Конспект занятия «Как человек огонь приручил. История огня, как человек приручил огонь

Неделя «Мужества» 05.03.2014

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. Главными героями былин являлись богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет и при необходимости «из топора вкусную кашу варит». Горит Вечный огонь у Кремлевской стены (и в других городах) в память о погибших воинах. Былинных, сказочных, живущих и несущих дейст­вительную службу героев армии знает вся страна. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Т.е. стать защитниками Отечества.

Г.В. Державин писал: «Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество». Человек независимо от возраста и пола это делает в силу своих возможностей и способностей. Ребёнок, уступивший в транспорте место пожилому человеку, убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества, как и пограничник. И то, и другое одинаково важно. И без того, и без другого Отечества быть не может.
Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, принципы жизни и нравственного поведения, основанные на бережном отношении к природе, к своей стране, к родителям и друзьям, к другим людям (знакомым и незнакомым). Он будет защищать традиции и все то наследие, которое оставили ему родители. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку (к сожалению, не каждому) оставаться Человеком. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны.

В рамках проведения тематической недели Мужества в детском саду были проведены занятия, посвященные «Дню защитника Отечества». Во всех группах проходили мероприятия, на которых ребята более подробно узнали о том, кто такие защитники отечества, познакомились с разными родами войск, узнали о военных профессиях, о геральдике России и также о том, как велика и красива и необъятна наша страна. Дети разучивали стихи, песни, танцы, приготовили подарки папам и дедушкам.

А итоговым мероприятием недели стали спортивные праздники на группах. Олимпиада Сочи 2014 не прошла мимо нас. Ребята с гордостью рассказывали о каждой победе наших спортсменах в разных видах спорта. В соревнованиях дети исполнили танцевальную композицию «Олимпиада», гордо и бережно передавали олимпийский огонь в эстафете, т.е. показали своё умение, командное единство, силу, ловкостьи дружелюбие.

ОБЪЯВЛЕНИЕ: «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» 20.02.2014

С 19 февраля 2014 г. начинает работу комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Утверждён состав комиссии (Приказ учреждения № 13 от 19.02.2014).

От родительской общественности: 1.Гулькова Екатерина Гурьяновна 2.Курилина Ирина Александровна 3.Побойкина Наталья Владимировна; от педагогического коллектива 4.Перминова Светлана Владимировна 5.Воронович Ирина Павловна 6.Петелина Людмила Викторовна.Срок работы комиссии три года. На первом заседании будет избран Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений.Уважаемые родители, ознакомьтесь с Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (информация размещена в приёмных - в уголке для родителей)

Заведующий Екатерина Владимировна Кузнецова

Сохраним здоровье детей (опыт). 15.02.2014

Забота о сохранении здоровья детей это одна из самых главных задач дошкольного образования. Организация рационального питания ребёнка с 10-12 часовым пребыванием в детском саду, вот путь в решении этой задачи. Что же подразумевается под понятием рациональное питание? Мы считаем, что это:

Разнообразие в приготовлении блюд;

Правильная кулинарная обработка;

Объём принимаемой пищи должен соответствовать возрасту детей;

Приготовленные блюда, должны иметь хорошие вкусовые качества;

Эстетика оформления блюд;

Строгое соблюдение режима питания блюд.

Если питание детей организованно рационально, то оно отвечает физиологич6ским потребностям детей, обеспечивает нормальное гармоничное развитие ребёнка, повышает устойчивость детского организма к внешней среде и конечно же способствует выработке иммунитета.

Коллектив нашего детского сада имеет хороший опыт работы в этом направлении. Мы активно делимся с коллегами из других учреждений дошкольного образования и конечно же знакомим родительскую общественность с накопленным опытом работы в этом направлении.

Традиционным стало у нас проведение дней дегустации, дней, когда все участники образовательных отношений взаимодействуют друг с другом. Работники детского сада, чувствуя особую ответственность, прилагают максимум усилий, чтобы их труд был оценён по - достоинству. Дети получают массу положительных эмоций, когда в часы приёма пищи рядом с ними родные люди. Анализируя информацию полученную в дни дегустации я, как руководитель вижу проблемы некоторые можно корректировать незамедлительно, а другие необходимо решать комплексно, поэтапно и целенаправленно.

