Можно ли читать полунощницу мирянам. Как, в какое время молиться по часослову? Правило ко Причастию

2-я часть Следованной Псалтири: Часослов

Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов , в котором содержатся чинопоследования суточного круга богослужения, преимущественно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами.

Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-то часа, 6-го часа и 9-го часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению Божественной Литургии.

В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан. Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: 9-й час, вечерня и повечерие.

В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час . Дневное богослужение составляют: 3-й, 6-й час и Литургия (или изобразительны).

В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы . Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать ее в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно.

Субботняя в субботу. Главное отличие субботней полунощницы от вседневной заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17-я кафизма, а на субботней 9 кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье.

Недельная, т.е. воскресная полунощница имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.

За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения.

Затем следует шестопсалмие , т.е. шесть избранных псалмов.

Далее помещены Троичны тропари . Они поются Великим постом, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на «Бог Господь». Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии 8 гласов. Светильны читаются после 9-й песни Великим жестом, а эксапостиларии во все седмичные дни.

На 9-й песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим… » В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.

За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы 149, 150 . Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: «Всякое дыхание да хвалит Господа на вседневной чтением со слов: «Хвалите Господа с небес».

В конце последнего псалма есть указание киноварью «на 6», «на 4». Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: «Преблагословенна еси Богородице Дево…» и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: «Тебе слава подобает. Господи Боже наш…»

Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: «Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу…» до конца («Всякое дыхание да хвалит Господа») и сразу переходить на «Тебе слава подобает…» и вседневное славословие.

Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: «Исполнихомся заутра милости Твоея Господи…», «И буди светлость…» Далее «Благо есть исповедатися Господеви… » Стиховные стихиры и «Благо есть…» читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.

После утрени в Часослове положена служба Часов (1-го, 3-го и 6-го) с междочасиями . Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.

За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных , в который входят песнопения из начала Литургии: псалом 102 «Благослови душе моя Господа» и псалом 145 «Хвали душе моя Господа», далее «Полнородный Сыне…», «Во царствии Твоем…», затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и 33-й псалом: «Благословлю Господа,..»

За Изобразительными помещается «Чин о панагии», совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует 9-й час с его междочасием. Затем вечерня, в которую входит 103 псалом; так называемый предначинательный; 140, 141, 129, 116 псалмы под общим названием «Господи воззвах…»

Конец имеет киноварные пометки «на 10», «на 8»; «на 6», «на 4» это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир.

Далее идет: «Свете Тихий… «, «Аллилуйя « со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: «Сподоби Господи…»; которая читается на каждой вечерне.

После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: «К тебе возведох очи мои…», «Помилуй нас, Господи», .. Затем следует: «Ныне отпущаеши…», «Богородице Дево, радуйся » и чин великопостного окончания вечерни.

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко

Протоиерей Андрей Ткачев отвечает на вопросы радиослушателей.

- Есть ли какой-то минимум и максимум требований к исполнению заповедей? Когда проповедовал Иоанн Креститель - у него были не очень затруднительные требования. Просто нужно было ради Бога честно исполнять общечеловеческие нормы. Креститель не требовал самопожертвования от каждого. А сейчас что получается? Кто-то говорит: надо строго поститься, кто-то: хотя бы людей не кушайте! С одной стороны - надо стремиться к совершенству, с другой - хотя бы смертные грехи исповедовать перед концом .

-Прошел день праздника Жен мироносиц, и я испытала глубочайшее разочарование, так как на 8 марта нам говорят: сидите, это день неверующих, ваш праздник - Жен мироносиц. А потом говорят, что вы никакая не Жена мироносица, и не стоит вас поздравлять. И так мы остаемся без подарков. Это обидно.

На первый вопрос выскажу свое личное мнение. Я уверен в том, что аскетические, максимально напряженные труды полезны и возможны для человека нравственно здорового и цельного по натуре. В плане мышления, словесной деятельности и житейской практики. То- есть он мыслит, делает и говорит примерно одно и то же. Вот такой человек и может быть подвижником. Если же человек разбит на части от него - не требуется подвижничество, потому что он станет уродом, чудовищем. Это факты, доказанные очень многими примерами. От него требуется сначала стать человеком. То- есть проявлять человеколюбие, уважение к старшим, почтение к чужой мудрости, сострадание чужому несчастью, оказывать помощь людям в несчастьях, в разных житейских нуждах. Это главные занятия людей, которые хотели бы, но не могут нести аскетический труд. Какое - нибудь сильное пощение, частое говение и причащение. Я за то, чтобы рассуждать о людях и минимизировать требования аскетики к тем, кто искалечен наследственностью, прожитой жизнью, болезненным состоянием. Направлять энергию таких людей не в аскетику, а в человеколюбие. Ну, а кто здоров душой, телом, умом и сердцем - тот пусть подвизается. Надо пастырски рассуждать о степени здоровья человека.

