Может ли бог простить. Прощает ли Бог любой грех? Молитва о прощении грехов

Самые практичные вопросы на свете – это вопросы богословские. А один из самых важных из них – это вопрос о Божием прощении.

Недавний инциндент вновь заставил об этом задуматься. “Бог прощает всех” – сказала дама, демонстрировавшая за задержанных участниц панк-группы. “Нет, Бог не прощает кощунства!” – ответил молодой человек и ударил ее по щеке. После чего дама обратилась в полицию. Я ничуть не осуждаю обращения в полицию по поводу тех или иных безобразий. Полиция – великое учреждение, благодаря которому все мы наслаждаемся благоустроением и многим миром. Не верите – спросите у жителей тех стран и областей, где ее нет.

Но как же все-таки с этим “Бог прощает всех”?

Бог должен простить наших безобразниц, но вот не нашего безобразника надо сдать куда следует?

Интересна и реакция некоторых православных – за кощунниц нечего заступаться, но вот нашего-то паренька надо накормить блинами и немедленно простить, потому как довели же человека.

Чтобы запутать нас окончательно, в эти же дни некие художники-на-заборах в Иркутске нарисовали свастики на стене синагоги и на заборе мечети. Истинные арийцы редко отличаются умом и сообразительностью – вот и в этот раз они совершенно упустили из виду камеры слежения, которые их и засняли. Так что, вероятно, скоро юных художников арестуют. И что можно наверняка предсказать – мы не увидим писем, подписанных мастерами культуры, с требованием их освобождения, раз они никого не убили и ничего не украли, а нанесенный ими материальный ущерб совершенно ничтожен. Общественность и не подумает яростно требовать от лидеров Иудейской и Исламской общин ходатайствовать об их срочном освобождении, укоряя их в крайнем жестокосердии, если они не станут этого делать. Этого общественности даже и в голову не придет. Это не те безобразники, которые осквернили не те места поклонения не по тем мотивам. На них прощение не распространяется.

Так что же означает это “Бог прощает всех”? Боюсь, что обычно это означает “Бог снисходительно и с пониманием смотрит на наши безобразия и безобразия тех, кого мы считаем своими; грехи остальных подлежат справедливому суду”. Друзьям – все, врагам – закон. Наших обязаны прощать, а вот их – “не забудем, не простим”. Справедливость, как и милосердие, как и честность – чисто инструментальные понятия для обеспечения интересов нашей группы. Когда это выгодно нам – будем слезно взывать к милосердию, когда нет – будем гневно требовать справедливости.

Что же говорит Писание? Что Бог пугающе нелицеприятен. Он воздаст каждому по делам его. Принадлежность к правильной группе, правильного происхождения, или правильных убеждений, совершенно не избавляет от Его суда. “Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. (Рим.2:9-11)”.
Бог видит грехи православных, грехи либералов, грехи всех остальных – и в Его святых очах они все заслуживают осуждения. В Библии довольно много говорится о Божьем гневе на грех; надо это усвоить, перед тем как говорить о Его прощении.

Потому что одна из проблем нашего общества – это полное непонимание того, что такое прощение и милосердие. Прощать можно только согрешивших людей, заслуживающих осуждения. Милосердие можно оказать только тем, кто в нем нуждается.

Фото Александра Осокина

Если Вы не сделали ничего худого – напротив, сделали нечто доброе – а Вас посадили в тюрьму, то Вы не нуждаетесь в прощении. Вы нуждаетесь в оправдании, которое по праву Ваше, и в выплате надлежащих компенсаций со стороны Ваших обидчиков. Если через какое-то время власти скажут – ну ладно, мы добрые, мы проявляем прощение и милосердие, так уж и быть, выпустим Вас на свободу, идите и со слезами умиления нас благодарите за великую нашу доброту – это будет издевательство. (Добрейшей души люди! А ведь могли бы и расстрелять!) Несправедливо прощать того, кто не виноват. Его можно только оправдать.

В отношении людей к греху часто совмещаются две несовместимые позиции – 1)это вовсе и не грех 2)Бог же добрый, он наверняка его простит. Если это не грех, то и прощать тут нечего – а если грех, то давайте начнем с того, что признаем его грехом. Иначе бессмысленно говорить о прощении и милосердии. Фраза “Бог прощает всех”, в русском языке (и, боюсь, что в любом другом) подразумевает, что все – грешники. Фраза “Васю Пупкина надо простить” неизбежно подразумевает, что Вася согрешил.

Когда люди начинают требовать одновременно оправдания (да довели, и вообще они за правое же дело) и прощения, их требование бессмысленно – или человек с самого начала не виноват, или простить.

Итак, прощать можно только виновных; но в чем заключается Божье прощение? Часто под “прощением” подразумевается просто ленивое игнорирование, как будто Бог – это такой ленивый полицейский, который сквозь пальцы смотрит на безобразия на своем участке. Но проблема в том, что такого рода “прощение” означало бы, на самом деле, осуждение – оставить человека на самого себя значит обречь его на гибель. Ад – это ровно то место, где нераскаянные грешники предоставлены самим себе.

Прощение Божие предполагает восстановление отношений – причем не на наших, а на Его условиях. Чтобы войти в Царство Божие, мы должны покориться Царю и признать Его законы. Фраза “Бог прощает всех” верна в том отношении, что все могут обрести прощение – все, кто его захотят. Христос умер за всех людей, Его Жертва полностью достаточна для спасения всех.

