"Космическая философия" К.Э. Циолковского. «основы философии естествознания»

Космическая философия

1. Мы сомневаемся в повсюду распространенной жизни. Конечно, на планетах нашей системы возможно если не отсутствие жизни, то ее примитивность, слабость, может быть, уродливость и, во всяком случае, отсталость от земной, как находящейся в особенно благоприятных условиях температуры и вещества. Но млечные пути, или спиральные туманности, имеют миллиарды солнц. Группа же их заключает миллионы миллиардов светил. У каждого из них множество планет, и хотя [бы] одна из них имеет планету в благоприятных условиях. Значит, по крайней мере миллион миллиардов планет имеют жизнь и разум не менее совершенные, чем наша планета. Мы ограничились группой спиральных туманностей, то есть доступной нам вселенной. Но ведь она безгранична. Как же в этой безграничности отрицать жизнь?

Какой бы смысл имела вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром? Зачем были бы бесконечные пылающие солнца? К чему их энергия? Зачем она пропадает даром? Неужели звезды сияют для украшения неба, для услаждения человека, как думали в Средние века, времена инквизиции и религиозного безумия?

2. Мы склонны думать также, что наиболее высокое развитие жизни принадлежит Земле. Но животные ее и человек сравнительно недавно зародились и пребывают сейчас в периоде развития. Солнце еще просуществует как источник жизни биллионы лет, и человечеству предстоит в этот невообразимый период идти вперед и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждет нечто блестящее, невообразимое. По истечении тысячи миллионов лет ничего несовершенного, вроде современных растений, животных и человека, на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведет нас разум и его сила.

Но все ли планеты космоса имеют такой же малый возраст, как Земля? Все ли они находятся в периоде развития, в периоде несовершенства? Как знаем из астрономии, возраст солнц самый разнообразный: от только что родившихся разреженных гигантских светил до погасших черных карликов. Старики имеют многие биллионы лет, молодые солнца даже еще не родили своих планет.

Какой же вывод? Выходит, что должны быть и планеты всех возрастов: от пылающих, подобно солнцам, до омертвевших, благодаря угасанию своих солнц. Одни планеты, значит, еще не остыли, другие имеют примитивную жизнь, третьи доросли до развития на них низших животных, четвертые имеют уже разум, подобный человеческому, пятые еще шагнули вперед и т. д. Отсюда видно, что мы должны отречься от мнения, будто наиболее совершенная жизнь принадлежит нашей планете.

Все же мы приходим к выводу не совсем утешительному: во Вселенной несовершенная, неразумная и мучительная жизнь распространена в такой же степени, как и высшая, разумная, могущественная и прекрасная.

3. Но верен ли этот вывод? Нет, он неверен, и мы сейчас это выясним. Мы нашли, что возраст планет самый разнообразный. Из этого следует, что есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили все планеты. Они, пройдя все муки эволюции, зная свое печальное прошедшее, свое былое несовершенство, захотели другие планеты избавить от мук развития.

Если мы, земные жители, уже мечтаем о межпланетных путешествиях, то чего же достигли в этом отношении планеты, которые на миллиарды лет старше нас! Для них это путешествие так же просто и легко, как для нас проезд по железной дороге из одного города в другой.

На этих передовых зрелых планетах размножение идет в миллионы раз быстрее, чем на Земле. Впрочем, оно регулируется по желанию: нужно совершенное население - его нарождают быстро и в каком угодно числе.

Посещая окружающие их незрелые миры с примитивной животной жизнью, они уничтожают ее по возможности без мучений и заменяют своей совершенной породой. Хорошо ли это, не жестоко ли? Если бы не было их вмешательства, то мучительное самоистребление животных продолжалось бы миллионы лет, как оно и сейчас продолжается на Земле. Их же вмешательство в немногие годы, даже дни, уничтожает все страдания и ставит вместо них разумную, могущественную и счастливую жизнь. Ясно, что последнее в миллионы раз лучше первого.

Что же из этого следует? А то, что в космосе нет несовершенной и страдальческой жизни: ее устраняет разум и могущество передовых планет. Если она и есть, то на немногих планетах. В общей гармонии Вселенной она незаметна, как незаметна пылинка на белоснежном поле.

Но как же понять присутствие страданий на Земле? Почему высшие планеты не ликвидируют нашу несчастную жизнь, не прекратят ее и не заменят своей прекрасной? Есть и другие планеты, подобные Земле. Зачем они страдают? В мире совершенном кроме преобладающего прогресса есть и регресс, попятный ход. Помимо того, цветы жизни так прекрасны, так разнообразны, что лучшие из них нужно вырастить, дождаться семян и плодов. Хотя передовые планеты и опередили другие, но ведь это, может быть, объясняется их старым возрастом. Могут быть поздние планеты с лучшими плодами. Необходимо исправлять регресс Вселенной этими ее запоздавшими плодами. Вот почему оставлено без вмешательства небольшое число планет, обещающих дать необыкновенные результаты. Между ними и Земля. Она страдает, но недаром. Плоды ее должны быть высокими, если ее предоставили самостоятельному развитию и неизбежным мучениям. Опять скажу, что сумма этих страданий незаметна в океане счастья всего космоса.

4. Иные думают: мы имеем годы жизни и дециллионы лет небытия! Не есть ли это, в сущности, небытие, так как бытие в массе небытия незаметно и то же, что капля в океане воды?

Но дело в том, что небытие не отмечается временем и ощущением. Поэтому оно как бы не существует, а существует одна жизнь. Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени, но сливающимися субъективно в одну непрерывную и, как мы доказали, прекрасную жизнь.

Что же выходит? А то, что общая биологическая жизнь Вселенной не только высока, но и кажется непрерывной. Всякий кусочек материи непрерывно живет этой жизнью, так как промежутки долгого небытия проходят для него незаметно: мертвые не имеют времени и получают его только тогда, когда оживают, то есть принимают высшую органическую форму сознательного животного.

Может быть, скажут: разве доступна органическая жизнь центрам солнц, планет, газовых туманностей и комет? Не обречена ли их материя на вечную смерть, то есть небытие?.. И Земля, и мы, и все люди, и вся органическая современная жизнь Земли были когда-то веществом Солнца. Однако это не помешало нам выбраться оттуда и получить жизнь. Материя непрерывно перемешивается: одни ее части уходят в солнца, а другие выходят из них. Всякой капле вещества, где бы она ни находилась, неизбежно придет очередь жить. Ждать ее придется долго. Но это ожидание и огромное время существуют только для живого и есть их иллюзия. Наша же капля не испытает мучительного ожидания и не заметит миллионов лет.

Опять говорят: я умру, вещество мое рассеется по всему земному шару, как же я могу ожить?

До вашего зарождения вещество ваше тоже было рассеяно, однако это не помешало вам родиться. После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние. Но, как мы видим, оно не препятствует оживлению. Конечно, каждое оживление имеет свою форму, не сходную с предыдущими. Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем.

5. Грядущие тысячи и миллионы лет усовершенствуют природу человека и его общественную организацию. Человечество обратится как бы в одно могущественное существо под управлением своего президента. Это самый лучший из всех людей в физическом и умственном отношении. Но если члены общества высоки по своим качествам, то как же высок высший, научно избранный из них!

