Когда хасиды приезжают в умань год. Еврейский Новый год в Умани: почему хасиды едут отмечать Рош Ха-Шана в Украину. Кто такой цадик Нахман

Фото: Еврейский Новый год в Умани (РБК-Украина)

На еврейский Новый год в Умани ежегодно собираются тысячи паломников. Почему хасиды едут отмечать Рош Ха-Шан в Украину, читайте в материале Styler.

Считается, что если еврейский народ встретит Новый год Рош Ха-Шана возле могилы цадика Нахмана, то следующий год будет очень счастливым для них.

Еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) в Умани

В небольшой город в Черкасской области, каждый год съезжаются тысячи евреев. По мнению иудеев, в Умани, на могиле цадика Нахмана необходимо побывать хотя бы раз в своей жизни. Считается, что если они встретят Еврейский новый год возле места погребения праведника, то следующий год будет очень счастливым.

Фото: Рош Ха-Шана в Умани (РБК-Украина)

Что такое хасидизм?

Хасидизм - религиозное течение в иудаизме, которое зародилось в 18 веке в Польше и очень быстро охватило значительную территорию, включающую Украину. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.

Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области, и создал собственное учение в религии.

Так, хасидизм отвергал все ритуалы. Учение не было однозначным, поэтому хасиды разбились на группы. В хасидизме раввины считались посредниками между Богом и смертными. Таких людей называли цадиками. Одним из них стал Нахман, основатель брацлавского хасидизма.

Цадик Нахман родился в 18 веке. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

Фото: Еврейское кладбище в Умани (РБК-Украина)

Женился Нахман в возрасте 14 лет (по традициям еврейского народа дети достигали совершеннолетия к 13 годам). В городе Медведовка он принял сан цадика. Там же Нахман задумался о формировании своей системы виденья веры.

Цадик Нахман проповедовал, что молитву нужно произносить вперемешку с танцами, песнями. Также он рекомендовал произносить ее от "сердца" на родном идише, а не на иврите, и отойти от всяческих зубрежек. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Однажды, находясь в Умани, Нахман посетил еврейское кладбище, где были погребены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. На этом месте он пожелал также быть похороненным.

Нахман свои последние годы болел туберкулезом. Его дом в Брацлаве сгорел и он решил переехать в Умань. Последняя проповедь цадика была на тему еврейского Нового года или Рош Ха-Шана, в которой завещалось приезжать на его могилу в Умань. Спустя месяц цадик Нахман умер.

Во времена СССР еврейское кладбище в Умани отдали под земельные участки для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали. Синагогу цадика просто разрушили до основания.

Однако после 1991 года в Умань стали регулярно приезжать хасиды со всего мира, окрестные дома были выкуплены. А уже через три года на этом месте возвели одну из крупнейших синагог, гостиницу для хасидов.

Фото: Паломничество хасидов в Умани (РБК-Украина)

Традиции Рош Ха-Шана в Умани

Еврейский Новый год или Рош Ха-Шана - отмечают в течение трех дней. Ежегодно он приходится на разные даты, потому как отмечается в новолуние осеннего месяца "тишрей". По еврейскому календарю Рош Ха-Шана выпадает на сентябрь или октябрь. В 2017 году еврейский Новый год приходится на 20-22 сентября.

Традиционно на Рош Ха-Шана молятся. В дни празднования еврейского Нового года хасиды просят прощения у родственников за нанесенные обиды. В праздничные дни Рош Ха-Шана в Умани евреи обращают внимание на всевозможные знамения. Считается, что в этот период они имеют особенный смысл.

Фото: Обряд на реке Каменка (РБК-Украина)

Паломничество хасидов в Умань

Паломничество евреев в Умань начинается порой за неделю до празднования. Хасиды приезжают в украинский городок целыми общинами, вместе с детьми. Как сообщает пресс-служба управления Нацполиции в Черкасской области, на празднование Рош Ха-Шана 2017 в Умань прибыло порядка 21,6 тыс. человек из 12 стран мира. Правопорядок в городе на время праздника будут обеспечивать 500 полицейских.

Фото: Празднование Рош Ха-Шана в Умани (РБК-Украина)

Интересен тот факт, что паломничество евреев в Умань – проблема для города, связанная с засоренностью. В Израиле евреям запрещено мусорить, и за это они платят штрафы. Поэтому, когда хасиды приезжают в Украину, они позволяют себе оставлять мусор на улицах и в общественных местах.

