Куда девать иконку из гроба после похорон. Можно ли кремировать усопших? Что читать по усопшему на Пасхальной неделе

Количество записей: 69

Свекровь носит крест моего мужа, её сына, а ей уже 75 лет, а если она умрёт, то её похоронят с крестом и с её и сына, мы же не знаем какой крест её, а какой мужа, они одинаковые, не случится ли потом беда с мужем?

людмила

Не стоит спешить задавать такие вопросы при живом человеке. Можно похоронить и с одним, и с двумя, и с тремя крестами, это никак не повлияет на судьбу живых хозяев крестов: от этого не болеют и не умирают. Молитесь как следует о здравии свекрови и матери. В жизни с нами что-то случается не из-за крестиков в могилах, а только из-за наших грехов.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте батюшка, вопрос от рабы Божьей Лидии. Хоронили дальнего родственника. Отпевали заочно. Когда перед тем как закрыть гроб посыпали крест песком, то сделали его не правильно, и теперь меня это очень мучает. Скажите, является ли это грехом, и как мне быть, спасибо.

Лидия.

Нет, Лидия, это грехом не является, главное - что Вы это сделали. Обычно раньше вместо песка сыпалась земля, и не в гроб, как сейчас, а сверху гроба, в могилу: когда гроб опускали в могилу, то первым горсть земли брал священник и с пожеланием усопшему вечного покоя бросал ее в могилу. Бросал он эту землю не просто так, а естественным для священника образом, то есть крестообразно, да собственно, так и всем остальным следует ее бросать, однако, это просто традиция, обряд. Теперь, если отпевание совершается заочно, священник, так как он лично не будет присутствовать у могилы, просто делегирует это свое действие кому-то из молящихся людей.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Мой брат Николай утонул 22 августа, тело до сих пор не нашли... Подскажите, пожалуйста, как поступить с отпеванием, похоронами, ведь свидетельства о смерти нет, т. к. он числится пропавшим без вести. Спасибо!

Андрей

Андрей, если доподлинно уже известно, что человека нет в живых, надо обратиться к правящему архиерею Вашей епархии за благословением на отпевание, а затем отпеть заочно в храме.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, у меня есть вопрос, который тревожит меня уже два года. Два года назад я похоронила свою сестренку, и в тот момент, не знаю, почему я так поступила, я похоронила ее в одежде повседневной, в той, какой она ходила при жизни. Мне даже в голову тогда не пришло то, о чем я прочитала позже, что нужно было купить все новое... Теперь я много думаю об этом, не навредила ли я ей в ее другой жизни, и что можно исправить. Помогите, что я могу сделать?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Не беспокойтесь об одежде для тела, это не важно. Сейчас для Вашей сестры самое главное – это Ваша молитва за нее. Если она крещена, заказывайте за нее литургии об упокоении, панихиды. Молитесь и дома, подавайте милостыню. Это будет очень полезно для ее души.

иерей Владимир Шлыков

Свеча потухла в церкви при отпевании.

Вероника

Вероника, не нужно этому придавать никакого значения. Потухла, и ладно – зажгите заново. Бывает, попадаются некачественные свечи, только и всего.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Вчера похоронили моего папочку. Перед похоронами его причесали расчесочкой дочки и оставили у него в кармане пиджака. Плохо ли это? Заранее спасибо за ответ!

Наталья

Нет, Наталья, ничего плохого быть не может. Все это - пустые страхи и суеверия.

игумен Никон (Головко)

У моей подруги умерла мама. Я не смогла прийти на похороны. Подруга очень на меня обиделась, и теперь мы не общаемся уже третий месяц. Как помириться? Как быть в такой ситуации?

Евгения

Здравствуйте, Евгения! Сделайте первый шаг – попросите у подруги прощения. Объясните причину, по которой не смогли прийти, и скажите, что молитесь за ее маму. Ваша подруга обиделась, потому что сильно переживала. А сейчас, когда эмоции улеглись, у Вас есть шанс спокойно поговорить с ней. Помоги Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что мне делать и что это означает? На кладбище, когда хоронили моего папу, я стояла возле гроба и у меня лопнул браслет с крестиком, купленный в храме. Крестик успела подхватить, а бусины рассыпались. Я их собрала, но что теперь делать со всем этим, не знаю...

