Кто был генеральным секретарем после смерти сталина. Правители россии, князья, цари и президенты россии в хронологическом порядке, биографии правителей и даты правления. Русские правители: хронология этапов развития

Бурные коллизии эпохи наполеоновских войн 1812–1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о реформах государственного устройства и крепостных отношений вновь оказался в центре внимания общества и самого императора.

Своего рода экспериментом по соединению самодержавия с конституционными началами стало дарование Александром I Конституции Царству Польскому – вошедшей на основании решений Венского конгресса в состав Российской империи части территории Польши. Император, лично редактировавший текст проекта, в ноябре 1815 г. утвердил польскую Конституцию. Оставляя решающее слово за самодержавной властью, она предусматривала создание двухпалатного представительного органа (сейма), содержала положения об ответственности правительства перед сеймом, гарантировала свободу печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. Обещание ввести конституцию в России фактически прозвучало в речи Александра I на открытии польского сейма в марте 1818 г. Он заявил, что надеется распространить «законно свободные учреждения» на все страны, вверенные его попечению, и «явить моему отечеству то, что я уже с давних лет приуготовляю». В апреле 1818 г. Александр I установил автономное самоуправление в Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, решения которого были окончательными. Часть членов Верховного совета (как и других учреждений) назначалась, часть избиралась от дворянства. Собственный четырехсословный сейм имела и присоединенная в 1808 г. к России Финляндия. Она существовала как автономное государство в составе Российской империи и управлялась по своим внутренним законам.

Еще по теме 1815 г. Дарование Конституции Польше.:

  1. 17 октября 1905 г. «Высочайший Манифест» о даровани «незыблемых основ гражданской свободы».
  2. I. ПОЛЬСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (ЦАРСТВО) В КОНСТИТУЦИОННУЮ ЭПОХУ (1815-1831 гг.)
  3. 1815–1855 гг. Консервативный курс в государственном строительстве.

Ос-нов-ной за-кон, в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым Цар-ст-во Поль-ское по-лу-ча-ло ав-то-но-мию в со-ста-ве Российской им-пе-рии и пре-вра-ща-лось в кон-сти-туционную мо-нар-хию; пер-вый в ис-то-рии Рос-сии кон-сти-туционный акт.

Под-пи-са-на российским императором Алек-сан-дром I 15(27) но-ября в Вар-ша-ве. Обя-за-тель-ст-во пре-дос-та-вить по-ля-кам ав-то-но-мию и кон-сти-ту-цию (пра-во «иметь народ-ных пред-ста-ви-те-лей и на-цио-наль-ные го-су-дар-ст-вен-ные уч-ре-ж-де-ния») бы-ло при-ня-то по на-стоя-нию Алек-сан-д-ра I Австрийской им-пе-ри-ей, Российской им-пе-рией и Прус-си-ей на Вен-ском кон-грес-се 1814-1815 годов при раз-де-ле тер-ри-то-рии бывшего Вар-шав-ско-го кня-же-ст-ва ме-ж-ду тре-мя дер-жа-ва-ми (ус-ло-вие бы-ло вы-пол-не-но толь-ко Российской им-пе-ри-ей). На-стаи-вая на вве-де-нии в польских зем-лях кон-сти-ту-ции, российский мо-нарх, в ча-ст-но-сти, ру-ко-вод-ство-вал-ся тем, что в 1791 году Речь По-спо-ли-та пер-вым из го-су-дарств Ев-ро-пы при-ня-ла свою кон-сти-ту-цию. О сво-ём на-ме-ре-нии ор-га-ни-зо-вать управ-ле-ние польскими зем-ля-ми «на осо-бен-ных пра-ви-лах, свой-ст-вен-ных на-ре-чию, обы-ча-ям жи-те-лей и к ме-ст-но-му их по-ло-же-нию при-ме-нён-ных» Алек-сандр I объ-я-вил в Ма-ни-фе-сте от 9(21) мая 1815 года.

Про-ект Конституции Царства Польского был под-го-тов-лен по собственной ини-циа-ти-ве пред-ста-ви-те-ля-ми польской ари-сто-кра-тии (кн. А.А. Чар-то-рый-ский и др.). Текст Конституции Царства Польского ре-дак-ти-ро-вал лич-но Алек-сандр I. Кон-сти-ту-ция бы-ла из-да-на на польском и французском язы-ках. Со-стоя-ла из 7 раз-де-лов и 165 ста-тей.

Российский им-пе-ра-тор объ-яв-лял-ся польским ца-рём [ука-зом Алек-сан-д-ра I от 6(18) июня 1815 года ти-тул им-пе-ра-то-ра до-пол-нен сло-ва-ми «Царь Поль-ский»], ус-та-нав-ли-ва-лась общ-ность цар-ст-вую-щей ди-на-стии. Царь Поль-ский (Król Polski) об-ла-дал ис-пол-нительной вла-стью, пра-вом на-зна-че-ния чи-нов-ни-ков и выс-ше-го ду-хо-вен-ст-ва, ко-ман-дую-щих и офи-це-ров вновь соз-да-вав-ших-ся национальных польских воо-руженых сил, пра-вом воз-ве-де-ния в дво-рян-ское дос-то-ин-ст-во, на-гра-ж-де-ния ор-де-на-ми, объ-яв-ле-ния вой-ны и ми-ра, за-клю-че-ния до-го-во-ров, пра-вом со-зы-ва Сей-ма Цар-ст-ва Поль-ско-го, на-зна-че-ния со-ста-ва его верх-ней па-ла-ты - Се-на-та (Isba Senatorska), а так-же ис-клю-чи-тель-ным пра-вом за-ко-но-да-тель-ной ини-циа-ти-вы и др. Ниж-няя па-ла-та Сей-ма - Па-ла-та де-пу-та-тов, или по-слов (Isba Posolska), из-би-ра-лась дво-рян-ски-ми со-б-ра-ния-ми - шля-хет-ски-ми сей-ми-ка-ми (77 мест, по од-но-му де-пу-та-ту от ка-ж-до-го по-ве-та) и ор-га-на-ми городского са-мо-управ-ле-ния - городскими гми-на-ми (51 ме-сто) (из-би-рательных прав бы-ла ли-ше-на зна-чительная часть на-се-ле-ния, пре-ж-де все-го кре-сть-ян-ст-во).

Раз-ра-бот-ка за-ко-но-про-ек-тов про-из-во-ди-лась Го-су-дар-ст-вен-ным со-ве-том Цар-ст-ва Поль-ско-го при на-ме-ст-ни-ке ца-ря в крае. Сейм имел пра-во при-нять или от-кло-нить за-ко-но-про-ект, но не имел пра-ва са-мо-стоя-тель-но вно-сить в не-го из-ме-не-ния. На-ме-ст-ник дол-жен был на-зна-чать-ся из чис-ла чле-нов им-пе-ра-тор-ской фа-ми-лии или «поль-ских уро-жен-цев». Кон-сти-ту-ция про-воз-гла-ша-ла сво-бо-ду пе-ча-ти, пре-ду-смат-ри-ва-ла ме-ры по обес-пе-че-нию не-при-кос-но-вен-но-сти лич-но-сти, пре-дос-тав-ля-ла по-ля-кам ис-клю-чительное пра-во на за-ня-тие долж-но-стей на государственной и во-енной служ-бе, объ-яв-ля-ла польский язык го-су-дар-ст-вен-ным.

На от-кры-тии пер-во-го Сей-ма, со-зван-но-го в со-от-вет-ст-вии с Конституция Царства Польского (1818 год), император Алек-сандр I объ-я-вил о на-ме-ре-нии рас-про-стра-нить «спа-си-тель-ное дей-ст-вие» «за-кон-но-сво-бод-ных уч-ре-ж-де-ний», вве-дён-ных Конституцией Царства Польского, на ос-таль-ные тер-ри-то-рии Российской им-пе-рии. Это за-яв-ле-ние вы-зва-ло боль-шой об-ще-ст-вен-но-по-ли-тический ре-зо-нанс в Рос-сии и Ев-ро-пе, од-на-ко ре-аль-ных по-след-ст-вий не име-ло.

Конституция Царства Польского дей-ст-во-ва-ла до на-ча-ла Поль-ско-го вос-ста-ния 1830-1831 годов, по-сле по-дав-ле-ния ко-то-ро-го был из-дан Ор-га-ни-че-ский ста-тут Цар-ст-ва Поль-ско-го 1832 года.

Ис-торические источники:

На-цио-наль-ная по-ли-ти-ка в им-пе-ра-тор-ской Рос-сии. Ци-ви-ли-зо-ван-ные ок-раи-ны: [До-ку-мен-ты]. М., 1997.

Вступление на престол молодого императора Александра I было воспринято в обществе как начало новой либеральной эпохи в истории России. Среди многих проблем внутренней жизни особое значение имел вопрос о форме государственного правления. Своеобразие ситуации состояло в том, что инициатором ограничения самодержавия стал сам монарх. Еще в 1809 году Александр I поручил М.М.Сперанскому разработать обширный план государственных преобразований. Автору проекта представлялись два пути решения проблемы: ограничение самодержавия внешними формами закона или «ограничить его внутреннею и существенною силою установлений». Он писал, что «рабство политическое есть, когда воля одного или многих составляет закон всех» /1/.

Поддерживая и направляя на первых порах Сперанского, государь со временем меняет свою точку зрения и отказывается от масштабных преобразований. Среди причин можно выделить ряд факторов. Прежде всего, следует отметить, что разработка проектов велась Сперанским в глубокой тайне, общественность жила слухами и не могла получить достоверную информацию и принять участие в обсуждении столь важной проблемы. Кроме того, Сперанский столкнулся с недовольством и противодействием аристократии и высшего чиновничества, которые выражали мнение влиятельных кругов.

Ответом на инициативы императора стала записка «О древней и новой России» Н.М.Карамзина. По мнению ряда исследователей, в ней историк воплотил чаяния так называемых консервативных кругов. Он критиковал Александра I за реформаторские начинания, призывал отказаться от тех преобразований, которые могут ослабить самодержавие. Опираясь на знание исторического прошлого страны, Карамзин доказывал, что только самодержавное правление может спасти Россию. При этом автор отмечал, что государь должен быть осторожнее в новых замыслах и думать больше о людях, чем о формах. Политическая платформа историка предполагала не отказ или неприятие замыслов молодого императора, а призыв к соединению, сочетанию западноевропейских правовых норм и русских исторических традиций.

Таким образом, в первый период царствования вопрос о государственных преобразованиях был обозначен властью и встречен в обществе с настороженностью. Именно реакция последнего и не позволила Александру I пойти до конца в поддержке программы М.М.Сперанского. Вопрос о пределах самодержавной власти остался открытым.

Следующим, уже практическим, решением стало обнародование Конституции в Царстве Польском. Александр I рассматривал это событие как первый шаг на пути дарования законного порядка и России. Противоречивые впечатления произвело заявление императора на русское общество. Декабрист С.Г.Волконский писал: «…Слова его о намерении распространить и в России вводимый им конституционный порядок управления сильное произвели впечатление в моем сердце…» /2/. Другой автор, А.А.Закревский, писал П.Д.Киселеву: «Речь государя, на сейме говоренная, прекрасная, но последствия для России могут быть ужаснейшие…» /3/. Подобные суждения не остановили императора, и в скором времени началась работа над проектом конституционного переустройства России.

В 1820 году Александр I был близок к введению ограниченной конституции. Согласно документу, император провозглашался главой исполнительной власти. Законодательная власть передавалась общероссийскому сейму. Но этот проект так и остался примером несостоявшихся надежд. Причиной тому были как события внутри страны, так и в Европе. Указывая на ситуацию в Испании и в Италии в 1820 году, Александр I отмечал: «Я люблю конституционные учреждения и думаю, что каждый добропорядочный гражданин должен любить их, но могут ли они быть утверждены во всех странах без исключения? Не все народы готовы в одинаковой степени для их принятия» /4/.

В этот же период тайными обществами обсуждался и по-разному решался вопрос о правовых основаниях власти, о судьбе самодержавия и будущего политического устройства России, разрабатывались документы Н.Муравьев в проекте «Конституции» писал, что власть самодержавия губительна и для правителей и для общества. Поэтому Россия должна была стать, по мнению автора, конституционной монархией, источником же всей государственной жизни провозглашался народ. Согласно проекту П.Пестеля «Русская Правда», Россия объявлялась республикой. Как писал автор, «народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства» /5/.
Проблема необходимости государственных преобразований и, прежде всего, ограничения самодержавной власти, действительно являлась насущной и актуальной для страны. Она активно обсуждалась в разных общественных кругах, вызывая к жизни исторические, философские и политические сочинения. В то же время император, считавший решающей силой общественной мнение, ошибочно принял за таковое суждение узкого круга дворян и отказался от реформаторских идей. Как отмечал Н.И.Тургенев, «Александр, судя по всему, умер деспотом, но родился он, чтобы стать чем-то лучшим» /6/.

Примечания:

  1. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л., 1961. С.837.
  2. Цит. По: Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
  3. Цит. по: Экштут СМ.А. В поиске исторической альтернативы: Александр I. Его сподвижники. Декабристы. М., 1994. С. 123.
  4. Цит. а
  5. р: Хартли Дж. М. Александр I. Ростов на Дону, 1998. С. 213.
  6. Избранные социально-ролитические м философские произведения декабристов. М. 1951. Т. 2. С. 145.
  7. Тургенев Н.И. Россия и русские. М., 2001. С. 519.