Конфликт израиля и палестины причины последствия. Израиль и Палестина: история конфликта (кратко). Что там происходит сейчас

Трагедия в Иерусалиме, которая произошла вчера, взволновала весь мир. Гражданские лица без оружия молились в синагоге, в это время двое палестинцев из Восточного Иерусалима вошли в святыню с оружием и устроили кровавое побоище, убив четверых человек. Ответственность за нападение на себя взяла военизированная группировка «Народный фронт за освобождение Палестины». В очередной раз два непримиримых соперника напомнили миру о своем кровавом конфликте.

История существования на политической карте мира Израиля – это история войн. За свое недолгое существование границы страны менялись несколько раз. Еврейский народ на протяжении долгого времени оттеснялся арабскими соседями, не находя мирного выхода из сложившейся ситуации.

Вот уже более 20 лет Палестина и Израиль пытаются найти мирный способ разрешения векового конфликта.

Первая война: кровавая независимость

Война на территории государства Израиль начинается на следующий же день после объявления независимости. Провозглашение независимости Израиля произошло 14 мая 1948 года, а уже 15 мая пять арабских стран объявляют войну новой стране и отправляют свои войска к ее границам.

В ходе первой войны Израиль одерживает победу и значительно расширяет свои территории. Столицей провозгласили Иерусалим, но не весь город оказался под властью еврейского народа, а только часть.

Война официально закончилась в 1949 году. Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Израиль подписали мирный договор. Итогом войны арабского мира и Израиля стало большое количество палестинских беженцев, которые покинули мятежный регион. На сегодняшний день ООН заявляет о 5 миллионах переселенных лицах, которые обратились за помощью в другие страны.

Вторая война: возвращение земель

Следующий виток арабо-израильской войны произошел в 1967 году. Первым удары нанес Израиль. Боевые действия продолжались на протяжении 6-ти дней. С одной стороны был Израиль, с другой – союз Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира.

Причиной агрессии Израиля стали действия его арабских соседей. За несколько недель до начала войны арабские соседи начали стягивать к границам государства военную технику. Правительство в Иерусалиме приняло решение атаковать первыми.

И в этой военной компании фактическая победа оказалась за Израилем. Оккупированные территории превысили собственные территории страны в 3,5 раза. Израиль вернул себе под контроль Восточный Иерусалим, который по мирному договору 1949 года отходил Иордании, а также аннексировал Сектор Газы.

Правительство принимает решение незамедлительно начать интеграцию оккупированных территорий в израильское общество и начинается строительство еврейских поселений. Мировая общественность не приняла результаты войны, Совбез ООН выступил с резкой критикой действий Израиля.

Резолюция 242 (1967 год), Совет Безопасности ООН: "22 ноября 1967 года после длительных переговоров Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 242 (1967), в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В резолюции утверждалось, что для установления справедливого и прочного мира необходимо применение двух принципов: вывод израильских сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта, и прекращение всех претензий или состояний войны и уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению".

Третья война: удар исподтишка

Последнюю официальную войну начали Египет и Сирия. Война Судного дня началась 6 октября 1973 года. Продолжалась она 18 дней.

Египет и Сирия напали на Израиль неожиданно, в момент празднования иудейского праздника Йом Кипур. Эффект неожиданности и неготовность к боевым действиям дали свои результаты. На первой фазе боевых действий чаша весов перевешивала в сторону арабских военных.

Но вторая половина конфликта была благосклонна к Израилю, и евреи в очередной раз выгнали за свои границы нападающих. Война была окончена очередной резолюцией ООН, текст которой был схож с предыдущей.

Мадридские переговоры: страна-призрак Палестина

Первые мирные переговоры и заключение договора было осуществлено в 1978 году между Израилем и Египтом. Но решение палестинского вопроса не решалось до 90-х годов. Первая официальная встреча еврейского и арабского руководства состоялась в 1991 году в Мадриде. На этой встрече было выделено несколько пунктов, которые должны были урегулировать обстановку повисшей в воздухе полномасштабной войны.

1. Выполнение резолюции СБ ООН 242 и 338 (338 - вторая резолюция после Войны Судного дня);

2. Соблюдение принципа «земля в обмен на мир»;

3. Обеспечение законных прав палестинского народа;

4. Достижение безопасности и мира для израильтян;

Мадридские переговоры не подразумевали создания отдельного государства палестинским народом. Этот вопрос не поднимался вплоть до 2003 года. Мирный план «дорожной карты» был совместной разработкой России, США, ООН и Евросоюза. По тексту разработанного документа за два года необходимо было поэтапно снизить уровень напряженности конфликта и создать новое государство – Палестина.

Но этот план не реализован и ныне. Причина этого разногласия внутри и израильской, и палестинской политической элиты.

Последние события в Израиле показали, что Ближний Восток стоит на пороге очередной войны. В этом году израильская армия уже проводила бомбардировку Сектора Газы и палестинских территорий. В ответ на агрессию Иерусалима палестинцы устраивают теракты в границах Израиля.

Мало отыщется на планете более непримиримых друг к другу стран, чем Палестина и Израиль. История конфликта имеет глубокие корни и продолжается по сей день. Войну между арабами и евреями можно назвать хронической. Конца и края этому противостоянию не видно…

Предпосылки конфликта

Примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры территория, о которой идет речь, была завоевана и заселена еврейскими племенами. В древних летописях можно отыскать такие ее названия как Ханаан, Келесирия и Палестина. Первое упоминание о Землях Израиля датируется 1030-м годом до рождения Христа.

В 6 столетии до нашей эры евреев изгнали вавилоняне, но уже примерно спустя 60 лет коренные жители вернулись и восстановили свое господство. В 4 веке нашей эры территория современных Израиля и Палестины стала частью империи римлян, а спустя 3 столетия сюда пришли арабы. Евреи были изгнаны. Их земли вошли в состав Османской империи и оставались в ней вплоть до окончания Первой Мировой войны.

Арабское государство оказалось в числе проигравших, и Великобритания, получившая мандат на курирование дел на Ближнем Востоке, запустила процесс возвращения евреев на их историческую родину. Основой для этого послужила Декларация Бальфура, которая оправдывала претензии сионистов на территории Палестины, заселенной арабами. Данный документ, обнародованный в 1917 году, можно считать отправной точкой современного конфликта.

Первая половина 20 века

Конец второго десятилетия 20 века ознаменовался массовым переселением евреев из Европы на берега Иордана. В большинстве своем, это были мирные люди. Воду же «баламутили» идейные сионисты. Они призывали евреев изгнать арабов из палестины, но к радикальным действиям пока не переходили. Хотя уже было создано военное объединение «Хагана».

В 1932 году на территории Палестины проживало более 200 тысяч евреев, к 1938-му эта цифра удвоилась, а после окончания Второй мировой достигла 620 тысяч. Уже имелись все предпосылки для создания соответствующего государства, и этот процесс поддержали страны-победители.

