошо.. что так думают.


Ответ от Атеизм не пройдет! [гуру]
Мракобесие средневековое. В армии есть женщины генералы, а у попов все по-старинке


Ответ от Александр Сердюк [гуру]
Кто сказал, что нельзя? ? Всё зависит от желания женщины. Просто ей нужно быть осторожной.


Ответ от Postie [гуру]
А её там, что, на гинекологическом кресле проверяют - родила, не родила, прошли 40 дней или нет...?


Ответ от ALEKS [гуру]
да эти суки христианские, используют женщин как биоматериал для размножения....


Ответ от Ratt Krauzer [гуру]
Потому что основатели церкви - мужики-женоненавистники и невежды.


Ответ от Лингвистический! [гуру]
Люди, это гигиеническое правило так или иначе представлено во всех религиях, и было еще до них. Оно охраняет ребенка. Кормящей матери отводилось специальное место по уходу за ребенком. Ограничивался ее контакт с родственниками, детьми и даже мужем. Не говоря уже о праздниках и больших скоплениях народа, чреватых заразой, от которой может пострадать и ребенок. Походы в церковь тоже не безопасны. У мусульман это соблюдается и сегодня. И говорит это о гигиене, продвинутом сознании и культуре. Легенда о нечистом периоде в жизни женщины есть всего лишь воспитательный ход. Другая положительная сторона этого правила - за 40 дней пребывания один на один с ребенком у женщины просыпается, развивается и созревает природный материнский инстинкт. Меняется ее (само) сознание. Она становится настоящей матерью. Так что по большому счету религии, святыни и прочий напускаемый на это туман, здесь не при чем. Это правило действует даже в животном мире.