Молитвы заклинательные над домом, обуреваемым (страдающим, терпящим бедствия) от злых мечтов. Молитвы. приписывается Иоанну Златоусту

ГЛАВА XII.

Заклинательные молитвы.

Особый вид литературных произведений, приписываемых св. Григорию Чудотворцу, составляют заклинательные молитвы над одержимыми бесами. Такие молитвы с его именем встречаются довольно часто в греческих рукописях 1). Для примера можно указать отмеченные проф. А. И. Алмазовым заклинательные молитвы с именем св. Григория Чудотворца в следующих рукописях: в греческом евхологии библиотеки Barberini № 78 (л. 152 об.— 160 об.) XII в; в евхологии той же библиотеки № 233 (л. 89—95), XII в.; в евхологии Ватиканской библиотеки № 1554 (л. 148 об.—155: Προσεοχή τοῦ ἁγίου Γρηγορίου κατὰ πνεομάτων ἀκαθάρτων ); в сборнике XV в. в Мадридской Королевской библиотеке № 105—2 молитвы; в сборнике XV века в Бодлеянской библиотеке (cod . Barocc . № 8)—4 молитвы; в сборнике XVI века в Ватиканской библиотеке (cod . Ottobon . № 290, л. 58 об—67) 2). В рукописи Криптоферратского монастыря В. α . XXIII сохранилась молитва с таким надписанием: ΙΙροσευχὴ τοῦ ἁγίου Γρηγορίου τοῦ Θαοματουργοῦ κατὰ πνεύματα διώχτου πρὸς φυλακτὴριον ψυχῶν κατὰ πνεύματα τουτέστι φθόνου καὶ ζὴλου , начинающаяся Словами: ἐπικαλούμεθά σε , δέσποτα , τὸν θεὸν καὶ πατέρα τοῦ κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ 3).

1) Проф. А. И. Алмазов. Врачевальные молитвы. Одесса 1900. стр. 90—91.

2 ) Там же, стр. 83—84, примеч. 221; стр. 91, прим. 243.

3) Codices Cryptenses seu Abbatiae Cryptae Ferratae in Tusculano digesti et illustrati cura et studio D. Antonii Rocchi. Romae 1884, p. 114.

562

В другой рукописи того же монастыря— cod . Г. β . XIV, fol . 50. помещена обширная (на 9 страницах) молитва св. Григория Чудотворца на изгнание злых духов, 1) которая в одной своей части издана Theod . Schermann " ом 2); другие части той же молитвы по другим рукописям изданы Statt . Schneider " ом 3) и Fr . Pradel " e м 4). Эта последняя молитва тожественна с тою молитвой, которая находится в рукописном евхологии X—XI века Святогробского подворья в Константинополе, № 855 (л. 81—85), и перевод которой (по рукописи) напечатан нами в «Творениях св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского»,—наблюдаются сравнительно незначительные уклонения. R . Reitzenstein напечатал заклинательную молитву, известную с именем св. Григория Чудотворца, из Paris , gr. 2316 5), которая однако представляет совершенно особенную молитву.

Заклинательные, молитвы с именем св. Григория Чудотворца обычно отличаются значительными размерами 6). Но в одной рукописи из собрания В. И. Григоровича (Моск. Рум. Муз. № 819) находится особый чин заклинания беса, приписанный св. Григорию Чудотворцу 7), где эта молитва не отличается особенно большим объемом.

1) Там же , р . 268.

2) Griechische Zauberpapyri und das Gemeinde-und Dankgebet im 1 . Kiemensbriefe . Leipzig 1909, S . 18—21.

3) В Eos (филологический журнал, изд. во Львове), vol . XIII. fase. 2 (1907), 135—149.

4) Griechische und süditalienische Gebete, Beschwörungen und Rezepte des Mittelalters (Religionsgesh. Versuche und Vorarbeiten. I ІІ , Band, 3 Heft). Giessen 1907.

5) Poimandres. Studien zur griechisch—ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Leipzig 1904, S . 292—296.

6) П роф. И . А. Алмазов , Врачевальные молитвы, стр. 91.

7) Греческий текст с русским переводом напечатан у М. И . Соколова , в статье: «Новый материал для объяснения амулетов, называемых змеевиками»: см. «Древности. Труды славянской комиссии Императорского Московского Археологического Общества». T . I. Москва 1895. стр. 155—157.

563

В славянских рукописях также встречаются заклинательные молитвы с именем св. Григория Чудотворца. Одна из таких молитв напечатана И. Я. Порфирьевым 1) по рукописи Соловецкой библиотеки XV века; при чем он сообщает, что Григорию Чудотворцу в Соловецких требниках приписывается несколько молитв 2).

Молитвы, известные с именем св. Григория Чудотворца, по своему содержанию и характеру вообще не отличаются от всех подобных молитв, усваиваемых другим святым. Для примера остановимся на трех опубликованных молитвах: 1) из рукописного евхология библиотеки Святогробского подворья, 2) из рукописи собрания В. И. Григоровича и 3) из молитвослова Соловецкой библиотеки.

Первая молитва—самая обширная из опубликованных. В начале ее поставлен евангельский текст: «В начале бе Слово» (Иоан. I, 1—5). Затем следует обращение к нечистым духам, роду бесстыдному, гнусному, лукавым демонам, услаждающимся запахом жертвенного дыма, летающим под небесами, в воздухе, сущим на земле, в глубине, обитающим на горах, в лесах, на кладбищах, на дорогах, скрывающимся в расселинах скал, укрывающимся под тенью деревьев, тростника, папируса, сбивающим с путей, сидящим под водами, плавающим по рекам, исходящим из источников, сохраняемым на отмщение в пещь огненную,—да запретит их Бог вечный, ведущий сокровенное, невидимый, нетленный, неизреченный, неописуемый, непостижимый, царствующий Бог, Господь господствующих, Зиждитель всяческих, Творец всего, Создатель людей, Владыка душ, имеющий власть над жизнью и смертью, Царь всех сил, воздвигший небеса и водрузивший твердь, основавший землю, утвердивший горы, сотворивший источники, учинивший

1) Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки—в «Трудах IV археологического съезда», т. II. Казань 1878 г. стр. 13.

