Логические игры. Как собрать"Пятнашки"? История появления игры

Инструкция

Ознакомьтесь с устройством головоломки. Костяшки с нанесенными на них числами могут перемещаться по плоскости коробки. Коробка имеет шестнадцать мест для размещения элементов головоломки. При этом одно место всегда остается свободным и используется для перемещения костяшек. От вас требуется расположить элементы так, чтобы числа были расположены в порядке от одного до пятнадцати, если считать слева направо и сверху вниз.

Приведите головоломку в начальное «рабочее» состояние, перемешав костяшки путем их последовательной перестановки в случайной последовательности. Не старайтесь запомнить, какие элементы и куда вы переставляете, иначе сборка не доставит вам настоящего удовольствия. В итоге числа должны быть перемешаны так, чтобы порядок их расположения был очень сильно нарушен.

Начните с собирания первого (верхнего) ряда чисел. Для этого вначале освободите левый верхний угол поля, сместив все элементы вниз. Теперь найдите элемент с цифрой «1» и переведите его на указанное свободное поле. Делается это путем последовательного смещения соседних с нужной вам костяшкой элементов.

Теперь, перемещая костяшки сходным образом, последовательно установите на свои места цифры 2, 3 и 4. Не заботьтесь о том, как при этом выстраиваются числа в нижних рядах, ими вы займетесь позже.

Собрав верхний ряд, переходите к следующему. Установите во втором ряду цифры от 5 до 8. Старайтесь при этом не перемещать элементы верхнего ряда, установленные в нужной последовательности. Как правило, выстраивание двух первых рядов не вызывает затруднений, поскольку вам не нужно пока заботиться о взаимном расположении костяшек в нижних уровнях.

Приступайте к выкладыванию третьего ряда. Комбинируя элементы между собой, добейтесь, чтобы ряд состоял из чисел от 9 до 12. Здесь уже необходимо учитывать также, в какой последовательности при этом окажутся оставшиеся три элемента нижнего ряда. Возможно, вам придется перебрать несколько вариантов размещения, прежде чем сложится должным образом. В самом идеальном варианте после правильного размещения элементов третьего ряда числа 13, 14 и 15 также автоматически окажутся на своих местах.

После накопления опыта в обращении с игрой попробуйте поэкспериментировать. Поставьте перед собой задачу расположить числа в обратном порядке (от 15 до 1). Тренируйтесь в решении головоломки на время или в паре с партнером. Это придаст занятию соревновательный характер и доставит особое удовольствие в случае выигрыша. Для проведения таких состязаний потребуется два комплекта « », а чтобы оба игрока находились в равных , установите одинаковую исходную комбинацию.

Видео по теме

«Пятнашки» - две игры с одноименным названием, обе знакомые нам с ранних лет. Одна из них – головоломка, вторая – детская забава для большой компании ребятишек. Как выиграть в пятнашки в том и другом варианте?

Инструкция

Чтобы выиграть игру « » нужно быть ловким и уметь быстро бегать. Существует несколько вариантов этой забавы, но смысл одинаков: ведущий должен «запятнать» участника, передав ему ход. Обычно это делается простым касанием человека рукой, в некоторых случаях – . Ведущий ловит, остальные дети – разбегаются кто куда.
Игра строится на постоянном движении и позволяет участвовать в ней большому количеству . Ведущий, который получает прозвище « » или «вода» изо всех сил старается изловить разбегающихся врассыпную участников, а когда передает ход, то громко произносит имя следующего догоняющего и сам удирает вместе со всеми остальными.
Игра продолжается до тех пор, пока участники не устанут. Чтобы было интереснее, в простые пятнашки добавляются различные элементы. Например, касаться рукой участников можно только в том случае, если они стоят на земле. Однако если все дети залезли на скамейки, деревья или возвышения, «пятнашка» передает ход любому из них. Также ведущий дотрагивается рукой до того, кто не успел поднять ноги от земли.
В этой игре побеждают те дети, которые меньше всего оказывались в позиции ведущего, то есть смогли проявить ловкость, находчивость, наблюдательность. Выигравший также умеет быстро бегать и преодолевать препятствия.

Головоломка «пятнашки» появилась в девятнадцатом веке и представляет собой квадратную рамку, внутри которой перемещаются пятнадцать одинаковых фишек. Место под шестнадцатый сегмент остается пустым для того, чтобы можно было менять квадратные фишки местами, ведь они должны быть выстроены по возрастающей от 1 до 15 слева направо.
Чтобы начать игру, фишки нужно переместить, нарушив упорядоченность головоломки. Обычно на сегментах нанесены цифры, но существуют и другие «пятнашки» - с буквами и словами. Но смысл той или иной игры один и тот же – собрать фишки в определенном порядке.
Побеждает тот, кто, перемещая костяшки по коробке, не вытаскивая их, упорядочит фишки за меньшее количество времени и ограниченное количество ходов. При этом сегменты могут двигаться либо вверх-вниз, либо вправо-влево, но никак не по диагонали.
С появлением компьютерных игр и приставок, «пятнашки» вновь приобрели популярность. Чтобы победить в этой забаве, собрав головоломку за наименьшее количество ходов, нужно разработать последовательность действий. Для решением является «система Аренса», в которой, установив по порядку первые два ряда фишек и более не трогая их, вы разбираетесь со следующими костяшками.
Натренировавшись, вы сможете собрать любую «пятнашку». Но ясно одно: для того, чтобы стать победителем, нужно уметь просчитывать в уме вперед восемь – десять ходов методом «последовательного перебора» костяшек.

Для тех, кто всё таки не смог понять как собирать эту головоломку, вот достаточно простой алгоритм сборки пятнашек. Этот способ будет работать на любом размере головоломки.

Кстати купить пятнашки можно на my-shop.ru .

Стадия 1: сборка верхней строки.

В итоге вы соберёте строку слева на право.

Найдите следующую часть, которую вы хотите поместить в верхнюю строку.

Если это не последняя цифра строки, достаточно просто правильно её разместить, просто держите в уме следующие заметки:

  1. Никогда не трогайте части собранные ранее.
  2. Чтобы сдвинуть цифру в определённом направлении, двигайте другие части по кругу, пока пропуск не окажется перед вашей цифрой на стороне, в которую вы хотите его сдвинуть. Далее вы можете сдвинуть цифру.

Если последняя часть строки уже не на месте, переместите её на позицию прямо под её правильным местом, с пробелом сразу под ней. Далее двигайте части в следующих направлениях:

Вниз, вниз, право, вверх, лево, вверх,право, вниз, лево, вверх. Это должно поместить часть на место. Заметим, что это временно нарушает последовательность частей, собранных ранее.

Стадия 2: Сборка остальных частей.

Используйте технику, описанную в стадии 1, чтобы последовательно собрать каждую строку, кроме двух последних.

Поверните головоломку на четверть поворота вправо. Левая колонка из двух строк теперь стала верхней строкой.

Используйте технику из стадии 1, чтобы последовательно собрать каждую строку, пока их не останется две. Это значит, что осталось собрать квадрат 2 на 2.

Двигайте части оставшегося квадрата по кругу, пока одна из частей не встанет на своё место, и пробел не окажется на правильном месте. Две другие части так же должны автоматически выстроиться на свои места.

Если осталось две части которые нужно поменять местами, то головоломку нельзя собрать пока две другие части так же не будут обменены местами. Если где-то в головоломке есть ещё две части, которые нужно поменять, то вам придётся собирать головоломку сначала.

Если вы хотите собрать головоломку так, чтобы пробел остался в месте отличном от нижнего правого угла, то вы можете использовать тот же метод. Когда окажется. что не собранная строка должна будет иметь пропуск, переверните головоломку вверх ногами и начните её собирать с другого конца. В конце концов не собранная область опять сократится до квадрата 2 на 2, но в этом случае он не будет лежать в нижнем правом углу.

Существуют более быстрые пути сборки последних двух частей строки. Один хороший способ заключается в том, чтобы разместить последнюю часть в предпоследнюю позицию строки и затем поставить предпоследнюю часть строки на место (которая сместит последнюю часть на своё законное место).

Думаю, все знакомы с этой игрой с детства и каждый, хотя бы раз, да пробовал разместить все цифры в одном порядке.

Задача игры состоит обыкновенно в том, чтобы посредством последовательных передвижений, допускаемых наличием свободного поля, перевести любое начальное положение 15 шашек в нормальное (ну то есть 1 в правом верхнем, за ней справа 2, дальше 3, потом 4, во втором ряду сверху справа 5... ну и тэ дэ).

Ну, ясно, что рядом передвижений шашку 1 всегда можно поставить на место. Точно так же, не трогая шашки 1 можно поставить на место и шашку 2.. далее 3 и 4. В общем, привести верхнюю строку в порядок. Далее, не трогая верхнюю строку точно так же приводим в порядок и вторую (это уже чуть посложнее сделать, но не сильно). Потом, когда останется привести в порядок два ряда, нужно поставить на место шашки 9 и 13. Теперь, из всех приведенных в порядок шашек, дальше ни одной не трогаем. У нас остается участок в 6 полей, на котором нам нужно привести в порядок все остальные шашки. Здесь всегда можно привести в порядок шашки 10, 11 и 12. После того, как это сделано, шашки 14 и 15 могут оказаться в верном порядке (то есть сначала 14, а за ней 15) или в обратном (сначала 15, а потом 14).

Значит , любое начальное положении может быть приведено к верному порядку (обозначим L), либо к обратному (обозначим O). Если некоторое расположение (обозначим его T) может быть преобразовано в положение L, то очевидно, что можно перевести положение L в положение T (ведь все ходы шашек обратимы). В итоге у нас есть две серии расположений таких, что положения одной серии могут быть переведены в нормальное L , а другой серии - в положение О. И наоборот, из нормального расположения L можно получить любое положение первой серии (из которой возможно построить положение L), а из положения O возможно получить любое расположение второй серии (из которого возможно построить положение O). Итак , два любых расположения, принадлежащих одной серии могут быть переведены друг в друга.

Можно ли не париться и объединить два расположения L и O? Эти положения не превращаются одно в другое никаким числом ходов. Поэтому все возможные размещения шашек распадаются на две серии:

  1. Которые можно перевести в нормальное расположение L - это разрешимые положения
  2. Которые можно перевести в обратное расположение O - это неразрешимые положения
Как узнать, разрешимо ли расположение или нет, то есть можно ли в данной партии игры выиграть или нет?

Рассмотрим расположение на рисунке справа. Первый ряд в порядке, второй тоже, за исключением одной шашки (9). Эта шашка занимает место, которое в нормальном расположении принадлежит 8. Шашка 9 стоит ранее шашки 8: такое упреждение нормального порядка называют беспорядком . О шашке 9 можно сказать: здесь имеет место один беспорядок. Рассматривая дальнейшие шашки, обнаруживаем упреждение для шашки 14 - она поставлена на три места ранее своего нормального положения (12, 13 и 11). Здесь у нас три беспорядка (14 ранее 12, ранее 13 и ранее 11). Всего мы насчитали 4 беспорядка. Далее, шашка 12 помещена ранее шашки 11, и точно так же 13 ранее шашки 11 - это дает еще два беспорядка. В итоге у нас шесть беспорядков. Так устанавливают общее число беспорядков для каждого расположения, предварительно освободив правый нижний угол.

А теперь секрет всей игры: если общее число беспорядков четное , то заданное расположение может быть приведено к нормальному конечному (L), другими словами оно принадлежит к разрешимым . Если же число беспорядков нечетное, то расположение принадлежит к неразрешимым (ноль беспорядков принимается за четное число). Вот и все!

Пятнашки - известная всему миру головоломка. Игроку доступно поле размером 4x4, состоящее из 16 клеток. Все клетки кроме одной заняты костяшками с номерами от 1 до 15, которые перемешаны между собой. Цель игры - упорядочить костяшки по порядку используя свободное поле.

Игра пятнашки

Пятнашки – одна из известнейших миру головоломок. Она представляет набор, в который входит квадратная коробка, сторона которой равна 4 сторонам костяшки, то есть. 4х4. Внутри этой коробки 15 квадратных костяшек. В коробке остается 1 свободное место под одну костяшку. Цель игры – упорядочивание костяшек по порядку. Концом игры считается, когда все костяшки от 1 до 15 стоят друг за другом.

Правила игры

Если Вы играете в первый раз, то, наверное, задаетесь вопросом «как собрать пятнашки » или «как играть в пятнашки »? Это головоломка не из простых, и Вам потребуется логика и терпение для их собирания. В среднем людям приходится тратить 200-300 ходов на решение задачи. Попробуйте и Вы! После небольшой тренировки у вас получится куда быстрее, не сомневайтесь!

Алгоритм «Как собрать пятнашки»?

Как-то раз, собирая пятнашки , заметил, что чем меньше поле ячеек в игре пятнашки , тем проще их собрать. Получается, что проще всего собрать пятнашки размером 3х3 ячейки, чем например, пятнашки размером 4х4.

Пятнашки размером 3х3 элемента собираются очень легко, особенно если отсортировать все костяшки по порядку вокруг поля:

Для этого нужно перемещать самую первую костяшку по кругу против часовой стрелки, и при первой же возможности поставить следом за первой костяшкой, вторую, потом третью, собрав, таким образом, паровозик из костяшек от первой до последней.

Главное, чтобы последние две костяшки, в данном случае 7 и 8 стояли наоборот, то есть. паровозик из цифр должен выглядеть так: 1 2 3 4 5 6 8 7 . Если мы поделим этот паровозик на строки, то как раз и получим собранные пятнашки .

Посмотрите еще раз на картинку выше, там костяшки 1 2 3 уже стоят на своем месте, осталось всего-то переместить костяшки 4 5 6 на второй ряд. В результате этого переноса костяшки 7 и 8 уже будут стоять в третьем ряду в нужном порядке.

Разделяй и властвуй

Это очень простой способ сбора пятнашек , однако, собрать таким способом пятнашки размером 4х4 ячейки уже намного сложнее, не говоря уже о пятнашках бОльшего размера.Если приосмотреться к этой игре внимательно, то можно увидеть, что ничего сложного нет, если разделить поле 4х4 ячейки на 3 части и собрать эти 3 части по отдельности.

Часть первая, костяшки 1 2 3 4

В первую очередь лучше собрать костяшки 1 2 3 4 и расположить их на своем месте, после чего просто “забыть” про них, будто их нет:

Часть вторая, костяшки 5 9 13

Теперь нам нужно собрать костяшки 5 9 13 в паровозик и поставить их сбоку слева.

Часть третья, оставшиеся костяшки

Теперь, когда мы уже поставили костяшки 1 2 3 4 и 5 9 13 на свои места, рабочее поле уменьшилось до размеров 3х3, и осталось только собрать пятнашки размером 3х3:

Единственное отличие заключается только в номерах костяшек, которые нужно отсортировать так же по возрастанию, поменяв последние две костяшки наоборот, чтобы получился паровозик: 6 7 8 10 11 12 15 14, который так же разделится на 3 ряда:

Проблема может быть только в том, что костяшки могут встать не по порядку. Вместо паровозика из цифр 6 7 8 10 11 12 15 14 может получиться последовательность 6 7 8 10 11 12 14 15 . В таком случае нужно будет постараться поменять эти костяшки местами. Зачастую для этого приходится ломать уже построенные костяшки 5 9 13 или 1 2 3 4, но зато они потом так же быстро выстраиваются снова.

Скачать

Скачать игру пятнашки на свой компьютер Вы сможете по ссылке, расположенной ниже. Скачав игру, Вы сможете решать головоломку без интернета, нежели Вы будете решать ее на сайте.

Системные требования: Windows XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10.

Видео

Здесь Вы можете увидеть видео-пример по прохождению игры Пятнашки .

Подвижная игра пятнашки

Количество участников может быть различным (оптимальное 4-12). Отметим границу для игры в пятнашки , к примеру 7 метров в длину и ширину.

Выбирают водящего человека, который как в салках бегает за другими ребятами. Остальные же игроки располагаются по периметру квадрата. Выход за пределы запрещен. Цель водящего – догнать других игроков и «запятнать» их. Запятнанные игроки немедленно покидают поле. Игра продолжается пока не будут запятнаны все игроки.После конца кона можно начать еще раз, выбрав другого водящего.

История появления игры

Авторство игры принадлежит Ною Палмеру Чепмэну. Еще в далеком 1874 году Ной показывал свою игру знакомым, которая включала в себя квадратную коробку, сторона которой равна 4 сторонам костяшки, в свою очередь костяшек 15 одинаковых квадратных штук. В коробке остается 1 свободное место под одну костяшку. Однако, целью игры было перемещение костей так, чтобы в каждом ряду была сумма 34.

Особое внимание было к игру с 1880. Именно в этом году некто Чарльз Певи, установил денежное вознаграждение за решение данной задачи. Популярность игры мгновенно выросла. С тех пор правила поменялись и теперь они такие, как описаны выше.Существуют различные варианты игры c разными размерами:

Пятнашки 3х3