Манера поведения курагиных. Семья курагиных в романе война и мир характеристика членов семьи сочинение. Отношения с братьями и Пьером

Лев Толстой был настоящим знатоком русской души, и как никто другой, умел это подчеркнуть незаметными простому глазу обывателя деталями. Например, Элен Курагина в замужестве Безухова, – одна из самых знаменитых светских львиц столицы.

Писателю удалось описать эту даму, буквально вытравив из нее все русское. Это видно даже по «французистому» обращению к ней, хотя она – русская дворянка, чье имя звучит как Елена Васильевна Курагина. На протяжении всех эпизодов, где Элен отведена роль, показаны лишь ее негативные стороны.

Впервые появившись в салоне Анны Павловны Шерер, она производит, впрочем, как и всегда фурор – все на нее смотрят, как на очень дорогой и ценный товар. Описывая ее белые мраморные плечи, осанку, неизменную равнодушную улыбку Толстой подчеркивает, что за этой внешней красотой внутри ничего нет. Элен сама привыкла к тому, что является хорошей картиной, которой нужна дорогая рама.

Между ней и Анной Павловной состоялась своеобразная сделка. Для салона Шерер Элен – отличная приманка, где можно свободно «прясть» пустую болтовню, и придавать тем самым солидности обществу. А для Элен гостиная Анны Павловны является отличным местом для выбора подходящего жениха. Воспитаная похожими на нее людьми, в атмосфере лжи и порочности, Элен не ведает о том, что можно жить по-другому. Она искренне недоумевает, когда Пьер, став ее мужем, сравнивал ее с «настоящим злом». Для Элен нормальна такая жизнь, где все фальшиво улыбаются друг другу, думают одно и говорят другое. Она сознательно выходит замуж за Пьера, продавая свою красоту за состояние. Более того, она считает это правильным и мудрым. Даже отец ее одобрил!

К любви Пьера Элен относится как к глупой шутке. Это даже закономерно – сама она в нее не верит, никогда не любила, ее окружение состоит сплошь из таких же «застывших» в своем обличии людей. В этом плане очень показательна одна сцена – когда она посвящает Наташу Ростову в то, что ею увлечен Анатолий Курагин, брат Элен. Причем делает это графиня Безухова с таким бесстыдством и равнодушием, что Наташа себя чувствует раздетой под откровенными взглядами и улыбками Элен.

Для самой Элен такие увлечения не представляются порочными, они обыденны и примитивны, как все ее улыбки. Об этом же свидетельствует и то, как она использовала Пьера, поставив условием при расставании пользование всеми его имениями. И это при том, что практически весь свет знал о существовании любовника у графини!

Однако, кончина у Элен не завидная. Чтобы подчеркнуть серость и узость ее мышления, пустоту и низость души этой светской львицы, Толстой умышленно «стер» причину ее смерти, указав лишь на то, что «говорят, у графини произошла болезнь из-за неудобства быть замужем одновременно за двумя».

Лев Николаевич Толстой требовательно относился к женским образам своих героинь. Автор пренебрежительно указывал на неправильные черты лица, но настойчиво акцентировал внимание на внутренних достоинствах. Наоборот, на фоне прекрасного облика писатель часто показывал низменность инстинктов. Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» является карикатурным портретом красавицы, не обременяющей себя материнскими хлопотами и правилами приличия.

Как выглядела героиня

Дочь Василия Курагина была красивой девушкой. Ее черные глаза жгли сердца мужчин. Силуэт княжны напоминал линии античной скульптуры, привлекая взгляды кавалеров. Тугой корсет подчеркивал соблазнительный изгиб талии. Мраморного цвета выпуклый лоб прекрасно сочетался с выбранной прической. Ухоженные волосы девушки отличались ярким блеском, подчеркивая блики драгоценностей, обильно украшающих ее шею, грудь и голову.

Светская львица одевалась согласно парижской моде, носила платья с глубоким декольте, полностью открывая полные белые плечи.

«Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру…».

Женщина умела двигаться величественной спокойной походкой, шумя тканями одежды так, что каждому воспитанному молодому человеку хотелось подать ей руку, чтобы помочь присесть или подняться.