2) Там же, стр. 3.

564

бездны, сотворивший животных, нечестивых истребляющий, гордых погубивший потопом, спасший Ноя, Адама из рая изгнавший и разбойника за послушание в рай приявший, Авеля принявший и Каина проклявший, Эноха преложивший и падших ангелов в узах мрака низвергший в ад, Содом и Гоморру попаливший и Ниневию ради покаяния помиловавший и т. д.,—Им заклинает он духов нечистых и повелевает им выйти из человека и удалиться. Сказавший ученикам: духов изгоняйте, повелевает духам удалиться из этого человека и из всякого члена его. Да не будет общения с ними ни в пище, ни в питье, ни во сне, ни в бодрствовании, ни в деле, ни в отдыхе, ни в пробуждении, ни во всяком входе и исходе. Слово Божие живо и действенно. Это слово изгоняет духов нечистых в вечный огонь, уготованный им. Посему они не должны противиться, но помнить о суде и подчиниться божественному слову. Он заклинает их Сыном Божиим Единородным, из лона Отца происшедшим, Которым сотворено всевидимое и невидимое и в последние дни пришедшим из девственной утробы и исцелившим всякую болезнь и всякую немощь, сокрушившим нечистых духов и погрузившим в море, при чем, изгоняемые им, они исповедали Его Сыном Бога Живаго;—Им он заклинает духов нечистых, при Понтии Пилате исповедавшим доброе исповедание, заушенным, биенным, претерпевшим бичевание, распятым и погребенным и в третий день воскресшим, совосставившим с Собою тела святых, явившимся прежде всего Марии и Марфе, потом Своим ученикам, восшедшим на небеса и сидящим одесную Отца и опять грядущим во славе судить живых и мертвых, пославшим учеников проповедать это слово во все народы и крестить верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы скорее прогнать духов нечистых от человеческого рода и заставить их не иметь общения с этим храмом, но чрез произведенные им заклинания очиститься ему от всякого сатанинского действия, исцелиться чрез возрождение водою и Святым Духом.

565

Заклинательная молитва с именем св. Григория Чудотворца в собрании В. И. Григоровича—от всякого зла и от всякой силы вражеской, на авру злого беса, представляет соединение трех заклинательных молитв. Молящийся заклинает всякую авизу и беса, авру мужскую, авру женскую, авру от воды, авру от крови, авру от вареной пищи, авру от холодной пищи, авру от скота, авру клятвы, всякую авру; он загибает страшным серпом ее язык и хвост и ногти, чтобы она не разгибала их и хвостом не шевелила, призывает триста ангелов, мечущих громы и молнии на нечистых духов: слушай зловредная, отстань и удались от раба Божия (имя рек) и от дома его,—так заканчивается первая часть молитвы. Вторая часть представляет заклинание от болезни головы. Авра зверя, авра аспида, авра василиска, авра огня пылающего, авра крови и т. д.,—вышла эта авра от моря: встретил ее первый архангел Михаил и сказал ей «откуда идешь и куда направляешься, авра черная почернелая, волосатая голова»? Она сказала: «я иду есть кости человека и тело его сокрушать». И говорит ей архангел Михаил: «да не имеешь ты власти кости человека есть и тело его сокрушать, но да прольет на тебя Господь Бог огнь с неба и расточит вражду; уйди же ты на море и удались от членов и от костей раба Божия (имя рек). Третья часть молитвы обращена к авре встречной, авре поперечной, авре змия, авре источника, авре полуденной, авре пути и т. д., которую заклинает выйти и удалиться от раба Божия (имя рек) и от плоти и от костей, удалиться в гору высокую, скрыться в дракона, есть кости и пить кровь его и не возвращаться в раба Божия и в дом "его. В заключении в числе других святых поминается и св. Григорий Чудотворец.

Молитва из рукописи Соловецкой библиотеки заклинает духа нечистого именем Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир и вселившегося в человека.

Мы не можем входить здесь в исследование молитв,

566

надписанных именем св. Григория Чудотворца со стороны их происхождения и тех влияний. какие отразились в них, так как их нельзя выделять из общего состава многочисленных заклинательных и врачевальных молитв, которые составили специальную область научного исследования 1). Для нашей цели достаточно сказать, что ни одна из молитв, приписанных св. Григорию Чудотворцу, не может принадлежать ему,—он не мог быть автором молитв с таким содержанием и такого характера. Настойчивое же приписывание таких молитв, в числе других святых, и св. Григорию Чудотворцу находит объяснение в его жизнеописании, в котором значительное место занимает борьба с демонами. Сирийское житие уже дает образцы кратких молитв, какие неокесарийский святитель произносил в таких случаях. Этим в достаточной степени определяется, почему уже существовавшие или вновь составленные заклинательные молитвы усвоены были св. Григорию Чудотворцу. Совершенно естественно, что молитвы с его именем встречаются гораздо чаще, чем с именем св. Григория Богослова, и может быть даже справедливо предположение, что и там, где стоит имя Григория Богослова, первоначально было имя Григория Чудотворца 2).

1) См. указанные выше издания и исследования.

2) Проф. А. Н. Алмазов, Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. Одесса 1901, стр. 37.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

«Подскажите, пожалуйста, есть ли такая молитва - “от трех смертей”? Я слышала, что она помогает даже безнадежно больным, а читать ее можно только раз в год - накануне Пасхи до колокольного звона». Этот вопрос поступил в раздел «Вопрос священнику» на сайте Саратовской епархии. Нередко приходится отвечать на подобное и священникам на приходах. Постараемся внести ясность - возможно, кого-то, кто, столкнувшись с такого рода «молитвами», не решился дойти до храма и обратиться к священнослужителю, это убережет от духовных экспериментов.

