Кто спустил огонь с олимпа. Мифы и Легенды * Прометей. Прометей: история персонажа

Своего двоюродного брата. В противостоянии Зевсу он оказывается на стороне людей, у которых Зевс отнял огонь. Прометей похитил огонь с Олимпа , дал его людям, но своего дара предвидения не передал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это Прометей поплатился свободой. Зевс приказал приковать его к скале на отрогах Кавказского хребта и заставил орла каждый день прилетать и клевать его печень. Это длилось много веков. Но Зевс же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея, желая узнать тайну своего будущего. Эта события происходили за поколение до начала Троянской войны.

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221). Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d - 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей.А
Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы" ступали хоры мужчин и мальчиков.

Кратко о главном



Прометей тайно проник на священную гору Олимп и похитил для людей огонь . Он также научил людей всему, что сам знал: счету, письму, ремеслам. По мифам древних греков, именно благодаря Прометею люди стали теми, кем они являются сегодня.

Но Прометей действовал против воли Зевса, чем вызвал его гнев. За это он был вынужден испытать колоссальные страдания, как и положено настоящему герою. Греки верили, что только через трудности можно развить себя, если все дается легко и человек только испытывает наслаждения, то он не развивается.

Зевс приковывает титана к скале, теперь он вынужден ответить за свое сострадание к людям.

Начало



В начале времен у земли Геи и неба Урана родились дети: титаны, циклопы и гекатонхейры. Одного из титанов звали Иопет, который женился на Климене. По другой версии – Фемиде. У них родилось четверо детей: Атлант, Минетий, Эпиметей и Промитей.

Имя Прометей означает тот, который сначала думает, а потом делает . По одной из версии мифа, Прометей обладал даром предвидения, по другой его мать обладала этим даром и делилась с ним тайнами будущего.

В любом случае Прометей предвидел победу Зевса в войне против его жестокого отца Кроноса и уговорил своего брата - Эпиметея встать на сторону Зевса. Прометей был силен и хитер, он обладал живым умом и находчивостью, чем сильно помог Зевсу в страшной войне – Титаномахии.

Зевс победил, на земле настала эпоха мира и процветания. Войны кончились. Но со временем богам становится скучно.


Зевс просит своего сына – бога кузнеца создать что-то интересное, то, что сможет занять богов. Гефест созывает в своей мастерской 12 олимпийских богов, они смешивают землю, огонь и все первоначальные элементы создавая тем самым самых разных живых существ.

Одни будут обладать невиданными размерами, иметь необычную внешность – это будут животные . Другие будут походить на богов, они будут их уменьшенными копиями. Их назовут людьми . Они будут только мужского пола.

Остается только наделить животных и людей внутренними качествами. Эту задачу Зевс поручает выполнить двум братьям - Прометею и Эпиметею.

Эпиметей жаждет первым поучаствовать в столь интересном занятии, и брат уступает ему. Эпиметей с головой уходит в работу над животными, одних одаривает ловкостью, других силой, третьих делает ядовитыми, четвертым дает мощную защиту. В конце концов, он понимает, что отдал животным все качества, которые дал ему Зевс.


Животные стали сильными и приспособленными, а люди были нежны и хрупки, у них не было никакой защиты. Тогда Прометей просит Зевса подарить людям огонь, для защиты от диких зверей и обогрева ночью.

Зевс соглашается и кидает на землю молнию, из-за которой случается пожар. Людям остается только подхватить огонь. Вскоре на земле наступает эпоха процветания. В это время люди не заботились о еде, так как урожай рос сам по себе. Боги часто появлялись и показывались людям, устраивая совместные пиры. Болезней не было, а смерть всегда приходила во сне. Бог Гипнос забирал души в Элизиум.

Но золотой век проходит и Зевс решает, что людям пора отправиться в вольное плавание, без поддержки богов.

Обман Прометея


Зевс решает устроить показное жертвоприношение, на которое созывает всех людей и богов. Он требует, чтобы люди приносили жертвы богам, и просит Прометея разделать быка на две части. Прометей разделывает быка и лучшую часть маскирует требухой, теперь она выглядит совсем не аппетитно. Кости же он покрывает большим слоем жира, так что теперь они выглядят хорошо.

