Молиться ли перед суровой иконой? Ошибки и «ляпы» в иконописи. Можно ли изображать на иконе живых людей? Протест против натурализма в иконографии

Вы никогда не задавались вопросом: почему на некоторых иконах лица святых до того суровые и грозные, что страшно смотреть? Зачем святого Христофора изображали с собачьей головой, что делало его похожим больше на египетского бога Анубиса, чем на христианского святого? Допустимо ли изображать Бога-Отца в виде седовласого старца? Можно ли считать иконами изображения святых, ангелов кисти Врубеля, Васнецова?

Хотя иконы – почти что ровесники самой Церкви и пишутся на протяжении веков по строго определенным канонам, ошибки, разногласия и споры есть и тут. Как к ним относиться? Выясняем у заведующей кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерины Дмитриевны Шеко .

Анубис или святой Христофор?

– Екатерина Дмитриевна, в иконописи существуют спорные сюжеты, которые многих смущают. Один из самых ярких примеров – изображение святого Христофора с головой собаки (согласно его житию, он был очень красив и натерпелся от чрезмерного женского внимания, поэтому умолял Бога сделать его безобразным, чтобы избежать искушений. Господь эту просьбу святого выполнил – авт.) . Как к этому относиться?

– Изображение святого Христофора с песьей головой было запрещено распоряжением Синода от 1722 года. Хотя в народном сознании, чтобы его как-то выделить на фоне сонма святых, его так продолжали изображать, даже после запрещения. Но, к примеру, у сербов или в Западной Европе святой Христофор изображается по-другому: переносящим через реку мальчика на плече. Это уже традиция.

– А какая разница между традицией изображения и каноном?

– В канонах богослужебных – четко прописаны определенные правила и действия, а вот в иконописи это сложно сделать, потому что, в общем-то, здесь всякий канон – это в первую очередь традиция. Письменно нигде не зафиксировано: нужно писать только так и никак иначе. Но сама традиция складывалась поколениями верующих людей, многие из которых своей подвижнической и молитвенной жизнью взошли на более высокие ступени Богопознания, чем те, на которых находимся мы сейчас. Поэтому, изучая традиционные иконографические приемы, художник-иконописец и сам постепенно приближается к познанию истины.

Блаженная Матрона – зрячая?

– В результате получается, что каждый пишет какие-то детали на свое усмотрение. Например, блаженную Матрону Московскую привычно видеть на иконах с закрытыми глазами, слепой она изображается на самой распространенной иконе – Софринской. Но есть и образы, где она – зрячая. Ведь после Воскресения не будет увечий… Где тут правда?

– Тут мнения расходятся. Мой духовник считает, что на иконе изображать ее незрячей неправильно, и я с ним согласна. прославлена в лике святых, а поскольку ничего телесного, в том числе немощей, увечий, ран на небесах уже нет, значит, она не может быть слепой там.

– Поясните, пожалуйста, почему тогда принято изображать раны на руках и ногах Спасителя?

– Из текста Евангелия мы знаем, что Христос воскрес и вознесся телом, и на его руках и ногах остались следы от гвоздей, а на ребрах – рана от копья. И Он показал и позволил их осязать апостолу Фоме по своем Воскресении.

– Изображать или нет увечья на телах святых на иконах – это как-нибудь регламентировано канонами?

– В том-то и дело, что не регламентировано. Слепота, во всяком случае, нигде больше, кроме образа , не изображалась – это исключительный случай, хотя конечно в истории Церкви были святые слепцы. Очень жаль, что по поводу иконографии святой Матроны не вынесено никакого соборного решения, обязательного для всей Церкви…

Но я считаю, что в случае с этой иконой важен даже не вопрос о закрытых или открытых глазах, а нечто другое: наиболее растиражированная икона блаженной Матроны, на мой взгляд, спорна не только с точки зрения иконографии. Она очень уродливо написана, этот лик никакого отношения не имеет даже к сохранившейся прижизненной фотографии Матронушки: на фото у святой довольно полное лицо, крупный нос, мягкие, округлые щеки и приятное выражение лица. А здесь все такое усохшее, тонкий-претонкий нос, огромный страшный рот, напряженное лицо, зажмуренные, неспокойные глаза. Неумелая, некрасивая работа. Да, от портретного сходства можно отходить, но икона должна обязательно отражать духовную сторону личности, а не искажать ее.

Иконописный лик – из измученного лица

– Должен ли мастер, рисуя образ, добиваться максимального внешнего сходства его со святым?

– Некоторые люди полагают, что портретное сходство, как элемент плотской природы, вторично. У , например, очень крупный нос, и есть иконописцы, считающие, что этого не нужно отражать, нужно писать его лик в более обобщенной форме, близкой к традиционной иконографии. Такие вещи обсуждаются в кулуарах, но никакого общего решения духовенства, никакого соборного определения по этому поводу нет.

– Вы считаете, что оно должно быть?

– Мне кажется, да. Все, что происходит в Церкви, тем более то, что связано с молитвой, должно серьезно обсуждаться соборно. А ведь икона – это то, что предназначено помогать нам молиться: человек обращается к Богу и святым Его посредством иконы.

Те иконы, которые писались в начале перестройки, очень тщательно обсуждались и иконописцами, и духовенством. Например, образ Патриарха Тихона, – процесс их создания был длительным, продуманным. Я помню, как все это происходило. Мне кажется, что тогда это было очень правильно: во-первых, все молились об этом, во-вторых, художественная сторона обсуждалось. Позже, когда канонизировались огромные сонмы святых, не стало возможности во всех подробностях разбирать вопросы иконографии каждого из них.

– С чьей иконографией связаны наибольшие трудности?

– Новомученников непросто писать. Так как это почти что наши современники, их лица известны, а это обязывает стремиться к портретному сходству. Но бывает, что сохранились только лагерные фотографии, сделанные НКВД. Я писала с такой фотографии священника: он был обрит, измучен голодом, пытками, допросами, доведен до последней степени физического истощения, приговорен к казни – и все это на его лице написано. И сделать из этого измученного лица просветленный иконописный лик – это колоссально трудно.

Дореволюционные фотографии – чудесные: они уже сами по себе иконописны. Например, патриарх Тихон или – они столько потрудились на благо Церкви, что их лица уже сами по себе преображенные. Еще в те времена сохранялась традиция фотографии: мастер ловил настроение, состояние души. А фотографии НКВД – они, конечно, жуткие…

Или, например, очень сложная иконография владыки . После многих страшных эпизодов его жизни у него лицо немного несимметричное, один глаз плохо видит, и поэтому в его лице присутствует некая невнятность. Так что надо обладать определенными талантами, чтобы не просто уметь скопировать традиционную икону, но создать новый святой образ.

О «корпоративной» осторожности

– Сейчас много неканонической иконописи в Русской Церкви?

– В последние годы ее все больше и больше, именно потому, что безмолвствуют иерархи: нет никакого решения, чего делать точно нельзя. Я считаю, что такого определения было бы достаточно, чтобы художники не уклонялись в крайности.

У нас есть внутренний сдерживающий момент, осторожность: люди, которые серьезно занимаются иконописью, поглядывают друг на друга, советуются, обсуждают то, что делает один или другой. На Западе, например, границ фактически нет – они делают все, что захотят. У нас осторожности больше, но это такая внутренняя, «корпоративная» норма. Жесткого канона нет.

– А в чем преимущество соблюдения канонов, что оно дает?

– Я считаю, что знание некоторых правил и традиций письма дает возможность внутри этих границ выразить с помощью средств живописи духовную истину. Есть общие элементы, выработанные веками и проверенные многими поколениями, которыми удобно показать вещи из духовной области – и этим пренебрегать неумно. Кроме того, это связь времен – связь со многими поколениями верующих, православных праведников и подвижников.

Постановление Синода?! Ну и что?…

– Связь времен чувствуется и в обратном: заходишь в храм 18-19-го века постройки, поднимаешь голову, а под куполом – изображение «Новозаветной Троицы». А ведь поместный Собор Русской Православной Церкви 17-го века запретил изображать Бога Отца в виде седобородого старца. Почему такие изображения остаются в храмах до сих пор?

– Это изображение – результат западного влияния. В 17-18 веках в России был страшный сумбур, Церковь была обезглавлена – при Петре Первом появился Синод как государственный орган церковного управления. Авторитет Православной Церкви был задавлен авторитетом государства. Запрет Собора хоть и появился, но, тем не менее, в 19 веке он абсолютно игнорировался.

– Неужели постановление Собора не имело обязательной силы?

– Да, видимо, не имело. Хотя и позволения официального на такие изображения тоже не было, его нет и по сей день. Но у нас, я предполагаю, иерархия почему-то опасается стеснить свободу художника. Не знаю почему. Искусствоведам на откуп отдается вся сфера обсуждения иконографии, а духовенство часто от этого отстраняется, считая себя не компетентными. Хотя бывает и обратная крайность: когда батюшки делают, как считают нужным, ни с кем не считаясь. Общего мнения Церкви, к сожалению, не формулируется.

Да что Рублев? Можно лучше сделать!

– Признает ли Церковь картины художников 19-20 веков – В.М.Васнецова, М.А.Врубеля и других – за иконы?

– Опять же, единого мнения Церкви нет: одни признают эти картины иконами, другие – нет. По поводу икон Васнецова, Нестерова или Врубеля никто не высказался из иерархов, никто не сказал на съезде или Соборе, что хорошо, что плохо, где граница дозволенного.

– Но априори – можно академический рисунок считать иконой?

– Да, иногда можно. Но это не значит, что нужно стремиться к академизму.

Мне вспоминается такой пример. Я работала над проектом восстановления росписей в храме Христа Спасителя, и там, в частности, был спор: многие говорили, что первоначальную академическую роспись восстанавливать не нужно, нужно сделать принципиально новое – мозаику современную, например. В это время приходит какой-то художник и заявляет: «Ну, конечно, это никуда не годится, надо сделать настоящую фреску…» Его спрашивают: «А какие образцы вы предлагаете взять?» Тот отвечает: «Вот, Рублев, например… Да что Рублев? Можно же лучше сделать». И когда он это сказал, все поняли: лучше не надо! Потому что когда человек говорит, что он лучше Рублева сделает, это уже вызывает сомнения.

– Но так, как Андрей Рублев, уже, наверное, никто не пишет. Иконы 14-15 веков – это один стиль, иконы эпохи ренессанса – другой, а современные иконы – третий, причем их не перепутаешь. Почему так?

– На иконописи отражается вся обстановка жизни, все события, зрительные образы и мысли людей. Во времена Рублева, когда не было ни телевидения, ни киноиндустрии, ни такого огромного количества полиграфических изображений, как сейчас, наблюдался взлет иконописи.

В 17-м веке еще появлялись прекрасные образцы – определенный уровень сохранялся, но в иконописи стала видна и некая сумбурность, чрезмерное увлечение «узорочьем». Была утрачена глубина содержания образа. А уж 18 век – это падение, потому что то, что творили в то время с Церковью, на иконописи не могло не отразиться: были убиты, замучены многие иерархи, всякая православная традиция, всякая преемственность считалась ретроградством и жестоко искоренялась, появился страх сделать что-то неугодное власти. Это сказалось на всем, отложилось «на подкорке».

– А чем объяснить то, что на иконах исчезли, скажем, средневековые несимметричности, непропорционально большие головы, например?

– Они исчезли, потому что художники знают, как правильно пропорционировать человеческие тела. А диспропорции и уродство не могут быть самоцелью иконописи.

– Но, например, на кипрских иконах такие диспропорции сохранились… Они что, ничему не научились?

– Это зависит от школы. Греки тоже древние традиции стараются сохранить, они не идут через академический рисунок. Рублев, Дионисий не потому пропорции изменяли, что не умели рисовать академически, а потому что они были очень талантливы и свободны от шор. А у нас считается, что если художник хорошо освоит академический рисунок, значит, он будет хорошо писать иконы. На самом деле он будет писать так же, как писали более поздние иконописцы – 16-17 веков: правильное пропорционирование, правильная перспектива, правильная передача объема. Это две крайности: либо человек ничего не умеет и «калякает», как получается, либо он серьезно учится академической живописи – в Суриковском институте, например, – потом пытается себя сломать и перейти к иконописной технике. А это очень тяжело.

«Зачем молиться перед иконой, если она “молчит”?»

Современная иконопись не стала ли более реалистичной?

– Да нет. Это зависит от того, насколько привычки художника, пришедшие из академического письма, влияют, часто неосознанно, на его работу как иконописца.

– Когда лицо на иконе получается слишком суровым, строгим – это ошибка? Или сквозь эту суровость надо видеть что-то иное?

– Это просто неумение.

Почему надо пользоваться образцами? Классики иконописи в своих работах показали, как может быть прекрасен лик. Они дали некий образец и если мы к нему приблизимся – это будет уже очень много. А если мы будет самостийничать, то, скорей всего, ничего хорошего не получится. Потому что у нас сейчас очень искаженный образ жизни.

– Что сейчас происходит в иконописи?

– Сейчас есть масса людей, совершенно не знакомых с классикой и совершенно не умеющих писать. Иконопись стала очень доходным ремеслом, поэтому писать образы ринулись все, кому не лень. Даже те, кто написал 2-3 иконы, уже стали называть себя иконописцами. Продать икону гораздо проще, быстрее и выгодней сегодня, чем продать какой-нибудь пейзаж. Так что любую икону сейчас с руками отрывают. В лавках смотришь – такие страшные бывают образы, а ведь они покупаются кем-то. Рынок как губка, он еще не насыщен. Ошибок огромное количество.

– Где все-таки, по-вашему, критерий, по которому можно сказать: это икона хороша, а эта – нет?

– Мне кажется, что главное содержание образа – даже если живопись академическая – это состояние духа изображаемого. Есть академические иконы, которые очень духовны: икона Дмитрия Ростовского, Иосафа Белгородского, Валаамская икона Богоматери. Там передано состояние «обож ения» – бесстрастие, твердость и в то же время доброжелательность, умиротворенность. А иначе, зачем молиться перед иконой, если она «молчит». Например, как у Врубеля – какие-то жуткие, безумные взгляды. Форма – формой, но главное, чтобы было содержание.

Казалось бы, странный вопрос, ведь икона – это образ Христа, Богородицы, святых и Ангелов. Священное изображение. Может ли быть на ней место земному грешному человеку?

Как показывают примеры византийской и древнерусской иконописной традиции – может. Однако для изображения на иконе живых людей существуют определенные неписаные правила.

Чтобы понять эти правила, нужно для начала вникнуть в смысл таких изображений.

Иногда такие дары были не лишь определенной денежной суммой, а неким материальным предметом, который бы мог использоваться для церковного обихода – утварь, священные одежды и т. д. А также иконы.

На таких иконах могла присутствовать дарственная надпись, но порой мог быть изображен сам заказчик – ктитор. Но как он изображался? Возьмем в качестве примера византийскую икону святого Георгия с житием XIII века из Синайской коллекции. На иконе мы видим изображение самого святого Георгия в рост в обрамлении живописной рамы со сценами из жития великомученика. При этом изображение заказчика иконы с первого раза можно и не увидеть.

Св. Георгий с житием. Икона и фрагмент. Византия. XIII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Ктитор образа, православный священник, написан нарочито фигурой маленького размера относительно святого. Руки ктитора в молитвенном жесте обращены к св. Георгию, а над его головой находится молитва.

Этот пример довольно характерен. Перечислим основные признаки таких изображений: заказчик изображается в молитвенной позе, он значительно меньшего размера, чем святой, и располагается на краю иконы.

Немного иначе изображены новгородские ктиторы на иконе 2-й половины XV века: образ разделен пополам. В верхнем регистре мы видим деисис – Христос в окружении молящихся Богородицы, Иоанна Крестителя, Архангелов и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Деисис с молящимися новгородцами. Икона. XV век. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В нижнем регистре написаны заказчики образы. В этот раз их фигуры равноразмерны святым из верхнего регистра, но сути это не меняет: верхняя часть иконы – это духовное Небо, нижняя – земной мир, в котором и расположены ктиторы. Их позы молитвенны, а поверх голов надпись: «Молятся рабы Божии Григорей, Марья, Иаков, Стефан, Евсей, Тимофей, Олфим и с чады Спаса и пречистой Богородицы о гресех своих».

Несколько иной подход в православной культуре к изображению монарха. Монарх – это помазанник Божий, имеющий высшую санкцию своей власти в божественной воле, что получило свое отражение в византийской иконографии.

Так, император почти всегда одного роста с изображенным рядом святым. Очень часто император писался с нимбом вокруг головы (впрочем, здесь нужно оговориться, что в данном случае нимб символизировал не личную святость государя, а священный статус царской власти). Существуют даже изображения царя Ирода с нимбом, который нужно понимать именно в таком смысле.

При всем этом государь мог быть написан в самой смиренной позе, как византийский император Лев VI на мозаике над входом в Софию Константинопольскую.

Император Лев VI перед Христом. Мозаика. Византия. IX век

Или же в качестве дарителя, совершающего подношение Христу или Богородице. В руках изображенного можно видеть модель построенного им храма (именно так в Софии Киевской был изображен великий князь Ярослав Мудрый, сама фреска не сохранилась, но мы имеем о ней представление по рисунку голландского художника Абрахама ван Вестерфельда).

Либо даром были денежные средства и привилегии (такого рода изображения можно видеть среди мозаик хоров Софии Константинопольской).

Император Иоанн II Комнин и императрица Ирина с дарами перед Богородицей

В других случаях изображение символизировало благословение монарха на высшую власть. В таком случае имела место сцена коронования монарха лично Христом, что в который раз напоминало: высшим источником власти является сам Бог.

Начиная с XV века в православную иконопись проникает все больше элементов католической иконографии, и это оставляет свой след (особенно в XVII–XVIII вв.). Например, известный украинский извод иконы Покрова Пресвятой Богородицы. На иконе мы можем увидеть Матерь Божью, которая буквально под Своим Покровом сохраняет представителей светской и церковной власти: царя, гетмана Богдана Хмельницкого, представителей высшего духовенства. В разных вариантах этого извода можно среди находящихся под Покровом увидеть и казацкую старшину, и архимандритов различных монастырей и, собственно, мирян-заказчиков. Это реплика католической иконографии Мадонны Милосердия.

Икона Покрова Богородицы с Богданом Хмельницким, XVII век и "Мадонна Милосердия" Пьеро делла Франческа, XV век

В XIX веке проявились и другие «вольности»: так, есть ряд картин русского художника Ивана Макарова, написанных специально для дворцовых храмов, где император Александр III и его семья изображены в стилизованных античных одеждах перед Христом.

Иван Макаров. Нагорная проповедь (Александр III с семьей). 1889 г.

Тем не менее и такие отступления от традиции так или иначе продолжают традицию – заказчик всегда молитвенно обращен ко Господу.

И сейчас пишутся иконы, на которых можно увидеть наших современников (например, события перенесения мощей новых святых). Обычно они выполнены в традиционной византийской манере и органично вписываются в общий строй традиционной иконографии. Но порой авторам таких произведений отказывает хороший вкус. Ведь то, что было уместно для Средневековья, далеко не всегда вписывается в реалии нашей эпохи.

О храме

Храм ("церковь") есть особый дом, посвященный Богу - "Дом Божий", в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение - священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол , изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Над входом в храм, обычно, строится колокольня , то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву - к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор , 2) собственно, храм , или средняя часть храма , где стоят молящиеся и 3) алтарь , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме - святой престол , на котором совершается таинство святого причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом , состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в святых дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Иконостас

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением .

Самое важное богослужение - литургия или обедня (она совершается до полудня). Во время ее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери .

Таинство причащения состоит в том, что в нем благодатью Божией хлеб и вино освящаются - делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное тело и истинную кровь Спасителя , чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.

Так как храм есть великое святое место , где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог , то поэтому мы должны входить в храм с молитвою , и держать себя в храме тихо и благоговейно . Во время богослужения нельзя разговаривать , а тем боле смеяться . Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Причащение учеников Христовых
на Тайной Вечери
Причащение верующих
в храме

Ко св. причастию нужно подходить спокойно и не спеша, скрестив на груди руки . После причастия поцеловать чашу, не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее.

ВОПРОСЫ: Что такое храм? Какой его наружный вид? Как храм разделяется внутри? Что такое иконостас? Где находятся царские врата? Что такое св. престол и что на нем совершается? Какое самое важное богослужение? Что воспоминается за обеднею? Что такое таинство причащения? Кто установил это таинство? Как нужно держать себя в храме?

Благословение священника

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением .

Благословляющая рука священника

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс. , то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Так мы складываем руки, чтобы получить благословение

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

ВОПРОСЫ: Кто осеняет нас знамением креста? Как это осенение называется? Как священник слагает руку для благословения? Что это означает? Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение? Что нужно делать, получивши благословение?

О святых иконах

В храме - в иконостасе и по стенам, и в доме - в переднем углу находятся святые иконы , перед которыми мы молимся.

Иконою или образом называется изображение Самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водою: через это освящение икон сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.

Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворенным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей.

Молясь перед иконою, мы должны помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.

Святая икона есть то же, что священная книга: в священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю.

Нерукотворный образ Спасителя

ВОПРОСЫ: Что называется святой иконою? Где поставляются святые иконы в доме и в храме? Почему они называются святыми иконами? Кто освятил употребление святых икон Своим примером? Что мы должны помнить, когда молимся перед святыми иконами? Какой образ Спасителя называется Нерукотворенным?

Как изображается Бог на святых иконах

Бог - Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображаем Бога в том виде, в каком Он являлся.

Пресвятую Троицу мы изображаем в виде трех ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трех ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, мы изображаем их иногда с крыльями.

Изображения святой Троицы

Каждое из Лиц Пресвятой Троицы отдельно изображается так: Бог Отец - в виде старца , потому что Он так являлся некоторым пророкам.

Бог Сын, изображается в том виде, каким Он был, когда для нашего спасения сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Божией Матери; учащим народ и совершающим чудеса; преображающимся; страдающим на кресте; лежащим во гробе; воскресшим и вознесшимся.

Крещение Иисуса Христа

Бог Дух Святый изображается в виде голубя : так Он явил Себя во время крещения Спасителя в Иордане от Иоанна Крестителя; и в виде огненных языков : так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа.

Сошествие Св. Духа на апостолов

ВОПРОСЫ: Если Бог - невидимый Дух, то почему Он изображается на святых иконах видимым образом? Как изображаем мы Пресвятую Троицу на святых иконах и почему именно так изображаем? Как изображаем на святой иконе Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, и почему именно так изображаем?

Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах

Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых ангелов и святых людей.

Но молиться им должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим Ему своею святою жизнью. Они по любви к нам молятся за нас перед Богом. И мы должны просить их помощи и заступления, потому что Господь, ради них, скорее услышит и наши грешные молитвы.

Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображение, сказала: "Благодать Сына Моего будет с этою иконою". Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас!

ВОПРОСЫ: Кроме Бога, кого мы изображаем на святых иконах? Как мы должны молиться Божией Матери, святым ангелам и святым людям? Кто первый написал образ Божией Матери? Почему мы преимущественно пред всеми святыми молимся Божией Матери?

О святых ангелах

В начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых ангелов .

Ангелы - духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души; но их Бог одарил более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны, и теперь благодатью Божией так утвердились в делании добра, что и грешить не могут.

Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. И слово "ангел" означает "вестник".

Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя , который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти.

Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей , в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию.

Св. Ангел-Хранитель

ВОПРОСЫ: Когда сотворены святые ангелы? Кто такие ангелы? Какими силами и способностями одарил их Бог? Могут ли святые ангелы согрешить? Когда ангелы являлись видимым образом и что означает слово "ангел?" Как называется святой ангел, которого Бог дает нам при крещении? Почему святые ангелы изображаются в виде юношей и с крыльями?

О святых людях

На иконах мы изображаем также и святых людей или угодников Божиих . Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.

Св. пророк Исайя

Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные .

Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Св. апостол Андрей

Апостолы - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

Двое из апостолов, Петр и Павел , называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святитель Николай чудотворец

Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов , написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как например: Мария Магдалина , первомученица Фекла , благоверные цари Константин и Елена , благоверный князь Российский Владимир , св. Нина , просветительница Грузии и др.

Мученики - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений, они скончались мирно, то их мы называем исповедниками .

Св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла , и потому, они называются первомучениками .

Св. равноапостольная царица Елена

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Св. преподобный Серафим

Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .

Святители - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий , митрополит московский и др.

Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви.

Преподобные - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский , преподобная Анастасия и другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Бессребренники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан , великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Св. Гермоген, Патриарх всея Руси

ВОПРОСЫ: Кого на святых иконах изображают, кроме Бога, Божией Матери и святых ангелов? Какие они имеют названия? Кого мы называем пророками, апостолами, мучениками, святителями, преподобными, бессребренниками и праведными?

О нимбах на иконах

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб .

В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы . Это греческое слово. По переводу на русский значит Сущий , а всегда существует только один Бог.

Над головою Божией Матери ставят буквы . Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога или Божия Матерь.

Нимб есть изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

Это невидимое сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.

Так, например, св. пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его.

Так и лицо преподобного Серафима Саровского, во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святого, просияло как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного Серафима.

Так Господь прославляет святых угодников Своих сиянием света славы Своей еще здесь на земле.

ВОПРОСЫ: Как называется светлый кружок, который изображается вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых? Что означает собою нимб?

ПОЧЕМУ МЫ НАЗЫВАЕМСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ

Мы называемся православными христианами потому, что веруем в Господа нашего Иисуса Христа; веруем так, как изложено в "Символе Веры ", и принадлежим к основанной Самим Спасителем на земле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви , которая под руководством Духа Святого неизменно правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа, то есть принадлежим к Православной, Христовой Церкви.

Все остальные христиане, которые исповедуют веру во Христа неодинаково со святой Православной Церковью, не принадлежат к ней. К ним относятся: католики (римо-католическая церковь), протестанты (лютеране), баптисты и другие сектанты.

ВОПРОСЫ: Как мы называемся и почему? Как называются другие христиане, которые не принадлежат к Святой Православной Церкви?

[ Оглавление ]
Страница сгенерирована за 0.13 секунд!

Вы когда-нибудь встречали термин «адописная икона»? Уже одно название настораживает. Так и есть, ведь это изображение связано с нечистой силой и соответственно с отрицательной энергетикой. В наше время такие образы считаются легендарными, поскольку они не дошли до нашего времени. Но о том, что такое адописные иконы, кого на них изображали, какую опасность несли в себе такие «картины» читайте далее.

Откуда мы знаем об адописных изображениях?

Что такое адописная икона? По своему внешнему замыслу она должна не отличаться от обычного православного образа. Но под верхним слоем краски с ликом Христа, святого или Богородицы якобы прятались отнюдь не благочестивые изображения: дорисованные рога, гримасы.

Такое изображение в наше время считается легендарным, так как до нас не дошло ни одного подлинника. Все, что мы знаем, — легенды и предания. Но рассказы о подобных изображениях встречаются и в художественной литературе, и даже в житиях святых.

О чем говорит житие Василия Блаженного?

В житийной литературе адописная икона впервые встречается в житии Василия Блаженного. Однажды этот святой бросил камень в образ на Варварских вратах, который почитали за чудотворную икону Богородицы. Но когда камень разбил стекло и повредил верхний слой краски, стало видно, что пряталось под спудом.

Уже в ХІХ веке писатель Николай Лесков, наслышанный о легендарных изображениях, включил в сюжет своего произведения «Запечатленный ангел» рассказ об адописном образе.

Протест против натурализма в иконографии?

Некоторые историки считают, что адописное изображение могло распространиться и в среде староверов. Это была своего рода акция протеста против фряжского письма, пришедшего с Европы и изображавшего Богородицу и святых слишком натуралистично. Если это соответствует действительности, то подобный протест вряд ли назовешь удачным.

Но многие искусствоведы полагают, что адописная икона как способ искусно обмануть людей вообще не существовала, так как в материальном виде она не дошла до наших дней.

Зато изображения бесов все же встречаются в православной иконографии. Самый яркий образ — картины Страшного суда, прохождение мытарств, также сюжеты из жизни некоторых святых: Георгий Победоносец убивает змия, чудо Феодора Тирона и другие.

При чем здесь экстрасенсы?

Если же предположить, что адописные изображения все же существовали, то для чего же они создавались?

Чтобы ввести людей в соблазн: если с помощью иконы верующие обращаются к изображенному на ней, то с кем тогда люди общаются перед адописным изображением?

Встречаются рассказы и о втором варианте обмана людей — с помощью ясновидцев, которые в своих практиках используют «иконы». Некоторые люди считают, что «целители» обращаются к исковерканным образам. Адописная икона прячется за традиционным православным ликом, а перед ней «молится» бабка. Люди, видя эту внешнюю атрибутику, доверяют какой-то потомственной ведунье, ведь она же молится перед образами! На самом деле она обращается к далеко не светлым силам и только внешне маскируется под благодетельницу.

Правда, поверить в такой сценарий вы можете только на словах, так как реальные доказательства отсутствуют.

Рассказ о черной иконе использовался и в одном выпуске телевизионного шоу с экстрасенсами. Но в этот раз ясновидящих показали не как виновников, а как добродетелей. Экстрасенсы якобы определили, что виной всех бедствий в одной семье есть черная икона, перешедшая еще от прадеда.

Верить или не верить экзотическим рассказам без веских доказательств — читатель решит сам.

Без лишней паники

Во время прочтения статьи может возникнуть вопрос: а может ли сегодня в каком-то храме находиться замаскированная адописная икона, которую верующие почитают за чудотворную?

Вспомним еще раз историю с Василием Блаженным, через которого Господь раскрыл смысл злочестивого образа. Неужели бы в наше время, если бы возникла необходимость, Бог не открыл правду через какого-то праведного человека?

Более того, исследователи считают легенды и предания о черных иконах лишь баснями, не подкрепленными реальными примерами.

Предлагаем вам посмотреть краткое видео о том, почему же православные чтят святые иконы и мощи:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Приходя в церковь, многие православные теряются, потому что в зависимости от того, где находится церковь и какой был мастер-иконописец, иконы везде абсолютно разные. Итак, давайте рассмотрим, кого изображают на иконах?

Кого изображают

Помимо Бога на иконах изображают Божию Матерь, ангелов, а также некоторых святых людей. Однако стоит помнить, что молиться им равно как Богу нельзя, ведь они являются всего лишь близкими к Богу людьми, которые смогли угодить ему своей праведной жизнью. Они молятся за нас перед самим Богом, и поэтому их молитвы Он услышит быстрее, чем наши.

Также очень интересно, что самое первое изображение Божией Матери было написано одним из учеников Иисуса, Лукой. Оно сохранилось и по сей день. Существует такое предание, что увидя собственное изображение, Матерь Божия воскликнула: «Благодать Сына Моего отныне будет с этой иконою». Молимся мы Матери Божией потому, что ближе, чем кто-либо другой к Богу. При этом Она также не отдаляется и от простых людей. Благодаря Её материнским молитвам, Бог прощает нам немало грехов. Именно Она наша главная защитница и заступница.

Православная живопись изображает лики святых для того, чтобы мы их чествовали. Живописцы всегда избирательно подходили к вопросу относительно того, кого же изображать на иконах. Посторонних лиц там не должно быть ни в коем случае, особенно если они неосвещены. На Западе же иконописные произведения в прямом смысле слова являются живописью, в неё художники включают свою фантазию и изображают на иконах не только святых, но и мучеников, простых людей. У нас же святые на иконах не должны быть вместе с простыми людьми, потому что они должны находиться только рядом с теми, кто равен с ними по святости. Сам процесс создания иконы – это таинство, которое познают только избранные.

Символика икон

Если присмотреться к совершенно разным иконам, то можно заметить в них нечто общее, а именно символы. Самый известный символ святости на иконе – это крест. Он символизирует мученичество. Именно на нём и произошло распятие Христа. Кроме того, можно на иконах заметить и копьё, которое зажато в руках святого. Оно символизирует торжество светлых сил над темными. Есть еще и такое изображение как гора или пещера. Первое означает стремление вверх, к Богу, а второе – спуск вниз – в преисподнюю. Дуб является самым главным древом жизни, а венец из золота – это победа. Также немалое значение в иконописи является цвет. Самым значимым оттенком при создании икон является золотой. Именно он символизирует торжество света над тьмой. Обратите внимание, что изображения на иконах нимбов выполнены именно в золотом цвете.

Надписи

Неотъемлемой частью всей композиции являются надписи на иконах. В древние времена надписи на иконах мог делать только Знаменщик – мастер признанный церковью. Именно он «знаменовал», то есть наносил при помощи цировки знаки на иконе. Надписи должны быть выполнены строго на церковном языке, включающем сокращения и условные обозначения. Обычно на иконе пишется имя того святого, который изображен на ней. Но иногда бывают и иные символы, которые расшифровать могут только специалисты, профессионально занимающиеся древнеславянской письменностью. Буквы на иконе выполняются черного ими золотого цвета, который для церкви играет особую роль.

Таким образом, икона – это не только произведение искусства – это символ веры. Именно поэтому её не может нарисовать любой желающий. Только с позволения церкви икона будет приносить пользу, и на неё можно будет молиться. Каждый символ, изображенный на иконе, имеет своё особое значение, которое можно расшифровать только при помощи древнеславянского словаря. Каждая даже самая мелкая деталь на иконе символична и может быть расшифрована тем или иным способом. Только благодаря праведной жизни иконописца, его произведение может приобрести силу и мощь, способную исцелять любые болезни. Икона – это радость не только для глаз, но и для души.