Кто не боги горшки обжигает. Пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы

Не Боги горшки обжигают

Быть тебе в раю, где боги горшки обжигают (насмешка)

Нужда научит горшки обжигать.

Ср. "Почему в самом деле не начать издавать журнала? Не боги горшки обжигают , те же люди!" - думал Порфирий Петрович.

Григорович. Порф. Петр. Кукушкин. 12.

Ср. Подходил ее бенефис, а пьесы не было... Она и вздумала сочинить сама... Не боги горшки обжигают! пришло, видно, ей в голову.

Гончаров. Обрыв. 1, 5.

Ср. Вот уже два года скоро по издателям шныряю и всю их подноготную знаю: не святые горшки лепят , поверьте!

Достоевский. Преступление и наказание. 4, 3.

Ср. Многие полагают, будто женская работа не может быть так чиста, как мужская... не напрасно же сложилась по миру пословица: не боги горшки обжигают .

Салтыков. Благонамеренные речи. 8.

Ср. Предстоящая задача совсем не так головоломна, как уверяют. Не боги горшки обжигают - и простые смертные, при помощи доброй воли, сумеют это сделать.

Салтыков. Мелочи жизни. 1, 3.

Ср. Ситниковы (глупцы) нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же горшки обжигать .

Тургенев. Отцы и Дети. 19. Базаров.

Для обыкновенных дел не нужно быть гением: такие дела доступны и обыкновенному человеку...

См. подноготную сказать.

См. олух.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "не Боги горшки обжигают" в других словарях:

    Не Боги горшки обжигаютъ. Быть тебѣ въ раю, гдѣ боги горшки обжигаютъ (насмѣшка). Нужда научитъ горшки обжигать. Ср. «Почему въ самомъ дѣлѣ не начать издавать журнала? Не боги горшки обжигаютъ, тѣ же люди!» думалъ Порфирій Петровичъ. Григоровичъ …

    - (а те ж люди). См. УЧЕНЬЕ НАУКА …

    Не боги же и горшки обжигают. См. ЧУДО ДИВО МУДРЕНОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Муж. (от горншек, горнчек, горнец. ·умалит. от горн) округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или… … Толковый словарь Даля

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? горшка, чему? горшку, (вижу) что? горшок, чем? горшком, о чём? о горшке; мн. что? горшки, (нет) чего? горшков, чему? горшкам, (вижу) что? горшки, чем? горшками, о чём? о горшках 1. Горшок это… … Толковый словарь Дмитриева

    - (иноск.) своего довольно Ср. Конечно, конечно (вы сами справитесь) не боги горшки обжигают, а ума вам не занимать стать. Маркевич. Утро карьериста. 1. См. не боги горшки обжигают. См. занять рассудку … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    - (иноск.) своего довольно. Ср. Конечно, конечно (вы сами справитесь) не боги горшки обжигаютъ, а ума вамъ не занимать стать. Маркевичъ. Утро карьериста. 1. См. Не Боги горшки обжигают. См. Занять рассудку … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - [бох ], бога, мн. боги, ов, зв. боже, муж. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам).… … Толковый словарь Ожегова

    Шка; м. Округлый глиняный сосуд для приготовления пищи, хранения жидких и сыпучих продуктов. Г. с медом. Поставить г. в печь. Г. с кашей вынуть из духовки. Под г. остричь (ровной линией вокруг головы, делая волосы одной длины). От горшка два… … Энциклопедический словарь

    горшок - шка/; м. см. тж. горшочек, горшечный а) Округлый глиняный сосуд для приготовления пищи, хранения жидких и сыпучих продуктов. Горшо/к с медом. Поставить горшо/к в печь. Горшо/к с кашей вынуть из ду … Словарь многих выражений

Книги

  • Уютный дом без особых затрат , Инна Криксунова. Инна Криксунова известна читателям как автор легких, веселых, практичных книг, рассказывающих о том, как добиться успеха в различных областях жизни. Новая книга Инны рассказывает о том, как…

О легендарных гончарах из станицы Пашковская ходили легенды. Здешние мастера считались лучшими в изготовлении керамических изделий из залежей местной глины.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено во всех станицах, где были залежи глины, пригодной для керамики. Особо умением изготавливать удивительные предметы из природного материала славилась станица Пашковская. Здешние гончары пользовались почетом и уважением.

