Методы исследования политических процессов. Бихевиоризм или измерение поведения

Человек выражается в своих поступках. Каждое утро он встает с кровати и начинает что-то делать. Когда происходит взаимодействие с другими людьми, он поступает одним образом, а его собеседники – другим. Почему люди совершают разные поступки в одних и тех же ситуациях? Все, что касается поведения человека, изучается бихевиоризмом в психологии, теорию, направления и представителей которых следует рассмотреть.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Большой вклад совершил Б. Скиннер, который занимался сопоставлением поведенческих действий с умственными реакциями. Он пришел к выводу мнимости и иллюзорности свободы воли, морали и прочих высокодуховных норм, поскольку человек действует исключительно с позиции манипулирования и влияния на окружающих.

Поведение – набор поступков, реакций и эмоционального настроя, которые выражает человек в определенной ситуации. Поведение выделяет человека либо, наоборот, напоминает о других людях, с которыми вы ранее общались и наблюдали у них подобную манеру. Это компонент любого индивида, зачастую регулируемый им самим.

Почему поведение людей бывает настолько отличным или похожим друг на друга? Почему одни люди поступают так, а другие — иначе в одной и той же ситуации? Все зависит от источника. Поведение регулируется следующими факторами:

  • Мотивами человека.
  • Социальными нормами, принятыми в обществе.
  • Подсознательными программами, алгоритмами поступков, которые человек усвоил в детстве или которые продиктованы инстинктами.
  • Сознательным контролем, то есть человек понимает, что он делает, зачем и сам контролирует процесс собственного поведения.

Сознательный контроль — это высший уровень развитости человека. Люди очень редко могут контролировать свое поведение, так как зачастую включаются в эмоциональный фон происходящего, подчиняясь эмоциям, а они уже диктуют им определенную программу поведения, которую они привыкли выполнять в конкретной ситуации. Но когда человек включается в ситуацию без чувственного восприятия, тогда он способен контролировать собственное поведение.

Подсознательные программы очень важны для человека особенно на первых годах жизни. Пока индивид не достиг сознательного возраста, он руководствуется инстинктами и моделями поведения, которые наблюдает в окружающем мире. Данный способ копирования позволяет человеку выжить, отрепетировать наработанные другими способы контакта с другими людьми и определиться, какие эффективные для него, а какие нет.

Социальные нормы усваиваются человеком уже в более сознательном возрасте. Оно зачастую продиктовано лишь желанием вызвать симпатию или интерес у других людей, а также наладить с ними деловые контакты. Социальные нормы очень хороши на первых этапах знакомства с новым человеком, но затем поведение меняется в зависимости от участников знакомства.

Мотивы человека также регулируют его поведение. Они занимают фоновую позицию, когда человек делает что-то, что не противоречит его желаниям. Но когда индивид начинает «наступать себе на горло», то есть делать что-то во вред собственных интересов, тогда его мотивы начинают занимать главенствующую позицию в алгоритме поведения.

Бихевиоризм в психологии

Когда психологов заинтересовал вопрос, что побуждает человека совершать конкретные действия, это привело к развитию целой науки – бихевиоризма, что берет свое название от английского слова «behavior» — в переводе «поведение». Бихевиоризм в психологии занимается изучением поведения. не становятся абстрактными явлениями, а проявляются как реакции организма.

Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могут влиять на поведение человека. Полезными становятся лишь реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия на него определенных стимулов. Соответственно, здесь действует формула «стимул – реакция – поведение».

  • Стимул – это воздействие внешнего мира.
  • Реакция – это ответ человеческого организма на попытку отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.

Между стимулом и реакцией может находиться подкрепление – это дополнительный фактор, который воздействует на человека. Подкрепление может быть:

  • положительным, то есть побуждает человека совершать ту реакцию, на которую он настроен (похвала, вознаграждение и пр.);
  • отрицательным, то есть побуждает человека не совершать тех поступков, на которые он настроен (критика, наказание, боль и пр.).

Положительное подкрепление побуждает человека в дальнейшем совершать те действия, которые он совершил. Отрицательное подкрепление говорит человеку о том, что необходимо отказаться от предпринятых действий, изменить модель поведения.

Бихевиористы не рассматривают внутренние мотивы поведения, поскольку их трудно изучить. Рассматриваются лишь внешние стимулы и реакции. Бихевиоризм идет в двух направлениях:

  1. Предугадывание реакции на основе имеющихся стимулов.
  2. Определение потенциального стимула по реакции человека.

