Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Осуждение делает нас чужими друг другу и Христу. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Непобедимое оружие христиан — новый взгляд на жизнь

ФИО: Никитин Андрей Викторович.

Дата рождения: 31.10.1976 г.

День тезоименитства: 17 сентября - второе обретение мощей святителя Митрофана Воронежского.

Дата архиерейской хиротонии: 28.01.2007 г.

Родился 31 октября 1976 года в городе Ворошиловграде (ныне г. Луганск) в семье рабочих. С 1982 по 1991 гг. обучался в средней школе, одновременно с 1990 г. нес послушание иподиакона при Свято-Петропавловском кафедральном соборе г. Луганска.

В 1991 г. поступил послушником в Курско-Коренную Рождества Богородицы пустынь Курской епархии. В монастыре нес послушания алтарника, уставщика, исполнял хозяйственные работы. В 1994 г. по благословению духовника перешёл во вновь открывшийся Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра) Донецкой епархии. С ноября 1994 г. находился на послушании иподиакона и водителя у преосвященнейшего Алипия, епископа Горловского и Славянского.

21 ноября 1994 г. преосвященнейшим Алипием был рукоположен в сан диакона. 23 декабря 1994 г. в Святогорском Свято-Успенском монастыре тем же преосвященным пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Находясь в сане иеродиакона, продолжал нести прежнее послушание водителя и иподиакона. 18 мая 1997 г. преосвященнейшим Алипием рукоположен в сан иеромонаха.

20 октября 1997 г. Высокопреосвященнейшим Иларионом, архиепископом Донецким и Мариупольским, управляющим Горловской епархией, был направлен на пастырское служение в Свято-Михайловский храм г. Мариуполя. Указом от 23 июля 1999 г. Высокопреосвященнейший Иларион также благословил настоятельское окормление вновь созданной общины в честь святого равноапостольного князя Владимира в г. Мариуполе. С 12 апреля 2000 г. - настоятель Свято-Владимирского храма г. Мариуполя.

С 1 августа 2000 г. - настоятель храма Рождества Христова в г. Донецке. С 1996 по 2000 г. обучался в Киевской Духовной Семинарии, с 2001 по 2005 г. - в Киевской Духовной Академии.

С 2004 г. нес послушание духовника и преподавателя Нового Завета на Подразделении духовной культуры при Донецком национальном университете. В 2004 году Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иларионом удостоен сана архимандрита. Указом от 8 февраля 2006 г. на архимандрита Митрофана возложено настоятельское окормление вновь созданной общины в честь святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба при университете.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24.01.2007 г. архимандриту Митрофану (Никитину) определено быть епископом Горловским и Славянским. 27 января в трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось наречение архимандрита Митрофана (Никитина) во епископа Горловского и Славянского.

  • Слово архимандрита Митрофана (Никитина), произнесенное в Успенской Киево-Печерской Лавре за вечерним богослужением при наречении во епископа Горловского и Славянского

28 января, в Неделю мытаря и фарисея, в трапезном храме Успенской Киево-Печерской Лавры состоялась архиерейская хиротония епископа Митрофана.

В день памяти святителя Иоасафа Белгородского митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил Божественную литургию в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского города Кировское. По окончании богослужения владыка обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Я знаю, как непросто выжить в условиях, когда нет определённости. Люди, которые пережили 2014 год, даже когда слышат отдалённый звук снаряда, не уверены, пролетит ли он далеко или рядом - так, как было здесь во время богослужения, когда снаряд попал в храм. Всё это остаётся в памяти. Пережив каждую такую ночь и каждый такой день, человек благодарит Бога.

Когда речь идёт о будущем, никто из нас не знает, каким оно будет, ни от кого из нас оно не зависит. Мы оказались в том месте, где гораздо более сильные и важные люди решают, кто прав, а кто виноват. А страдают при этом старики, женщины и дети - те, кто слабее всего, кто к войне не имеет никакого отношения.

В это сложное и тяжёлое время храм Божий становится тем местом, куда люди приходят почерпнуть духовные силы для терпения и вдохновения, ведь нельзя жить всё время в унынии, тоске и отчаянии.