Так организуются неизбежно населения и других планет. Могущественному населению высшей планеты каждой солнечной системы будут доступны не только планеты этой системы, но и все околосолнечное пространство. Оно эксплуатируется на пользу населения, как и вся солнечная энергия. Ясно, что одна планета есть кроха в солнечной системе. Она не составляет центра. Население рассеивается по всему околосолнечному пространству. Объединению подлежит не только каждая планета, но и вся их совокупность и все эфирное население, живущее вне планет в искусственных жилищах. Итак, после объединения каждой планеты неизбежно настанет объединение каждой солнечной системы.

Могущество их так велико, что они сносятся между собою не только особыми телеграммами, но и лично, непосредственно, как знакомые. Тысячи лет требуется для этого путешествия, но и тысячи лет живут иные жители солнечных систем, ибо миллиарды лет грядущего развития любой планеты дадут населению каждой и неопределенно долгую жизнь. Катастрофы солнц, их взрывы, повышения и понижения температур заставляют население все предвидеть и все знать о соседних солнцах, чтобы заранее удаляться от угрожающей опасности.

Образуется союз ближайших солнц, союз союзов и т. д. Где предел этим союзам - трудно сказать, так как Вселенная бесконечна.

Мы видим бесчисленное множество президентов разной степени совершенства. А так как этим категориям нет конца, то нет и пределов совершенству личному - индивидуальному…

6. Мы говорили пока только о вещах и существах из обычной материи. Она содержит 92 или более элементов, а последние составлены из соединения водородных атомов.

Итак, мы говорили про водородные существа, про водородный мир.

Но нет ли еще какого-нибудь другого вещества? Есть у нас такое вещество - малопостижимый светоносный эфир, заполняющий все пространство между солнцами и делающий материю и Вселенную непрерывной.

Есть основания предполагать, что солнца и вообще все тела теряют материю тем сильнее, чем они горячее. Куда девается эта материя? Мы думаем, что она разлагается на более простую и упругую, которая и распространяется в космосе. Может быть, это и есть эфир или другое неводородное вещество.

Но откуда же появились солнца, газообразные туманности и весь водородный мир? Если материя разлагается, то должен быть и обратный процесс - ее синтез, то есть образования вновь из ее обломков известной нам водородной материи 92 сортов.

Обратимость мы наблюдаем во всех механических, физических и биологических явлениях. Нужно ли об этом говорить? Кому не известны явления обратимости кругового процесса, когда разрушенное вновь возникает? Подразумеваю это явление в широком значении, в приблизительном, а не точно математическом, потому что точно ничего не повторяется. При этих явлениях, однако, соблюдается закон сохранения энергии. Но тут вмешивается скрытая потенциальная внутриатомная энергия вещества, и явление иногда запутывается. Так, радиоактивность на первых порах запутала ученых. Приведем простейшие приметы обратимости. Большая скорость тел переходит в малую и обратно. Из жидкости получается пар и обратно. Происходит химическое соединение и обратно. Все 92 элемента разлагаются на водород, а из последнего получается 92 элемента. Органическая материя переходит в неорганическую (разрушение, смерть), а неорганическая - в органическую.

Так, вероятно, и разложение солнц в одном месте сопровождается образованием их в другом.

Раз обратимость так обычна, то почему не допустить ее и в деле разрушения водородной материи?

Она обращается в энергию, но надо думать, что энергия - особый вид простейшей материи, которая рано или поздно опять даст известную нам водородную материю.

Что же такое есть самый атом водорода - начало всего известного вещественного мира?

Он создан прошедшим временем, а оно бесконечно велико. Следовательно, и атом бесконечно сложен. У водорода были более простые родители, еще более простые деды и т. д.

Не подобно ли этому происхождение человека? Не были ли его предки все более и более простыми по мере удаления от нашего времени? Родоначальник человека - водород, а более близкие предки - 92 элемента. Но человек отдален от этих предков всего на несколько сотен миллионов или миллиардов лет. Это так мало в сравнении с бесконечностью! Каковы же были предки водорода несколько дециллионов лет назад?

Одним словом, если разделить бесконечное время на ряд бесконечностей, то каждой из этих бесконечностей будет соответствовать своя материя, свои солнца, свои планеты и свои существа.

«Каждая эпоха по отношению ко всем предыдущим грубоматериальна, и та же эпоха по отношению к последующим - эфемерна. Все они материальны, но условно, в силу чрезвычайного различия в плотностях этих миров, одни можно назвать духовными, другие - материальными. В отношении нашего водородного мира все предыдущие эпохи духовны. И наша, когда пройдет бесконечность времени и наступит эпоха более плотного вещества, сделается духовной. Она та же, но это относительно».

Осталось ли что-нибудь от прежних эпох: более простая материя, легкие эфирные существа и т. д.? Мы видим световой эфир. Не есть ли это один из осколков первобытной материи? Мы видим порою необыкновенные явления. Не есть ли они результат деятельности уцелевших разумных существ иных эпох?

Возможно ли, чтобы остались следы их? Приведем пример. Наши земные существа стали возникать со времени остывания земной коры. Но одни из них доросли до высших животных, а другие остались теми же инфузориями и бактериями, какими и были. Время-то прошло одно и то же, но какое различие в достижениях! Так, может быть, часть вещества каждой эпохи оставила некоторое количество и свойственной ей материи, и свойственных ей живых существ?

Выходит, что существует бесчисленное множество иных космосов, иных существ, которых условно мы можем назвать нематериальными, или духами.

Каковы они: совершенны или представляют уродливые явления вроде наших несчастных земных животных?

Мы уже доказывали, что зрелый разум нашей эпохи, выделяемый космосом, ликвидирует все несовершенное. Так что наша водородная эпоха заключает в себе прекрасное, сильное, могущественное, разумное и счастливое. Говорю про общее состояние эпохи. Также разум иных эпох выделил одно хорошее. Стало быть, мы окружены совершенными духами.

Еще вопрос: имеют ли они влияние на нас и друг на друга? В сущности, духи разных бесконечностей все материальны. Но материя не может не влиять на материю. Следовательно, влияние духов на нас и друг на друга весьма возможно. Грубый пример: ветер волнует воду, океаны изменяют сушу.

Можем ли мы превратиться в этих духов и жить их жизнью? Материя то усложняется, то разлагается. И то и другое происходит одновременно и всегда. Чем больше пройдет времени, тем больше шансов получиться иной материи: более простой или более сложной. В первом случае из нашего вещества могут возникнуть духи, во втором - более плотные вещества, чем водородные. Конечно, наиболее возможное и близкое есть возникновение из 92 элементов. Второе - возникновение в элементах ближайшей бесконечности.

Еще больше надо времени для возникновения в элементах бесконечности второго порядка, более отдаленной и т. д.

7. Резюмируем изложенное:

А. По всей Вселенной распространена органическая жизнь.

Б. Наиболее сильное развитие жизни принадлежит не Земле.

8. Разум и могущество передовых планет Вселенной заставляют ее утопать в совершенстве. Короче, органическая жизнь ее, за незаметными исключениями, зрела, а потому могущественна и прекрасна.

Г. Эта жизнь для каждого существа кажется непрерывной, так как небытие не ощущается.

