Кто такие сунниты, шииты и алавиты. Различия суннитов и шиитов. Причины разделения мусульман на шиитов и суннитов

В последние годы Ближний Восток стал ареной значимых мировых событий. «Арабская весна», крушение диктатур, войны и непрекращающееся противостояние между влиятельными игроками в регионе стали важнейшими темами международных отношений. Недавно стало о самых масштабных потерях арабской коалиции с начала боевых действий в Йемене. Политические и военные баталии зачастую оттесняют на второй план один из основных аспектов многовековых противоречий - религиозную рознь. Лента.ру постаралась выяснить, какое влияние на ситуацию в регионе оказывает раскол между суннитами и шиитами и в чем его причины.

Шахада

«Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха», - так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама. Эти слова известны каждому мусульманину, в какой бы стране мира он ни жил и на каком бы языке ни говорил. В Средневековье троекратное произнесение шахады «с искренностью в сердце» перед официальным лицом означало принятие ислама.

Противоречия между суннитами и шиитами начинаются уже с этой краткой декларации веры. В конце своей шахады шииты добавляют слова «…и Али - друг Аллаха». Правоверный халиф Али ибн Абу Талиб - один из первых руководителей молодого исламского государства, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Убийство Али и гибель его сына Хусейна стали прологом к гражданской войне внутри мусульманского сообщества, расколовшей единую общину - умму - на суннитов и шиитов.

Сунниты полагают, что халифа нужно избирать голосованием уммы среди наиболее достойных мужчин племени курейшитов, из которого происходил Мухаммед. Шииты, в свою очередь, выступают за имамат - форму руководства, при которой высший руководитель является и духовным, и политическим лидером. Имамом, по мнению шиитов, могут быть только родственники и потомки пророка Мухаммеда. Кроме того, по словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают Коран, использующийся суннитами, фальсифицированным. По их мнению, оттуда убраны аяты (стихи), в которых говорится о необходимости назначения Али преемником Мухаммеда.

Фото: Unknown / Brooklyn Museum / Corbis / EastNews

«В суннизме запрещены изображения в мечетях, а в шиитских "хусейниях" очень много изображений Хусейна, сына Али. В шиизме даже есть течения, последователей которых заставляют поклоняться самим себе. В их мечетях вместо стен и михраба (ниша, которая указывает направление на Мекку - прим. «Ленты.ру» ) установлены зеркала», - рассказал Игнатенко.

Эхо раскола

На религиозные разногласия наложились этнические: суннизм в первую очередь является религией арабов, а шиизм - персов, хотя существует множество исключений. Не раз убийства, грабежи и погромы объяснялись стремлением наказать еретиков. В XVIII веке, к примеру, сунниты-ваххабиты захватили священный шиитский город Кербелу и устроили там массовую резню. Это преступление до сих пор не прощено и не забыто.

Фото: Morteza Nikoubazl / Zuma / Global Look

Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран - за исключением Бахрейна и Ирака - преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».

Возможно, если бы шииты и сунниты жили компактно, ситуация была бы не столь запутанной. Но в шиитском Иране, к примеру, есть нефтеносный район Хузестан, населенный суннитами. Именно там шли основные бои в ходе восьмилетней ирано-иракской войны. Аравийские монархии называют этот регион не иначе как «Арабистан» и не собираются прекращать борьбу за права суннитов Хузестана. С другой стороны, иранские лидеры порой публично называют арабский Бахрейн провинцией Ирана, намекая на то, что шиизм там исповедует подавляющее большинство населения.

Йеменский кризис

Но самой горячей точкой на линии суннитско-шиитского противостояния остается Йемен. Когда началась «Арабская весна», диктатор Али Абдалла Салех добровольно ушел в отставку, президентом стал Абд-Раббо Мансур Хади. Мирный переход власти в Йемене стал излюбленным примером западных политиков, которые доказывали, что авторитарные режимы Ближнего Востока можно в одночасье сменить на демократические.

