Конфуций. Учение конфуция. Вопросы и задания

Знаменательно, что раннее христианство вообще начинало с негативного отношения к культу, с призыва к упрощению культа Напротив, победившее христианство создало пышные формы

1 Император Юстиниан (527-565) - один из наиболее яр-ких политических деятелей Византии. Провел серию реформ по ограничению произвола чиновников и наместников в провинци-ях, под его началом было кодифицировано римское право. Юс-тиниан вел активные наступательные действия против варвар-ских королевств, образовавшихся на месте Западной Римской империи. В годы его царствования был заново отстроен импера-торский дворец и храм святой Софии.

богослужения, напоминавшие и театральные зрелища, и цере-монии императорского дворца. Богослужение шло в специаль-ных помещениях, храмах, функция которых принципиально отли-чалась от назначения античных храмов. Греко-римские храмы были жилищем статуи бога (кроме того, в некоторых случаях, казнохранилищем города), и доступ внутрь святилища был от-крыт лишь жрецам. Верующие не выступали участниками рели-гиозных церемоний, но наблюдали их извне. Христианство, рас-пахнув двери храма, сделало верующих соучастниками богослу-жения. Поэтому в греческом храме основную художественную нагрузку нес экстерьер: зритель воспринимал храм преимущест-венно снаружи. Византийская церковь (особенно ранняя), наобо-рот, была лишена бросающихся в глаза наружных украшений - зато ее внутреннее пространство украшалось мозаикой и фре-сками, колоннадами и арками. Здесь горели сотни свечей, при-чудливо отражавшихся на мраморе стен и пола, на стеклянных кубиках мозаик; священник и диакон выходили в парадных одея-ниях; певчие исполняли гимны, славившие Христа и богородицу.

Символика византийского искусства

Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъес-тественным смыслом. Все элементы культа становились симво-лами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее, тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного.

Храм заключал в себе все пространство: небо - купол, рай -алтарную апсиду... и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто еще не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изобра-жение Страшного суда.

Храм также заключал в себе и все время" изображения ис-тории Христа (и его предыстории - ветхозаветных патриархов и пророков) рассматривались не как напоминание о прошлом, но именно как воспроизведение его, как его повторение.

Тема 3

ВИЗАНТИЯ И ЗАПАД

4. Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

По отношению к грекам латиняне испытывали смесь завис-ти и презрения, идущего от более или менее подавляемого чувства неполноценности. Латиняне упрекали греков в том, что

они манерны, трусливы, непостоянны. Но прежде всего они об-виняли их в богатстве. Это была рефлекторная реакция воинст-венного и бедного варвара на богатого цивилизованного чело-века.

Неотесанным варварам, которые противопоставляли свою простоту неестественности этой цивилизации церемониала, бы-ла непонятна застывшая в этикете светская учтивость. В 1097 г., во время приема лотарингских крестоносцев императором Алексеем I, один из них, раздраженный этим этикетом, уселся на трон, «находя неподобающим, чтобы один человек сидел, когда столько храбрых воинов пребывают стоя».

Такие же реакции у французов - участников II крестового похода, например несдержанность Людовика VII и его советни-ков перед манерами византийских посланцев с витиеватым язы-ком их речей: епископ Лангрский, «испытывая сострадание к ко-ролю и будучи больше не в силах выносить длинные фразы ора-тора и толмача, сказал им: «Братья мои, соблаговолите не говорить столь часто о славе, величии, мудрости и благочестии короля; он себя знает, и мы его знаем тоже; скажите ему быст-рее и без обиняков, чего вы хотите?»

Оппозиция была также и в политических традициях. Люди Запада, для которых главной политической добродетелью была верность - искренняя, честная верность феодала, - считали лицемерием византийские методы, целиком пропитанные сооб-ражениями государственной пользы. «Ибо у них, - писал еще Одон Дейльский, французский хронист II крестового похода, - общепринято мнение, что нельзя никого упрекать в клятвопрес-туплении, если он это позволил себе ради интересов святой им-перии».

На ненависть латинян греки отвечали отвращением. Анна Комнина, дочь императора Алексея, которая видела участников I крестового похода, описывает их как грубых, хвастливых, над-менных и коварных варваров. ...Превыше всего византийцам внушала ужас алчность людей с Запада, «готовых продать за обол жену и детей».