Научение данной области позволяет изучать индивида, на которого хочется воздействовать. Ранее считалось невозможным предвосхитить поведение человека, однако бихевиоризм рассматривает механизмы влияния на людей. Люди, которые знают, какие стимулы смогут побудить на совершение нужных им поступков, могут создать такие условия, которые помогут им в достижении желаемого, что и является влиянием, .

В дополнении ко всем имеющимся данным были взяты учения Павлова – условные рефлексы, их формирование и закрепление.

Психолог Толмен не так упрощенно смотрел на схему «стимул – реакция», указывая, что в возникновении тех или иных поступков участвуют его физическое и психическое состояние, опыт, наследственность. Таким образом, данные факторы влияют на человека сразу после стимула, побуждая его на конкретные поступки, которые с годами могут меняться.

Синнер опровергал иллюзию свободы воли, поскольку указывал на выбор тех или иных поступков в зависимости от результатов, которых он достигнет или желает достичь. Таким образом было введено понятие оперантного воздействия, когда человек сначала ориентируется на последствия своих поступков, а потом выбирает, какие из них совершить.

Бандура основывал свои учения на склонности человека к подражанию. Более того, он копирует лишь то поведение, которое, как ему кажется, является наиболее благоприятным для него.

Направления бихевиоризма

Основоположником различных направлений бихевиоризма является Джон Уотсон (классический бихевиоризм). Он изучал лишь видимые явления, полностью исключая внутренние (психические) стимулы. В его концепции существовали только стимулы и реакции, которые у многих живых существ были одинаковыми. Это помогало ему сформировать теорию о том, что при создании определенных внешних условий окружающей среды можно влиять на развитие тех или иных склонностей, качеств, моделей поведения человека.

Павлов изучал рефлексы живых существ, которые формировались в зависимости от стимула и подкрепления. Чем значимее становилось подкрепление, тем глубже укреплялся рефлекс.

Бихевиоральное направление позволило дополнить психологические знания, которые лишь со временем были правильно скорректированы. Так, значимыми стали «что желает человек выразить через свое поведение», «что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию», «что индивид хочет изменить в собственном поведении».

На определенном этапе упрощенная схема «стимул – реакция» не вызывала одобрения со стороны специалистов, что разрешилось лишь со времен внесения в данную схему переменной. Таким образом, не только стимул влиял на поведение человека, но и прочие составляющие его психики и физиологии.

Необихевиоризм ставил своей задачей «программирование» действий человека с целью достижения им положительных результатов. Здесь неважным становилось воспитание человека. Главное – достижение цели через совершаемые поступки.

Ошибкой бихевиористов являлось исключение индивидуальных особенностей личности. Не замечалось, что разные люди неодинаково реагируют на одни и те же стимулы и ситуации. Всех людей можно объединить в группы по поступкам, но не сказать о том, что все действуют одинаково.

Теория бихевиоризма

В основе классических учений лежала теория бихевиоризма Павлова и Бехтерева. Павлов изучал рефлексы живых существ, а Бехтерев внес понятие «коллективной рефлексологии». Человек, который находится в группе, сливается с нею, образуя единый организм, при этом практически не участвует в выборе действий. Он совершает те поступки, которые совершает вся группа.

Айзенк рассматривал поведение человека в зависимости от ситуации, в которой он пребывает. Есть постоянная модель поведения, которая характеризуется постоянством индивида пребывать в определенных условиях, и изолированные поступки, которые совершаются в неординарных ситуациях.

Патопсихология – наука об анормальном поведении и анормальных психических процессах. Вводя такое определение, поднимается проблема соотношения нормы (нормальности) и отклонения от нее (анормальности).

Под анормальным подразумевают ненормальное – то, что находится за пределами обычного и общепринятого. Общество имеет свои стандарты поведения и стереотипы образа действий, устанавливающие, что допустимо, а что нет. Для индивидов, семей, а также для других групп населения определяются свои нормы, или стандарты, поведения. Если люди нарушают эти стандарты, общество закрепляет за подобным поведением либо человеком, действующим вне установленных шаблонов, ярлык «ненормальности».

Анормальное поведение определяется как такое низкоадаптивное поведение и такие психические процессы, которые способны причинить кому бы то ни было физический и психологический ущерб.