Рукотворная красота

У станицы Пашковская располагались лучшие участки с гончарной вязкой глиной. Издавна о здешних мастерах была сложена поговорка: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». Мастера изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи для собственных нужд, возили свои изделия на ярмарки и продавали их или выменивали на другой товар: ткани, зерно, кожу.
В гончарных мастерских посередине комнат стоял специальный станок, который вращался при помощи ног, а руки мастера лепили из бесформенного куска глины нужный предмет. В углу строили большую печь, где закаляли изделия огнем. На стенах висели полки, заполненные готовыми кувшинами, мисками, кружками, макитрами, свистульками. В помощники брали подмастерье – молодого мальчика, который перенимал все навыки учителя и со временем занимал его место.
Первые гончарные изделия были ломкими и боялись попадания воды. Они был пригодны лишь для хранения сухого зерна. Однажды человек удалял из очага золу и заметил, что попавшая в огонь глина стала прочной как камень. С тех пор все изделия стали обжигать в племени и стали называть керамическими.

Традиционная роспись

На Кубани нет собственного орнамента. Все элементы росписи были заимствованы у переселенцев из других краев. Они приносили с собой новые художественные приемы и навыки. Пашковская керамика отличалась яркими цветами и наличием выпуклых деталей, сверху покрыта глазурью – прозрачной поливой. На изделиях тесно переплетались украинские, русские и кавказские мотивы.
Характерными чертами кубанской керамики был цветочный орнамент, переплетенный с геометрическими рисунками. Изображались листья, цветы, замысловатые узоры, придуманные иностранцами, геометрические фигуры, птицы. С наружной стороны изделия были гладкими, а с внутренней – слегка шероховатыми.
Глиняная посуда «дышала». В ней долгое время пища оставалась вкусной и свежей, сохранялся натуральный аромат трав и специй. В ней можно было готовить в печи разные блюда, от процесса нагревания глина становилась лишь крепче.
Кубанские гончары всегда особо почитались в мире. О них слагались сказки, песни, пословицы. Овладеть гончарным ремеслом удавалось далеко не всем желающим. В каждое изделие следовало вложить много сил физических и душевных.

Не так уж часто ищу я примеры позитивного мышления в недрах западноевропейской культуры. Чаще всего мне приходит на ум мудрость Востока - китайский даосизм, японский дзен, древние индийские джатаки... Но пришло время поучиться мудрости у Запада.

Понять смысл этой чудесной поговорки - значит понять саму суть западной культуры, ведь именно с фантастического рывка, сделанного греками древности, пошёл счет нашей современной цивилизации. Выходит так, что мы с Вами, всем, что у нас есть хорошего, обязаны именно этой поговорке.

Для того, чтобы повысить свою личную креативность, всегда надо подпитываться примерами из классической истории. Ведь почти вся история - это в общем-то история креативных личностей, не так ли? Не креативные люди в историю не попадут.

Когда-то греки были бедным, малочисленным народом (а точнее, сборной солянкой из разрозненных, враждующих племён). Они вели сумрачную, небогатую жизнь , во всём полагаясь на своих грозных богов. А фактически, они зависели от своих мощных и жестоких соседей - персов и египтян. Эти два древних мегагосударства были ярким образцом восточных деспотий - и они попортили много крови всем народам Древнего Мира. В Древнем Мире ещё не существовало такого понятия, как «восток-запад». Всё, что было тогда, было - Древний и жестокий к человеческой личности Восток.

И вот некогда (около 30 веков назад) в мире произошло чудо . Это чудо было самым настоящим, и его до сих пор не могут разгадать учёные - так и говорят они, в непохожей на себя манере: «Произошло чудо! И точка».