Тема 4

ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ ВИЗАНТИИ

6. А. П. Каждан. Византийская культура

Сохранение в Византии централизованного управления и императорского двора на первых порах содействовало сравни-тельно раннему возрождению городской жизни и городского производства: Византия раньше, чем Запад, выходит из полосы хозяйственного упадка... Здесь сохраняются значительные эле-менты античной цивилизации и римского права. Однако чем дальше, тем более явно проступают в Византии пороки само-державного государства: продажность чиновничества и отъяв-ленное казнокрадство; медлительность функционирования го-сударственного аппарата, обусловленная растянутостью ком-муникаций и боязнью ответственности во всех звеньях административной машины; традиционализм, тесно перепле-тенный с расслабляющей волю идеей избранничества; дорого-визна государственного аппарата... всеобщая имущественная и социальная неустойчивость, порождавшая произвол на одной стороне, а на другой - эгоизм и политический индифферен-тизм. Эта общественная неустойчивость, естественно, отража-лась и на природе государственной власти - с ее внешним все-могуществом и внутренней нестабильностью.

Слабость Византийской империи, обнаружившаяся в XI в. и приведшая в конце концов к катастрофе 1204 г., была обуслов-лена не развитием феодальных порядков, не феодальной раз-дробленностью, а наоборот - недостаточным развитием фе-одальных порядков. Страна страдала не от феодального расчле-нения, а от бюрократической централизации и от порожденного ею гражданского и морального безразличия, охватившего ши-рокие слои.

Вопросы и задания

1. Прочитайте тексты 1 и 2. Каким представляли в Византии образ идеального правителя? Перечислите его основные черты. Чем, с точки зрения Феофилакта Симокатты, император должен сдерживать «произвол своей власти»? Какую роль в обуздании «произвола власти» играют сословно-представительные органы в Европе? Было ли нечто подобное создано в Византии? Поче-му? Прочитайте описание характера Юстиниана I, его политиче-ской деятельности. Может ли, с вашей точки зрения, совме-щаться в одном человеке коварный деспот и блестящий полити-ческий деятель? Можно ли дать однозначную оценку роли такого правителя в истории?

2. Прочитайте текст 3. Что отличало христианский культ от языческого? Какую роль в христианском богослужении играли верующие? Какое воздействие это должно было на них оказы-вать? Расскажите о символике христианского храма и его внут-реннем убранстве.

3. Прочитайте текст 4. В чем Жак Ле Гофф видит причины отчуждения между Византией и Западом? Назовите их. Какая кажется вам наиболее важной? Какими видели друг друга за-падноевропейцы и византийцы? Почему? Что именно не нрави-лось им друг в друге? Как вы считаете, что лежало в основе раз-личий в поведении западноевролейцев и византийцев -только ли разница в культуре и манерах?

4. Прочитайте текст 5. Подумайте, почему централизован-ная власть стала тормозом для развития Византии Какие недо-статки ее стали проявляться? Какие социально-экономические процессы сдерживались центральной властью 9 Какие еще при-чины привели Византию к гибели 9

Глава VI

Цивилизации Востока в средние века

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток,

и с мест они не сойдут, Пока не предстанут Небо с Землей

на страшный Господень суд.

Редьярд Киплинг

На протяжении многих веков Восток и Запад вос-принимались как две полные противоположности, как олицетворения косности и прогресса, застоя и динами-ки, деспотизма и свободы.

В последнее время историки все чаще обращаются к проблеме «отставания» и «застойности» Востока, пе-ресматривая устоявшиеся, прочно укоренившиеся в сознании клише. Действительно, насколько «отста-лым» был Восток? Во всех ли областях и всегда ли опе-режала его Европа?

Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизнен-ный уровень там, вплоть до конца XVIII в., был зна-чительно выше, чем на Западе, города по своей чис-ленности превосходили европейские. В Лондоне, Па-риже, Венеции и Флоренции - самых крупных городах Запада - в XIII в. проживало примерно по 100 тыс. человек, в то время как в Китае уже в XI в. были города с населением от полумиллиона до милли-она человек, на арабском Востоке - до 300-400 ты-сяч. Вполне понятно, что соплеменники знаменитого венецианского купца Марко Поло (XIII в.), прожив-шего много лет в Китае, не верили его рассказам о ве-ликолепных огромных городах, между которыми проходили прямые, как стрелы, мощеные дороги, об-саженные деревьями, о постоялых дворах, где в пол-ной готовности содержалось около четырехсот лоша-дей, о хлебных амбарах, куда ссыпалось зерно, чтобы в годы неурожая распределять его среди населения, о гигантских базарах, вмещающих до 50 тыс. человек.

Все это настолько расходилось с тогдашней европей-ской действительностью, что путешественник про-слыл фантазером.

В крупных городах Востока развивалось ремесло, достигшее очень высокого для средневековья уровня. Европа покупала на Востоке шелк, фарфор, оружие, пряности, но долгое время она мало что могла предло-жить взамен. Когда в 1793 г. в Китай прибыла офици-альная миссия из Англии с предложением о торговле, император гордо ответил, что его страна не нуждается в английских изделиях. И в общем, это вполне соот-ветствовало истине.

Между тем жизнь средневекового Востока была неспокойна. Его политическая карта, особенно со времени появления исламской цивилизации, мно-гократно перекраивалась. Распадались старые им-перии, и на их месте возникали новые государства. Орды кочевников разрушали древние очаги культу-ры, ставя под угрозу само существование цивилиза-ции. Если Западная Европа уже к XII в. в основном освободилась от этой опасности, то на Востоке еще долгое время спустя продолжалась борьба с кочевни-ками.

История всех средневековых цивилизаций имеет много общих черт, но вместе с тем именно в ту эпоху особенно отчетливо определяется их разнообразие. Восток отнюдь не представлял собой единого целого: огромная пропасть разделяла кочевые племена и осед-лые культуры, различны были исторические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и бо-лее молодых, появившихся к VI-VII вв. н. э. (араб-ской и японской). Их неповторимое своеобразие складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религии спа-сения и выработанные ими системы ценностей, вли-явшие на государственность, официальную идеоло-гию, миросозерцание людей и их поведение, трудо-вую этику и т. д.

КИТАЙ: КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобаль-ных трансформаций и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущнос-ти, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарожде-ние феодальных отношений (в особой форме, о кото-рой будет сказано ниже) историки датируют време-нем от XI до IV в. до н.э., хотя считается, что наилучшие возможности для развития они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение. Формировались феодаль-ные отношения в их своеобразном, «восточном», ва-рианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуци-анства.

В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал учение, кото-рому было суждено стать плотью и кровью цивилиза-ции. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.

Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков стали госу-дарственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраня-ли ведущую роль в духовной жизни китайского об-щества.

Конфуцианство: спасение на земле

Конфуцианство - очень «земная» религия. Раци-ональность и практицизм настолько сильно выражены в нем, что некоторые ученые вообще не считают его ре-лигией в полном смысле слова.

Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, кото-рым должен следовать человек, - вот что в первую очередь интересовало Конфуция и его последователей.

Однако мир потусторонний все-таки незримо при-сутствует в учении: древнее божество - Небо - вос-принимается как средоточие высшего блага и гар-монии, как образец для подражания. И основные принципы конфуцианства как раз зиждутся на подра-жании небесной гармонии, они нацеливают человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.

Государство, которое Конфуций стремился привес-ти в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каж-дый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении.

Государь должен быть государем, сановник - са-новником, отец - отцом, сын - сыном.

Конфуций

Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Эти качест-ва должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры - старших, а подданные - своих правителей.

Однако принцип большой семьи означал и другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность влас-тей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.

« Преданность государю и забота о людях » - вот те основы, на которых, по мысли китайского философа, зиждется благополучие страны. Конфуций стремился сделать государственную власть гуманной.

Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ бу-дет добрым.

Конфуций

Поэтому Конфуций придавал большое значение нравственному облику чиновников - представителей власти, непосредственно осуществляющих управле-ние страной и напрямую связанных с народом. К ним философ предъявлял очень высокие требования, со-здавая образ чиновника-рыцаря - бескорыстного бор-ца за справедливость, духовно совершенного человека, готового всем пожертвовать во имя своих идеалов.