Д. Всюду в космосе распространены общественные организации, которые управляются президентами разного достоинства. Один выше другого, и, таким образом, нет предела личному или индивидуальному развитию. Если нам непонятно высок каждый зрелый член космоса, то как же непостижим президент первого, второго, десятого, сотого ранга?

Е. Бесконечность истекшего времени заставляет предполагать существование еще ряда своеобразных миров, разделенных бесконечностями низшего порядка. Эти миры, усложняясь, оставили часть своего вещества и часть своих животных в первобытном виде.

Они совершенны в своем роде и могут быть названы условно, вследствие своей малой плотности, духами. Мы окружены сонмами духов разных эпох и можем превратиться также и в них, хотя бесконечно вероятнее возникновение в образе плотной современной материи. И все же от превращения в условный дух мы не гарантированы, а рано или поздно это неизбежно.

8. Отсюда видна бесконечная сложность явлений космоса, которую, конечно, мы не можем постигнуть в должной мере, так как она еще выше, чем мы думаем. По мере расширения ума увеличиваются знания и раскрывается для него Вселенная все более и более.

Сомнения и колебания

Есть явления, которые можно объяснить только вмешательством иных существ. Например, разумное и умеренное обращение к высшим силам исполняется кем-то, в особенности когда просящий получил их расположение и действительно нуждается в поддержке. С нашей точки зрения, это если не совсем ясно и фактически не доказано, то возможно.

Но вот как понять помощь от умерших родственников и ушедших из нашей жизни высоких людей, когда вы к ним обращаетесь, измученные несчастьями и несправедливостью? По нашей теории, они живут блаженною жизнью, но теряют все свое прошлое и вас в том числе. Следовательно, тут обращение к ним бессмысленно.

Как же они нам могут помочь?

Возможно, что они, принимая другой образ, остаются наблюдателями нашей жизни. Но кто им может указать на их родство, если сами они, как и все другие, свое прошедшее потеряли?

Да и само родство за гробом уже не имеет смысла.

Один человек, очень доброй жизни, рассказывал, что всегда получал помощь в своих страданиях от умерших родственников. Но когда он хотел убедиться в этом без нужды, производя эксперименты, то тотчас же потерял поддержку, то есть не получил отклика.

Вполне ли верны наши утешительные выводы (монизм)? Не остается ли после смерти что-нибудь от человека, какая-нибудь часть его земной нервной жизни? Но тогда мы то же должны допустить и для всех животных, хотя в самой разнообразной и низшей степени. Современная наука не может признать возможность таких остатков, то есть остатков памяти от какого-либо существования. Наконец, если бы это было возможно, то и в настоящей жизни у нас осталось бы воспоминание о бесчисленном количестве прошедших существований. Это немыслимо уже потому, что ни одна память не вместит бесконечности прошедших ощущений.

Возможно, что помощь дают не родственники (в чем нет научного смысла), а другие существа, видя наши страдания. Это вполне допустимо. Мы только думаем на родственников, а дело-то не в них.

Я много работал над целесообразностью природы и пришел к положительному выводу. Это длинная тема и заслуживает особых исследований. Когда-нибудь поделюсь своими работами.

Но если вселенная целесообразна, то почему не допустить хотя и совершенно непонятные для нас вещи, но полезные для человечества?

Так, на Земле дурные поступки находят возмездие, выходящее естественно из них самих. Но ведь есть и преступления, которые проходят безнаказанными до самой смерти. Все это знают и потому не воздерживаются от дурного. Целесообразность и общее благо требуют, чтобы человек страшился малейшего уклонения от истины. Хорошо, если бы он был уверен в возмездии после смерти, в возмездии неуклонном, во что бы то ни стало. Это удержало бы многих от преступлений. Это хорошо, полезно, целесообразно. Но раз оно так, то почему бы этому не быть! Мы только не понимаем, как это происходит.

С научной точки зрения, возмездие нам кажется невозможным, с этической же - другое дело.

Также полезны были бы награды за подвиги - во что бы то ни стало: если не в этой жизни, то в следующей. С нашей научной точки зрения, наказаний нет, но награды есть (монизм). Неприятно только, что эти награды без различия получают и преступник, и самоотверженный полезный деятель.

Как допустить, например, что виновники империалистических войн получают ту же награду, что и Галилей, Коперник, Джордано Бруно, Гус и пр. Сколько жертв и палачей… и в результате всем одно: счастье и совершенная жизнь после смерти. Идея об индивидуальных наградах полезна, но ненаучна. С точки же зрения целесообразности допустима.

Разные вероисповедания распространяли идею о наградах и наказаниях. Многие верили в них, и потому эта идея, если и ошибочная, была в свое время полезна.

И теперь массы им верят. Однако наука не может их подтвердить. Возможно, что они, сыграв свою целесообразную роль, рассеются знанием и заменятся какими-нибудь другими убеждениями, действующими также в пользу доброй жизни. Например, благодарностью к природе, обещающей высшее блаженство. Благодарность и восторг будущего посмертного жития могут так же послужить воздержанию от зла, как и страх наказаний.

Многие умоляют высшие силы о прощении и лучшей посмертной судьбе своих близких: родителей, супругов, детей, друзей. Они не очень верят, но любовь к родственникам заставляет их тревожить высшие силы. Многие рационалисты не могут отрешиться от таких молений. Наука считает это бессмысленным, так как все умершие без различия должны погрузиться в совершенство вселенной (и не к чему просить).

Мы сомневаемся и в науке. Какой-то врожденный инстинкт заставляет нас, хотя и смутно, не крепко, с колебаниями - верить в разумность наших молитв. Конечно, наука непрерывно развивается, не стоит на одном месте, не сказала последнего слова. На всякий случай люди делают как бы несообразное, не веря и в науку: в ее непогрешимость и окончательность. Во всяком случае, если мы и ошибаемся, то большого вреда от подобных ошибок нет.

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Тайны пространства и времени автора Комаров Виктор

4. Философия, «космическая справедливость» и «натуральная логика» Философия – вообще первая форма теоретического знания, объективного научного мышления, которое состоит в рассмотрении вещей «самих по себе», согласно заключенному в них «логосу». Уже в ионийской

Из книги Третья волна автора Тоффлер Элвин

Космическая связь Таким образом, открываются поистине небывалые перспективы в области дальнейшего развития средств связи. И прежде всего – космической. Во-первых, для торсионной космической связи не нужны мощные передатчики, потребляющие значительные количества

Из книги Основы пневматологии автора Шмаков Владимир

Глава 4 КОСМИЧЕСКАЯ МИССИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА От «хаоса» к «порядку» Теперь вернемся к вопросу о том, почему мы появились в этом мире, какую роль призваны играть разумные существа в процессе «движения» материи и информации во Вселенной и каково предназначение человечества в

Из книги Космическая философия автора

Космическая игровая комната Вторая волна цивилизации дала нам полную уверенность в том, что мы знаем (или по крайней мере можем узнать), что делает вещи такими, как они есть. Нам говорят, что каждый феномен занимает уникальное, совершенно определенное место в пространстве

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

Из книги Четвертый лист пергамента: Повести. Очерки. Рассказы. Размышления автора Богат Евгений

