Молитвы утренние и вечерние. Молитва ко Пресвятой Троице. Музыка выражает настроения, чувства, характер людей

Утренние и вечерние молитвы (молитвенное правило) - это совокупность молитв, которые каждый православный христианин должен ежедневно читать утром, сразу после сна, и, соответственно, перед сном. Об истории их написания читайте на сайте журнала “Фома”.

Зачем это нужно?

1. Чтобы постоянно помнить о Боге, о Его любви, о необходимости соблюдать Его заповеди. Обращаясь к нему в молитве, мы все это вспоминаем.

2. Молитвы, входящие в состав утренних и вечерних, написаны святыми, имевшими колоссальный духовный опыт. Поэтому составленные ими молитвы - это образцы того, как надо общаться с Богом. Молясь самостоятельно, своими словами и о своих нуждах, мы ориентируемся на молитвы святых.

3. Ежедневные утренние и вечерние молитвы тренируют нашу волю. Принуждая себя к молитве (а принуждать порой приходится), мы становимся духовно сильнее.

Когда правило возникло?

Наше современное молитвенное правило (утренние и вечерние молитвы) получило распространение в XVIII-XIX веках и постепенно утвердилось как норма для мирян.

Что важно знать?

3. Молитвы, входящие в молитвенное правило, можно читать не только утром и вечером. Это молитвы «универсального назначения».

4. Молитвенное правило - это образец, призванный не отменить или заместить собственную молитву, но научить и направить ее.

Время появления и авторы текстов утреннего и вечернего правила

50-й псалом
Х век до Рождества Христова. Израильский царь Давид,
в знак раскаяния в блуде и убийстве.

Отче наш
I век. Дана нам Самим Иисусом Христом. (см. Евангелие от Матфея, гл. 6)

Символ веры
Конец IV века. Был принят на первых двух Вселенский Соборах Православной Церкви в 381 году по Р. Х.

Первые четыре молитвы после Символа веры
Конец IV века. Преподобный Макарий Великий, ближайший ученик основателя монашества Антония Великого.

Пятая молитва утреннего правила
Конец IV века. Святитель Василий Великий, величайший святой и учитель. Написал множество догматических сочинений, составил чинопоследование литургии.

Вторая молитва вечернего правила
Начало VII века. Антиох, игумен Лавры Саввы Освященного, автор жизнеописания множества мучеников византийско-персидской войны.

Заключительные молитвы вечернего правила
Конец IV- начало V века.
Свт. Иоанн Златоуст, автор множества богословских и вероучительных трудов, составитель чинопоследования литургии, за прекрасные проповеди и прозванный Златоустом; IX век. Монах Петр Студийский, ученик создателя монашеского устава преп. Феодора Студита.

Вы можете скачать и распечатать этот текст в виде инфографики в

Текст и молитв

Все утренние молитвы Православной Церкви Вы можете найти в данной статье. Редакция «Православие и мир» собрала для Вас тексты молитв и пояснения к ним.

Все утренние молитвы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря

(Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.(2)

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) . Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.(3)

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари Троичные

Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Слава: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
И ныне: Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем (4) в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Господи, помилуй. (12 раз)

Молитва ко Пресвятой Троице

От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва первая, святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Молитва вторая, того же святого

От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености ускорив возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя.

Молитва третья, того же святого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая, того же святого

Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая, святого Василия Великого

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Утренние молитвы слушать онлайн

Молитва шестая, того же святого

Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа, подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти. Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою. Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави: отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва седьмая, ко Пресвятой Богородице

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(1) Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение,
произнеси:
Молитва Оптинских Старцев
Объяснение утренних молитв
Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

Молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва девятая, к Ангелу хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва о живых

(имя) , родителей моих (имена) , сродников (имена) , начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:

О живых

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Богом хранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе Православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии, и во всяком благочестии и чистоте.(Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Кирилла, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его) , и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их) , братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон) Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия, и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящия нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающия нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

Тема урока "Молитва. "

Цель урока: значение слова в нравственном становлении православного человека.

Задачи:

    Дать детям понимание значения слова «молитва»

    Познакомить с тремя основными православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю», «Богородица».

    Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из цикла ф-ной музыки «Детский альбом».
2. Глинка «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Жизнь за царя».
3. Л. Толстой «Благословляю вас, леса».
4. Лермонтов «Ангел».
5. Отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева».
6. Песня «Колокольный звон» на стихи иеромонаха Романа в исполнении Ж. Бичевской.