Я вчера смотрел передачу о том, как учёные запустили в Антарктике под воду какой-то аппарат и под огромной толщей льда фотографировали дно. Там были разноцветные кораллы, красивые животные и растения. Всего лишь на пару месяцев тает лёд, и солнце туда проникает, а остальное время их никто не видит, но Господь создал их прекрасными. И я думаю о том, насколько человек превосходит любое Божие творение! Мы ведь живём не под толщей многометрового льда и не на дне океана, а здесь, на земле. Нас окружает много хорошего и доброго, и Бог нам дал возможность тоже сделать очень много доброго и хорошего. Никто из нас не коралл и не растение, которое раскрасили, посадили, и оно просто для себя живёт. Нам дано сделать много добра.

Да, мир несовершенен. Да, вокруг нас происходят события, которые вызывают боль в сердце и непонимание, почему так. Нет ответов на многие вопросы. Но верующему человеку всё равно такие трудные времена пережить легче, потому что мы понимаем: как бы ни было тяжело и трудно, главная цель нашей жизни не зависит от этих внешних обстоятельств. Какими бы они ни были, они не могут нам воспрепятствовать достичь этой главной цели - спасения души, и наследовать жизнь вечную.

Понятно, почему храмы становятся теми духовными центрами, куда приходят и взрослые, и старики, и дети. Они приходят чему-то научиться и увидеть надежду. Собравшись вместе и от этого став сильнее, помочь тем, кому трудней. Так и должна поступать христианская община. Если мы вместе - мы сильны, а если мы сильны, значит, мы должны помогать тем, кто слабее и нуждается в нашей помощи.

Самый распространённый вопрос, который сегодня задают люди - когда это всё закончится, когда придёт конец, когда настанет мир. Я не знаю, как на этот вопрос ответить, но я знаю другое: нам не надо ждать, когда всё закончится. Нам нужно сегодня, завтра и каждый день делать то, что в наших силах, чтобы этот мир стал лучше, чтобы добра в этом мире было больше, чтобы царствовала и торжествовала любовь, а не зло и неправда. И в этом - наше предназначение, наша задача. Для этого мы живём на земле.

Дай Бог, чтобы каждый из нас не ждал каких-то времён или сроков, когда он начнёт любить, быть добрым христианином, а был добрым христианином и любил уже сегодня. Никто, ничто и никогда этому помешать не сможет - «ныне время благоприятное и ныне день спасения».

От нас с вами зависит, какой будет наша жизнь. Вместо нас эту жизнь никто не проживёт. Если мы будем совершать добрые дела и проявлять любовь к Богу, то хуже точно не будет - только лучше. Дай Бог, чтобы у нас это получалось.

Лучше сделать мало, чем не сделать вообще ничего. Лучше сделать хоть один шаг, чем стоять на месте и жаловаться, плакать или кого-то осуждать. Дай Бог, чтобы каждый день, который даёт Господь, мы делали хотя бы один шаг для того, чтобы на этой земле появилось то доброе и хорошее, чего ещё не было, чтобы мы могли что-то сделать и для Бога, и для себя, для Святой Церкви и спасения своей души. И ждать, когда для этого наступит какое-то благоприятное время - самая большая ошибка. Это время уже наступило. Делайте добрые дела, трудитесь во славу Божию, проявляйте любовь, уважение и заботу друг о друге!

С праздником святителя Иоасафа Белгородского! Храни вас Господь!

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан (Никитин)

В день памяти святителя Игнатия Мариупольского митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и митрополит Горловский и Славянский Митрофансовершили Божественную литургию в Николаевском кафедральном соборе Мариуполя, где в 1998 году был совершён чин прославления святого и пребывают его мощи. По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас всех с праздником - днём памяти святителя Игнатия Мариупольского, небесного покровителя города, где сегодня живёте вы, живут ваши семьи, ваши родные и близкие! Наверное, в Церкви это один из редчайших примеров того, как человек сумел своё духовное служение, само по себе непростое, сочетать с тем, чтобы взять на себя ответственность и обязанность устраивать земную жизнь людей.

Святитель не только вывел их из плена и для этого предпринял большие подвиги, но и страдал от непонимания, потому что когда людям трудно, они начинают раздражаться на того, кто руководит ими. В какой-то момент люди несправедливо обвинили его в своих бедах и трудностях. Он смиренно ушёл в сторону, но они очень быстро раскаялись, потому что найти человека, который будет так отдавать себя людям, вникать во все их нужды и молиться о каждом, как делал это святитель Игнатий, оказалось непросто. И до сегодняшнего дня никто ещё не нашёл человека, подобного святителю Игнатию Мариупольскому. Потому он и святой, что сумел жить не для себя, а для Бога и ближнего. Потому мы и чтим его память, что он и сегодня слышит наши молитвы, когда мы к нему прибегаем, и исполняет наши просьбы.