Космическая философия 1. Мы сомневаемся в повсюду распространенной жизни. Конечно, на планетах нашей системы возможно если не отсутствие жизни, то ее примитивность, слабость, может быть, уродливость и, во всяком случае, отсталость от земной, как находящейся в особенно

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

14. Космическая эсхатология и эсхатология человеческая Оуэн

автора Лем Станислав

16.3. Человеческая и космическая эсхатология В библейских преданиях главенствует строгий антропологический принцип. Оба повествования о творении (Быт 1–3) увязаны с творением человека и, более того, ставят его в центр рассказа. Но сегодня мы знаем, что homo sapiens - довольно

Из книги Фантастика и футурология. Книга 2 автора Лем Станислав

Космическая минута «Волга», мягко оседая, точно удлиняясь от шибкого хода, вылетела с Ордынки на Москворецкий мост, и мы от удивления разинули по-деревенски рты. На взгорье к Василию Блаженному в редких июльских сумерках краснел большой огонь, чернел дым. И во мгновение

Из книги Щит научной веры (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

7. Театрально–космическая роль В античном понимании человека имеется, однако, еще один момент, который почти никогда не учитывается, но который представляет собою очевиднейший вывод из античного соотношения человека и судьбы.а) Человек в основном, конечно, мыслился в

Из книги автора

6. Космическая судьба и космос как театральная постановка Очень важен и тот окончательный результат античной эстетики космоса, который заложен уже в первичном значении самого термина"космос"и который сам собой то и дело возникает в течение всего анализа главнейших

Из книги автора

Из книги автора

Космическая фантастика Альфред Бестер написал небольшой сатирический рассказ «Путевой дневник», составленный из писем, высланных туристкой будущего знакомым на Земле. Находясь на Марсе или на еще более далеких экзотических планетах, она постоянно оказывается в

Из книги автора

Космическая Философия Исследование мировых пространств Стремление проникнуть за атмосферу подобно желанию изучить морское дно, внутренность земной коры, открыть новую страну, изобрести подводную лодку, летать по воздуху, улучшить жизнь, излечить болезнь, изучить

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)», что очень сходно с философией Платона. «Атом-дух» («идеальный атом», «первобытный дух») по Циолковскому, «есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее». Следовательно, «атом-дух» - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:

    единство материального и духовного начал Вселенной;

    единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";

    единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

    выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до «эфирных островов» разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. «Всё живо», т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

    эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы «атомов-духов», образующих космические структуры разных уровней;

    самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

    эволюция и самоорганизация как «глобальный эволюционизм» (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Космическое бытие человечества по Циолковскому может быть подразделено на четыре основных эры:

    Эра рождения , в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

    Эра становления . Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

    Эра расцвета человечества . Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

    Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Современный космизм представляет собой программу становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы. Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма иэзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах.

Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы, хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» (фр. philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским. В 1980-1990-х годах в отечественной литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие). Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями отечественного космизма, такими как религиозно-философское, поэтически-художественное, эстетическое, музыкально-мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими. При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все «космисты» были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа.

Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки. Сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства».

С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучными, оккультными и эзотерическими течениями философской мысли и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах.

ВЫВОД

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIXв. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования вXXв. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

…Гражданин Космоса …Детство и глухота …Жажда знаний
…Женитьба и половая энергия …Необычный школьный учитель
…Еда – чёрный хлеб и вода …Космическая философия
…Невежество науки и полёт в Космос …Лучистый человек Земли

Циолковский известен всем как отец космонавтики, изобретатель ракеты. Он первый в мире доказал, что можно полететь в Космос.

Но он был не только гениальным изобретателем, но и смелым мыслителем, развившим свою «космическую философию», идеи которой расширяют границы жизненного пространства и открывают путь человечеству в необъятные просторы Космоса.

«Новый гражданин Вселенной Константин Циолковский», как называл себя он сам. Появился на свет 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии в семье лесничего, обрусевшего поляка, одним из предков которого был «бунтарь Наливайко». Отец, человек «сильного и тяжёлого для окружающих характера», передал сыну свою страсть к изобретательству и незаурядную силу воли. Мать же, с примесью татарских кровей, натура сангвиническая, пылкая, доброжелательная, наделённая прекрасным голосом, передала ему свою общую, по выражению Циолковского, «талантливость».

Из смутных глубин памяти о детстве вылавливает Константин Эдуардович особый штришок своей натуры, «любил мечтать и даже платил младшему брату, чтобы он слушал мои бредни».

В десять лет Костю постигает несчастье: сильная простуда, скарлатина и как результат – глухота, почти полная. Шок от этого внезапного увечья был так силён, что мальчик до 14 лет погрузился в «период несознательности», произошла остановка в развитии, чуть ли не регрессия в раннее «вегетативное» детство. Но что-то в нём полубессознательно накапливалось и готовилось к пробуждению. Интересная деталь этих лет: проявление лунатизма. С 14 лет – внезапный интерес к учебникам по математике, физике (всё в них оказалось совершенно доступным) и всплеск увлечённого и успешного изобретательства; это и побудило отца Константина, уверовавшего в необычные технические способности сына, отправить его, к тому времени 16-летнего гимназиста в Москву.

Самим же юношей движет жажда знаний, потребность создавать всё более изощрённые машины, расширяющие мощь человека, его власть над материей и пространством. Сам физический ущерб Циолковского стал внутренним импульсом к развитию, к превозможению себя, к восхождению не только на обычный, но и сверх-обычный уровень. Полу-глухой чудак, с отросшими волосами, прожженными там-сям от химических опытов брюками, полуголодный (все присылаемые отцом деньги уходят на реактивы), Константин регулярно является с 1873 года сначала в Чертковскую, единственную общедоступную московскую библиотеку, потом в открывшуюся Румянцевскую.

В 1897 году Константин Эдуардович сдаёт экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии с правом преподавания в уездных училищах. Внешняя канва его существования неприхотливо и однообразно ткалась из года в год: преподавание в училищах, а свою службу Циолковский любил, умея зажигать любопытство учеников остроумными опытами и техническими штучками собственноручного изготовления; материальные заботы о большой семье, где духовно ближе всего были к нему дочери, и главное – непрерывная работа мысли и воображения, постоянные эксперименты, изобретательство, конструирование, чтение и сочинение собственных произведений (научно-теоретических, художественно-фантастических, натурологических).

Как же сложилась его личная жизнь?

Женился в 23 года, будучи начинающим учителем. Его женой стала дочь священника Варвара Евграфовна Соколова. Подругу он выбрал раз и навсегда. Позже, почти через 40 лет, в 1919 году а автобиографии «Фатум, Судьба, Рок» он признаётся: «На первом плане я ставил свои труды, был битком набит неземным, страстно увлекался Евангелием. В то же время у меня была страстная натура, я постоянно влюблялся вплоть до 60-летнего возраста, но это не мешало сохранить целомудрие, все романы были самого платонического характера. Но идеи всё же вытесняли страсти. Я решил жениться без любви на доброй, трудолюбивой девушке, которая не могла мешать моим стремлениям.

Знакомство с будущей женой начал с беседы и был поражён её пониманием Евангелия. Она соглашалось со мной, что Галилейский плотник (Иисус Христос) был человек, только необыкновенного ума, но не Бог.