Евреи выражали желание занять всю территорию Палестины, полностью изгнав арабов. Но Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1947 года было принято решение о создании двух независимых государств: Израиля (14 тыс. кв. м) и Палестины (11 тыс. кв. км). В первом должны были проживать евреи, а во втором арабы. Между странами предполагалась нейтральная (интернациональная зона) – Иерусалим.

Данное решение одобрили мировые лидеры – СССР и США, не были против и главные фигуранты процесса – евреи и арабы. В 1948 году на карте появилось новое государство – Израиль. Казалось, что конфликт подошел к своему счастливому завершению.

Вторая половина 20 века и наши дни

Но надежды на лучшее не сбылись, и у всех на слуху продолжала оставаться фраза «Израиль против Палестины». История конфликта не окончилась. Радикальные сионисты не хотели признавать независимость арабской державы на территории Палестины, претендуя на эту часть. Они вели воинственную риторику и организовывали террористические акты. Со своей стороны, арабский мир (Ливан, Египет, Саудовская Аравия, Йемен) не признал независимость Израиля и объявил ему «джихад».

Количество евреев увеличивалось с каждым годом, и им удалось создать 30-тысячную армию. Но у арабов было 40 тысяч солдат. Руководил армией мусульман король Иордании, и первое время ей сопутствовала удача. Но в 1948-м евреи пошли в наступление и заняли почти всю территорию Палестины, вынудив эмигрировать около миллиона арабов.

ООН неоднократно призывала обе стороны к миру, но конфликт длится по сей день. Он то стихает, то разгорается сильнее. На данный момент существует государство Израиль с населением более 8 миллиона человек и территорией 22 тысячи квадратных километров.

Палестина же, хоть и была провозглашена государством еще в 1988-м, до сих пор не получила признания со стороны множества стран. Поэтому о ее суверенитете говорить нельзя. Она занимает территорию Западного берега реки Иордан, а так же Сектор Газа, на которую продолжает посягать Израиль. Более 4,5 миллионов арабов ожидают того момента, когда их родина станет полноправным государством, и война, наконец прекратится. Но даже ориентировочную дату завершения конфликта называть пока не берется никто.

Есть такая точка в мире — Палестина. Для многих это святая земля. Но даже люди, которые не слишком верят, понимают, что Палестина на карте мира — место не совсем обычное . Это не просто один из конфликтов, это символическая точка мира, вокруг которой формировалась наша история и наша культура. Палестина на карте мира, столица Иерусалим – эти слова звенят в душе каждого человека. Именно здесь и сейчас идет борьба за те ценности, за которые она происходила в этих местах тысячу лет назад, две тысячи, две с половиной тысячи лет назад.
Палестина на карте мира в 2014 году – это два анклава, разделенные Израилем, — Сектор Газа и Западный берег. Но когда-то это была единая Святая земля…

Палестина и Израиль – история конфликта

В целом весь Ближний Восток – это колыбель трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. А в Палестине и вовсе во все времена жили рядом мусульмане, христиане, иудеи. С древнейших времен палестинские крестьяне пасли на этих землях, скот, выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Здесь же расположена первая кибла мусульман и третья святыня в исламе – мечеть Аль-Акса.
Израильтяне правили только некоторыми частями Палестины в течение 4 веков, в то время как присутствие мусульман исчисляется 12 веками! Более того – народ Израиля оставил Палестину с 135 года н.э. до 20 века. Таким образом их связь со святой землей прервалась на 18 веков.
Так в чем же причина конфликта Израиля и Палестины? С разрушением Османского халифата, европейские державы устремились на Восток в попытке разделить его. Поэтому неудивительно, что в 1907 году на конференции в Лондоне – столице Британской колониальной империи впервые прозвучал термин «буферное государство». Идея состояла в том, чтобы создать в Палестине щит против мусульманского населения региона и отделить азиатскую часть халифата от африканской.
Этому мероприятию предшествовало основание Всемирной Сионистской организации под руководством Теодора Грецля в 1897 году. Политическая кампания по образованию сионистского государства на землях Палестины и активная дипломатическая работа особенно в колониальной Британии возымели успех. Однако настойчивые предложения халифу Абд аль-Хамиду о продаже палестинских земель еврейским переселенцам были категорически отвергнуты: «Я советую ему не касаться этой темы. Я не могу продать ни одной пяди этой земли, потому что она принадлежит не мне, а моему народу. Мой народ создал Империю путем жертв и крови, и мы прольем свою кровь, прежде чем отдать эту землю кому бы то ни было. Пусть евреи оставят свои миллионы для себя. Если Империя распадется, то они получат ее бесплатно. Но это случится лишь через наши мертвые тела. И я не позволю этого, ни под каким предлогом никогда».
Палестина отвергла предложения, так начался конфликт с Израилем.

Израиль и Палестина, конфликт кратко – это борьба

В декабре 1917 года Англия полностью оккупировала Палестину, а командующий британской армией провозгласил: «Теперь крестовые походы закончены». К 20-му год она установила военное положение на всей Палестине. Так начался конфликт с Израилем, государство которого появилось на карте в 1948 году.
Палестинцев лишили конституционного правления, а ее земли стали заселять выходцами из Европы еврейского происхождения, которые начали формировать боевые отряды.
До 1948 года евреям принадлежали только 6,5% от всей площади земель Палестины.
По окончании Второй мировой войны евреи заявили, что их безопасность может быть обеспечена только национальным еврейским государством на землях Палестины. И 13 августа 1945 года американский президент Труман обратился к английскому премьеру с просьбой разрешить иммиграцию 100 тысяч евреев в Палестину. А 29 ноября 1947 года ООН под давлением США и СССР приняла решение разделить Палестину на арабское и еврейское государства. Таким образом еврейское меньшинство получило 54% земли Палестины, хотя до этого владело лишь 6 процентами.
Вскоре в ходе войны между арабской армией и отрядами еврейских боевиков состоялась аннексия 78% земель Палестины, а 14 мая 1948 года евреи объявили о создании Израиля. Из Палестины были изгнаны 60% населения – это от 800 000 до 1 млн 390. Были сожжены 478 палестинских деревень (всего их было 580). Самым зверскими массовым убийством мирного палестинского населения стало убийство в деревне Дер-Ясин. Тогда было убито 254 женщины, стариков и детей. Вся палестинская инфраструктура была уничтожена, и поэтому когда говорят, что Палестина и Израиль – это история конфликта между религией и наукой, то отчасти это так. Сионистские радикалы ввергли в состояние первобытной пустыни Палестину, когда-то служившую научным, образовательным и культурным центром на Востоке.

Как помочь Палестине

Когда нас спрашивают, как помочь Палестине, мы отвечаем – нужно всё. Там всего не хватает. Там нужен хлеб, медицинское оборудование, лекарство, строительные материалы. Сектор Газа – это остров, отрезанный от ХХI века.
И наш фонд возит туда благотворительную помощь.

