Лесные суеверия: леший и правила поведения в лесу. Приметы и суеверия Когда просыпается леший

Маленькими шагами к новому миру


В прошлый раз мы с вами познакомились с домовым. Хранителем дома и домашнего очага. Дом восточные славяне воспринимали как безопасное человеческое пространство. Но были и опасные, чуждые человеку места, где по поверьям жили свои духи. Такие места даже считали воплощением иного мира. Одним из таких мест является лес.
Полноправным «хозяином» леса считают лешего. По-другому его ещё называют: лесовик, лешак, лесной дедушка, лесной житель, лесной хозяин, лес праведный.
Отношение к лешему у славян было двойственное. С одной стороны относились к нему как к злобному проказливому духу, способному завести в чащу, болото или заставить плутать в лесу, карающему за нарушения лесных законов. С другой именно лесовик мог показать место, где много грибов и ягод, вывести на опушку, защитить от зверей и злой нечистой силы.

Представляют лешего в виде мужчины с бородой и в крестьянской одежде: кафтан, балахон, армяк, лапти, шапка из разных лоскутьев. Цвет в одежде предпочитает белый, красный, чёрный или зелёный. Вот только надевает он всё это не как человек – правую полу кафтана запахивает за левую, левый лапоть надевает на правую ногу и наоборот. Пояс леший не носит вообще, отчего его и причисляют к нечистой силе. В руках часто держит кнут, дубинку или кошелку. Правый глаз у него неподвижен и больше левого, волосы он зачёсывает налево, когда садится, то всегда закидывает левую ногу на правую. Такое видение лешего неспроста – левая сторона всегда ассоциировалась с нечистой силой.
Кожа у лесовика синеватая, глаза светятся зелёным огнём.
Но в тоже время, постоянного облика у лешего нет. Он может предстать в виде родственника или знакомого, обратиться в зверя, птицу. По желанию становится ростом с самые высокие деревья или уменьшается до размеров муравья.
Когда леший является в образе человека, увидеть его истинный облик можно, лишь посмотрев через правое ухо лошади.
Любимые места лешака – коряги, выворотни, лесные избушки и чаша леса.
Забот у лешего много. Он и лес сторожит, и распоряжается в нём всем. Как пастух следит за стадами лесных зверей, перегоняет их с места на место. Бывает что он сидит на пеньке и плетёт себе новые лапти или занимается другими хозяйственными делами, устав от которых он, бывало, выходил к остановившимся в лесу путникам погреться у костра, посидеть, поговорить.
Входя в лес, обязательно надо испросить разрешения у лешего, а лучше всего прийти с подарком. Вспомните обычай, когда идя в гости мы покупаем что-нибудь к чаю. Так, и идя в гости к лесовику, надо попросить разрешения войти в лес и отдельно разрешение для сбора грибов-ягод, ловли дичи. Иначе незваных гостей, лешак может наказать – собьёт с пути, заведёт на болото или в чащу, натравит зверей, украдёт вещи.
Охотникам, например, надо было договорится с лешим об охоте – на кого охотиться, сколько особей можно подстрелить и в какое время. Иначе лесовик всю охоту испортит, да ещё заночевавшего в лесной избушке (а охотники там часто останавливались на ночь) будет всю ночь пугать скрипами, стонами и другими страшными звуками.
Нельзя поминать лешего, когда туда собирается идти ребёнок. Брошенное сгоряча: «Понеси тебя леший!» могло обернутся плохими последствиями – ребёнок мог не вернутся из леса. Чтобы это точно не случилось, мать должна сама проводить детей в лес, положить на пень кусок хлеба, завёрнутый в тряпочку и сказать: «Царь лесной, царица лесовица, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими ты моих малых ребят и отпусти их домой».
Если леший всё же начал доставать, то уберечься от него можно солью, огнём, бранью. Но с последней надо быть осторожнее – некоторые лешие настолько её не терпят, что карают за одно-единственное ругательство. Но самый распространённый способ спасения от лесного хозяина – вывернуть наизнанку свою одежду и надеть левую обувь на правую ногу. Тогда леший примет человека за своего собрата и перестанет морочить.