Особый интерес у родителей вызывает сама дегустация приготовленных блюд. Каждый участник дегустации оставляет свой отзыв о вкусовых качествах, о готовности блюда, о соответствии объема блюда возрасту ребенка и общее впечатление о мероприятии. Очень приятно, что в процедуре дегустации стали принимать участие не только бабушки наших воспитанников, а ещё папы и молодые мамы. Увеличилось и количество желающих принять участие в этом мероприятии. В 2013 году это было 8 человек -7 % родителей, а в первом квартале 2014 года это уже 32 человека - 22,8% от родительской общественности.

Особый интерес в период дегустации вызывают такие блюда, как разные виды каш, запеканки, вторые блюда из рыбы и напитки на обед.

Проведение таких мероприятий способствует достижению цели открытости и доступности нашего образовательного пространства для родительской общественности, формированию общей культуры детского питания среди молодого поколения родителей, которая так необходима для укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Неделя транспорта 14.02.2014

Тематическая неделя «Транспорт» во всех группах прошла очень насыщенно. Дошкольный возраст детей наиболее благоприятен для формирования культуры поведения в обществе, в частности, на проезжей части. Ежегодно педагоги нашего детского сада на тематическую неделю «Транспорт» приглашают работников ДПС. В этом году нас посетили специалисты ДПС города Тулуна - Ивашко Екатерина Валерьевна, Ефименко Владислав Михайлович. Они провели с детьми разъяснительные беседы с использованием видеофильмов на тему «Дорожная безопасность». Полученные знания о правилах дорожного движениядети смогли закрепить в игре.

Чтобы избежать неприятности

И уберечь себя от опасности

Прежде всего надо знать,

Как правильно поступать.

На дорогах регулируют пешеходов

И водителей движения

Правила дорожного движения.

В младших группах дети познакомились с видами транспорта, разучивали песню «В машине, в машине шофёр сидит. Машина, машина идёт, гудит би-би-би». А начиная со средней группы, дети усваивали дорожные знаки и правила поведения на дороге, из строительного материала и геометрических фигур строили различные виды транспорта(самолёты, машины,корабли и т.д.).

В каждой группе имеются макеты для разыгрывания ситуаций «Ребёнок и дорога», «Дорога из дома до детского сада».

Детям старшего возраста были представлены фильмы: «Путешествие в прошлое автомобиля», «История возникновения транспорта». На прогулке дети организовывали подвижные игры «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Летчики, следите за погодой»,а в группе развернулисюжетно -ролевую игру «Я еду по городу».

Все свои впечатления за неделю дети смогли выразить в художественном творчестве: рисовали пальчиком транспорт, лепили различные виды транспорта, создавали аппликации.

Неделя детского телевидения . 20.01.2014 - 24.01.2014

Телевидение – окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера.

Вот и у нас в детском саду проходила неделя «Детского телевидения».

Во вторых младших группах педагоги проводили беседу «Любимые мультфильмы», а также читали стихотворение «Телевизор». Детям очень понравилось стихотворение, и они решили нарисовать телевизор; это занятие пришлось, им по душе. Передача «В мире животных», тоже не оставила среди малышей равнодушных.

В средней группе беседовали о детских телепередачах, рисовали любимых персонажей из мультфильмов.

А в старшей группе ребята изготовили телевизор и выпустили «сериал» по мультфильмам.

В подготовительных группахбеседовали о профессии журналиста, проводили интервью: «У зимнего леса», «Расскажи о себе». А вот по художественному творчеству дети рисовали сюжет из мультфильма или сказки.

Итоговым мероприятием было во всех группах то, что подготовленные родителями видеоролики все ребята дружно посмотрели. Они узнали друг о друге много интересного, что вызвало множество впечатлений, о недели в целом.

Музыкально-театральная неделя "Новый год" 31.12.2013

Сколько дел и сколько планов –
Детский сад, как рой шумит.
С самого утра так рано
Новый год встречать спешит.

В нашем саду прошла музыкально – театральная неделя «Новый год». Дети побывали в гостях у сказки, на дне рождения Деда Мороза, а также встретились с Хоттабычем, с лесными жителями. Во время празднования наши малыши пели, танцевали, играли, рассказывали стихи Деду Морозу и его внучке Снегурочке. На этой неделе было много смеха, веселья, радости. Дети получили сладкие подарки от Деда Мороза и Снегурочки. Все остались очень довольными.

Пусть пока снежок–проказник
Сад наш белым занесет.
Новый год – чудесный праздник,
К нам торопится, идет!

С НОВЫМ ГОДОМ! С НОВЫМ СЧАСТЬЕМ! МЫ СПЕШИМ ПОЗДРАВИТЬ ВАС!