Арабо-израильский конфликт

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

В конфликте участвовали и участвуют арабские страны (Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Египет, Ирак и другие арабские страны) и еврейское государство Израиль. За время конфликтов было заключено много договоров о перемирии между разными странами, но конфликт всё равно продолжался и с каждым годом становится всё агрессивнее и агрессивнее и со стороны евреев, и со стороны арабов. Появляются всё новые причины для войны и цели в ней. Но самой главной целью арабов является создание суверенного государства в Палестине, которое должно было создаться после резолюции ООН от 29 ноября 1947 года.

В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и коренного арабского населения Палестины. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Причины конфликта

Определяя комплекс причин, которые породили конфликт, необходимо отметить следующие:

Историко-территориальные (притязания палестинских арабов и евреев на одну и ту же землю и разные трактовки истории этих территорий);

Религиозные (существование общих или близко расположенных святынь);

Экономические (блокада стратегических торговых путей);

Международно-правовые (невыполнение сторонами решений ООН и других международных организаций);

Международно-политические (на разных этапах проявились в заинтересованности различных мировых центров силы в катализации конфликта).

Исторические корни конфликта

Арабо-израильский конфликт

Исторические корни конфликта

Палестина — территория с древней историей. Около XI в. до н.э. на территорию Палестины стали проникать древнееврейские племена, создавшие здесь свои государства (Израильское и Иудейское царства). Позднее Палестина входила в состав государств Ахеменидов, Александра Македонского, Птолемеев и Селевкидов, была провинцией Рима и Византии. При римлянах подвергшееся притеснениям еврейское население было рассеяно по другим странам Средиземноморского региона, а частью ассимилировалось с местным христианским населением. В 638 г. Палестину завоевали арабы, она стала одной из провинций халифата под названием аль-Фаластын. Именно в этот период территория страны начала заселяться арабскими крестьянами-феллахами. Господство мусульман в Палестине продлилось почти 1000 лет. В 1260—1516 гг. Палестина — провинция Египта. С 1516 г. эта территория входила в состав Османской империи, являясь частью то вилайета Дамаск, то вилайета Бейрут. С 1874 г. в Османской империи выделяется область Иерусалим, управляющаяся непосредственно из Стамбула. В 1917 г. в ходе Первой мировой войны Палестина была оккупирована английскими войсками и стала (с 1920 по 1947 г.) подмандатной территорией Великобритании. В начале XX в. Палестина стала восприниматься международными еврейскими кругами, организовавшимися на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 г., как очаг еврейской государственности. Сионистская организация стала предпринимать практические шаги по евреизации страны. В этот период идет строительство еврейских городов и поселений (созданы такие города, как Тель-Авив —1909 г., Рамат-Ган — 1921 г., Герцлия /Херцлия/ — 1924 г., Натанья — 1929 г.), резко усиливается поток иммигрантов-евреев из стран Европы, Америки, Азии, Африки. В Палестине уже в значительной степени перенаселенной, испытывавшей недостаток свободных земель и водных ресурсов, стали вспыхивать конфликты между укоренившимися здесь почти полторы тысячи лет назад арабами и прибывающими евреями.

Впервые идея создания отдельных арабского и еврейского государств в Палестине возникла в 30-х годах. В 1937 г. британской королевской комиссией был предложен план раздела подмандатной территории на три части. Первая, охватывающая территорию северной Палестины, включавшая Галилею и часть приморской полосы, предназначалась под еврейское государство. Второй сектор, занимавший Самарию, Негев, южную часть правобережья Иордана, а также территориально оторванные от них города Тель-Авив и Яффа, должен был послужить для создания арабского государства. Наконец третий сектор, согласно планам комиссии, должен был оставаться под нейтральным мандатным управлением Великобритании. В этот сектор, наряду с имеющими важное стратегическое положение Иудейскими горами, вошли святыни мусульманской, еврейской и христианской культуры: Иерусалим, Вифлеем, Назарет. Претворению в жизнь этого плана помешала разразившаяся Вторая мировая война. После окончания мировой войны вопрос о разделе Палестины был реанимирован. Еврейские организации напоминали об ужасах Холокоста и требовали немедленного провозглашения государства Израиль. Схема раздела Палестины, предложенная ООН в 1947 г., сильно отличалась от планов предвоенного политического переустройства региона. Согласно резолюции № 181 Генеральной ассамблеи ООН еврейское государство значительно увеличивало свою площадь за счет арабских территорий на юге. От нейтральной международной зоны, под которую изначально предполагалось выделить 1/10 территории Палестины, остался лишь небольшой анклав, включавший Иерусалим и Вифлеем с ближайшими пригородами. Эта территория должна была управляться администрацией ООН с помощью особого выборного органа и быть полностью демилитаризованной. Планируемая территория еврейского государства включала три, а арабского — четыре не связанных между собой участка территории. Резолюция ООН нарушила этнический паритет. Территория еврейского государства за счет пустынных пространств Негева оказалась больше арабской, что не соответствовало этнической картине послевоенной Палестины: в 1946 г. здесь на 1269 тыс. арабов приходилось всего 678 тыс. евреев.

В Палестине было создано только еврейское государство — Израиль (1948 г.). Мирное сосуществование на одной земле двух враждебных друг другу государств с разными религиозно-культурными фундаментами, с нечетко определенными искусственными границами было невозможным.

Этот один из самых длительных региональных конфликтов современности длится более 60 лет. В целом историю конфликта можно разделить на несколько ключевых этапов: арабо-израильская война 1948 г. (первая война), Суэцкий кризис 1956 г. (вторая война), арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. (3 и 4 арабо-израильские войны), Кэмп-дэвидский процесс мирного урегулирования 1978-79 гг., война в Ливане 1982 г. (пятая война), процесс мирного урегулирования 90-х годов (Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г.) и Интифада 2000 г., начавшаяся 29 сентября 2000 г. и зачастую определяемая экспертами как "шестая война" или "война на истощение".

Первая война разразилась сразу же после провозглашения 14 мая 1948 г. независимости Государства Израиль. Вооруженные контингенты пяти арабских стран: Египта, Иордании, Ирака, Сирии и Ливана заняли ряд территорий в южной и восточной частях Палестины, зарезервированных по решениям ООН за арабским государством. Затем арабами был занят еврейский квартал в Старом Иерусалиме. Израильтяне тем временем взяли под свой контроль стратегически важную дорогу, ведущую от побережья к Иерусалиму, проходящую через Иудейские горы. К началу 1949 г. вооруженные формирования сумели занять Негев вплоть до прежней египетско-палестинской границы, за исключением узкой прибрежной полосы сектора Газа; эта полоса осталась под египетским контролем и именно она теперь обычно и именуется сектором Газа, хотя по решению ООН 1947 г. арабский сектор Газа должен быть гораздо больше по площади. Иорданская армия сумела закрепиться на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. Занятая иорданской армией часть Западного берега стала рассматриваться как часть Иорданского государства. Переговоры февраля—июля 1949 г., приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 г.