Что же то было за чудо? А получилось так, что проживающий в бассейне Эгейского моря, маленький, жалкий, не имеющий ни флота, ни армии, ни науки народец вдруг за какие-то 50-80 лет стал родоначальником великой культуры, которую мы теперь называем - Западноевропейская цивилизация. И основана она на признании индивидуальных прав человеческой личности. На признании мощи человеческого ума. На уважении к «Я».

За короткий промежуток времени эллины добились следующих фантастических результатов:

1. украли или купили разрозненные архаические знания египетских жрецов о Вселенной и превратили их в точные науки современного образца, позволяющие вычислять и предсказывать всё что угодно, на основе знания имеющихся законов природы;

2. построили маневренный флот и защитили его самым мощным оружием того времени - «греческим огнём»;

3. стали гегемонами всех известных морских путей того времени;

4. обогнали в международной торговле её традиционных лидеров - финикийских купцов и стали продавать всему миру свои товары;

5. ликвидировали неграмотность - каждый грек умел читать и писать;

6. разбили силами 1:10 (не в свою пользу) самую многочисленную и организованную военную машину того времени - армию персов. И, кстати, после этого вообще стёрли цивилизацию персов с лица земли.

7. Осознали себя единым народом;
8. сделали греческий язык языком культуры, на котором говорил и думал весь тогдашний цивилизованный мир;

9. Отказались от своих старых богов и придумали новую единую религию, ставшую главной мировой религией - христианство.

Правда, последние два пункта греки осуществили конечно не за те уникальные 50 лет, которые в науке считаются «волшебной точкой» грандиозного слома эпох.

Так почему же это всё-таки удалось древним грекам? За что такому маленькому народу такое большое счастье?

Существует ещё одна, важная для понимания поднятой нами темы греческая поговорка:

«Ничего слишком».

Великие греческие ораторы переосмыслили эту коротенькую народную мудрость, создав следующее крылатое выражение: «Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего».

Но как же это всё можно связать: творческие успехи со скромностью, экспансию с жизненным минимализмом? Как можно «не желая большего», завоевать весь мир?

Ответ прост - да только так и можно!
Ошибка перфекционизма

Греки всегда были победителями, но никогда при этом не были перфекционистами. Им не давала быть перфекционистами сама природа.

О чём всегда думает настоящий перфекционист-невротик? Он думет о том, что все его успехи и способности - ничто, по сравнению с успехами и сособностями соседа. И от осознания этого, начинает себя загонять, растрачивая силы и эмоции в бесплодном соревновании.

У настоящего перфекциониста всегда - только видимость работы, видимость роста - на деле он просто паникует, суетится и бьётся в истерике. А это никогда не ведёт к победе. И ещё, главное - перфекционист никогда сам себя не уважает, не любит, не ценит...

Греки же, своё триумфальное шествие по мировой истории начали с первого простого шага - с уважения к самим себе.

Как же они это сделали? В чём реально было выражено это «уважение к себе»? А это весьма интересно!

Мы - не рабы!

Когда историки в один голос твердят о том, что рождение европейской цивилизации на бесплодных греческих островках - это необъяснимое наукой чудо, они всё-таки находят одно объяснение этому «чуду», правда считают его не совсем достаточным, для того, чтобы объяснить чудо ТАКОГО масштаба. А всё же, достаточен этот факт для того, чтобы объяснить рождение европейской цивилизации из ничего, или нет - судить Вам.

Дело в том, что великий и легендарный греческий политик («отец» политики как таковой) афинянин Солон дал своими реформами толчок к тому, чтобы всё это началось - строительство нации, победа над персами и вообще, всеобщий подъём. А точнее, свою роль сыграла всего одна реформа - отмена долгового рабства. До реформ Солона любого грека за невыплаченные долги продавали в рабство. А долги у греков имелись, так как земледельцы (а половина греков были, если не торговцами, то земледельцами) всегда берут кредит под следующий урожай. Урожаи же предсказать невозможно. Вот и не могут фермеры расплатиться с кредитом. И до реформы Солона такие греки-фермеры становились государственными рабами...

Но вдруг Солону пришла в голову мысль: «Грек не может становиться рабом, просто потому что он...грек!» Даже если он задолжал денег (хоть это и это очень важно), он всё равно не может становиться рабом!

И вот, когда эта мысль Солона дошла до каждого грека в виде нового политического курса, началась совсем другая культура, породившая ту самую великую эпоху. Учёные говорят, что в этот момент на греческих островах и в удалённых материковых колониях в один момент родилась нация и это была нация победителей. У них ещё к тому времени не было никакой материальной культуры, чтобы было что противопоставить персам. У них была духовная культура - сила, которую даёт самоуважение. И самоуважение это было прописано в законе, который никто не смел отменить по своей прихоти!

Уроки, которые нам необходимо извлечь

Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв (а любое развитие только так и происходит - скачкообразно) и хотим, чтобы этот наш прорыв позже назвали «уникальным, необъяснимым чудом», нам нужно держаться трёх постулатов, ведущих нас через тернии к звёздам:

1. Ничего слишком!
2. Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.

Эти три правила, если ими руководствоваться в жизни, позволят Вам:

А) трезво оценить имеющиеся у Вас ресурсы,
б) испытать благодарность за то, что они Вам даны,
в) не переживать попусту из-за того, что у Вас нет большего числа ресурсов,

Г) спокойно двигаться вперёд, к своей цели

И, наконец,

Д) стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом и требующих этого же от других.

И начинать так думать, и так жить, нужно с самого раннего детства. Ведь именно в детстве человек максимально подвержен заражению вирусом глупого перфекционизма, который при всех своих «благих порывах», на самом деле не даёт нам продвинуться ни на шаг, сковывая нас робостью, занижая нашу самооценку.

Поэтому, если у вас есть дети, прочитайте им следующее стихотворение, которое в шутливой и лаконичной форме итожит всё то, о чём я так долго рассказывала на материале истории первых веков нашей цивилизации. А если у Вас нет детей, то обратитесь к своему Внутреннему Ребёнку, хотя наш Внутренний Ребёнок и сам знает, где живёт истина, а где - самый визгливый из всех поросят...

Поросята

Весной поросята ходили гулять.
Счастливей не знал я семьи.
Хрю-хрю - говорила довольная мать,
А детки визжали: И-и!

Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: О, братья мои!
Все взрослые свиньи «Хрю-хрю» говорят,
Довольно визжать нам «И-и»!

Послушайте, братья, как я говорю!
Чем хуже я взрослой свиньи?
Бедняжка... Он думал, что скажет «Хрю-хрю»...
Но жалобно взвизгнул «И-и»...

С тех пор перестали малютки играть,
Не рылись в грязи и пыли,
И всё от того, что: не смели визжать!
А хрюкать они не могли...

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю.
Рассчитывай силы свои.
И если сказать не умеешь Хрю-хрю,
Визжи, не стесняясь, И-и!

7 класс

Сочинения на свободную тему

НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ

1 вариант

Человек не рождается на свет мудрым, даже если он наследует гены самого талантливого в мире отца. Без учения талант никогда не разовьется. Если человек достиг каких-либо высот в науке, искусстве, спорте - это, в первую очередь, результат большой работы и настойчивости.

Человечество должно опираться на опыт и знания предыдущих поколений. Только используя опыт прошлого, анализируя его, дополняя, совершенствуя, человек может двигаться вперед. Но чтобы прогресс не остановился, каждое поколение должно подготовить себе смену, способную выполнить требования времени. Как производитель отвечает за качество продукции, так и старшее поколение (родители, воспитатели, учителя) ответственно перед обществом за своих потомков. Обществу необходимы люди, которые создают материальные блага, двигают вперед культуру, искусство, развивают научно-технический прогресс, управляют государством и защищают его, достойно продолжают свой род.

Важная и ответственная работа для каждого мальчика и каждой девочки - учеба в школе. Окончив школу, человек должен, во-первых, хотеть и уметь работать. Во-вторых, развивать свой интеллект, чтобы отвечать требованиям времени. Каждый должен стремиться стать высокопрофессиональным специалистом в определенной отрасли. Никто не планирует остаться неучем, лентяем. Но почему-то такие люди встречаются. Дело в том, что желание достичь определенной высоты не всегда подкрепляется желанием идти к этой высоте, идти уверенно, не отступая перед трудностями, преодолевая препятствия.

Однако некоторые ученики признаются, что им неинтересно учиться. Необходимо спросить себя: почему неинтересно? Почему всем интересно, а тебе - нет? И когда это началось? Не тогда ли, когда ты спасовал перед трудностями, которые необходимо было преодолеть? Лень породила неуверенность. И постепенно, что страшнее всего, появляется привыкание, примирение со своим положением отстающего, слабого.

Когда ты начинаешь чувствовать, что лень побеждает, - мобилизуй все свои силы, волю, чтобы преодолеть это состояние. Нельзя откладывать на будущее, нельзя обманывать себя. Лень - это своего рода оковы. От лени начинается падение, и чем дольше оно продолжается, тем ниже ты падаешь, тем труднее будет подняться. Можно обратиться за помощью к другу или родному человеку. Но главное - борьба и победа над собой. Уже первая небольшая победа дает силы, возвращает веру в себя, а дальше предстоят победы более важные. Чем больше препятствий преодолено, тем интереснее учиться, жить. Тогда ты станешь интересным для своих товарищей, изменится отношение к тебе окружающих. Появится больше новых друзей, готовых прийти в любую минуту к тебе на помощь. Нельзя позволять душе лениться. Душа должна трудиться беспрестанно. Когда пройдет несколько лет, ты окончишь школу, возможно, высшее учебное заведение, обретешь интересную и нужную для общества профессию, - ты поймешь, как важно не бояться работать. Человеку трудолюбивому и ответственному подвластны все вершины. Ведь не боги горшки обжигают.

2 вариант

Говорят, что человек - венец природы. Действительно, мы отличаемся от других живых существ более развитым интеллектом, способностью к переживанию. Людям свойственно стремление к достижению каких-то вершин, к самосовершенствованию. Главное осознавать, что все в твоих руках.

«Не боги горшки обжигают», - говорит народная пословица. И это так. Человек - царь природы, самое разумное существо на земле. Поэтому на нем лежит ответственность и за окружающий его мир, и за самого себя. И самое главное для человека - это развиваться, добиваться каких-то успехов в жизни. Нужно помнить, что ничего не происходит само по себе, нужно всего добиваться.

У моего старшего брата есть друг. Зовут его Максим. Он еще учится в школе, но очень отличается от многих других школьников, которые впустую тратят свое свободное время. Максим занимается йогой. Как-то ради интереса он купил книгу о йоге и всерьез увлекся. Он говорит, что занятия помогают укрепить здоровье, делают организм более сильным. Благодаря увлечению этим древнеиндийским учением Максим не тратит свое время на курение и другие вредные привычки. Утром он встает намного раньше, чем обычные школьники, чтобы сделать упражнения, а вечером занимается в спортивном зале. Скоро он будет выступать на школьной олимпиаде.

В этом году он заканчивает школу и собирается профессионально заняться спортом. О Максиме уже знают в городском спортивном комитете и приглашают его выступать на разных спортивных мероприятиях. Я уверен, что у него все получится и он достигнет желаемых высот. Ведь, как говорят, - не боги горшки обжигают! Пример Максима заставляет меня задуматься о том, что судьба человека - в его руках. Поэтому нужно быть инициативным, стремиться к четко поставленной цели, и тогда обязательно добьешься своего.

Не боги горшки обжигают, а люди творят мир, в котором живут, а заодно и самих себя.