Лариса

Лариса, не нужно обращать внимания на все эти вещи. Значит, это был некачественный браслет. Для нас самое главное - это наша душа. Нужно молиться Богу и жить по Заповедям Божиим. Если Вы купили браслет в храме, значит, он был освящен, а к святыне мы должны относиться с почтением, просто выбрасывать нельзя. Поэтому крестик оставьте у себя дома, положите рядом с иконами, а бусины закопайте в землю или бросьте в реку.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго дня! Скажіть, будь-ласка, і заспокойте. Справа в тому, що ми з чоловіком плануємо вагітність, але нещодавно я була на похороні і, можливо, вагітна. Що тепер. Адже вагітним не можна ходити на похорони. Як заспокоїтись? Що робити?

Юлія

Шановна Юлія, повір"я, що вагітним не можна відвідувати кладовище або ходити на похорони, не має нічого спільного з Православ"ям. Що ж Вам робити? Заспокоїтися і намагатися якомога частіше відвідувати храм, молитися вдома, читати Євангеліє і духовну літературу і готуватися стати матір"ю. Бережи Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. В 2004 году умерла моя мама. Во время поxорон я взяла горсточку песка с её могилы, и до си пор xранила её дома. Оказывается, этого делать нельзя? И правда, с момента похорон мамы меня преследуют всяческие беды. С недавнего времени просто начала искать в квартире "несчастливую" вещь. Что мне делать с этой горсточкой, чтобы не обидеть память матери и не навредить себе неправильными действиями? На могилку вернуть землю проблематично - мама похоронена в другом городе. Заранее признательна Вам за ответ.

Галина

Галина, нет ничего плохого или духовно-опасного в том, что Вы держите дома горсточку земли с могилы матери, поэтому вкладывать какой-то мистический смысл в это и думать, что от этого Вас преследуют беды, не надо. Землю эту, если хотите, можете хранить и дальше. Если же нет желания, можете высыпать ее где-нибудь просто на кладбище или в любом достойном месте, в конце концов, вся наша земля, как говорится, одна большая могила.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. В апреле этого года умерла моя бабушка. Похоронили ее с нательным крестиком. Но остался образок Николая Чудотворца, который бабушка носила при жизни. Подскажите, пожалуйста, могу ли я носить на себе этот образок? Или этого делать не следует?

Екатерина

Екатерина, вещи близких усопших родственников конечно, можно носить. Также Вы можете носить и образ Святаго Николая Чудотворца, который остался от Вашей бабушки.

иеромонах Викторин (Асеев)

Похоронила своих трех родственников, по незнанию положила им свои крестики - папе, бабушке, дедушке. Может ли это влиять на мою жизнь?

Оксана

Здравствуйте, Оксана! На Вашу жизнь это никак не повлияет. Нательный крестик – это знак нашей принадлежности к православной вере, а не талисман или оберег.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшка! В Харьковской области во время пожара сгорела мать и трое ее детей - 6 месяцев, 6 лет и 7 лет. Похоронили их в двух гробах: мать с 6-месячным ребенком в одном гробу, и детей 6 и 7 лет - в другом гробу. И на кладбище вместо четырех могил всего две. Как церковь относится к таким случаям и допустимо ли такое вообще? Спаси Господь за ответ. Извините за беспокойство.

Наталия

Наталья, да, это возможно, здесь нет ничего предосудительного: вспомните, например, солдатские братские могилы, где похоронено множество людей, а над могилой - один большой памятник или крест. Более того, так было и с ранними христианскими мучениками - не всегда каждый из них был похоронен отдельно. Очень часто кости мучеников, сожженных в печи или растерзанных дикими зверями, язычники хоронили в одной могиле.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте, подскажите, что нужно делать с 12 свечами, которые держали родные при отпевание покойника? Куда их девают?