ХОД УРОКА

– Дети, мы слышали песню в исполнении Жанны Бичевской на слова иеромонаха Романа. Как бы вы ее назвали? О чем она?
– Эту песню можно назвать «Молитва за Россию».
– По каким словам вы поняли, что это молитва?
– Господи помилуй.
– Да, это действительно слова самой древней молитвы всех христиан. А что такое молитва?
(Варианты ответов детей)
– А может ли быть молитва без слов?
– Нет.
– А почему?
После ответов детей подвести к тому, что молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.
– Значит, главное в молитве – СЛОВО.
Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков, были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (Изображения икон Кирилла и Мефодия).
И создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были: «Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».
Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.
Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? (Можно послушать варианты ответов детей)
– Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. и придумали то, что мы с высоты своего исторического возраста назвали мифологией. Они дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как... молитва. В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие, наверное, самое великое за всю предыдущую и последующую историю – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.
Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока).
– О чем может человек разговаривать с Богом, после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.
– Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.
«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».
Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.
Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.
– Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?
– Покаянные.
(Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.
Ученик читает стихотворение «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы.
Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете, (под звуки тревожной музыки ученик зачитывает отрывок из сказки Андерсена "Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода). Дети узнают сказку.
– Почему Герда читала молитву?
– Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу
– Какую молитву читала Герда?
– «Отче наш»
(На доске плакат с текстом молитвы и объяснением смысла некоторых слов).

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)

Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да
будет воля Твоя. Яко на небеси
и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь, и
остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником
нашим, и не введи нас во
искушение, но избави нас от
лукаваго.

Иже – который; Иже еси на
небесех – живущий на небесах;
Яко – как; на небеси и на земли
– на небе, на земле;
Насущный – необходимый для
существования;
Даждь – дай;
Днесь – сегодня;
Остави – прости;
Искушение – соблазн ко греху;
От лукаваго – от зла.

– А любой ли человек может писать молитвы? – Нет.
– А какой?
– Тот, который причастен божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.
– А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки? «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».
После догадок детей показываю портрет Чайковского
– Узнали, удивились.
– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Ровесник вам.
– А с чего начинается ваш день?
– С завтрака.
– А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.
Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название
– Как услышали, что молитва, ведь нет слов?
– Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность.
– Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?
– Просьба-обращение.
– Послушайте, как созвучна эта музыка молитве Ангелу-Хранителю.
Зачитываю молитву, объясняю смысл.
– Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?
– Нет, только на добро, любовь и благие дела.
– А заканчивается «Детский альбом »вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают) .
– Здесь более строгое звучание, более торжественное, словно целый хор поет.
– Это домашняя молитва?
– Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.
– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?
– Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.
– Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные, высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Под мягкую, лирическую музыку ребенок читает стихотворение М.Ю.Лермонтова:

По небу полуночи Ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и течи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге Великом он пел,
и хвала Его не притворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

– Кто ж такие ангелы?
– Вестники.
– Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира – Христа.
Об этом свидетельствует нам Евангелие и слова, которые ангел провозгласил Марии, стали началом еще одной любимой, чтимой всеми христианами молитвы:
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших »
Объяснение смысла молитвы понятными словами. Обратить внимание на то, что красота молитв теряется, если они звучат на современном нам языке.
К образу Богородицы на Руси особое отношение, почитание, упование. Древняя летопись свидетельствует нам о чудесном спасении Руси от нашествия Тамерлана по молитве обращенной к Божьей матери всеми жителями Москвы. (Можно об этом подробней – сообщение ребенка.)
Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.
В известной вам арии «Ивана Сусанина» мы тоже слышим обращение к Богу. Это не молитва в полном понимании слова, это мольба человека перед смертью. И в последний для него час он не просит ничего лично себе. Его мысли о семье, о близких, о Родине и Вечном Судии. Слушаем фрагмент из «арии Сусанина» М.И. Глинки из оперы «Жизнь за царя».
Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.
Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Звучит песня «Колокольный звон».

УМК «Начальная школа XXІ века»

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Утро в произведениях «Утренняя молитва» П.Чайковского и «Утро» Э.Грига» ».

Цель урока: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

Задачи урока:

1.Развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения,проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;

2.Формировать эмоциональную сферу детей (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе и музыке.

Формы работы: индивидуальная,фронтальная.

Оборудование: учебник Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», ноутбук, наглядные пособия, раздаточный материал.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий». На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир.

Приветствуют учителя и друг друга.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Коммуникативные:

ІІ. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира.

Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий».

Обратите внимание на доску, на которой зашифрована тема урока. Отгадайте кроссворд:

1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …

2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.

3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением.

4. Человек, сочиняющий музыку.

Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока?

Верно. А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы в музыке.

Слушатель.

Кантата

Композитор

Познавательные: анализ объектов с целью выделения общих признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ІІІ. Этап выявления места и причины.

Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Эти музыкальные примеры позволят нам услышать внутреннее согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей.

Ребята, посмотрите на иллюстрации презентации и опишите, как вы себе представляете утренний пейзаж?

Хорошо, спасибо!

Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана Петром Ильичом Чайковским - великим русским композитором, дирижером, педагогом. Его первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва».

Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос?

Да, это разговор с Богом.

А как вы думаете, молитва должна быть какой?

О чём человек разговаривает с Богом?

Делает ли молитва человека лучше?

Чего можно просить Бога во время молитвы?

Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана.

А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»?

Правильно, в 19 веке все русские люди - и дети, и взрослые - читали молитву утром и на ночь.

А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского.

Это разговор с Богом.

Доверительной, чистосердечной, чистой.

Здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели, проблемы.

ІV. Этап построения проекта и выхода из затруднения.

СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского.

Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? Какие эмоции она вызвала?

Как (по характеру) звучала эта мелодия?

Кого или что вы могли представить под эту музыку?

Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы?

На душе спокойно и радостно.

Светлая, чистая, безоблачная.

Регулятивные: планирование. Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас мы познакомимся с произведением норвежского композитора- Эдварда Грига. Это пьеса «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»

Скажите, знаете ли вы что такое сюита?

Сам Эдвард Григ писал об этом произведении:

«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…»

А что значит ФОРТЕ?

Ребята, сейчас мы прослушаем пьесу «Утро», будьте внимательны.

Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

Всегда одинаково звучала мелодия? Что в ней менялось?

Итак, музыка становилась другой, новой за счёт изменения..? Чего?

Значит, мелодия звучала в разных..?

Какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига?

Какая (по характеру) эта мелодия?

Опишите словами, какая картина вам представилась?

Хорошо! Вы молодцы!

А теперь: Физкультминутка.

Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой!

- Последовательность, или цикл пьес разного характера.

- Это значит громко.

- Дети слушают пьесу.

- Состояние покоя.

- Нет. Окончание. Стало более развитым, стремилось вверх.

- Мелодии.

- Нет, то высоким, то более низким.

- Регистрах.

- Мелодия, регистр, динамика, тембр, темп, ритм.

- Созерцательная (красота, покой, гармония), радостная, бодрая, таинственная.

- Картина постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы.

VІІ. Этап включения в систему знаний и повторения.

А сейчас мы просмотрим мультфильм-фантазию на тему Эдварда Грига, «Гномы и Горный Король»

Просмотр мультфильма.

Регулятивные: контроль, оценка.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

VІІІ. Рефлексия.

Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами начали знакомство с разделом «День, полный событий». Мы говорили об образах утренней природы в музыке.

Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом?

Как называется эта пьеса?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

«Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора.

Назовите его имя?

Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали?

Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!

Спасибо за урок!

Д.З.: нарисовать иллюстрации к произведениям Э.Грига и П. Чайковского.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Пётр Чайковский.

- «Утренняя молитва».

Эдвард Григ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Светлана Радионова
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П . И. Чайковского «Утренняя молитва » и «В церкви » из «Детского альбома » с детьми 6-7 лет

Цель :

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского , а именно «Утренняя молитва » и «В церкви »

Задачи :

Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

Учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

Продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Оборудование :

Портрет П. И. Чайковского ; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва » , «В церкви »

Предварительная работа :

Знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского ;

Слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

Просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом » ;

Упражнение «Музыка и эмоции» , «Мое настроение»

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом » .

Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома » П. И. Чайковского . Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

Ответы детей.

Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях , забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней . Может быть, кто-то знает, что такое молитва ?

Ответы детей.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса , которая открывает «Детский альбом » П. И. Чайковского , называется «Утренняя молитва » . Заканчивается альбом пьесой «В церкви » . Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы , которые открывают и закрывают альбом (две молитвы ) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись) .

Ответы детей.

Да, обе пьесы сосредоточенные , углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение . Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи) .

А отличаются ли по характеру эти пьесы ?

Ответы детей.

Да, «Утренняя молитва » светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная . За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы , которую поют в церкви . Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски . Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую» .

Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес . (Звучит аудиозапись) . Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве » и как в вечерней?

Ответы детей.

На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы » эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно , сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

Вот вы и познакомились с новыми пьесами . Как называлась пьеса , которая открывает «Детский альбом » ? А какая пьеса заканчивает его ?

Ответы детей.

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П . И. Чайковский .

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» . Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М. ; Издательский центр «Академия» , 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке» . Издательство : Творческий центр Сфера. Серия : Музыкальные шедевры, 2010г.