Святитель Игнатий - удивительный человек, и если кто-то хотел бы у него учиться, научиться у него можно многому. Сегодня люди отвыкли брать на себя хотя бы какую-нибудь ответственность. Никто ни за что не отвечает. У всех виноват сосед или какие-то обстоятельства - и в личной жизни, и в семейной.

Даже в духовной жизни люди привыкли ничего не решать сами, они говорят: «Пойду у духовника спрошу, пусть он за меня решит, как он скажет, так и будет». И это зачастую свидетельствует не о каком-то высоком духовном доверии или о духовной жизни человека, а просто о его нежелании что-то делать самостоятельно и что-то решать в своей жизни - пусть лучше отвечает кто-то другой. Сегодня это распространяется от человека до государства - никто ни за что не отвечает.

Святитель Игнатий был другим человеком - он умел брать на себя ответственность, не боялся нести её и ради этого жертвовать всем. Он никого ни о чём не просил и никого не обвинял, а делал сам всё, что мог, для блага других. Он шёл через трудности и испытания и ничего не боялся. Как можно было прийти на пустое место, в степь, и здесь основать город? Он не говорил: «МВФ должен мне дать кредит, кто-то должен прийти и за меня что-то сделать, должен собраться какой-то совет и решить, а я посмотрю, что они решили, и скажу, хорошо они сделали или плохо, будет ли мне это выгодно», - как это происходит сегодня. Святитель Игнатий брал на себя ответственность. Он вникал во всё, помогал, чем мог, и побуждал людей к тому, чтобы и они помогали друг другу.

На самом деле, все вместе мы очень многое можем. Если мы будем друг другу помогать, и каждый из нас будет жить не для себя, наша жизнь станет совсем другой. Если каждый из нас будет брать ответственность за свою жизнь, свою семью, своих детей и свой дом, делать всё так, как должен делать христианин, чтобы везде были чистота, порядок, добрые человеческие отношения - а не так, как привыкли сегодня: ставить на первое место выгоду, а на второе совесть и всё остальное, - жизнь изменится. А от того, что к нам придёт кто-то, хороший или плохой, и напишет нам какой-то закон, научит нас новым правилам, которых мы не знали, не изменится ничего.

Нет никаких новых правил жизни. Христос уже дал нам все правила, в Евангелии всё сказано. Если человек не хочет жить по Евангелию, удаляет себя от Бога и живёт без Бога, кто ему даст правила для того, чтобы он жил хорошо? Он сам виноват в тех бедах, которые в его жизни происходят.

Жить по Евангелию - это не просто читать книгу. Это значит вникнуть в суть. Господь пришёл к людям. Какими Он хотел, чтобы они были? Это и есть Евангелие. Мы должны понять это и такими стать, ответить на то, что нам говорит Евангелие, своей жизнью, и тогда всё изменится.

Святитель Игнатий умел людей к этому побудить. Во-первых, он сам жил по Евангелию. Во-вторых, он умел сделать так, чтобы люди, которые находились рядом с ним, тоже старались так жить. Люди решились покинуть свои дома и прийти туда, где ничего нет. Удалось преодолеть тяжелейшие испытания перехода. На пустом месте возник город. Построили храмы, дома, улицы, дороги - всё то, что необходимо человеку для нормальной жизни. В основе всего этого лежало христианское отношение к жизни, вера в то, что, созидая земное Отечество и украшая его, никогда нельзя забывать об Отечестве Небесном, потому что оно должно стоять на первом месте.

Дай Бог, чтобы, празднуя память великого святого, нашего покровителя Игнатия Мариупольского, мы не забывали об этом, чтобы это всегда было в наших сердцах. Будем просить его молитв и помощи. Я верю, что он слышит нас и помогает нам. Пусть милость Божия пребудет со всеми вами! Храни вас всех Господь!

Проповедь митрополита Горловского и Славянского Митрофана в понедельник первой седмицы Великого поста, 14 марта 2016 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с первым днём Святой Четыредесятницы!

Великий пост - время воздержания, и мы все привыкли к тому, что в основном, когда речь идёт о Великом посте, в первую очередь все узнают, что можно есть, а что нельзя. Это действительно важно, это имеет значение, но хотелось бы, чтобы, воздерживаясь от пищи, каждый из нас обязательно попробовал и духовный подвиг, духовное воздержание, которое не менее, а более необходимо, чем воздержание телесное. Телесное воздержание должно нас подготавливать к духовному подвигу.

Первое, от чего каждому из нас нужно было бы попоститься - от лишних разговоров. Суть большинства разговоров во все времена - это осуждение. Осуждение - привычный грех, о котором мы все знаем и в котором не один раз раскаялись, но, тем не менее, мы не считаем его чем-то значительным и важным. Осуждение - это то, что мы делаем очень легко и чего часто не замечаем. Даже тогда, когда мы этот грех совершили, совесть не напоминает нам о нём.

Хотелось бы, чтобы сегодня мы задумались о том, что грех осуждения - не такая уж безобидная вещь, с которой мы должны мириться в своей жизни. Я отдаю себе отчёт в том, что не получится сразу, за один день, избавиться от этого греха, справиться с этой дурной привычкой, но можно хотя бы не считать её нормой, начать поступать в своей жизни так, чтобы в наших мыслях, словах и поступках осуждения было как можно меньше. Это то, чем мы должны сугубо заняться в дни Святой Четыредесятницы.

Почему же осуждение - это не безобидная привычка, а очень тяжкое состояние, тяжёлая болезнь? Во-первых, оно разрушает любовь, а без любви нет Церкви. Именно присутствие любви свидетельствует о том, что мы - члены Тела Христа, а Он - наш Глава. Именно любовью мы все соединены друг с другом в Тело Христово, именно через любовь и благодать Духа Святаго мы становимся этим Телом. И когда мы осуждаем друг друга, мы разрушаем эту связь. Мы теряем способность быть вместе, быть Телом Христовым. Теряем способность искренне и от души молиться, потому что грех осуждения разрывает эту связь, делает нас чужими друг другу и Христу.

Очень часто мы сталкиваемся в жизни с человеческим грехом, человеческими слабостями и ошибками. И это, по нашему разумению, даёт нам право осуждать других людей, которые вдруг оказались в такой ситуации, что совершили какой-то грех, упали, сделали что-то не так. Но давайте себе представим, как ведёт себя врач или спасатель МЧС, который приезжает на место какой-нибудь страшной аварии. Разве он начинает выяснять, нарушал или не нарушал правила дорожного движения человек, который лежит перед ним и истекает кровью, или он делает всё, чтобы спасти его жизнь?

Если христианин будет поступать так по отношению к другому человеку, будет прежде всего стараться проявить свою любовь - помолиться за согрешающего брата, простить ему его согрешения, вспомнить о своих собственных грехах, - то он будет поступать, как этот врач. А если он будет осуждать человека, который попал в беду, вместо того, чтобы помочь, он согрешит. Любой грех - это как авария: ты ехал, упал и сломался. Кто должен помочь в первую очередь? Твой собрат, христианин, такой же, как и ты, - он должен подать тебе руку помощи, помолиться за тебя, поддержать, прикрыть твой грех. Вместо этого братья христиане стоят, показывают на тебя пальцем и говорят: «Ну вот, он сам виноват, он нарушил правила, и поэтому с ним это произошло, теперь пусть не обижается».

Грех осуждения не только разрушает любовь, разделяет нас как членов Церкви, отделяет нас от Тела Христова. Грех осуждения незаметно приводит в нашу жизнь и другие грехи, не менее отвратительные. Первый из них - это лицемерие. Осуждая другого, мы часто бываем ничуть не лучше этого человека, но ведём себя по отношению к нему очень строго, не прощаем другому того, что уже давным-давно простили себе.

Давайте вспомним Евангелие, случай, когда к Христу привели женщину, схваченную в прелюбодеянии. По закону, её нужно было побить камнями. К Христу разъярённая толпа приводит эту женщину. Все знают закон, все знают, что за этим должно последовать. И они громко кричат: «Ты учишь любви? Расскажи, что теперь с ней делать?» Что отвечает Христос? Он говорит: да, давайте поступим по закону, всё правильно. Но первый камень пусть бросит тот, кто этого греха не совершил. И дальше наступила тишина. Люди начали по одному уходить, потому что очень некстати совесть напомнила о том, что сказал только что Христос: что я сам этот грех тоже совершал, а теперь требую, чтобы другого за этот грех побили камнями (ср. Ин. 8:1-11).

Эта евангельская история очень ярко показывает всю отвратительность осуждения и лицемерия, с которым всегда это бывает связано. В девяноста процентах случаев, а то и чаще, люди осуждают других за те грехи, которые с удовольствием совершают сами. Вместе с осуждением лицемерие делает нашу жизнь совсем не христианской. Это отвратительно.

Осуждение показывает и ещё одну болезнь, которая есть в человеческой душе - невежество. Мы очень часто судим человека, не зная ни его жизни, ни обстоятельств, в которых он оказался, ни того, что предшествовало поступку, который он совершил, ни того, что за ним будет, несмотря на то, что апостол давным-давно сказал: «Кто ты такой, что судишь чужого раба? Он перед своим Господином или стоит, или падает» (Рим. 14:4). Ты не можешь судить человека, которого ты не знаешь.

В Александрии жил монах по имени Виталий. Он жил в городе, подвизался, днём работал, зарабатывал какие-то деньги, а по вечерам ходил в публичный дом - туда, где женщины себя продавали за деньги. Все люди его осуждали, смеялись над ним, думали, что этот человек развратник и живёт двойной жизнью. В итоге оказалось, что он заработанные деньги приносил этим женщинам, отдавал им и просил, чтобы они не делали этого греха. В его жизни была какая-то история, связанная с этим, что он захотел именно так поступать. Скажите, как перед Богом выглядели те люди, которые его осуждали и над ним смеялись? Невеждами, которые не знают того, что произошло на самом деле. Конечно, им потом будет стыдно.

Таких случаев очень много, когда человек, не зная обстоятельств другого, его способностей, сил и причины того, почему он так поступил, начинает выносить свой суд. Вместе с осуждением в нашу жизнь пришли одновременно лицемерие и невежество.

Осуждение ещё и отлучает нас от Христа. Оно показывает, что мы не одного с Ним духа, мы на Него совсем не похожи. Здесь тоже лучше всего, наверное, вспомнить евангельскую историю. Одна женщина пришла в дом, где за трапезой возлежал Спаситель, - на востоке люди не сидели за столом, а возлежали на ковриках. Она начала омывать Его ноги и вытирать волосами своей головы. А рядом сидел фарисей Симон, и он в мыслях засомневался в том, что Иисус - пророк. Фарисеи считали, что праведники с грешниками общаться не должны - для праведника стыдно общаться с грешником, это позор. И он подумал: если бы Он был пророком, то знал бы, что эта женщина - блудница, и не разрешил бы к Себе прикасаться.

Господь учил думать по-другому. Он говорит: «Симон, хочу тебе что-то сказать». Тот говорит: «Да, учитель». - «Когда Я пришёл в твой дом, ты Мне не дал воды на ноги, хотя ты должен был это сделать по закону гостеприимства. А она волосами своей головы отирает Мне ноги вместо полотенца и омывает их слезами. Ты Мне масла не дал на голову в знак своего уважения, а она миром Мне поливает ноги. Вот и скажи, кто нуждается в прощении грехов: ты или она?» (ср. Лк. 7:36-50). И Симону стало стыдно, а нам был преподан урок: почти все мы думаем так, как Симон, а Господь думает по-другому.

Другой пример - с учениками Христовыми. Господь хотел проповедовать в одном из селений, но там Его не приняли. Что сказали Его ученики? «Давай мы сейчас огонь с неба сведём, как пророк Илия сделал когда-то, и все узнают, кто тут самый главный». Но Господь им ответил: «Вы не знаете, какого вы духа» (ср. Лк. 9:51-56). То есть люди, которые думают так, как в тот момент подумали апостолы, - не Христова духа, они другие. Господь хочет, чтобы мы были одного духа с Ним, а не с теми людьми, которые хотят мстить и наказывать. Он показал им, что они ошиблись.

Если мы кого-то судим, если мы чьи-то грехи считаем заслуживающими сурового наказания, мы не духа Христова, потому что Христос хотел бы, чтобы мы считали наоборот - что человека нужно пожалеть, ему нужно помочь, проявить любовь, милосердие и снисхождение, оказать ту помощь, которую ты можешь оказать в этот момент. Тогда тебе со Христом по пути, тогда ты одного с Ним духа, тогда ты на Него похож.

Есть ещё один момент, который связан с осуждением. Когда мы начинаем осуждать, мы ставим себя на место Бога. Это выходит за всякие рамки. Человек согрешил, что-то сделал не так. Первый вопрос: как ты к этому причастен? Ты этого человека родил, воспитал, жизнь ему дал, научил его чему-то, помог ему в чём-то? Кто вообще спрашивал твоё мнение по этому поводу, что ты пришёл и производишь свой суд, рассказываешь, что ты думаешь об этом? Кому это интересно? Ты поставил себя на место его Творца. Ты стал на место Бога. Ты вместо Него стал судиёй.

Однажды один из пустынников осудил своего брата. Наверное, он был праведный, хороший, добрый человек. И в ту ночь брат, которого он осудил, умер. Пустыннику явился Ангел Господень, держа на руках душу этого брата, и сказал: «Отче, теперь скажи - куда его: в рай или в ад?» Пустынник испугался, говорит: «Да ты что, я откуда могу знать?» Ангел отвечает: «Ну как, ты же вчера его судил? Теперь меня Господь послал у тебя спросить, что с ним делать». И старцу стало страшно: он понял, какой совершил грех, покаялся перед Богом и перед этим братом.

Сами того не замечая, мы, осуждая другого, становимся «богами», вершим судьбы и определяем, кому в рай, а кому в ад. Я не думаю, что кто-то из нас, если бы нам задали сейчас такой вопрос, захотел бы на него отвечать. Только Бог знает, как человек прожил жизнь, и что с этим человеком делать.

Христиане почему-то примирились с грехом осуждения. Для многих он перестал быть грехом, стал повседневной нормой жизни. Почему нам приятно осуждать другого? Потому что в этом мы находим оправдание своим собственным грехам. Иногда нам бывает приятно судить. Наша гордыня говорит: на фоне таких, как этот, я ещё и ничего. И хотя эта мысль не так явно осознаётся, но она, тем не менее, ласкает наше сердце и греет душу: «Я не такой, как прочие человецы» (Лк. 18:11).

Осуждение очень часто бывает смешано со смехом, с насмешкой. Вроде бы весело, смешно, хорошо и здорово, но, как говорил один из писателей, это похоже на то, как подгнившую еду подают под острым соусом, чтобы не слышно было запаха. Съедобно, но всё равно наелся тухлятины. Часто это всё происходит в нашей жизни неосознанно, незаметно для нас самих.

Я сам думал о том, с чего нужно начать эти дни, чтобы это действительно было важно. Хочется попробовать провести этот пост и ни разу никого не осудить - в мыслях, словах, случайно, со смехом или без смеха. Ведь мы должны поститься не только от скоромной пищи, но и от осуждения, зависти, гордыни и превозношения, лукавства и лицемерия.

Давайте попробуем, поставим себе такую задачу - воздерживаться не только от пищи, но и от таких грехов, которые удаляют нас от Бога и делают нашу жизнь нехристианской. Было бы здорово, если бы мы хотя бы начали это в себе замечать и вовремя себя останавливали или, если заметили, что это произошло, пришли и искренне попросили прощения у Бога и помощи, чтобы никогда больше этого не делать.

Наверное, потому что грех осуждения стал для нас нормой жизни, мы не ощущаем любви, которая бы согревала наше сердце, когда мы общаемся с другим человеком, потому что осуждение ставит тебя выше того, кого ты осуждаешь. А значит, гордыня делает для человека невозможным испытывать любовь, а без любви жизнь становится безрадостной.

В покаянном каноне мы не один раз повторяли: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Хотел бы напомнить: кто осуждает, тот не кается. Кающийся и осуждающий - это как горячее и холодное. Это нельзя совместить в одном сердце. Тому, кто кается в своих грехах, нет дела до грехов других людей. Он понимает, что мы все в одной лодке, мы все много согрешаем. А потому никто пусть не судит другого. Аминь.

Материал сайта Горловской епархии
Украинской Православной Церкви

В годовщину разрушения храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил на руинах храма в г. Кировское Божественную литургию. .

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

– Я помню, как год назад во время воскресного всенощного бдения ко мне подошли священники и сказали: «Владыка, у нас случилась беда: в Кировском разрушен храм, и люди погибли». 27 августа, в канун Успения Пресвятой Богородицы, мне удалось выехать сюда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во временном вагончике. И во время богослужения он содрогался оттого, что где-то совсем рядом рвались снаряды.

Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и испытания, которые нам выпали. В тот момент мне хотелось сказать всем, что какими бы одинокими мы себя ни чувствовали, как бы ни трудно было смотреть на те разрушения и страдания, которые нам приходится терпеть, мы не одни. Потому что с нами молитва Церкви, с нами сочувствие наших верующих братьев и сестёр. Святейший Патриарх Кирилл на следующий день, совершая богослужение, сказал, что возмущён тем, что происходит, и потребовал обратить самое пристальное внимание на те беззакония, которые творятся на нашей земле.

К сожалению, мы потеряли за этот год не один храм. В августе прошлого года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, но, слава Богу, люди там успели выбежать из храма, никто не погиб. Из двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены в результате боевых действий.

Я верю, что точно так же, как была построена здесь временная церковь, с Божией помощью мы отстроим и новый типовый храм. Сегодня мы собрались для того, чтобы помолиться о приснопоминаемых прихожанах этого храма, которые погибли здесь во время богослужения, и для того, чтобы засвидетельствовать Богу, что мы, православные христиане, не поступаем как язычники: мы сегодня не произносим слов проклятия и ненависти и не говорим о вражде. Мы сегодня говорим о любви, мире и прощении. Это и есть то, чем настоящие христиане отличаются от язычников и тех, кто, называя себя христианами, живут как язычники и безбожники.

Самое главное, что в наших сердцах нет ненависти и проклятия, нет осуждения и всего того, что сделало бы невозможными сегодня нашу молитву, причащение Святых Христовых Тайн, сделало бы невозможным наше будущее. Нельзя ничего построить на ненависти и вражде. Нельзя иметь никакого будущего, если в основу этого будущего закладывается яд гордыни и самоуверенности.

И именно в этом наша сила - в том, что на зло мы отвечаем добром, на ненависть мы отвечаем молитвой, на разрушения мы отвечаем своей готовностью созидать и молитвой о тех, кто разрушает - чтобы Господь их вразумил, и они поняли, что разрушают не только стены, которые будут восстановлены, но, в первую очередь, свою собственную душу, которую восстановить можно только покаянием, обращением к Богу и добрыми делами. Стены восстановить легче, потому что они никогда не противятся. Если мы положим кирпич, он будет лежать там, где мы его положили. А человек - это существо, которое в ответ на призыв может сказать и «да», и «нет».

Посмотрите, сколько людей Господь за Собой звал, и сколько людей на Его призыв ответило. Нашлось всего двенадцать рыбаков на берегу Галилейского озера, которые потом стали апостолами и проповедовали слово Божие по всей вселенной. А где же были все остальные? Фарисеи, книжники, законники, учителя народа, священники? Почему они не пошли за Христом? Ведь они первыми должны были Его узнать, первыми откликнуться на Его призыв, оставить всё и последовать за Ним, как Он сказал сегодня богатому юноше, «если хочешь быть совершенным». Но нашлось всего двенадцать.

Так и в сегодняшний день не все, называясь христианами, готовы следовать за Христом, исполняя Его волю и Его заповеди. Слава Богу, что сегодня этот приход, от храма которого год назад остались одни развалины, опять наполнен людьми. И именно это - залог того, что храм здесь будет отстроен. Если есть люди, которые чувствуют нужду в молитве Богу и хотят идти за Христом, подобно апостолам, и, оставив всё, исполнять заповеди Божии, я верю, что благословение Божие будет на этом городе и его жителях, и на всех их делах.

Всё восстановится, и мы снова будем благодарить Бога. Почему я в это верю? Потому что мы строим не на ненависти, не на вражде и беззакониях, а на том фундаменте, строить на котором нам заповедал Господь - на исполнении заповедей Божиих, любви к Богу и ближнему.

Я верю, что и кровь, которая пролилась здесь, не пролилась напрасно. Наша молитва сегодня соединяется с молитвой тех, кто пострадал в этой братоубийственной войне, кого уже нет среди нас. Дай Бог, чтобы это всё стало для нас добрым фундаментом, чтобы мы свою новую жизнь не строили на прежнем старом фундаменте, чтобы она была без греха, и заповеди Божии были в ней на первом и главном месте. Христианин - это не тот, кто просто носит это название, но тот, кто следует за Христом, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь.