Когда празднуется икона иову многострадальному. Праведный Иов: образ надежды через страдание

Житие святого праведного и многострадального Иова

Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии, - местом пребывания его была земля Хус , которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына-первенца Нахора, брата Авраамова (Быт.22:20–21). Иов был человеком истины (Иов.6:24–30; ср. 27:2–4), - он отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, ибо по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность (Иов.30:5–10; ср. 1–3). Сыновья Иова, хотя и проживали каждый отдельно, в своем шатре - доме, но питали в себе столь крепкую взаимную любовь и жили в таком согласии между собою, что никогда не дозволяли себе есть и пить раздельно, помимо своего родственного содружества. Каждый день, по очереди они делали у себя пиры и проводили время в братском кругу, вместе с своими сестрами, среди невинных увеселений, свободных от всяких неумеренностей, чуждых пьянства и бесчиний. Собраний неблагочинных не допустил бы и добрый и праведный отец их. Но так как пиры детей Иова были выражением их братской любви и тихого благонравия, то праведный муж не только не запрещал их, по даже поощрял, утешаясь семейным миром. Каждый раз, по прошествии семи дней, по окончании очередных братских собраний, Иов предлагал своим детям тщательно, по искренней совести проверять свое поведение - не погрешил ли кто-либо из них против Бога словом или помыслом; ибо он весьма боялся Бога, но боялся не страхом раба, а опасением сыновней любви, и внимательно наблюдал и за самим собою и за домом своим, чтобы не случилось у них чего-либо такого, что прогневляет Господа Бога. Впрочем, богобоязненный праведник не ограничивался только наблюдениями за своими домочадцами и увещаниями к ним, чтобы проводили они жизнь непорочную, чтобы никто из них и в мыслях не погрешал пред Создателем своим, - но всякий раз, когда оканчивался круг пиршественных дней, Иов в присутствии всей семьи ранним утром приносил жертвы всесожжения по числу всех детей своих и одного тельца за грех о душах их, ибо, говорил он, может быть сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем; так делал Иов во все такие нарочитые дни (Иов.1:5).

В одно время, когда на небе Ангелы Божии, хранители рода человеческого, собрались пред престолом Вседержителя Бога, чтобы предстательствовать пред Ним своим ходатайством за людей и принести Ему человеческие моления о всяческих жизненных нуждах, - пришел между ними и диавол, клеветник и искуситель рода человеческого. Сатана, низверженный с неба, попущением Божиим явился там, среди Ангелов, не изменив своей падшей природе, не по доброму желанию ходатайствовать о благе, а для того, чтобы изрыгнуть свое озлобление и похулить добро. Сатанинская гордыня в своем внутреннем ослеплении никогда не мирится с истиною, не усматривает радостного мира в смирении и покорной преданности воле Всеблагого Бога; она смело вносит переоценку существующего, по своему мрачному взгляду и в чуждую ей, светозарную область жизни Божественной, дерзко измеряя все мерою своего самомнения!

И сказал Господь сатане, представшему вместе с Ангелами:

Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

Я ходил по земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Не найти на земле другого человека, который бы, как он, был так непорочен, справедлив, богобоязнен, чужд всякого порока!

На это сатана отвечал Господу:

Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли бережешь его? Не Ты ли кругом оградил и дом его, и все, что у него? Ты благословил дела рук его и стада его умножил и распространил по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, отними то у него, тогда увидишь, станет ли он благословлять Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

Все, что есть у него, Я предаю в твои руки, делай по воле твоей, только его самого не касайся.

Сатана отошел от лица Господня (Иов.1:6–12). Был день, в который сыновья и дочери Иова пировали в доме старшего брата. И вот приходит вестник к Иову и говорит:

Волы твои в поле попарно под ярмом пахали, и ослицы паслись подле них; вдруг напали савеяне и угнали их, а слуг перебили; спасся только я и прибежал донести тебе.

Пока говорил этот, приходит другой вестник к Иову, и рассказывает:

Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и пришел сказать тебе.

Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит:

Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе.

Еще этот говорил, вот приходит иной вестник и сказывает Иову:

Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя.

Выслушав одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби своей разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и, преклонившись пред Господом, сказал:

Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! - как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!

Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом (Иов 1:13–22).

Был день, когда Ангелы Божии опять предстали пред Господом; между ними пришел опять и сатана.

И сказал Господь сатане:

Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

Я был на земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который бы был подобен ему: так он добр, правдив и благочестив, так он далек от всего злого! И при постигших его несчастиях, он и доселе остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!

И отвечал сатана Господу и сказал:

Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, - то есть: в чужой коже человеку страдать можно; в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным; а вот попробуй коснуться его собственного тела, простри руку Твою и коснись кости его и плоти его и увидишь - благословит ли он Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь; только душу его сбереги, - не посягай на основу его существа, свободное изволение (Иов.2:1–6).

Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшною проказою от подошвы ног его по самое темя головы. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, так как был нетерпим между ними по заразительности охватившей его болезни. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по всем суставам разливался жгучий внутренний огонь; сидя, вне селения, в пепле, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя много времени она, в состоянии отчаяния, сказала однажды Иову: «Доколе ты будешь терпеть? - Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего; ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Не упорствуй, не отстаивай неуклонно свою непорочность; но скажи некое слово к Богу, похули Его и умри, - в смерти ты найдешь освобождение от своих страданий, она избавит и меня от мучений».

Так просто и естественно, по-видимому даже и удовлетворительно, разрешала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни, не простираясь далее земного понимания ее значения и назначения, по внушению сатаны - «кожу за кожу». Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний светоч истинной жизни: «похули Бога и - умри».

Не так однако рассуждал о своем состоянии сам страдалец, Иов, смотря на свою человеческую природу не с точки зрения узкого себялюбия. С сожалением взглянув на жену, он сказал ей:

Зачем ты говоришь так, как одна из безумных жен? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого мы не стерпим, - не будем принимать!

И в этот раз таким образом Иов не согрешил пред Богом - уста его не произнесли ничего хульного на Бога (Иов.2:7–10).

Слух о несчастии, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. Три друга его: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин , осведомленные о злополучии его, собрались вместе, чтобы идти утешать страдальца, разделив его скорбь. Но, приближаясь к нему и не узнавая его, потому что лицо его представляло сплошной гнойный струп, они еще издалека от ужаса вскричали и зарыдали, разодрали каждый верхнюю одежду свою и в сильной горести бросали пыль кверху над головами своими. Семь дней и семь ночей провели они потом, сидя на земле насупротив своего друга и не промолвив ни одного слова, ибо видели они, что страдание его весьма велико и не находили средств утешить его в таком состоянии (Иов.2:11–13). Томительное молчание это было прервано самим Иовом. Он первый открыл уста свои: проклял день своего рождения и выразил глубокую скорбь о том, зачем ему дано было увидеть свет, который теперь покрыт для него мраком? Зачем дана ему жизнь, когда она для него является безотрадным мучением?

Ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, - говорил страдалец, - и страшное, чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады! (Иов.3:1–26).

Тогда в разговор с ним вступили и друзья его, хотя своими рассуждениями, которыми они хотели утешить его, только еще более отравляли исстрадавшееся сердце его (Иов.21:34; 16:2 и дал.). По своему искреннему убеждению, по своей вере, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они почитали за неоспоримое и несомненное, что если кто подвергается несчастию, тот - грешник, и чем больше это несчастие, тем - значит - мрачнее его греховное состояние. Потому и об Иове они думали, что у него существуют какие-либо тайные грехи, которые он умел искусно скрывать (Иов.32–33 и др.) от людей и за которые Всевидящий Бог и наказывает их друга. Это они дали почувствовать страдальцу с самого начала своих разговоров и потом, в продолжении длинных своих рассуждений, убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях. Иов, в сознании своей непорочности при всей, по-видимому, убедительности речей, почитал себя внутренне далеким от того, чтобы признать их рассуждения справедливыми (Иов.27:1–7; ср. 10:17); со всею силою невинности защищал он свое доброе имя.

Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами своими? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь терзать меня! Жалкие утешители! - будет ли конец ветреным словам вашим? (Иов.19:2–3; ср. 16:2).

Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что и Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит Свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами, хотя и прекратили свои обличения, направленные против него и перестали отвечать на слова его (Иов.32:1–15). В это время принял горячее участие в общем разговоре молодой летами некто Елиуй, сын Варахиилов, из племени Рамова, вузитянин; с пламенным дерзновением он ополчился на почтенного возрастом страдальца «за то, что тот оправдывал себя, свою невинность, больше, нежели Бога» (Иов.32:2 и дал.). Воздавая Создателю справедливость, недоступную человеку, и этот собеседник усматривал причину страданий Иова в его порочности, хотя бы и не заметной для взоров людских.

Бог могуществен и не презирает сердца сильного крепостью. Он не поддерживает нечестивых и не отвращает очей Своих от праведников; но ты, - говорил Елиуй Иову, - ты преисполнен суждениями нечестивых, ибо, по твоему суждению, наказание, посланное тебе от Бога, незаслуженно, «но ведь суждения и осуждение близки», так близко соприкасаются между тобою (Иов.36:5–17).

Наконец страдалец обратился с молитвою к Богу, чтобы Он Сам засвидетельствовал о его невинности.

Действительно Бог явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета в делах мироправления. Вседержитель указал Иову, что для человека весьма много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой, окружающей его природы; а после этого - желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснять, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, - такое желание представляет собою уже дерзкую самонадеянность.

Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? - вопрошал Господь Иова из бурного вихря. - Препояшь ныне чресла твои, как муж и отвечай: где был ты, когда Я полагал основания земли? - скажи, если знаешь. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании светил небесных и радостных хвалебных восклицаниях сынов Божиих? Давал ли ты когда-нибудь в жизни своей приказание утру и указывал ли место заре? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли возвысить голос твой к облакам, можешь ли посылать молнии?.. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя: - такая ли у тебя мышца как у Меня? - Укрась себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и высокомерное и смири его, сокруши сильных нечестивых на местах их. Тогда и Я признаю, что десница твоя сильна, чтобы защитить тебя. Состязающийся с Вседержителем, обличающий Бога пусть отвечает Ему.

И отвечал Иов Господу и сказал:

Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно.

Кто сей, помрачающий провидение, ничего не разумея?

Это я, говоривший о том, чего не понимал, - о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прах и пепел; я ничтожен и что я буду отвечать Тебе? - Полагаю руку мою на уста мои (Иов.38–40).

И было после того повеление от Господа друзьям Иова, чтобы они обратились к нему и просили его принести за них жертву, ибо только лицо Иова, сказал Господь Елифазу Феманитянину, Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов.42:7–9). Друзья исполнили это Господне повеление и привели к Иову для жертвы семь тельцов и семь овнов. Иов принес жертву Богу и помолился за друзей своих. Бог принял его ходатайство за них, возвратил ему самому телесное здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Родные и все прежние знакомые Иова, услыхав об его исцелении, пришли навестить его и соутешиться и порадоваться с ним, и каждый из них принес ему дар и золотое кольцо. Господь же ущедрил Иова Своим благословением: у него было после того четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. Родились у Иова, вместо умерших, и семь сыновей и три дочери; и на всей земле не было таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их (Иов.42:10–15). Господь не удвоил количества детей Иова, как Он удвоил его пастушеские богатства: это потому, чтобы не подумал кто-либо, что его первые дети умершие погибли совсем, - нет, они хотя и умерли, но не погибли, - они восстанут в общее воскресение праведных.

Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода; умер он насыщенный днями в глубокой старости (Иов.42:16–17); ныне же он живет жизнью не стареющейся и не болезненною в царствии Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице славимого Бога, ибо еще среди понесенных им на земле несчастий он уже видел, как и Авраам, великий день Господень, видел его и радовался (Ин.8:56).

Я знаю, - говорил он, пораженный смрадною язвой, - знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Чаянием сего истаевает сердце мое в груди моей! (Иов.19:25–27)

Это исповедал праведный Иов пред своими друзьями, внушая им «бояться» не телесных страданий и лишения благ земных, а «меча Господня», гнева Вседержителя, «Который есть отмститель неправды».

Знайте, что есть суд (Иов.19:29) , - вещает он в наставление нам, - суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость - страх Господень и - истинный разум - удаление от зла (Иов.28:28).

Тропарь, глас 1:

Богатство видев добродетелей иовлих, украсти кознствоваше праведных враг, и разтерзав столп телесе, сокровище не украде духа, обрете бо вооружену непорочнаго душу. Мене же и обнажив плени: предварив убо мя прежде конца, избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

Кондак, глас 8:

Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен, освящен же явлься всеславне, Божий угодниче истинный, просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший: темже вси богомудре, память твою воспеваем.

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

История многострадального Иова В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что на многострадального Иова обрушились его страшные несчастья? В ветхозаветной Книге Иова рассказывается, что до начала своих тяжких испытаний Иов жил праведно и счастливо, заслуженно наслаждаясь всеми доступными человеку благами. Судьба не обошла его богатством,

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

Житие святого праведного и многострадального Иова Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии, - местом пребывания его была земля Хус , которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына-первенца Нахора, брата Авраамова

Из книги Жития Святых - месяц март автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц октябрь автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц декабрь автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых. Месяц декабрь автора Ростовский Дмитрий

Житие святого праведного Филарета Милостивого "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф.5:7), - сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в

Из книги Новый эклогион автора Святогорец Никодим

Житие и подвиги святого и праведного Евдокима, просиявшего в IX веке Повествование о жизни праведного Евдокима приносит великую пользу и рассказчику, и слушателю. Причем не только потому, что святой горячо возлюбил добродетель, как и многие другие подвижники, но более по

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Житие святого праведного Иосифа Прекрасного Прекрасный и душой и телом блаженный Иосиф был сыном ветхозаветного патриарха Иакова, внуком Исаака и правнуком Авраама . Он родился от второй жены Иакова Рахили, которая была неплодной до тех пор, пока Бог не услышал ее и

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), - сказал Апостол Павел.Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:- «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби»

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

Житие святого праведного Авраама После смешения Богом языков во время столпотворения Вавилонского , люди, рассеявшись по земле и разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали покланяться идолам, ими же самими сделанным, животным, солнцу и луне и другим

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Житие святого праведного Филарета Милостивого «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7), - сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в

Из книги автора

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального 31 (18) июля Он ради девства много пострадал и живым закопался в землю до груди. Со словами «учителя языков» - «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) - согласно слову возлюбленного

Из книги автора

Часть I Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского Детство Святой праведный Иоанн Кронштадтский – уроженец Северной земли. Он родился 19 октября 1829 года в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Его родители – Илья Михайлович и Федора Власьевна Сергиевы

Из книги автора

История праведного Иова Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира.Таким праведником был Иов, жизнь которого описывается в книге, известной под его именем (книга Иова). Он жил

В шестнадцатой главе книги Иова мы читаем пророческие слова: «Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам, все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивых бросил меня».

Книга Иова читается в храме во время Страстной Седмицы, когда в сознании верующих проходят страдания Спасителя, и Иов, по мысли Церкви, является прообразом Спасителя, безвинно страдающего праведника, Сына Божия, Бога.

Никто Иова не бил по щекам, никто его не бросал в пасть к беззаконникам, однако, он в таком пророческом светлом исступлении чувствует на себе уже дух Богочеловека и говорит те слова, которые потом Апостолы целиком применили к страданиям Богочеловека и которые исторически исполнились в точности и считаются одним из библейских пророчеств о Христе.

«Лицо мое побагровело от плача и на веждах моих тень смерти. При всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста. Земля! Не закрой моей крови и да не будет места воплю моему. И ныне, вот на небесах Свидетель мой и Заступник мой в вышних! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим»!

Опять глубочайшее постижение. Величайшее алкание духовное, стремящее человека к живому соединению с Богом. Этот старик, полумертвый Иов, за 2000 лет до Рождества Христова свидетельствует, что Свидетель и Заступник его в вышних – на небе, и что сын человеческий может обращаться к Богу так, как он, Иов, обращается к нему.

«Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы передо мною. Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно. Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! Иначе, кто поручится за меня»?

Опять изумительное постижение тайны богочеловечества. Ты сам должен за меня заступиться, некому стать посредником между мною и Тобою, только Ты Сам можешь им стать… И опять отвечают друзья Иова, и опять Иов говорит им:

«Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня. Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается. Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью». Бог это сделал… Вы, люди, вы не поймете моего алкания и не входите в эту тайну жизни моей; не вводите в эту великую тайну души своих человеческих слов. Господь, Господь это сделал! Дал и взял.

«Помилуйте меня, помилуйте меня Вы, друзья мои; ибо рука Божия коснулась меня… О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге, резцом железным с оловом, – на вечные времена, на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его».

Какая удивительная надежда жила в нем, когда ничто, казалось бы, не подтверждало этой надежды. Истинно пророческие чаяния! Иов доходит уже не только до сознания «свидетеля», не только «посредника», но и Искупителя, сознавая, что всякое его чувство не чисто, что все его слова ничтожны, что действительно он в какой-то мере ответствен за свое ничтожество, в силу самого ничтожества своего, что он нуждается в Искупителе.