Что касается 8 марта и Жен - мироносиц, то мне жалко вас, потому что я такой проблемы не знаю. Я считаю, что можно поздравлять женщин 8 марта, как дочек Евы, и в этом нет ничего плохого. Забудьте про Клару Цеткин, кому она нужна? Кто сегодня 1 мая связывает с расстрелом рабочих в Чикаго? Это вещи уже отпочковавшиеся, самостоятельно живущие. Поэтому 8 марта можно спокойно вас поздравлять, целовать в щечку и дарить какую-нибудь мимозу. А Жены - мироносицы - конечно, можно нас всех унизить, заявить, что никакой вы не апостол и никакая вы не Жена - мироносица. Но нужно ли так говорить? Я вам скажу про нашу практику. Мы уже много лет практикуем такую вещь в храмах, где я служил и служу: мы даем женщинам в день Жен - мироносиц читать шестопсалмие, молитвы после причастия. С платом на причастии стоят женщины, на крестном ходе все несут женщины. Мы максимально насыщаем литургическими знаками, женским присутствием совершение Литургии. Мы показываем, что все, что до алтаря, могут делать женщины. Мы только в алтарь их не пускаем. Нам это приятно, может быть, даже больше чем самим женщинам. Потому что хорошие женщины достойны большой похвалы. Плохие женщины достойны большой плетки. Очень приятно хороших женщин почтить в этот день, сказать им хорошие слова. И даже есть еще такая традиция: всякой девочке, девушке, женщине, бабушке в церкви в этот день дарить по цветочку. Я на этом вырос.

Мне кажется, что женщин нужно несколько раз в году подбодрить лаской. Такой хорошей, безгрешной, церковной лаской. Женщина в церкви и так несет на себе очень много, а если так делать – то еще больше понесет. Нашим сестрам нужно выказывать законную благодарность.

-Когда бываешь в монастыре на службе - во время пения бывает молитвенный настрой, а на приходе как-то не так.

Есть такой Джон Толкиен, писатель, который написал «Властелин колец». Он был хорошим другом Клайва Льюиса, который написал чудесные евангельские сказки. «Письма баламута», и прочие. Они дружили и обогащали друг друга идеями. Мне как-то принесли письмо Толкиена сыну. И там такие слова: «Сынок, тебя могут прельстить в Богослужении красивое пение, красивый орган, яркий проповедник, красивая архитектура, хорошо одетые, красивые люди - все может прельстить тебя. Или ты можешь выбрать храм, где много красивых, богатых людей. Но пойми, что знаком того, что ты любишь Христа, будет то, что ты будешь сидеть в какой-то бедной захудалой церкви». Католики большую часть службы сидят. Священник будет в давно нестиранном облачении, это будет заметно, у него будет красный нос, намекающий на то, что он не очень большой подвижник. И проповедь его будет скучна, вместе с тобой на службе будет 2-3 человека, и храм будет старым и не отремонтированным. Но ты сынок, если ты будешь сидеть и понимать, к Кому ты пришел, если Христос будет занимать твое сознание, и ты будешь молиться Ему - то знай, дорогой сынок, что ты имеешь веру.

Я это все сейчас конечно переложил своим языком, но мне сама мысль очень понравилась.

Как бы ни было, а ты чувствуешь, что здесь Христос. И тебе хорошо от того, что ты с Ним. Вот это и есть вера. Когда все культурные подпоры сняты, и только вера осталась.

Конечно, можно ходить с любовью в монастырские храмы, где как грянут монахи! Ну и ясно, что душа просится со слезами наружу. Человек плачет. Красиво. А вот в другом храме, где вообще нет ничего - в таких храмах присутствие Божие чувствуется с большей степенью очевидности. Вот в там и нужны ваши усилия.

-Я сама из деревни, и мы очень тяжело жили. Но бабушка рассказывала, что при Царе жили намного хуже. И Царь занимался только своей семьей. А теперь я живу при Путине, не имею дачи, машины, но кажется, что я живу лучше всех. Спокойно, хорошо, правда, жизнь кончилась, мне уже 88.

Я тоже думаю, что мы при Путине живем лучше, чем при многих других. Ваш опыт, ваша жизнь - она при вас. Безусловно, не все было гладко в Российской империи. Если бы все было гладко - революции не было бы. Но то, что сегодняшнее правление вами похвалено - это уже стоит чего-то.

Живите долго и молитесь Богу.
Знаете, я думаю, что есть мировая закулиса, есть большие державы, есть большие рынки, есть денежные потоки, в общем - есть такие вещи, которые влияют на жизнь миллионов людей. А вместе с тем есть такая пословица: «не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы». То - есть когда слабый маленький человек Богу помолится, поплачет, пожалуется Богу на кого-то, на что-то - то Господь, Судья сирых, Судья вдовиц прислушается к этому. Вот вы, люди старшего поколения, если у вас есть вера, у вас все осталось в памяти - и прожитая жизнь и печаль, и радость. Впереди - только Царство Небесное, вы молитесь Богу, пожалуйста, старички, старушки. Потому что ваша помощь нам, молодым, или относительно молодым – бесценна. Мы все разные молодые. Кому-то и 50- летний молодой. Но растет человек до 24 лет. Потом процессы развития заканчиваются. И вот вы, старички, прожившие жизнь и имеющие веру - пожалуйста, молитесь Богу о Патриархе, о президенте, обо всех добрых людях, обо всех молодых людях, которые Бога ищут, не могут найти или не ищут, а Он им нужен. Сила стариков - это молитва, а сила народа - это молящиеся старики, в том числе.

Сейчас наш Патриарх и наш президент находятся на Афоне. То- есть обе головы двухглавого орла сегодня в Греции, и Святая Гора Афон будет принимать их. Давайте помолимся о том, чтобы воздух был благоприятен для полета, море - для высадки на сушу, гора Афон молитвами Богоматери - для посещения старцев, беседы с ними, молитвы, причащения с ними и всех этих духовных вещей. Чтобы визит Святейшего с президентом состоялся благоприятно, с пользой для мира. Куда деваться от того, что Россия вплетена в судьбы мира? У Арсения Тарковского, того самого, который отец известного кинорежиссера Андрея Арсеньевича, есть стихотворение: «Я человек, я посредине мира, за мною мириады гроз. Передо мною мириады звезд, я между ними лег в свой рост. Два берега связующее море, два берега соединивший мост. Я – Нестор- летописец мезозоя, и я грядущих дней Иеремия, держа в руках часы и календарь, я в будущее ввязан, как Россия, и прошлое кляну, как нищий царь».

Вот очень важные строчки – «держа в руках часы и календарь», то- есть, время- время- время. Мы же все о времени переживаем. Последние времена или не последние? «Я в будущее ввязан как Россия, и прошлое кляну, как нищий царь». То - есть мы жалуемся на прошлое, как нищий царь, которого согнали с престола, но мы ввязаны в будущее, как Россия. А Россия ввязана в будущее. То - есть будущее без России не решится. Вот сегодня Россия в лице обоих голов двухглавого орла - Святейшего и президента на Святой горе Афон у Божьей Матери под омофором - вот об этом помолимся. Да хранит Царица Небесная Святейшего патриарха и президента РФ, раба Божия Владимира на долгие годы и да вразумляет Царица Небесная их поступать правильно. Потому что со времени явления иконы Божией Матери Державной мы понимаем, что Россия перешла под омофор Царицы Небесной, и Она - хозяйка нашей земли, как она и раньше была. Но раньше и цари были, на царей можно было списать, царь - батюшка, царь - кормилец, царь - хранитель. А сегодня Богородица взяла всё. И Она сегодня на Афоне как хозяйка принимает Патриарха и президента. Помолимся, чтобы не было открытой горячей фазы III мировой войны. Помолимся, чтобы народ наш умножился, и сложился, и обожился. Вы знаете, что за 4 года, с 2011 по 2015 количество абортов в РФ сократилось на 25%? Представляете, сколько детей не было убито? Это же великий прорыв! 32% женщин добровольно отказались делать аборты после разговора с ними на эту тему. Это не окончательная, но победа. То-есть идет война! За будущее, за прошлое, за настоящее. И мы в нее ввязаны. Молиться есть о чем, молиться есть о ком, молитесь много, дорогие друзья. В особенности молитесь те, кто сегодня ничего, кроме молитвы, особо делать не может, потому что руки ослабели, глазки плохо видят, возраст уже преклонный. Потому что большая часть жизни прожита. У вас на пороге вечности есть вера и благодать. Молитесь за молодых, потому что им еще жить и жить, а у них такие искушения, которых даже ваша тяжелая молодость не знала.

-Расскажите, как, в какое время молиться по часослову и книжку вы не могли бы такую написать?

Я когда- то написал такую статью, называется: «День с часословом», она есть на ресурсе православие. ру. Там суть следующая: пляшем от часов. 3-ий и 6-ой час. 6 час по нашему счету это 12 часов, 3 - ий час - это 9 часов утра по нашему счету. 1-ый - это 6 часов утра. Утреню можно читать в 5 часов утра. Потом 1-ый час. Потом в 9 часов утра 3-ий час, 6ой 12 часов в полдень и обед не позже 12, потом в 15 часов можно читать вечерню. Повечерие можно читать часов в 8-9 вечера. Полунощницу - в полночь. Вот весь цикл, который можно прочитывать в течение дня, если есть на это время силы и желание. То- есть весь день можно прожить с Часословом. Мусульмане, которые 5 раз в день молятся по движению солнца. Они взяли свое пяточисленное моление от византийских монахов, то - есть тоже 5, 9, 12, 15, 18 часов. А у нас дальше есть 9, 12, час. Так что хороший вопрос, но для этого нужно уйти в отпуск. Специально на месяц и весь месяц упражняться с Часословом. Это хорошая тема, очень красиво. Мы получили Богослужение уже в другом виде, но смысл его именно такой, чтобы молитв было много в течение дня - коротких, но много. То- есть есть несколько принципов, один принцип говорит: молиться редко, но долго. А второй принцип более серьезный, жизненный, говорит: молиться как можно чаще, но короче. Это полезнее, чем молиться раз в неделю три часа. Лучше молиться каждый день каждые два часа по пять минут. Лучше покороче, но постоянно, этот принцип заложен в Часослов.

Помощи Божией, друзья мои!

Читать на клиросе - это прекрасная возможность стать важным, нужным и полезным для вашего храма и вашей церковной общины. Скажу вам по секрету - читать на клиросе (по моим внутренним ощущениям) даже более радостно и благостно, нежели петь. Я и пел и читал на клиросе и могу сказать со всей ответственностью - у певчего нет такого погружения в суть конкретной службы и конкретного праздника, как у чтеца. И главное - это доступно многим, ведь для чтения не нужно специальное образование. Так как же начать читать на клиросе?

Конечно, мы не будем уделять много внимания теме "как начать". Это совсем не сложно. Узнаете, кто настоятель в храме, подходите к нему, и проситесь на клирос - читать. Могу вас заверить - певчие ОЧЕНЬ редко бывают против приходящих гостевых чтецов, так как берегут голоса от повышенной нагрузки (пение и чтение одновременно немало утомляет). И потому обычно певчие рады приходу чтецов на клирос. Так что - не стесняемся, не теряемся, подходим...

Готовимся к чтению

По собственному клиросному опыту могу вам сказать, что особенно рады певчие чтению следующих частей службы - часам (1-3-6-9), кафизмам (псалтырь), молитвам ко причастию и благодарственным молитвам после причастия.

Я бы предложил вам начать с молитв ко причастию. Обычно этот текст хорошо знаком всем верующим, и можно ожидать, что вы хорошо знаете все ударения в тексте. Но все же стоит проверить. Сядьте с карандашиком, возьмите в руки текст и внимательно пройдите его, следя за ударениями. Главная ошибка всех начинающих чтецов - неверные ударения в словах. Это неудивительно, так как многие слова в церковно-славянском звучат иначе, с необычными ударениями и потому первое, что делать сделать церковный чтец - выучить верные ударения.

Подчеркнув слова, которые не верно произносятся в тексте, вы можете снова и снова каждый день проговаривать данный текст, обращая внимание на выделенные участки. Рано или поздно молитвы ко причастию, как и благодарственные - будут вами читаться верно.

