Марсель, габриэль. Габриэль марсель

Экзистенциалист

Габриэль Оноре Марсель родился $7$ декабря в $1889$ году, в Париже, столице Франции, умирает $8$ октября $1973$ года. Марсель является первым французским философом -экзистенциалистом. К его основным произведениям можно отнести «Метафизический дневник» и «Опыт конкретной философии».

Биография

Во времена Первой мировой войны служит в рядах «Красного креста». Работает в некоторых литературных журналах, рецензирует литературу иностранного происхождения и направленности. В $1920$-е годы пишет небольшое количество пьес, которые были поставлены на Парижских подмостках. В начале своего пути находится под сильнейшим влиянием Сёрена Кьеркегора, но в $1929$ году становится католиком с ревностным состоянием и ощущением. Глубинный гуманизм и религиозность отделяют Марселя от следующих за ним во временном отрезке французских экзистенциалистов, таких, как Жан-Поль Сартр. С $1945$ года он увлекается музыкой и сочиняет музыкальные произведения, по словам стихосочинений Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке.

Философские взгляды

К основным категориям философии и философских взглядов Марселя относятся «бытие» и «обладание». Каждый человек может существовать в качестве личности, такой, какую можно обозначить словом «Я». Его бытие находится в неотчуждённости от него, оно же представляется не неким предметным, внешним, а неким внутренним, переживаемым. Наоборот, все предметы, вещи, объекты, которые находятся в распоряжении человека, являются отчуждёнными от него.

Понятие «тело»

Замечание 1

Особой ролью в учениях Марселя наделено понятие под обозначением «тело». То моё тело представляет собой не только то, чем я владею, но оно может также быть и элементом моего собственного бытия. Данное мне тело имеет смысл некой границы между «быть» и «иметь», потому что наличие тела несёт такую функцию некого необходимого условия всякого обладания. В противовес телу, душа представляется идеальным бытием.

Мир обладания

Согласно Марселю, мир обладания несёт в себе вторичность как таковую в сравнении со сферой бытия. Таким образом, современная техника и экономика дают толчок человечеству и отдельному человеку к тому, когда обозначенное «оно» погружается в мир обладания, вводя с предательством в забвение мир бытия. В таком содержании Марсель призывает преодолеть данную роковую тенденцию.

Любые человеческие проблемы, считает учёный, невозможно решить средством одного единого объективного, только научного самопознания и познания. Поэтому с данным он противопоставляет понятие «проблема» понятийному определению такому, как «тайна». Проблема имеет такое содержание, того, что появляется на пути моего бытия и моей жизни, она стоит всецело перед моей сутью и сущностью, точнее мною. Некая тайна может захватить некую мою сущность и суть, что соответственно даёт составление части моей сущности, то есть меня самого, куда невозможно определить проникновение чисто рациональными путями.

«Я» и «Ты»

Сфера бытия определяется местом разнообразных отношений к различным и определённым вещам, к объектному понятию присоединяются такие непосредственные отношения как межсубъектные «я» и «ты». Согласно данной концепции, отношения к другим людям, как к субъекту «ты» представляется подлинным. Оно может противостоять отношениям к нему как к понятийному субъекту «он», что может означать низведение данного до уровня объективной вещи. Отношения к другому человеку как к определению «ты» может проложить путь к Богу как абсолютному пониманию «Ты». Отношение к абсолютному «Ты», которое, по мнению Марселя, может быть отношением к Богу, в таком случае данное отношение может носить индивидуальный характер.

Замечание 2

Данный характер может выражаться в объективных пониманиях и понятиях как понятие «Оно», так и понятии «Я» и «Ты». Отношения «Я» и «Ты» всегда представляются и не только представляются, но могут быть неоднозначными, но и также нестандартными даже в стандартных ситуациях. В жизненном бытие встречается очень много как стандартных, так и нестандартных ситуаций, где и «Я» и «Ты» показывают свои нелогичные поступки и нестандартные действия.