Однако эта фраза неверна в том смысле, что все реально прощены. Вы не можете восстановить отношения с Богом, если Вы не хотите их восстанавливать. Вы не можете их обрести, пока ставите свои условия, а не принимаете Его. Вы должны покаяться – то есть переменить путь, признать Христа Господом в Вашей жизни, покориться Его заповедям, и веровать – то есть возложить Вашу надежду на Него. Пока Вы не сделали этого, Вы не прощены. Если вы согрешили уже после обращения, Вы должны признать грех грехом, без ссылок на “меня довели”, и еще раз принять Его прощение. Он не устает прощать – всех. Но это требует покаяния и веры. Вы не можете быть прощены без этого.

Прощение Божие – это не то же самое, что амнистия со стороны государства; преступники, покаявшиеся в тюрьмах, обычно отбывают свой срок до конца – хотя Бог их давно уже простил. Государство действует по закону, оно не видит сердца человека, подлинно он обратился или нет – хотя и может обращать внимание на изменения в его поведении.
У нас могут быть обоснованные сомнения в том, правильно ли в том или ином случае государство поступает (я, например, не считаю, что безобразниц следует так долго держать за решеткой), но это уже вопросы к государству, не к Богу и не к Церкви.

Если же говорить о Божьем прощении – то оно нам предложено на определенных условиях, и мы всегда можем его принять, если проявим немного доброй воли.

Чтобы ответить на этот вопрос наилучшим образом, мы должны рассмотреть два убедительных отрывка из Священного Писания. Первый мы находим в книге Псалмов: «Как далек от заката восход – так удалил Он от нас наши грехи» (Псалом 102:12). Одним из самых эффективных приемов, который сатана применяет к христианам, заключается в том, чтобы убедить нас, что наши грехи на самом деле не прощены, несмотря на обещание Божьего Слова. Если мы искренне приняли Иисуса как своего Спасителя верой и все еще имеем неприятное ощущение относительно того, существует ли истинное прощение или нет, то можем подпасть под демоническую атаку. Демоны ненавидят, когда люди освобождаются из их рук, и пытаются посеять семена сомнения в наших умах относительно реальности нашего спасения. Одно из мощнейших средств из всего обширного арсенала трюков сатаны заключается в том, чтобы постоянно напоминать нам о наших прошлых прегрешениях – он использует это, чтобы «доказать», что Бог не смог простить нас. Нападки дьявола не позволяют нам просто положиться на обещания Бога и доверять Его любви.

Но этот псалом говорит нам, что Бог не только прощает наши грехи, но и удаляет их полностью из Своего присутствия. Это – глубокая мысль! Безусловно, нам сложно это понять, поэтому мы так легко начинаем беспокоиться о прощении, а не просто принимаем его. Ключ находится в том, чтобы просто оставить свои сомнения и чувство вины, и положиться на Его обещание прощения.

Второй отрывок записан в 1 Иоанна 1:9: «Если признаем наши грехи, Он, справедливый и верный, простит нам грехи и очистит от всякого зла». Какое невероятное обещание! Бог прощает грехи своих детей, если они приходят к Нему с покаянием и просят о прощении. Божья благодать настолько велика, что она может очистить грешника от греха и он становится дитем Божьим; даже когда мы спотыкаемся, мы все еще можем быть прощены.

В Евангелии от Матфея 18:21–22 мы читаем: «Тогда подошел к Нему Петр и спросил: «Господь, сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?» «Нет, не семь, а семьдесят раз по семь», – отвечает ему Иисус». Петр, вероятно, думал, что он был достаточно великодушен. Вместо того чтобы ответить человеку, согрешившему против него, тем самым, Петр предложил предоставить некоторую отсрочку, скажем, до семи раз. Но на восьмой раз прощение и милость должны были закончиться. Но Христос отверг правила распределения благодати, предложенные Петром, сказав, что прощение должно быть бесконечно для тех, кто действительно стремится к нему. Это возможно лишь благодаря бесконечной милости Бога, которую нам дает пролитая кровь Христа на кресте. Из-за Его прощающей силы мы можем всегда быть чистыми, если в смирении просим о прощении своих грехов.

В то же время, следует отметить, что постоянный и непрерывный грех спасенного человека не соответствует Библии (1 Иоанна 3:8–9). Вот почему Павел увещевает нас: «Задайте себе вопрос: тверды ли вы в вере? Испытайте сами себя! Или вы не знаете, что в вас Иисус Христос? Знаете, конечно, если только не провалились на испытании» (2 Коринфянам 13:5). Как христиане мы спотыкаемся, но мы не ведем образ жизни, наполненный нераскаянным грехом. У всех нас есть недостатки и мы можем впасть в грех, даже если не хотим этого. Даже апостол Павел делал то, что он не хотел делать, потому что грех проявлялся в его теле (Римлянам 7:15). Как и Павел, верующий должен ненавидеть грех, раскаиваться и просить о Божьей благодати для его преодоления (Римлянам 7:24–25). Хотя мы не должны падать, иногда это случается, потому что мы полагаемся на свои слабые силы. Когда наша вера ослабевает, и мы отказываемся от нашего Господа в словах и в жизни, как Петр, – даже тогда есть шанс покаяться и получить прощение наших грехов.