Газета «Православная вера»

Среди невоцерковленных и даже некоторых посещающих храм людейшироко распространены тексты «особых» молитв - не употреб­ляющихся в богослужении, не звучащих в Церкви, но якобы имеющих некое усиленное действие на конкретные обстоятельства жизни человека - болезнь, ситуацию в семье и так далее. Нередко, в частности, священникам приносят - с сомнениями или за благословением читать - сборник, называемый «Сны Пресвятой Богородицы». Количество этих «снов» варьируется от семидесяти семи до ста. «Сны Богородицы» переписываются людьми у знакомых, перепечатываются и даже издаются. Каждый «сон» имеет свое поле действия. Вот цитата из «сна» для приобретения богатства: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».

Никому не известные авторы и по сей день рождают «в творческих муках» подобные тексты - количество «снов» неумолимо растет. Однако рейтинг этого сборника, пожалуй, вряд ли поднимется выше рейтинга воронежского бестселлера «Молитвенный щит православного христианина». В этом толстеньком молитвослове указано, что издан он «по благословению Его Преосвященства Епископа Липецкого и Елецкого Никона», что, к слову, явилось большим сюрпризом для самого Владыки Никона, потому чтоникакого благословения он не давал . «Счастливыми» обладателями «Молитвенного щита» являются православные христиане по всей России, причем многие из них даже не подозревают, какие опасности для души человека хранит в себе этот «ящик Пандоры». Вернее, сборник православных молитв и… народных заговоров, выдаваемых за православные молитвы. Вот уж где действительно можно найти молитву на любую потребу: есть даже «о стяжании дара прозорливости»…

В «Молитвенном щите» перечислено максимальное количество человеческих болезней, и за каждым диагнозом закреплен свой святой, которому надо молиться. То же самое и с другими потребностями, к примеру, святым равноапостольным Константину и Елене почему-то поручена не самая высокая миссия: за ними закрепили молитву об урожае огурцов…

Большой раздел этого молитвослова посвящен самостоятельной борьбе с падшими духами, и центральное место в нем занимает так называемая молитва задержания из сборника молитв старца Пансофия Афонского.

Вот цитата из этой молитвы: «И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании. Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя. Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих».

Магизм и тьма языческая

Духовник и преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Пархоменко рассказал нам о таких «молитвах» подробнее.

- Отец Владимир, кто такой старец Пансофий Афонский?

Я никогда не встречал этого имени, кроме как при упоминании его в сочетании с «молитвой задержания». Ничего не известно и о сборнике молитв этого старца, я не уверен, что это реальный человек.

- В чем неправильность «молитвы задержания»?

Вся молитва пропитана духом чародейства. Это видно уже из пояснения, которое находится перед самой молитвой задержания: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Подобные рекомендации как раз присущи колдовским обрядам, а никак не православной молитве. Сила христианской молитвы совсем в другом - в смирении, в духе покаяния, в любви к Богу, ближним и всем тем, кто причинил нам зло. Евангелие учит нас любить своих врагов, а тут мы видим совсем иное. И, конечно же, никакого смирения и покаяния в этой молитве нет; более того, в ней человек указывает Богу, каким образом Бог должен действовать и что надо сделать с нашими врагами.

- Что привлекает людей в таких «молитвах», почему они хотят их читать?

К великому сожалению, человечество, несмотря на то, что сейчас XXI век, имеет по большей части магический взгляд на мир. И это магическое мировоззрение закрадывается и в церковную среду. Человеку не хочется смиряться перед волей Божией, а хочется, напротив, управлять жизненными обстоятельствами. Это проявляется и по отношению к молитве. Возникает внутреннее убеждение, что молитва сама по себе должна непременно приносить желаемый результат, и не важно, хочет этого Господь или нет. При этом молитвословия могут быть выбраны абсолютно церковные - например, «Да воскреснет Бог», «Богородице Дево, радуйся», но если человек заключает в своем сознании мысль о том, что само прочтение молитвы или определенного количества этих молитв будет обязательно влиять на какую-то ситуацию - это классическая магия. Типичный пример магического мировоззрения: прочитаю сорок акафистов, и задуманное обязательно сбудется - квартира появится, жених найдется, обидчики будут наказаны и так далее. И вместо хрис­тианской молитвы совершается своего рода ритуальное действие, которое вполне можно приравнять к ритуалу с куклой вуду.

В основе такого отношения лежит еретическое учение о возможности навязать Богу свою свободу. Человека, который и молитвы из обычного молитвослова читает с мыслью «чтоб обязательно сбылось», очень легко заинтересовать чуждыми церковному духу молитвенными текстами, близкими по содержанию к заговорам. Люди обманываются тем, что в таких молитвах-заговорах произносится обращение не к сатане, а к Богу, Божией Матери и святым. Но это исключительно магическая вещь, там присутствуют формулы заклинания.

- А как человеку распознать эти формулы заклинания в том, что он читает?

В заклинаниях всегда существует некий автоматизм - действие за действие. Я Тебя, Господи, призываю, к Тебе обращаюсь, поэтому Ты однозначно сделай то, что я хочу.

- В чем заключается эта опасность, как чтение таких «молитв» может навредить человеку?

Самый легкий случай - это когда на такого «молитвенника» нападает страх, уныние, начинают происходить мистические вещи, обрушивается град неприятностей. Это признак того, что от человека отошла благодать Божия: Господь таким образом помогает человеку понять, что он движется не в том направлении. Кто-то понимает и останавливается. Однако часто в сознание молящегося такими «молитвами» всеивается мысль, что раз идет такая брань, значит, он на верном пути, надо усиливать молитву и воевать. Но на самом деле нигде у святых отцов мы не находим учения о том, что обязательным признаком правильной молитвы является восстание на тебя падших духов. Дальше может наступить затишье в этой брани, человек думает, что он победил. От этого он испытывает гордость, потом у «молитвенника» могут появиться «благодатные состояния» и видения, которыми он начинает руководствоваться. Все это чистая бесовщина и погибель души человека, выйти из такого состояния уже очень трудно.