Умань - один из старейших городов Украины. Первое письменное упоминание о нем встречается в документах 1616 года; тогда местечко Гумань входило в состав Речи Посполитой и принадлежало брацлавскому, винницкому и каменецкому старосте Валентию Александру Калиновскому, построившему здесь мощный замок. В 1652 году, после гибели последнего наследника Калиновских в битве под Батогом, Умань переходит во владение другого знатного польского рода - Потоцких. В конце 17 века здесь начали селиться и евреи.

В 1749 г. произошло нападение гайдамаков, которые сожгли почти весь город. Новый владелец Умани граф Францишек Салезий Потоцкий отстраивает заново замок, получает у короля разрешение на проведение ежегодной ярмарки и приглашает в город турецких, сербских и еврейских купцов. В 1760 году Умань получает Магдебургское право. За несколько лет еврейское население города выросло до 450 человек.

Умань. Наполеон Орда, сер. 19 в.

В июне 1768 года произошло событие, печально известное в истории как "уманьская резня". Во время очередного восстания гайдамаков за стенами Умани пытались найти убежище несколько тысяч еврейских семей из соседних местечек. Когда повстанцы во главе с Максимом Железняком подошли к городу, евреи собрали значительную сумму денег, чтобы укрепить боевой дух защитников замка. Однако это не помогло. Комендант крепости Рафаил Младанович отправил против осаждавших отряд во главе с сотником Иваном Гонтой, но Гонта, спокойно взявший деньги у евреев, перешел со своими казаками на сторону гайдамаков. Оставшийся гарнизон сдержать значительно превосходящего по количеству и силам противника не смог, а может, и не захотел. Объединенные отряды Гонты и Железняка ворвались в Умань и устроили кровавый погром. Часть евреев под руководством Лейбы Шаргородского и Моше Менакера укрылась в синагоге и успешно защищалась до тех пор, пока гайдамаки не подтащили пушки и полностью не разрушили здание. Все защитники погибли.

Всего по разным данным в Умани было убито около 20 тысяч человек - в основном, евреи, а также поляки и украинцы-грекокатолики. Также был убит и комендант Младанович. Существует легенда о том, что якобы Младанович впустил в город повстанцев в обмен на обещание не трогать поляков. Когда он перед смертью напомнил об этом Гонте, тот якобы ответил: "Ты же тоже обещал евреям не выдавать их, и изменил своему слову". Насколько эта история правдива, сказать трудно, ибо точно такую же рассказывают о резне в Тульчине во время хмельниччины, только имена у действующих персонажей другие.

Гонта кончил плохо - поляки его поймали и казнили с особым садизмом. А совсем недавно в Умани был установлен памятник народным "героям" Гонте и Железняку - прямо напротив синагоги, которую они так и не смогли захватить...

В память об Уманской трагедии во многих общинах Правобережья в день 5 Тамуза произносились специальные кинот (поминальные молитвы) и соблюдался пост. Эта традиция существовала вплоть до Холокоста.


Памятник Гонте и Железняку

В 1773 году Умань унаследовал Станислав "Щенсный" Потоцкий. Спустя 3 года он закладывает здесь парк "Софиевка", сегодня являющийся одним из главных туристических объектов Украины. Образцом послужил парк "Аркадия" князя Радзивила в городке Неборов, руководил строительством польский военный инженер Людвиг Метцель. В 1802 году граф дарит парк на день рождения своей супруге, Софии Витт-Потоцкой, в честь которой он и был назван. В свою очередь, в честь парка в 1985 году была названа Софиевкой одна из вновь открытых планет.

В 1793 году Умань по второму разделу Польши перешла в состав Российской империи. По состоянию на 1801 год в городе проживало 1895 евреев (58% всего населения), в т.ч. 6 купцов.