Понятие психического заболевания пришло из психиатрии, раздела медицины, посвященного психическим нарушениям. Начиная с XIX века, лечением людей с анормальным поведением занимались врачи. При этом они рассматривали «безумцев» именно как больных, а не как морально несостоятельных или одержимых. Таким образом, анормальное поведение было возведено в ранг одной из медицинских проблем и стало рассматриваться как недуг, поддающийся диагностике и лечению. Подобная точка зрения известна как медицинская модель психического заболевания. Когда задумались о существовании иных, отличных от медицинской модели способов оказания помощи психически больным людям, к процессу поиска подключились .

Представители бихевиоризма

Основным отличием бихевиоризма является изучение поведения живого существа, а не его сознания. Здесь главным являлось то, что можно изменить или пощупать, и отвергалось все, что не поддается чувственному изучению. Представителями бихевиоризма были:

  1. Джон Уотсон — основоположник.
  2. Эдвард Торндайк.
  3. И. Павлов.
  4. У. Хантер.
  5. Л. Карл.
  6. Э. Толмен.
  7. Б. Скиннер.

Каждый внес свою лепту в данную науку, основывая свои опыты лишь на реакциях живых существ. Благодаря им существует множество теорий того, как формируются поступки, чем они мотивируются, как на них можно влиять и даже программировать.

Фильмы, передачи, сериалы, мультфильмы и прочие телевизионные программы, которые человек постоянно смотрит, программируют его. Демонстрируемое героями поведение откладывается в подсознании, что потом влияет на то, как он сам поступает в реальной жизни. Вот почему многие люди предсказуемы и однообразны: они ведут себя так, как поступают те персонажи или их знакомые, за которыми они постоянно наблюдают. С самого детства каждому человеку дано качество – повторять, как обезьянка, все, что видишь в других людях. Люди ведут себя одинаково, поскольку наблюдают за одними и теми же персонажами (особенно по телевизору), которые и программируют их на определенные модели поведения.

Если все люди на похоронах плачут, то и вы сами вскоре начнете плакать, хотя в первые разы можете не понимать, почему должны делать это. Если мужчины бьют своих жен, то и сами начинаете бить свою жену, хотя вначале были против насилия. Постоянно наблюдая за поведением окружающих людей или любимых персонажей по телевизору, вы приучаете себя поступать так же. И этот закон действует независимо от того, нравится вам это или нет.

Однако можно применить данные знания и в благих целях. Например, можно выработать в себе качества и свойства, которые вас привлекают в других людях. Почаще наблюдайте за ними, общайтесь, обращайте внимание на те проявления личности, которые вас привлекают, и вскоре вы за собой заметите эти же качества. Ведь можно не только плохое, но и хорошее в себе выработать, постоянно контактируя с людьми, которые на собственном примере демонстрируют положительные модели поведения. Учитесь у них, используя простой закон «обезьянки»: становитесь лучше, просто наблюдая за теми, чьи качества и поведение вам нравятся.

Итог

Человек является сложным существом, чью жизнь во всех аспектах еще следует изучать. Бихевиоризм лишь частично раскрывает завесу. Если подкрепить знание информацией из других областей, то можно получить более полную картину. Итог познания бихевиористских учений – понимание собственного и чужого поведения, а также способность создавать такие обстоятельства, которые побудят окружающих на нужные действия.

Если у человека возникли проблемы с познанием собственных поступков, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте сайт. Специалисты займутся рассмотрением мотивов, стимулов, а также прочих факторов, которые участвуют в формировании того или иного поведения.

Когда человек научится управлять собственным поведением, он сможет изменить свою жизнь. Ведь окружающие люди видят лишь то, что человек делает. Они не умеют читать мысли и не обладают психологическими познаниями, чтобы понимать мотивы других. Человек должен понимать, что его поступки являются теми стимулами, которые вызывают у окружающих совершение тех или иных действий. Если поступки других людей не нравятся, значит, необходимо пересмотреть сначала собственное поведение.

Порой необходимо исходить не из понятий, «правильно или неправильно я поступаю», что означает моральность действий, а из категорий, «как интерпретируются мои поступки другим человеком». Ваши поступки – это стимул для другого человека, который полностью зависит от отношения к ним и вызываемых эмоций. Даже самые правильные поступки могут восприниматься негативно, что и приводит к непредсказуемым реакциям.