Элен прекрасно понимала, что женская улыбка является сильным инструментом в деле соблазнения мужчин, она обворожительно улыбалась умело и часто. Белизна зубов оттеняла белизну тела.

Характер и поведение

Элен росла с детства избалованной, с возрастом приобретая черты эгоцентризма. Смыслом жизни княжны стали разные увеселительные мероприятия, где можно было находиться в центре внимания мужчин. О высоком статусе девушки свидетельствует вензель, которым она владеет в подтверждение того, что является выпускницей Смольного института для фрейлин ее величества.

После замужества графиня Безухова стала элегантной дамой, о ней говорят, как об умной собеседнице, способной поддержать разговор высшего общества. Женщину всегда выделяет холодное спокойствие, подтверждающее, что она всегда контролирует ситуацию. Круг дружеских знакомств Элен очень широкий:

У ней бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью.

Графиня Безухова знает, как вести хозяйство в самом богатом петербургском доме. Бывать у нее на вечере считается весьма престижно,

быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума.

Знакомства женщины достигают уровня высоких государственных деятелей, через которых она улучшает карьеру мужа:

Элен, которую сам Румянцев удостаивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной.

Брак

Как только Пьер Безухов получил титул графа и стал самым богатым женихом России, семья Курагиных окружила его тесным кольцом заботы. Элен пустила в ход свои чары, пытаясь привязать к себе обеспеченного жениха. Наивный молодой граф не успел опомниться, как оказался женатым человеком:

он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены.

Выходя замуж, героиня руководствуется выгодой и жадностью. Лев Толстой осуждающе относится к женщинам, не желающим рожать и воспитывать детей, поэтому в глазах автора графиня Безухова является бездушным образом прозябающей в веселье и излишествах кокеткой. Семья для Элен – это только способ устроить личное материальное положение. Шикарный образ жизни требует много денег.

Граф Безухов, униженный бесчисленными изменами жены, разочаровывается в их браке. Для него Элен раскрылась, как глупая женщина, играющая своим статусом и богатством. Ничто не интересует ее, кроме удовольствия плотских утех.

Мужчины в жизни Курагиной

Героиня воспринимает измену не как предательство, а способ жизни. Личность, наделенная эгоизмом, никому не изменяет, потому что никого не любит, кроме себя.

Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела

Видит в Пьере Безухове источник собственных доходов.

Когда в доме Безуховых появился Долохов, между ним и хозяйкой сразу возникла взаимная симпатия. Обоих объединяло безнравственное отношение к жизни, страсть к удовольствиям и праздные привычки. Элен нужны были эмоциональные волнения вокруг своей персоны, она мастерски устраивала интриги, доводя мужчин до гнева, ревности, отчаяния. Последовавший за этой связью скандал закончился дуэлью между Безуховым и Долоховым, и ранением любовника.

Пьер шокирован своей способностью убить человека, разрывает отношения с женой, подписывая ей все доверенности на имущество, которые она требует. Получив относительную свободу действий, Элен возвращается в Петербург, надев маску оскорбленной несчастной женщины. Графиня Безухова делает своим фаворитом Бориса Друбецкого. Однако присутствие молодого любовника не мешает ей развить серьезный роман с принцем соседнего государства.

Принц требует разрыва со всеми кавалерами женщины, что озадачивает Элен. Разорвать старую любовную связь с придворным всемогущим чиновником намного сложнее, чем кажется. На фоне пережитого стресса героиня заболевает и умирает, впервые не достигнув своей цели.

Вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших её, она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему её каким-то новым и необыкновенным способом.

Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства.

Меню статьи:

Один из принципов, позволяющих более детально и глубоко понять суть произведения, поступки и характеры героев, заключается в исследовании биографических данных, предпочтений и позиции автора касаемо того или иного вопроса. Одним из важных моментов для понятия персонажей Л.Толстого является его позиция к семье и места женщины в общественной жизни.