Вторая война вспыхнула спустя семь лет. Под предлогом защиты национализированного египетским правительством Суэцкого канала, доселе находившегося в собственности европейских компаний, Израиль ввел свои войска на Синайский полуостров. Спустя пять дней после начала конфликта израильские танковые колонны захватили сектор Газа, вернее то, что от него оставалось арабам после 1948—1949 гг., заняли большую часть Синая и вышли к Суэцкому каналу. В декабре, после объединенной англо-французской интервенции, предпринятой против Египта, в области конфликта были размещены войска ООН. Израильские вооруженные силы покинули Синай и сектор Газа в марте 1957 г.

Третья война, за свою скоротечность получившая название Шестидневной, протекала с 5 по 10 июня 1967 г. Поводом для нее послужило усиление бомбардировок военных объектов Израиля сирийской авиацией в начале 1967 г. В течение Шестидневной войны Израиль практически уничтожил египетские военно-воздушные силы и установил свою гегемонию в воздухе. Война стоила арабам утраты контроля над Восточным Иерусалимом, потери Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Синая и Голанских высот на израильско-сирийской границе.

Периодические вооруженные стычки, последовавшие за Шестидневной войной, сменились новым обострением конфликта 6 октября 1973 г. В день еврейского религиозного праздника йом-киппур израильские армейские части подверглись нападению со стороны Египта в районе Суэцкого канала. Израильтянам удалось прорваться на территорию Сирии и окружить там египетскую Третью Армию. Еще одним стратегическим успехом Тель-Авива стало форсирование Суэцкого канала и установление своего присутствия на его западном берегу. Израиль и Египет подписали в ноябре соглашение о перемирии, которое 18 января 1974 г. было закреплено мирными соглашениями. Эти документы предусматривали вывод израильских сил с территории Синая к западу от перевалов Митла и Гиди в обмен на сокращение военного присутствия Египта в зоне Суэцкого канала. Между двумя противоборствующими армиями были развернуты силы ООН по поддержанию мира.

26 марта 1979 г. Израиль и Египет подписали в Кэмп-Дэвиде (США) мирный договор, который завершил состояние войны, существовавшей между двумя странами в течение 30 лет. В соответствии с кэмп-дэвидскими соглашениями Израиль целиком возвратил Египту Синайский полуостров, а Египет признал право Израиля на существование. Два государства установили дипломатические отношения друг с другом. Соглашения в Кэмп-Дэвиде стоили Египту исключения из Организации Исламская конференция и из Лиги арабских государств, а его президенту Анвару Садату — жизни.

5 июня 1982 г., усилилась напряженность в отношениях между израильтянами и палестинцами, укрывшимися на территории Ливана. Она вылилась в пятую по счету арабо-израильскую войну, в течение которой Израиль подвергал авиабомбардировкам Бейрут и районы южного Ливана, где были сосредоточены лагеря боевиков Организации освобождения Палестины (ООП). К 14 июня сухопутные войска Израиля углубились в Ливан до предместий Бейрута, который был ими окружен. После массированного артобстрела израильтянами Западного Бейрута ООП эвакуировала из города свои вооруженные формирования. Израильские войска покинули Западный Бейрут и основную часть Ливана к июню 1985 г. Под контролем Израиля оставалась лишь небольшая территория на юге Ливана. В ночь с 23 на 24 мая 2000 г. под давлением международных миротворческих организаций и учитывая мнение своих граждан, не желавших жизнями солдат расплачиваться за военное присутствие на чужой территории, Израиль полностью вывел свои войска с юга Ливана.

В конце 80-х годов наметились реальные перспективы мирного выхода из затянувшегося ближневосточного конфликта. Вспыхнувшее на оккупированных территориях в декабре 1987 г. народное восстание палестинцев (интифада) вынудило израильские власти прибегнуть к поиску компромисса. 31 июля 1988 г. король Иордании Хусейн заявил о прекращении административных и иных связей своей страны с Западным берегом Иордана, в ноябре 1988 г. была провозглашена независимость государства Палестина. В сентябре 1993 г. при посредничестве США и России в Вашингтоне была подписана декларация, открывающая новые пути урегулирования кризиса. В этом документе Израиль давал согласие на организацию Палестинской национальной автономии (но не государства), а ООП признавала право Израиля на существование. В соответствии с Вашингтонской декларацией, в мае 1994 г. было подписано соглашение о постепенном введении палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в течение пятилетнего переходного периода (вначале в секторе Газа и городе Ариха /Иерихон/ на Западном берегу). В последующий отрезок времени территория, на которой стала осуществляться юрисдикция ПНА, постепенно расширялась. В мае 1999 г., когда истек срок временного статуса ПНА, палестинцы пытались вторично — и уже на более серьезных основаниях — провозгласить свою независимость, но были вынуждены отказаться от этого решительного шага под давлением мирового сообщества.

В целом, пять арабо-израильских войн продемонстрировали, что ни одна из сторон не может нанести решительное поражение другой. Во многом это обусловливалось вовлечением сторон конфликта в глобальное противостояние времен холодной войны. Ситуация в плане урегулирования конфликта качественно изменилась с распадом СССР и исчезновением биполярного мира.

Изменения в мире привели к тому, что арабо-израильское противостояние вышло из системы глобального противостояния СССР-США. В процессе урегулирования конфликта обозначились существенные позитивные изменения, о которых, в частности, свидетельствовали палестино-израильские соглашения в Осло в 1992 г. (главный пункт которого - постепенная передача Израилем Западного берега и сектора Газа в самоуправление палестинским представителям), иордано-израильский мирный договор 1994 г., сирийско-израильские мирные переговоры 1992-1995 гг. и т.д.

В целом, конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались кардинальными переменами в процессе мирного урегулирования ближневосточного конфликта. «Венцом» всего процесса стало признание со стороны Израиля ООП в качестве представителя палестинского народа, а также исключение из «Палестинской хартии» пункта, отрицающего право Израиля на существование.

Однако, начиная с середины 1996 г., динамика переговорного процесса и палестино-израильских отношений изменилась в худшую сторону. Это было связанно с внутриполитическими изменениями в Израиле, проблемами строительства палестинского государства. При этом кульминационным моментом данного периода стал визит в сентябре 2000 г. лидера оппозиционной правой партии Ликуд Ариэля Шарона в Иерусалим, где он сделал провокационное заявление, в котором заявил, что «будет использовать все демократические средства, что бы не допустить раздела Иерусалима», в ответ премьер-министру Израиля Эхуду Бараку, который предложил разделить Иерусалим на две части Западную - израильскую и Восточную - арабскую. С данного провокационного выступления и началась Интифада-2000, положившая начало современному ближневосточному кризису.