«В последний день Он восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога»… – и он пророчествует о будущем воскресении из мертвых.

И далее, опять и опять отвечают друзья, и опять говорит Иов: «Выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас: Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайтесь. Разве к человеку речь моя? Как же мне не малодушествовать?»

Ясно Иов объясняет свое малодушие, некоторое свое отчаяние. Не пред человеком изливает он свою душу, но изливает ее перед Богом, и тайна души Иова и страданий его заключается в том, что все слова, которые говорит он друзьям, говорит не им, но как некую чудную молитву Богу, алчет услышать ответ и… не слышит его, ни в безмолвном небе, ни в речах друзей своих. Он действительно чувствует, что малодушествует в сознании непонимания, «почему беззаконные живут, достигают старости сильными, крепкими. Дома их безопасны от страха и нет жезла Божия на них». «О, если бы я знал, где найти Его и мог бы подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое» (то есть дело и нашей человеческой жизни; дело Иова – наше человеческое дело). «И уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне и понял бы, что он скажет мне». «Неужели он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня!»

Иов ни о чем не молит, он молит только, чтобы Господь обратил Свое внимание на него, чтобы он услышал духом Божию близость, почувствовал так эту близость, как почувствовали ее апостолы в день Пятидесятницы, когда исполнились высшим познанием Бога, и вид их был как бы напившихся вина. От радости и духовного счастья они были пьяны. Этого приятия духа хочет Иов. Не удовлетворяется он внешними понятиями «правды» и «закона», смутно предчувствуя, что его тайна страданий может быть разрешена только в его личном соприкосновении с Богом-Отцом, что в познании Господа только как Судьи, только как Царя, только как Творца, мы не можем познать ни тайну наших страданий, ни глубину нашей жизни. И только, когда поймем, что мы дети Отца Небесного, почувствуем Его, услышим Его голос, только тогда – предчувствует Иов – сможем найти ответ на все наши земные вопрошания. Праведная чистая душа Иова жаждет придти на суд.

«Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою (Иов разумеет направление воли своей) непорочность. Если стопы мои уклонились от пути, и сердце мое следовало за глазами моими, и если что-либо нечистое пристало к рукам моим, то пусть я сею, а другой ест, и пусть отрасли мои искоренены будут. Если сердце мое прельщалось женщиной и я строил ковы у дверей моего ближнего, – пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею; потому что это – преступление, это беззаконие, подлежащее суду; это – огонь поедающий до истребления»…

И, смертельно скорбит Иов оттого, что он, предвкушавший эту тайну сыновства Божьего и в простоте хотевший служить Богу, наказывается сейчас за что-то, чего он не может понять. И единственно, что хочет он узнать до конца, – за что?!

«Прельстился ли я в тайне сердца моего и целовали ли уста мои руку мою»? В каком выпуклом образе Иов открывает одно из самых страшных человеческих беззаконий: гордыню и самолюбие! Вот, что больше всего отводит человека от познания Божия. Человек может быть умом своим предан Богу, морально непорочен, может делать много добра, но если он «целует руку свою», то есть самоуслаждается своей самостью, «любит себя», то он уже не прав, он беззаконен.

Иов говорит, что он и в этом смысле не видит греха своего.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Тайна Иова. О страдании

Св. Иов происходил из рода Авраамова и жил в Аравии, в земле Хус, которая находилась на юго-востоке от Палестины, за Мертвым морем. Св. Иов отличался богобоязненностью, милосердием, справедливостью, истинностью, а более всего - соблюдением невинности своего сердца и удалением от всякого зла. У него было семь сыновей и три дочери. Он был также известен своим богатством и имел большое влияние на общественную жизнь в своей стране, т.к. по всему Востоку был в великом почете за свое благородство и честность.

Как-то раз, когда ангелы Божии собрались на небе перед престолом Божиим чтобы принести Богу разные человеческие мольбы о жизненных нуждах людей, - по попущению Божию пришел между ними и диавол. Господь сказал сатане: «Откуда ты пришел?» Сатана отвечал: «Я ходил по земле и обошел ее всю». Господь сказал ему: «Обратил-ли ты внимание на раба Моего Иова? Не найти на земле другого такого человека, который был бы так справедлив, богобоязнен и чужд всякого порока, как он!»

На это сатана отвечал Господу: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты-ли бережешь его? Ты благословил дела рук его и стада его умножил и распространил на земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, - отними у него все и тогда увидишь, станет-ли он благословять Тебя?»