Толстой был убежден, что женщина должна посвятить свою жизнь семье; забота о членах семьи, воспитание детей – вот что должно интересовать женщину. Она должна не просто научить детей принципам морали, но и быть абсолютным носителем этих качеств, быть примером для подражания. Исходя из этой позиции, часто, герои произведений Толстого делятся на два лагеря. В первом находятся идеальные, с точки зрения Толстого, носители моральных качеств, принципов и позиций персонажи.

Они всегда действуют, руководствуясь чувством справедливости, их поступки сопоставляются с законами чести. Другие же, напротив, имеют антиморальный облик – они ведут аморальный, распутный образ жизни. Ложь, коварство, интриги – эти слова зачастую являются постоянными спутниками для их характеристики. Как раз к персонажам второго типа и относиться Елена Васильевна Курагина – дочь придворного чиновника, князя Василия Сергеевича Курагина.

Происхождение, внешность

Автор не подает информацию о детстве и юности Элен, поэтому провести параллель в диахроническом срезе невозможно. О полученном образовании девушки мы тоже мало что можем узнать. Вполне вероятно, что она окончила Смольный институт. Толстой не говорит это прямым текстом, но факт того, что она носила шифр, дает право сделать такое предположение (шифр также носили фрейлины, поэтому абсолютной уверенности в этих данных нет). Сколько было лет Елене на момент начала романа – тоже вопрос спорный, потому что Лев Николаевич не дает этой информации. Курагину часто в начале текста называют «молодой», что дает возможность ориентировочно определить ее возраст, выделив промежуток 18–25 лет.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Такая позиция связана с тем, что после 25 лет девушки считались старыми, они мало вызывали интерес, даже будучи красивыми и знатными, а ситуация с Еленой совсем не такая. При этом ее возраст не меньше 18 – в противном случае возрастная ценз был бы причиной удерживания интереса по отношению к ее особе.

В процессе развития сюжета романа можно проследить как быстро и резко порой меняется внешность персонажей. Елена Курагина – героиня, которой удается сохранить себя практически без кардинальных изменений. Черные глаза, глянцевые волосы, античное телосложение, полноватые руки, красивая грудь, белая кожа – Толстой довольно скуп на описание внешности Елены, поэтому судить о ее внешности только по описанию невозможно. Больше информации можно получить, анализируя реакцию на нее окружающих.



Уже с первых страниц романа мы узнаем о немыслимой красавице и кокетке Елене – она способна очаровать каждого. И мужчины, и женщины с любопытством рассматривают ее и это не удивительно – уникальная красота, умение вести себя в обществе вызывает восторг и чувство зависти у многих. «Как она красива!» – то и дело восклицают ей вслед молодые кавалеры.

Такое расположение было вызвано, скорее всего, не только природными данными девушки – она выглядела всегда жизнерадостно, на ее устах застыла милая, искренняя улыбка – такой настрой не может не располагать к себе, ведь гораздо проще, приятней и легче общаться с человеком, который позитивно настроен, которого радует общение с вами (даже если это всего лишь игра), чем с унылой флегмой, которая не видит выхода сама, да еще и к тому же затягивает в свою трясину окружающих.

Елене нравится проводить время в высшем обществе, и она делает это мастерски. У нее отточено все: и пластика движений, и манера говорить, улыбаться. Она знает как себя вести и делает это на высшем уровне.



Кажется, что она знает весь Петербург – Елена очень общительна. Девушка проявляет себя очень сдержано, спокойно, что так же располагает к общению с ней.

В обществе бытует мнение, что она – женщина высокого ума и глубоких знаний. Но, на самом деле все совсем не так – ее слова часто понимают неправильно, в них пытаются отыскать какой-то скрытый смысл, которого на самом деле нет.

Брак с Пьером Безуховым

Елена – корыстная женщина. Она стремится быть богатой – это дает ей возможность выглядеть в другом свете в привлекаемом ее обществе. Ей совсем не важно, кто будет ее муж, сколько ему будет лет, и как он будет выглядеть. Именно такая позиция стала губительной для их взаимоотношений и брака с Пьером Безуховым.

Знал ли Пьер о неразумном поведении Елены, о том, что девушка его не любит? Вполне вероятно, у него возникала тень сомнения на этот счет, но тот факт, что он знал князя Василия (ее отца), да и саму Елену с самых малых лет, позволил закрыть глаза на многие вещи.

К тому же, кому не хотелось иметь женой такую красавицу, ведь о ней мечтал, без преувеличения, каждый мужчина. Такое положение вещей льстило, не отличавшемуся красотой и стройностью телосложения Пьеру.

И так, он стал «обладателем красавицы жены», но, на удивление Пьера, это не принесло ему счастья, а стало причиной разочарований. Елена, после замужества не собиралась менять своих привычек – она все так же часто проводила время вне дома, либо же устраивала званые обеды в своем новом, а точнее семейства Безуховых, доме. Обрушившееся на нее богатство позволило еще больше быть в центре внимания. Ее дом, недавно отстроенный, еще старым графом, стал поводом для гордости. Ее наряды стали еще более вычурнее и открытие – слишком оголенная спина и грудь – для нее это было обыденностью. Как видим, все у Елены направлено на привлечение внимания к себе – вызывающая одежда, дорогие шикарные вещи, умение держаться в обществе и вести беседу.

Пьер с первых же дней женитьбы почувствовал на себе всю ошибочность своего поступка.

Жена совершенно не воспринимала его как мужа и всячески отвергала даже мысль о том, чтобы быть матерью его детей.

В последнем, вероятно заключено сразу два непримиримых факта – графиня Безухова не желала быть матерью априори – ей была чужда сама мысль о беременности и материнстве – это бы не позволило ей так же легко наслаждаться светской жизнью. К тому же, и Пьер ей был отвратителен – она вышла замуж руководствуясь исключительно желанием обогатиться.

В браке явно проявляется еще один ее порок – она тяготеет к изменам мужу. До брака с Пьером ходили слухи о ее любви с братом Анатолем, но князь Василий пресек ситуацию грозящую закончиться инцестом. Курагин территориально разлучил влюбленных, и таким образом спас семью от позора. Но вряд ли это способствовало устранению влечения между братом и сестрой. Анатоль часто приезжал к, уже замужней сестре, и предавался целованию ее обнаженных плеч. Елена была от этого в восторге и не пресекала подобные действия. На этом любовные похождения женщины не заканчиваются – влиятельные господа один за другим пополняют ее список любовников. Наивный Пьер, как обычно бывает с доверчивыми мужьями, узнает об этот самым последним и даже после прямых доказательств измены не желает верить в коварство и падение нравами жены. Он всерьез уверен, что это клевета. Исходя из того, что Безухов не был дураком, можно выделить еще одно качество Елены – умение переубеждать и внушать необходимую информацию.

Она явно умеет воспользоваться ситуацией и хорошо разбирается в людях. Ее действия по отношению к мужу еще раз подтверждает это. Графиня не боится перегнуть палку – она твердо уверена, что Пьер несмотря ни на что не выставит ее на улицу, а будет терпеть все ее выходки. И это осуществляется в полной мере. После дуэли с Долоховым – одним из ее любовников – Елена превращается в фурию, она бесстыдно обвиняет мужа в неподобающем поведении, несмотря на всю свою неправоту. Вспышка гнева, вызванная этим скандалом со стороны Пьера ее усмирила, но ненадолго – чувства мужа поутихли, и она снова пользуется его финансами и влиянием.

Со временем у женщины возникает желание развестись с мужем. Дело не в том, что такое положение вещей для нее стало слишком тягостным, а в том, то она планирует выйти замуж за другого человека. Православие не предусматривает таких процессов, поэтому Елена принимает католичество. Однако ее планам на вторичное замужество не суждено было сбыться – она скоропостижно умирает о болезни.

Причина смерти

Причина смерти Безуховой стала поводом для дискуссий в самых разных кругах читателей и исследователей. Толстой не объяснил, что именно стало причиной смерти, а неопределенность всегда манит и влечет открыть завесу тайны. Одними из распространенных версий являются сифилис и прерывание беременности. В пользу абортативных последствий говорит тот факт, что Пьер не замечал у себя никаких признаков заражения ни во время брака с Еленой, ни после. Факт заражения сифилисом после прекращения всяких контактов с мужем также исключается – болезнь за такой короткий срок не могла стать причиной смерти.

Елена не была предрасположенной к материнству, поэтому ее желание избавиться от нежелательной беременности вполне возможно. В подтверждение этому говорит еще и тот факт, что некоторое время графиня принимала какие-то капли – именно таким образом осуществлялся аборт в то время. Одним словом, возникновение кровотечения в результате аборта велико, но, так как Толстой не дает однозначного ответа, утверждать, что это единственно правильная версия невозможно.

Таким образом, Елена Курагина, она же, впоследствии, графиня Безухова, является абсолютно негативным персонажем. Ее внешние данные – это единственное, что можно сказать позитивного о ней. Толстой был уверен, что такая модель поведения недопустима для женщины (не только высшего общества, но и любой представительницы прекрасного пола). Поэтому не жалел красок для изображения уровня нравственного упадка и деградации героини.

Княжна Элен Курагина еще до своего замужества покорила «весь Петербург», то есть ту его узкую прослойку, которую принято называть высшим обществом. Ее полное имя в девичестве - Елена Васильевна Курагина.

Эта женщина по-разному представляется художникам и кинематографистам всех стран. В романе «Война и мир» Элен Курагина - яркий образ. Познакомимся с ней подробнее.

Семья Элен Курагиной

Элен - дочь князя Василия и сестра Анатоля и Л. Толстой не показывает Элен в семейной обстановке. Только по косвенным намекам можно понять, какая холодная и бездушная обстановка в ней царит. Прежде всего тон в семье задает заядлый интриган и царедворец князь Василий. Он просто всегда держится как можно ближе к людям выше него по положению и от которых можно что-то получить. И всегда отдаляется от тех, кто стоит ниже, чем он (как, например, обратившаяся к нему с просьбой за сына дочь его старинного покойного друга обнищавшая княгиня Друбецкая).

Жена князя абсолютно пустое место, которой практически внимания в произведении не уделено. Лишь в конце можно понять, что женщина она достаточно отвратительная (завидует своей собственной дочери). В романе постепенно, страница за страницей, глава за главой, в полный рост встает Элен Курагина. Образ, который создает Л. Толстой, далек от идеала.

Отношения с братьями и Пьером

Ее брат Анатоль при всей его красоте циничен и мерзок во всех своих проявлениях. Они с сестрой составляют достойную пару. Их отношения настолько двусмысленны, что отец удаляет Анатоля от сестры, поскольку он опасается инцеста.

Лишь на лице скудоумного Ипполита Куракина, как в зеркале, отражается вся сущность этой семьи. Пьер знает Элен с детства. Их отцы - дальние родственники. П. Безухов долгое время провел за границей и встречает в салоне А. П. Шерер ослепительно похорошевшую девушку на выданье. Ей нужен лишь подходящий кандидат. А у Пьера она вызывает чувства, которых он сам стыдится. Он ощущает что-то гадкое при встречах с Элен. Но в то же время князь Василий старается устраивать их встречи как можно чаще. Это обсуждает весь Петербург. Все считают Пьера женихом, но он не делает решительного шага.

Обручение

Задача князя Василия - выдать дочь замуж за человека с состоянием. Ему попадается простодушный Пьер Безухов. Из лап этого семейства, поставившего перед собой определенную цель, вырваться невозможно. Пьер, сам не понимая, как это происходит, обручается с Элен. Пьер, как агнец на заклании, сидит рядом с Элен.

Он слышит, как скрипит ее корсет, чувствует запах ее духов, но что-то мешает ему сделать последний шаг и попросить ее руки. Пьер и раньше думал, что она глупа, и он не испытывает к ней любви, только страсть, которую и сам не уважает. Но Елена Васильевна при всей ее глупости совсем не простушка.

Когда отец приходит в комнату, где сидит совершенно одуревший от происходящего Безухов, Курагина грубо целует мужчину, и все - они обручены. Скоро свадьба. Это не сатира. Толстой показывает жизнь такой, какая она есть. Сцена обручения - прекрасная характеристика Элен Курагиной как циничного существа.

Внешность Елены Васильевны

Эта молодая белокурая девушка, прекрасная, как мраморная статуя, созданная великолепным скульптором, совершенна с головы до ног. В ее внешности нет изъянов. И она хорошеет год от года на протяжении всей своей жизни. Она рано расцвела. На первых же страницах романа она предстает юной девушкой, которая уже привыкла к своей всепобеждающей красоте. И далее она становится внешне все совершеннее. Такова характеристика Элен Курагиной, пленительной красавицы.

А как же, если вчитаться в роман, она выглядит? У нее черные глаза, белокурые волосы, тело античной красоты, которое всегда составляет единое целое с ее платьем. При первом появлении в салоне Анны Павловны Шерер она одета в бальный наряд с шифром. Шифр указывает на то, что она либо выпускница либо фрейлина. В начале романа ей приблизительно от восемнадцати до двадцати двух лет. В другом случае ее никто бы не назвал молодой девушкой. Каждый, кто ее видел, восхищался прекрасной Элен.

Черты характера Элен

Улыбка не сходит с лица Елены Васильевны. Она просто обворожительна. Но вместе с тем однообразна и не имеет оттенков. Она всем улыбается одинаково.

Платья Елена Васильевна предпочитает очень открытые. Она стремится продемонстрировать идеально красивую грудь, плечи, спину и руки. Чтобы ее прелесть была заметнее, она периодически поправляет украшения на груди, тогда ее всепобеждающая красота становится еще заметнее.

А манеры? Графиня Безухова умеет себя подать. Во-первых, она элегантна. Во-вторых, всегда спокойна и величава. Она не ходит, а плывет. И держит себя в свете молчаливо и достойно. Просто сказать ей нечего, поэтому на все обращенные к ней речи она отвечает односложно, сопровождая слова однообразной улыбкой.

Это характеристика Элен Курагиной, которую неоднократно подчеркивает Л. Толстой. Все в ней производит впечатление глубокого ума, который на деле просто практичен, груб и циничен.

Общительность графини Безуховой

У себя дома она сумела устроить салон, в который все стремились попасть. Ее близкими друзьями становится «весь Петербург». Светские люди, которых знают как людей любезных и умных, дипломаты, русские и иностранные, - все спешат засвидетельствовать свое почтение графине. Если человека принимают у нее в доме, то он автоматически получает признание и во всех домах Петербурга. Дипломат Билибин готовит свои лучшие «словечки», чтобы впервые высказать их в салоне Безуховой.

Если она посещает театр, то само ее присутствие в ложе становится похожим на представление. Самые знатные и умные мужчины спешат к ней, а все остальные наблюдают за этим зрелищем. Выставить себя безо всякого стеснения и смущения напоказ - забота Елены Васильевны. Скромность не ее стихия. Это тоже характеристика Элен Курагиной.

Глупость и пустота свободно, без усилий с ее стороны, успешно скрываются. В обществе за ней прочно утвердилась репутация женщины столь же умной, сколь и прекрасной. Лицемерие, как и у ее отца, у Елены Васильевны в крови. Она умела говорить совершенно естественно то, о чем не думала, и совершенно просто и легко льстить.

Что скрыто за аристократическими манерами

Элен Курагина и Пьер Безухов после свадьбы еще больше отдалились друг от друга. Их брак несчастлив. Пьер с отвращением смотрит на красавицу-жену. Жена, светская львица, считает мужа дураком и не скрывает этого. Она не желает иметь детей. Муж видит грубость ее мыслей и вульгарность выражений. Пьер с ужасом осознает, что женщина она развратная. У нее есть любовник - Долохов. Он понимает, как мерзко она повлияла на чистое существо - Наташу Ростову. Элен совершенно естественно знакомит брата Анатоля, известного повесу, с невестой князя Болконского. Вкрадчиво, спокойно и с удовольствием они наблюдают за растерявшейся девушкой. Наташа Ростова не в силах противостоять двойному давлению и готовится убежать с Анатолем. Она простодушно поддалась его красоте и обаянию зла.