Бихевиористски-ориентированный подход в психологии обучения. Когнитивная педагогическая психология. Психоаналитическая педагогика. Гуманистическая педагогическая психология. Социально-генетическое направление в педагогической психологии. Культурно-исторический и деятельностный подходы в зарубежной педагогической психологии.

Современная зарубежная педагогическая психология представлена различными школами и направлениями. Для анализа мы выделим те направления педагогической психологии, которые определяют основные тенденции ее развития в последние десятилетия и являются ведущими в мировой психологии. К их числу можно отнести бихевиористски-ориентированный подход и когнитивную психологию, психоаналитическую педагогику, гуманистическую психологию, социально-генетический подход, культурно-историческую психологию.

Бихевиористски-ориентированный подход в психологии обучения

Бихевиоризм составил психологическую основу для ряда дидактических теорий и моделей обучения в современной зарубежной школе, преимущественно американской. Первым практическим применением бихевиоральной теории обучения стало так называемое программированное обучение. Основными чертами модели программированного обучения являются выделение учебных целей и последовательная (поэлементная) процедура их достижения.

Программированное обучение строится на путях поиска средств управления процессом обучения. Оно рассматривается как способ организации обучения, решающий задачу управления процессом учения школьников с использованием технических приспособлений (машинный вариант) или в опоре на традиционные учебные книги (безмашинный вариант). Программированное обучение опирается на логику алгоритмизации учебных действий школьников. Обучение осуществляется по программе, которая определяет содержание и порядок операций, необходимых для овладения учебным материалом. Учебные задания предоставляются учащимся последовательно, частями, получившими название шагов, кадров.

Существуют два основных варианта программированного обучения - линейное и разветвленное. В соответствии с линейным построением программ учащиеся работают над всеми порциями информации, подлежащими усвоению, по единой схеме, в одной заданной последовательности. Разветвленная программа предполагает выбор учениками своего индивидуального пути продвижения в познании в зависимости от уровня подготовленности.

Учебные цели в программированном обучении формулируются на языке внешних наблюдаемых действий (двигательных, речевых и др., которые в совокупности образуют наблюдаемое поведение). Разделение учебных целей и процесса обучения в целом на отдельные элементы приводит к тому, что учащиеся приобретают набор обособленных навыков.

Одним из основных принципов программированного обучения является принцип обратной связи: учащийся и педагог получают информацию об эффективности усвоения материала на всем протяжении обучения. На основе обратной информации, выполняющей функцию контроля и оценки в учении, принимаются решения о дальнейшем продвижении учащихся в осваиваемом содержании. В связи с этим программированное обучение потребовало от разработчиков программ (дидактов, методистов) тщательной проработки операционного состава учебных действий, т.е. выявления структуры действий школьников при выполнении ими конкретного учебного задания. В этом, а также в использовании технических дидактических средств заключается достоинство программированного обучения.

Современными вариантами программированного обучения выступают персонализированные системы обучения, компьютерное (компьютерно-ассистированное) обучение, онлайновое обучение. Все они сохраняют общие черты программированного обучения, но имеют различные технические и программные возможности, позволяющие достичь более высоких результатов научения в различных школьных дисциплинах.

Критики программированного обучения говорят, что индивидуализированные подходы порождают атмосферу холодного, механического и дегуманизированного обучения. В программированном обучении отсутствует спонтанное общение между учителем и учениками, а также между самими учащимися. Отмечается также, что все самое важное в учебном материале нельзя свести к уровню, на котором его можно запрограммировать или разбить на отдельные шаги.

17. Сторонники бихевиоризма утверждают, что развитие:

а) предопределено врожденными особенностями

б) совершается под действием непознанных сил

в) это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями

г) есть приобретение нового опыта

18. Отождествление развития с научением - это ведущая идея:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) теории конвергенции двух факторов

19. Бихевиористский подход рассматривает личность как результат …

а) постижения им последствий своего поведения

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций

в) конфликтов между подсознательными силами и реальностью

г) взаимодействий между людьми.