Тогда Господь сказал сатане: «Все, что у него есть, Я отдаю в твои руки, делай по воле своей, только его самого не касайся». И отошел сатана от лица Господня.

После этого был день, когда сыновья и дочери Иова пировали в доме своего старшего брата. И вот, приходит к Иову вестник и говорит: «На твоих волов напали савеяне и угнали их, а слуг твоих перебили; спасся только я и прибежал донести тебе». Пока этот говорил, приходит другой вестник к Иову и рассказывает: «Огонь упал с неба и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и прибежал сказать тебе». Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит: «Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, приходит иной вестник и докладывает Иову: «Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя».

Выслушавши одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби разодрал свою верхнюю одежду, остриг свою голову, пал на землю и, преклонившись перед Господом, сказал: «Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!»

Так при всех этих тяжелых и невероятных обстоятельствах Иов не согрешил перед Богом ни одним безрассудным словом.

Затем, когда следующий раз ангелы предстали перед Господом, опять пришел между ними сатана. И сказал Господь сатане: «Откуда ты пришел?» Сатана отвечал: «Я был на земле и обошел ее всю». Господь сказал ему: «Обратил-ли ты внимание на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который был бы ему подобен: так он добр, правдив и благочестив, – так он далек от всего злого! И даже при постигших его несчастьях он до сих пор остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!» И отвечал сатана Господу: «Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, (т.е. в чужой коже человек может страдать, в чужой коже удары не так чувствительны); но простри руку Твою и коснись его собственного тела, и увидишь – благословит-ли он Тебя?»

Тогда Господь сказал сатане: «Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь, только душу его сбереги».

Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшной проказой, от подошвы ног его до самого темени его. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, т.к. был нетерпим между ними. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по все суставам разливался жгучий внутренний огонь. Сидя в пепле вне селения, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились и оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя много времени она, в состоянии крайнего отчаяния, однажды сказала ему: «Доколе ты будешь терпеть? Вот погибла с земли память твоя – наши сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми я напрасно трудилась. Сам ты сидишь на смраде червей, проводя ночь без крова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, ожидая когда зайдет солнце, чтобы хоть немного успокоиться от трудов и болезней моих. Не упорствуй, не отстаивай свою непорочность; но скажи некое слово Богу, похули Его и умри, – в смерти найдешь освобождение от своих страданий, а меня избавишь от мучений».

Так решала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни: «кожу за кожу», как внушал ей сатана. Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний луч истинной жизни: «похули Бога – и умри».

Не так, однако, рассуждал о своем состоянии сам страдалец. С сожалением взглянув на жену, Иов сказал ей: «Зачем ты говоришь как безумная? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого не стерпим, не будем принимать?» И на этот раз Иов снова не согрешил перед Богом – не произнес на Бога ничего хульного.

Слух о несчастьи, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. И вот три дальних друга его собрались вместе, чтобы прийти утешить его и разделить с ним скорбь его. Но, приблизившись к нему и сначала не узнав его, т.к. лицо его представляло сплошной гнойный струп, они от ужаса вскричали и зарыдали, а затем семь дней и семь ночей просидели напротив своего друга, не промолвив ни одного слова, потому-что видели как велико было его страдание и не находили средств утешить его в таком состоянии. Потом они заговорили с ним, но слова их еще больше расстраивали Иова, т.к. по понятиям того времени о том, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они считали, что если кто подвергается несчастью, тот человеку – грешник, и чем больше несчастье – тем, значит, греховней его состояние. Поэтому и об Иове они думали, что у него существуют какие-то страшные тайные грехи, которые он до сих пор искусно скрывал от людей и за которые Всевидящий Бог теперь открыто наказывал его, и они всячески убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях.

Праведный же Иов в своей непорочности ужасался от таких разговоров и старался защищать свое доброе имя, разъясняя своим друзьям, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей непостижимой для человека воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Однако, друзья его оставались неубежденными, и даже еще больше обвиняли его за то, что объявляя себя невинным, Иов как бы представлял посланное ему от Бога наказание незаслуженным. Тогда Иов обратился с молитвой к Богу, прося чтобы Он Сам засвидетельствовал его невинность.

Господь действительно явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета от Бога в делах мироправления. Господь указал Иову, что для человека очень много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой природы, а желание проникнуть в тайны судеб Божиих и знать почему Он поступает с людьми так, а не иначе, – является уже дерзким и самонадеянным. Этот разговор Господа с Иовом, (который читается в сокращенном виде на литургии Страстного Четверга), описанный в книге Иова (главы 38-41), рисует нам картину мироздания в тонах высокой духовной поэзии:

Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто это, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж; Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь: кто положил меру ей или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленою его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: досюда дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал-ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал-ли заре место ее, чтобы она охватила края земли, чтобы земля изменилась как глина под печатью, и стала как разноцветная одежда? Нисходил-ли ты во глубину моря и входил-ли в исследование бездны? Обозрел-ли ты ширину земли? Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света и где место тьмы? Входил-ли ты в хранилище снега и видел-ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводил протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать траву к произрастанию? Знаешь-ли ты уставы неба и можешь-ли установить господство его на земле? Можешь-ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь-ли посылать молнии, и пойдут-ли они и скажут-ли тебе: вот мы?....

И отвечал Иов Господу и сказал: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно. Так, я говорил о том, что не понимал, о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же глаза мои видят Тебя».

После этого Господь возвратил Иову телесное здоровье и дал ему вдвое больше богатства, чем он имел прежде. Господь ущедрил Иова Своим благословением и родились у него, вместо умерших, снова семь сыновей и три дочери. Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний, прожил еще 140 лет, (всего же он жил на земле 248 лет), и видел потомство свое до четвертого рода. Друзьям своим праведный Иов внушал не бояться телесных страданий, ни лишения благ земных, а только «меча Господня», т.е. гнева Бога Вседержителя.

«Знайте, что есть суд, – говорит он в своем наставлении, – суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень, и истинный разум – удаление от зла».

Иов - ветхозаветный праведник. Основным источником описания его жизни является Книга Иова Ветхого Завета.

Согласно указанным источникам, Иов жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама — Нахора.

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал Сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.

Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Тогда Сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.

Видя его страдания, его жена говорила ему: «Чего ты ждёшь? Отрекись от Бога, и Он поразит тебя смертью!» Но Иов сказал ей: «Ты говоришь, как безумная. Если мы любим принимать от Бога счастье, то не должны ли переносить с терпением и несчастье?» Таким терпеливым был Иов. Он лишился всего и сам заболел, терпел обиды и унижения, но не роптал, не жаловался на Бога и не сказал против Бога ни одного грубого слова. О несчастии Иова услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление выходило из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду. Утешавшие его друзья старались найти у Иова какие-либо прегрешения, которые оправдали бы его несчастную судьбу, как целесообразную и осмысленную.


Р. Ляйнвебер. Иов многострадальный

Но и в таком страдании Иов ни одним словом ропота не согрешил перед Богом.

После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова. Скоро он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семь сыновей и три дочери. Он прожил после сего в счастье 140 лет и умер в глубокой старости.

ЗАКОН БОЖИЙ. История Многострадального Иова.

Архимандрит Тихон (Агриков)

Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял

(Иов. 1, 21).


На всем свете нет человека, который больше бы перенес неправды, чем Иов многострадальный. Напраслина, нищета, страшные удары потерь, злая ненависть от близких, ропот, уныние, отчаяние - вот цепь ужасных мук, перенесенных праведным и неповинным человеком.

Будучи непорочным перед Богом и людьми, Иов страдал исключительно по зависти бесовской. Сатана не стерпел его добродетелей и праведной жизни. И вот, по Божию попущению, он навел на Иова ужасные бедствия.

Праведный Иов был богат и знаменит. У него было семь сыновей и три дочери. Было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, а также весьма много прислуги.

В один злополучный день Иов все это потерял. Детей, когда они все были вместе, раздавил упавший дом, в котором они находились. Его весь скот угнали иноплеменники. Имение разграбили разбойники. Слуг и дворовых побили.

Когда Иов услышал обо всем этом, он разодрал свои одежды в знак великого горя, упал на землю и сказал: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял… Буди имя Господне благословенно!” (Иов. 1, 21).

Но диавол на этом не успокоился. Он поразил Иова лютой проказой от подошвы ног по самое темя его. Иов вышел из селения, потому что нельзя было ему находиться там по причине зловония, исходящего от него. Он сел на пепел вне селения и черепком соскабливал гной со своих ран. Это были физические страдания. Но кроме них есть страдания более тяжкие - нравственные, душевные.