Пора было жениться, и я женился на ней, надеясь, что такая жена не будет мной вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Такая подруга не могла истощить мои силы. У меня был врождённый аскетизм и я ему всячески помогал. В жене я не обманулся. Но половое чувство сердечной неудовлетворённости – самой сильнейшей из всех страстей, заставляло мой ум и силы напрягаться и искать. К вечному унижению глухоты присоединилось непрерывно действующее неудовлетворённое сердечное чувство. Эти две силы гнали меня в жизни, как не могли гнать какие бы то ни было выдуманные, искусственные или педагогические средства».

В философских трактатах, данных Учителями Мудрости, сказано, что половая энергия низших центров, не израсходованная на удовлетворение половой страсти, поднимаясь к высшим центрам, трансмутируется в высшее творчество. Тому немало примеров из жизни гениев.

Продолжая рассуждать о своей личной жизни, К.Э. пишет: «Так я и она (жена) до глубокой старости сохранили свои силы и способности к умственной деятельности».

«Хорошо ли это – брачная жизнь без любви? Довольно ли в браке одного уважения? Кто отдал себя высшим желаниям, для того это хорошо. Но он жертвует своим счастьем и даже счастьем семьи. Последнего я тогда не понимал. Но потом это обнаружилось. От таких браков дети не бывают здоровы, удачны и радостны».

Академический брак, по выражению Циолковского, сыграл роль катализатора его творчества. Глухота с детства, бедность, отсутствие официального образования – усиливали его стремление реализовать себя, сделать то великое, ради чего он пришёл на Землю. Константин Эдуардович полагал, что именно благодаря таким обстоятельствам он достиг научных вершин, стал человеком с мировым именем.

Циолковский развил теорию совершенствования человечества путём освобождения от страстей разного рода и нарисовал картину развития более совершенных качеств человека. «Разум настолько вырос, что теперь человек мог бы, по-видимому, существовать без низших средств бытия, т.е. животных страстей или инстинктов… Он мог бы жить и быть счастливым без страстей. Многие люди не обходятся без страстей, потому что разум и воля их слабы».

Он говорил о том, что счастливая жизнь – это «не смертный покой, но жизнь богатая делами, великими поступками».

В 1892 году в Калуге поселился учитель физики и математики Константин Эдуардович Циолковский. Его перевели из уездного города Боровска в губернский город как хорошего и добросовестного учителя.

Среди калужан он прослыл странным и даже таинственным человеком. Никогда не играл ни в карты, ни в лото, не ходил ни к кому в гости. Разве можно терять на эти бессмысленные занятия дорогое время! Жизнь так коротка, а у него так много замыслов. Даже в церкви он появлялся лишь тогда, когда об этом напоминало начальство. Если бы узнали, что Циолковский неверующий, его сразу бы прогнали из учителей.

Всё свободное от уроков время Циолковский отдавал своей научной работе – мастерил модели, производил опыты, писал книги, изучал труды учёных.

Про него говорили, что он безбожник, гордец, чудак и что ведёт он себя не так, как полагается учителю. Разве приличные господа занимаются грязной работой мастеровых? А Циолковский и в праздники встаёт чуть свет, не помолившись Богу, сразу берёт в руки инструменты и забывает про всё на свете.

У него был такой период в жизни, когда он совершенно не обращал внимания на свой внешний вид, – ходил зимой без чулок, проданных для покупки химических реактивов, в штанах с желтыми пятнами и дырами от тех же реактивов, носил длинные волосы, потому что некогда было стричься. Питался одним чёрным хлебом и водой и при этом не думал о том, что голодает.

«И в доме у этого человека не так, как у людей, – всюду железки, проволоки, инструменты. Даже в святом углу, под иконами поставлено какое-то железное страшилище с раздутым пузом. Говорит, что это «ди-ри-жа-ба». Прости, Господи, сразу и не выговоришь! Словом. Какая-то штука из железа. Да разве ей место с ликами святых? Зашел как-то батюшка с молебствием и ужаснулся: загажено святое место, оскорбился и не стал молиться. Говорят, этот человек задумал летать по поднебесью. Рехнулся что ли?»

Да, всё, чем занимался тогда Циолковский, было так необычно, что обывателям было трудно даже вообразить, что это могут делать нормальные люди. В Калуге в ту пору редко кто слышал про воздушные шары и дирижабли, а о самолётах и говорить нечего. Первый самолёт калужане увидели только в 1912 году. И кто их них мог бы поверить, что у их горожанина учителя Циолковского сделаны расчёты дирижабля и самолёта особой, наиболее совершенной конструкции, задуманы даже полёты на ракетах к другим мирам! Никто бы не поверил.

В течение всей жизни за счёт своих научных изысканий не заработал никаких денег, даже гонорары из журналов получал оттисками собственных статей. Работал один, не имея штата сотрудников. На учительское жалование, а позже на пенсию учёный содержал семью, издавал научные брошюры, проводил опыты, иногда дорогостоящие. Он делал фантастически много, но хотел делать ещё больше. Его полигоном был письменный стол в скромном кабинете и обычная домашняя мастерская с токарным станком, простым набором инструментов.

Круг общения его был очень узок, только с людьми необыденных интересов, короткий отдых, прогулки пешком, коньки, велосипед. Тесно общавшийся с ним в Калуге молодой Александр Чижевский, впоследствии крупный учёный и мыслитель, вспоминает о его особой любви к среднерусской природе. На лоне её одиноких прогулок и являлись, по признанию Циолковского, все его лучшие идеи, которые он потом лишь записывал или осуществлял.

Калужский Загородный сад (теперь парк Циолковского) был любимым местом Константина Эдуардовича. Там, под высокими липами, всегда тихо и прохладно.

В 45 лет он купил по случаю старый велосипед, за два дня выучился на нем кататься и катался на велосипеде почти до самой смерти. Велосипед доставлял учёному радость общения с природой. Задумчивые пейзажи окрестной Калуги будили воображение, помогали думать и мечтать. Наслаждаясь ими, можно было забыть на время непонимание и равнодушие людей.

Кроме того, привычная прогулка по окраине соснового бора, гордости здешних мест, становилась хорошей подготовкой к напряжённой вечерней работе. Дальше сосны уступали место дубам, и здесь, на опушке дубовой рощицы, он садился на любимый пенёк и отдыхал.

Сзади него шептались деревья, а впереди расстилалась спокойная зелёная гладь. Бескрайность зелёной равнины навевала мечты о бескрайности Вселенной и её неизведанных тайнах.

Хороша наша Земля! Тепла и ласкова к тому, кто её любит. Земля – колыбель человечества. И как всякая колыбель она мягка и уютна. Но ребёнок вырастает и покидает свою колыбель. Человечество тоже не сможет вечно оставаться на Земле. Мужая, оно прорвётся в просторы Вселенной и сделает своим домом всё околосолнечное пространство. А дальше… Но нужно сделать первый шаг по этой дороге. Ведь первый шаг самый трудный.

Он, скромный провинциальный учитель, закончил недавно подготовку к этому шагу. В своей работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он дал научное обоснование и расчёт математических формул, по которым должно совершаться движение межпланетного корабля. Пусть полёт в мировое пространство произойдёт ещё не скоро.