Парк "Софиевка"



В 1808 году в Умань из (совр. пгт Брацлав) приезжает основатель бреславского хасидизма рабби , внук . По словам рабби Нахмана, он услышал зов душ тысяч людей, убитых во время "уманьской резни", и посчитал, что сможет помочь им, будучи похороненным рядом. умирает в праздник всего два года спустя, в возрасте 38 лет. Перед этим он завещал своим последователям посещать его могилу хотя бы раз в году - и если хасид после смерти попадет в ад, то рабби Нахман за волосы вытащит его оттуда. Бреславские хасиды обязательно носят пейсы - по-видимому, чтоб цадику было удобней ухватиться. Последний урок, который рабби дал своим ученикам, был на тему , и традиционно именно в этот праздник приезжает в Умань основная часть паломников со всего мира. Однако, и в другие дни на могиле рабби Нахмана многолюдно. По еврейской традиции, молитва у могилы праведника имеет особую силу, поэтому не только хасиды, но и нерелигиозные евреи, и даже неевреи приезжают сюда попросить благословения у Всевышнего.

Памятная табличка на месте дома рабби Нахмана

В 1990-е годы поднялся вопрос о перезахоронении праха рабби Нахмана в Израиле; была даже достигнута соответствующая договоренность между украинским и израильским руководством. Но бреславские резко воспротивились этому: такие действия противоречат главному поводу, по которому рабби попросил похоронить его именно в этом месте. Тем не менее, двое молодых хасидов, не разобравшись в сути завещания своего учителя (а может, и по другим причинам) как-то попытались тайком выкрасть останки, но украинская милиция вовремя обнаружила горе-гробокопателей.

В Умани также жил ближайших ученик Нахмана - Натан Штернгарц, который подробно записывал его мысли и учение. Сам Браславер не оставил после себя никаких письменных трудов, все систематизировал и сохранил рабби Натан. Главным образом благодаря рабби Натану Штернгарцу бреславский хасидизм сегодня - одно из крупнейших хасидских течений в мире. Похоронен ближайший ученик рабби Нахмана в месте, ставшем колыбелью этого течения - поселке Брацлав Винницкой области.


Огель и синагога на могиле рабби Нахмана



В первой четверти 19 века Умань становится одним из важнейших центров Гаскалы в Украине. Местный маскил лесоторговец Хаим Гурвич перевел на идиш и издал в бердичевской типографии книгу Кампе "Открытие Америки", позже он перевел ее и на иврит. Для уманьских евреев это была первая еврейская книга, не связанная с религиозными текстами; она приобрела огромную популярность. Другой маскил, поэт Авраам Готлобер в своих "Воспоминаниях" писал: "Книга Гурвича была настолько популярна, что не было почти еврея, который бы не зачитывался ею... До появления этой книги весьма немногие из евреев знали о том, что существует в мире какая-то Америка ". Хаим Гурвич также поддерживал тесный контакт с видным караимским ученым Исааком. Хасиды настолько сильно не любили Гурвича, что после его смерти создали легенду, согласно которой его грешная душа вечно странствует по миру и не находит покоя...

В 1822 году сын Хаима Гурвича Гирш-Бер (он же Герман Бернард) попытался открыть в городе общеобразовательную еврейскую школу, "основанную на принципах Моше Мендельсона". Эта школа уже некоторое время подпольно существовала и была первой такого рода в Российской империи. Но местные власти наложили запрет: в тюрьме в это время сидел еврей по фамилии Мендельсон, и они, видимо, посчитали, что связанная с такой фамилией школа ничему хорошему детей не научит. Все же, через некоторое время школу открыть смогли (наверное, Мендельсона выпустили), но проработала она недолго из-за сильного противодействия ортодоксов, особенно хасидов. В 1835 году известный врач и общественный деятель Бернард Абрагамсон, проживавший в тот период в Умани, предпринял третью попытку открытия школы, но также потерпел неудачу.


Бы вшая еврейская школа


Бывший хедер

В начале 20 века большинство уманьских евреев занималось ремеслами, особенно - шитьем, и мелкой торговлей. Были и крупные магазины, принадлежавшие семьям Файнштейн, Шварцман и Пхор, канцелярский магазин Шапиро, магазины ювелирных изделий Фраермана и Краснянского, продовольственный магазин Лернера, оружейный магазин содержал Вернер.