Не только охотникам и грибникам приходилось договариваться с лешим. Пастухи тоже иногда заключали с ними договор. Приходили за полночь в лес, неподпоясаные, и кликали лесного хозяина. С ним заключали устный договор о том, что стадо беспрепятственно пасётся рядом с лесом и лесу, звери его не трогают, леший не уводит. А в обмен леший просил несколько коров. Часто пастух уговаривал его на одну, но самую лучшую в стаде, а очень умелый и болтливый мог даже уговорить на пару куриных яиц. По окончании договора, обычно следующей весной, пастух должен был привести/принести лешему плату. Если он не исполнял своего слова, расплачивался тогда своей жизнью.
«Ну, с лесным раньше пастухи знались, так говорили, что у тех, кто с лесным знается, лесной выбирает из стада самую лучшую скотину. Ну, он забирает, закрывает ее, она так в лесу и остается, она зайдет в такое место, что ей не выйти. У нас все время пас Игнат. Он пас лесом. И вот знаешь, ведь с лесным надо тоже рассчитываться. А лесной взял и выбрал у него корову-то от сирот. Тут вот рядом соседка была, а у нее двое детишек. А лесной-то взял и эту корову выбрал от сирот, от бедных, а не от богатых. Пригнал пастух коров, а этой нет. Эта женщина пастуха спрашивает: «Где, Игнатий, моя корова? У меня коровы нету». Так он сходил и пригнал. Он пригнал эту корову, которую лесной себе выбрал, не отдал эту корову лесному. А надо было отдать - отдал бы, живой остался. А он не отдал, так его старуха рассказывала: «Двери ночью открыло, среди ночи все стены исхлестало в избе». Леший его захлестал. И он умер. Два дня спал, а на третий умер.»
Но лешие не только заключали договоры, но и любили развлекаться. Особенно играть в азартные игры между собой. Обычно на кон ставились подчинённые лешего – белки, зайцы. Если один лесовик проигрывал стаю в карты другому, то потом эта стая насильно перегонялась в лес выигрывавшего. Как писал об этом Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила»: «Не освобождены от такой зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами, и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие сибирские города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, – то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру, и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника. По рассказам старожилов, одна из таких грандиозных игр велась в 1859 году между русскими и сибирскими лешими, причем победили русские, а продувшиеся сибиряки гнали затем из тайги свой проигрыш через Тобольск на Уральские горы, в печорскую и мезенскую тайболы.»
Существует поверье, что леший как некоторые звери засыпает на зиму – проваливается под землю 17 октября и просыпается весной, когда снег начинает таять.
Перед уходом на зиму лесовики валят деревья, роют землю, загоняют зверей в норы. Люди стараются в этот день не заходить в лес, чтобы не попасть под горячую руку.
Опасны и летние свадьбы лешего, когда в лесу поднимаются бури, выворачиваются с корнем деревья, разбрасывается валежник.
Так что будьте осторожны заходя в лес и не забудьте спросить разрешения у его хозяина.

Использованные материалы:
1. В.В. Адамчик «Словарь славянской мифологии»,
2. Е.Е. Левкиевская «Мифы и легенды восточных славян»
3. К. Королёв «Энциклопедия сверхъестественных существ»

Слышали, что 4 октября проводы Лешего? Готовите подарки лесному духу, хотите нынче его уважить? Как собираетесь подарки отдавать, неужто, в самую гущу леса зайдете? На Севере ведают – нельзя в день проводов Лешего заходить дальше улеска, опушки леса.

Быличка первая: о страшном духе лесном

Шёл бы ты в лес, да там и исчез – такое проклятье на Севере ещё помнят, сильно оно встарь человека пугало. Лес силен, страшен, а без леса нельзя. Лес кормит, поит, одевает. Только до самых проводов Лешего правит там хозяин лесной.

Поднялись леса темные от земли до неба. Деревья плотной стеной стоят, меж ними кустики пониже притаились, коли нет тропинки - по лесу не пройти. В лесу даже днем темно, солнышка почти не видно, только светлы ягодные полянки лучами солнца освещены, теплом согреты.

Правит лесом хозяин лесной, дядька-Леший. Без его ведома ни одна шишка с дерева не упадет, ни одна ягодка не созреет. Нрав суровый у северного Лешего, не то что у Домовых, что ближе к людям живут. До осеннего прощания с Лешим ходят в чащу лесную только с разрешения хозяина. Иначе жди беды: запутает Лесовик, заведет в топкое болото, не даст из леса выйти.

Чтобы умаслить Лесовика брали в лес подарочки: пару яиц вареных, горбушку хлеба, соль, яркую ленточку из косы. В подарок Лешему стараются выбрать то, что не в лесу найдено: не дело владельцу леса его же богатства в дар возвращать.

Густые северные леса, в которых родились былички о Лешем

Быличка вторая: как вызвать Лешего на помощь

Сказывают, на глаза путникам Леший редко является. Иногда видят Лесовика вдали – большой, равняется с самыми высокими деревьями, а по лесу идёт не гнет и травинки. Иногда Леший ростом с малый листок становится, подле человека прячется, наблюдает, не чинят ли вреда лесу.

Сказывают, можно Лешего в облике людском встретить: одежду носит на изнанку, правый лапоть на левую ногу надет, левый – на правую, глаза сверкают зеленым или желтым огнем. Коли не получается выбраться из леса, переоденься подобно его хозяину: одежку выверни, коли не один в лесу – обменяйся одеждой с товарищами, обувь поменяй с одной ноги на другую. Тогда дядька-Леший тебя к людям выведет сам или с помощью подручных лесных зверей.

Сказывают, есть и особая поговорка, которую Леший любит: «Шёл. Нашёл. Потерял». Коли в лесу в беду попадешь – слова заветные повторяй, тогда дядька-Леший в обиду не даст. Особо смелые парни на берёзу старую забираются, кричат оттуда трижды: «Царь лесной, всем зверям батько, явись сюда!». Сказывают, является на зов Леший в человеческом облике, ни в одной просьбе не откажет тому, кто позвал его.

Ведают на Севере, что есть один день в году, когда нельзя Лешего призвать на помощь или договориться с лесным духом. Приходится тот день на 4 октября. Проводы Лешего нынче, после лесной дух должен будет уснуть, покинуть землю до весны. Потому сегодня лютует лесной хозяин, не желает уходить.

Пенёк или Леший, наблюдающий за людьми?

Быличка третья: как бабушки наши на проводы Лешего приходили

В день, когда с Лешим прощаются, стараются дальше двора не выходить, детей без пригляда даже за дверь горницы не пускают. Полезно обратиться нынче к Домовому с просьбой семью от духов лесных оградить: когда Леший осенью лютует, сказывают, даже в деревню иногда заглядывает, хотя в другое время старается не встречаться с Домовым, Дворовым и Банником.

Подарки лесному духу относят на опушку заранее, на вечерней зоре 3 октября да к закату солнышка стараются уж на двор вернуться. Коли в день прощания с Лешим услышишь со стороны леса крик или плачь – ничему не верь. Коли выйдет из леса девица или ребенок, попросит в избу впустить, обогреть – двери не открывай. Все деревенские люди во время проводов Лешего со двора не выходят, только духи лесные могут со стороны опушки в деревню прийти.

В день проводов Лешего не выпускали со двора детей, чтобы лесные духи не увели их

Так нужно ли устраивать проводы Лешего?

Напугали вас сказками о лесном духе? Дядька-Леший не то, что добрый Домовой, осторожа с ним надобна. Обряд прощания с Лешим провести – дело доброе, но надобно о себе во время обряда позаботиться.

Коли хочется лесного хозяина уважить, идите с дарами к Лешему 1-3 октября. Идти лучше днём, не на закате солнышка, на вечерней зоре обряд проводов Лешего только ведающие проводят. В сам день проводов Лешего в лесу не появляйтесь, да и в парках лучше не гулять. Так прощание с Лешим честь по чести проведете, и волноваться не придется о том, чем закончится встреча с лесным хозяином.

А чтобы не бояться Лешего, ! В них поведаем о том, что Леший только раз в году лютует, а в остальное время добр к тем, кто уважает его.

Из всей существующей нежити леший является самой загадочной нечистой силой. Он может принимать абсолютно разные образы, связанные с лесом. Представление о лешем многозначно - это одновременно и многоликий дух, и растение, и животное и человек. В основном преобладает антропоморфный образ, то есть леший может выглядеть как обычный человек, а может как гигант.

Не подготовленный к общению с дикой природой человек в лесу чувствует себя не уютно. Многие вообще ощущают необъяснимую тревогу и животный страх, сумрак даже в ясный день, скрип вековых разлапистых елей, шорохи кустов, вскрики неведомых существ, неожиданная потеря ориентации в пространстве и какое-то постоянное чувство чужого взгляда. Не зря говорят - лес живой! И он внимательно следит за непрошеным гостем. Никогда не ставьте лешему капканы, ибо это может сильно разгневать его.

Вот вы бывали в лесу. И наверняка сталкивались со странным явлением, когда вдруг вы сбивались с дороги и все время возвращались на одно и то же место. И это бывает даже в знакомых местах. А уж в незнакомых сплошь и рядом. Вот это и называется «леший водит».

В лесопарковой зоне дачного поселка Ильинка местные грибники замечали некий субъект напоминающий огромного снежного человека. А в Малаховке наоборот - карлика.

Зачастую леший предстает перед людьми в виде соседа, родственника или просто знакомого, причем обман раскрывается лишь по возвращении домой, когда становится известно, что встреченный в лесу знакомый в это время находился, совсем в другом месте. Часто лешего представляют как старичка с длинными седыми волосами и бородой. В человеческом обличии леший всегда стремится скрыть свое лицо и не смотреть в глаза собеседника. Те, кто случайно сталкивались с лешим, отмечали у него отсутствие ресниц и бровей, а иногда даже ноздрей или одного глаза, или уха, а также отсутствие тени.

Но происходил ли контакт с лесным духом понять в состоянии стресса способен далеко не каждый. Мало ли кто или что маячит впереди в густых зарослях. При этом у лешего есть свои особые признаки.

Леший функционирует не всегда, а только в определенное время года более или менее теплое. И засыпает он в октябре сразу после Покрова на 4 день, то есть 4 октября. Он ломает перед этим деревья, буйствует. Опасно ходить в это время в лес, так как деревом может зашибить. В это время леший непредсказуем и бесконтролен. А просыпается он на Василия Парийского, по-новому это 25 апреля.

На самом деле увидеть лешего почти невозможно. Если повезет, то заметить можно, лишь только боковым зрением или как считали раньше деревенские жители - через ухо коня. Но чаще всего леший проявляет себя звуком: о его присутствии, например, говорит громкий хохот, которым он пугает встречного человека. Хозяин леса часто подражает голосам животных от медвежьего рева до камаринного писка. Леший может предстать в маске любого лесного существа. Он как бы охраняет природу. И если вы любите природу ничего не ломаете и ведете себя вполне прилично - леший вам не страшен. Он не любит лихих и злых людей. Одним словом - это лесничий. Лесник, который живет в лесу и охраняет свой лес. Это дух леса. Ведь лес тоже живой - это живой организм, у которого есть свой дух, которого мы называем лешим.


Наступил апрель, месяц настоящей, а не календарной весны. Убегают ручейки, унося остатки снеговых вод, лопаются почки на деревьях, зацветает в лесу лещина и раскрываются подснежники. И в это самое время, согласно народным верованиям, просыпается Леший – хранитель леса.

По славянской мифологии и народным поверьям, ему подчиняются все звери и птицы, кроме медведя. Медведи же Леших очень любят и уважают, часто охраняют их сон.

Нередко Лешего называют волчьим пастухом. Связано это с тем, что наши предки славяне считали, что Леший в голодное время гонит волков туда, где они могут найти прокорм.

В наше время в Лешего не верят даже дети… А может, зря? Японцы вот считают, что у каждой вещи есть душа. Так почему бы лесу не иметь своего хранителя, защитника?

У древних славян роща, в которой жил леший, считалась священной и посвящалась богу леса - Святибору , которому были подвластны Лешие всех лесов.

Прабабушка рассказывала, что в старину Лешие нередко показывались людям. Хотя - дух, а значит, существо бесплотное, он мог принять любой образ. Показаться огромным – почти до неба -
или крошечным. Мог принять образ любого животного, птицы, гриба, дерева.

Поляки уверяют, что Леший чаще всего превращается в сову и сидит на дереве. Поэтому в старину деревья с совами не рубили и вообще обходили их стороной. Но чаще всего он показывался старичком или мужичком, одетым в крестьянскую одежду, нередко в бараний кафтан.

Теперь Леший, вероятно, носит более современную одежду…

Уважительного человека Леший награждает всякими подарками. А обидевших его своим невниманием и пренебрежительным отношением, заставляет блуждать по лесу, постоянно возвращая на одно и то же место.

Узнать Лешего могли немногие, старые люди говорили, что одежда на Лешем вывернута на изнанку, обувь одета не на ту ногу и что сам он не имеет тени. Глаза у Лешего могут быть зелёными и светиться, как у волка. В руках он часто держит посох – палку с сучками. А ещё Леший любит качаться на ветвях, как на качелях. Так что, если ветки ходят ходуном, а никого не видно, то это Леший развлекается.

Ходит Леший неслышно, появляется, как из-под земли. Но иногда Леший ходит с дозором, и тогда вершины деревьев гнутся, весь лес трещит, скрипит, трава стелется.

Живёт Леший в глухой чаще в избушке один или с семьёй с весны до осени, а на Ерофея – 17 октября , по древним поверьям, все Лешие уходят на зимовку – проваливаются под землю.

Перед зимовкой у Лешего сильно портится характер, возможно, он впадает в депрессию, начинает ломать сухие ветки, валит старые , зверей разгоняет по норам. Если подумать, то причины для расстройства у него есть – он уходит, а лес остаётся до весны без хозяина.

Интересно и то, что, по поверьям некоторых народов, в большом лесу могут жить два и даже три Леших. Время от времени они выясняют между собой отношения, устраивают бури, иногда доходит даже до потасовок.

В деревни и села Леший не заходит, чтобы не ссориться с Овинниками, Банниками и Домовыми . Даже в поля редко забредает, там свой хозяин – Полевик . В старину рассказывали, что Лешие порой дерутся с Водяными, поднимая при этом страшный шум.

Леший не любит собак, у которых есть пятна над глазами, и трёхцветных кошек.

К людям Леший чаще всего относиться нейтрально. Но не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.

Нет-нет - да услышишь страшную историю, как Леший заставлял плутать, не давая выйти из леса. А иногда насылает страх, беспамятство. В крайнем случае, если Лешего разозлить слишком сильно, он может отправить человека в , из которого тому не суждено вернуться.

Бывалые люди советуют не оглядываться, если в лесу кто-то позовёт по имени.

Лешие неравнодушны к красивым молодым девушкам и, если красавица согласится, возьмут её в жёны…

В старину, чтобы задобрить Лешего и спастись от его гнева, люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, поворачивали шапку задом наперёд и читали молитвы. А некоторые говорили, что молитва от Лешего не защищает и нужно ругаться матом. В этом случае мат действует, как заклинание, отгоняющее сущностей тонкого мира.

Надёжнее всего от Лешего был защищён тот, у кого при себе был кусочек липовой коры или древесины. Липа считалась священным деревом, оберегом.

Интересно, что Леши никогда не обижают детей и прилагают все силы, чтобы заблудившийся ребёнок выжил, выводят его на полянку с ягодами, притворяются эхом и зовут тех, кто ищет малыша. Возможно, это связано с тем, что дети видят мир духов, ещё не оторвавшись от целостности природы.

В старину и взрослые умели договариваться с Лешим. Например, прежде чем войти в лес, спрашивали его благоволения, потом просили вывести на поляну с ягодами или грибами. И Леший чаще всего просьбу выполнял. Помогал он и охотникам, если они охотились честно и не проявляли алчности.

Лешему раньше делали подарки в виде краюхи хлеба, горшочка с кашей, куска сала или табака. А пастухи приносили Лешему яйца для того, чтобы он присматривал за скотиной, если она в лес забредёт, не давал ей провалиться в болото, прогонял от неё хищников и помогал поскорее её найти.

По старинным поверьям, увидеть Лешего в лесу проще всего накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) . Тогда же он и желание может исполнить, если задобрить его щедрым подарком или просто сильно ему понравиться.

Леший проснулся, весну окликает.

Весной, согласно народным верованиям, просыпается Леший - хранитель леса.

По славянской мифологии и народным поверьям, ему подчиняются все звери и птицы, кроме медведя. Медведи же Леших очень любят и уважают, часто охраняют их сон.


Нередко Лешего называют волчьим пастухом. Связано это с тем, что наши предки славяне считали, что Леший в голодное время гонит волков туда, где они могут найти прокорм.


В наше время в Лешего не верят даже дети… А может, зря? Японцы вот считают, что у каждой вещи есть душа. Так почему бы лесу не иметь своего хранителя, защитника?

У древних славян роща, в которой жил леший, считалась священной и посвящалась богу леса — Святибору, которому были подвластны Лешие всех лесов.

Прабабушка рассказывала, что в старину Лешие нередко показывались людям. Хотя Леший — дух, а значит, существо бесплотное, он мог принять любой образ. Показаться огромным - почти до неба - или крошечным. Мог принять образ любого животного, птицы, гриба, дерева.

Поляки уверяют, что Леший чаще всего превращается в сову и сидит на дереве. Поэтому в старину деревья с совами не рубили и вообще обходили их стороной. Но чаще всего он показывался старичком или мужичком, одетым в крестьянскую одежду, нередко в бараний кафтан.

Теперь Леший, вероятно, носит более современную одежду…



Уважительного человека Леший награждает всякими подарками. А обидевших его своим невниманием и пренебрежительным отношением, заставляет блуждать по лесу, постоянно возвращая на одно и то же место.

Узнать Лешего могли немногие, старые люди говорили, что одежда на Лешем вывернута на изнанку, обувь одета не на ту ногу и что сам он не имеет тени. Глаза у Лешего могут быть зелёными и светиться, как у волка. В руках он часто держит посох - палку с сучками. А ещё Леший любит качаться на ветвях, как на качелях. Так что, если ветки ходят ходуном, а никого не видно, то это Леший развлекается.

Ходит Леший неслышно, появляется, как из-под земли. Но иногда Леший ходит с дозором, и тогда вершины деревьев гнутся, весь лес трещит, скрипит, трава стелется.

Живёт Леший в глухой чаще в избушке один или с семьёй с весны до осени, а на Ерофея - 17 октября, по древним поверьям, все Лешие уходят на зимовку - проваливаются под землю.


Перед зимовкой у Лешего сильно портится характер, возможно, он впадает в депрессию, начинает ломать сухие ветки, валит старые деревья, зверей разгоняет по норам. Если подумать, то причины для расстройства у него есть - он уходит, а лес остаётся до весны без хозяина.

Интересно и то, что, по поверьям некоторых народов, в большом лесу могут жить два и даже три Леших. Время от времени они выясняют между собой отношения, устраивают бури, иногда доходит даже до потасовок.

В деревни и села Леший не заходит, чтобы не ссориться с Овинниками, Банниками и Домовыми. Даже в поля редко забредает, там свой хозяин - Полевик. В старину рассказывали, что Лешие порой дерутся с Водяными, поднимая при этом страшный шум.

Леший не любит собак, у которых есть пятна над глазами, и трёхцветных кошек.

К людям Леший чаще всего относиться нейтрально. Но не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.


Нет-нет — да услышишь страшную историю, как Леший заставлял плутать, не давая выйти из леса. А иногда насылает страх, беспамятство. В крайнем случае, если Лешего разозлить слишком сильно, он может отправить человека в другой мир, из которого тому не суждено вернуться.

Бывалые люди советуют не оглядываться, если в лесу кто-то позовёт по имени.

Лешие неравнодушны к красивым молодым девушкам и, если красавица согласится, возьмут её в жёны…


В старину, чтобы задобрить Лешего и спастись от его гнева, люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, поворачивали шапку задом наперёд и читали молитвы. А некоторые говорили, что молитва от Лешего не защищает и нужно ругаться матом. В этом случае мат действует, как заклинание, отгоняющее сущностей тонкого мира.

Надёжнее всего от Лешего был защищён тот, у кого при себе был кусочек липовой коры или древесины. Липа считалась священным деревом, оберегом.

Интересно, что Леши никогда не обижают детей и прилагают все силы, чтобы заблудившийся ребёнок выжил, выводят его на полянку с ягодами, притворяются эхом и зовут тех, кто ищет малыша. Возможно, это связано с тем, что дети видят мир духов, ещё не оторвавшись от целостности природы.


В старину и взрослые умели договариваться с Лешим. Например, прежде чем войти в лес, спрашивали его благоволения, потом просили вывести на поляну с ягодами или грибами. И Леший чаще всего просьбу выполнял. Помогал он и охотникам, если они охотились честно и не проявляли алчности.

Лешему раньше делали подарки в виде краюхи хлеба, горшочка с кашей, куска сала или табака. А пастухи приносили Лешему яйца для того, чтобы он присматривал за скотиной, если она в лес забредёт, не давал ей провалиться в болото, прогонял от неё хищников и помогал поскорее её найти.


По старинным поверьям, увидеть Лешего в лесу проще всего накануне Иванова дня (24 июня/7 июля). Тогда же он и желание может исполнить, если задобрить его щедрым подарком или просто сильно ему понравиться.

Наталия Антонова

Как задобрить Лешего

Ритуал заговора лешего мало чем отличается от того же для домового. Разве что местом: в лесу на осиновом пне. А с собой молоко не забыть, парное — не жадиться, — на которое, собственно, заговор и читается. И не только читается: его в двух экземплярах на осиновой коре написать надо. Одну осиновую записку оставляли с молоком и хлебом у пня, на котором сидели, только место укромное искали или в мох зарывали. А другую «записку», вернувшись домой, прятали под порогом.
А вот, собственно, и сам заговор:
Имаю я тридесять булатные замки,
замыкаю ворота тридевятью булатными замками
от зверя широколапа,
и от насыльного,
и от опрокидня и перехожего,
и от пакостника волка рыскучаго и от волчицы,
и от всякие змии скорбии,
и от лихого всякого.
Чтобы не ходил ко мне звер широколап,
насыльной и опрокидень,
перехожий и волк рыскучий и волчица,
и всякая змея и скорбия,
и всякий лихой и злой
в день и в ночь и во всякий час,
в утро рано и в ввечере поздно.
Отныне последним замком замыкаю ворота. Гой!

Советы: Чтобы уберечься от проделок лешего, следует знать несколько правил. Попав в незнакомое место, заблудившийся человек должен снять с себя верхнюю одежду и вывернуть ее наизнанку или же снять обувь и перевернуть стельки задом наперед. В лесу ни в коем случае нельзя свистеть и размахивать руками. Перед походом за грибами на пеньке оставляют горбушку ржаного хлеба. Нередко люди приносят в жертву лешему коз и коров, чтобы лесовик не приближался к их стадам.