Но когда бы это ни случилось, человечество не пройдёт мимо расчётов, сделанных в этой работе. (В дальнейшем именно эти его расчёты послужили созданию современной ракетной техники, которая сделала возможными полёты наших космонавтов).

Если межпланетный корабль будет двигаться со скоростью не менее 8 вёрст в секунду, то он поднимается за пределы атмосферы и станет спутником Земли наподобие Луны, т.к. при этой скорости центробежная сила уравновесит силу притяжения Земли.

А если движение будет совершаться со скоростью не менее 12 вёрст в секунду, то тогда снаряд окончательно преодолеет притяжение Земли, унесётся в околосолнечное пространство и побродив там среди планет и метеоров, станет спутником Солнца, как наша Земля или Марс. Если рассчитать хорошенько время полёта и его траекторию, то такой корабль сможет достичь Марс или Венеру. Если же повышать скорость еще больше, то реактивный корабль вырвется из солнечной системы и уйдёт к другим звёздам. Всё это так, и любой человек, знающий математику, согласится с этими расчётами. Они неоспоримы.

Но как достичь этих скоростей, как воплотить в жизнь эти формулы?

Он, Циолковский, понял и доказал, что они достижимы, если их применить к ракете с жидким горючим. Он создал свою собственную формулу, по которой будет двигаться корабль-ракета. Дело теперь за техническим воплощением. И оно придёт. Техника неизменно движется вперёд.

Придёт время и вокруг Земли будут летать искусственные спутники. Люди начнут осваивать космическое пространство и станут обладателями его безграничных энергетических богатств.

Циолковский с грустью подумал о том, что хотя эту его работу прочитали многие учёные, но она удивила и испугала их своими необычными мыслями и расчётами. Они просто промолчали, не решаясь высказать своё мнение. Очевидно посчитали его выводы преждевременными или ненужными.

И в самом деле, люди только учатся летать над поверхностью Земли, а он уже поднял глаза к другим планетам и звёздам! До звёзд ли тут?!

Кругом океан невежества и нищеты, народ забит, неграмотен, а он, Циолковский, думает о межпланетных путешествиях!..

Но и не думать о них он не может! В этом – его страсть и призвание. Конечно, Циолковскому, не дожить до того дня, когда гордый межпланетный корабль Земли устремится в космические дали. Жизнь коротка и может легко оборваться от глупой случайности или болезни, но человечество вечно, оно-то и возьмёт на свои плечи его незаконченные труды и понесёт дальше, к звёздам все его неосуществлённые мечты.

В своей космической философии Циолковский создал грандиозную концепцию космоса, вселенной, органической частью которой является человек.

Вот основные идеи этой концепции.

…Вселенная – это единый, бесконечно сложный организм, имеющий свою «причину» и «волю».

…Вселенная бесконечна в Пространстве и Времени. Она включает в себя бесконечную иерархию космических структур – от атомов-духов до мегагалактик разного уровня сложности.

…Вселенная живая (самоорганизующаяся) и вечно юная. В ней протекают процессы, компенсирующие тенденции к умиранию и разрушению.

…Во Вселенной огромную, в известном смысле даже определяющую роль, играют космические цивилизации, наше человечество лишь одна из них.

Перечисленные идеи космической философии Циолковского как бы заново открываются современной наукой, т.е. «переоткрываются».

Константин Эдуардович неоднократно подчёркивал: «Я – чистейший материалист, но признающий чувствительность всей вселенной. Атом не только бесконечно малая материальная частица, но и дух, обладающий способностью к ощущению»

«Всё живое и только временно находится в летаргии в форме неорганизованной материи. Согласно древним классическим религиозным философиям и современным научным представлениям, атом практически бессмертен, он живёт всё время существования вселенной. Циолковский считал, что атом обладает потенциальной чувствительностью, это свойство проявляется по-разному: в камне оно как бы спит, в растениях начинает понемногу раскрываться, в животных проявляется в большей степени, в человеке проявляется максимально, но этот предел условен.

Учёный полагал, что человечество ещё не достигло совершенства и находится на одной из низших степеней развития, если сравнить его состояние с высокоразвитыми космическими цивилизациями. Совершенствование прежде всего касается человеческой морали, социальных отношений. Итак, небытия нет, есть только бесконечные комбинации атомов.

«Время есть субъективное ощущение и принадлежит только живому. Для «мёртвого», неорганизованного оно не существует. «Короткие промежуточные жизни сливаются в одно бесконечное целое. Исчезает лишь форма, но чувствовать вы можете и в Васильеве и в Петрове». Циолковский не рассматривал человека как вершину космической эволюции. Подобную точку зрения разделяли и Вернадский, и другие учёные космисты. По его мнению, существуют более высокоразвитые люди, имеющие крепкое здоровье, долголетие, совершенный ум и пр., всего ни предвидеть, ни вообразить нам нельзя.

«Вот вам бог с этой точки зрения», – говорил Константин Эдуардович. Богами более высокого порядка, по Циолковскому, являются «президенты» других Миров. Мы должны признать существование Богов самых разных рангов, чем они выше, тем не постижимее для земного человека. Что же представляет собой «последний, самый высочайший Правитель?».

По словам Циолковского «Вселенная непрерывно кричит нам о существовании «причины», которая безмерно выше Космоса и несоизмерима со своим творением. Космос – лишь одно из множества изделий «причины». «Причина» является всемогущей в отношении Космоса, Она есть высшая Любовь, беспредельное Милосердие и Разум. Во многих своих сочинениях он прямо отождествляет Причину с Богом, стоящим над миром и находящимся вне космоса.

Ещё одна ключевая идея, высказанная Циолковским, – это периодичность явлений Космоса: «Всё непрерывно периодически перемещается и преобразуется. Этот процесс обмена и преобразования элементов совершается всегда».

По словам Циолковского, «кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделённых громадными промежутками времени, но сливающихся субъективно в одну непрерывную жизнь. Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем. Смерть есть только переход одного состояния материи в другое. Это есть новая группировка атомов водорода. Простое переходит в сложное, сложное – в простое. И это повторяется бесчисленное множество раз, так как время не имеет конца, как оно не имеет начала. Наш бог (космос), как и мы, его части, всегда были и будем».

«Человечество, как единый объект эволюции, тоже изменяется, и, наконец, через миллиарды лет превратится в единый вид лучистой энергии, то есть единая идея заполняет всё космическое пространство. Чем будет наша жизнь в далёком грядущем? Возможно, что это вечное блаженство и жизнь бесконечна, о чём писали древние мудрецы. Материя через посредство человека не только восходит на высший уровень развития, но и начинает познавать самоё себя».

«Материя в образе человека дошла до вопроса зачем и почему? И ответ на этот вопрос будет дан – но не нами, а нашими потомками. Учёные и философы построят картину мира близкую к действительности».

Циолковский писал о том, «что космическое бытие человечества подразделяется на несколько основных периодов эволюции, длящихся миллиарды лет, на определённом этапе корпускулярное вещество (атом) превратится в лучевое, перейдя в лучистую форму высокого уровня, человечество становится бессмертным во времени и бесконечным в пространстве».