Конфуций и приверженцы его учения пытались пе-ревести теорию в практику: создавали специальные школы, в которых готовили новую бюрократическую элиту к выполнению высокой миссии. Впоследствии, когда конфуцианство превратилось в государственную религию, учение философа вошло как основной пред-мет в систему государственных экзаменов: только те, кто блестяще знал работы Конфуция, могли претендо-вать на получение должности чиновника.

Реальность нередко расходилась с высокими идея-ми философа: среди чиновников, наизусть знавших конфуцианский «моральный кодекс», попадалось не-мало корыстолюбцев, жестоких и нечестных людей. Однако были и другие, относившиеся к своим обязан-ностям именно так, как хотел основатель учения. Так, в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные бед-ственным положением в стране, стали обращаться к императору с предложениями о реформах и с крити-кой деятельности правительства - от экономики до внешней политики. На эти смелые доклады власть от-ветила жестокими репрессиями: неугодных казнили, ссылали, лишали должности; некоторые чиновники, чтобы доказать свое бескорыстие, кончали жизнь са-моубийством. Несмотря на расправы, поток критики не ослабевал, и в конце концов правительство было вынуждено уступить и согласиться на некоторые пре-образования.

Конфуцианство с его идеей гуманности и нравст-венности государственной власти укрепило бюрокра-тический аппарат, а в конечном счете и саму госу-дарственность.

Конечно, конфуцианство не определяло полно-стью духовную жизнь Китая. Оно существовало в об-становке соперничества с другими религиозными уче-ниями; почти одновременно с конфуцианством, в VI-V вв. до н.э., появилось учение философа Лао-Цзы - даосизм, в котором проповедовалось духовное совершенствование и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние с природой. В IV-V вв. н. э. в Китае стал широко распространяться буддизм. И буд-дизм, и даосизм имели много поклонников и в верхах общества, и особенно в народной среде, однако никог-да не вытесняли конфуцианства полностью. Скорее, они дополняли это рационалистическое, исполненное практицизма учение мистическим осмыслением мира и человека.

Конфуцианство выдержало и борьбу с политиче-ской школой легистов (от слова 1ех - закон), которые претендовали на ведущую роль в управлении страной. Легисты видели основу благополучия государства в строгом, суровом культе закона. Выполнение законов поощрялось, малейшее отступление от них преследо-валось.

Во времена Конфуция политика китайских прави-телей почти целиком находилась под влиянием легис-тов. Но в конце концов (и это очень примечательный факт) власть сделала ставку на конфуцианство, проро-чески оценив это гуманное учение как цементирую-щую цивилизацию силу.

Циклы китайской истории

Государственность конфуцианского Китая являет-ся своего рода образцом долголетия и устойчивости: ведь на протяжении почти двух тысячелетий она со-хранялась практически в неизменном виде. Между тем история Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточай-ших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.

Еще в древности китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов есть определенный ритм, действующий с четкостью часового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл и действовала весьма успешно. Но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялось крестьянство, среди чи-новников росла коррупция, крупные земельные собст-венники отстаивали свою независимость от централь-ной власти. Под конец всеобщий развал завершался народным восстанием, участники которого требовали смены правящей «плохой» династии.

Именно в таких условиях - жесточайшего эконо-мического и социального кризиса, голода и распада административной системы, восстаний - в 206 г. до н. э. начала свое существование первая конфуциан-ская империя, которой правила династия Хань. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая династия вновь объединила стра-ну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сдела-на не столько на насилие, сколько на моральные прин-ципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую поло-су упадка.

ВIII в. Китай распался на три самостоятельных го-сударства. Правда, в конце III в. была предпринята по-пытка вернуться к централизации, но новой династии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий.

В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды ко-чевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севе-ре страны возникло множество мелких государств, со-зданных захватчиками. Они довольно быстро кита-изировались, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления.

Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в.

Эпоха истинного расцвета Китая связана с динас-тией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало X в.) и династией Сун (X-XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и но-вые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и особенно поэзия.