Позиции сторон

Позиция сторонников Израиля

Сионистское движение, на основе которого было создано государство Израиль, видит в Палестине историческую родину еврейского народа, и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это утверждение основывается на нескольких основных принципах:

Принцип равенства народов: подобно другим народам, у которых есть свое суверенное государство, евреи также имеют право жить в своей стране и управлять ей.

Принцип необходимости защиты евреев от антисемитизма : явление антисемитизма, кульминировавшее в целенаправленном геноциде против евреев (Холокост ), проводившимся нацистской Германией в первой половине 1940-х годов, вынуждает евреев организоваться в целях самозащиты и найти территорию, которая служила бы убежищем в случае повторения катастрофы. Это возможно только с созданием еврейского государства.

Принцип исторической родины: как показывают многочисленные антропологические и археологические исследования, на территории Палестины начиная с XIII века до н. э. проживали еврейские племена, с XI по VI век до н. э. существовали еврейские государства. Преобладающее присутствие евреев на этой территории сохранялось и после завоевания последнего еврейского государства древности, Иудеи, вавилонским царем Навуходоносором II , на протяжении следующих веков с поочередным переходом земель из рук в руки, и вплоть до восстания Бар-Кохбы в 132 году н. э., после которого значительное количество евреев было изгнано римлянами из страны. Но даже после этого изгнания до V века н. э. в Галилее сохранялось еврейское большинство . В иудаизме эта территория называется «Эрец Исраэль », что в переводе означает «Земля Израиля». Она была обещана Иакову (Израилю) Богом как Земля Обетованная, которую Он предназначает для евреев. Со времени возникновения еврейского народа одной из основополагающих и проповедуемых иудаизмом идей является связь этого народа с землей Израиля.

Группа общественных организаций, представляющих интересы евреев, изгнанных из арабских стран в 1948-1970-е гг., чьи потомки составляют до 40 % населения Израиля , считает, что территории, приобретённые евреями в Израиле, несоразмерно меньше, чем утраченная ими в ходе изгнания недвижимость, а материальные потери согнанных со своих земель палестинцев также меньше, чем потери изгнанных евреев .

Позиция противников Израиля

  • Арабские государства и местные арабы изначально были категорически против создания государства Израиль на территории Палестины.
  • Радикально настроенные политические и террористические движения, а также правительства некоторых стран, принципиально отрицают право Израиля на существование.
  • С тенденцией усиления фундаменталистских настроений в арабском мире начиная со второй половины XX века , арабская позиция дополняется распространением продиктованного религией убеждения, согласно которому эта территория является частью исконно мусульманских земель.
  • Противники и критики Израиля считают, что политика данного государства на оккупированных территориях перешла в расизм и апартеид , постепенно лишая палестинцев их земли и грубо нарушая их права.

Этапы противостояния

Анализ динамики конфликта позволил нам выделить 4 основные этапа противостояния.

На первом этапе (до 14 мая 1948 года) конфликт был сугубо локальным. Весьма сложно определить конкретных субъектов противостояния, ведь в каждом лагере были силы настроенные как на диалог, так и на конфронтацию. В целом, ответственность за эскалацию напряженности на этом этапе, на наш взгляд, должна быть относительно равно поделена между сторонами. Но следует также отметить изначально более склонную к компромиссам и мирную установку еврейских лидеров (что воплотилось в публичных заявлениях и Декларации Независимости).

Следующий этап продолжался с начала войны 1948 года по окончании войны 1973 года. Этот период противостояния стал самым кровавым, и его с уверенностью можно назвать ядром противостояния. За эти 25 лет произошло пять (!) полномасштабных военных столкновений. Все они были выиграны Израилем. Войны были либо начаты, либо в той или иной степени спровоцированы арабскими государствами. В этот период отсутствовал систематический мирный процесс (за исключением крайне редких мирных послевоенных переговоров).

Третий этап конфликта (с 1973 по 1993 годы) характеризуется началом мирного процесса, чередой стратегических переговоров и мирных соглашений (Кэмп-Дэвид, Осло). Здесь часть арабских государств изменила свои позиции и пошла на мирные переговоры с Израилем. Однако позитивный настрой был несколько омрачен войной 1982 года в Ливане.

С 1994 года ведет свой отсчет современный этап конфликта. Военное противостояние перешло в область терроризма и анти – террористических операций. Мирный процесс стал системным, но далеко не абсолютно успешным. Разрешение конфликта стало интернациональной задачей, что вовлекло в процесс мирного урегулирования международных посредников. На этом этапе все участники конфликта (за исключением некоторых радикальных террористических группировок) окончательно осознали необходимость именно мирного пути разрешения конфликта.

Текущие события

27 ноября 2007 года Эхуд Ольмерт и Махмуд Аббас согласились начать переговоры и прийти к окончательному соглашению по палестинскому государству к концу 2008 года. Однако сделать это не удалось, переговоры были прерваны в конце декабря 2008 года в связи с проведением Израилем в секторе Газа операции «Литой свинец» против группировки ХАМАС. Израиль объяснял проведения операции «Литой Свинец» необходимостью прекратить многолетние ракетные обстрелы из Газы, в результате операции погибло более 1300 палестинцев и 14 израильтян.

В 2009 году переговоры с ФАТХ продолжились с участием нового премьер-министра Израиля Беньямина Нетаниягу и нового президента США Барака Обамы. 21 июня Нетаниягу выступил со своим планом ближневосточного урегулирования, в рамках которого выразил согласие на создание палестинского государства с ограниченными правами, в случае признания палестинцами Израиля, как национального дома еврейского народа, и получении гарантий безопасности Израиля, в том числе международных.

В ноябре 2009 года правительство Израиля заявило о десятимесячном моратории на строительство в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан, однако этот мораторий не удовлетворил палестинскую сторону, поскольку он не касался Восточного Иерусалима.

2 сентября 2010 года прямые переговоры между ПНА и израильским правительством были возобновлены. Однако эти переговоры находятся под угрозой срыва из-за противоречий в

израильском правительстве по поводу продления моратория на строительство поселений, и из-за нежелания палестинской администрации продолжать прямые переговоры, в случае если мораторий не будет продлён.

Современный этап развития конфликта.

Начиная с 1987 года, Палестину сотрясают погромы и кровопролитие. Всё началось с Интифады 7 декабря того же года. Тогда палестинские арабы провели демонстрации в Секторе Газа. Причиной являлась двадцатилетняя оккупация палестинских территорий. Израильтяне же устроили вооруженное подавление Интифады. Как объявил в 1990 году Международный Красный Крест, евреями было убито более 800 палестинцев, арестовано более 16000. Интифада отрицательно сказалась на экономике Израиля, сокращение бюджета вело к существенной безработице [ 11].