Но это только начало работы. Главное в церковном чтении - его бесстрастность, монотоннность, но монотонность умиротворяющая, придающая пространству храма уют и успокоение. Одна из характерных ошибок начинающих чтецов - чтение на разных нотах. Голос привык в разговоре к речевым модуляциям (постоянной смене высоты звука) и нужно учиться говорить на одном звуке, иначе церковным чтецом вам не стать (постоянная смена высоты звука воспринимается слушающими как спешка, чтение взахлеб и сразу слышен не церковный характер такого чтения.

Очень важно при чтении буквально произносить слова. Буква "о" в современной речи часто редуцируется в "а", например "Господь" произносится как [Га"сподь]. В церковно-славянском нужно "окать" - подчеркнуто округляя рот на "о" и вытягивая губы дудочкой ну "у". Аналогичная ситуация с буквой "я" - ее надо произносить подчеркнуто утрированно, например "СвЯтый Боже, СвЯтый крепкий, СвЯтый бессмертный, помилуй нас".

Поскольку формировать качественные "о", "у" и "я" требует времени (при определенной скорости губы просто не будут успевать сложиться в нужную для произнесения звука конфигурацию) - скорость чтения должна быть размеренной и ровной.

После изучения и запоминания правильных ударений в часто используемых молитвах последования ко причастию и благодарственных молитв можно переходить на псалтырь. Для начала - приобретите псалтырь с русским написанием, но церковно-славянским текстом псалмов.

Произведите ту же процедуру разучивания всех псалмов, как для молитв ко причастию. Этот объемный труд святого Давида не даст заскучать, ибо 20 кафизм зададут вам хорошую работенку. Зато на псалмах Давида очень хорошо учиться церковно-славянскому языку. Читая каждый день дома по одной кафизме, вы очень быстро привыкните к правильному произношению и ударениям (за ударениями надо обязательно следить, ибо в ударениях иногда ошибаются даже опытные монахи, чего уж говорить про начинающих чтецов).

Когда текст кафизм начнет постепенно запоминаться и ложиться на слух, переходите на псалтырь в церковно-славянском написании. Вот тут и скажется вся ваша работа. Знакомые слова начнут складываться в фразы, вы будете просто узнавать текст. А постепенно сможете читать и малознакомый текст на церковно-славянском.

Чтение часов не сильно отличается от чтения псалтыри, так как часы в основном из псалмов и состоят. За той разницей, что на часах в определенных местах вставляется тропарь и кондак сегодняшнего праздника дня или святого. Запомнив место вставки тропарей, вы сможете читать часы без посторонней помощи.

Обретенная радость

Читать на клиросе очень радостно. Певчие зачастую во время пения лишены радости, так как озабочены тем, чтобы и попасть в ноты, и создать динамический и ритмический ансамбль, и красиво вокализировать звуки, и правильно прочитать подстрочный текст.

Все эти сложности приводят к тому, что часто певчему становится попросту не до молитвы. Дай Бог службу хорошо спеть. Но вот чтение...

Какая радость и благодать бывает после службы у чтеца (я это знаю, так как сам читал), если он читает канон святому или псалтырь с умиленным, покаянным и горячим сердцем. Какая радость у чтеца бывает, когда он может через внимательное вдумчивое чтение молиться сам и помогать молиться всем прихожанам.

В каком-то смысле, читающий на клиросе щедрой рукой раздает милость - и певчим, помогая им на службе, и прихожанам, помогая им молиться. А ведь Господь сказал - "блаженны милостивые, ибо те - помилованы будут". Мне радостно думать, что наши дорогие чтецы обретут милость у Господа и будут вовеки помилованы и обретут вечную радость в неземном царстве великого Царя.