Однако вскоре обнаружилось, что спокойствие это мнимое: на севере страны активизировались шииты-хоуситы, которых забыли учесть при заключении сделки между Салехом и Хади. Ранее хоуситы неоднократно воевали с президентом Салехом, но все конфликты неизменно заканчивались вничью. Новый лидер показался хоуситам слишком слабым и неспособным противостоять радикальным суннитам из «Аль-Каиды на Аравийском Полуострове» (АКАП), активно действовавшим в Йемене. Шииты решили не ждать, пока исламисты возьмут власть и перережут их как вероотступников-муртадов, и нанести удар первыми.

Фото: Khaled Abdullah Ali Al Mahdi / Reuters

Их операции развивались успешно: хоуситские отряды объединились с войсками, верными Салеху, и стремительно прошли страну с севера на юг. Пала столица страны - Сана, и бои развернулись за южный порт Аден, последний оплот Хади. Президент и правительство бежали в Саудовскую Аравию. Суннитские власти нефтяных монархий Залива разглядели в происходящем иранский след. Тегеран не стал отрицать, что сочувствует делу хоуситов и поддерживает их, но при этом заявил, что действия повстанцев не контролирует.

Напуганный успехами шиитов в Йемене, Эр-Рияд при поддержке других суннитских стран региона в марте 2015 года масштабную воздушную кампанию против хоуситов, попутно поддерживая силы, верные Хади. Целью было провозглашено возвращение к власти бежавшего президента.

К концу августа 2015 года техническое превосходство арабской коалиции позволило ей у хоуситов часть захваченных земель. Министр иностранных дел правительства Хади заявил, что наступление на столицу начнется в течение двух месяцев. Однако этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным: до сих пор успехи суннитской коалиции достигались в основном за счет значительного численного и технического превосходства, и если Иран всерьез решит помочь единоверцам вооружением, ситуация может измениться.

Разумеется, объяснять конфликт между хоуситами и властями Йемена исключительно религиозными причинами было бы неверно, однако они играют значительную роль в новой «большой игре» в Заливе - столкновении интересов шиитского Ирана и суннитских стран региона.

Союзники поневоле

Еще одно место, где суннитско-шиитские противоречия во многом определяют политический ландшафт, - это Ирак. Исторически в этой стране, где большинство населения составляют шииты, правящие посты занимали выходцы из суннитских кругов. После свержения режима Саддама Хусейна во главе страны наконец встало шиитское правительство, не желавшее идти на уступки суннитам, оказавшимся в меньшинстве.

Неудивительно, что когда на политической арене появились радикалы-сунниты из «Исламского государства» (ИГ), им без особых проблем удалось захватить провинцию Анбар, населенную в основном их единоверцами-суннитами. Чтобы отбить Анбар у ИГ, армии пришлось прибегнуть к помощи шиитского ополчения. Это пришлось не по вкусу местным суннитам, включая тех, которые до того сохраняли лояльность Багдаду: они считали, что шииты хотят захватить их земли. Сами шииты о чувствах суннитов особо не беспокоятся: так, операцию по освобождению города Рамади ополченцы назвали «Служим тебе, Хусейн» - в честь сына праведного халифа Али, убитого суннитами. После критики из Багдада ее переименовали в «Служим тебе, Ирак». Нередко отмечались случаи мародерства и нападений на местных суннитов при освобождении населенных пунктов.

США, которые оказывают поддержку иракским частям с воздуха, относятся к участию в операциях шиитского ополчения без особого восторга, настаивая на его полной подконтрольности багдадским властям. США опасаются усиления влияния Ирана. Хотя в борьбе против ИГ Тегеран и Вашингтон оказались по одну сторону баррикад, они старательно делают вид, что никак не контактируют друг с другом. Тем не менее американские самолеты, удары по позициям ИГ, заслужили среди суннитов прозвище «шиитской авиации». А идея о том, что США выступают на стороне шиитов, активно используется в исламистской пропаганде.

При этом показательно, что до момента американского вторжения в Ирак конфессиональная принадлежность играла в стране второстепенную роль. Как отмечает директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) Вениамин Попов, «во время ирано-иракской войны солдаты-шииты фактически воевали друг с другом, на первом месте стоял вопрос гражданства, а не веры». Уже после того как офицерам-суннитам армии Саддама Хусейна запретили служить в вооруженных силах нового Ирака, они массово начали вступать в ряды исламистов. «До этого времени они вообще не задумывались, сунниты они или шииты», - подчеркнул Попов.