«Допустим, что через многие миллиарды лет лучевая эра Космоса снова превратится в корпускулярную, но более высокого уровня, чтобы всё начать сначала возникнут солнца, туманности, созвездия, планеты, но по более совершенному закону. И снова в Космос придёт более совершенный человек, чтобы перейти через новые эры и через миллиарды лет снова погаснуть, превратившись в лучевое состояние более высокого уровня».

И так бесконечно будет протекать смена космических Эр и бесконечное совершенство Космического Разума.

Он задавал себе вопрос: «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?» И смысл этот, по его мнению, в неизбежности возникновения высокоразвитых космических Цивилизаций, стремящихся к совершенству.

«В Млечном Пути сотни миллиардов солнц. В известной Вселенной миллионы млечных путей. Значит в ней миллионы миллиардов солнц. У каждого солнца с десяток больших планет и тысячи малых. Хотя бы одна из больших близка к Земле по температуре, объёму, тяжести, воде и воздуху и пр., то невероятно отрицать на них жизнь. Все солнца с их планетами составлены из одних и тех же веществ, которые имеют один источник, одну первобытную материю. Если жизнь зародилась на Земле, то почему не появиться ей при таких же условиях на сходных с Землёй планетах? Вселенная полна живых существ!

На чём основано отрицание разумных планетных существ Вселенной? Перечислим эти основания.

Нам говорят: если бы они были, то посетили бы Землю. Мой ответ: может быть, и посетят, но не настало ещё то время. Дикие австралийцы и американцы древних веков дождались посещения европейцев, но прошло много тысячелетий, прежде чем они появились. Так и мы когда-нибудь дождёмся. Другие планеты, возможно, давно взаимно посещаются своими могущественными жителями.

Нам ещё возражают: если бы они были, то какими-нибудь знаками могли бы нам дать понятие о своём бытии.

Мой ответ: наши средства очень слабы, чтобы воспринять эти знаки. Наши небесные соседи понимают, что при известной степени развития знаний люди и сами докажут себе населённость иных планет. Но придёт время, когда ступень развития человечества окажется достаточной для посещения нас небесными жителями.

Мы, братья, убиваем друг друга, затеваем войны, жестоко обращаемся с животными. Как же отнесёмся к совершенно чуждым нам существам? Не сочтём ли их за соперников по обладанию Землёй и не погубим ли самих себя в неравной борьбе? Человечество так же далеко по своему развитию от более совершенных планетных существ, как низшие животные от людей. Можем ли мы завести разумные отношения с собаками и обезьянами? Так и высшие существа пока бессильны для (разумных) отношений с нами.

С другой стороны есть ряд странных фактов, которые доказывают участие иных существ в нашей жизни. Это уже непосредственное подтверждение бытия иных, более зрелых организмов.

Я сам два раза в жизни был свидетелем явления проникновения каких-то разумных сил в наш мозг и вмешательство в человеческие дела, потому не могу их отрицать. Если же они со мной были, то почему не могли быть с другими? Это действительное доказательство пребывания в Космосе неизвестных разумных сил. Каких-то существ, устроенных не так, как мы, по крайней мере, из несравненно более разряжённой материи».

Циолковский описывал случай, произошедший с ним в 28 лет, в ту пору у него был период тяжёлого душевного состояния. «Унывал я. Книги Нового Завета тщательно изучал и высоко ценил Галилейского Учителя, но широкой точки зрения не имел. Всё затемнялось узкой наукой. Едва мерцала возможность того, о чём проповедовал Учитель.

В отчаянии я прибегнул к Нему, к Его силе, желая поддержки и думая так: если бы я видел знамение в виде совершенного правильного креста или грубой, но правильной фигуры человека, то этого было бы довольно, чтобы я придал высшее значение Христу в земных делах.

Потом я забыл эти мысли и желания. Прошло несколько месяцев и я увидел облачный крест, будто вырезанный из бумаги (четырёхконечный католический), потом увидел фигуру человека, грубую (без глаз, без пальцев), но правильную.

Явление это я понял так: крест есть удел человека, в особенности мой».

Как и большинство гениальных людей, Циолковский в тяжких трудах нёс свой жизненный подвиг. В час духовной нужды ему был послан знак, помогший развеять сомнения.

Разрыв внешней «убогости» его существования, усугублённой глухой и бедностью, и внутренней значимости его своеобразного гения, улетавшего мыслью в космические дали, нашедшего первый эффективный способ отрыва человека от Земли, был поистине гигантский.

Немногие признают его идеи и сейчас, когда большинство идей и прозрений Циолковского в других областях знаний подтверждено практикой. Такова общая беда всех гениев. Таково несчастие современной цивилизации, неспособной вместить всей широты взглядов гениального прозорливца, уверенно всматривающегося в просторы Вселенной, в глубины Космоса и в беспредельность Будущего.

Вспомним несколько исторических фактов, доказывающих неприятие человечеством реформаторов, мыслителей, изобретателей и других благодетелей человечества, которыми двигался прогресс и благодаря которым человек удалился от состояния животного и приблизился к небу.

…Поначалу изобретатели паровых машин были отвергнуты и не поддержаны. Был забыт русский рабочий Ползунов, построивший действующую паровую машину раньше Уатта Майера, основателя механической теории теплоты. Его осмеяли учёные. Расстроенный, огорчённый Ползунов покушался на самоубийство и был посажен в сумасшедший дом.

…Колумб возбуждал весёлый хохот среди передовых людей своего времени, был в цепях, и даже открытая им Америка была названа не его именем.

…Галилей был приговорён к сожжению, но по старости и смирению освобождён от казни и только лишён свободы и умер в неволе.

…Ян Гус был сожжён духовным судом, так же как и Джордано Бруно, указавший на существование в небесах множества миров, помимо Земли.

…Академии наук отрицали возможность аэропланов и дирижаблей.

…Древнегреческий философ Анаксагор за естественное объяснение лунного затмения влиянием Земли был приговорён (вместе с семьёй) народным судом к смертной казни. Только красноречие Перикла заставило заменить смертную казнь изгнанием.

…Леден открыл газовое освещение, но так и умер, не дождавшись его применения. Ему доказывали, что огонь не может существовать без фитиля.

…Ома немецкие учёные называли дураком. И так далее. Примеры эти бесчисленны.

Длинными рядами проходит перед нашими глазами история этих осмеянных, забитых, обезглавленных и сожжённых Светочей мира и Благодетелей человечества.

Даже отношение учёных, мыслителей и гениев к своим не прославленным ещё собратьям нередко ошибочны, несправедливы, безжалостны и жестоки. А чего же ждать от средних людей, не умеющих отличить правой руки от левой, пребывающих в святой, но (преступной) простоте?

Что же делать? Каким образом не топтать жемчуг, не сжигать святыни, не уничтожать корней растений, на которых растут питающие нас плоды?

Циолковский считал, что спасение – в особом народном устройстве, основа которого всё же сам народ. Если гении в своих суждениях о собратьях ошибаются, то это отчасти потому, что они всё же остаются людьми со всеми нравственными недостатками: завистью, ревностью, эгоизмами всякого рода (личным, семейным, родственным и т.д.)..

Гении большей частью развиваются односторонне, даже в ущерб другим своим свойствам. Их нравственные недостатки нередко бывают гораздо сильнее, чем у средних людей. И нет большего заблуждения, чем думать, что гении и мыслители, двигающие науку и прогресс, выходят из дипломированных учёных и специалистов своего дела.