Сергей Жиглов

Часовня. Для чего она? Часовен в христианских государствах обычно много. Большинство из них – частные. Часовни строились в честь какого-то необычного события, над целебными источниками, над могилами, по обету, просто на дорогах – как сейчас у нас ставят кресты, вокруг села или города… Смысл Часовни – освящение пространства и времени.
Часовня обычно строилась очень маленькой. Иной раз достаточно простереть в стороны руки, чтобы упереться в стены часовни. В часовне всегда были иконы или даже одна икона – на восток, на месте алтаря, лампада и небольшой колокол. В часовне можно было укрыться от непогоды, помолиться в дороге и отдохнуть, побыть наедине с Богом, просто выплакаться.
Вообще в давние времена не строили жилищ без молельного места. В доме или выделяли одну комнату под молельню, или пристраивали часовню. Ведь Спаситель сказал: молись не как лицемер, напоказ, а затвори двери и поговори один на один с Богом. В каждой часовне хоть раз в году, в день памяти святого или праздника часовни батюшка служил службу – его приглашали хозяева. Если надо отслужить Литургию – служили на переносном Антиминсе.
Кто побогаче, те строили дома храм-часовню с алтарём или домовую церковь. А часовню ставили лишь над семейной усыпальницей. В домовой церкви служили на собственном антиминсе. Каждая русская усадьба имела свою домовую церковь.
Поскольку в большинстве часовен не было алтаря и антиминса, то они никогда и не запирались на ключ. Часовня всегда была открыта, и любой путник мог помолиться.
При Петре 1 и после революции домовые церкви, как и часовни, были запрещены, а уже имеющиеся — разрушены. Во-первых, из-за борьбы со старообрядцами. А во-вторых, домовые церкви и часовни очень способствуют религиозному воспитанию и поддерживают нравственность в народе. А так же, как уже говорилось выше, создают намоленное, освящённое пространство. Но ни то, ни другое, ни третье ни при Петре 1, ни в Советском Союзе было не нужно.
Что же читали в часовнях? Знаете ли такую книгу: Часослов? А ещё был Часовник. К последнему прилагалась Следованная псалтирь.
Выше говорилось, что часовня служила для освящения времени и пространства. Так вот по Часослову или же Часовнику со Следованной псалтирью и молились. В Часослове всё Всенощное бдение разделено на части. Смысл в том, чтобы мог помолиться мирянин сам, опуская возгласы священника. Разрешалось опускать тропари, песнопения хора. В Часовнике были лишь основные молитвы. Псалмов не было. Чтобы отслужить более полную службу, нужно было иметь к Часовнику Следованную псалтирь, в которой были все, необходимые для молитвы и расписанные по службам, псалмы.
Часослов содержал в себе всё. По этой книге мог молиться не только мирянин — по нему служат службу в храмах.
Вообще раньше не были столь популярны утренние и вечерние молитвы. Обычно молились иначе – по Псалтири и Часослову. Эти книги служили и как азбука для детей. По ним учили детей грамоте. Дело в том, что молитвы – молитвами, а основа всему молитвенному правилу – Псалтирь. Только на ней строил свои молитвы христианин. Кто мог, читали Псалтирь, как положено – три кафисмы в день и плюс глава Евангелия. А кто не мог осилить – занят, болен, устал – ограничивался Часословом. Основное правило: лучше меньше, но чаще! Огромные молитвенные правила читать в крестьянском хозяйстве некогда. Даже на Пасху в храм не попадёшь, если нет домовой церкви, но есть коровы, козы… которых надо доить в одно время. Но сутки должны быть освящены. И каждый труд должен быть освящён. Часослов удобен: максимум – полчаса, а то и меньше. Но зато часто.
Рассказывают такое предание… Египетские монахи спорили: сколько псалмов нужно читать в день, чтобы не отпасть от Бога? Кто-то предлагал 50 псалмов в день, кто-то 60… Каждый уповал на свою силу и не хотел снизойти к слабостям брата. Вдруг на середину вышел неведомый певец. Пропев 12 псалмов, он исчез. (Для сравнения: одна кафисма Псалтири содержит в среднем 8 псалмов). Так через Ангела Господь показал: много не надо! Ни к чему хвалиться, что я прочитал больше всех!
Итак: чтение Часов по часослову. Часы – особый молитвенный чин. Охватывает суточный круг.