Сатана, видя что и проказа не сломила дух Иова, навел на него душевные страдания. Жена Иова - самый близкий человек - стала его укорять и злословить. Она пришла на гноище Иова и сказала ему:

Доколе ты будешь терпеть? Вот подожду еще немного и уйду от тебя. Дети мои все погибли, имение тоже, все болезни и труды мои, коими я трудилась, все напрасно. Сам ты сидишь и смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место… До каких пор все это будет? Скажи некое слово к Богу и умри.

Но Иов сказал жене своей:

Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2, 10).

Но вот к Иову пришли три его знатных друга. Они хотели утешить его, но вместо этого еще более причинили ему страданий. Друзья стали укорять Иова за то, что он страдает за свои тайные, злые дела. Скрыв от людей какие-то грехи, Иов не мог скрыть их от Всевидящего Бога, Который вот теперь, дескать, и наказывает его этими страданиями.

Для честного и невиновного человека больнее всего та боль, когда в чем-либо его обвиняют, а он в этом совершенно не виноват и чист. Эта душевная мука мучительнее всякого физического страдания.

Услышав от близких своих неправедное обвинение себе и видя, что они его совершенно не понимают, Иов почувствовал всю тяжесть своего одиночества. Горечь и слезы наполняли его бедную душу и он воскликнул:

Погибни день, в который я родился, и ночь, в которой зачался человек! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева… Теперь бы лежал я и почивал, спал, и мне было бы спокойно… Или, как выкидыш сокрытый, я погиб бы, как младенцы, не увидевшие света… На что страдальцу дан свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее… На что дан свет человеку, путь которого закрыт и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода… Нет мне мира, нет покоя, нет отрады (Иов. 3, 26). Опротивели душе моей жизнь моя, предамся печали моей, буду говорить в горести души моей. Скажу Богу: не обвиняй меня, объяви мне, за что Ты со мною борешься? Хорошо для Тебя, что Ты угнетаешь, что оставляешь дело рук Твоих (Иов. 10, 1–3).

И вот Господь отвечал Иову из бури:

Где ты был, когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь… Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышедши как бы из чрева?.. Давал ли ты когда в жизни указания утру и указывал ли заре место ее? Нисходил ли ты в глубину моря и входил ли в исследование бездны? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?.. (Иов. 38, 4-33).

Иов отвечал Господу:

Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле… (Иов. 42, 1–2, 6).

Иов многострадальный страшно терзался своей душой, видя как нечестные благоденствуют и умножают свое беззаконие и насилие над слабыми. Он уже почти сомневался, стоит ли стремиться жить по правде и делать по совести? Коли нечестивые грешат, беззаконничают, живут безнаказанно в роскоши и славе, тогда какой же смысл делать добро и жить по правде?

Но Господь сказал Иову, что Бог так велик, так мудр и добр, что пути Его непроницаемы. И все, что Он делает с человеком, делает по Своей благости и любви. И если страдает человек несправедливо, он и награду получит за это великую. Но страдая, человек не должен пытаться узнать пути Божии, творимые с ним. Он должен доверять Богу во всем, что бы ми делал Господь с человеком. И в этом доверии Богу вся красота покорности человека своему Создателю и весь смысл спасительного смирения.

Испытав терпение праведника, Бог посрамил этим сатану, который более не дерзал клеветать на рабов Божиих. Затем Господь наградил Иова еще большим богатством, чем было у него до этого. И снова было у Иова семь сыновей и три дочери.

Праведный Иов жил еще много лет. Он видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода и умер в старости, насыщенный днями (Иов. 42, 17).

Так награждается Богом терпение людей, их страдания, их муки, если принимаются они не как случайные бедствия, а как посланные от Бога для нашей пользы.

Как близок Иов многострадальный ко многим современным людям, которые терпят тяжелые бедствия от близких, родных! Они лишаются своих домов, детей, имущества, высокого положения. И как часто они, бедные, готовы роптать на Бога, всех и каждого, видя как несправедливо их притесняют, поносят, унижают, готовы стереть их имена с лица земли. И вот такие страдальцы пусть помнят всегда Иова многострадального, который по зависти и злобе других все потерял, а потом получил еще здесь, на земле, вдвое, втрое больше, чем имел до этого.

Да если люди до пришествия Христова могли так терпеть, то как мы должны быть теперь терпеливыми, когда перед своим взором имеем страдания Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его великое терпение за нас грешных.