15 ноября 1988 года ООП провозгласило создание государства Палестина со столицей Иерусалим, после этого события начинается мирный процесс на Ближнем Востоке. Для усиления мира в 1991 году по инициативе США и СССР была проведена Мадридская ближневосточная мирная конференция. В четверг 28 сентября 2000 года Ариэль Шарон объявил, что не собирается делить Иерусалим на арабскую и еврейскую часть. Это высказывание спровоцировало насилие в Иерусалиме с 29 сентября по 6 октября. Палестинская молодёжь забросала камнями полицию. К концу первого дня было ранено более 200 человек и убито 4 палестинца. На следующий день израильская полиция начала штурмовать мусульманскую часть Иерусалима. Погибло более 80 палестинцев. 4 октября прошла встреча Арафата и нового премьер-министра Израиля Бакра, однако никакого соглашения не было подписано. Ситуация в Палестине и в Ливано-израильской границе накалялась. Хезболлой было похищено несколько солдат израильской армии.

Война и его последствия

Теперь, как в 1982 году в Ливане оставались только одни силы от которых израильские власти хотят избавиться – Хезболла.

Война началась 12 июля 2006 года нападением израильской армии на Ливан. На первый взгляд целью войны является возвращение двух похищенных израильских солдат, но потом становится понятно, что за этой войной стоит США и настоящая цель втянуть в войну Иран и Сирию.

Израильская армия произвела морскую и воздушную блокаду Ливана. Каждый день Цахал производила ракетные удары по всему Ливану, что явилось следствием многочисленных жертв среди мирного населения. Как и в первой войне единственным противником Израиля являлась организация «Хезболла». На этот раз израильским силам далеко проникнуть не удалось, такого сильного отпора Хезболлы никто не ожидал. Израиль бомбил весь Ливан с воздуха, когда шиитская организация своими ракетами бомбила север Израиля, в том числе второй по экономическому развитию израильский город – Хайфу. Хезболла убило более 160 военнослужащих Израиля, когда Израиль всего 80 боевиков Хезболлы и около1000 мирных ливанцев (то есть более 70% убитых ливанцев были мирные жители, эти показатели, в который раз нам доказывает жестокость израильской военщины). 11 августа ООН издала резолюцию о прекращении огня и уже 14 августа война закончилась победой Хезболлы. На территорию конфликта отправили 5000 солдат ООН. Начальник израильского Генштаба Дан Халуц заявил, что «Израиль отбросит Ливан на 20 лет назад». Так всё и произошло, эта война полностью уничтожила инфраструктуру Ливана, отбросив её на 20 лет назад. Было выведено из строя более 160 мостов и более 200 шоссе.

Заключение

На протяжении всей работы мы изучили историю возникновения арабо-израильского конфликта и его влияние в политико-экономической сфере в наше время. Изучив и проанализировав данную тему, мы пришли к следующим выводам:

Ближний Восток может быть использован в качетсве мотива и причины к началу Мировой цивилизационной войны, логическим итогом которой может стать ядерное противостояние сверхдержав

После многочисленных войн между Израилем и арабскими странами появилось множество гуманитарных проблем, главными из которых являются следующие:

Проблема палестинских беженцев и израильских переселенцев

Проблема военнопленных и политзаключенных

Проблема ежедневных бомбежек Израиля и Палестинской Автономии

А также ознакомившись с событиями на Ближнем Востоке мы предлагаем свой выход из ситуации в Палестине: правительство Израиля должно отступиться от сионистской политики и установить равенство между всеми слоями населения, чтобы позволило решить проблему палестинских беженцев. Также Израиль должен вернуть, занятые им в 1967 году голанские высоты Сирии, которые принадлежат ему по международному праву.


"Уинстон Черчилль отметил, что "пока правда надевает штаны, ложь успевает обежать полмира". В пустынях Ближнего Востока хорошо растут только мифы, а факты остаются погребены в песке.

Мифы о Ближнем Востоке начали возникать не в 1950-х годах, и они не перестали распространяться до сих пор. Кажется, что бурные события в этом регионе постоянно сопровождаются все новыми и новыми искажениями фактов об арабо-израильском конфликте.

Существует неправильное мнение о том, что евреи были насильно изгнаны в диаспору римлянами после разрушения второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н. э., а затем, через 1800 лет, внезапно вернулись в Палестину, требуя вернуть им эту страну. В действительности еврейский народ более трех тысяч лет поддерживал связи со своей исторической родиной.
Еврейский народ основывает свои права на Землю Израиля, исходя, по крайней мере, из четырех предпосылок: 1) евреи поселились на этой земле и обрабатывали ее; 2) международное сообщество провозгласило политический суверенитет еврейского народа над Палестиной; 3) территория Израиля была завоевана в процессе оборонительных войн; 4) Бог обещал эту землю патриарху Аврааму.
Даже после того, как в Иерусалиме был разрушен второй Храм и начался период изгнания и рассеяния еврейского народа по всему миру, еврейская жизнь на Земле Израиля продолжалась.
К 9 в. в Иерусалиме и Тверии вновь стали создаваться крупные еврейские общины. В 11 в. возникли и разрослись еврейские общины в Рафиахе, Газе, Ашкелоне, Яффе и Кесарии.
К началу 19 в. – задолго до зарождения современного сионистского движения – более 10 тыс. евреев жили повсюду на той территории, которая сегодня называется Израилем. Начавшееся в 1870 г. и продолжавшееся 78 лет возрождение нации достигло апогея при создании Государства Израиль.

Палестина никогда не была исключительно арабской страной, хотя после мусульманских нашествий в 7в. арабский язык постепенно становился языком части населения. На территории Палестины никогда не существовало независимого арабского или собственно Палестинского государства.
Палестинцы- самый новый народ на всей нашей земле. Этот народ начал своё существование в течение одного дня. Национализм палестинских арабов – это феномен, возникший после первой мировой войны. Он стал значительным политическим движением лишь после Шестидневной войны 1967 г., по окончании которой Израиль взял под свой контроль территории на Западном берегу реки Иордан. Свидетельство бывшего террориста ООП Валида Шебата: «Мне было удивительно, как в течение одной ночи на 4 июня 1967 года, я превратился из иорданца в «палестинца». В лагере, где нас учили, часть программы была «уничтожение Израиля», но мы все считали себя иорданцами, и только когда Израиль занял Иерусалим, превратились в течение одной ночи в палестинцев. С Иорданского флага была снята звезда, и он превратился во флаг нового народа «палестинцы».
На самом деле не существует и не существовало «палестинского народа», «палестинской культуры», «палестинского языка» , «истории государства Палестина».
В 985 н.э. арабский писатель Мукаддаси жаловался, что в Иерусалиме подавляющее большинство населения были евреи, и сказал, что «мечеть пустует, нет почти мусульман»
Многие туристы: писатели, известные люди навещали в то время святую землю и их впечатления были похожи. Все они нашли почти пустые земли, за исключением еврейской общины в Иерусалиме, Шхеме, Хевроне, Хайфе, Цфате, Кесарии, Газе, Рамле, Акко, Сидоне, Цуре, Эль-Арише, и некоторых города в Галилее: Эйн Зейтим, Пекиин, Бириа, Кфар-Алма, Кфар-Ханания, Кфар-Кана и Кфар-Яссиф. Большинство населения - евреи, почти все остальные - христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение - Наблус (сейчас Шхем), в котором жили примерно 120 человек из мусульманской семьи Натша
Нет ни одного поселения в Палестине, у названия которого имеются арабские корни.
Большинство поселений имеют еврейские названия, а в некоторых случаях греческие или латинские. По-арабски нет никакого смысла в названиях типа: Акко, Хайфа, Яффо, Наблус, Газа или Дженин