Первой читается Утреня. 6 утра. Утреня – радостная служба. Особенно, когда она служится священником в храме. На Утрени – Полиелей и чтение Евангелия. Она напоминает верующим о радости: Христос родился! Христос с нами на земле! Спаситель рядом! В самом сокращённом виде она охватывает Шестопсалмие, песнь Богородицы и Великое Славословие. Вообще в Утрени псалмов больше. И вот когда их читаешь все – просыпается особое чувство трепетной молитвы. Тексты псалмов проникновенны. Они просят для нас защиты у Бога, они говорят о наших страданиях, но они вселяют веру, что Бог слышит и поможет, они содержат ликование и хвалу Богу. Утро с ними начинается по-другому! Псалтирь пробуждает в душе молящегося совсем иное чувство, нежели привычные до автоматизма тексты утренних молитв. Ведь смысл христианской молитвы вовсе не в том, чтобы «вычитать»! В молитве должны быть и смысл, и чувство. По окончании Утрени сразу читается Первый час. И один удар колокола.
Затем небольшой перерыв. В 9 утра – Третий час. Зажигали свечу. Били в колокол три раза. И читали. Третий час посвящён великому событию: схождение Духа Святого на Апостолов.
12 часов дня. Зажигалась свеча. Шесть ударов колокола. Читается Шестой час. А к нему добавлялась Обедница. Что такое обедница? Это как бы прообраз Литургии. Она «изображала» Литургию. Потому её называли часы Изобразительны. Её можно служить без священника. И естественно, без Причастия. Обедницу можно отслужить вторично: когда надо отслужить Литургию из-за какого-то важного события или опасности. Но Литургия уже отслужена. А служить дважды на одном престоле – нельзя. Тогда выручают часы Изобраазительны. Мы как бы повторяем события Литургии, вспоминаем их, переживаем вновь. Сам Шестой час напоминает нам: в это время Спаситель был пригвождён ко Кресту. В полдень распяли Христа. Многие благочестивые христиане и до сих пор, хотя бы даже очень кратко, читают молитвы в полдень, чтобы освятить время. Сама же Литургия раньше тоже служилась ближе к полдню, а вовсе не рано утром.
3 часа дня. Час девятый. Крестная Смерть Спасителя. Девять ударов колокола. Соль Евангелия осолила время. Наши сутки должны быть промолены. Дух не успевает остыть и окунуться целиком, с головою, в мирскую суету. В этом смысл молитв по Часослову. Даже если каждый христианин не успевал так молиться – молились те, кто присматривал за Часовнями. Молился кто-то один из домашних в молельной комнате или домашней часовне, церкви. Не обязательно всем становиться на молитву. Чтобы жить – надо и работать, зарабатывать хлеб насущный. Но в целом – дом, село, город не оставались без суточных молитв. В этом смысл! Звук колокола по нескольку раз в день освящал двор или поселение в целом. Если учесть, что часовни могли просто окружать город или село, то ткался в течение суток молитвенный покров над людьми. Современные службы: воскресенье и суббота да в праздник — такого покрова, увы, не дают. И часы мы читаем иначе: перед Литургией чтец вычитывает все часы вместе, что тоже не совсем правильно, а лишь удобно. Удобно, быть может, для мирян. В этом есть смысл. Но в часовнях и монастырях, где никто никуда не спешит, Часы должны служиться, как подобает! Почему такое внимание ко времени? Земное время воспринималось всеми христианами, как освящённое время, данное нам для спасения. Мы же молимся, лишь чтобы «вычитать» и «не быть должным» Богу. Но Богу наши молитвы не нужны. Они нужны нам. Как спасительное лекарство. А лекарство следует принимать правильно! Иначе оно может и не помочь.
Следующая часть домашнего церковного Богослужения – Вечерня. Это приблизительно 18 часов вечера.
Навечерие – 21 час вечера.
Полунощница – полночь. Полночь напоминает нам о полунощном молении Христа в Гефсиманском саду. А так же о том, что и Второе пришествие ожидается, по священному преданию, в полночь.
Иногда читалась и особая служба — Хвалины. Это 3 часа ночи.
Итак, мы видим, что время Часов разделено по три часа. Время молитвы в часовне: 6, 9, 12, 15, 18, 21 и ноль часов или полночь. А так же 3 часа ночи. Каждые три часа освящались молитвой. А в середине между часами – читалось междучасие. Так что труд служителя в часовне не даёт расслабиться.
Есть особые Царские Часы. Они читаются трижды в году: под Рождество, Богоявление и в Страстную Пятницу. На эти службы в Византии и в России обычно приходил царь со своей семьёй в виду значимости праздника. Отсюда и пошло название – Царские часы.
На Светлой седмице читаются краткие Пасхальные часы.
Таков круг суточного церковного и домашнего Богослужения. Нам, мирянам, не удастся, конечно, вычитывать всё. Но хотя основные моменты суток следовало бы отмечать, читая по Часослову в самом кратком виде Часы. Бог в помощь!