Ближневосточный клубок

Сложность политики Ближнего Востока не исчерпывается противостоянием между суннитами и шиитами, однако оно оказывает существенное влияние на происходящее, и без учета этого фактора невозможно составить полное представление о ситуации. «Можно говорить о переплетении противоречий - религиозных, политических, исторических и геополитических конфликтов, - отмечает Игнатенко, - в них нельзя найти начальную нить, и разрешить их невозможно». С другой стороны, нередко звучат мнения о том, что религиозные разногласия - лишь ширма для прикрытия истинных политических интересов.

Пока политики и духовные лидеры пытаются распутать клубок ближневосточных проблем, конфликты региона выплескиваются за его пределы: 7 сентября стало известно, что в Европу под видом беженцев до четырех тысяч боевиков ИГ (террористической группировки «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории России).

В мире немало религий, но еще больше каждая религия имеет ветвей. К примеру, в исламе существует два больших направления - сунниты и шииты, которые имеют как теологические, так и некоторые политические разногласия, которые в наше время переросли в полномасштабную войну. Однако уже сейчас многие исследователи этого конфликта понимают, что он скорее политический. Сами же мусульмане, возможно, уже и забыли бы про него, продолжая жить своей жизнью, однако, как оказалось, не все так просто.

На арену вышли правители стран, которым оказалось, выгодно вспомнить древнюю вражду между этими двумя течениями, ведь территории некоторых исламских государств оказались ценны своими ресурсами. Помимо этого, был еще и политический интерес со стороны правящих верхушек самого Востока.

Итак, мы в статье рассмотрим подробнее исторические предпосылки формирования различия суннитов и шиитов, а также к чему все это привело в мире сегодня. Немаловажным будет подумать о подоплеке внезапно вспыхнувших распрей между мусульманами, почему это случилось, отчего так произошло? Все это мы и попробуем осветить в данной статье.

Пророк Мухаммед - основатель ислама

Как известно, до появления Мухаммеда на востоке было многобожие. После полученных от архангела Джебраила божественных посланий, Пророк стал проповедовать единобожие. Путь его был достаточно труден, ведь люди к новой религии отнеслись с недоверием. Первыми последователями Мухаммеда стали его жена Хадиджа, племянник Али и два вольноотпущенника Зайд и Абу-Бекр.

Дальнейшее обращение арабов происходило трудно. Первую публичную проповедь Мухаммед совершил в 610 году в Мекке. По историческим исследованиям, она содержала элементы иудаизма и христианства. Однако ее плюсом было то, что читалась она рифмой, что значительно облегчало ее восприятие для слушателей, в своем большинстве неграмотных.

К слову сказать, написанная с его слов Священная Книга - Коран - содержит библейские сюжеты, которые тщательно пересмотрены с точки зрения восточной традиции. Таким образом, ислам и христианство имеют точки соприкосновения, пусть и несколько отличаются в догматическом плане. Однако главный момент - единобожие - присутствует в обоих.

После переселения Мухаммеда в Медину, он постепенно добавлял новые аспекты в свою религию, что вскоре и привело к обособлению ислама от иудаизма и христианства. Минусом в развитии мусульманства стало то, что после смерти Пророка, началась борьба за власть. Все это привело к тому, что последователи разделились на два лагеря - суннитов и шиитов. Такая ситуация сохраняется и по нынешнее время, только политическое разделение повлекло за собой еще и теологическое (правда, небольшое).

Возникновение двух больших ветвей ислама - суннитов и шиитов

Как видно, пророк Мухаммед оказал действительно большое влияние на формирование ислама в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Однако после его смерти некоторые моменты из его учения претерпели изменения. Самым главным было то, что на его место было четверо претендентов, и каждый считал, что его кандидатура является самой правильной. Однако наибольший конфликт произошел из-за того, что некоторая часть мусульман посчитала, что последователем Пророка должен быть его кровный родственник. Таковым был зять и двоюродный брак Мухаммеда - Али. Именно отсюда и произошли первые различия суннитов и шиитов.

Как видно, изначально это разделение никак не относилось к теологическим аспектам. Со стороны появившегося течения шиитов (само слово с арабского переводится, как "приверженец, последователь Али") было отрицание момента провозглашения халифом тестя Мохаммеда - Абу. Они считали, что правильно будет, если им станет кровный родственник - Али. Однако этого не случилось.