Лишь позже, когда побег раскрылся и прошло время, Наташа Ростова (не без влияния Пьера) снова способна радоваться жизни и понять, в какую пропасть толкала ее прекрасная Елена Васильевна.

А жизнь Элен Курагиной идет своим чередом. После того как Пьер оставил жену и она вырвала, так как женщина она корыстная, значительную часть состояния, Элен сблизилась с высокопоставленным вельможей, а позже, в Вильно, и с иностранным принцем. Вернувшись в Петербург, она прилагает усилия сохранить связь с обоими, не оскорбив ни одного из своих любовников.

Планы Елены Васильевны Курагиной

Она собирается принять католичество и развестись с Пьером. Тогда она сможет и располагать значительным состоянием и выйти снова замуж. Вера как таковая ее не интересует. Для нее, рожденной в православной семье, нет никакой разницы между католичеством и любой другой верой, если она поднимет ее еще выше по социальной лестнице. И она получает документы, позволяющие ей принять католичество. Это еще раз подчеркивает полную беспринципность светской дамы. Лишь скоропостижная смерть от грудной ангины прерывает эти безнравственные и далеко идущие намерения.

Л. Н. Толстой обрисовал убедительный облик Елены Васильевны. Обманчивость и коварство красоты представляет собой Элен Курагина. Образ полон жизненной силы. Толстой показывает ее во всей полноте чудовищного цинизма и мощной животной силы, которая нужна ей для побед, намеченных ею.

Во всех больших произведениях Л. Н. Толстого семейная тема проходит красной нитью, но, пожалуй, только семья Курагиных в романе «Война и мир» вызывает столько отрицательных эмоций у читателя.

Характеристика и описание семейства Курагиных в романе «Война и мир»

Рассмотрим по пунктам, что представляет собой эта семья, какие у них цели, занятия, интересы, отношения между собой и к окружающим.

Где живут Курагины

Князь Василий, отец семейства, появляется в первых строчках романа в салоне Анны Шерер. Это кружок высшего света, место, где встречаются аристократы, приближенные к императору сановники. Все они имеют огромное влияние на судьбы страны.

Немыслимо представить, чтобы они жили где-либо еще, как не в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Кроме Анатоля Курагина, который «отослан» отцом в Москву за то, что тот стоил ему слишком многих денег — сорок тысяч рублей в год. В Москве Анатоль жил скромнее, в конно-гвардейских казармах.

Отношения в семье Курагиных между детьми

Младшее поколение князей Курагиных представляет собой тип светских, испорченных богатством и знатностью молодых людей. Они веселы и легки в общении, ими можно увлечься, но даже между собой они не способны на высокие чувства.

Анатоля и Элен связывает притяжение двух красивых, здоровых животных. Они симпатизируют друг другу и порой помогают «по-братски» в достижении своих страстей, связанных с похотью и деньгами. Каждый из них по-своему успешен: Анатоль – знаменитый в высшем обществе повеса, Элен – красавица и светская львица.

Они любуются друг другом и чувствуют практическую пользу – роль одного усиливает роль другого. Их взаимная симпатия даже вызвала нелицеприятные толки в свете (возможно, не без оснований, как намекает автор), отчасти из-за этого Анатоля и отправили в Москву.

Старшему сыну Ипполиту в романе уделено меньше внимания. Он изображен дегенератом, не способным на какие-либо искренние чувства. Все в нем напоказ, с самым уверенным видом он произносит совершенные глупости. Впрочем, это не мешает ему занимать дипломатический пост.

Его брат и сестра вполне довольны Ипполитом просто потому, что он Курагин, один из них. Они готовы были бы и посодействовать ему в карьере, если бы это потребовалось, потому что все Курагины должны жить хорошо и иметь приличное положение в обществе, иначе просто не мыслимо. К тому же брат и сестра ценят его за то, что он безвредный дурак, он им не опасен, как конкурент.

Проблема отцов и детей Курагиных

Отношение князя Василия к своим детям подкупает своей открытой, беззлобной циничностью. Анатоля он хочет выгодно женить, потому что тот слишком дорого ему обходится. Элен выдает замуж за Пьера, так как надеется и сам поживиться миллионами Безуховых.