Евреи также владели разнообразными предприятиями. В Умани был банк М.Раппопорта, пивоваренный завод Аврума Альтмана, табачная фабрика Хаима Марьяновского и Мордко Краинского, махорочная фабрика Хаима Спектора, 2 гильзовые фабрики семьи Лейциных. Заведения шипучих вод (производство минералки) принадлежали Пейсаху Иоришу, Авруму Бараку, Шейве Туницкой, Срулю Сафре, Шмулю Ширжике; мельницы - Науму Зусьману, Янкелю Жорницкому, Срулю Тульчинскуму; мыловаренные заводы - Хаве Тверской, Хаиму Житомирскому, Берко Аксельруду, Авруму Бармату; завод колесной мази - Лейбе Мазуру; фабрика масляных красок и масловаренный завод - Фроиму Линдину; каретные заведения (можно сказать, таксопарки) - Элю Срулевичу Спиваку и Мордко Калехману. Традиционно евреи содержали фотоателье - А.Юрковская, С.Рабинович, Ф.Лесницкий, а также типографии - Иосиф Баран, Лейба Шапира, Двойра Вайнштейн, И.Цейтлин, Аврум Тарадаш, Вольф Айхенбойм. Сруль Мошкович Зоненберг заведовал земской почтой.

Еврейские магазины и заведения располагалось, в основном, в центральной части города. Здесь же находилось и большинство уманьских синагог.

Центральная городская синагога была сооружена при помощи купцов братьев Файнштейн на улице, носившей говорящее название - Кагальная. При ее строительстве властями было поставлено распространенное условие - перед синагогой возвести дом, который заслонял бы ее с улицы Дворцовой (совр. ул. Независимости) и располагавшегося на ней Военного собора. Интересно, что сегодня улица носит имя Спинозы, но уточнить, имеется ли в виду известный философ еврейского происхождения или какой-то его однофамилец, пока не удалось.


Место Центральной синагоги


Улица еврейского квартала


Второй еврейский квартал под названием Раковка размещался на окраине Умани. Проживала здесь, в основном, местная беднота. Центром района была Хоральная синагога (она же Старобазарная, она же синагога "Шомрим ла бокер" - "Стражи утра"), располагавшаяся на вершине высокого холма над рекой, на улице с не менее говорящим названием - Верхнееврейская (сегодня - улица Шолом-Алейхема). От синагоги и до самого низа холм со всех сторон был облеплен деревянными лачугами и мазанками, отчего район получил еще одно название - Нижний еврейский. Под холмом находился базар (он и сегодня никуда не делся), вокруг которого размещались традиционные еврейские "мотели" - заезды.

После смерти рабби Нахмана рядом с Хоральной синагогой была построена хасидская синагога. Первоначально хасиды планировали молиться во дворе дома, где жил их учитель, но рабби Натан помнил - цадик хотел, чтоб все уманьские евреи молились вместе. Он стал приходить на молитвы в Хоральную синагогу, и хасиды последовали его примеру. Тем не менее, сепаратистские настроения в бреславской среде крепчали. Спустя некоторое время рабби Натан вынужден был поддаться давлению своего окружения и инициировать строительство отдельного молитвенного дома для хасидов. Сегодня обе синагоги - хасидская и Старобазарная - расположены на закрытой территории завода "Мегаомметр", свободного доступа к ним нет.


Раковка, нач. 20 века


Хоральная (Старобазарная) синагога, 1950-е гг.


Бывшая Хоральная синагога на территории завода


Бывшая синагога бреславских хасидов

В 1910 году в городе действовали три частные мужские училища и талмуд-тора. По ревизии 1914 года в Умани проживало 28 267 евреев (56,2% всего населения).

В 1919 году в Умани произошло несколько еврейских погромов. Во время одного из них было убито около 350 человек. Погромами отметились и войска Директории, и крестьянские банды, и Красная армия; не осталось в стороне и местное население.

После установления советской власти многие евреи начали переселяться в областной центр и другие крупные города. К 1939 году в Умани оставалось осталось 13 233 еврея, что составляло около 30% от всего населения города.

Братская могила жертв погрома 1919 года.

На памятнике указано количество - 3 тысячи человек

В августе 1941 года Умань заняли немецкие войска. В этот момент в городе находилось около 15 000 евреев - местных и беженцев из ранее оккупированных мест. Сразу же нацисты расстреляли 80 человек из еврейской интеллигенции. В сентябре, по воспоминанию уцелевшей во время Холокоста Мани Файнгольц, около 1000 человек были заперты в подвале старой тюрьмы и удушены газом; после этого было расстреляно еще 1412 евреев.


Здание бывшей тюрьмы

Мемориальная табличка на здании

1 октября всех евреев переселили в район Раковки. Практически все имущество при этом у них было отобрано. В грабеже еврейского населения самое активное участие принимали их бывшие соседи. Спустя всего лишь неделю нацисты и полицаи устроили первую "акцию", в ходе которой уничтожили 5400 уманьских евреев и 600 евреев-военнопленных. Также были убиты те украинцы, которые пытались прятать евреев. Еще через 2 недели в урочище Сухой яр нацисты и их пособники во время второй "акции" расстреляли около 10 000 евреев из Умани и соседних местечек.

Оставшихся евреев-специалистов с семьями (около 1800 человек) поместили в гетто, которое было ликвидировано в апреле 1942 года. Всего по разным данным во время оккупации в Умани было уничтожено от 20 до 25 тысяч евреев.


Памятник на месте расстрела в урочище Сухой яр

После войны часть евреев вернулась в Умань из эвакуации. Территорию самого старого еврейского кладбища советские власти застроили жилыми домами, огель рабби Нахмана был разрушен. В 1957 году во время острой антирелигиозной компании в числе сотен синагог по всей Украине была закрыта и последняя уманьская синагога.

В 1959 г. в городе проживало около 2200 евреев - 5% всего населения.


Одна из бывших синагог в центре Умани


Бывший дом раввина

Во время независимой Украины паломники вновь вернулись в Умань, в последние годы их количество превышает 30 000 человек в год - и это все на протяжении одного короткого периода. В остальное время их намного меньше. На могиле рабби Нахмана построена синагога, а весь квартал вокруг превратился в настоящий филиал Израиля в Украине: надписи на всех магазинах на иврите, кошерные рестораны, сувенирная продукция соответствующего направления. Особенно впечатляет построенный недавно 9-этажный отель "Шаарей Цион" (Врата Сиона). Интересно, что в сувенирных лавках продаются портреты цадиков из других хасидских династий - например, был замечен портрет , основателя ХаБаДа, конкурирующей, так сказать, фирмы. А вот изображений самого Нахмана, по-видимому, не существует (кстати, по поводу изображения рабби Шнеура Залмана также высказываются сомнения, соответствует ли оно действительности).


Современный еврейский квартал Умани




Сувенирная лавка

В Умани родились известный еврейский писатель Григорий Полянкер, поэты Эзра Фининберг и Раиса Троянкер.

Сегодня в Умани есть 2 еврейские общины: небольшая местная, и постоянно проживающие здесь бреславские хасиды, которые присматривают за огелем, синагогой и гостиницей.

Использован материал:

  • Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
  • Александр Вишневецкий. Умань, город еврейских страданий и погромов ;
  • Ежевика-публикации. Шломо Шварцман. Старая Умань ;
  • Євген Черненко. Умань - рiдне мiсто ;
  • Анатолий Подольский. Геноцид еврейского населения в Среднем Поднeпровье ;
  • Илья Альтман. Холокост на территории СССР. Энциклопедия.
  • Евгений Шнайдер;
  • Виталий Буряк;
  • Википедия. Умань

Умань - небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк «Софиевка», известный далеко за пределами Украины. А еще в первой половине сентября ежегодно в Умани начинают твориться странные дела: сюда прибывает огромное количество чужестранцев, в причудливых шелковых одеждах и со смешными шапками-блинчиками на головах.

Фактически все приезжие - мужского пола. Их прически не менее странны, чем наряд: верхl5;яя часть головы обрита «под ноль», а по бокам висят длинные вьющиеся локо;ны. Местное население Умани с нетерпением ждет их прибытия: иностранцы здорово пополняют бюджет уманчан, не торгуясь снимают жилье и покупают пищу. Цены в период их пребывания в Умани взлетают до уровня европейских, и все чаще на улицах можно услышать диковинное слово «хасид» и имя цадик Нахман.

Действительно иностранцы - это еврейские паломники - хасиды, которые приезжают в Умань, чтобы отпраздновать свой Новый год на могиле одного из своих праведников и основателей хасидизма, цадика Нахмана. Жители Умани давно привыкли к хасидам и без запинки могут произнести «цадик Нахман», однако, кто такие хасиды? Кем был столь почитаемый цадик Нахман? Что такое хасидизм вообще? Вряд ли вам дадут исчерпывающий ответ на эти вопросы простые жители Умани, поэтому давайте разбираться сами.

МОГИЛА ЦАДИКА НАХМАНА В УМАНИ

Хасидизм (переводится как «праведность») - это некое ответвление иудаизма, которое зародилось в Польше в 17 веке и очень быстро охватило значительную территорию, включающую почти всю Украину. Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не невнятные стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев. В чем же был секрет популярности новой веры? Наверное, в том, что хасиды считали себя венцом творения и максимально сопричастными к богу.

Хасидизм отвергал все ритуалы и даже посещение синагоги, то есть евреи теперь не должны были ходить в храм, отрываться
от дел и отдавать свои сбережения на церковь. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, основатель брацлавского хасидизма. Нахман был правнуком того самого основателя веры хасидов Бешта.
Будущий цадик Нахман родился в 1772 году в том же городке Меджибож. Естественно, что в 77;ра хасидов прошла красной нитью через все его детство. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

По тогдашним обычаям, еврейский ребенок достигал совершеннолетия к 13 годам, по достижению этого возраста он имел право вступать в брак и самостоятельно отвеч;ать перед законом. Поэтому Нахмана к четырнадцати годам женили на дочери состоятельного землевладельm4;а из Гусятина. Когда тесть скончался, Нахман переехал в городок Медведовка и именно там принял сан цадика. Тут же, в Медведовке, цадик Нахман начинает всерьез формировать свою систему виденья веры и в результате начинает проповедовать свои идеи. Местные евреи быстро прониклись пониманием к проповедям молодого цадика и вскоре выбрали его своим ребе - учителем, хотя цадику Нахману к тому моменту не исполнилось и 20-ти лет. Цадик Нахман проповедовал, что молитва не должна быть удручающей, произносить ее нужно вперемешку с танцами, песнями и вообще со всяческим весельем. Нечто похожее мы видим и сейчас у кришнаитов, которые молятся танцуя, правда? Кроме того, цадик Нахман рекомендовал своим прихожанам отступить от зазубренных с детства глав Торы и молиться «сердцем» на родном идише, а не на иврите, как это заведено в классическом иудаизме. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Деньги покойного тестя; быстро кончились, и Нахман продает дом и все добро, дабы поехать на паломничество в Иерусалим. Долг;их полгода добирался он до земли Обетованной, по дороге попадая в постоянные переделки, даже побывал в плену у турок. Прибыв в Израиль, цадик Нахман занимается изучением Каббалы и знакомится с самыми известными богословами того времени. Перезимовав в Святой Земле, Нахман возвращается домой и, поселившись в Немирове, начинает проповедовать хасидизм среди своих многочисленных учеников. Цадик Нахман много колесит по стране. Однажды, будучи в Умани, он посетил еврейское кладбище, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. Цадик Нахман изъявил желание быть похороненным именно здесь, где умершие за свою веру ждут искупления грехов.

Цадик Нахман печально прожил последние годы: в один год умерли от туберкулеза двое его сыновей, потом - жена. Сам Нахман тоже был сражен этим смертельным на то время недугом. Дом цадика в Брацлаве сгорел дотла в 1810 году, и тогда Нахман отправился жить в Умань. Здесь он гулял по Софиевскому парку, много проповедовал и диктовал свои притчи и поучения своему верному ученику рабби Натану, благодаря которому они и сохранились. Последняя проповедь цадика Нахмана была приурочена к Новому году по иудейскому календарю, в которой он завещал последователям приезжать на его могилу в Умань. Через месяц цадика Нахмана не стало.
В Советские времена еврейское кладбище в Умани, где был похоронен цадик Нахман, отдали под огороды для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали ни под каким видом. Синагогу цадика просто разрушили до основания. Да и самим хасидам пришлось в те времена несладко: их репрессировали, они погибали на войне, были вынуждены эмигрировать из страны. Ситуация наладилась только в 1994 году. Примерно в это же время здесь построили одну из крупнейших синагог, гостиницу Умани для хасидов, микву и организовали международный центр брацлавских хасидов.

И все же: что притягивает хасидов ежегодно в Умань? Неужели мало в мире мест, куда стоило бы совершить путешествие? По словам паломников, многие 80;з них действительно едут сюда традиционно, для развлечения и праздника. Однако, попав на могилу цадика Нахмана, не 90; такого хасида, который не ощутил бы святость этого места и не прочувствовал бы, что основатель хасидизма хлопочет за каждого из своих последователей перед Всевышним. Вот хасиды и приезжают ежегодно в Умань под свой Новый год, молятся, поют, танцуют и смеются на могиле цадика Нахмана, этого мудрого весельчака с грустной судьбой.

Сюда приезжают тысячи евреев-хасидов, чтобы в канун Рош-Ха-Шана (еврейского Нового года) помолиться у могилы цадика Нахмана. Захоронение основателя брацлавского хасидизма – самая почитаемая святыня среди его последователей.

Мифы и факты

Цадик (праведник) Нахман – основатель брацлавского течения в хасидизме (ортодоксальной ветви иудаизма), он написал несколько книг, где изложил свое учение. Предчувствуя кончину, Нахман в 1810 году переехал в городок Умань, знаменитый тем, что здесь разворачивались драматические события «Уманской резни». Тогда, в 1768 году тысячи евреев погибли от рук гайдамаков. «Души умерших за веру ждут меня» - говорил Нахман своим ученикам. Цадик был похоронен в 1811 году на еврейском кладбище. Со временем у брацлавских хасидов возникла традиция паломничества на его могилу.

В советское время традиция просуществовала вплоть до 1930-х годов, после чего власти решили ее искоренить, как и другие религии: старое кладбище застроили жилыми домами. На месте захоронения построили дом, разрушенный во время Второй Мировой войны.

Усилиями местных евреев место расположения могилы не было утрачено. В 1991 году (с образованием ) традиция паломничества к святому месту возобновилась. Вокруг могилы соорудили временную синагогу. Место получило официальный статус «Историко-культурный центр браславских хасидов».

Что посмотреть

Помещение синагоги разделено на две половины: отдельно для мужчин и женщин. Сама могила представляет собой каменный склеп, половина которого размещена в женской части, половина – в мужской. В помещениях – скамьи для молящихся и много религиозной литературы, на стенах – надписи на иврите.

Другие достопримечательности Украины: костелы и , и оперные театры.

Могила Нахмана открыта для посещения туристов.
Женщинам необходимо покрывать голову и тело, мужчинам на входе выдают кипу.
Как добраться: от ж/д вокзала Умань (3,3 км) пешком по ул. Октябрьской Революции около 40 мин.; от автовокзала (2,2 км) пешком по ул. Пушкина, затем по ул. Шевченка около 25 мин.

И снова на Рождество мы в Умани - третий год подряд. На этот раз - никаких заезженных мест, Софиевку и центр города мы уже видели. Держим курс на еврейские кварталы. Посмотрим как живут хасиды в украинской провинции. Этнография в чистом виде. Зимой район выглядит пустынным. Большинство ортодоксов съезжаются сюда в сентябре, чтобы отпраздновать еврейский новый год у могилы почитаемого ими Рабби Нахмана.

Из-за популярности сего действа, в последние годы район оброс специальной инфраструктурой - здесь выстроили огромную гостиницу для хасидов, работают магазины с кошерной едой, появились всевозможные заведения для паломников и даже собственная скорая помощь. А надписи вокруг, даже объявления на столбах, сплошь на иврите. Эдакий город в городе. Прогуляемся?

Умани. На первый взгляд - обычный район, ничем не отличается от соседних. Дореволюционные здания вперемешку с советскими высотками и частными домами.

Но стоит присмотреться и понимаешь - что-то не так. Первым делом в глаза бросаются объявления и вывески - всё на иврите.

По большому счёту, в Умани есть всего две достопримечательности - Софиевский парк и могила Рабби Нахмана. Каждый уважающий себя хасид должен хоть раз в жизни побывать на ней. А уж если встретить славный праздник Рош Ха-Шана рядом с останками ребе - сразу жизнь наладится и следующий год принесёт счастье. В Умань приезжают целыми семьями, на несколько дней, а то и недель. В сентябре сюда съезжается до 30 тысяч хасидов. Это очень много. Чтобы было понятнее, население всей Умани - 80 тысяч человек.