Еще один прием сатаны – заставить нас думать, что нет никакой надежды, что нет никакой возможности быть прощенными, исцеленными и восстановленными. Он будет пытаться заставлять нас ощущать себя в ловушке чувства вины, чтобы мы больше не считали себя достойными Божьего прощения. Но с каких пор мы когда-либо были достойны милости Бога? Бог полюбил нас, простил и избрал, чтобы находиться во Христе, еще до создания мира (Ефесянам 1:4–6) не из-за наших достижений, но чтобы «стать хвалой Его Славе, потому что мы первыми возложили надежды на Христа» (Ефесянам 1:12). Нет места, куда бы не распростиралась Божья благодать, и нет такой глубины, на которую мы можем упасть, чтобы Бог больше не мог вывести нас. Его милость больше всех наших грехов. Независимо от того, начинаем ли мы лишь отклоняться от курса или уже погрузились и тонем в грехах, благодать доступна.

Благодать – это дар от Бога (Ефесянам 2:8). Когда мы грешим, Дух обличит нас в этом грехе, что приведет к благочестивой скорби (2 Коринфянам 7:10–11). Он не будет осуждать наши души, как будто нет никакой надежды, так как нет больше осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Римлянам 8:1). Убеждение Духа в нас является проявлением любви и благодати. Благодать не является оправданием греха (Римлянам 6:1–2), и ею не стоит злоупотреблять – грех должен быть назван грехом, и он не может рассматриваться как что-то безвредное и безобидное. Нераскаявшимся верующим следует с любовью противостоять и вести к свободе, а неверующим следует сказать, что они нуждаются в покаянии. Но необходимо также указать на средство, ведь мы получили благодать на благодать (Иоанна 1:16). Это то, как мы живем, как мы спасены, как освящены и как мы будем сохранены и прославлены. Мы можем получить благодать, когда грешим, покаявшись и исповедуя наши грехи перед Богом. Зачем жить загрязненной жизнью, если Христос предлагает сделать нас чистыми и праведными в глазах Бога?

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Вопрос задает nickname – Almaty, Казахстан

Я сделала аборт. Не было другого выхода. Уже есть дети и ситуация была очень сложной, чтобы родить. Сама ненавижу аборты и только за жизнь. Но когда это коснулось меня, не смогла - решилась на аборт на очень маленьком сроке - 2 недели.
Я не спала всю ночь, и конечно же я не могла об этом молиться и не могла осмелиться обратиться к Богу, потому что как можно говорить с Богом на тему убийства собственного дитя..То, что я чувствую - не передать - это полное осознание совершившегося как в обычном так и в библейском ракурсе. Я все понимаю, но не могла иначе, на самом деле..
Мне очень плохо, я не могу смотреть в небо и не знаю, могу ли я вообще начать снова молиться и как мне вообще на эту тему можно говорить с Богом? Не могу решиться попросить прощения за это, только на кресле у гинеколога во время абортирования шептала, "прости, Господи", каждое слово сейчас - это рана,я во всем виновата.
Есть ли хоть какая-то возможность обратиться теперь к Богу и получить Его прощение? Есть ли такой шанс у меня? Ведь я все знала, я не мирская...никогда не могла подумать что такое может произойти в моей жизни. Помогите!

Отвечает Денис Подорожный:

Дорогая сестра,

Время не повернуть, грех совершен! Мне незачем объяснять вам, что аборт это убийство, вы и сами знаете серьезность и ужастность того, что вы совершили. Ваше сердце и совесть сегодня говорят громче всякой отповеди и постоянные мысли осуждения свидетельствуют против вас сильнее, чем мог бы кто-либо это сделать.

То, что вы сделали ужасно. И письмо ваше пусть будет свидетельством для всех других, собирающихся пойти на такой шаг.

Теперь же стоит вопрос: что делать? Как жить дальше? Сможет ли Бог простить? Можно ли примириться с Ним?

Я убежден, что милость Господа есть ко всем искренне кающимся в своих грехах. «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его» (Пс.17:26,27).

Когда человек грешит, заведомо и легкомысленно полагая: «Ничего, сейчас согрешу, а после покаюсь!», то в данном случае, он проявляет лукавство, и неискренность. И не мудрено, что после, человек должен понести на себе наказание от Бога.

Читая же ваше письмо, насколько я понял, вы не мыслили так. В вашем сердце было борение и упадок духа, чувство безысходности и состояние вины… но никак не лукавый расчет на легкое прощение. Правильно ли я понял вас?

Я не знаю вашу ситуацию, но все выглядит так, что, будучи стесненная обстоятельствами, узнав, что беременна, вы допустили страх в свое сердце. Забыли, что Бог вашу жизнь держит под контролем, и посчитали, что те трудности, которые вы и без того имеете в жизни, усугубятся от данного рожденного ребенка. Страх парализовал ваш здравый смысл. Вы начали мыслить неверно, полагать, что ситуация тупиковая, и единственным решением будет – аборт. Но это грех…. Внутри вас возникла раздвоенность, переходящая в панический поиск решения. Вы не нашли в себе мужества сказать «нет» своим страхам, и в конечном итоге поддались ему, и, дав место диаволу, согласились на такой шаг, который вам самой отвратителен, мерзок и никак не желанный.

При этом, грех ли это? Да – это грех и грех серьезный, влекущий серьезные последствия в жизнь человека, ибо вы забрали жизнь другого.

Но есть ли милость Господа к вам? Я уверен есть. Не для повторения злодеяния, а для восстановления и извлечения уроков из произошедшего.

Я хочу напомнить вам одну библейскую историю, которая, возможно, поможет разобраться в том, что же делать вам дальше

Это история падения царя Давида.