"Мои права" 02.12.2013

В нашем детском саду прошла тематическая неделя «Мои права».

Во 2 – ой младшей группе изучили сказку «Дюймовочка» с точки зрения права: ребенок имеет право на жизнь, на имя, на жилище, на защиту здоровья. Дети узнали загадки и пословицы о праве, за которое « и малолетний ответственность несет».

Во 2 -ой «а» младшей группе учились распознавать ярко выраженные эмоции людей (смеется, плачет,веселый, грустный). Знакомились с правилами пребывания в детском саду, соблюдением режима дня. Беседовали о том, для чего надо трудиться.

Дети выполнили коллективную работу «Поделись улыбкой».

В средней группе очень интересно прошло занятие «Мой дом» с рассматриванием иллюстраций.

Дети выучили стихотворение: «Я люблю свою семью», разгадывали загадки об именах, а также проводили дидактическую игру:

«Свидетельство о рождении» - дети старшей группы узнали о том, что это первый документ человека, увидели паспорт и пенсионную карточку СНИЛС. К этим документам дети проявили интерес и изготовили игрушечные макеты, с которыми с удовольствием играми.

В подготовительной группе проводили беседы: «Злость и жестокость», а также изображали мимику злого и доброго человека. Беседа по картинкам «Соблюдаем права детей» не оставила никого равнодушным.

Воспитатели подготовили памятки для родителей «4 заповеди мудрого родителя о правах ребенка».

Дети рисовали портреты своих мам и пап.

А в подготовительной «а» группе провели беседы: «Закон о правах ребенка», «Что такое семья». В процессе беседы, рассматривали карточки «Я имею право».

Дети освоили основные понятия о правах человека через чтение сказок, рассказов: на изображенных на картинках сказках следовало узнать, кто из персонажей нарушил права.

Непосредственно - образовательная деятельность: «Дружба»

Для родителей был изготовлен буклет «Права ребенка в семье».

Итоговым мероприятием в нашем учреждении стала фотовыставка «Права ребенка», родители приняли активное участие.

Многие родители искренне удивлялись, что правовое воспитание проводится и в дошкольном учреждении и оставили обо всех мероприятиях отзывы.

"Хочу всё знать" 15.11.2013

М. Монтессори отмечала : «Если понаблюдать за трёхлетним ребёнком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в своё сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведёт ребёнка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. И поэтому на прошедшей тематической неделе «Хочу всё знать» (с 11.11.13 – 15.11.13) воспитатели в группах создавали условия для исследовательской деятельности, поддерживали стремление детей к экспериментированию.

В непосредственно образовательной деятельности дети узнали, почему день сменяет ночь, отчего происходят землетрясения, где можно увидеть дома из бумаги, может ли рыба ударить током, откуда появилась снежинка, какие насекомые делают бумагу, могут ли растения быть культурными, почему бьётся сердце, почему одни деревья на зиму сбрасывают листву, а другие нет и т. д. .

Дети младшего дошкольного возраста проводили опыты и игры с водой, учились замешивать тесто, лепить из него, изготавливали цветные льдинки, а ребята старшего дошкольного возраста надували шарики с помощью питьевой соды, уксуса и лимона, при помощи «Фейри» образовывали цветную радугу на молоке, с помощью волшебного сита смогли быстро отделить рис от манной крупы и т. д. Вместе с воспитателями создали макет «Деньи ночь», макеты часов.

Совместно с родителями ребята готовили интересные сообщения, искали факты, знакомились с событиями окружающего нас мира.

В конце тематической недели дети стали активными участниками интеллектуальных марафонов «Знай-ка» и «Что, где, когда?»

Хочется пожелать всем «почемучкам», независимо от их возраста всегда, всю жизнь смотреть на мир широко открытыми, пытливыми глазами, с помощью нескончаемых «почему» и «отчего» путешествовать по необозримой стране Знаний.

" Птицы - наши друзья " 01.02.2013

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах, нет ни халатов ватных, ни байковых рубах.

И под дождем и в холод на ветвях сидя спят.

Но если долго снег идет, и долго длиться вьюга,

Тогда, друзья, приходится пичугам нашим туго.

Силами родителей изготовлено много разнообразных кормушек, куда дети с удовольствием кладут корм и этим спасают птиц от голода. В нашем детском саду ежегодно проходит акция «Покорми птиц!» Каждый может принести из дома корм для птиц и поместить его в кормушки, а их у нас больше 20 штук.

Сугробами засыпаны бугры, дорожки.

Не могут птички отыскать ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабее ворона, галка, воробей,

Скорей на помощь, дети,

Вот в этот самый трудный час, спасенье птицы ждут от вас!

Кормите их, согрейте, повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошки на снегу, а то и манной каши, и оживут бедняжки.

В каждой группе проводятся беседы о птицах, дидактические игры: «Кто больше назовет перелетных птиц?», «Покорми птиц», «Найди по силуэту», «Отгадай, что за птицы?». Дети знакомятся с произведениями о птицах, особенно они любят В. Бианки «Глаза и уши», «Кто чем поет», «Лесной колобок – колючий бок». В каждой группе дети проявляют творчество, изображают птиц в своих рисунках, аппликациях, различных поделках. А сколько загадок знают наши малыши!

· Буян- мальчишка, в сером армячишке.

По дворам гуляет, крохи собирает. (воробей)

· Окраска сероватая, повадкой вороватая.

Крикунья хрипловатая, известная персона,

Кто это? (ворона)

· Ни дровосек, ни плотник, А первый в лесу работник. (дятел)

Уважаемые родители! Вместе с ребёнком выберите одну кормушку и опекайте птичек до весны.

Ни много, ни мало а около полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Шутка ли? Да, это был не сразу тот огонь, который мы получаем когда поджигаем конфорку (если у кого-то еще есть газовые печки). Но это великий, по истине, путь, от момента, когда еще наш давний предок стал свидетелем того как горит дерево, в которое стремительно попала молния, и до сейчас, до нашего огня.

Несомненно, умение добывать и умение воспользоваться огнем – одно из величайших навыков которые удалось человеку получить. Об этой важности свидетельствуют многие археологические находки, мифы, легенды. К примеру благодаря археологам мы знаем что первоначальное добывание огня последовало от трения одного куска сухого дерева о другое, и притом трения путем вращения или сверления.

К слову добывание огня путем трения двух кусков сухого дерева и по сей день существует у многих менее культурных народов. Способ этот представляет три вариации: 1) сверление, 2) пиление и 3) проведение борозды. Сверление, в свою очередь, производится:

  • Непосредственно руками; нужно взять узкую дощечку сухого дерева, положить на землю, стать на нее коленями и упереть в нее сухую круглую, деревянную палочку; предварительно в дощечке делается небольшая (неглубокая) ямка, соответствующая диаметру палочки, и от этой ямки проводится к боковому краю дощечки небольшая бороздка, по которой могли бы выдавливаться образуемые сверлением древесные опилки; вставив в упомянутую ямку палочку, человек вращает ее между ладонями, стараясь в то же время ее нажимать; ладони его при этом спускаются постепенно по палочке вниз и приходится их несколько раз быстро вскидывать к верхнему концу, но так, чтобы воздух не успевал попасть под нижний конец палочки. После непрерывного вращения в течение некоторого времени, древесная пыль нагревается и, наконец, воспламеняется, причем нужно иметь наготове уголь и трут для принятия огня, который затем раздувается.

  • Другой способ сверления требует применения дощечки, палочки, груза, который бы надавливал на палочку сверху, и веревки, с помощью которой вращалась бы палочка. При этом способе требуется участие двоих: один придерживает положенную на земле дощечку ногой, а обеими руками передвигает из стороны в сторону завернутую вокруг палочки веревку, которая и вызывает вращение палочки; другой помогает удерживать неподвижно дощечку, а рукой прижимает палочку сверху.
  • Третий способ характеризуется присоединением к палочке груза (например, посредством надетого на нее кружка) и приведением ее во вращение посредством двойной веревки, обмотанной вокруг ее верхнего конца и прикрепленной затем к концам поперечной палочки; положив руки на эту поперечную палочку, человек нажимает ее книзу, вследствие чего вертикальная палочка приходит во вращение; нижнюю дощечку должен удерживать в это время другой человек.

Изначально огонь использовали чтобы обогреть и осветить жилище, но позже, люди перешли к земледелию, при помощи огня выжигали участки леса под пашню.

Тогда появилось и гончарное дело. Шаг за шагом огонь находил разные применения, так например появилось кузнечное дело и металлургия для нагрева и плавления металлов.

Так же вишенкой на торте, огонь считается в свече. Его шаловливый танец, потрескивание, тень на стене – магическое прекрасное творение человека. С тех пор как человек сделал первую свечку, он открыл новый взгляд на сильный огонь, открыв в нем что- то неописуемо таинственное.

И как бы там ни было, с появлением все новых инноваций, таких как электрические плиты, огонь никогда не изживет себя, и будет востребован, чтобы создать особенную атмосферу в особенный для вас, день 🙂

Кто-нибудь задумывался о том, как древние люди покорили огонь? Как они его нашли, научились управляться с ним и держать стихию в ежовых рукавицах? Кто мог совершить такое открытие и почему огонь считает самой важной стихией для жизнедеятельности? Когда впервые произошло приручение огня – неизвестно, до сих пор ученые спорят: либо это открытие было совершено еще до появления человека обезьянами, мало что понимающими в научных прорывах, либо это сделали древние люди, понявшие, что огонь греет, огонь – страшная сила.
Официальной датой приручения огня считается полтора миллиона лет назад. Именно столько времени человек пользуется возможностями, данными стихией. Теперь без обжигающего пламени не выковать предметы обихода, не приготовить пищу. Для древних огонь был единственным спасением от холода, голода и смерти. Так как именно зажженные ветки отгоняли диких зверей и делали пищу вкуснее. Это не значит, что люди сразу поняли предназначение огня, поначалу они также пугались и убегали прочь, когда дерево загоралось от удара молнии.

Причины, по которым человек подчинил себе стихию

Над тем, как наши потомки догадались использовать огонь, можно долго спорить и размышлять. Но единственное ясно сразу – человек не подошел бы к огню, если бы не умел мыслить, как человек, а руководствовался лишь одними инстинктами, как у животных. Человек знал, что острый булыжник можно использовать в качестве орудия труда, палку – оружия и материала для построения жилища, шкуры – одежды, так и с огнем. Поэтому первой причиной, по которой произошло приручение огня – человеческий разум. Способность человеческих особей адаптироваться к условиям жизни и использовать каждую возможность выжить – основные факторы, давшие пищу новому открытию.
Мы не можем с точностью сказать, что человек разумный сразу смог понять назначение и природу пламени, да, быть может, этого и не случилось бы, если бы не было такого верования, как анемизм. Анемизм – вера, сохранившаяся лишь в племенах и многомиллионной историей, она подразумевает веру в одушевленность каждого предмета, особенно верили в природу и ее душу. Именно поэтому, вероятно, сначала древние люди поклонялись огню, как и всему вокруг, боялись его жарких языков, думали, что это божество, способное согреть или убить. Только потом вожди начали понемногу привыкать в огню, и в их древнем мозгу закралась мысль: «А что, если души у природы нет?». После первых попыток приручить огонь могло пройти большое количество времени, но спустя десятилетия племена начали ощущать себя равными природе, перестали обожествлять ее. Следовательно, второй причиной можно назвать древнейшие верования и прозрение человека.

Роль пламени в жизни первобытного человека

Как догадываются историки, поначалу человек начал использовать небесный огонь, то есть получившийся, в результате природных явлений. Об этом могут свидетельствовать многочисленные мифы и легенды. Например, в античных мифах мы видим, как важен для богов-олимпийцев был Зевс, а Зевс – бог-громовержец, значит, уже в более поздних цивилизациях сохранилась и даже облеклась в новую форму идея одушевленной стихии. Наличие бога Агни у индусов, Перуна у славян тоже говорит нам о том, что идею силы огня люди несли из глубокой древности.
После того, как человек познакомился с огнем, ему не стало равных, он мог легко испугать дикого животного, помочь в охоте и сберечь все племя. Наверное, после этого огню стали еще больше поклоняться огню, как помощнику и защитнику. Где же брать огонь, ведь даже в древнейшие эры не каждый день гроза била в дерево. Для этого были целые вулканические системы. Люди могли просто дотронуться палочкой до лавы и вот – факел готов. А, насколько известно, вулканы в то время были на земле на каждом шагу, поэтому проблем с огнем не будет.
Другими источниками пламени для древних людей могли служить лесные или степные пожары, однако при этом сгорали целые массивы, сжигались плодовые деревья, дающие пищу людям, но даже тогда люди не боялись огня. Все они сбрасывали на то, что бог Огня сердится на них и таким способом их учит.
Огонь не только давал людям тепло, уют, пищу и свет, он мог еще и объединить народ. Его приручение стало еще одной причиной объединения разных племен и прекращение постоянных разногласий и битв. Самым простым способом добычи огня была его передача из рук в руки. Пускай люди не сразу поняли, как можно добывать пламя, но сразу в их голове составилась логическая цепочка: если горящее дерево упало на другое, а то, в свою очередь, сбросило ветви на траву и она загорелась, следовательно, огонь может передаваться, достаточно лишь коснуться его языков хорошо горящим предметом.
Необходимость в огне толкала нескольких человек собраться вместе и отправиться на поиски, что позволяло им «сдружиться» и объединять целые народы.
Таким образом, приручение пламени осуществлялось по разным причинам, они могли зависеть от месторасположения племени, вождей и т.д. На сегодняшний день многие исследователи считают, что приручение огня – одно из важнейших открытий человечества.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

на тему «Как человек огонь приручил»

Подготовительная группа.