Этот раскол в дальнейшем привел к тому, что в 661 году Али был убит. Его двоих сыновей - Хасана и Хусейна - тоже постигла та же участь. Мусульмане шииты восприняли смерть Хусейна с наибольшим трагизмом. Этот момент вспоминается арабами каждый год (причем как шиитами, так и суннитами, только для последних все не так трагично). Последователи же Али устраивают настоящие траурные процессии, помимо этого, используют цепи и сабли для нанесения себе ран.

Течение суннизма

Итак, теперь расскажем поподробнее все про течение суннизма. На сегодняшний день это самая большая ветвь ислама. Следует отметить, что мусульмане шииты и сунниты, разница которых изначально была несущественна, сейчас имеют некоторые отличия в толковании Корана - Священной Книги в исламе. Для этого течения характерно буквальное ее понимание. Они руководствуются “сунной”. Это особый свод правил и традиций, которые опираются на реальную жизнь Пророка Мухаммеда. Все это записано его последователями и сподвижниками.

Самым главным в этом течении является строгое следование предписаниям, записанным Пророком. Некоторые подобные направления даже принимали крайние формы. К примеру, у афганистанских талибов мужчины обязаны были носить определенный размер бороды, а также правильную одежду. Все должно было быть так, как описано в сунне.

Помимо этого, власть в этом течении не зависит от того, является ли избираемый потомком Мухаммеда. Его просто выбирают или назначают. Имамом же для суннитов является духовное лицо, которое, к тому же, заведует мечетью.

Следует отметить, что в суннизме существует четыре признанные школы:

  • маликитская;
  • шафиитская;
  • ханафитская;
  • ханбалитская;
  • захиритская (на сегодняшний день эта школа полностью исчезла).

Мусульманин вправе выбрать любую из представленных выше и следовать ей. Каждая из них имеет своего основателя, а также своих последователей. Ниже будет рассмотрено, в каких государствах они наиболее популярны.

Течение шиизма

Как было сказано выше, шиизм появился в результате политического раскола в исламе, когда некоторые последователи Пророка Мухаммеда не захотели подчиняться выбранному халифу, а не его кровному родственнику. В результате всего этого через некоторое время появились довольно существенные отличия в этом направлении, которые окончательно разделили две ветви ислама.

Для шиитов вполне позволительно толковать предписания Пророка. Однако на это должно быть у человека право. В свое время шиитов за это величали “немусульманами” и “неверными” (да и сейчас такое случается). В этом заключаются главные различия суннитов и шиитов.

Вторым самым большим отличием является то, что равным Пророку для них является и его племянник - Али. Следовательно, власть переходит только кровным родственникам Мухаммеда.

Мусульмане-шииты изучают в сунне только ту часть, которая относится к Мухаммеду и его родственникам (в отличие от противоположного течения, в котором изучается весь текст). Также для них важен трактат ахбар, который означает весть о Пророке.

Для последователей Али имамом является потомок Пророка и духовный лидер. Также существует верование, что когда-нибудь появится мессия, который предстанет, как скрытый имам. О нем даже есть особая легенда, которая повествует о том, что был двенадцатый имам Мухаммед, который в отроческом возрасте пропал при необъяснимых обстоятельствах. И с тех пор его никто не видел. Однако исламские шииты считают его живым. Они верят, что он находится среди людей и когда-нибудь придет к ним и поведет за собой.

В чем схожесть течений?

Однако, даже учитывая все вышеперечисленное, можно отметить, что течения в принципе одинаковы. К примеру, намаз суннитов и шиитов может совершаться вместе, в некоторых мечетях это практикуется особо. Оба эти направления мусульман читают и изучают сунну (вопреки расхожему мнению, что шииты этого не делают). Только последователи Али следуют той части в ней, которая записана от членов семьи Мухаммеда.

Помимо этого, любые распри забываются на время проведения хаджа. Они его совершают совместно, правда шииты, помимо путешествий в Мекку и Медину, могут еще выбрать место паломничества в Кербела или Эн-Наджаф. Именно там, по преданию, находятся могилы Али и его сына Хусейна.

Распространение суннитов в мире

Мусульмане-сунниты считаются самыми распространенными в исламе. По официальным данным, на все количество верующих их приходится около восьмидесяти процентов (или где-то порядка полутора миллиардов человек).

Теперь рассмотрим, в каких странах и регионах популярны четыре основных школы суннизма. К примеру, маликитская школа распространена в Северной Африке, Кувейте, Бахрейне. Шафиитское направление популярно в Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, а также существуют большие группы в Пакистане, Малайзии, Индии, Индонезии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. Ханафитское течение распространено в Средней и Центральной Азии, Азербайджане, Казахстане, Турции, Египте, Сирии и др. Ханбалитское направление популярно в Катаре и Саудовской Аравии, многочисленные общины имеются в ОАЭ, Омане и некоторых других государствах Персидского залива.

Таким образом, мусульмане-сунниты имеют значительное распространение в Азии. Также существуют различные общины и в других странах по всему миру.

Страны, которые поддерживают шиизм

Те, кто являются последователями Али, считаются малочисленными относительно суннизма, в мире их не более десяти процентов. Однако в некоторых случаях они занимают целые страны. Шииты, которые живут, к примеру, в Иране, по своей численности занимают практически всю его территорию.

Помимо этого, последователями Али являются больше половины населения Ирака, а также достаточно большая часть тех, кто исповедует ислам в Азербайджане, Ливане, Йемене, Бахрейне. Более малочисленное их количество наблюдается и в других странах Востока. К примеру, набирают численность чеченцы-шииты при поддержке властей (конечно, это событие находит своих недовольных). Многие приверженцы “чистой религии” - суннизма - считают провокационными действиями те, когда литература и учение шиизма находится в свободном доступе, что приводит к увеличению количества верующих.

Таким образом, можно сказать, что шииты являются довольно серьезной политической силой, особенно в последнее время, когда внутреннее противостояние между двумя течениями вылилось в военную форму.

Мусульмане в России

В России также проживает немало людей, которые исповедуют ислам. Это исповедание второе по многочисленности в государстве. Все-таки половина страны находится в Азии, где эта религия является одной из главных. Сунниты в России считаются наиболее многочисленной веткой ислама. Шиитов гораздо меньше, и находятся они большей частью на Северном Кавказе. Также много среди последователей Али азербайджанцев, которые переселились в Россию после того, как Советский Союз распался. Еще можно встретить шиитов в Дагестане среди татов и лезгин.

На сегодняшний день ярко выраженных конфликтов между разными направлениями среди мусульман не наблюдается (хотя в мире этого достаточно).

Военные действия между течениями

Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.

С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.

Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).

Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения - шииты.

Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда - это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.

Политика и ислам

Как видно из вышеописанного материала, отличие суннита от шиита небольшое. Однако именно это позволило исламу разделиться на два противоборствующих течения, которые на протяжении нескольких последних десятилетий имели кровавые конфликты на некоторых территориях земного шара. То, что началось давным-давно, продолжается до сих пор, и конца этому не видно.

Следует заметить, что в войне суннитов и шиитов немаловажную роль сыграло то, что на территории исламских стран были обнаружены немалые запасы нефти. Конечно, это не могло не заинтересовать правящие верхушки некоторых других государств. Сегодня многие политики утверждают, что весь конфликт и был построен по программе Запада, в частности США. Это государство имело свой интерес на данных территориях, не только ресурсный, но и банальное обогащение за счет поставки вооружения как одной, так и другой стороне конфликта. Помимо этого, существует негласная поддержка радикальных организаций (оружием и финансово) на каждой территории конфликта, что, естественно, приводит к увеличению хаоса и насилия.

Итак, если вы хотите разобраться в хитросплетениях конфликтов на Востоке, то следует смотреть гораздо глубже. Увидеть, что довольно много заинтересованных в том, чтобы война продолжалась. Как говориться, ищите тех, кому это нужно. К примеру, в конфликте в Йемене очень четко проступает роль правителей в регионе, которые хотят завоевать лидерство на территориях между Саудовской Аравией и Ираном. И совсем это не война между суннитами и шиитами, а банальная борьба за власть и ресурсы.

Заключение

Итак, теперь мы видим, какие есть различия суннитов и шиитов. Конечно, все это в большей степени находится в головах верующих, ведь не так важно полное соблюдение всего свода правил, гораздо важнее, что происходит в душе. С именем Господа на устах творились многие беззакония в мире, и история тому большое доказательство. Очень просто разжечь вражду между противоборствующими течениями, гораздо труднее привести их к миру и терпимости.

В заключение следует вспомнить слова Пророка Мухаммеда, которые он сказал перед своей смертью. А именно о том, чтоб не стать заблудшими, не рубить головы своих единоверцев. Также Пророк повелел донести об этом до всех тех, кого не было подле него. Пожалуй, это был самый главный завет, который очень нужно вспомнить и соблюсти именно теперь, когда распри поглотили наш мир. Когда так называемая “арабская весна” заполонила восточный мир, когда кровавые конфликты не желают останавливаться и гибнет все больше и больше простых людей. Политологи же смотрят на эту ситуацию с возрастающей тревогой, так как в этой войне не может быть победителей.

Суть различий суннитов и шиитов в религиозных разногласиях. Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «представляет собой хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить своего носителя». Таким образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос о выборе преемника, было ясно, что им должен стать некто, наиболее приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.

Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, нужно искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и тогда необходим человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В таком случае речь идет о свободном выборе преемника среди достойных. В результате те, кто считал необходимым семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, - суннитами.

Таким образом, можно смело утверждать, что первопричина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «предвыборной кампании». Основная интрига развернулась вокруг двух главных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Талиба - кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочери пророка Фатиме.

За назначением халифа последовала череда событий сугубо светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предъявила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследство в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, заявив, что «посланник Бога не мог иметь собственности», так что и наследовать нечего. Это решение сильно не понравилось «протошиитам», став еще одним аргументом, доказывающим, что Али был бы лучшим кандидатом - уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме. Следующим событием стала так называемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, по преданию, Фатима прилюдно раскритиковала власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого момента ведется отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, в результате которого в исламе образовались два основных соперничающих течения: шииты (Shi’at Ali - партия Али) и сунниты (Ahl Sunna - люди Cунны).

Принципиальное разногласие, как мы говорили выше, сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой потомок Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, выбранный из наиболее достойных среди равных себе мусульман, как утверждают сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и другие приводят в доказательство убедительные выдержки из священных текстов (часто одни и те же, но в разной трактовке) в доказательство своей правоты и неправоты оппонента.

Есть также и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, тогда как для суннитов имам - это прежде всего настоятель мечети. Хотя в этом вопросе не все однозначно, границы понятий во многом размыты. Например, большинство суннитов, так же как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам. И те и другие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но только шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и название основного крыла шиитов - двунадесятники).

Остальные противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Cунны пророка. Шииты, например, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «временных браков» у шиитов. Шииты, в отличие от суннитов, почитают высказывания имамов наравне с пророчествами Cунны.

В современном мире шииты составляют примерно 11% мусульманского населения мира. Страны, в которых шииты составляют большинство: Иран - 93,4%, Азербайджан - 70%, Ирак - 62%. Крупные общины шиитов находятся в Кувейте (30%), Ливане (34%), Йемене (40%). Страной, претендующей на лидерство в шиитском мире, является, конечно же, Иран. После революции 1979 года, когда к власти в Иране пришло радикальное шиитское духовенство, Иран начал активно создавать так называемый шиитский пояс Иран - Сирия - Ливан (Хезболла), вызвав обострение конфликтной ситуации с Саудовской Аравией, которая сочла действия Ирана угрозой своим интересам в регионе. В основе столкновения ИРИ и КСА лежат сугубо экономические соображения. Однако обе стороны с самого начала разыгрывали карту шиито-суннитских противоречий в качестве мощного мобилизационного инструмента.

Последние несколько столетий шииты и сунниты жили в относительном спокойствии. Однако в конце XX столетия ситуация, к сожалению, изменилась, и теперь мы имеем эскалирующий конфликт, перешедший в резкую религиозно-племенную форму. Как мы уже обсудили выше, принципиальных непримиримых разногласий на самом деле между шиитами и суннитами нет. Свидетельством тому является в том числе и то, что на протяжении столетий в местах совместного проживания шииты и сунниты часто посещали и посещают одни и те же мечети, а исторический опыт показывает, что, как только наблюдается начало шиито-суннитского конфликта в том или ином месте, тут же можно найти в непосредственной близости того, кто этот конфликт инспирировал отнюдь не в религиозных целях.

14.12.2011

Цифровая (электронная) карта мира — подробная электронная карта расселения мусульман суннитов и шиитов (карта распространения суннитской (sunni islam) и шиитской (shia islam) ветвей ислама).

В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

Кто такие сунниты?

Суннизм — доминирующая ветвь ислама. Сунниты — в буквальном смысле этого слова — мусульмане, которые руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм — доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман — Коран — и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

Кто такие шииты?

Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников — Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

Суннитов больше, чем шиитов, но во время хаджа все разногласия забываются После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, — это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и «сунны», в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

Кого в мире больше — суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной «умме» — мусульманском населении мира — являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира — несмотря на призывы к мусульманскому братству — существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

Кто такие ваххабиты?

Ваххабизм — учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

Основа ваххабизма — идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам — например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты — и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем — официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов. Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне.

Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.

PS:
спасибо за наводку wrlfck

Пожалуй, ни одна религия за свою историю не избежала раскола, приведшего к формированию новых течений внутри единого учения. Ислам не является исключением: в настоящее время насчитывается с полдесятка основных его направлений, возникших в разные эпохи и при разных обстоятельствах.

В VII веке два варианта учения раскололи ислам: шиизм и суннизм. Произошло это из-за противоречий в вопросе передачи верховной власти. Проблема возникла практически сразу после смерти пророка Мухаммеда, не оставившего никаких распоряжений на данный счёт.

Вопрос власти

Мухаммед считается последним из ниспосланных людям пророков, которые устанавливали связь между небом и землёй, Богом и человеком. Поскольку в раннем исламе светская власть была практически неотделима от религиозной, обе эти сферы регулировались одним человеком - пророком.

После община раскололась на несколько направлений, по-разному решавших вопрос передачи власти. Шиизм предлагал наследственный принцип. Суннизм - это право голоса общины, избиравшей религиозного и светского предводителя.

Шиизм

Шииты настаивали на том, что власть должна переходить по праву крови, поскольку только родственник может прикоснуться к благодати, ниспосланной на пророка. Представители течения избрали новым имамом двоюродного брата Мухаммеда, возлагая на него надежды по восстановлению справедливости в общине. Согласно легенде, Мухаммед назвал шиитами тех, кто последует за его братом.

Али ибн Абу Талиб правил всего пять лет и не смог за это время достичь заметных улучшений, поскольку верховную власть приходилось защищать и отстаивать. Однако в среде шиитов имам Али пользуется большим авторитетом и почётом: приверженцы направления добавляют в посвящённую пророку Мухаммеду и имаму Али («Два светила»). Одна из шиитских сект напрямую обожествляет Али, героя многих народных сказаний и песен.

Во что верят шииты

После убийства первого шиитского имама власть была передана сыновьям Али от дочери Мухаммеда. Их участь оказалась также трагической, однако они положили начало шиитской династии имамов, просуществовавшей до XII века.

Оппонент суннизма, шиизм, не имел политической власти, однако глубоко укоренился в духовной сфере. После исчезновения двенадцатого имама возникло учение о «сокрытом имаме», который вернётся на землю подобно Христу у православных.

В настоящее время шиизм является государственной религией Ирана - число последователей составляет примерно 90 % всего населения. В Ираке и Йемене примерно половина жителей придерживаются шиизма. Заметно влияние шиитов также и в Ливане.

Суннизм

Суннизм - это второй вариант разрешения вопроса власти в Исламе. Представители данного течения после смерти Мухаммеда настаивали на том, что управление как духовной, так и светской сферами жизни должно концентрироваться в руках уммы - религиозной общины, которая избирает из своего числа предводителя.

Суннитские улемы - хранители правоверия - отличаются ревностным следованием традициям, древним письменным источникам. Поэтому наряду с Кораном большое значение играет Сунна - свод текстов о жизни последнего пророка. На основе этих текстов первые улемы выработали свод правил, догматов, следование которым означает движение правильным путём. Суннизм - это религия книжной традиции и подчинения религиозной общине.

В настоящее время суннизм - наиболее распространённое течение ислама, охватывающее около 80 % всех мусульман.

Сунна

Что такое суннизм, проще будет понять, если разобраться в происхождении термина. Сунниты - это последователи Сунны.

Сунна дословно переводится как «образец», «пример» и полностью называется «Сунна посланника Аллаха». Это письменный текст, состоящий из рассказов о делах и словах Мухаммеда. Функционально он дополняет Коран, поскольку истинное значение Сунны - иллюстрация обычаев и традиций благородной старины. Суннизм - это как раз и есть следование благочестивым нормам, установленным древними текстами.

Сунна почитается в Исламе наряду с Кораном, её обучению отводится немаловажная роль в богословском воспитании. Шииты - единственные из мусульман - отрицают авторитет Сунны.

Течения суннизма

Уже в VIII веке разногласия в вопросах веры сформировали два направления суннизма: мурджииты и мутазилиты. В IX веке возникло также движение ханбалитов, отличавшееся неукоснительным следованием не только духу, но и букве религиозного предания. Ханбалиты устанавливали чёткие рамки дозволенного и недозволенного, а также полностью регламентировали жизнь мусульман. Таким образом они добивались чистоты веры.

Отложить до Судного дня

Мурджииты - «откладыватели» - не решали вопрос власти, а предлагали отложить его до встречи с Аллахом. Акцент последователи течения делали на искренность веры во Всевышнего, которая и является признаком истинного мусульманина. По их мнению, мусульманин остаётся им же даже после совершения греха, если он сохраняет чистую веру в Аллаха. Также его грех не вечен: он искупит его страданиями и покинет ад.

Первые шаги богословия

Мутазалиты - отделившиеся - возникли из движения мурджиитов и были первыми в процессе формирования исламского богословия. Основную массу последователей составляли хорошо образованные мусульмане.

Основной свой интерес мутазалиты сконцентрировали на разнице трактовок отдельных положений Корана, касающихся природы Бога и человека. Они занимались вопросом свободы воли человека и предопределением.

Для мутазилитов человек, совершивший тяжкий грех, находится в среднем состоянии - он и не правоверный, но и не неверный. Именно Васила ибн Ату, ученика известного в VIII веке богослова, считается началом формирования движения мутазилитов.

Суннизм и шиизм: различия

Основное различие шиитов и суннитов - это вопрос об источнике власти. Первые полагаются на авторитет осенённого божественной волей по праву родства, вторые - на традицию и решение общины. Для суннитов первостепенное значение имеет написанное в Коране, Сунне и некоторых других источниках. На их базе были сформулированы основные идейные принципы, верность которым означает следование истинной вере.

Шииты верят, что через имама свершается воля Бога, подобно тому как у католиков она персонифицируется в образе Папы Римского. Важно, что власть передаётся по наследству, поскольку лишь те, кто связан кровным родством с последним пророком Мухаммедом, несут на себе благословение Всевышнего. После исчезновения последнего имама власть была передана улемам - учёным и богословам, которые выступают как коллективный представитель пропавшего имама, ожидаемого шиитами подобно Христу у христиан.

Различие направлений проявляется также в том, что для шиитов светская и духовная власть не может быть разделена и концентрируется в руках одного лидера. Сунниты выступают за разделение духовной и политической сфер влияния.

Шииты отрицают авторитет первых трёх халифов - сподвижников Мухаммеда. Сунниты, со своей стороны, считают их за это еретиками, которые поклоняются двенадцати имамам, менее знакомым с пророком. Также существует положение исламского права, согласно которому лишь общее решение авторитетных лиц имеет решающее значение в религиозных вопросах. На этом и основываются сунниты, избирая верховного правителя голосованием общины.

Существует также разница в отправлении обрядов у шиитов и суннитов. Хотя молятся и те и другие по 5 раз на дню, однако положение рук у них различается. Также у шиитов, например, существует традиция самобичевания, не принятая у суннитов.

Суннизм и шиизм на сегодняшний день - наиболее распространённые течения ислама. Особняком стоит суфизм - система мистических и религиозных представлений, сформировавшаяся на основе аскетизма, отказа от мирской жизни и строгого следования заветам веры.