Небольшой ликбез. Хасидизм - одно из течений иудаизма, основанное на каббале. Зародился в 18 веке на Подолье. Учение быстро стало популярным среди евреев, живших на территории современных Польши и Украины. Основатель хасидизма похоронен в городке Меджибож Хмельницкой области. Но куда большей популярностью пользуются останки его правнука Рабби Нахмана, который покоится в Умани. Этот цадик (праведник) основал брецлавскую ветвь хасидизма. Покоится ребе за этими воротами, в специальной усыпальнице. У нас особого интереса к останкам еврейских святых нет, поэтому внутрь не заходили. К тому же, одеты были неподобающим образом.

С останками цадика Нахмана не всё так просто. Хасиды уже давно жаждут увезти их в Израиль. В начале 90-х президент Кравчук дал на это добро. Но в последний момент передумали, из-за возмущения местной еврейской общины - мол, сам Нахман завещал похоронить себя именно в Умани. Спустя пару лет останки попытались выкрасть двое молодых хасидов, но их поймала доблестная украинская милиция. Скандал разгорелся нешуточный, но святыня всё же осталась в Умани.

Затем - очередной кипиш. Рядом с могилой Нахмана решили построить огромную синагогу, на 6 тысяч паломников. Не судьба - подрядчик начал работы, но хасиды с ним не расплатились. Суд постановил продать землю с недостроем с аукциона. Это вызвало волну протестов со стороны еврейских организаций. В конце концов дело замяли, но синагогу так и не построили. Теперь хотят возвести паломнический центр.

Пока паломнический центр не построили, вокруг натыкано множество всяких разных пристроек. Что в них - непонятно, надписи только на иврите.

Неподалеку, на территории какого-то завода, сохранилась старая синагога. Её давно используют как склад. Ходят слухи, что евреи хотят её восстановить и для этого готовы выкупить весь завод. В этом районе вообще много заброшенной промзоны.

Местные делают на еврейских традициях неплохой бизнес. Квартиры хасидам сдают в среднем от 200 до 500 долларов с человека за неделю. Бывает и дороже, всё зависит от близости к могиле и этажа (в праздник ортодоксам нельзя пользоваться лифтом).

Но далеко не все рады таким гостям. Многих полчища хасидов откровенно раздражают. От них много шума и мусора. Даже сейчас, спустя четыре месяца после гуляний, еврейские кварталы выглядят одними из самых неухоженных и загаженных в городе. Местами мусор вдоль дорог валяется целыми кучами, непонятно почему его никто не убирает. Во время Рош Ха-Шана улицу оцепляет Беркут, но это не спасает от постоянных стычек и конфликтов.

Гостиница "Шаарей цион" с кошерным рестораном. Построена хасидами для себя самих - работает только осенью, во время массового паломничества.

Казалось бы, совершенно обычный панельный дом. Но во всю стену красуется какая-то надпись на иврите. Кто поможет с переводом?) Кстати, халабуды и сарайчики под окнами ещё более перекособоченные, чем в украинской части Умани.

Во дворе - кошерная шаурмишная)

Все хасиды ходят с пейсами, в национальной одежде и с какими-то ритуальными верёвками, свисающими с пояса. Очень колоритно. Выглядят точь в точь как на постерах. Кстати, реклама - локализована. Это круто.

Хасиды живут по собственным законам и порядкам. Особенно, во время Рош Ха-Шана. Бывали случаи, когда во время празднеств кому-то становилось плохо, но скорую помощь в квартал не пропускали - мол, не положено. Теперь обзавелись своей собственной. Номера, кстати, немецкие.

Что-то вроде мини-кемпинга. За забором - большая зелёная лужайка, стоят несколько трейлеров и прицепов, в которых можно жить.

На заборе - расписание авиарейсов. Всё серьёзно) Самолёты из Израиля в Умань не летают. Говорят, в начале 2000-х некие деятели решили отремонтировать местный аэропорт. Но всё закончилось тем, что старый аэродром разобрали и на этом дело заглохло. Теперь вообще никакого нет. Хасиды летят в Киев или Одессу, а дальше - на автобусе.

Вокруг всё очень аутентично. Даже граффити на иврите.