Был момент в его жизни, когда он духовно перестал бодрствовать, и в его жизнь пришла праздность. Все цари в то время устраивали военные походы, а он остался дома, и прогуливаясь по крыше увидел обнаженную женщину. Это и стало его началом падения. Царь вначале просто поддался похоти, похоть же привела ко блуду (2 Цар.11:1-4)

Один совершенный грех затем породил другой, и Давид оказался в жутчайшей для него колее: через время он узнает, что Вирсавия, замужняя женщина, с которой он согрешил, беременна. (2 Цар.11:5)

Тогда виновник происшедшего пытается замазать этот грех тем, что на время демобилизует ее мужа Урию, с тем, чтобы беременность не вскрыла совершенного царем прелюбодеяния. Но верный ему солдат отказывается входить к супруге, не представляя, как можно предаться утехам со своей женой, когда его друзья на поле брани. (2 Цар.11:6-13)

Такой поступок Урии смешивает все планы Давида, и ставит его в тупиковую ситуацию. Теперь царь ВЫНУЖДЕН (как он полагал в тот момент) сделать так, чтобы руками других этот солдат умер.

Царь шлет секретное письмо, и по его заданию, в момент сражения мужа Вирсавии оставляют одного с врагами, и те убивают несчастного. Вскоре, царь узнает о поражении в той битве, а также о смерти Урии Хеттеянина (ставшего таким нежеланным царю), и утешается этим: ведь теперь все можно скрыть!

Давид берет в жены, овдовевшую женщину, и … дело сделано! Никто ничего не узнает! Она родит сына, и что сделан грех – сокрыто! (2 Цар.11:14-27)

…Сокрыто от всех, но не от Бога! Не проходит много времени, как приходит пророк и тайное становится явным! А после и жизнь царя наполняется множеством весьма печальных последствий. (2 Цар.12 и далее).

Такая вот история!

Обратите внимание, что последние события в жизни Давида совершились, с одной стороны по его воле, с другой стороны, это не то, что он хотел изначально. Он был против убийства, но, поддавшись страху, находясь уже в неправильном духовном состоянии, не раскаялся, но напротив - с малодушествовал, и согрешил, послав человека на верную смерть.

Что же сделал он после того, как обличил его пророк? Ожесточился, подобно Саулу? Нет. Он сокрушился и смирил себя перед Господом!

В смирении он понес на себе все последствия совершенного им греха, ища только одного – общения с его Господом. Почитайте Псалмы Давида, и вы обнаружите, насколько глубоко его желание восстановить отношения с Богом (Пс. 50, Пс. 31 и много других примеров в его Псалмах).

Извлеките ряд уроков из истории Давида и думаю, вы найдете выход в своем положении:

1. Нет ничего явного, что ни сделалось бы явным. Что мы стараемся скрыть, Бог вскроет своей силой. Что мы вскрываем через покаяние и исповедание греха, то Бог покроет Кровью Иисуса Христа. Давид обрел много проблем, т.к. грех он исповедал не сам, будучи обличаем совестью, а «подпертый к стене» пророческим откровением Нафана. Вам же надо самой признать и исповедать свой грех.

2. Давид искренне покаялся, и Бог простил его. Писание говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1:9). Покайтесь перед Богом и исповедуйте свой грех. Я верю, что если в Ветхом Завете, Господь простил царя, то тем более Господь может дать милость и вам!

3. Он открылся человеку, а не только Богу. То, что вы написали мне письмо – это очень хорошо. Но я советую найти Божьего служителя, которому вы могли бы прийти и исповедаться лично. Ведь анонимно делать это всегда легче. Но именно такой шаг и более трудный, и более верный. Исповедь даст вам уверенность в прощении.

4. Давид получил прощение и в смирении понес на себе определенные последствия совершенного греха. Мы должны отличать эти две вещи: вина и последствия. Когда мы искренне раскаиваемся перед Богом, то Господь прощает нас. Но порой наши грехи могут порождать определенные последствия в нашей жизни.

К примеру, если служитель согрешил серьезным грехом, но раскаялся, он может быть прощен, но как минимум на какое-то время (ненадолго или навсегда) лишен служения.

Вполне возможно, что в той церкви, где вы находитесь, вам придется понести определенное церковное наказание. Скорее всего, вам какое-то время не допустят участвовать в евхаристии (вечере Господней), и если вы несли какое служение, возможно, вас отстранят от него. С готовностью и смирением примите всякое подобное наказание. Именно искреннее раскаяние и сокрушенность помогут вам как можно быстрее обрести мир в сердце и уверенность в прощении.

Церковное наказание за умышленное детоубийство существовало в церкви еще с древних времен, и оно прописано даже в Канонах Василия Великого, но и даже там, наказание – не для погибели, а (!) для прощения и восстановления.

Помните, что ни смотря на наказание или последствия совершенного вами греха, но при этом, вы можете уже в момент раскаяния и исповедания греха получить уверенность в Божьей милости и прощении.

5. Он никого не винил. Не надо искать виноватых. Именно взятие ответственности на себя и помогает нам полностью восстановиться, как духовно, так и в сферах, где диавол нанес нам урон, через совершенный нами грех.

6. Примите решение никогда не повторить содеянного. Покаяние означает обращение от мертвых дел к вере в Бога (Евр.6:1), оно выражено в сотворении достойного плода покаяния (Мф.3:8) и связано с изменением поведения. К примеру: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28).

Поэтому, придя в нормальное духовное состояние, и помолившись, размыслите вот на какую тему: «Что бы вы теперь сделали, если бы опять оказались в таком положении?» Если внутри вас вы опять приходите к решению сделать аборт, то скорее всего вы ничему не научились из произошедшего, и ваше раскаяние не искренне.

Если же вы, смиренно склоняетесь перед волей Божьей в решении не убивать зачатого ребенка, и это ваше внутреннее и глубокое убеждение, построенное на том печальном и болезненном уроке, то в вашем сердце – действительно есть раскаяние, а следовательно, вы можете рассчитывать на Божье прощение.

7. Согрешив, лучше идите к Богу, а не уходите еще дальше от Него. Не прилагайте грех ко греху, и согрешив против Бога и человеческой жизни, не впадайте в еще большее богоборчество. Не повторяйте ошибок падавших в грех Саула, Семея, Иуды, которые сделав один грех, и поняв это, в ожесточении, впадали в большее отступничество. Уподобьтесь Давиду, который упал, но решил встать и идти дальше за Богом. НЕ СДАВАЙТЕСЬ!

Напоследок, хочу дать вам одно место Писания. Оно из Ветхого Завета и показывает очень хорошую позицию, которую должен иметь человек, попавший в подобное положение, и все же чающий надежду на восстановление. Возьмите его, как обетование, заучите наизусть и ни в коем случае, не отступите от Господа, сломавшись под чувством вины.

Мих.7:7 А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. 8 Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. 9 Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.

Бог да даст вам свою милость и прощение, и восстановит вас! Я верю, что вы восстановитесь и сможете дальше идти за Христом! Господь простил Петра, трижды отрекшегося в страхе от Христа, помилует и вас!

Прощение грехов, прощение истинное и несомненное, имеет четыре признака. Каждый последующий выше предыдущего.

а) первым признаком является то, чтобы человек от всего сердца ненавидел грех при одном лишь воспоминании о нем от страха, чтобы не случилось ему еще раз впасть в него. При этом человек не наслаждается им и не склоняется к нему.


б) выше этого то, чтобы человек бесстрастно вспоминал о своих грехах, то есть без услаждения, скорби или ненависти.

в) еще выше то, чтобы, вспоминая о своих грехах, он радовался и славил Бога за то множество добродетелей, которое он стяжал по причине своих грехов, стяжал при помощи благодати Божией и покаяния.

г) признаком, который выше всех прочих, является то, когда человек исторгнет совершенно из своего сердца страстные помыслы греха, и столь крепко забудет о них, что они уже и не приступают к нему.

О первом признаке нам говорит Великий Василий. Когда его спросили, как узнать душе, что Бог простил ей грехи, он ответил, что узнает об этом, «если кающийся усмотрит себя в расположении сказавшего: неправду возненавидех и омерзих» (Правила, кратко изложенныя в вопросах и ответах; ответ 12). Спрошенный о том же самом, авва Исаак ответил, что тогда узнает кто-либо, что получил прощение грехов, «когда восчувствует в душе своей, что совершенно и от сердца возненавидел их» (Слово 84).

О втором признаке нас уверяет Никита Ираклийский, Серрон. Он сделал схолию на сказанное Григорием Богословом из слова на Пасху: «Если как Фома не будешь вместе с собранными учениками... уверься язвами гвоздинными». На это он говорит: «Если не ими, то памятью о прежних грехах, памятью, запечатлившейся в уме бесстрастно, уверься (что воскресло в тебе слово добродетели). Бесстрастным же воспоминанием является отпечаток бывшего, без сладости и скорби, отпечаток, не имеющий ноющих от боли ран по причине пришедшего бесстрастия, как будто человек и не имел страстей. Как Фома, иному ничему не верь. Потому что воспоминания о грехах – это раны, а сами грехи – это гвозди, пронзающие падающих. Итак, когда сможешь вспомнить о них бесстрастно, тогда поверь, что воскресло в тебе это слово».

Третий признак мы находим в Лавсаике, в житии Макария Юнейшего. Он, быв спрошен как-то раз о том, скорбит ли он, когда вспоминает невольное убийство, сделанное им в юности, ответил, что не скорбит, а даже радуется, не по причине самого греха убийства, но потому что убийство стало причиной покаяния и стяжания столь великого множества добродетелей. Он сказал, что прославляет и благодарит благость Божию, потому что она и злое по природе часто превращает и делает причиной блага. Так благость Божия превратила убийство, соделанное Моисеем в Египте, и сделало его причиной блага. Моисей, ушедший по причине убийства в пустыню, удостоился стать Богозрителем. Поэтому и сказал Апостол: «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Истолковывая это, священный Августин сказал, что любящим Бога часто в добродетели содействуют даже зло и грехи: «Написанные же в книге жизни не могут погибнуть. Им все содействует ко благу, даже сами грехи. Когда падут, они не проклинаются» (Молитва 28).

О четвертом признаке нам рассказывает святой Феодор Эдесский. Он в 11 главе говорит: «Воспоминание о страстных делах, сотворенных нами, мучают душу. Когда же в сердце изгладятся совершенно страстные воспоминания и уже не будут приражаться ему, то это – знамение прощения прежних грехов» (Добротолюбие). Почти тоже самое говорит и преподобный Максим: «Лжепророки – это помыслы, умаляющие прегрешения и предрекающие их прощение. Помыслы эти – хищные волки в овечьих одеждах, которых мы познаем по плодам. Ибо доколе ум наш подвержен досаждению грехов, мы еще не сподобились прощения их, и не сотворили достойных плодов покаяния, потому что плодом покаяния является бесстрастие души. Бесстрастие же есть изглаждение греха. Не имея же совершенного бесстрастия, но иногда обуреваемые страстями, а иногда – нет, не будем терпеть помыслов, прорекающих нам прощение» (На Евангелиста Матфея, глава 7).

Видишь, брате, как приобретается истинное покаяние? Видишь каким трудом, потом и кровью заслуживается истинное прощение грехов? Как же ты говоришь: «Согрешу, а потом поисповедаюсь и покаюсь», - как будто истинное покаяние – легкое дело? Посему отныне и впредь смотри, ради любви Божией, когда диавол будет побуждать тебя к тому, чтобы низвергнуться в какой-либо грех, ты не облегчай себя это низвержение и не говори: «Я поисповедуюсь, я покаюсь». Утверди в своей душе недвижимую крепость и скажи: «Кто знает, хорошо ли я поисповедуюсь? Кто знает, этот грех, о котором я думаю, не последний ли мой грех, который Бог не станет терпеть, чтобы меня простить, но пресечет нить своего терпения и попустит мне впасть в гибель? Кто знает, даст ли мне Бог дар истинного покаяния, которого Он не дал подобным мне грешникам, горящим теперь в аду? Кто знает, благодаря своему навыку бесстрашия пред Богом не предам ли я себя понемногу греховной жизни и последнему отчаянию?». «Сердце разумиваго уразумеет притчу» (Сирах 3, 29). И ты, возлюбленный, если разумен и мудр сердцем, не предавай дело своего спасения столь явной опасности. Не уповай на бесплодную исповедь и ложное покаяние. Имея возможность повесить надежду своего спасения на крепкий канат, не вешай ее на гнилую нить. Если она порвется, ты погрузишься в море безграничного и вечного огня. Крепкий канат – это воздержание от греховного дела, сражение за то, чтобы при помощи действенной боли искоренить в своем сердце злые наклонности, стяжать истинное покаяние и прощение своих грехов при помощи дел добродетели и исполнения заповедей Божиих. Потому что не воздерживаться от грехов – это все равно, что глотать зло, не прожевывая. Этим человек показывает, что он совершенно безумен подобно тому человеку, который сознательно совершает огромное зло, предполагая для самого себя то, что состоит лишь в руке Божией, то есть предполагает время для покаяния и помощи Божией в том, чтобы истинно покаяться. Как будто Бог – друг грешников, а не самый большой и страшный их Враг, могущий отомстить им, как будто Он не Тот, Кто безмерно ненавидит любое зло".

По материалам: иером. Даниила

Многие верующие в Бога считают, что поскольку Господь Бог искупил человеческие грехи, человеку прощаются все его прегрешения и он больше не принадлежит греху, и что даже когда он раз за разом совершает грехи, Господь Бог отпустит все его грехи. В то же время, Иисус сказал:«истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно». (Иоанн 8:34-35). Если мы постоянно грешим и ни разу искренне не раскаиваемся, мы по-прежнему являемся слугами греха. Может ли Бог постоянно отпускать нам наши грехи? Прочтите данную статью и вы найдете ответ на данный вопрос.

«Когда я проходила утром мимо офиса менеджера, я случайно подслушала как И Фан нехорошо отзывалась о тебе в присутствии нашего менеджера. Как мне кажется, она завидует твоим профессиональным качествам, которые сильнее чем у нее, и боится, что у тебя будет шанс продвинуться по карьерной лестнице…» Ванг Киан еще не закончила предложение, как Лин Нан ощутила приступ гнева и ее терпению не было предела. Представив как И Фан совершает подлости за ее спиной чтобы продвинуться по службе, Лин Нан швырнула свою ручку на рабочий стол, встала из-за стола и направилась к офису И Фан, возмущенная от гнева. Лин Нан в присутствии многих коллег изобличила И Фан во всех подлых поступках, которые последняя совершила в ее отношении. Учинив скандал во имя справедливости, Лин Нан вышла из него победителем. Она вернулась в свой офис и тихонько опустилась на стул. Вспоминая все те годы, когда она работала с И Фан, Лин Нан не могла вспомнить точное количество ссор с И Фан. Она не переносила того, что И Фан делала из мухи слона и они чуть было не стали заклятыми врагами. Хоть на этот раз она и дала выход негативным чувствам, душа Лин Нан не находила покоя. Ей быстро стало понятно, что это ни что иное как осуждение Богом ее поступка и внезапно она почувствовала раскаяние в совершенном поступке.

Как только он вернулась домой с работы, Лин Нан встала на колени у своей кровати и обратилась к Богу: «Господи Всевышний! Я опять согрешила. Ради своей собственной репутации и положения я поссорилась с коллегой и открыто обвинила ее, я даже обращалась с ней как со своим врагом. Я не обладаю терпимостью и великодушием, других я люблю намного меньше чем себя. Господи, умоляю, прости меня…» После молитвы Лин Нан бессильно опустилась за свой рабочий стол. Она подумала о том, что Иисус Христос учил их любить других так как они любят самих себя и быть терпимыми и великодушными по отношению к другим, и что великодушие к другим должно быть выше во сто крат. Однако, всякий раз когда затрагивались ее личные интересы, Лин Нан не могла следовать Господнему учению. Из-за этого она очень страдала. Лин Нан знала, что Бог не мог относиться благосклонно к ее образу жизни, но, вопреки своей воле, раз за разом совершала грехи. Лин Нан не знала, сможет ли Господь ее простить, если она по-прежнему живет в грехе. Так, она включила свой компьютер и зашла на знакомый ей евангельский форум, отправив сообщение, затрагивающее волнующую ее тематику.
Вскоре она получила ответы на свое сообщение.

Cчастья достаточно:

Библия гласит: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Римлянам 8:1). Вновь и вновь, когда мы совершаем одни и те же грехи, Господь не осуждает нас, а прощает нам. Модератор, Вам не стоит волноваться по этому вопросу. Главное, что мы сознаемся в грехах и раскаиваемся перед Богом, этого достаточно.

В Свободном полете:

«Счастья достаточно» прав, на мой взгляд все в порядке. Иисус Христос простил нам все наши грехи. Модератор, я не вижу повода для Ваших волнений.Прочитав эти слова, на сердце у Лин Нан немного отлегло на какое-то время. Она подумала: Если Бог действительно сможет меня простить, это было бы здорово. Вопреки своим ожиданиям, она получила другие ответы на свое сообщение, в которых выражались противоположные мнения.

Стремящийся к свету:

Со мной произошло тоже, что и с модератором. Наверное надо досконально обсудить данный вопрос. Я не совсем согласен с двумя вышеприведенными комментариями. Как сказано про это в Библии: «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак» (к Галатам 2:17). «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи…» (к евреям 10:26). Из данных строк Священного Писания мы видим, что если мы не следуем им, при этом хорошо понимая смысл учения Иисуса, и продолжаем раз за разом грешить, больше не остается грехов, которых можно искупить. Мы затянуты в круговорот, когда мы постоянно грешим, а потом ежедневно просим за них прощения. Это не является истинным покаянием и раскаянием.

Китайское дерево-зонтик:

Я поддерживаю мнение «Стремящегося к свету». Мы лишь признаемся в своих грехах, но не раскаиваемся в них и всегда совершаем одни и те же грехи. Мы устали сами от себя, как же Господь может одобрить наши действия? Как он может нас простить? Это похоже на то, как родители обращаются со своими детьми. Если ребенок совершает ошибку один раз, другой, родители могут проявить понимание и снисходительность и терпеливо поучать своего ребенка. Однако, если ребенок всегда признает свои ошибки, но никогда их не исправляет и всегда допускает одни и те же ошибки, как родители могут любить такого ребенка?

Реальный человек:

Вы правы. Мы постоянно совершаем одни и те же грехи и, как принято считать, совершаем их осознанно. Даже когда мы оказываемся перед лицом Бога и признаемся в своих грехах, мы обманываем Его. Как Он может радоваться этому? Неудивительно, что я не чувствую присутствия Бога, вот к чему это привело!

После того как она прочитала эти три сообщения, несмотря на то, что Лин Нан не могла не согласиться с их словами, она все же ощутила небольшую тяжесть на душе. Она подумала: Разве Господь на самом деле меня не прощает? Как нам решить данный вопрос сообразно воле Господней на земле? Лин Нан отправила другое сообщение: «Во всех ваших высказываниях присутствует определенная логика; тем не менее, мне по-прежнему непонятен данный вопрос. Пожалуйста, не бойтесь высказывать свои мнения и давайте обсудим, как нам разобраться с данным вопросом, чтобы не идти вразрез с волей Божьей. Спасибо.»

Ответы поступали один за другим и дискуссия разгорелась не на шутку.

Счастья достаточно:

Нетрудно понять данный вопрос. Мы постоянно совершаем грехи и можно утверждать, что мы грешим осознанно, но согласно Римлянам: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе» (Римляне 3:23-24). Мирские люди все грешники. В то же время, в результате искупления людских грехов Христом, пока жива наша вера в Иисуса Христа, благодаря нашей вере мы находим оправдание. Это Божья милость. Если он не прощает нам наши грехи, можем ли мы считаться оправданными? Так, неважно грешим ли мы постоянно или время от времени, Бог простил нас. Это вне сомнения!

В свободном полете:

Правильно, в Библии также говорится: ««Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».» (Послание к Римлянам 3:25-26). Библия абсолютно недвусмысленна. Своей драгоценной кровью Иисус смыл наши грехи и отпустил их. Так, мы больше не принадлежим греху.

Горный человек:

Ваши слова затронули мое сердце и я выступаю в Вашу поддержку. Мне кажется причиной, по которой мы боимся оказаться непрощенными Богом из-за нашего частого грехопадения, является то, что наша вера в Него слишком слаба. Иисус Христос сказал: « Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». (от Иоанна 3:18). Господь Бог милостивый и любящий Бог. Господь не проклянет нас до тех пор, пока не иссякнет наша вера в Него. Все наши грехи будут прощены. Мы должны верить Его словам и верить Ему.

Стремящийся к свету:

Иисусу Христос простил наши грехи, подвергнув себя распятию. Это факт. Но это не значит, что он всегда будет нас прощать. Иисус Христос сказал:«Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно». (от Иоанна 8:34-35). Мы постоянно грешим, без истинного раскаяния. Мы по-прежнему являемся слугами греха и не можем вечно жить в доме Господнем. Что означает, мы не вправе войти в царство Божие.

Китайское дерево-зонтик:

Верно. Припоминается Библейское высказывание, «Ибо возмездие за грех – смерть» (к Римлянам 6:23). Кара за грехи очень ясно обозначена. Тем не менее мы часто грешим и по-прежнему думаем, что Господь Бог нас всегда будет прощать. Разве это не из области фантастики?

Реальный человек:

Верно. Как Господь относится к людям, которые постоянно совершают грехи? Я помню, что однажды сказал Иисус женщине, совершившей прелюбодеяние:« и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». (от Иоанна 8:11). Из Божьего наставления женщине мы видим, что несмотря на то, что Господь милостивый и любящий и может простить нам все наши грехи, это не означает, что грешники могут получить Божье благословение. Если бы это было не так, то Иисус Христос не наставлял бы женщину «иди и впредь не греши». Некоторые утверждают, что господь Бог скорее всего простит нам все наши грехи в соответствии с Библией, но не пытаются узнать какие условия для этого предъявляются Богом. Согласуется ли это с Божьим замыслом? Следует вывод, что самым насущным вопросом для нас на настоящий момент является поиск разрешения проблемы грехопадения.