Габриэль Оноре Марсель (Gabriel Honoré Marcel, 7 декабря 1889, Париж, Франция — 8 октября 1973, там же) — первый французский философ-экзистенциалист. Основные произведения: «Метафизический дневник», «Опыт конкретной философии».

Во время Первой мировой войны служил в «Красном кресте». Работал в нескольких литературных журналах, рецензируя иностранную литературу. В 1920-е годы написал несколько пьес, поставленных в Париже. Сначала находился под сильным влиянием Сёрена Кьеркегора, но в 1929 году стал ревностным католиком. Глубокая религиозность и гуманизм отделяли Марселя от последующих французских экзистенциалистов (таких, как Жан-Поль Сартр). С 1945 года он увлекался сочинением музыки (на слова стихотворений Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке).

Основные категории философии Марселя — «бытие» и «обладание». Всякий человек существует как личность, как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно — не нечто предметное, внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы, объекты, которыми обладает человек, могут быть отчуждены от него. Особую роль в учении Марселя играет понятие «тело». Моё тело есть не только то, чем я обладаю, оно является также и элементом моего бытия. Моё тело — это граница между «быть» и «иметь», ибо наличие тела — необходимое условие всякого обладания. В отличие от тела, душа есть идеальное бытие.

Книги (3)

Быть и иметь

Философский сборник Марселя «Быть и иметь» состоит из Метафизического дневника — фрагментарных записей 1928-1933 годов, в которых отразился внутренний опыт и повседневные размышления философа, и Очерка феноменологии обладания — текста доклада, сделанного Марселем в Философском обществе Лиона в 1933 году.

Как следует из названия работы, центральными понятиями философии Марселя являются «бытие» и «обладание» — взаимоисключающие и противоположные категории. Марсель проводит чёткое различие между миром «онтологическим» и миром «трансцендентным»: «в акте трансцендирования, противоположном онтологическому, осуществляется мое соединение с Богом. И именно по отношению к этому соединению утверждает и определяет себя моя свобода».

О смелости в метафизике

В книге представлены работы об экзистенциальной онтологии, написанные католическим экзистенциалистом Г. Марселем (1889-1973) с конца 40-х до начала 70-х годов XX века. Впервые полностью на русском языке публикуются письма Г. Марселя Н. А. Бердяеву.

Ярким представителем католического экзистенциализма был Габриэль Марсель (1889-1973). Он родился в семье дипломата, детство провел в Щвеции, закончил Сорбонну. В 1929 г. уже в возрасте 40 лет Марсель стал католиком. Первое свое сочинение "Метафизический дневник" Марсель начал писать в 1913 г. и опубликовал в 1927 г. В книге "Быть или иметь" (1935) помещен "Метафизический дневник" за 1928-1933 гг., т. е. за тот период, когда автор стал католиком. На примере "Метафизического дневника" можно сказать об особом стиле Марселя фрагментарном, непоследовательном, парадоксальном. Марсель стремился к форме исповеди, искренней и открытой.

В год принятия католичества, 5 марта 1929 г. он писал: "Я больше не сомневаюсь. В это утро изумительная удача. В первый раз я отчетливо пережил опыт благодати (la grace) . Слова отвратительные, но это так. Я был, наконец, погружен в христианство. И я утонул в нем".

Однако, пройдя религиозное обращение , Марсель продолжал искать основы для своей веры. Ему была неприемлемы рациональные теории, подобные неотомизму. Марсель продолжает искание веры , исходя из своего конкретного опыта, из актов личного сознания. Марсель писал, что "таинственная связь между благодатью и верой возникает везде, где есть верность". После "верности" Марсель называет другую составляющую часть веры - надежду . По его мысли надежда "возможна только в мире, где есть место чуду" . По мнению Марселя, "душа существует только благодаря надежде: надежда, возможно, является самой тканью нашей души ". Так Марсель постепенно выстраивал систему экзистенциальных понятий, основанных на личном жизненном опыте, а не на отвлеченных абстракциях.

В статье "Экзистенция и объективность", включенной в книгу "Метафизический дневник", Марсель развел два мира: с одной стороны, экзистенция человека как средоточие страданий, а с другой - безликий "мир объектов" как создание абстрактного разума. Эта противоположность легла в основу книги "Быть или иметь" . По Марселю, "иметь" - это погрузиться в мир и материю, жить телесной жизнью, отрешившись от бытия Бога. "Быть" - это преодолеть внешнюю подчиненность, обрести свободу и вернуться душой к Богу.

По мысли Марселя, человек - это "воплощенное бытие" , который, осознавая свою воплощенность, ощущает мистическую связь духа с телом. Экзистенциальное философствование неизбежно предполагает осознание себя как воплощенного, телесного субъекта "в плену" пространства и времени . В человеческой экзистенции и только в ней Марсель ищет основы для религиозного понимания бытия. Для человека, считал Марсель, характерна онтологическая потребность - потребность быть . Это экзистенциальное бытие достижимо через сосредоточенность, главная цель которой заключается в мистическом постижении Присутствия Бога. По Марселю, единственный выход из замкнутого экзистенциального состояния состоит в познании Бога , ощущении своей связи с Ним. Это познание происходит не рационально, а путем личной мистической встречи с Богом. Марсель задается целью построить "конкретную онтологию", основой которой является проникновение в Тайну бытия. Понятие Тайны есть то, что Марсель противопоставляет рациональным объяснениям христианства. В постижении Тайны бытия и обретении Присутствия Бога заключается для человека возможность победить время и смерть. О Присутствии Бога говорят не рациональные теории, а свидетельство самой жизни человека, обретающего веру и отказывающегося от внешнего мира и его ценностей.

В послевоенное время Марсель много ездил с лекциями по миру (США, Канада, Япония, Марокко, Латинская Америка и др. страны). В 1949-1950 гг. он прочитал курс лекций в Абердинском университете в Великобритании, затем эти лекции вышли в виде 2-томного издания "Тайна бытия". Марсель был также незаурядным драматургом, в его пьесах философские идеи воплощены на примере конкретных персонажей и проецированы на различные жизненные ситуации (пьесы "Смерть назавтра", "Чужое сердце", "Человек Божий" и др.). Стремление обобщить собственный философский опыт привело Марселя к созданию "Опыта конкретной философии" в 1967 г.

На философском конгрессе в Риме (1946) философия Марселя получила наименование "христианский экзистенциализм" . Однако после осуждения экзистенциализма энцикликой римского папы в 1950 г. Марсель отказался от этого определения и предпочел название "неосократизм" . Тем самым он заявил отказ от системного философского мышления в пользу вопросительной формы размышлений, считая, что человек-мыслитель вовлечен в драму бытия (он - не зритель, а свидетель ). Радикальное вопрошание и сомнение стали основой философии Марселя, которая предназначалась как для верующих, так и для неверующих. Марсель философствовал вокруг религии, но никогда - в границах теологии . Его принципиальная установка на личный религиозный опыт делала ненужными догматические принципы, что и привело к осуждению экзистенциализма в Католической Церкви.

Габриель Марсель (1889-1973) предпочитал не называть свое учение экзистенциализмом по той причине, что экзинстенциализм во Франции отождествлялся с именем Сартра, с которым Габриель Марсель был не согласен. И для того, чтобы отмежеваться от сартровского атеизма и его послевоенной погруженности в политику, Марсель стал именовать свое учение христианским сократизмом. Еще одна причина, по которой Марсель не называл свое учение экзистенциализмом, была энциклика папы Римского (1950 г.), в которой папа Римский осудил экзистенциализм, прежде всего, конечно, экзистенциализм атеистический, за учение, противоречащее догматам католической Церкви.

Основную цель своей философии Габриель Марсель видел в борьбе против догматизма. Эту борьбу вел в свое время еще Иоганн Готлиб Фихте, стараясь свести все к трансцендентальному идеализму, т. е. к субъекту. Фихте боролся с догматизмом в двух видах: с догматизмом материалистическим и догматизмом идеалистическим. Примерно такую же направленность можно проследить и у Марселя, причем Марсель в гораздо большей степени протестует против идеалистического догматизма, ибо, по мысли Марселя, идеализм извращает саму суть духа. Идеализм превращает дух в объект, тогда как дух - это всегда субъективное начало. Дух как носитель мысли, носитель активного жизненного начала - чувственного, эмоционального и т. п., не может быть объектом, поэтому идеализм, объективируя дух, извращает основные его моменты. По мысли Марселя, ошибка эта прежде всего заключается в том, что философия всегда исходила из субъект-объектных отношений; даже рассматривая дух как идею, она невольно представляла его как объект.

Субъект-объектному отношению Марсель противопоставляет эмоциональное отношение, отношение существа, испытывающего эмоцию, к тому, что оно любит. Остальные эмоции следует рассматривать точно так же, ибо эмоция - это всегда то, что соединяет. Объект и субъект всегда в акте познания разделены, а в акте эмоционального отношения соединены: например, любящий и любимый не различают себя и считают себя единым целым. В этом аспекте просматривается основная дилемма, основное противопоставление философии Марселя. Марсель противопоставляет проблему и таинство. Вся философия, и наука в том числе, всегда рассматривала все в проблемном ключе. Для мыслителя, ученого или философа, всегда главное место занимала проблема. По выражению Марселя, есть то, что существует предо мной, пред человеком, пред субъектом. Она существует независимо от человека, независимо от мышления; в проблемном отношении объект всегда чужд субъекту и поэтому ускользает от него. Вместо проблемного подхода необходим подход в таинстве. Таинство всегда захватывает всего человека целиком. В таинстве нет противоположности субъекта и объекта, я и не-я, таинство сливает их воедино, сливает человека и предмет его эмоций. Поэтому если в проблемном ключе всегда доминирует мысль, логика, то в таинственном плане логика преодолевается и доминирует некий другой способ отношения, в котором логика является лишь частным случаем, некой проекцией на отношения. Проблема не снимается, сам Марсель не считал себя абсолютным противником разума, каким был Ницше. Просто разум, логика, субъект-объектные отношения являются для Марселя отношениями более низкого порядка, частным случаем высшего отношения, которое является в таинстве.


В сфере проблем возникают многие неразрешимые вопросы, ибо проблема является лишь частным случаем гораздо более общего отношения внутри мира. Скажем, классическим вопросом для философии является вопрос о существовании мира. Вопрос очевидный, но тем не менее в философии этот вопрос не может быть решен, а в вопросе таинства, в вопросе эмоционального отношения этой проблемы просто не существует. Для любого человека мир существует, так как с ним существуют различные взаимодействия, в первую очередь эмоциональные, которые и доказывают его существование. Поэтому метафизика, которая основывается на таинстве и которая исследует мир таинства, противопоставляется физике, которая оперирует в мире проблем.

Отсюда же и свойственная вообще всем экзистенциалистам критика Марселем неистинного бытия человека, которое сводится к вещному отношению. Вещное отношение, как отношение к миру вещей и к другому человеку как к вещи, - это порождение неправильного, проблемного подхода к миру. Вместо вещных отношений должно быть отношение человека к другому человеку как к такому же субъекту, должно быть отношение «я» и «ты». Именно в таком отношении, в акте такой коммуникации снимается проблема субъекта и объекта. Отношения двух людей не могут быть описаны в рамках логики, со всем огромным богатством их эмоциональных отношений. Когда в отношениях стерта граница между субъектом и объектом, когда в таинстве исчезает различие и противоположность между я и не-я, такому человеку возможно то, что Марсель назвал онтологическое таинство, или таинство бытия. Само бытие, единое, в котором не расчленено я и не-я, субъект и объект, существует, поскольку существует Бог. И такому человеку, который преодолел субъект-объектные отношения и перешел в мир таинства, дается откровение. Вообще само таинство бытия возможно лишь в силу того, что существует откровение. Бог открывает Себя именно как некое Бытие, в котором не существует никаких противоположностей, и это бытие просвечивает сквозь экзистенцию человека.