Евреи постоянно живут в Иерусалиме почти два тысячелетия. Они представляют собой самую большую и сплоченную группу городского населения с 1840 х гг. В Иерусалиме находится Западная стена Храмовой горы (Стена Плача), самое святое место иудаизма.
Иерусалим никогда не имел статуса столицы какого либо арабского государства. Наоборот, в течение значительного периода арабской истории это был заброшенный, захолустный город. Во времена мусульманского владычества Иерусалим даже не считался провинциальным центром.
Связь между еврейским народом и Иерусалимом является одним из самых хорошо документированных фактов в мировой истории. В еврейских традиционных источниках слово «Иерусалим» упоминается более 600 раз, как минимум 140 раз в Новом Завете.
Иерусалим и Храмовая гора в Коране не упоминаются. Мухаммед никогда не был в этом городе, и видимо даже не знал о его существовании. Упоминается Иерусалим только в хадисах, которые были написаны намного позже, чем Коран. Это весьма немаловажный факт, если учесть, что название «Иерусалим» существовало за 2.000 лет до основания Ислама.
Исламские претензии на Иерусалим и Храмовую гору чисто по политическим причинам задуманы и приведены в жизнь в 30–е годы Муфтием Хадж Амин Аль- Хусейни, пособником нацистов на Ближнем Востоке.
Мусульманская «история» о том, что мечеть была уже в 632 г. н. э. – ложь, ибо Иерусалим тогда был Византийским.
То что в Коране написано о дальней мечете Аль-Акса, в которую ночью перенёсся Мухаммед- это не мечеть в Иерусалиме.
Только в 638 г. н. э. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, 6 лет после смерти Мухаммеда.
В 632 году нашей эры Иерусалим входил в Византийскую империю и был христианским.
На храмовой горе была церковь Святой Марии, построенная в византийском стиле.
80 лет после смерти Мухаммеда византийская церковь была реконструирована, превращена в мечеть, и названа «Аль-Акса».
За последние 3.300 лет Иерусалим никогда не был столицей никаких других народов, в том числе арабов и мусульман. Это само по себе уникальный факт, учитывая что город был покорен столькими народами.
Немногие знают, что начиная примерно с 1840-го года евреи составляли основную часть населения Иерусалима.

Год 1844 Евреи 7,120 Мусульмане 5,000 Христиане 3,390 Всего 15,510
Год 1876 Евреи 12000 Мусульмане 7560 Христиане 5470 Всего 25030
Год 1896 Евреи 28112 Мусульмане 8560 Христиане 8748 Всего 45420
Год 1922 Евреи 33971 Мусульмане 13411 Христиане 4699 Всего 52081
Год 1948 Евреи 100000 Мусульмане 40000 Христиане 25000 Всего 165000
Год 1967 Евреи 195700 Мусульмане 54963 Христиане 12646 Всего 263309

Когда Израиль захватил Западный берег реки Иордан и сектор Газа в 1967 г., власти предприняли меры для улучшения условий жизни палестинцев, в отличие от иорданских властей, в течение 19 лет оккупировавших Западный берег, и египетских властей, оккупировавших Газу. Были открыты университеты, Израиль поделился последними сельскохозяйственными изобретениями, появились современные удобства, а система здравоохранения значительно улучшилась. Более 100 тыс. палестинцев работали в Израиле, получая ту же зарплату, что и израильтяне, – это послужило стимулом к экономическому росту.
В недавнем Отчете о гуманитарном развитии ООН Палестина занимает 102
(среди 177 стран и территорий мира) место в мире по продолжительности жизни, уровню образования и реальному доходу на душу населения.
Палестинская автономия опередила Сирию (105 место), Алжир (108), Египет (120) и Марокко (125).
Немногие палестинцы согласились бы поменяться местами с арабами из соседних стран.

Евреи жили в Иудее и Самарии – то есть на Западном берегу реки Иордан – с древних времен. За последнее время евреям лишь один раз было запрещено жить на этой территории – это произошло в период иорданского правления, продолжавшегося с 1948 по 1967 г. Указанный запрет противоречил положениям мандата Лиги Наций на управление Палестиной. Мандатом предусматривалось создание еврейского государства в Палестине, и в нем было специально оговорено, что «Администрация Палестины... совместно с Еврейским агентством... должна способствовать плотному заселению
евреями земли (Палестины)», которая включала в себя Иудею и Самарию.
С исключительно юридической и моральной точки зрения нет веских причин, по которым древние еврейские города, такие, как Хеврон, должны быть свободны от евреев. Евреи, которые были изгнаны из Хеврона в результате погромов, учиненных религиозными фанатиками, а также потомки этих евреев имеют право на такую же компенсацию, как та, на которую претендуют арабские беженцы.

Израиль является одним из самых открытых обществ в мире.
Арабы в Израиле имеют равное с евреями право голоса, причем это одна из немногих стран на Ближнем Востоке, где арабские женщины могут голосовать. В настоящее время в кнессете 9 депутатов –
арабы (всего в кнессете 120 депутатов). Израильские арабы также занимали различные правительственные посты, один из них занимал, например, пост израильского посла в Финляндии. Оскар Абу"Разак был назначен генеральным директором Министерства внутренних дел. В Верховном суде Израиля один из судей – араб. В октябре 1925 г. арабский профессор был избран вице"президентом Хайфского университета.
Арабский язык, наряду с ивритом, является одним из официальных языков Израиля. В израильских школах учится более 300 тыс. арабских детей. В период, когда создавалось Государство Израиль, в стране была только одна арабская средняя школа. Сегодня в Израиле сотни арабских школ.
Единственное правовое различие между еврейскими и арабскими гражданами Израиля состоит в том, что арабы не обязаны служить в израильской армии. Однако бедуины, друзы, черкесы некоторые другие израильские арабы сами выразили желание нести воинскую повинность.