Правление Сунской династии закончилось траги-чески для Китая, пережившего новую волну вторже-ния кочевых племен. В течение XIII в. империя была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280-1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай сопро-тивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, ир-ригационные сооружения, от которых зависело сель-ское хозяйство, не ремонтировались, огромное число китайцев было обращено в рабство.

Хотя монголы довольно быстро стали ассимилиро-ваться, недовольство их правлением возрастало. Древ-няя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила вос-ставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буд-дийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгро-мил монголов и в 1368 г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет).

Минское правительство сумело восстановить эко-номику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возмож-ности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но в конце XVI в. последовал очередной кризис, за-кончившийся весьма драматично: в начале XVII в. не-большое племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с соседними племенами, повело воору-женную борьбу с Китаем, и во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цин. Маньчжуры со временем удивительно органично впи-сались в структуру китайской империи и конфуциан-скую культуру. Очевидно, именно в этом была причи-на долголетия династии, которая просуществовала вплоть до начала XX в.

Чем же можно объяснить регулярно повторяющие-ся периоды расцвета и упадка, централизации и де-централизации в истории Китая? Многие китайские историки считают, что в этих циклах отражается борь-ба двух космических сил - добра и зла, попеременно одерживающих победу. Но если перевести разговор из плана метафизического в конкретно-исторический, то объяснение получится иным.

Учение конфуцианства настойчиво сторонится понятий о сверхъестественном или потустороннем. Сам Конфуций призывал учеников держаться подальше от духов. Он говорил о необходимости придерживаться высоких моральных принципов, а главной задачей считал создание процветающего государства, без тирании и насилия.

Для социального порядка необходимо, чтобы каждый занимал свое место. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Во всей этой системе должно быть беспрекословное подчинение младших по статусу старшим, на основе сыновней почтительности (сяо) первых и авторитета вторых. Моделью общественных отношений должна служить семья (семейный клан).

Конфуций учил, что в древние времена, в царствование легендарных императоров Яо, Шунь и Юй идеальное общество уже существовало. Его "реставрация" станет возможной, если во главе государства будет стоять человек совершенный, а помогать ему будут мудрые и благородные.

Конфуций создал образец идеального человека – цзюньцзы, "благородного мужа" или, в дословном переводе, "государева сына". Цзюньцзы должен был обладать качеством Жень (гуманностью), включавшим в себя скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие и пр. Он также должен иметь чувство долга (и), быть искреннем (чжен) и соблюдать ритуалы (ли). Именно таким людям должна принадлежать власть в обществе.

Таким образом, подразумевалось, что при назначении на должность, главным критерием должны стать добродетельность человека – его моральные качества. Фактически же была создана система строгих государственных экзаменов, в которой, кстати, уделялось действительно мало внимания практическим наукам. Претенденты на чиновничье место должны были проявить себя в знании древней культуры, литературы и философии.

Другой отличительной чертой средневекового конфуцианства стали четкое соблюдение предписанных норм поведения и многочисленных ритуалов, определенных практически для каждого случая и для всех сословий, а также фанатичная приверженность древности, выражавшаяся в сохранении внешних атрибутов старины, покроя одежды, архитектуры, домашней и храмовой утвари.

Культ

Основным предметом поклонения китайцев издревле было Небо (тянь), культ которого возник за несколько веков до Конфуция. Китайское Небо – это безликая сила, регулирующая жизнь людей, карающая недостойных и вознаграждающая добродетельных. Китайские императоры именовались Сынами Неба и, как считалось, имели с ним родственную связь. Смена династий преподносилась как передача Небом мандата (мин) на управление империей более достойным. Культ Неба осуществлял только сам император.

Важнейший для конфуцианства культ предков также не был нововведением Конфуция, однако для его последователей он имел новый смысл. С одной стороны, как уже отмечалось, Конфуций мало уделял внимания религиозной сфере в нашем обычном понимании. С другой, культ предков играл важную социальную роль. Существовала своего рода "табель о рангах", по которой человек, согласно своему статусу мог иметь то или иное количество табличек умерших предков в своем храме. Кроме того, похороны, соблюдение времени скорби по умершим предкам, воздаяние им посмертных почестей и жертвоприношения – все это, как и многое другое, регламентировалось множеством правил и их соблюдение определяло не только моральный уровень человека, но и его законопослушность в поддержании семейных, клановых и, наконец, государственных устоев.