Дискуссия становилась все более оживленной и различия между двумя мнениями все более и более очевидными. Лин Нан показалось, что мнение «Счастья достаточно» согласуется с представлениями человека, а другое мнение можно в какой-то мере соотнести со словом Бога и оно согласуется с волей Бога. На какое-то время Лин Нан почувствовала растерянность и заволновалась: Если проблема грехопадения не может быть разрешена, как же мы сможем подняться в царство божье, когда Бог вернется? В этот момент высветилось новое сообщение.

Понимающий дождь:

Всем привет! Я заскочил на минутку. Увидев вашу горячую дискуссию, я тоже решил высказать свою точку зрения. Несомненно то, что Бог милостивый и сострадательный и нам отпускаются наши грехи благодаря нашей вере в Него. Однако Бог справедливый и безгрешный и ненавидит грехи и грязь. Так как мы часто совершаем грехи, боюсь, что Бог не поведет нас грешников за собой в свое царство. «будьте святы, потому что Я свят». (1от Петра 1:16).«Не всякий, говорящий Мне: ‘Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (От Матфея 7:21). Только те люди, которые следуют словам Божьим и действуют в соответствии с Его словом, могут войти в царство божье. Мы не можем следовать слову Божьему и учению Божьему и в то же время совершать грехи, понимая, что такое грех. Когда Господь вернется, какое право у нас будет на то, чтобы войти в царство Божье? Исходя из нашего воображения и представлений, неважно как часто мы грешим, Господь всегда нам все простит. В таком случае, как же поступить со справедливостью и безгрешностью Бога? Возможно ли то, что Он приведет грешников в царство Божье? Необходимо помнить, что Адам и Ева согрешили и предали Бога, потому что они прислушались к слову Сатаны вместо слова Бога, в следствие чего их выгнали из Райского сада. Сегодня мы по-прежнему находимся в ситуации, когда мы совершаем грехи и потом сознаемся в них и не очищаемся от грехов. Как же мы можем вознестись в царство божье? Разве это не из области фантазии?

Реальный человек:

«Понимающий дождь» прав. Вспоминается история Содома и Ниневии. Оба проживающих в них народа согрешили. Народ Ниневии, который искренне раскаялся, получил прощение Бога. А народ Содома, наоборот, не раскаялся, а продолжал грешить после того, как понял в чем состоит грех; они были злыми и развращенными людьми, они кричали и хотели убить посланников Бога. Они публично воспротивились Богу и оскорбили Бога, что привело к тому, что Бог пролил на них дождем серу и огонь и начался пожар. Из этого мы видим, что нельзя покушаться на праведный нрав Бога. Бог это не только прощение и сострадание, но также и величественность и ярость. В этом вопросе мы не можем себе позволить глупости; иначе последствия могут оказаться устрашающими.

Горный человек:

Хм. Ваши рассуждения вполне логичны.

Счастья достаточно:

У всех свое мнение. Я придерживаюсь своего. Простите, у меня возникли кое какие дела. Я отключусь первым.

Лин Нан задумалась над словами «Понимающего дождя»: Действительно. Господь непорочный. Мы постоянно грешим, как же Господь может нас постоянно прощать? Как такие развратные люди как мы могут войти в царствие Божие? Размышляя о том, что если она не прекратит грешить как обычно, то Господь ее оставит, Лин Нан немного заволновалась. Она быстро запечатала на клавиатуре и написала, «Ваша поддержка помогла мне разобраться во многом. Пообщавшись с вами, я поняла, что если мы постоянно будем грешить, то мы не сможем обрести прощение Бога и не сможем заслужить вход в Царствие Божье, когда Господь вернется за нами. Все же как же нам перестать совершать грехи? Надеюсь услышать побольше высказываний наших мудрых братьев и сестер».

Китайское дерево-зонтик:

Это хороший вопрос. Если мы не можем разрешить проблему грехопадения, Бог нас оставит. Если кто то из братьев и сестер знает ответ на этот вопрос, пожалуйста, просветите нас.

Понимающий дождь:

В последнее время я тщательно изучал библейский текст по этому вопросу. Помню, что Иисус сказал, «…И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». (от Иоанна 12:47-48). В Библии также сказано, «Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах». (от Петра 4:17). Читая эти библейские высказывания я задумался: Работа Иисуса заключалась в искуплении грехов человечества. Иисус искупил наши грехи, но наша греховная природа по прежнему является нашей неотъемлемой частью. В соответствии с этими библейскими высказываниями, придет ли опять Иисус Христос в последние дни провести суд и очистить людей? Следует задуматься над данным вопросом.

Стремящийся к свету:

Слова «Понимающего дождь» навели меня на мысль о том, что сказал Господь: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (от Иоанна 16:12-13). Там говорится о том, что придет дух правды и озарит нам праведный путь. Разве это не значит, что когда Он придет, Господь с помощью своего слова проведет суд и освободит человека от грехов?

Китайское дерево-зонтик:

А в Книге Откровения Иисус предсказал, что от предстанет перед нами в последние дни. Он сказал, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откровение 3:20) « Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». (См. Откровение 3-22). Из слов господних следует, что когда Господь вернется, Он обязательно выразит свое слово. Те люди, которые слышат голос Бога и принимают его дела — это те люди, которые предстанут перед Его троном и будут праздновать вместе с Ним.