Дети считают практицизм и бездуховность родителей нормой , они с полуслова понимают отца и способствуют всем его начинаниям.

Как это ни парадоксально, проблемы отцов и детей в семействе Курагиных нет. Здесь царит почти полная гармония. Почти — потому что, хотя нет идеологических противоречий между ними, но есть противоречия интересов на уровне богатства, знатности, удовольствий.

Княгиня Курагина (редко появляющийся в романе персонаж) мучается завистью к дочери, когда Элен вступает в «блестящий» брак с Пьером Безуховым. Анатоль злится на отца, когда тот не дает ему денег.

Отношение к слугам Курагиных

Для князей Курагиных слуги – это просто слуги, почти неодушевленные существа, призванные обеспечивать их комфорт. Князья не вступают с ними в человеческое общение, это «не комильфо».

Тон отношений с ними барски-презрительный. Это утвержденная форма общения, переступать за которую – табу.

Отношение к войне и Наполеону у Курагиных

Любые политические или религиозные взгляды во вселенной Курагиных не столь важны в сравнении с их личными интересами. Князь Василий в силу своего общественного положения высказывает некоторые политические воззрения, всегда близкие к общему направлению мыслей его окружения. Даже во время войны он ищет только собственную выгоду.

Ипполит способен рассказать патриотический анекдот, возвышающий его Государя над другими европейскими владыками. Перед войной он презрительно отзывался о Бонопарте, считая его недостойным выскочкой. Анатоль и Элен, младшие дети Курагиных, совершенно не интересовались политикой.

Когда началась война 12-го года, это коснулось всех русских людей. Но Курагины в ней хотели только выжить, что не всем удалось. Анатоль был ранен в битве при Бородино, ему ампутировали ногу, после чего он скончался. Элен сбегает за границу и впоследствии умирает от постыдной болезни.

Авторское отношение к Курагиным

Лев Николаевич, как антитезу другим героям, вывел в образах Курагиных беспринципных индивидуалистов. В дни тяжелых испытаний они оказались бесполезным и даже вредным грузом для Отечества. Народ победил Наполеона вопреки таким людям.

По глубокому убеждению Толстого, в семье должно быть теплое, человеческое начало, основанное на взаимной любви, терпении, бескорыстной помощи ближнему. Только такой союз можно называть истинной семьей.

Анализируя судьбы своих героев, Толстой приходит к выводу, что жизненная философия Курагиных ведет к гибели их самих и несет вред окружающим.

Анатоль соблазняет юную наивную Наташу, будучи сам женат, тем самым разрушив ее будущий брак с Андреем Болконским. Распутное поведение Элен приводит Пьера на грань жизни и смерти, а затем — к глубокому духовному кризису.

Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных

Драматично и трогательно описаны семейные отношения Болконских. Старый грозный князь, которого и боятся, и искренно любят его дети. Трепетная Мари, обожающая своего брата. Когда Андрей Болконский осознает, что желает славы, людского почитания, он, пройдя суровые испытания, раскаивается в этом, меняет свою жизнь. Анатолю рефлексия вообще не свойственна. Он не только о других людях, но и о себе не задумывается.

Семейство Ростовых Толстой описал с особенным вниманием. Здесь царит любовь. Пылкая, обаятельная Наташа – душа этой семьи. Ее обожают даже слуги, несмотря на ее капризы.

Когда Николай, старший из детей Ростовых, проигравшись в карты, небрежно просит отца оплатить его долг, тот, смутившись, быстро соглашается. Через минуты, устыдившись своего поступка, Николай со слезами просит прощения. Такая сцена немыслима в семействе Курагиных.

Цитатная характеристика семьи Курагиных

Об Элен он говорит: «Где вы - там разврат, зло».

Глава семьи, князь Василий, так говорит о своих отпрысках: «Мои дети - обуза моего существования. Это мой крест». Ипполита он характеризует «покойным дураком» , а Анатоля, младшего сына, - «беспокойным» .

Цитата Элен из романа говорит сама за себя: «Я не такая дура, чтобы иметь детей».