Воспитатель Полеева Вера Алексеевна

МДОУ д/с №31 общеразвивающего вида

п. Новый Быт, Чеховский р-н

Программные задачи:

  1. познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;
  1. показать значимость его открытия в современной жизни; акцентировать внимание на то, что именно человек «приручил» огонь, сделал его необходимы людям.

Материал:

  1. блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба;
  2. колосок или горсточка злаковых зерен;
  3. пинцет и шприц;
  4. кусочек кирпича и гранитный камешек;
  5. стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы;
  6. столовая ложка и ваза для цветов;
  7. игрушечные паровоз и ракета.

Ход занятия

В начале занятия детям предлагается вимательно рассмотреть разложенные предметы и подумать, какое же великое открытие древнего человека объединяет все эти вещи.

Воспитатель (показывает блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба). Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Оказывается, огонь можно назвать поваром. Многое из того, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже сотни тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, а чтобы вода не остывала, бросали в нее небольшие камешки, раскаленные на костре, - так варили первый суп. А потом зарывали в золу завернутое в листья мясо - получалось первое жаркое. Нанизывали на прутик кусочки мяса, держали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Чтобы огонь не погас, человек постоянно подбрасывал в костер прутья. Так человек «кормил» огонь, а огонь «кормил» человека!

Воспитатель (показывает колосок). А как огонь может помочь колоску вырасти? Оказывается, он может быть и земледельцем. Когда человек стал выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, и получалось поле. И сейчас огнем иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.

Воспитатель (обращает внимание детей на пинцет и шприц). Как вы думаете, а для чего нужен огонь этим предметам? Оказывается, он может быть и врачом. У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костер. Потому что хозяева верили: огонь прогоняет зло, если под злом понимать вредные микробы. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Сейчас на пакетиках с молоком печатают: «пастеризованное». Значит, прогретое так, что микробы в молоке погибли. Когда же люди узнали о вредных микробах, медики стали свои инструменты стерилизовать. Много уже найдено лекарственных средств, которые убивают микробов, но и сейчас еще огонь часто заботится о нашем здоровье!

Показывая детям кусочек кирпича и гранитный камешек, воспитатель спрашивает: «А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Оказывается, и этим предметам нужен огонь, потому что огонь мы можем назвать строителем. Глину смешали с песком, обожгли - получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо - он и так твердый. Но чтобы добыть гранит, давным-давно поступали следующим образом: на огромном камне, на скале, разводили большой костер. Скала раскалялась. Потом на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.

Воспитатель показывает детям стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы, спрашивает: «Как вы думаете, нужен огонь для изготовления этих предметов? Оказывается, огонь может быть стеклоделом. Однажды путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось первое стекло. В него превратился песок, спекшийся с содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато было красивым . Сначала из него делали украшения , затем догадались делать посуду, телескопы, очки,аквариумы...

Воспитатель предлагает обратить внимание на столовую ложку и вазу для цветов, задает детям вопрос: «Как огонь может помочь сделать эта вещи? (Ответы детей.)

Воспитатель. Оказывается, все, что сделано из металла, тоже встречалось с огнем. В жарких печах из руды выплавляют металл. Затем в других печах варят, превращая металл в сталь. И ее расплавляют на огне, потому что, горячая, она лучше слушается человека, лучше принимает нужную форму. Вот такой огонь - металлург!

Воспитатель . Оказывается, огонь может быть хозяином дорог. В паровозе огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Теперь мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючим оно называется потому, что горит. И в небо человека тоже поднял огонь. Первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты...

Воспитатель (показывает альбом для рисования). А зачем огонь необходим бумаге? (Ответы детей.)

Воспитатель . Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на изначальные. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага (альбом для рисования): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Ведь делают ее из измельченного дерева, из крошечных волоконец, и их приходится нагревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь. Вот как многому огонь научился у человека! Человек сделал огонь своим помощником! Все, о чем мы говорили, придумывал сначала какой-то человек-изобретатель. Он пробовал, ошибался, исправлял свои ошибки и, наконец, добивался результата. И становился примером для многих других людей, которые тоже использовали эту технику.

Цели:

· Познакомить с разнообразным применением огня в жизнедея­тельности человека;

· показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни.

· акцентировать внимание на том, что именно человек, «приру­чив» огонь, сделал его необходимым людям.

· Закрепить правила пожарной безопасности.

Оборудование: блюдечко с кашей, ломтик белого хлеба; кусочек кирпича и гранитный камешек; стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы; детский альбом; горсточка пепла на бумажной салфетке.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям тарелку с кашей и кусочек бело­го хлеба и предлагает подумать, какое важное открытие древнего человека объединяет эти предметы, какое отношение к каше и хлебу имеет огонь (Высказывание детей).

Воспитатель . Оказывается, огонь можно назвать поваром. Очень многое из того, что мы едим, мы варим, жарим, печем. Огонь помогает нам готовить пищу и занимается этим десятки тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и броса­ли в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, - так варили первый суп. А когда мясо, завернутое в листья, зарыли в золу, полу­чилось первое жаркое.

Воспитатель показывает детям кусочек кирпича и гранитный каме­шек.

Как вы считаете, чтобы сделать эти предметы, нужен огонь? (Ответы детей)

Мы можем назвать огонь строителем. Смешали глину с песком, обожгли - так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твердый. Из гранита состоят целые горы. Чтобы добыть гранит, поступали таким образом: на огромном камне разво­дился большой костер, камень раскалялся, потом на него лили воду, камень растрескивался на маленькие кусочки.

Воспитатель показывает стеклянный стаканчик и цветные стеклянные бусы.

Как вы думаете, почему необходим огонь для изготовления этих предметов? (Высказывание детей)

Оказывается, огонь может быть и стеклоделом. Когда-то люди развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, они увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло. В него превратился песок, спекшийся с белыми камнями - содой. Прозрачным стекло стало не сразу, но красивым было с самого начала, из него люди делали украшения, затем догадались изготовлять посуду, очки, аквариумы. В воздух человека тоже поднял огонь: первые воздушные шары исполняли горячим воздухом; и космические ракеты без огня не излетят.

Воспитатель показывает детям альбом для рисования.

Нужен ли огонь для того, чтобы получать бумагу? (Высказывание детей)

Сейчас мы убедимся, что огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на первые. Вот этот детский альбом, кажется, огня боится, но без огня его бы не было. Ведь делают бумагу из измель­ченного дерева, из крошечных волокон, а их необходимо разогреть. Бумагу варят, как и стекло, и сталь.

Но не всегда огонь - наш друг!

Воспитатель обращает внимание детей на горстку пепла.

Как, по-вашему, связан огонь с горсткой пепла? (Высказывание детей)

Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним нужно! К сожалению, огонь может быть и врагом. Дай волю огню - он и дома съест, и лес, а на их месте только черный пепел оста­вит. Но не для того наши предки огонь приручали, чтобы его снова диким на свободу выпускать. Отважные пожарные всегда придут на помощь, если кто-то забудет, что огонь может быть и врагом.

На пожарных блестящие каски, у них специальные красные автомобили, длинные лестницы, насосы и шланги для воды. Ведь чем сильнее друг-огонь, тем сильнее и огонь-враг. Чтобы воевать с ним, нужно тоже быть сильным и смелым.

И все-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда!

Люди сами открыли огонь, сами научились его добывать и использовать, сами научились им управлять и сделали его мастером на все руки. Огонь будет для нас и помощником, если разумно им управлять.

Тема: «Знает каждый гражданин этот номер – 01»

Цели:

Познакомить детей с основными правилами по пожарной
безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара;

Учить правильно, сообщать о пожаре по телефону.

Оборудование: рисунки или куклы медведь и баба-яга; телефон, огнетушитель.

Ход занятия

Любят взрослые и дети

Сказки обо всем на свете.

Сказку о том, что дети знать должны,

С вами сочиним и мы.

Сказку не страшную.

А пожаробезопасную.

Воспитатель: Жили-были в сосновом лесу зверята: белки и зайцы, волчата и лисята, мышата и барсучата. А главным в ле­су был медведь.

- Как мы его назовем? (предложения детей)

Михаило Потапыч. Строгий был медведь. Особенно строго Михайло Потапыч следил за пожарной безопасностью. Ведь если бы хоть один зверь нарушил противопожарные правила, сгорел бы весь лес! Где тогда стали бы жить зверята? Поэтому мед­ведь все время проверял: все ли знают правила обращения с огнем?

Знают все: без огня

Не проживем мы ни одного дня!

При огне, как при солнце, светло!

При огне и зимою тепло!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом!

А знаете, какие вопросы Михайло Потапыч задавал зверятам?

Давайте проверим, сможете ли вы на них правильно ответить?

Можно спичками играть? (Нет.)

А петарды поджигать? (Нет.)

Незатушенный в лесу костер бросать? (Нет.)

Траву сухую поджигать? (Пет.)

Газ без взрослых зажигать? (Нет.)

Электроприборы включать? (Нет.)

Молодцы! Так и надо держать! Правила пожарные надо
всем соблюдать!

Но жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках... Кто? (Баба Яга.) Ну, никак не хотела она эти противопожарные правила выполнять. Уж сколько раз Михайло Потапыч предупреждал Бабу Ягу, что добром это не кончится, но она ничего не слушала. Огнетушитель себе домой не купила. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к лешему в своей ступе улетит. А печь-то без присмотра остается. Вот и дождалась беды. Летит она как-то в ступе домой и видит, что дым не только из трубы идет. Дым валит и из окон, и из дверей. Пожар?! Как вы думаете, как это могло случиться? (Мог выпасть из печки уголек. А дом-то у Бабы Яги деревянный. Вот и загорелся.)

- В какой еще сказке точно так же от уголька сгорел краси­вый дом? (В сказке «Кошкин дом».)

Подлетела Баба Яга к своему дому, хочет в дверь войти,
а ей в лицо дым и жар. Хотела Баба Яга пожар потушить сама. Но огнетушителя у нее не было. Речка далеко, ведрами не на­таскаешься. Стала Баба Яга вокруг дома бегать, кричать: «По­могите! Спасите! Пожар!» Но она-то в самой чаще леса жила, поэтому никто ее не услышал. А огонь-то все сильнее разгорает­ся. Что же делать Бабе Яге? Вспомнила, наконец, она про теле­фон. Но кому звонить? Тут Баба Яга очень пожалела, что не слуша­ла она Михаила Потапыча. А вы, ребята, знаете, по какому но­меру звонить при пожаре? Помогите Бабе Яге. (Надо звонить по телефону - номер «01».)

Добежала Яга до телефона, набрала номер «01» и закричала:
«Помогите, пожар! Спасите!» Ее спрашивают: «Где пожар?
Куда выезжать?» Но Баба Яга не слушает и все кричит в трубку:
«Пожар! Пожар!»

Короче говоря, пока пожарные разузнали, куда надо прие­хать, дом у Бабы Яги сгорел. Вот такая грустная история.

Можете ли вы подсказать Бабе Яге, что нужно было сооб­щить по телефону, чтобы пожарные быстро приехали на место пожара? (Баба Яга должна была назвать свой адрес.)

Правильно, Баба Яга должна была набрать номер «01» и ска­зать: Лесная чаща, дом на курьих ножках. И тогда пожарные быстро приехали бы на место пожара и спасли дом Бабы Яги.

Физкультминутка

Мы сидели, мы устали,

Сказку дружно сочиняли,

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку,

Тихо-тихо сев за парту.

Воспитатель : Чтобы каждый из вас не оказался в таком же положении, что и Баба Яга, мы сейчас поучимся сообщать по телефону - номер «01» правильные сведения пожарным, чтобы они быстрее приехали на место происшествия.

Задание. Набрать номер «01» и сообщить свой адрес и что горит.

Например: пожар по адресу: ул. Абрикосовая, дом 5, горит телевизор.

Давайте подведем итог.

Какие ошибки сделала Баба Яга, из-за которых возник по­
жар? (Не имела дома огнетушителя, оставляла печь без при­смотра.)

Что неправильно сделала Баба Яга, обнаружив пожар? (Она не сразу позвонила пожарным. Надо было набрать по телефону номер «01» и сообщить свой адрес.)

Сможете ли вы сделать такое сообщение правильно?
(Мы должны сообщить адрес и что горит.)

Правил пожарных несложен урок,

Знай, выполняй их и помни, дружок!

Чтобы не было в доме беды,

Мы запомнить с тобою должны:

Чтоб пожаров и бед избежать,

- С огнем не пристало играть!