В своих воспоминаниях, появившихся в 1972 г., бывший премьер-министр Сирии Халид аль-Азем возложил всю вину за создание кризиса с беженцами на арабов: С 1948 г. мы требовали возвращения беженцев, тогда как именно мы заставили их уйти… Мы обрушили несчастья на арабских беженцев, пригласив их и оказав на них давление, побуждая их уйти… Мы обрекли их на нищету… Мы приучили их просить подаяние… Мы участвовали в снижении их морального и социального уровня… Потом мы использовали их для совершения преступлений: убийств, поджогов и взрывов, погубивших мужчин, женщин и детей, - и все это ради достижения политических целей.
Палестинцев действительно поощряли оставлять свои дома для того, чтобы расчистить путь вторгшимся арабским армиям. Это подтверждают многочисленные свидетельства. Журнал Экономист, часто публиковавший критические материалы о сионистах, в номере от 2 октября 1948 г. сообщал: «Из 62 тыс. арабов, которые раньше жили в Хайфе, остались не более 5 тыс. или 6 тыс. человек. На их решение бежать с целью найти безопасное место повлияло много факторов. Нет сомнения в том, что самым сильным фактором были радиообращения Высшего арабского исполнительного комитета (Higher Arab Executive), призывавшие арабов покидать город... При этом явно подразумевалось, что те арабы, которые останутся в Хайфе и согласятся жить под защитой евреев, будут считаться изменниками».
Даже Махмуд Аббас (Абу Мазен), премьер-министр Палестинской автономии, обвинял арабские армии в том, что «вынудили арабов эмигрировать и покинуть Израиль, а потом бросили их в узилища, подобные гетто, в которых раньше жили евреи»
Арабские беженцы намеренно не были абсорбированы и интегрированы в тех арабских странах, в которых они оказались, несмотря на их обширные территории. Из 100 000 000 беженцев со времен Второй мировой войны они являются единственной группой в мире, которая не была абсорбирована или интегрирована в странах проживания собственного народа.
В то же время более 850 тысяч евреев были изгнаны из арабских стран за последние 66 лет. Они принадлежали к динамичным общинам с тысячелетней историей. На берегах Тигра и Евфрата евреи Вавилона создали целый ряд святых книг иудаизма и процветали в течение двадцати веков. В великолепных синагогах и библиотеках Каира евреи Египта хранили интеллектуальные и научные сокровища древности. От Алеппо до Адена и Александрии, евреи вносили свой вклад в развитие арабского мира как ученые, музыканты, предприниматели, писатели...
Все эти общины были уничтожены. Собственность, веками принадлежавшая евреям, была украдена. Еврейские кварталы - разрушены. Погромщики разграбили синагоги, осквернили кладбища, убили и искалечили тысячи евреев. Докладами ООН о положении палестинских беженцев можно набить стадионы, но ни капли чернил не пролилось о судьбе беженцев-евреев.

Максимальная существующая оценка числа арабов, погибших в ходе арабо-израильского конфликта и в жесточайших арабо-израильских войнах, с 1922 по 2014 годы - 65 000-70 000 человек (существуют и более низкие оценки).
Самыми убийственными для палестинских арабов военными операциями были две: Арабское восстание против британского мандатного режима в 1936-1939 годах и «Черный сентябрь». В 1936-1939 годах, в ходе подавления Арабского восстания было убито, вероятно, до 6 000 арабов. «Черный сентябрь» - попытка переворота, устроенная палестинскими арабами в Иордании в сентябре 1970 года, ее подавление иорданской королевской армией и дальнейшие жестокие репрессии против палестинцев в Иордании в 1970-1971 годах. По одной из оценок, иорданской армией было убито около (практически за одну ночь) 20 000 палестинцев;
Третьим и четвертым по значению источниками потерь палестинского населения в этот период были гражданская война в Ливане в 1975-77 годах (более 5 000 убитых палестинцев) и вторая гражданская война в Ливане в 1985-1987 годах (также более 5 000 убитых палестинцев). За это же время в Израиле около 2000 (18% из них - дети и несовершеннолетние) погибли в результате терактов и около 25000 в войнах Израиля.
С другой стороны, с 1948 г мире жестоко убиты 12 000 000 мусульман. По контрасту более 90 процентов из 12 млн. погибших были убиты собратьями-мусульманами.

Арабы и палестинцы отказались заключить мир еще до того, как появилось хоть одно поселение. Палестинцы также отказались заключить мир, когда Эхуд Барак пообещал вывести все поселения. Более того, когда Египет предложил заключить мир, поселения Синайского полуострова не стали препятствием; они были немедленно выведены.
С 1948 по 1967 год, т.н. "Западный Берег" был частью Иордании, а Газа - частью Египта. За этот период арабский мир и пальцем не шевельнул, чтобы создать палестинское государство. Арабский мир стремился уничтожить Израиль, когда на Западном Берегу и в Газе не было ни одного поселения.
В 2005 году Израиль ликвидировал все поселения в секторе Газы - и получил взамен только ракетные удары по своим городам.

Палестинцы не упоминаются в резолюции № 242. Некоторый намек имеется во 2-м пункте 2-й статьи этой резолюции, в которой содержится призыв найти «справедливое урегулирование проблемы беженцев». Но нигде не зафиксировано требование предоставить палестинцам какие-либо политические права или территорию.
Резолюция №242 Совета Безопасности ООН задумывалась и писалась как документ о мире. Она призывала к “немедленному прекращению всех агрессивных деклараций и всякого состояния войны”, к “признанию суверенитета, территориальной целостности и политической независимости всех государств региона”, к признанию права каждого из этих государств “жить в мире, имея безопасные и призанные границы, не подвергаясь угрозам и насилию”
Ядром резолюции является обращенное к арабам требование международного сообщества об установлении мира с Израилем. Арабам (!) предписывается прекратить декларируемое ими состояние войны с Израилем, признать право Израиля на существование и обеспечить надежные гарантии безопасности его границ.
Изначально, часть арабского мира отвергла резолюцию 242. Завязанные в конфликте арабские страны на саммите в Хартуме (Судан) (29.08.67 - 01.09.67) приняли декларацию, вошедшую в историю как «Три нет»:
Нет - миру с Израилем!
Нет - признанию Израиля!
Нет - переговорам с Израилем!
Однако арабские пропагандисты и в этом случае, с привычным для них лицемерием, сумели подменить причину следствием, заявляя, что нарушителем резолюции #242 является Израиль, а не арабские страны, которые отказываются заключить с ним мир. Их обвинения основываются на другом параграфе этой резолюции, призывающем к "отступлению израильских сил с территорий, захваченных ими в результате последнего конфликта". Израиль, утверждают арабы, не выполнил требования резолюции ООН, так почему же мы должны заключить с ним мир при продолжающейся оккупации Западного берега и Голанских высот? Арабы предпочитают забыть о том, что отступление Израиля с какой бы то ни было территории предполагается после заключения мирного договора, а не прежде того. Избранная формулировка ("территорий" - без определенного артикля или слова "всех") отнюдь не случайна. Она была призвана обеспечить возможность вести переговоры о той или иной глубине отступления с тем, чтобы часть занятой в 1967 году территории была удержана Израилем в целях обеспечения его безопасности. Израиль может контролировать территории до тех пор, пока его арабские соседи не заключат с ним мир. Израильский контроль над этими районами является не препятствием на пути к установлению мира, а преградой на пути агрессии и войны.