Батюшка, возвращаясь к прочтению молитв «по количеству»… Но ведь часто встречается, что священники благословляют читать канон, акафист или какие-то молитвы определенное количество раз. Разве это неправильно?

Духовники действительно порой благословляют определенное количество молитв - например, Иисусову молитву сто раз. Но здесь важна причина, важен мотив: в данном случае это делается исключительно из одного соображения - чтобы дать человеку меру духовного труда. Священник видит, что меньше этому человеку будет мало - труда не почувствует, а больше будет вредно - в прелесть может впасть. Никакой магии в этом нет, это чисто практическое соображение. А уже дальше в среде духовно нетрезвенных христиан этому числу начинает приписываться магическое значение.

Говоря о количестве молитв, стоит отметить еще один признак духовной нетрезвенности - очень большое молитвенное правило, которое возлагают на себя люди (или, к сожалению, могут возложить на них так называемые младостарцы). Я могу понять, если у человека сердце поет, и от этой радости он так много молится. Но чаще всего вижу, что это просто огромный перечень прошений к Богу - будто Он не знает, что человеку нужно! Разве о чем-то забыли сказать в утренних и вечерних молитвах святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие святые отцы? Ведь Христос, дав нам молитву «Отче наш», заповедовал нам не быть многословными в молитве, как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны. Бывает даже, что у человека возникает зависимость, нездоровая потребность в несоразмерно большом для обстоятельств его жизни и духовного возраста молитвенном правиле. Это тоже признак не благодати, а надрыва духовного. Иногда приходится на некоторое время почти лишать человека молитвенного правила, благословляя, например, несколько небольших молитв утром и вечером. Если этого не сделать, то потом приползают на исповедь духовно истощенные люди, и восстановиться им бывает очень сложно…

Преподобный Антоний Великий приводил замечательный пример: чтобы выстрелить из лука, тетиву нужно натянуть в меру. Если не дотянешь - стрела не полетит, перетянешь - лук лопнет. Так и в молитве нужно находить золотую середину.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Светлана Попенко

Одна из характеристик нашего времени - духовная дезориентация. Далеко не всегда современный человек заметит различие между понятиями христианскими и оккультными. Соответственно, не зная разницы, он не поймет той подмены, которую предлагают оккультные практики.

Например, все ли смогут правильно ответить, чем христианская молитва отличается от магического заговора и заклинания? Там и тут произносится словесная формула, там и тут требуется вера произносящего, то и другое предполагает нечто невидимое и сверхъестественное. Есть ли вообще отличие, если маги иной раз упоминают имя Божие, а бывает, что произносят и самые что ни на есть церковные молитвы?

Попытаемся ответить на этот вопрос.

Сначала уточним, что заговор и заклинание - оккультные словесные формулы, имеющие определенное различие. Заговор предполагает технико-магическое воздействие в силу самой произнесенной формулы. Это словесное выражение, в котором запечатлена вера человека в какое-то лучшее для него изменение. Например, человеку хочется выздороветь, встречаться с понравившимся лицом противоположного пола, иметь хороший финансовый достаток, избегать дурного наваждения - все это высказывается в заговоре с надеждой, что получится в силу самого произнесения. Есть даже заговоры, которые вошли в нашу речь, прижились в нашей культуре. Так, мама, потирая у ребенка ушибленное место, приговаривает: «У сороки заболи, у собаки заболи, а у Машеньки пройди». Дело, конечно, не в том, что сороки и собаки почему-то обязаны отдуваться за наши оплошности, а в том, что человеку хочется как-то снять неприятность с помощью словесного действия, отвести от себя или своего близкого беду. Таков заговор.

Заклинание же есть императив, повеление, требование, направленное, например, к невидимым духам и имеющее принудительный характер. Но в целом можно обобщить эти понятия, поскольку часто заговор и заклинание выступают как синонимы. Итак, всякое заклинание (заговор) представляет собой последовательность слов или звуков, за которыми признается магическая сила. Заклинаниями пытаются добиться того, чего не достичь обычными человеческими усилиями: повлиять на погоду, урожай, самочувствие и т.д.

Что же, скажет кто-нибудь, составил себе заклинание, придумал обряд и уже добьешься всего, чего хочешь? Нет. Опытные маги ответят, что новых-то заговоров и заклинаний сейчас составляется много, только все они малоэффективны. Старые заклинания закреплялись опытом жизни мага, то есть его явным или тайным взаимодействием с темными силами, и его смертью как некоей печатью.

Молитвы же освящены опытом жизни святых людей. Христианские подвижники обрели богообщение посредством молитв, в опыте своей духовной жизни они создали молитвы, наиболее располагающие душу к общению с Богом. Поэтому, произнося составленные ими молитвы (они собраны в православных молитвословах), мы восходим к Богу тем же путем, что и святые.

В магии считается, что заклинательная формула чудесна сама по себе, смысл слов далеко не всегда имеет решающее значение. Допустим, в средние века заклинания произносились в основном по латыни, которую произносящий не обязательно знал. Всем нам известное слово «абракадабра», означающее для нас простую бессмыслицу, перешло из старинного магического заклинания. Оккультисты считают, что слова обладают скрытым смыслом, как бы неким кодом, дающим доступ к законам окружающего нас мира. Этот скрытый смысл известен только «избранникам», способным составлять новые заговоры и заклинания. Тот же, кто не знает потаенного смысла, может употреблять составленные формулы, которые якобы помогут верящему в их эффект.

Заговор близок к мантре, в которой важен не столько явный смысл, сколько точное воспроизведение звуков и каждый звук считается наделенным мистическим значением. В христианстве же молитвенное обращение и служение Богу является осмысленным, здесь на первый план выдвигается тот очевидный, непосредственный смысл, который вложен в молитву. «Пойте Богу нашему, пойте… пойте разумно» (Пс. 46: 7-8), - читаем мы в священной книге Псалтири. Молитва должна быть разумной, то есть произноситься осознанно и осмысленно. Где Бог, там смысл и порядок. Где нет благодати Божией, там бессмыслица, хаос и всякое неустройство. Представим себе человека, который пришел к руководителю и начинает произносить то, чего сам не понимает, - выслушают ли его? Представим, что он заготовил словесную формулу и проговорил ее без всякого осознания, словно магическое заклинание, - подействует ли это на руководителя? Молитва потому должна быть осмысленной, что она предполагает личностное общение - обращенность ума и сердца человека к Богу, Который видит все тайники нашей души.