Елена

Здравствуйте, Елена! Если отпевание совершается в храме, то свечи можно поставить на подсвечник, чтобы догорели, можно возжигать их для молитвы дома или принести в храм, если не нужны.

иерей Владимир Шлыков

Умерла подруга, но мы с ней давно не общались, так сложились обстоятельства... Сейчас я живу далеко от нее, и не могу поехать на похороны. Как поступить? Обязательно ли нужно ехать?

Анастасия

Анастасия, если ехать далеко, то, как правило, в таких случаях приезжают только близкие родственники. Вы же день похорон сходите в церковь и помолитесь за Литургией. Не просто - «свечку поставить», а именно помолится и отстоять всю службу. Вот тогда Вы принесете гораздо большую пользу своей подруге, чем если приедете на похороны.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. В выходные были похороны моего дяди Сергея. В организации самих похорон я и моя мама участия не принимали, но когда приехали на кладбище, то ужаснулись тому, что могилу дяде выкопали на том же самом месте, где была могила его родного отца, умершего в 70-е годы. Кладбище сельское, и там уже с 90-х годов никого не хоронят. мы спросили у родственников, зачем они осквернили могилу деда, на что нам ответили, что деда похоронили давно и уже все сгнило. Вот так и схоронили дядю в могиле его родного отца, поставив на могилу два креста, дядин и деда, только развернули в разные стороны. скажите, разве такое допускается?

Православная
Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в
третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день
кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни.
С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам,
сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в
Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и
повелел совершать их."


В третий день,
когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от
стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения
с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено,
и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с
находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа,
любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом,
иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где
творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему
Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы
Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу
усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе
красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего — Бога, она
изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если
душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть
и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности
и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день
душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы
молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов
Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей,
Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

После
вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и
показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней,
трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой
день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия
определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И
Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному
выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой
день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего.
Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до
второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в
соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат
после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников — в мучительном
состоянии.

Душам умерших
в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь
молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в
Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день
рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об
упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный
(имя)".


Можно заказать панихду. Панихидой называется
моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело
умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном
или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо
обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по
усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче
панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед
выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении
родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития
совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и
на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом
столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия — это
вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о
воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод,
должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается
земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей
жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо
пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или
украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие
приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на
могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу
пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то
сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных
(крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения
называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед
Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста,
суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св.
Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается
в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

И еще одно
поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи — в
понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением
разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими,
отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат
приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на
Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких
родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но
никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не
следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы
ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь
праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с
покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные
напитки и оставлять их — это не христианский обычай.


В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе
христианина из этого мира над ним читается особый канон, который
называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной".
После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды.
Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто
белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.


Потом
покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту
с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак
победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь
кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший
веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею
покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет.
Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший
находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди
комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг
гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел
в область света — в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают
читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь
читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения
Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для
отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и
возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо
стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в
левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят
с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе.
После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках
покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую
руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что
земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся
просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю,
где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом
родные и близкие подходят проститься с покойным — это последнее
целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик.
Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания.
Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После
прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или
оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться
перед ней.

Покойного
закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно
землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси
живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при
жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник
возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб
закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб
переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда
гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти
земли. Деньги в могилу не бросают — это языческий обычай, а не
христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного
кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как
символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди,
покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного
погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что
самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического
расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в
Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на
отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за
нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии
отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в
грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни
в сей век, ни в будущий.

Над умершими
крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как
над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить
Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не
совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от
прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание
можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить
заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с
венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в
правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят
икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и
крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать
дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида — это не самое главное.

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком…
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Журнал «Нескучный сад»