Великие выдвигаются большей частью из всего человечества, из всевозможных его слоёв, не имея при себе дипломов, свидетельствующих о принадлежности их к учёному миру.

Так, всеобъемлющий гений Леонардо да Винчи был художником. Физик Франклин – тряпичником и типографом. Кулибин – мещанином-самоучкой, как и астроном Семёнов.

Астроном Коперник был дьячком. Чарльз Дарвин – фермером. Ньютон – чиновником, смотрителем монетного двора. Эдисон – из самоучек, как и Фарадей. Менделеев был педагогом. Эти и подобные им люди дали науке и человечеству безмерно больше, чем все официальные учёные, вместе взятые.

Великие дела творили не высокооплачиваемые присяжные учёные, а люди, в общепринятом смысле, маленькие.

Итак, чтобы быть судьёй человека выдающегося, недостаточно быть самому изобретателем или мыслителем, они могут быть просто несправедливы и пристрастны в силу общей человеческой слабости, в силу (животной зависти и ревности, в силу профессиональной ограниченности).

Простые средние люди бывают справедливы и добры, но им не достаёт знания, гениальности и всеобъемлющего дарования.

Судить людей, в особенности высших, могут только избранные, соединяющие в себе чистое, беспристрастное сердце с обширным разумом, талантами, свежестью и многосторонними знаниями.

Циолковский мечтал о сотрудничестве учёных: «Трудно работать в одиночку, долгие годы ниоткуда не видя просвета».

В научно-фантастической повести «Вне Земли» Константин Эдуардович описывал, как трудятся гении (он назвал их именами известных учёных), поселившихся вдали от людской суеты в красивом замке, расположенном между величайшими отрогами Гималаев. Это жилище величайших учёных всего мира, мудрецов, дарящих человечеству свои изобретения для его же блага.

Как все мыслители-космисты, Циолковский не считал человека окончательным венцом творения, остро чувствовал его несовершенную, промежуточную, кризисную пока природу. «Разве человек не имеет бездну физических, умственных и социальных недостатков, чтобы оставаться с тем, что он имеет!»

И хотя он всю жизнь боролся за техническое средство освоения Космоса, за свою ракету, но в более далёкой перспективе он видел усовершенствованные сознательные существа, уже обходящиеся без искусственных, технических приставок к своим органам. Он утверждал, что одной из высших целей человечества должна быть беспредельность прогресса и надежда на уничтожение смерти. Циолковский представляет себе будущего человека максимально независимым буквально от всех условий нашего теперешнего существования, от всех – вплоть до пищи. Он писал: «Вас ожидает непрерывная радость. Мне хочется, чтобы эта жизнь ваша была светлой мечтой будущего, никогда не кончающегося счастья…Вы будете умирать с радостью, в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельная и субъективная непрерывность богатой органической жизни. Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий».

Вся настоящая наука о Космосе проросла идеями Циолковского. Он называл себя материалистом по причине неоспоримой убеждённости, что всё в Космосе создано из одной единой тончайшей Материи, которая в разных частотных диапазонах есть – свет, цвет, атом, молекула, из которых состоит весь проявленный и не проявленный мир, и мы с Вами.

Циолковский говорил о гигантской творческой активности разумных сил Вселенной. Космос – это творческая лаборатория!

Космические идеи, которые являются основным двигателем всего творчества Константина Эдуардовича, говорят о величайшей воли к жизни, заложенной в нём. Это воля к победе человеческого разума над стихийными силами природы, воля, основанная на твёрдом знании, всё осуществлении, покорении безграничных сил, пространств и времён Вселенной.

Она жила и бурлила в уме и сердце калужского мечтателя – жить и во что бы то ни стало выйти в космические просторы, освоить и преобразовать их. Для Циолковского отрыв сознательных существ от материального лона своей планеты – это эволюционно необходимый и неизбежный момент в развитии цивилизации! «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?»

И сегодня мы имеем все основания сказать: «Он шёл впереди своего века!»

«Привет тебе, небо!
Привет вам, звёзды-малютки,
От всего сердца
И помышленья.
Вечно вы мерцаете в чёрно-синем небе
И маните моё одинокое сердце.
Там, где в глубоких ущельях бесконечности
Приютились планеты,
Может быть, там
Такой же жалкий и такой же одинокий странник,
Обнажив голову, простирает руки
К нам, к нашему солнечному миру,
И говорит те же вдохновенные,
Те же вечные слова
Изумления, восторга и тайной надежды.
О, мы понимаем друг друга!
Привет тебе, далёкий брат во Вселенной!»

Литература

1. «Русский космизм». Сборник. М., «Педагогика-Пресс», 1993.
2. К.Э. Циолковский. «Космическая философия», М., «Сфера», 2001.
3. Н.Усова. «Летатели-мечтатели». Тула «Золотая аллея», 1998.
4. К.Э. Циолковский. «Любовь к самому себе, или истинное себялюбие». М., МИП «Память», 1992.
5. К.Э. Циолковский. «Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы.», М., МИП «Память», 1993.
6. К.Э. Циолковский. «Общественная организация человечества», М., МИП «Память», 1992.
7. «Агни Йога» в 4-х кн., М., «Сфера», 1999.
8. «Введение в Агни Йогу». Новосибирск, 1997.
9. «Грани Агни Йоги» в 15-ти т., Н.-сибирск, «Алгим», 1994-2005.
10. «Криптограммы Востока». Рига, «Угунс», 1992.
11. «Письма Елены Рерих», в 2-х т., Минск, «Лотаць», 1999.
12. «Современные космические легенды Востока». Новосибирск, «Согласие», 1999.
13. «Спираль познания», в 2-х т., М. «Прогресс», 1996.
14. «Тайная Доктрина», в 2-х т., Адьяр, Теософское изд-во, 1991.
15. «Учение Храма», в 2-х т., М. МЦР «Мастер Банк», 2001.
16. «Чаша Востока». С-Пб. «Вахта Мира», 1992.
17. Дмитриева Л.П. «Посланник Христос…», в 7-ми т., М., Изд. «Дом имени Е.И.Рерих», 2000.
18. Клизовский А.И. «Основы миропонимания Новой Эпохи». Минск, «Мога Н – Вида Н», 1995.
19. Рерих Н.К. «Листы дневника», в 3-х т., М. МЦР, 1996.
20. Рокотова Н. «Основы буддизма». Н.-сибирск, «Согласие», 2001.
21. Уранов Н. «Нести радость». Рига, «Мир Огненный», 1998.
22. Дмитриева Л.П. «”Тайная Доктрина” Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», в 3-х т., Магнитогорск, «Амрита», 1994.

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук" . Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни" .

В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: "Научные основания религии" (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд Циолковского "Этика или естественные основы нравственности" (1902-1903гг., исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии - "атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет поведение человека и других "существ" космоса.

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.


На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: "Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" . Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:

· единство материального и духовного начал Вселенной;

· единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";

· единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

· выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

· эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические структуры разных уровней;

· самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

· эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" . По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных" . Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

"удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";

"смирение перед причиной";

"чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";

"могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".

Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она - начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте "живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть "сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Современный космизм представляет собой программу становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы.