Куда ногами хоронят православных. Что делать с иконой из гроба после похорон. Подготовка к похоронам

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый из нас на протяжении своей жизни сталкивается с горькой потерей близкого и родного человека. В этот период у многих людей возникает чувство страха и тревоги. Это и не удивительно, ведь в обряде прощания с умершим есть не только печальные эмоции, в нем существует и много загадочного и мистического. Пожилые люди утверждают, что одно неправильное движение во время погребения тела человека, может обречь его душу на вечные страдания. Кроме того, некоторые ошибки во время обряда способны накликать беду и на живых. На сколько это правда не известно. Но в любом случае нужно знать, какие действия нужно проводить на похоронах и через сколько дней хоронят человека после смерти.

Обряд погребения усопшего – это обряд прощания с умершим, который принято проводить в православном мире еще с древних времен. Он существует для того, чтобы в этот день можно было выразить свое почтение и уважение людям, постигших смерть.

В этот день собираются все родственники, друзья и знакомые усопшего, чтобы навсегда с ним простится и провести в последний путь. Также обряд несет мощный информационный посыл. Его проведение напоминает присутствующим, что их существование на земле не вечное, что в свою очередь должно заставить многих задуматься о своей жизни.

Православная церковь смотрит на похороны, как на переход из земной жизни в вечную. Чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Она состоит из следующих этапов:

  • Соборование. Если смерть не внезапная, а человек сильно болел то перед смертью священник проводит соборование.
  • Исповедь. Перед смертью человек обязательно должен исповедоваться и попросить отпущение всех своих грехов.
  • Проведение обряда причастия. Священник обязательно проводит обряд причащения умирающего.
  • Чтение специальных канонов. Еще с древних времен умирающему читают молебное напутствие перед смертью. Это может сделать как священник, так и родственники.
  • Омовение и переодевание. После того как человек умер его нужно обязательно омыть чистой водой и насухо вытереть. Это делается для того, чтобы он перед Богом предстал чистым. Также покойного одевают в светлую и чистую одежду. После того как это будет сделано необходимо укрыть покойника саваном.
  • Заупокойная лития. Она читается за час до того, как вынесут гроб из дома. Священнослужитель окропляет гроб святой водой и проводит заупокойную литургию.
  • Отпевание. Перед тем как производится погребение священник читает ряд молитв и производит песнопение.

Только после того как будут выполнены все выше описанные этапы считается что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

На какой день хоронят по православному обычаю

Очень часто у родственников усопшего возникает много вопросов на счет того на какой день нужно хоронить умершего человека. По православным традициям принято хоронить усопшего на третий день после наступления смерти.

Почему хоронят на 3 день после смерти? Дело в том, что именно в этот день происходит окончательное обрывание всех связей души с телом. Нематериальная составляющая человека уходит Царство Небесное в сопровождении ангела – хранителя.

Более того, третий день после смерти еще связан с Троицей. Ведь третий день считается поминальным. А поминки всегда проводятся после захоронения тела усопшего. Таким образом, получается что поминальный день просто совмещают с днем захоронения. Но будьте внимательными посчитать их математическим путем, просто добавляя число три нельзя. Например, если человек умер 18 марта, то день его захоронения должен быть не 21 марта, а 20 марта.

Можно ли хоронить на 2 день после смерти

Как утверждают священники то на второй день после смерти нельзя проводить такой ритуал. Потому, что душа еще привязана к телу и ей просто некуда будет отправится. Связь души с телом обрывать нельзя так как для этого в природе существует естественный процесс. Также нужно отметить, что сразу невозможно привыкнуть у тому, что человек умер и его не будет рядом. Для этого также дается три дня.

Хоронят ли на второй день после смерти? — да иногда такое можно встретить. Но очень редко. Как правило это происходит либо в регионах где сильная жара, либо летом. Так как во время высокой температуры воздуха тело начинает быстро разлагаться. В таких случаях священники иногда разрешают отойти от традиций.

Можно ли хоронить на 4 день

Как говорят православные традиции, то ответ является положительным. Допускается захоронение тела позже третьего дня, главное, чтобы это был не первый и не второй день. В православном мире допускается захоронение тела погибшего человека и на 5 и 6 день. Все зависит от того как умер человек.

Есть ряд случаев, когда без вскрытия хоронить не разрешают. Как правило это в случаях смерти в больницах, ДТП и т.д. Такая процедура как правило проводится от 4 до 7 дней.

Можно ли хоронить в день рождения

Не часто бывают такие случаи, когда человек умирает на кануне своего дня рождения. Кончено в связи с этим верующих православных людей будет интересовать можно ли проводить захоронение усопшего в день его рождения. Православная церковь не запрещает проводить обряды в этот день.

При этом очень важно помнить, что на протяжении первых трех лет после смерти близкого обязательно нужно его поминать и посещать могилку на день его рождения и день смерти.

В какие дни не хоронят православных

Как известно, в православии существуют некоторые запреты, согласно которым нельзя отпевать человека и в некоторые дни запрещено проводить ритуал захоронения:

  • Не отпевают умерших людей, которые покончили с жизнью самоубийством.
  • Запрещено хоронить только на Святую Пасху и Рождество Христовое.
  • По народным приметам не рекомендуют проводить подобный обряд на Новый год. Говорят, что весь год будет в неприятностях.

Также на последок нужно отметить, что с иконно русскими традициями православные похороны подразумевают именно захоронение умершего в землю, веря в его воскресшие в судный день. Церковь не разрешает проводить кремацию.

Господь всегда с Вами!

Фото из архива

Вопрос:

— Обычно покойного кладут ногами на восток, а крест ставят в ногах. Почему нельзя иначе? Что делать, если захоронение произвели не так? Много лет тому назад у одной из подруг родственника положили в могилу наоборот, и она очень переживала, довела себя до того, что покойный снился почти каждую ночь и просил о помощи. Спустя время пришлось произвести перезахоронение. Могилу вскрыли, гроб перевернули и подруга успокоилась. Стоило ли это делать? Это как-то влияет на загробную жизнь души или покой родных?

Без подписи

Ответ:

— Согласно религиозным традициям, покойного принято класть не головой, а ногами на восток, — отвечает на вопрос отец Геннадий, настоятель качканарского храма. — Но это правило, скорее, относится не к вере, а, как я сказал, к религиозным традициям. Любому смыслу нужна форма, целесообразность. Человек склонен соблюдать определенный порядок. В данном случае это и есть тот самый порядок.

Как верующие люди, мы, покидая этот мир, ожидаем того момента, когда наступит конец этой системы вещей, настанет судный день и мертвые будут воскрешены богом. Каждый из людей, когда-либо живший на земле, предстанет перед лицом создателя. Об этом написано в библии. Воскреснув, люди должны встать на ноги и обратиться лицом к востоку. Поэтому ноги покойного при захоронении направляются на восток, и в ногах ставится памятник.

Он признает, что в жизни бывает по-разному.

— За все время существования людей на Земле, думаю, что люди были преданы земле самым разными способами. Вспомним братские могилы солдат, умерших моряков, которых в длительных плаваниях, согласно морским традициям, просто опускали в море.

— Все это происходило относительно верованиям и традициям времени и народов. Конечно, это никаким образом не может повлиять на загробную жизнь.

Настоятель говорит, что в этом вопросе есть некоторый нюанс.

— Область нашего отношения к умершим в душах людей очень щепетильна. Это вызывает острые эмоции. Все обстоятельства, связанные с захоронением своих родных и близких, люди переживают очень трепетно и ранимо. Это понятно. В момент смерти близких мы переживаем сильнейший стресс.

Трудно судить в этой ситуации объективно. Но, главное, в этой ситуации спокойствие живой души, спокойствие человека, понёсшего невосполнимую утрату. Возможно, в данном случае, о котором упоминается в тексте вопроса, необходимо было произвести перезахоронение. Здесь, как бы духовное становится выше материального. Наверное, произвести такое было целесообразно. Человек может себя довести в таком состоянии до болезни, и даже до летального исхода.

— Но если отойти от этой ситуации, хочу сказать следующее, — продолжает отец Геннадий. — На перезахоронение в любых случаях следует получить благословение. То есть, необходимо обязательно прийти в церковь, обратиться к священнику. По покойному были бы прочтены панихида, заупокойные молитвы. Чтобы был соблюден необходимый порядок. Возможно даже то, что после прочтения молитв, или после того, как по покойному будет обслужена панихида, ситуация изменится — либо покойный перестанет сниться, либо родственники усопшего получат необходимое успокоение и необходимость перезахоронения отпадет сама собой. Тут каждый случай индивидуален. Главное, хочу сказать следующее — на загробную жизнь нарушение какого-либо порядка захоронения никак повлиять не может, а вот на покой родных и близких, похоронивших любимого человека, безусловно, да.

Похороны человека представляют собой обряд погребения умершего, символизирующий прощание и окончание земной жизни и начало новой, вечной. Весь ритуал похорон у славян имеет как христианские, так и языческие корни, тесно переплетенные и уже не разделимые в силу многовековых устоев.

Православные похороны в России, возможно, наиболее полно объединили в себе дохристианские традиции погребения и религиозные правила и порядок захоронения, традиции после похорон.

Это объясняется относительной терпимостью православия к языческим пережиткам, наличием многих социальных и исторических особенностей на различных территориях страны.

Предание земле, похороны умершего в каждой культуре и религии сопровождается определенной церемонией и обрядами. Таинственный и мистический переход из царства живых в царство мертвых находится вне сферы человеческого понимания, поэтому люди, в зависимости от религиозного миропонимания, исторических и культурных особенностей, выработали целую систему правил и традиций при похоронах. Они должны помочь усопшему освоиться в новом мире — ведь подавляющее большинство религий и вероисповеданий исходит из того, что смерть означает лишь конец земного периода существования.

Ритуальный обряд совершается в первую очередь в помощь умершему, хотя в настоящее время многие ошибочно рассматривают соблюдаемые обычаи захоронения и поминок как желание поддержать близких и родственников, разделить с ними горечь потери, проявление чувства уважения к усопшему.

Этапы похорон, православные традиции на похоронах в России включают в себя следующие основные мероприятия и обряды, в совокупности представляющие последовательную процедуру захоронения;

  • подготовка;
  • проводы;
  • отпевание;
  • погребение;
  • поминание.

Хоронить близких приходится каждому человеку. Важно соблюдать похоронный ритуал. Издавна сложились русские православные традиции (в том числе и не применяемые в настоящее время или используемые в отдаленных местностях у православных). Существует обязательный минимум, что нужно знать человеку, участвующему в процедуре захоронения.

Православный человек должен знать минимум необходимый для правильного стройства похорон

Особенно важна такая информация верующим. Многие люди приходят к Богу в зрелом возрасте и не знают некоторых обычаев, придавая значение не имеющим отношения к религии суевериям и, тем самым, не помогая душе умершего вступить в загробную жизнь. Для неверующих соблюдение традиций важно из чувства уважения к усопшему и собравшимся его проводить.

Подготовка к погребению

Подготовка является предпогребальным этапом похорон, включающим в себя несколько составных обрядовых мероприятий. При приготовлении тела к захоронению соблюдаются и некоторые языческие обычаи. Смерть в христианстве рассматривается как начало дороги в новую жизнь, поэтому покойник должен быть подготовлен и собран к дороге. Приготовление тела умершего к неземному пути имеет как религиозное и мистическое содержание, так и санитарно-гигиеническую составляющую.

Омовение тела

Усопший должен предстать перед Создателем чистым и духовно, и телесно.

Мистической составляющей обряда является то, что обмывание тела должны были совершать определенные люди — омывальщики.

Они не могли находиться в близком родстве с покойником, чтобы слезы не попали на тело. Оплакивание умершего не сочетается с христианским пониманием смерти как переходу к вечной жизни и встречи с Богом. Существует поверье, что материнская слеза жжет умершего ребенка. Омывальщики выбирались из числа старых дев и вдовых людей, которые чисты и не совершают телесных грехов. За работу в качестве награды полагались белье и одежда покойного.

Тело обмывалось на полу у порога дома, покойник располагался ногами к печке. Использовалась теплая вода, гребень и мыло. Считалось, что на применяемые при обмывании вещи переходят потусторонние мертвые силы, поэтому от них необходимо было избавиться как можно скорее. Горшки, в которых была вода для обмывания, гребни, мыльные остатки выбрасывали в овраг, выносили на перекрестки дорог, за поле. Использованная вода считалась мертвой и выливалась в дальнем углу двора, где не ходили люди и ничего не высаживалось.

Все эти традиции являются отражением мистической составляющей языческого понимания смерти и страха перед потусторонним светом.

Соблюдение таких ритуалов было необходимым для того, чтобы мертвый не явился с того света и не забрал с собой своих близких. Христианский смысл заключается в необходимости очищения перед Богом не только душевного, но и телесного. Современное обмывание в морге несет сугубо санитарно-гигиеническое содержание.

Облачение покойника

Сейчас традиционным является облачение умершего мужчины в темный костюм и белую рубашку, женщины — в одежду светлых тонов. Однако в эпоху Древней Руси и в Средние века всех хоронили в белом. В этой традиции сочетались как христианские представления о чистоте души, так и традиционные белые одеяния, принятые на Руси.

Традиционно покойника одевают в белое

Для захоронения выбирается лучшая одежда умершего, часто приобретаются специальные похоронные комплекты или новые костюмы и платья, что тоже символизирует чистоту человека перед Богом. Ноги обувают в белые тапочки без твердой подошвы — знакомый всем символ похоронных принадлежностей. Использовать одежду родственников или других людей запрещено. Голова женщин укрывается платком, что сочетается с христианскими и культурными традициями, на мужчину надевают венок с молитвой.

Отдельные традиции соблюдаются в отношении умерших молодых девушек и парней, не успевших вступить в брак.

Смерть молодого человека — всегда исключительное событие. Преждевременная кончина в наиболее активном возрасте вызывает особое сожаление и печаль. Незамужних девушек и в старые времена, и сейчас хоронят в белых, а часто в свадебных платьях, укладывают в гроб фату. Похороны невесты могут сопровождаться некоторыми подвенечными обычаями — распитием шампанского, распеванием свадебных песен.

Умершим молодым людям, не успевшим вступить в брак, на безымянный палец правой руки надевают обручальные кольца. Обряжение молодых людей происходит так, как при подготовке к свадебной церемонии. Аналогичные традиции существуют не только в православном мире.

Положение во гроб

После омовения и облачения покойника кладут на лавку лицом к иконам, подстелив солому или что-то мягкое. В доме должна соблюдаться тишина, телефоны, аудио- видеоаппаратура должны быть отключены. Зеркала, стеклянные поверхности кроме окон (дверцы шкафов и сервантов, межкомнатные двери и т.п.) должны быть закрыты белой бумагой или материей, фотографии и картины сняты или завешаны.

Гроб (устаревшее название домовина — от слова «дом») рассматривается в качестве последнего земного пристанища человека. Этому элементу уделяют много внимания в похоронной процедуре.

В древности гробы могли изготавливаться цельными из ствола дерева. В обычном виде этот ритуальный предмет изготавливается из досок, современные материалы (ДСП, пластик и т.п.), металлы могут использоваться только для отделки и украшения (исключение составляют цинковые гробы в определенных случаях). Для изготовления могут быть использованы любые породы дерева кроме осины. Внутри гроб устилается мягким материалом. Дорогие гробы могут быть отполированы, отделаны ценными материалами и обиты мягким покрытием. Тело помещается на белое покрывало — простынь или материю. Под голову подкладывается маленькая подушка. Подготовленный гроб можно рассматривать как имитацию постели, покойник укладывается с тем расчетом, чтобы было «удобно». Иногда женщины при жизни готовят себе подушечку в гроб, набитую собственными волосами.

Гроб в христианской традиции — это имитация постели

Крещеные хоронятся с нательным крестиком. В гроб укладывается образок, венчик на лоб и «рукописание» — написанная или напечатанная молитва, отпускающая грехи. Ее вкладывают в правую руку умершего, На груди в скрещенные руки устанавливают свечу. Покойному могут положить вещи, которыми он постоянно пользовался или особо дорожил при жизни. Стало распространенным хоронить вместе с сотовыми телефонами.

Ранее для перекладывания тела в гроб надевали рукавицы, дом постоянно окуривали ладаном. До выноса гроба нельзя выбрасывать мусор из дома — этот обычай соблюдается и в наше время.

Проводы умершего

Проводы умершего также представляют собой симбиоз православных обрядов, мистических верований и традиций и проходят в несколько этапов. В настоящее время в устоявшиеся старые обычаи тесно вплелись современные традиции, которые включают в себя:

  • установление у гроба портрета и наград умершего, их демонстрацию в траурной процессии;
  • прощальные речи;
  • размещение фотографий на могильных памятниках и крестах;
  • похоронную музыка, пение, огнестрельный салют;
  • соболезнования через СМИ и т.д.

Прощание с усопшим

Гроб устанавливается в комнате на столе, покрытом материей, или на табуретах ногами к двери. Крышка располагается вертикально узкой частью к полу в коридоре, часто на лестничной площадке. На протяжении 3 дней гроб с телом покойного должен оставаться в доме.

Навестить покойника приходят родственники, друзья, знакомые и соседи. Двери не закрываются. Ночью вокруг гроба должны собираться родня и близкие — проститься с усопшим, вспомнить его мирскую жизнь, события, участником которых был покойник.

Раньше в обязательном порядке над гробом родственники или специально приглашенные лица (не обязательно священники) читали псалтырь. Сейчас соблюдение этой традиции отнесено на усмотрение ближайших родственников. Над умершим следует читать канон «Последование по исходе души из тела».

Если в доме есть образа, необходимо поставить перед ними стакан воды, накрытый кусочком хлеба. Воду и хлеб можно установить на подоконнике. Считается, что душа умершего не сразу покидает землю. Выставленная еда и питье могут отражать как языческое жертвоприношение духу покойника, так и христианские представления о пребывании души на земле после смерти в течение 40 дней — яркий пример переплетения языческих и христианских обрядов. У изголовья гроба на столе или ином возвышении зажигают свечу, перед образами должна гореть лампада. Свечи могут быть установлены в углах домовины.

Портрет с черной ленточкой устанавливают у изголовья гроба, награды размещают на подушечке у ног. Венки выстраивают вдоль стен комнаты, венок от родных располагают в ногах между гробом и подушечкой с наградами. Приходящие для прощания люди обычно не разуваются. Возле гроба требуется постоять или посидеть некоторое время, длительно или на протяжении ночи у покойника собираются только близкие. В комнате с покойным вдоль гроба должны быть установлены стулья или скамьи. Прощание осуществляется до момента выноса тела.

В настоящее время традиция трехдневного прощания не соблюдается в мегаполисах и крупных городах, но в небольших городских поселениях и сельской местности сохранилась повсеместно.

Соблюдение трехдневного прощания отнесено на усмотрение родственников и зависит от фактических обстоятельств, в которых происходит погребение.

Нередко тело для захоронения забирается из морга уже подготовленным, процессия сразу направляется в церковь или на кладбище. Священнослужители не настаивают на точном соблюдении всех обрядов, на отпевании это не сказывается.

Вынос тела и траурная процессия

Вынос тела назначают не ранее 12 — 13 часов и с тем расчетом, чтобы захоронение произошло до заката солнца. Обычно вынос стараются провести до 14 — 00. Выносят покойника ногами вперед, не задевая порог и дверные косяки, что должно обезопасить от возвращения мертвеца. Существует еще один специальный защитный обряд — замещение места покойного. Необходимо некоторое время посидеть на столе или табуретах, на которых находился гроб, после чего перевернуть их ножками кверху на сутки.

Вынос тела начинают в 12 — 13 часов

Перед выносом пришедшие проститься и проводить в последний путь выстраиваются вдоль пути следования процессии. Первоначально из дома выносят венки, портрет покойного, подушечку с орденами и медалями, крышку гроба. Через 10 — 15 минут выносят гроб и проносят его к катафалку, за гробом выходят родственники. Перед катафалком гроб на несколько минут устанавливают на табуреты и оставляют открытым, чтобы дать возможность проститься тем людям, которые не побывали дома и не едут на отпевание и кладбище.

В автокатафалке гроб размещают на специальном постаменте изголовьем вперед, укладывают венки.

Специфическим обычаем при выносе является оплакивание умершего, причем оплакивают чаще не родственники или близкие люди. Причитания над гробом и слезы по традиции должны характеризовать личность умершего. Чем лучше были отношения с окружающими и уважение со стороны общества, тем больше плача. В старину существовали особые плакательщицы, которых специально приглашали на церемонию. Фольклор сохранил и похоронные плачи — песни-причитания, которые исполнялись надсадным воющим голосом.

Траурная процессия от дверей дома к катафалку выстраивается в следующем порядке:

  • оркестр;
  • церемониймейстер;
  • человек, несущий портрет;
  • люди, несущие подушечки с наградами покойного;
  • люди с венками;
  • люди, переносящие крышку гроба;
  • несущие гроб;
  • близкие родственники;
  • другие прощающиеся.

Существовал интересный обряд первой встречи, олицетворяющий единение земной и неземной жизни. Обряд заключался в том, что первому встреченному процессией человеку дарился хлеб, который он заворачивал в полотенце. Одаренный должен был помолиться за упокой души умершего. Предполагалось, что умерший должен первым встретить в ином мире человека, которого одарили хлебом. По пути шествия с гробом разбрасывали зерно для птиц. Присутствие птиц считалось добрым знаком, иногда их отождествляли с душами умерших.

Траурная процессия по церковным канонам могла останавливаться только в церкви и возле кладбища. Зачастую движение замедлялось или приостанавливалось при прохождении каких-либо памятных для усопшего или знаковых мест и объектов: около дома недавно умершего соседа или родственника, на перекрестках дорог, у крестов, и т.д. По мере прохождения таких мест часть провожающих могла отсеяться.

Данный обычай в какой-то степени сочетается с традициями, связанными с 40-дневным пребыванием души умершего на земле. В этот период душа посещает наиболее значимые для человека в земной жизни места.

Гроб не разрешается носить ближайшим родственникам. Чаще всего носильщиками выступают либо специально приглашенные люди, либо друзья, коллеги и дальние родственники. Обряд ношения гроба сильно отличается от существовавшего ранее. Общим осталось то, что чем дальше гроб переносится на руках, тем более уважаемую позицию занимал умерший. По пути следования гроба разбрасывают живые цветы — гвоздики для умершего мужчины и розы для женщин и девушек.

Отпевание

Умерший отпевается на 3 день после кончины, кроме дней Святой Пасхи и Рождества Христова. Обряд проводится только единожды в отличие от панихид, которые могут служиться и до захоронения, и после неоднократно. Отпевать позволяется только крещеных людей. Не могут быть отпеты отрекшиеся от веры или отлученные от церкви, самоубийцы. В совершенно исключительных случаях последние могут быть отпеты по благословлению архиерея.

Самоубийц не отпевают в церкви

Для совершения обряда гроб с усопшим вносится в церковь и устанавливается головой к алтарю. Собравшиеся находятся рядом, держа в руках горящие церковные свечи. Священник возглашает Вечную память и зачитывает разрешительную молитву, которой отпускаются лежащие на усопшем неисполненные клятвы и совершенные им при жизни грехи. Разрешительная молитва не прощает грехи, раскаиваться в которых умерший не захотел сознательно, прощены могут быть только признанные на исповеди или о которых умерший не сообщил по незнанию или забывчивости.

Листок со словами молитвы вкладывается в руки умершего.

По окончанию молитвы собравшиеся тушат свечи и обходят вокруг гроб с телом, целуют венчик на лбу и икону на груди, просят прощения у усопшего. После окончания прощания тело покрывается саваном. Гроб закрывают крышкой, после отпевания его открывать больше нельзя. С пением Трисвятого покойника выносят из храма, процессия движется к месту захоронения. Существует процедура заочного отпевания, если нет возможности доставить покойника в храм или пригласить священнослужителя домой.

Погребение

Погребение должно закончиться до захода солнца. К моменту доставки тела к месту захоронения могила должна быть готовой. Если погребение осуществляется без отпевания, гроб закрывают у разрытой могилы, предварительно дав возможность собравшимся окончательно проститься с усопшим. Над раскрытым гробом произносят последние речи, вспоминают достоинства и хорошие дела умершего. Гроб опускают в могилу на длинных полотенцах. Собравшиеся по очереди бросают горсть земли на крышку гроба, первыми проходят родственники. Можно кратко помолиться про себя со словами: Упокой, Господи, душу раба твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное. Совершают эту молитву и на поминальном обеде перед новым блюдом.

Обряд захоронения может сопровождаться рядом обычаев и ритуальных действий:

  1. Вместе с гробом в могилу опускают церковные свечи, горевшие в храме во время обряда отпевания.
  2. В могилу бросают мелкие монеты. Этот обычай толкуется как выкуп умершим места на кладбище у «хозяина» подземного царства или места на том свете, оплаты прохода в иной мир.
  3. После закапывания на могиле оставляют слезный платок.

Данные обычаи имеют языческие корни, но не противоречат православным канонам.

На могильном холме устанавливают временный православный крест или обелиск, иной знак с фотографией умершего, именем и датами жизни. Постоянный памятник можно установить не ранее, чем на следующий год после захоронения. Зарывают могилу обычно рабочие кладбища — копатели. После погребения обычай предписывает угостить рабочих традиционными поминальными блюдами и водкой за упокой души. Остатки еды разбрасывают на могиле для привлечения птиц.

Похороны военнослужащих, участников войны и боевых действий, сотрудников силовых ведомств сопровождается салютом из стрелкового оружия.

В старину существовал интересный обряд — потаенная милостыня. Родственники в течение 40 дней после погребения тайно раскладывали по окнам и на крыльцо бедным соседям подаяния — хлеб, яйца, блины, куски холста и т.д. Одаренные должны были молиться за умершего, при этом считалось, что часть грехов они забирают к себе. С раздачей подаяний связаны и обычаи раздавать слезные платки, пироги, сладости. в некоторых местах раздавались новые деревянные ложки, чтобы об умершем вспоминали всякий раз во время еды. Состоятельные родственники могли сделать крупные пожертвования на новый колокол (считалось, что колокол может вызволить грешную душу из ада). Существовал обычай подарить соседу петуха, чтобы он пел за грехи усопшего.

Поминание

Похороны завершаются поминальным обедом, на который приглашаются все желающие. Поминки служат не только для напоминания об умершем, но и олицетворяют продолжение жизни. Поминальная трапеза имеет определенные особенности в выборе и последовательности блюд. Основой, головой питании в русских традициях выступал хлеб, мучные изделия. Поминки начинаются и заканчиваются блинами или оладьями с медом, кутьей. Кутья в зависимости от местных особенностей готовится из зерен пшеницы, отваренных в меду, риса с сахаром и изюмом.

На первое в обязательном порядке подаются мясные щи или суп. На второе готовят кашу (ячневая, пшенная) или картофель с мясом. Отдельными закусками может подаваться рыба, студень. В постные дни мясо заменяют рыбой и грибами. Обязательна подача сладкого третьего. В соответствии со старыми традициями на третье должен быть овсяной кисель, но в настоящее время его заменяют компотом. Отдельными закусками может выступать жареная рыба, студень. На поминках угощают водкой, женщинам можно предложить вино.

Обязательным атрибутом являются пироги с мясом, капустой, сладкие. Пироги раздаются присутствующим с тем, чтобы они угостили ими своих домашних.

Поминки проводятся на 9 и 40 день. 9 день означает обращение к 9 ангельским чинам, которые выступают в роли просящих перед Богом о снисхождении и помиловании грешной души. С 9 дня после похорон по 40 душа обречена на блуждание по мытарствам, представляющее посещение различных мест, где были совершены грехи. Ангелы должны помочь душе преодолеть греховные преграды на пути в иной мир. Создатель первоначально не определяет душу ни в ад, ни в рай. В течение 40 дней умерший замаливает свои грехи, проводится оценка содеянного добра и зла. Поминки проводятся в форме поминальной трапезы. На время поминок дом убирают также, как и во время прощания с усопшим в течение 3 дней после смерти.

40 день — последний день пребывания души на этом свете. В этот день вершится Высший суд, душа на время возвращается в свое бывшее жилище и остается там до проводин — поминок. Если проводины не устраивать, по усопший будет мучиться. На 40-ой день определяется дальнейшая внеземная жизнь человека. Существует обычай в течение 40 дней вешать в углу дома полотенце. Душа, возвращаясь домой после мытарств, вытирается полотенцем и отдыхает.

Сладкие пироги — обязательное блюдо поминального стола

Молитва способна облегчить удел грешной души во внеземной жизни, поэтому родственники усопшего заказывают в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении 6 недель после смерти — сорокоуст. Вместо обедни можно заказать чтение сорокоуста читальщику, который читает канон 40 дней в доме покойника. Имена умерших записывают в годовое поминовение — синодик.

Траур по главе семьи соблюдают более продолжительное время, чем по старикам. Внешне траур выражается в ношении темной одежды.

Черный платок женщины носят в течение 40 дней после похорон. В период траура часто посещают усопшего на кладбище, ходят в церковь, отказываются от развлекательных мероприятий и празднований. Более продолжительные сроки траура характеризуют тяжесть утраты. До года и более соблюдают траур матери умерших детей, молодые вдовы. В отношении умерших престарелых родителей, супруга в пожилом возрасте траур может быть сокращен до 6 недель. Мужчины придерживаются траурной формы одежды для участия в поминальных обрядах, в остальные дни внешне траур не выражается.

(Из Церковной литературы)

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни - это рождение и смерть. Между двумя этими событиям находится жизнь.


У одного человека она длинная, у другого - короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти, думая, что будут жить вечно. Но вот приходит смерть, а с нею - неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека.

В момент смерти человек испытывает тягостные чувства страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или рыдать.

Смерть близкого человека, особенно внезапная, неожиданная, это не только большое горе, но и свалившиеся на голову вдовы или вдовца многочисленные заботы, с которыми одному очень трудно справиться: надо оформить документы, дать телеграммы родственникам, заказать гроб, поехать на кладбище, подумать о прочих особенностях ритуала, раздобыть транспорт и т.д.

В первую очередь о смерти члена семьи сообщают ближайшим родственникам, чтобы они успели проститься с покойным до похорон и по мере возможностей помогли эти похороны организовать.

Если вы получили такое сообщение, значит, пославший его рассчитывает не только на слова соболезнования, но и на реальную вашу помощь, следовательно, необходимо приехать и предложить свои услуги.

Члены семьи умершего сами решают - будут похороны широкими, с участием сослуживцев и друзей покойного или узкими, сугубо семейными. От того зависит, когда давать объявление в газете и давать ли его вообще.

Если похороны семейные, то сообщение о смерти публикуют уже после совершения похорон или кремации.

Визит соболезнования наносят лишь в том случае, если вы знаете, что в нем есть необходимость, что его ждут и что он может помочь вдове или другим членам семьи покойного. В противном случае незачем лишний раз травмировать людей.

Руководители организаций, где раньше работал умерший, должны предложить свою помощь в организации похорон.

Само собою разумеется, что на похороны приходят в темной, черной одежде, а в доме усопшего не говорят громко и возбужденно, тем более - не смеются.

При уходе человека из этого мира в вечность над ним читается особый канон, "Канон молебный на исход души ", который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. В народе его называют еще "отходной молитвой".

Его не обязательно читать рядом с умирающим. Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в самые тяжелые для нее минуты. Если христианин испускает дух во время чтения канона, то его дочитывают с заупокойным припевом: "Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего...

В тех случаях, когда предсмертная болезнь длится долго, принося тяжелые страдания и самому больному, и его родным, то по благословлению священника может быть прочитан другой канон - "Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет"*

  • Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное "но": гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает "тянуть" его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.
  • Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.
  • Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы "с нечистыми". Поэтому последние могут "потревожить" тело покойного.
  • Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.
  • Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду, но только сжигать их.
  • Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

  • Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.
  • Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.
  • Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семы, а то случится и худшее.
  • Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.
  • Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют "васильки". Он служит и для другой цели - отгонять "нечистую силу". Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.
  • Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.
  • Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь.

После того как тело усопшего омоют и оденут, начинают читать канон, называемый "Последование по исходе души от тела ". Канон читают только за умершего в этот день человека. Затем в течение трех дней над умершим читается Псалтырь. Псалтырь читается непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

  • Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.
  • Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.
  • Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.
  • Нельзя давать свои вещи для одевания покойника. Покойника хоронят, а тот, который отдал свои веши, начинает болеть.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) еще раз читается "Последование по исходе души от тела ". Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас".

  • Если из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое...
  • Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.
  • Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать "Отче наш ". Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.
  • Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прошения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей. При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умершему вкладывают разрешительную молитву, на лоб налагается бумажный венчик, а после прощания, на кладбище, тело усопшего, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое - чтобы получился правильной формы крест) посыпается землей.

Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставится у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

Церемония прощания может быть с речами и без них. Но в любом случае родные и близкие находятся справа, а все остальные - слева, если смотреть со стороны изголовья.

Обычно на похороны приходят с цветами или венками, которые располагают вокруг гроба. Затем венки несут перед катафалком и возлагают на могилу так, чтобы видны были траурные ленты и надписи на них; цветами украшают могилу, иногда их бросают на засыпаемый землей гроб.

Первые венки несут родственники усопшего, родственники же первыми идут за гробом.

Пришедшие в дом или на кладбище обязательно выражают соболезнование родным и близким покойного. Родственники могут молча обнять вдову, друзья - пожать руку, знакомые - поклониться. Мужчины обнажают головы (в холодное время года на улице допускается не снимать головные уборы, обнажая голову лишь на кладбище, когда гроб опускают в могилу).

Правила хорошего тона требуют, чтобы, уходя с кладбища, вы еще раз выразили свои соболезнования родным усопшего и предложили свою помощь.

Венки и цветы размещают вокруг гроба и вдоль стен в зависимости от желания семьи покойного.

Если умерший при жизни был награжден орденами и медалями, то возле портрета размещают красные подушечки с наградами. Почетный караул с траурными повязками (лентами) на левом рукаве размещается по обеим сторонам гроба.

Для прощания с умершим гроб устанавливается чаще всего в его квартире либо в клубе организации, где он работал, или в помещении, специально выделенном для этой цели.

В назначенное время открывается доступ в помещение, где находится гроб с телом покойного.

У гроба представители местных организаций. В минуты прощания тихо звучит траурное пение или музыка. Там, где есть возможность, следует привлекать профессиональные и самодеятельные хоры, оркестры.

За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

Лицам, несущим гроб и крышку, надевают траурные нарукавные повязки.

Под звуки хора или оркестра выносят портрет, за ним - венки, награды на подушечках, крышку, гроб. Траурная процессия направляется к месту захоронения.

Если процессия движется к кладбищу в автомашинах, то на первой машине-катафалке находится гроб с покойным, его портрет, награды и знамя. За машиной-катафалком следуют машины с родными и друзьями, затем - с остальными участниками процессии. Хор или оркестр целесообразно отправлять заранее, с таким расчетом, чтобы он встретил на кладбище основную процессию.

В больших городах траурная процессия на машинах движется в соответствии с правилами дорожного движения.

На кладбищах, в траурном зале или на траурной площадке проводятся гражданские панихиды.

Гражданская панихида - это воздание умершему последнего долга и почести коллективом, общественностью, родными. Гражданскую панихиду открывает председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом.

Председатель комиссии предоставляет слово представителю администрации, который рассказывает о трудовой деятельности, достижениях в работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на земле.

Представитель общественности говорит о заслугах умершего, о его моральных качествах.

Слово предоставляется представителю младшего поколения.

К присутствующим обращается с краткими воспоминаниями один из друзей покойного. Он говорит о совместно пройденном жизненном пути, раскрывает яркие черты характера своего друга, рассказывает о нем как о внимательном и заботливом человеке, отце, вспоминает его любимое занятие и увлечение.

Звучит траурная музыка. Участники похорон формируют могильный холмик. На нем устанавливается временно надгробная табличка с указанием фамилии, имени и отчества, на самом видном месте - портрет, затем цветы и венки.

После окончания панихиды похоронная процессия или организатор похоронного ритуала должны проявить заботу о родных покойного, а также от их имени поблагодарить присутствующих за проявленное сочувствие и оказанную помощь.

После похорон не следует оставлять родственников и близких покойного наедине со своим горем. Им необходима задушевная беседа, дружеское сочувствие».

  • Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.
  • Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на это полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.
  • Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.
  • Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делается для наведения порчи.
  • Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому-либо.
  • При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь перед зарыванием могилы бросают в нее по комку земли.
  • После ритуала предания тела земле ее необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.
  • В последние десятилетия у нас появился обычай хоронить людей с музыкой. Это не по-христиански. Покойника необходимо хоронить со священником.
  • Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали (т.е. не соблюдали положенные ритуалы погребения). Для этого нужно не лениться, а сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.
  • Желательно, во избежание всяких неприятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.
  • Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды.

  • Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.
  • Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать. Лучше будет, если водку выльете на могилку.
  • Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, советую завести в доме траву чертополох. Можно использовать и другой способ, чтобы меньше убиваться за умершим родным человеком. Необходимо найти головной убор (платок или шапку), который носил покойник, перед входной дверью зажечь его и обойти поочередно все комнаты, читая вслух "Отче наш". После этого вынесите из квартиры остатки сгоревшего головного убора, сожгите их до конца и закопайте в землю.
  • На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.
  • Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете веши, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.
  • Если букет, перед тем, как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле на кладбище, то такие цветы приносят не радость, а горе.

После похорон члены семьи часто собирают близких родственников и друзей покойного на поминки.

Значительная часть застольной беседы посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям о нем, добрым словам, направленным на утешение родных.

После похорон близкого человека многие соблюдают траур. Самый глубокий траур - до года - носит вдова. В это время на ней только черная одежда, украшения отсутствуют. Естественно, неприличными считаются и помыслы о повторном браке, пока не истек срок траура.

Мужчина-вдовец носит траур полгода. Дети соблюдают траур по умершим отцу или матери: полгода - глубокий, три месяца - обыкновенный и три месяца полутраур, когда к черному цвету в одежде примешивается серый и белый. По бабушке и дедушке носят полугодовой траур: три месяца - глубокий, три месяца - полутраур. Также - по брату и сестре.

Если на период семейного траура выпадает венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимают, а на следующий день надевают снова. Летом допускаются светлые костюмы, но - с черной лентой.

В публичные увеселительные места во время глубокого траура не выезжают. А в театре и на балах рекомендуется появляться, только полностью сняв траур.

Произвольное сокращение траура тотчас же бросается в глаза знающим вас и может вызвать осуждение. Но, нося траур, тоже не надо выказывать безграничное горе: все следует делать с достоинством, ибо смысл траура не только в соблюдении внешних приличий, но и в том, что он -время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто в этом мире не вечен.

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком…
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.