Впрочем, нам могут возразить, что в современных, а не средневековых, заговорах изложены вполне осмысленные просьбы (хотя «абракадабра» употребляется до сих пор), стало быть, и в магии человек понимает то, что произносит. Даже если и так, кардинальным различием является то, что люди с магическим сознанием надеются на текст заговора сам по себе, на его звуковое воспроизведение как запуск невидимого механизма, тогда как христиане надеются не на текст, а на Бога, к Которому обращаются в своих молитвах, Который слышит и потому может помочь.

Некоторых людей подкупает в заговорах то, что и там присутствуют молитвенные упоминания Христа, Божией Матери, заимствованные из православного молитвослова. Действительно, во многих заговорах есть вполне православные речевые обороты, а некоторые начинаются подчеркнуто благочестиво: «Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь…» (во многих же случаях более откровенно: «Стану я, не благословясь, пойду, не перекрестясь»). Но обрывки молитв встречаются в заговорах подобно тому, как в уличных сплетнях встречаются обрывки истинных слов или в речи сквернослова - благозвучные выражения. Оккультисты могут упоминать даже «Отче наш», но они же обращаются к воде, глине и прочим принадлежностям тварного мира - таково язычество, приукрашенное близкими душе человека христианскими символами.

Весьма интересный эпизод есть в книге М. Шолохова «Тихий Дон», когда Аксинья пыталась освободиться от любви к Григорию, обратившись к бабке:

«- Тоскую по нем, родная бабунюшка. На своих глазыньках сохну… Может, присушил чем?.. Пособи, бабунюшка!..

Светлыми, в кружеве морщин, глазами глядит бабка Дроздиха на Аксинью, качает головой под горькие слова рассказа…

Придешь, бабонька, пораньше завтра. Чуть займется зорька, придешь. К Дону пойдем, к воде. Тоску отольем. Сольцы прихвати щепоть из дому…

С рассветом Аксинья, не спавшая всю ночь, - у Дроздихиного окна…

По проулку спускаются к Дону. У пристани, возле мостков, мокнет в воде брошенный передок арбы. Песок у воды леденисто колок. От Дона течет сырая, студеная мгла.

Дроздиха берет костистой рукой Аксиньину руку, тянет ее к воде.

Соль взяла? Дай сюды. Кстись на восход.

Аксинья крестится. Злобно глядит на счастливую розовость востока.

Зачерпни воды в пригоршню. Испей, - командует Дроздиха.

Аксинья, измочив рукава кофты, напилась. Бабка черным пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки, зашептала:

Студены ключи, со дна текучие… Плоть горючая… Зверем в сердце… Тоска-лихоманица… И крестом святым… Пречистая, Пресвятая… Раба Божия Григория… - доносилось до слуха Аксиньи.

Дроздиха посыпала солью влажную песчаную россыпь под ногами, сыпанула в воду, остатки - Аксинье за пазуху.

Плесни через плечо водицей. Скорей!

Аксинья проделала. С тоской и злобой оглядела коричневые щеки Дроздихи.

Все, что ли?

И крестное знамение с именем Божиим, и студены ключи с домашней солью и речной водой, и надежда на сам ритуал без личного осмысленного участия - все здесь упомянуто. Правда, оказалось все это для самой Аксиньи вполне бездейственным.

В настоящее время, имитируя некую научность, оккультисты говорят, что заговоры и заклинания - это способы концентрации энергии воли мага, которая направляется к поставленной цели при помощи словесных формул, это всего лишь некая самонастройка экстрасенса и не более того. Крестное знамение современные оккультисты объясняют как энергетическую самозащиту с выявлением собственного биополя. Таким образом, людей с магическим сознанием не интересуют ни Бог, ни молитва к Нему. Если же говорить о подлинном смысле христианской символики и молитвы, то крестное знамение есть, прежде всего, символ Креста, на котором Господь был распят за грехи всего мира. И потому крестное знамение приобщает христианина к победе Господа над диаволом и нашими грехами. Истинная же молитва есть личное обращение к Тому, Кто Сам личен. Христианская молитва есть предстояние пред Богом Живым, Который тебя видит и слышит, Который укрепляет и помогает. Молитва не может быть обращением к бездушным предметам, ибо они не слышат и не в состоянии духовно помочь. Конечно, существуют святые предметы, то есть освященные благодатью Божией. Но когда батюшка, например, освящает воду, то, осеняя ее крестом, он обращается все-таки к Богу: «Ты, Господи, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию». Обращаясь в специальной молитве к животворящему Кресту, мы обращаемся тем самым к распятому Господу. Для христианина молитва есть златая связь с Богом, она - жизнь нашей души и сокровищница всевозможных благ, потому что в ответ на горячую молитву Господь наделяет христианина Своими милостями.

Всякий заговор соответствует вообще идее оккультизма, колдовства. В колдовстве человек пытается удовлетворить свои индивидуальные, корыстные желания, не соизмеряя их со своим вечным спасением. Он хочет сейчас и здесь добиться успеха, хорошего урожая, удачи в личных делах, благосклонности любимого человека, отмщения врагу и т.д., не задумываясь, спасителен ли сам способ, согласуется ли преследуемая цель с волей Божией. Это желание достичь «своего» любыми средствами, пусть даже с ущербом для своей будущей участи, - вот главная идея всякого заговора или заклинания. В молитве же человек, даже испрашивая что-то очень важное в смысле земном, все равно вверяет себя в руки Божии, предает исполнение просимого Богу, исходя из принципа: а будет ли просимое полезно, не помешает ли оно духовному преуспеянию человека, соответствует ли оно воле Божией?

Если молитва есть просьба, обращенная к Богу, Пресвятой Богородице или святым, и, значит, молитва предполагает добровольность отклика, то произносящий заклинание не ждет ни от кого ответа: само заклинание считается имеющим принудительную силу к достижению желаемого. Например, для привлечения денег в современной магии рекомендуется вечером того дня, когда набралось 10 сэкономленных монет по 1 рублю, зажечь две свечи, между ними поставить стеклянный сосуд и, наполняя его освященной(!) водой, приговаривать: «Пусть наполнятся карманы, деньги пусть придут в мой дом так же скоро, как сосуд наполняю я водой» (заклинания часто произносятся в рифму). Затем берут монеты по одной и, бросая их в воду, читают заклинание по одной фразе на каждую монету: «Желаю здоровья. Желаю успеха. Желаю счастья. Желаю богатства. Желаю золота. Желаю серебра. Желаю изобилия. Желаю помощи. Желаю, чтобы деньги пришли в мою жизнь. Я желаю этого, так тому и быть». Свечи оставляют догорать, а утром окропляют водой из сосуда углы своего жилья и оставшуюся воду выливают на порог.

Приведенный пример заклинания ясно показывает, что в магии все основано на принципе «да будет воля моя», «да исполнится моя воля посредством заклинаний и магических действий». В молитве же все основано на принципе, который выразил Христос в Гефсиманском молении: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). В заклинании маг верит в достижение желаемого: «я выполнил ритуал - и я получу желаемое». В молитве же христианин верит Богу, Который может подать просимое, если это полезно душе просящего.

Итак, в магических заклинаниях человек пытается максимально удовлетворить себе, своим страстям и приземленным потребностям, а в молитве человек стремится осуществить в личной жизни то, что соответствует Божиему Промыслу. Промысл же Божий ищет в человеке максимального раскрытия добра и соответственно доброго отношения ко всем остальным людям. Не земной прибыток или беспечальная жизнь ставятся главной целью в молитве. В конце концов, даже не важно, подаст ли Господь человеку что-то земное по его молитве - важной является сама молитва как общение с Богом. Об этом хорошо писал преподобный Иоанн Лествичник: «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего - прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» .

Кроме того, в заклинаниях вообще не важно, насколько чисто сердце человека, главное - точно воспроизводить магические действия и внутренне настраиваться на достижение желаемого. В молитве же все зависит от того, что содержится в сердце молящегося, насколько он внимательно, нерассеянно молится. Поэтому молитва предполагает нравственное усилие, преодоление в себе греховных движений и той лености, которая парализует душу на ее пути к Богу. Святитель Феофан Затворник писал: «Ревнуя о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца или на впечатление в нем истинно христианских чувств и расположений… Ибо чего нет в сердце, того и на деле нет. Если нет веры в сердце, то ее совсем нет, хотя бы кто писался православным. Если нет воздыханий в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто воздух колебал или бил себя в перси. Если нет страха Божия в сердце, нет его и совсем, хотя бы кто видом казался исполненным благоговения. Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел из благ мира. Если не бывает человек сердцем в храме, нет его здесь и совсем, хотя бы он тут стоял телом. Так, все надо совершать сердцем. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять и прочее и прочее… Ибо каков кто в сердце, таковым зрит его Бог с высоты Своего престола и соответственно тому принимает его» .

Все только что сказанное подводит к объяснению, почему некоторые оккультисты используют вполне церковные молитвы. Тексты-то употребляются церковные, а идея произнесения их - оккультная. Для самого мага, даже если произносится молитва, она собственно молитвой уже не является, а только заклинанием, в котором он вовсе и не обращается к Богу, так как считает, что само произнесение затронет нужные невидимые нити. Для оккультиста молитва есть лишь магическая формула, вид словесной энергии, действующей в силу самого произнесения. Не от Бога ожидается ответ - маг не способен благоговейно обратиться к Богу, - а эффект ожидается от словесной формулы самой по себе, от заключенной в ней, по мнению мага, энергии. Поскольку же при бессмысленном повторении слов молитвы нет живого обращения к Богу, этого человека легко искушают демоны, которые дают ему особые чувства, эмоции и создают видимость эффекта от оккультного употребления молитв.

В заключение вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Будем искать спасения не каким-нибудь образом и избавления от бедствий не как бы то ни было, но от Бога. Говорю это к тем, которые во время болезней употребляют заклинания и прибегают к другим чародействам для облегчения болезни. Это значит искать себе не спасения, а погибели, потому что величайшее спасение есть то, которое получается от Бога» .

Действие всех заклинательных "молитв" - незамедлительное. Поделюсь, как видела множество раз действие таких "молитв" в своей жизни и жизни других.

Когда я обратилась к Господу, - имела очень большую жажду к Его познанию и стремилась, как можно быстрее, узнать все, что волновало. Но спрашивала об этом у людей. От людей - и получала...Принимала, как чистое золото, их ответы. К большому сожалению, на все мои изначально возникающие сомнения, у людей были уже заранее заготовлены внушительно-серьезные разубеждения, которые я сразу с доверием к "Божьим людям" принимала и двигалась в заблуждении дальше. Так стала я и молиться, как слышала от других, стала копировать слышанное и развиваться в нем. Жила, как видела на тот момент в собрании. И глядя на других, даже тогда еще, пришло осознание, что: можно было бы многим уже жить гораздо чище и Богобоязненно. Так длилось недолго, пару лет, пока Господь не постучал ко мне, через одно видео, в котором я узнала знакомую ситуацию в церкви..."с призывом крови Христа" и другими действующими заблуждениями. В нём я уже наглядно. УВИДЕЛА "учителей", в ужасном состоянии беснования..."учителя-пасторы", которые продавались на книжных столах, как авторы духовных откровений от Бога. Я ужаснулась... и вспомнила, что задавала же Богу вопрос: " а где ж волки, о которых Ты говоришь? ". И вот, я вижу волков, они явны...а в церкви люди их величают, слушают, подражают им. Что же делать?.... Сказала родственнице, что видела А. Ледяева, в странном состоянии, которое никак нельзя назвать действием Божьим. Но родственница, стала защищать, раздражаться и приводить какие-то аргументы (хотя она еще даже не видела о чем пойдет речь). Дальше - Господь внес еще невероятную ясность и я стала осознавать, где нахожусь... как была обманута, во "что" вовлечена и почему, многое в моей жизни, шло не так, как должно было.
Mолитвы...которые не по воли Божьей, но по невежеству людей произносятся, и есть не что иное как заклинания, внушения, навеивания и многое-многое другое с оккультной практики, имеют такое же и разрушительное действие . Ведь не даром Господь сказал: кто не собирает со Мной, тот расточает. Евангелие от Матфея 12:30

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает .

Расточать значит - терять, терпеть потерю, недостачу, производить нехватку и нужду для самого же себя. Когда уже я по слуху стала узнавать и различать Евангельские истины, (продолжая читать Слово и сравнивать все с написанным) от тех, которые присутствовали в среде "верующих". то однажды, раскрылось действие еще одной ереси, на практике.
Человек добрый, но невежественный в слове, хотел сделать доброе дело...Помочь одной семье с жильем. Появилось свободное жилье. Она сталa молиться, (проявив, почему-то, собственную инициативу т.к. семья не просила о помощи, их устраивало маленькое, хоть и тесное - но жилье). И вдруг, - как не раз уже замечалось - вновь навязывание своей "добродетели" проявило себя на деле. У женщины пошла "молитва":

"Пусть Господь, этот дом будет их! u пусть, никакой человек не смеет его взять, кроме них...а если будет такой, то я закрываю все неправильные дороги и открываю только одну, что будет для получения ими этого жилища!!! Аминь!"

Я стала свидетелем того, как женщина рассказывала о её "чудодейной молитве", в которой добрая, милая, спокойная, поделилась, как сильно она хотела заполучить дом для этой семьи. Подруги этой женщины, молятся так же...одна из них - моя родственница от которой я многому "научилась", идя путем новообращеной доверчивости. И молилась я так же...т.к. во всем подражала услышанному. Можно только представить, сколько ущерба судьбам и душам людей, я принесла, помимо своей собственной, молясь по такому принципу. Да простит Господь и помилует! Но в этой истории с домом, результат не заставил ждать. Через пару дней, люди получили этот дом и как я вновь оказалась свидетелем уже разговора, получившей дом стороны, то выяснилось, что семья дом не хотела. И как сказала женщина (хозяйка нового жилья) и не молились об этом. Просто знакомая, которая решила так "молиться" для них, сообщила, что есть свободная жил. площадь. И площaдь, незамедлительно пришла к ним в руки, без особых усилий...

И кто будет отвечать на "молитву" к такому господу? К Отцу так не обращаются, так не просят...а если и просят, то какую характеристику можно дать подобным детям? Пусть они бы сами себе ее дали...Ведь это, даже приблизительно, не напоминает благоговейную, почтительную, смиренную, кроткую просьбу к Отцу. Но это повелительный, властный тон...и приходит он из-за того, что женщина нахваталась духа лжеучений и стала заклинать, разрушать и строить! А где такое делал Господь? Ведь Он даже не о всех молился, зная реальность: "не о всех прошу, но которых Ты мне дал". Не плохо, народу Господа, имея смирение перед Богом, знать реальность и соответственно ей, молить Бога. А то ведь и молитвы сказочные: "пусть, Господи...ни одного человека неверующего не останется безразличного". Только подумать, какая комбинация слов и какая их совместимость друг с другом??? И зачем просить то, что не приведет к покаянию и т.д. Сам Господь явил нам пример послушания, повинуясь Отцу, чтоб и мы, подражая Ему, совершали свое спасение. Он, будучи Господом, явил нам все необходимое, а послушание невозможно без знания воли Отца, иначе чего слушаться?

Много таких примеров невежества и заблуждений, но увы...оно умножается вместе с ростом тайны беззакония, которая уже давно действии. И не даром названа тайной т.к. для многих не видна. Как и действие подобных "заклинаний" - без провозглашения воли Господа.

Он сказал: потому, что ‘не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (от Иоанна 5)

Я ничего не могу творить Сам от Себя. (От Иоанна 5)

Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. (От Иоанна 5)

Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. (От Иоанна 5:19)

Ведь мы должны подчинить свою волю - воле Божьей и тогда наш поступок, будет иметь Божий успех, пусть даже среди людей это покажется провалом. Но мы и это знаем: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. (Евангелие от Луки 16:15)

Из своего опыта наблюдений и того, что стал открывать Господь, скажу:
все короткие и легкие пути, пользуются успехом у людей ленивых, наивных, тщеславных, нетерпеливых, корыстных, кровожадных, ненасытных, невоздержанных и т.д...! Все эти пороки уже живут в нас. Но кто-то верой умертвил плоть и живущий в ней грех - со Христом на кресте, живя духом для Господа...А кто-то, до сих пор запинается в них, не желая обратится к Господу за исцелением. Хотят получать исцеления, но тела, причина болезней которого - духовна.. А душу, тем временем, губят, живя земными ценностями. Но больше всего нужно попечение о душе, перед которой когда-нибудь откроется вечность. Но - КАКАЯ?.. Именно из-за болезни души (внутреннего человека, его духа) приходят в церковь подобные "молитвы".

А место заклuнателей - где? Где место непокорным и беззаконникам, которым Господь скажет:

“Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Матф.7:22-23) .



Молитва 1.


Боже вечный, избавив род человеческий от пленения диавольскаго, избави раба Твоего (рабу Твою) (имя) от всякаго действа духов нечистых; повели лукавым и нечистым духом же и демоном отступи от души и от тела раба Твоего (рабы Твоея) (имя); ине пребывати ниже сокрытися в нем (ней), да бежат именем твоим святым, и единороднаго Твоего Сына, и животворящего Твоего Духа, от создания рук Твоих, да очищен быв от всякаго искушения диавольскаго, преподобно и праведно и благочестно поживет, сподобляем пречистых тайн единороднаго Сына Твоего и Бога нашего: с нимже благословен еси, и препрославлен, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Молитва 2.

Божественное же, и святое, и великое, и страшное, и нестерпимое именование и призывание творим на твое прогнание, отступниче, такожде и запрещение на твое погубление, диаволе. Бог Святый, безначальный, страшный, невидимый существом, неприкладный силою, и непостижимый божеством, Царь славы, и Вседержитель Владыка, запрещает тебе, диаволе, от не сущих во еже быте вся благолепно словом составивый, ходяй на крилу ветренню.

Запрещает тебе Господь, диаволе, призываяй воду морскую, и изливаяй сию на лице всея земли. Господь сил имя ему.

Запрещает тебе Господь, диаволе, от безчисленных небесных чинов огненных, страхом служимый, и воспеваемый, и от множества ликов ангельских и архангельских, с трепетом поклоняемый и славимый.

Запрещает тебе Господь, диаволе, окружаемый от окрест предстоящих сил и страшных шестокрыльных и многоочитых херувимов, и серафимов, лица своя двема крилома покрывающих, незримаго ради его и неизследимаго божества, и двема крилома своя ноги покрывающих, твоеже не попалитеся от неизреченныя славы, и недомыслимаго величества его, и двема крилома летающих, и небо исполняющих от вопля своего: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполни небо и земля славы Его.

Запрещает тебе Господь, диаволе, от недра отча сошедый с небес Бог слово, и от Девы святыя поклонным неизреченным, и пречистым воплощением неизглаголанно явивыйся в мире, еже спасти его, и владычнею Своею силою свергий тебе с небес, и отметив всячески показавый.

Запрещает тебе Господь, диаволе, реки морю умолкни, престани: и повелением абие проста.

Запрещает тебе Господь, диаволе, пречистым плюновеним брение сотворивый, и лишенный уд от рождения слепому создавый, и свет даровавый.

Запрещает тебе Господь, диаволе, дщерь архисинагогову словом оживотворивый, и вдовича сына из уст смерти восхитивый, и своей его матери цела и здрава даровавый. Запрещает тебе Господь, диаволе, Лазаре из мертвых четверодневно нерастленна яко неумерше и безвредна, во удивление многим представивый.

Запрещает тебе Господь, диаволе, заушением клятву испразднивый, и копием пречистых ребр своих, райское хранящее пламенное оружие оставивый.

Запрещает тебе Господь, диаволе, заплеванием честнаго своего начертания всякую слезу о всякаго лица отертый.

Запрещает тебе Господь, диаволе, водрузивый крест во утверждение едино и спасение мира, в падение же твое, и всех под тобою ангелов.

Запрещает тебе Господь, диаволе, давый глас на кресте своем, и завеса храма раздрася, и камение разседошася, и гробы отверзошася, и от века умерший восташа.

Запрещает тебе Господь, диаволе, смертию смерть. Умертвивый, и живот востанием своим человеком даровавый.

Запрещает тебе Господь, диаволе, сошедый во ад, и гробы его истрясый, и всех в нем содержимых связанных свободивый, и к себе воззвавый: егоже вратницы видевше ужасошася, и подвижницы адовый крыющеся исчезоша.

Запрещает тебе Господь, диаволе, из мертвый воскресый, Христос Бог наш, и всем воскресение свое даровавый.

Запрещает тебе Господь, диаволе, на небо со славою вознесыйся ко отцу своему, и одесную величествия на престоле славы седяй.

Запрещает тебе Господь, паки гряды со славою на облацех небесных, со святыми ангелы своими судити живым и мертвым.

Запрещает тебе Господь, диаволе, огнь неугасаемый, и червь неусыпаемый, и тьму кромешнюю уготовавый тебе в вечную муку.

Запрещает тебе Господь, диаволе, егоже вся боятся и трепещут от лица силы его, яко нестерпим есть гнев, еже на тебе прещения его: той запрещает тебе Господь, диаволе, страшным своим именем.

Устрашися, вострепещи, убойся, разлучися, потребися, бежи, падый с небесе, и с тобою вси лукавии дуси: всякий дух лукавый, дух нечистоты. Дух лукавства, дух нощный и дневный, полуденный же и вечерний, дух полунощный, дух мечтанный, дух сретательный, и земный, или водный, или в дубравах, или в трости, или стремнинах, или во двопутиях, и трепутиях, во езерах, и или в реках, в домех, во дворех, и в банях преходяй и вреждаяй, и изменяяй ум человеческий вскоре разлучитеся от создания создателя Христа Бога нашего, и отлучитеся от раба Божия (рабы Божия) (имя): от ума, от души, от сердца, от утроб, от чувств, и от всех удов его (ея), во еже быте ему (ей) здраву (вей) и всецелу (лей), и свободну (ней), знающу (щей) своего Владыку и зиждителя всех Бога, собирающа заблуждшия, и дающа им печать спасения, рождениеми обновлением Божественного крещения, во еже сподобитися ему (ей) пречистых, и небесных, и страшных его таинств, и соединитися стаду его истинному, на месте злачне вселяюшуся (щейся), и на воде упокоения питему (мей), и палицею креста спасительного и известного наставляему (мей), во оставление грехов, и в жизнь вечную.

Яко тому подобает всякая слава, честь, и поклонение, и великолепие, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков, аминь.

Молитва 3.

Всем нечистым духом запретивый, и силою глагола изгнавый легеона, явийся и ныне единородным Твоим Сыном на создание, еже по образу Твоему сотворил еси, и измие насильствованное от сопротивнаго, да помилованное и очищенное сочинится святому Твоему стаду, и сохранится храм одушевлен Святаго Духа, и божественных и пречистых святыней, благодати, и щедротами и человеколюбием единороднаго Твоего Сына: с нимже благословен еси, и со пресвятым и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.