20. Фрейд занимался проблемой :

а) игровой деятельности

б) психосексуального развития детей

в) развития интеллекта ребенка

г) психосоциального развития ребенка

21. Предметом исследования психоанализа является:

а) глубинные чувства и переживания

б) сознание

в) интеллект

г) поведение

22. Либидо в концепции 3. Фрейда - это:

а) психическая энергия, лежащая в основе сексуальных влечений человека

б) структурная часть психики человека

в) защитные механизмы

г) сексуальный комплекс

23. По определению 3. Фрейда, в структуре психики «Оно» - это:

а) носитель идеала, цензор поведения

б) посредник между «Сверх-Я» и «Я»

в) врожденная часть, влечения, инстинкты

г) продукт влияния общества

24. С точки зрения 3. Фрейда, цензором поведения в структуре человеческой психики является:

в) «Сверх-Я»

г) все перечисленное

25. В центре анализа Э. Эриксона находятся:

а) инстинктивные влечения ребенка

б) отношения ребенка с близкими взрослыми

в) отношения ребенка со сверстниками

г) внутренние конфликты ребенка

26. Задача младенческого возраста по Э. Эриксону:

а) формирование трудолюбия

б) развитие инициативности

27. Задача дошкольного возраста по Э. Эриксону:

а) формирование трудолюбия

б) развитие инициативности

в) достижение автономии, независимости и самостоятельности

г) формирование базового доверия к миру

28. Задача школьного возраста с точки зрения Э. Эриксона:

а) формирование трудолюбия

б) развитие инициативности

в) достижение автономии, независимости и самостоятельности

г) формирование базового доверия к миру

29. Задача подросткового возраста с точки зрения Э. Эриксона:

а) формирование трудолюбия

б) обретение эго-идентичности, осознание себя и своего места в мире


в) достижение интимности, установление близких и дружеских связей

г) развитие творчества, продуктивности

30. Одно из понятий в концепции Ж. Пиаже:

а) эго-идентичность

б) схема действий

в) новообразование

г) либидо

31. Приспособление новой ситуации к старым, уже существующим структурам, Ж. Пиаже определяет как:

а) экстериоризация

б) интериоризация

в) аккомодация

г) ассимиляция

32. Ассимиляция в теории Ж. Пиаже есть:

а) приспособление новой ситуации к старым, уже существующим структурам

б) модификация старых схем с целью приспособления к новой ситуации

в) способ обработки информации

г) формирование внутренних структур

33. Ж. Пиаже выделил три стадии развития интеллекта. Одна из них:

а) наглядно-действенная

б) сенсомоторная

в) наглядно-образная

г) словесно-логическая

34. Стадия конкретных операций в концепции Ж. Пиаже соответствует возрасту:

а) от 11-12 лет и старше

б) от 6-7 до 11-12 лет

в) от 2 до 11-12 лет

а) Л.С.Выготский

б) Д.Б.Эльконин

в) С.Л.Рубинштейн

г) Л.И.Божович

36. Понятие «социальная ситуация развития» введено в науку:

а) Л. С. Выготским

б) Д. Б. Элькониным

в) С. Л. Рубинштейном

г) А. Н. Леонтьевым

37. Понятие «ведущая деятельность» ввел в науку:

а) Л. С. Выготский

б) Д. Б. Эльконин

в) С. Л. Рубинштейн

г) А. Н. Леонтьев

38. Понятие «новообразование» введено в науку:

а) Л. С. Выготским

б) Д. Б. Элькониным

в) С. Л. Рубинштейном

г) А. Н. Леонтьевым

39. Согласно Л.С. Выготскому, психическое развитие - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Под идеальными формами он понимал:

а) высший уровень развития человеческой психики

б) уровень развития психики конкретного человека и социальную среду

в) социальную среду

г) духовное и культурное богатство общества

а) когнитивной

б) эпигенетической

в) культурно-исторической

г) деятельностной

41. С точки зрения Л. С. Выготского, человек есть существо:

а) биологическое

б) социальное

в) биосоциальное

г) историческое

42. С точки зрения Л. С. Выготского, источник развития психики:

а) среда

б) наследственность

в) обучение

г) активность самой личности

43. В качестве условий развития психики Л. С. Выготский рассматривал:

б) морфологические особенности мозга и общение

в) обучение

г) задатки

44. В качестве движущих сил развития психики Л. С. Выготский рассматривал:

б) морфологические особенности мозга и общение

в) обучение

г) задатки

45. Процесс развития психики, согласно Л. С. Выготскому, происходит в форме:

а) адаптации

б) приспособления

в) усвоения

г) научения

а) Л. С. Выготским

б) А. Н. Леонтьевым

в) Ж. Пиаже

г) М. И. Лисиной

47. Ведущий вид деятельности как критерий выделения возрастных этапов рассмотрен в работах:

а) А. Н. Леонтьева

б) Д. Б. Эльконина

в) Л. С. Выготского

г) Б. Г. Ананьева

48. Деятельность, в процессе которой человек ориентируется в основных ее смыслах, задачах, мотивах, нормах отношений:

а) непосредственно-эмоциональное общение

б) учебная

в) учебно-профессиональная

г) предметно-манипулятивная

49. Деятельность, в процессе которой происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, мотивах, нормах отношений, это …

а) общение

б) учебная деятельность

в) предметно-манипулятивная

50. Деятельность, в процессе которой происходит ориентация в общественно-выработанных способах действий с предметами:

а) Непосредственно-эмоциональное общение

б) учебная деятельность

г) интимно-личностное общение

Подобно Джону Локку, рассматривавшему детский разум как чистую доску, на которой окружающая его среда пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой поведенческой традиции считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиористской (от англ. behavior - поведение). Ее основоположник - Джон Уотсон, известный следующим своим высказыванием: Дайте мне дюжину здоровых, с хорошими умственными способностями малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их, - и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я, - врачом, юристом, инженером, руководителем и даже нищим, независимо от задатков, склонностей, способностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмыслена в теории социального научения -самом мощном направлении современной американской психологии развития.

Каким образом предполагает Уотсон сделать из ребенка специалиста по своему выбору? Только благодаря соответствующей организации его окружения, в котором ребенок приобретет навыки того или иного вида деятельности.

Типы обучения. Согласно бихевиористской теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым назвать бихевиоризм теорией обучения. Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек учится вести себя всю жизнь, но не выделяют, подобно З.Фрейду, Э.Эриксону и Ж.Пиаже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения.

Классическое обусловливание - это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных - врожденные. Ребенок (как и детеныш животного) в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

Вот как 9-месячного малыша Альберта учили бояться белую мышь с помощью классического обусловливания, т.е. используя только его безусловные рефлексы. Как-то Дж.Уотсон и Р.Райнер заметили, что Альберт пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появлялся, его тельце автоматически вздрагивало, он вскидывал ручки, начинал сучить ножками, и затем раздавался плач (ответная реакция на стимул - резкий сильный звук). Испуг, автоматически включавший механизм плача, и другие поведенческие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись только в ответ на неожиданный и резкий звук. По терминологии бихевиоризма, громкий звук, вызвавший реакцию ребенка, называется безусловным стимулом, а рефлекторная реакция испуга и плача - безусловным ответом на этот стимул.

Оперантное обусловливание. Представьте ситуацию: вы - студент, а преподаватель говорит, что ваша итоговая оценка по курсу психологии будет зависеть от того, сможете ли вы научить крысу нажимать на засов, расположенный на дверце клетки, и открывать ее. С чего бы вы начали, решив принять условие преподавателя? Советуем прежде всего о знакомиться с концепцией Б.Скиннера.

Б.Ф. Скиннер разработал специфический тип обучения, который он назвал оперантным обусловливанием. Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента ученый учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым Скиннер подкреплял их реакцию.

Подкрепление - это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным и негативным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения.

Негативное подкрепление - такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо. Представьте себе, что вы садитесь на водительское место своего нового автомобиля и вдруг слышите громкий резкий звонок, который кажется вам очень неприятным; но вот вы начинаете пристегивать ремень безопасности, и тотчас звон смолкает. Таким образом впоследствии, чтобы не слышать раздражающего звона, вы будете постоянно пристегивать ремень. Согласно теории

Скиннера, ваша реакция, форма поведения (пристегивание ремня безопасности) повторяется ради того, чтобы избежать воздействия неприятного стимула (громкого резкого звука).

Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание тоже специфическое средство обучения. Наказание - это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Понятия наказание и негативное подкрепление часто путают, поэтому советуем обратить внимание на следующее обстоятельство. При наказании человеку предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия или поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.

Скиннер придавал позитивному подкреплению большее значение, чем наказаниям, из-за их отрицательных последствий. Он считал, что позитивное подкрепление - более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать. Некоторые формы поведения удается исключить и в том случае, если на них никак не реагировать.

Суть обучения посредством наблюдения (иногда говорят: моделирование, подражание) заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. Например, если в поликлинике ребенок общался с добрым врачом или видел, или слушал по радио, смотрел по телевидению передачу о людях самой гуманной профессии, то он может решить стать врачом, когда вырастет.

За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении может и не воспроизводить их. Однако если видит, что за какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что ребенок будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать обраэГцы поведения тех, кто им неприятен, кто для них ничего не значит или кого они боятся.

Бихевиористский подход

Как говорилось в нашем кратком обзоре истории психологии, бихевиористский подход уделяет основное внимание наблюдаемым стимулам и реакциям. В частности, С-Р-анализ вашей социальной жизни может быть сосредоточен на том, с какими людьми вы взаимодействуете (то есть на социальных стимулах), и на том, какие реакции по отношению к ним вы проявляете (положительные -- вознаграждения, отрицательные -- наказания, или нейтральные), какими реакциями они, в свою очередь, отвечают вам (вознаграждениями, наказаниями или нейтральными), а также как эти вознаграждения способствуют продолжению или прекращению ваших взаимодействий.

Чтобы проиллюстрировать этот подход, снова воспользуемся нашей выборкой проблем. Так, в случае с тучностью некоторые люди могут переедать (специфическая реакция) только при наличии определенного стимула, и во многих программах по контролю за весом людей учат избегать таких стимулов. В случае с агрессией дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, например бьют других детей, когда такие реакции подкрепляются (другие дети ретируются), чем когда они наказываются (другие дают сдачи).

Строгий бихевиористский подход не принимает во внимание психические процессы индивидуума. Психологи, не относящиеся к бихевиористам, часто регистрируют то, что человек высказывает о своих сознательных переживаниях (вербальный отчет), и на основе этих объективных данных делают выводы об умственной деятельности данного человека. Но вообще говоря, бихевиористы просто решили не гадать, какие психические процессы происходят между стимулом и реакцией (Skinner, 1981). Сегодня мало кто из психологов считает себя «чистым» бихевиористом. Тем не менее многие современные разработки в области психологии вышли из работ бихевиористов.

Когнитивный подход

Современный когнитивный подход частично является возвратом к когнитивным корням психологии, а частично -- реакцией на узость бихевиоризма и позиции «стимул-реакция» (поскольку в последних двух игнорировались сложные виды человеческой деятельности, такие как рассуждение, планирование, принятие решений и общение). Как и в XIX веке, современное когнитивное исследование сосредоточено на психических процессах, таких как восприятие, запоминание, мышление, решение задач и принятие решений. Но в отличие от варианта XIX века современный когнитивизм уже не основывается на интроспекции и исходит из следующих главных положений: а) только изучая умственные процессы, мы сможем полностью понять, что делают организмы; б) объективно изучать умственные процессы можно на примере конкретных типов поведения (как, собственно, и делали бихевиористы), но объясняя его в терминах умственных процессов, лежащих в его основе.

Интерпретируя поведение, когнитивные психологи часто пользуются аналогией между разумом и компьютером. Поступающая к человеку информация обрабатывается различными способами: она селектируется, сравнивается с той, что уже есть в памяти, как-то комбинируется с ней, преобразуется, по-другому организуется и т. д. Например, когда подружка звонит вам и говорит «Привет!», то для того чтобы просто распознать ее голос, нужно (бессознательно) сравнить его с другими голосами, хранящимися в долговременной памяти.

Воспользуемся уже знакомыми нам проблемами, чтобы проиллюстрировать когнитивный подход (начиная с этого момента, мы будем говорить уже только о современном его варианте). Возьмем для начала фундаментальную ошибку атрибуции. Интерпретируя чье-либо поведение, мы вовлекаемся в некоторую форму рассуждения (например, о том, что же послужило его причиной), точно так же, когда мы задумываемся, почему тот или иной механизм действует именно так. И здесь оказывается, что наше мышление пристрастно в том смысле, что в качестве причины мы предпочитаем выбирать личные качества (щедрость, например), а не давление ситуации.

Явление амнезии детства также поддается когнитивному анализу. Возможно, события первых лет жизни не удается вспомнить из-за того, что в процессе развития кардинально изменяется сам способ организации памяти и хранящегося в ней опыта. В возрасте около 3 лет эти изменения могут быть наиболее значительными, поскольку именно в это время происходит быстрое развитие речевых способностей, а речь позволяет по-новому организовывать содержимое памяти.