В Китае, как стране до последнего времени почти исключительно аграрной, закономерно существовал и культ Земли (ше). Еще с древнейших времен он был связан с шаманизмом и оккультными практиками. Алтари Земли существовали в каждой деревне, а со временем стали строиться и при дворах знати и правителей. Каждой весной правитель на ритуальном поле возле столичного алтаря лично вспахивал первую борозду, после чего все остальные могли приступать к полевым работам. Весной и осенью возле алтарей Земли проходили праздники в честь пробуждения природы и сбора урожая. Эта практика также вошла в конфуцианскую традицию.

Культ Конфуция отличался от поклонения другим божествам и занимал особое место не только в конфуцианстве, но и в даосизме. Ритуал почитания Конфуция не содержит прошений, характерных для прочих религиозных культов, а состоит из гимнов, прославляющих его как великого Учителя. Главную церемонию в честь Конфуция раз в год на его родине проводил сам Император, а во времена Китайской республики члены правительства.

— это, прежде всего, морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».

Конфуцианство и Конфуций

Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-цзы (551-479 до н.э.), что переводится как «мудрый учитель Кун». В европейской транскрипции его имя звучит как Конфуций. Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их . Творчество Конфуция, по его собственному признанию, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.

Конфуций заимствовал : культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для зашиты интересов каждого индивида. В целом можно назвать учение Конфуция не столько религиозным, сколько этико-философским. в полном смысле оно становится в середине I тыс. н.э., когда сам его основоположник был обожествлен.

Конфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим прошлое .

В основе конфуцианства лежало два принципа:
  • все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их;
  • с точки зрения Конфуция и его последователей идеальное государство должно быть устроено как семья , в которой роли между членами жестко распределены.
  • Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощение судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.
Центральными для конфуцианства являются:
  • Понятие «жэнь» (или «чжэн»), которое можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Конфуций так пояснял это понятие одному из своих учеников: Человеколюбие — это «почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других»;
  • Принцип «ли» — соблюдение ритуала (обрядов, порядка, традиций). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план. По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция — благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни. Другими словами, усилия должны быть направлены не на поддержание порядка или построение справедливого общества, а на поддержание существующего порядка вещей, освященного традицией.

Сборник высказываний Конфуция

В «Луньюе », сборнике высказываний Конфуция, составленном его учениками, записаны его беседы с ними. В этих беседах раскрывается идеал совершенного человека (цзюнь цзы ), при этом человеческая личность рассматривается как самоценная. Конфуций создал программу совершенствования с целью достижения гармонии с Космосом. Благородный муж — источник идеала нравственности для всего . Ему присущи чувство гармонии и дар жить в природном ритме. Назначение мудреца — преобразовывать общество по законам гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Конфуций придавал большое значение пяти "постоянство, ритуал, гуманность, долг, справедливость, знание и доверие". В ритуале он видит средство, выступающее как основа и уток между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на государство, он говорил, что — это большая семья, а — это малое государство.

Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо — сыновней почтительности. Сяо — основа гуманности. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям согласно ритуалу, похоронить и приносить им жертвы согласно ритуалу. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи и родового клана.

В основу иерархии общества Конфуций положил принципы знания, совершенства, степень приобщения к . Чувство меры, заложенное в ритуале, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая всех к добродетели. Обращение к ритуалу помогало обществу выжить в экстремальных условиях, гармонизировать потребности населения, в том числе при ограниченных материальных и природных ресурсах. Идея, выраженная в «Шу цзине», древнем источнике, редактором которого был Конфуций, гласит:« Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». Она стала центральной в китайской культуре.

Идеи Конфуция при его жизни не были востребованы. С горечью он называл себя «несъеденной тыквой». Однако время все расставило по местам и спустя много лет после смерти авторитет Конфуция становится непререкаемым.

Большой вклад в развитие конфуцианства внес его ученик Мэн- цзы (372-289 до н.э.). Мэн-цзы также основывался на опыте предков. Он считал, что основа счастья и процветания народа лежит в его обучении высоким нравственным нормам. По примеру древних он призывал создать систему школ и дома призрения для престарелых. В идеальном государстве соблюдается баланс средств: власти получают все необходимое, а население при этом не страдает от непосильных поборов и неурожаев. В случае нарушения справедливости Мэн-цзы настаивал на праве народа на восстание и передачу «повеления Неба» новому добродетельному избраннику, так называемый принцип гэ мин.

На рубеже новой эры в конфуцианстве к ритуалу как средству управления подданными усилиями легистов, бывших противников конфуцианства, добавляется институт закона: ритуал следует применять в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исключительно на закон и наказания.

Начиная со II в до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией Китая. Каждый чиновник должен был доказать свои знания основных идей учения Конфуция, участвуя в экзаменах. Конфуцианские нормы и ценности становятся общепризнанными и превращаются в символ «истинно китайского». Это постепенно привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Однако это не препятствовало развитию других религий.

С IV в. н.э. в Китае получает распространение , под влиянием которого происходит модификация конфуцианства за счет включения в него элементов буддизма и . Возникло философское направление неоконфуцианства. Постепенно происходит обожествление Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память. Культ основателя учения повлек за собой все большее обожествление императора. Воля императора возводится в непреложный закон. Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти — дракон , могущественное и всесильное мифическое животное. Реформированное конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая вплоть до XX в., когда оно подверглось уничтожающей критике в годы культурной революции. В настоящее время конфуцианство восстанавливает свое влияние в некоторых странах.

КОНФУЦИЙ. АФОРИЗМЫ

Конфуций

древнекитайский философ, мудрец (551-479 до н.э.)

Мне не приходилось встречать такого, кто любил бы доблесть - дэ, как любят женскую красоту.

Обладаю ли я знаниями? Нет. Но когда низкий человек спросит меня о чем-либо, то, даже если я не буду ничего знать, смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему.

Цзи Вэнь-цзы обдумал каждое дело три раза, а потом уже действовал. Конфуций, узнав об этом, сказал: "Достаточно обдумывать два раза".

Самая краткая формулировка учения Конфуция содержится в его ответе Цзин-чуну (царю государства Ци) на его вопрос, как управлять государством. Конфуций сказал: "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".

Ты считаешь меня многоученым? - спросил как-то Конфуций ученика.

А разве нет? - ответил тот.

Нет, - сказал Конфуций, - я лишь связываю все воедино.

Стоя на берегу реки, Конфуций сказал: "Всё течет так же, как вода. Время бежит не останавливаясь".

Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер.

Золотое правило нравственности:

На вопрос "Что есть жэнь?" Конфуций ответил: "Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье".

/Древнеиндийские источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было бы почерпнуть стоя на одной ноге. Наконец он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилеру. Тот улыбнулся и ответил: "Не делай никому того, что ты не хочешь, что бы было сделано тебе"./

Цзы-Гун (ученик Конфуция) сказал, повторяя Учителя: "То, чего я не хочу, что бы делали мне, я не хочу делать другим". Конфуций на это ответил: "Этого добиться невозможно".

Сыма Ню спросил о Гуманности. Конфуций сказал: "О Гуманности говорить трудно". Сыма Ню сказал: "То, о чем говорить трудно, - это и есть Гуманность?". Философ сказал: "Делать это трудно, неужели говорить об этом не трудно?".

Благородный муж думает о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.

Те, кто обладают врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следует те, кто приобретают знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступают к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех.

Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.

Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль - большое.

Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?

Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить.

Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей.

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем её горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех её родных.

Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец.

В других областях князья угнетают народ.

Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, - конченый человек.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Существует ли бессмертие? - спросили у Конфуция.

Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть? - уклончиво ответил он.

Платить добром за зло - нелепость. Чем же тогда платить за добро?

Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него - не звучит.

/Это интерпретируется как отказ говорить о чем-либо до тех пор, пока правитель прямо об этом не спросит./

Благородный муж думает о Пути, не думает о еде. Когда пашут - за этим страх голода. Когда учатся - за этим стремление к жалованью. Благородный муж печалится о Пути, не печалится о бедности.

Цзы-Гун спросил: "Если бы Вы не высказывались, то что бы ученики записали за счет этого?". Конфуций ответил: "Разве Небо высказывается? Четыре времени года сменяются за счет этого. Сто вещей живут за счет этого. Разве Небо высказывается?".

Соотношение между правителем и народом таково: император - "всадник", чиновники и законы - "узда" и "вожжи", народ - "лошадь". Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздывать, нужно ровно держать вожжи и стимул, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом - лошади сами собой побегут.

Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее - то же самое, что ее перейти.

При разных принципах не найти общего языка.

Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали.

Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей!

Если на рассвете познаешь дао, то на закате солнца можно умереть.

Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? - спросили у Конфуция. - Да, есть. Это - снисходительность.

Ключевые слова этой страницы: , .

Тот, кто в разговоре проявляет осторожность, называется человеколюбивым?

Учитель ответил:

Если [человек] встречает трудности в деле, то разве он не будет осторожным в разговоре?

Сыма Ню спросил о благородном муже.

Учитель ответил:

Благородный муж не печалится и не испытывает страха.

[Сыма Ню] спросил:

Того, кто не печалится и не испытывает страха, можно назвать благородным мужем?

Учитель ответил:

Если, взглянув на свои поступки, [видишь], что стыдиться нечего, то отчего же еще можно печалиться и испытывать страх?

Сыма Ню сокрушался:

У всех есть братья, только у меня их нет.

Цзы Ся сказал:

Я слышал, что жизнь и смерть зависят от воли Неба, знатность и богатство – во власти Неба. Если благородный муж почтительно исполняет дела; не совершает ошибок, вежливо относится к людям и соблюдает Правила, то в пределах четырех морей ему все – братья. Зачем благородному мужу печалиться, что у него нет братьев?

На вопрос Цзы Чжана, кого называют проницательным.

Учитель ответил:

Если человек не поддается ни [умело] пущенной клевете, ни досужим вымыслам, то его можно назвать проницательным. Если не подвластен ни [умело] пущенной клевете, ни досужим вымыслам, то его можно назвать также и дальновидным.

Цзы-гун спросил об управлении государством.

Учитель ответил:

- [В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю].

Цзы-гун спросил:

Чем прежде всего из этих трех [вещей] можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?

Учитель ответил:

Можно отказаться от оружия.

Цзы-гун спросил:

Чем прежде всего можно пожертвовать из [оставшихся] двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?

Учитель ответил:

Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять.

Цзи Цзычэнь сказал:

Для благородного мужа важна его сущность, зачем ему вэнь-культура?

Цзы Гун ответил:

К сожалению, Вы ошиблись в оценке благородного мужа, а слетевшее с языка слово не догонит и четверка коней. Сущность и вэнь-культура одинаково важны [для благородного мужа]. Сняв шерсть, шкуру барса или тигра не отличишь от голой шкуры собаки или овцы.

Ай-гун обратился к Ю Жо:

Год выдался голодный, и средств не хватает. Как быть?

Ю Жо ответил:

Почему бы не восстановить десятину?

[Ай-гун] сказал:

Мне даже двух десятин не хватит, на что мне одна десятина?

И услышал в ответ:

Если у народа будет достаток, то разве может не хватать правителю? А если у народа не будет достатка, то разве может хватать правителю?

Цзы Чжан спросил:

Как приумножить добродетель и как выявить заблуждение?

Учитель ответил:

Руководствуйся преданностью и искренностью, действуй во имя справедливости – так приумножишь добродетель. Когда любят человека, желают ему долгой жизни; когда ненавидят человека, желают его скорой смерти. Желать жизни или смерти [человека] – это и есть заблуждение. Если так будешь поступать, то ничего не добьешься, а люди назовут это глупостью.

Циский Цзин-гун спросил учителя об управлении государством.

Кун-цзы ответил:

Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном.

[Цзин-]гун сказал:

Правильно! В самом деле, если государь не будет государем, сановник – сановником, отец-отцом, сын-сыном, то, даже если у меня и будет зерно, хватит ли мне его?

Учитель сказал:

Решить судебное дело с полуслова был способен только Ю.

Он же никогда не откладывал [выполнение] обещанного.

Учитель сказал:

Я не хуже других разбираю тяжбы, но лучше бы их вовсе не стало.