По одной из версий, Прометею не нравилась сама идея того, что люди отныне останутся без помощи богов, ему также не нравилась идея жертвоприношений живых существ.

Зевс приходит в ярость, он обрушивает свой гнев на людей в виде всемирного потопа. По другой версии он отнимает у людей свой дар – огонь. Теперь люди не могут согреться ночью и защититься от хищников.

Возвращение огня



Прометей бросился к Афине и попросил впустить его на олимп. Афина проявила сострадание к людям и помогла Прометею. Взяв полый посох и положив туда угли священного огня, Прометею удается тайно выкрасть огонь с Олимпа.

Прометей возвращает огонь людям и начинает давать людям знания. Теперь люди сами могут добывать огонь, они узнают о ремеслах, учатся писать и читать, узнают о кораблях, о том, что существуют другие территории.

Зевс еще пуще прежнего недоволен действиями Прометея, по его мнению люди должны были сами всего добиться, но Прометей проявил сострадание к людям и теперь его ждет суровое наказание.

Первая женщина


Зевс снова зовет своего сына Гефеста и приказывает по образу и подобию богинь создать женщину . Она должна быть великолепна, обладать поразительной красотой и возбуждать страсть в мужчинах. Афродита наделила ее красотой, Афина дала своевольный характер, Богини времен года подарили нежность и хрупкость, а Гермес вложил в нее лживый и любопытный ум. Так появилась первая женщина на земле – Пандора. Ее имя означает дар всех богов.

Создание Пандоры это пламя, которое Зевс послал людям, оно греет и одновременно обжигает.

У Эпиметея на хранении находится ящик со всеми бедами. Каждый бог поместил туда нечто пагубное или опасное. В нем были собраны все несчастья вселенной. Зная это, а также зная, что Эпиметей сначала делает, а потом думает , Зевс посылает к нему Гермеса с подарком в виде Пандоры.


Эпиметей помнит, что брат сказал ему не принимать никаких подарков от Зевса, но красота Пандоры затмевает его разум и он с радостью принимает ее.
Разумеется, зная о большом любопытстве Пандоры, Зевс рассказывает ей о шкатулке и просит ее ни в коем случае не открывать ее.

Беспроигрышный способ разжечь женское любопытство сработал. В ту же ночь Пандора приоткрывает шкатулку и наружу тот час вырываются все беды и несчастья, все, что будет вечно терзать людей.

Ошеломленная Пандора тотчас закрыла крышку, но было уже слишком поздно. Отныне окончательно отделенное от богов человечество, будет продолжать свой род через женщин.

Добро и зло отныне неотделимы . Теперь людям придется самим добывать себе пищу и выживать в этом мире. Но не все потерянно. На дне шкатулки осталась надежда, она не успела выскочить.

Поэтому, даже испытывая самые тяжелые беды, человечество всегда сохранит надежду.

Зевс наказал смертных, пришла очередь наказать своевольного Прометея.

Наказание Прометея


Такой жестокости боги еще не видели. Зевс приказывает своему сыну и двум его слугам, власти и силе приковать Прометея к скале на одной из вершин Кавказа, между черным и каспийским морем.

Гефест был другом Прометея, но не мог ослушаться своего отца. С горем в сердце выполнил он приказ, стуча своим молотом, вбивая в скалу клинья. Вскоре на этот звук к Прометею приплыли Океаниды , его двоюродные сестры. Они умоляли Прометея попросить прощение у Зевса. Его мать Фемида также не могла смотреть на страдания сына. Однако Прометей стоял на своем и требовал Зевсу признать, что он несправедлив к людям.

Вскоре к нему приплывает сам Океан и говорит, что сейчас же отправится на Олимп просить милости Зевса. Но Прометей отговаривает его, зная, что Зевс очень зол и может наказать Океана.

Однажды прибегает к Прометею Ио.


Ио была любовницей Зевса и чтобы скрыть ее от Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Гера, завидев белоснежную корову, попросила Зевса подарить ей ее. Зевс не смог отказать своей жене, однако видя, как Ио страдает, решает помочь ей и просит своего сына Гермеса выкрасть ее.

Узнав о том, что корова сбежала, Гера решает ее наказать. Она посылает ей огромного овода, который день и ночь ее жалит.

Лишенная рассудка из-за боли, бешеная Ио прибегает к Прометею и, вернув ненадолго свое сознание, просит предсказать ей будущее, сколько еще ей терпеть эту невыносимую боль?

Прометей с горем в сердце сообщает ей. Что еще многие годы будет бегать она по свету лишенная рассудка. Пока не прибудет однажды в Египет. Там Зевс вернет ей ее человеческий облик и родит она сына - Эпафа. Он будет родоначальником поколения героев, один из них - Геракл , придет и освободит меня. Только тогда я открою Зевсу важную тайну, о том, кто свергнет его с престола.

Снова ужалил ее огромный овод, и снова помчалась Ио прочь.


Услышав это, Зевс послал к Прометею Гермеса . Гермес потребовал рассказать о тайне будущего Зевса. Но Прометей стоял на своем и отказался говорить. Тогда Зевс окончательно разозлился, он низверг Титана в тартар, куда не попадал ни один лучик солнца.

Долгое время провел в темноте титан, пока его не вытащили. Но не для того, чтобы помиловать, а для новых мучений. Каждое утро к нему прилетал орел, который клевал его печень. За ночь печень отрастала вновь, чтобы утром птица снова принялась за работу.

Ужасные муки испытывал Прометей, и вся природа сострадала ему. Многие тысячи лет испытывает страдания Прометей. Зевс, в конце концов, сдается. Он посылает своего сына, рожденного от смертной женщины освободить Титана.


Геракл находит Прометея связанным цепью и прибитым к скале. Он убивает прилетевшего в назначенный час орла и освобождает Прометея. Взамен Зевс просит раскрыть ему тайну будущего, Прометей соглашается и рассказывает ему о том, что сын его возлюбленной морской нимфы Фетиды будет могущественнее отца.

Зевс немедленно прекратил общение с Фетидой и заставил ее выйти замуж за простого смертного - Палея . От этого брака у них рождается Ахилл .

Зевс просит Прометея сделать кольцо из части цепи, что сдерживали титана и вставить в него камень со скалы. Так Зевс сдерживает свое обещание. Прометей на веки прикован к скале. С тех пор люди начали носить кольца в знак памяти жертвы Прометея.

Некоторые говорят, что людей слепил из земли и воды по образу богов Прометей, а Афина вдохнула в них жизнь.
Другие утверждают, что люди и животные были созданы богами из смеси огня и земли, а Прометею и его брату Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Непредусмотрительный Эпиметей щедро наделил способностями животных, оставив людей беззащитными.
Получилось, что животные были заботливо снабжены всем необходимым для выживания, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия». К тому же Зевс решил извести человечество голодом, заставив лучшую часть пищи приносить в жертву богам. Однако Прометей сумел перехитрить его.
Когда решался вопрос, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, Прометей содрал с быка шкуру и сшил из нее два мешка. Разделав тушу, он сложил в один мешок всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой - наименее соблазнительной частью любого животного, а во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Зевс, которому Прометей предложил выбрать мешок, поддался на обман и взял мешок с костями и жиром, которые с тех пор считались принадлежащими богам. Обнаружив хитрость Прометея, Зевс решил проучить его, лишив людей огня и вынудив их «есть свою мякоть сырьем».

Тогда Прометей похитил огонь (по одной версии, взял его в кузнице Гефеста, по другой - с помощью Афины поднявшись с черного входа на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы) и отдал его людям.

Кроме того, он научил людей строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, читать, писать и считать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Но при этом он лишил их знания будущего (которым они раньше обладали), дабы не разбивать их сердец.
Ночью Зевс увидел с Олимпа мириады мерцающих на земле костров и пришел в ярость. По его повелению Прометей был прикован цепями к Кавказским горам. Каждый день к нему прилетал орел‑стервятник и терзал его печень, которая к следующему дню вырастала вновь.

Чтобы наказать людей за кражу Прометеем огня, Гермес по повелению Зевса вылепил из глины женщину - Пандору, сделав ее глупой, злой, ленивой, хитрой и лживой.

Афина вдохнула в Пандору жизнь, после чего Афродита одарила ее неотразимой прелестью.

В сопровождении Гермеса громовержец отправил Пандору к титану Эпиметею, который сразу же пленился ее красотой и взял ее в жены.

В доме Эпимитея хранился оставленный ему на хранение Прометеем, его братом, сосуд, в который Прометей ранее с большим трудом заключил все досаждающие человечеству невзгоды: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Однажды Пандора, не устояв перед естественным женским любопытством (на это и рассчитывал Зевс), открыла сосуд. Мгновенно из него вылетели тысячи бед и стали жалить Пандору и Эпиметея, а затем напустились на смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в сосуд, не дала людям покончить с собой.

Есть и такие, кто утверждает, что в принадлежавшем Прометею сосуде хранились все добрые дары, которыми он намеревался осчастливить человечество. Когда Пандора открыла крышку, они разлетелись, чтобы никогда больше не вернуться, и лишь медлительная надежда осталась на дне.

Имя: Прометей (Prometheus)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: титан, защитник людей от произвола богов

Семейное положение: женат

Прометей: история персонажа

Древнегреческая мифология содержит мало упоминаний о противниках владыки Олимпа. Греки верили, что непобедим. Единственный, кто посмел противоречить вседержителю - титан Прометей. Решительный стратег и умелый манипулятор сумел обмануть Громовержца. Правда, расплата за обман оказалась жестокой и утомительной.

История создания

Описание самого титана и его подвигов дает исследователям повод утверждать, что Прометей - симбиоз верований балканских народов и минойской цивилизации. Образ титана включает в себя черты догреческого покровителя простого народа, но при этом тот наделен родством с олимпийскими богами.


В биографии Прометея четко прослеживается трансформация божества. Герой отчуждается от родственников и примыкает к новым божествам, при этом жалея и успокаивая проигравшую (то есть фактически собственную) сторону. Прометей сохраняет в новой системе положительные качества: мудрость, хитрость и великодушие. Но олимпийская мифология не может иметь сразу двух лидеров, поэтому со временем Прометея противопоставляют Зевсу.

Казалось бы, мученика, которым представлен титан в мифах, греки должны почитать не меньше Громовержца. Но культ Прометея не получил большого распространения. Алтарь великому герою установлен в Афинах и роще Академа. Не менее известна статуя титана в городе Панопеи, а вот праздников и фестивалей в честь бессмертного не проводили.


Объяснение феномену простое - помимо огня, Прометей подарил людям способность мошенничать и обманывать. Древние греки не считали, что подобные способности нуждаются в прославлении.

Прометей в мифах

Прометей - представитель второго поколения титанов. Родители смелого мужчины - Иапет и Климена (по другим источникам – Фемида). Прометей не единственный сын известной пары, у титана есть братья: Атлант, Менетий, Эпиметей.

С рождения могущественный бог наделен даром предвидеть будущее, поэтому во время войны Зевса (собственного двоюродного брата) и титанов (родных братьев мужчины) перешел на сторону Громовержца.


Благодаря тактическим умениям и знаниям Прометея, новый владыка Олимпа выиграл многовековую битву. Но долгожданное событие только ухудшило отношение Громовержца и преданного титана. С этой минуты главный бог перестал доверять собственному союзнику.

Придя к власти, Зевс решил восстановить выжженные земли и заселить планету живыми существами. Ответственную миссию Громовержец доверил Прометею и . Титан создал людей из воды и грязи, а богиня вселила в получившихся существ жизнь. После завершения работы перед глазами героя открылось плачевное зрелище. Люди не умели строить дома, не выращивали злаки и не пользовались посудой.

Желая помочь слабым и немощным, Прометей научил жителей Греции ремеслам и принес человечеству подарок – огонь, который мужчина позаимствовал из кузницы Гефеста. Новый покровитель научил древнейших людей добывать золото, собирать лекарственные травы и подарил надежду на светлое будущее.


Подобные действия разозлили и заинтересовали богов. Если раньше люди не представляли особой ценности, то с этого момента жители Олимпа получали от человечества подношения и подарки.

Чтобы мирно сосуществовать на планете, боги собрали совет – необходимо определить права и обязанности людей. На собрание пришел и Прометей, подозревающий, что Зевс замышляет уничтожить человеческий род.


Один из вопросов, который подняли боги на совете, – жертвоприношения. Желая помочь людям, Прометей лично убил быка и разделал тушу на две кучи. В одну сложил мясо и прикрыл куски шкурой, в другую положил кости и блестящий, вкусно пахнущий жир. Расставив подношения перед Зевсом, титан предложил правителю выбрать что люди будут дарить богам.

Миф утверждает, что Зевс понял хитрый трюк Прометея, но, желая осадить и наказать непослушного титана, выбрал кости. За обман Громовержец лишил подопечных мужчины огня и отправил на землю Пандору. Ответным действием бессмертного стала новое похищение искры жизни. За столь дерзкий проступок Прометея приковали цепями к Кавказским горам, чтобы титан наблюдал, как страдает человечество, наказанное из-за заступничества упрямого мужчины.


Восставший против Зевса бессмертный не стал просить Зевса о помиловании. Предвидящий будущее Прометей громогласно заявил, что правление владыки Олимпа скоро закончится. Наглые пророчества разозлили Громовержца, и тот послал могучего орла к титану. В обязанности птицы входило мучить прикованного к скале – каждый день выклевывать печень мужчины. За ночь орган вырастал вновь, поэтому мучения продолжались вечно.

Спас титана от непрекращающейся пытки . Смелый герой убил птицу и уничтожил цепи, за что Прометей указал мужчине дорогу в сад Гесперид. Правда, убийство орла все же было согласовано с Зевсом, который устал от постоянной вражды и желал узнать собственное будущее.


Освобожденный Прометей, прославившийся мудростью и рациональностью, пошел на примирение с двоюродным братом. Вскоре титан женился на океаниде Гесионе. С тех пор громких споров между родственниками не наблюдалось, да и Зевс относился к людям гуманнее.

Поговаривают, что спустя время Прометей оставил Олимп и спустился на Землю, где потерял собственное бессмертие. Великодушного и непримиримого героя похоронили в городе Аргос (по другим источникам – в Опоусе).

  • Существует теория, что виной заточения Прометея стало не упрямство, а Афина. Якобы титан полюбил дочь Зевса, что не понравилось последнему. Поэт Евфорион утверждал, что гнев Зевса вызвала родословная мужчины, так как титан - внебрачный сын Геры и Евримедонта. За проступок жены Громовержца отец Прометея убит, а сын страдает от пыток.

  • Во время борьбы за род человеческий Прометей успел дважды стать отцом. У мужчины родился сын Девкалион и дочь Ио.
  • Значение имени Прометей – думающий наперед, предсказывающий.
  • История титана подробно изложена в мультфильме «Прометей» (1974 год). Голос решительному мужчине подарил советский актер .

Значение слова ПРОМЕТЕЙ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,

ПРОМЕТЕЙ

("мыслящий прежде") - титан, сын Урана и Геи (по другим сведениям, сын Иапета и океаниды Климены; вариант - Фемиды или Асии), брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Отец Девкалиона, который вместе со своей женой Пиррой единственные из людей спаслись после потопа, посланного Зевсом. Обладал даром предвидения. Превосходил умом остальных титанов и даже Зевса. В мифах выступает как богоборец и защитник людей. После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, когда они захотели уменьшить жертвы богам. Чтобы обмануть Зевса, Прометей предложил ему самому выбрать, какую часть убитого животного люди должны отдавать богам, а какую оставлять себе. Разрубив тушу быка на куски, Прометей сложил из них две кучи: в одну пошло все сьедобное мясо, прикрытое сверху шкурой и желудком животного, в другую - кости, скрытые кусками жира. Зевс, польстившись на жир, выбрал последнюю. Миф наивно пытался обьяснить, почему в жертву богам сжигают на алтарях кости, т.е. худшую часть убитого животного. Разгневанный Зевс отнял у людей огонь, однако Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Правда, своего дара предвидения он не дал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это по приказу Зевса Прометею копьем пробили грудь, и он был прикован к скале на отрогах Кавказского хребта и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Так длилось много веков. Но Зевс, желая узнать своё будущее, всё же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея. Все эти события происходили за поколение до начала Троянской войны. Более поздние предания приписывают Прометею не только похищение огня с неба, но и спасение человеческого рода от гибели: Зевс намеревался уничтожить не знавшее никаких наук человечество, но Прометей научил людей различным искусствам: зодчеству, мореплаванию, медицине, чтению, письму и т.п. Другие легенды сообщают, что Прометей сотворил людей из земли и вдохнул в них жизнь, и спас людей от потопа, научив, как построить корабль. В Афинах Прометей почитался наравне с Афиной и Гефестом. Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, П. Б. Шелли и др.), изобразительном искусстве и музыке (Л. Бетховен, А. Н. Скрябин и др.).

// Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Прометей // Джордж Гордон БАЙРОН: Прометей // Теофиль ГОТЬЕ: Прометей // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Прометей // Дмитрий ОЛЕРОН: Храм Зевса. Метопы. Скованный Прометей // Н.А. Кун: ПРОМЕТЕЙ

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОМЕТЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРОМЕТЕЙ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) "провидец" - титан, сын Иапета и нимфы Климены, брат Атланта, Менетия, Эпитемея, отец Девкалиона. После победы богов …
  • ПРОМЕТЕЙ в Кратком религиозном словаре:
    [ Греческие боги …
  • ПРОМЕТЕЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Греч.) Греческий логос; тот, кто, принесением на землю божественного огня (разума и сознания), наделили людей рассудком и умом. Прометей есть …
  • ПРОМЕТЕЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Prometheus, ?????????), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей …
  • ПРОМЕТЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея — океанида Климе на (Неs. Theog. 507 след.; по …
  • ПРОМЕТЕЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    ("предвидящий") В греческих легендах раннего происхождения - титан, о котором Гесиод рассказывает две истории: а) Прометей создал из глины первого …
  • ПРОМЕТЕЙ в Литературной энциклопедии:
    (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525-456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство …
  • ПРОМЕТЕЙ в Литературной энциклопедии:
    образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой лит-ре. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих …
  • ПРОМЕТЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был …
  • ПРОМЕТЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. По древнейшей версии мифа, П. похитил с Олимпа огонь и …
  • ПРОМЕТЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????, Prometheus) — в греческой мифологии сын титана Иапета и Климены (по друг., Азии, Фемиды), или Урана и Климены, или …
  • ПРОМЕТЕЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРОМЕТЕЙ
    в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к …
  • ПРОМЕТЕЙ в Энциклопедическом словарике:
    , я, м., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: один из титанов похитивший с неба огонь и научивший людей …
  • ПРОМЕТЕЙ
    "ПРОМЕТ́ЕЙ", рос. изд-во демокр. направления. 1907-16, С.-Петербург. Книги гл. обр. по философии, рус. истории, истории лит-ры; …
  • ПРОМЕТЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОМЕТ́ЕЙ, спутник Сатурна, открыт с борта космич. аппарата "Вояджер-2" (США, 1980). Расстояние от Сатурна ок. 139 т. км, диам. ок. …
  • ПРОМЕТЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОМЕТ́ЕЙ, в греч. мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса …
  • ПРОМЕТЕЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????????, Prometheus) ? в греческой мифологии сын титана Иапета и Климены (по друг., Азии, Фемиды), или Урана и Климены, или …
  • ПРОМЕТЕЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [т"э], -я, м. В греческой мифологии: один из титанов, защитник людей от произвола богов, похитивший с неба огонь и научивший …
  • ПРОМЕТЕЙ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. prometheus) в древнегреческой мифологии - один из титанов, похитивший с неба огонь и научивший людей им пользоваться; этим …
  • ПРОМЕТЕЙ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. prometheus] в древнегреческой мифологии - один из титанов, похитивший с неба огонь и научивший людей им пользоваться; этим п. …