Клир александро невской лавры. Кладбище Александро-Невской лавры. Некрополь Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Лазаревское кладбище

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки д.1, Митрополичий корпус
Дата основания: 1713 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", церковь Николая Чудотворца
Святыни: мощи святого Александра Невского, икона Божией Матери "Невская Скоропослушница"
Координаты: 59°55"15.9"N 30°23"19.2"E

В далеком 1710 году Великий царь Петр Первый поручил начать строительство Александро-Невского монастыря. Случилось это в момент осмотра окрестностей не так давно заложенного на берегах Невы города. Города, которому суждено было стать и центром истории последних столетий развития России , и «города-музея под открытым небом», каким он является сейчас.

Александро-Невская лавра с высоты птичьего полёта

Петр Великий указал, что место, где в 1241 году Александр Невский разгромил войско шведское, отныне будет носить название «Виктори» - «Победа». Здесь же, по его указу было велено возвести монастырь в честь Пресвятой Троицы и св. князя Александра Невского. Точно в указанном государем месте митрополит Феодосий осветил место будущего строительства и начертал: « на сем месте созидатися монастырю». Значительно позже было установлено, что место битвы Александра Невского со шведским войском находилось в другом месте – там, где река Ижора впадает в Неву. Однако на развитие комплекса это никоим образом уже повлиять не могло.

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Архитектурные особенности Александро-Невской лавры

Несомненно, центральным местом, наиболее почитаемым и величественным, является Троицкий собор. Его строительство было начато Петром Великим. У этого строения также есть своя увлекательная история. Возведение собора проходило в период с 1720 по 1730 год, всего порядка 10 лет. Однако, уже в ходе правления Елизаветы Петровны, стены были полностью разобраны. Это пришлось сделать из-за множества трещин, которые угрожали комплексу разрушением. Вновь собор был построен под руководством архитектора Старова уже при Екатерине II. Работы были начаты в августе 1778 года, а завершены лишь в 1790-м. Величие святыни закреплено на века помещением под алтарь строящегося собора частиц мощей Андрея Первозванного – святого Апостола государства.

Троицкий собор имеет внушительные размеры и величественно возвышается над всем комплексом. Паперть собора расположена с западной стороны, выделена колоннами, а над входом размещены два ангела. Они показывают события прежних времен, отмеченные в Ветхом и Новом заветах. Венчает собор огромный купол, полностью покрытый листами с позолотой. Главная святыня Троицкого собора – это мощи святого Александра Невского, хранящиеся в серебряной раке.

Серебро, из которого изготовлена эта изумительная по красоте рака, также имеет свою историю. Это первый драгоценный металл, добытый на Руси, на территории Колыванских рудников. Подарила его обители Елизавета Петровна – великая русская Императрица. На данном изделии запечатлены различные моменты, связанные с жизнью Великого князя, сделаны различные памятные надписи. Здесь же память на века – знаменитые стихи, которые в честь Александра Невского сложил ученый и поэт М. Ломоносов.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Кладбище Александро-Невской лавры

В годы наивысшего влияния церкви на государство лавра владела не только многими домами, храмами и монастырскими комплексами. В ее владениях также находились обширные земельные угодья. Поэтому совсем рядом с обителью расположились сразу три кладбища, где погребены останки наиболее выдающихся и знаковых фигур в развитии и становлении государственности Российской империи. Каждое из них имеет свою великую и незабываемую историю, оставаясь в памяти на вечные времена.

Слева от входа расположено Лазаревское кладбище. Считается, что его основали по указу Петра Великого для его родной и любимой сестрицы Наталии Алексеевны. У кладбища построена церковь праведного Лазаря Воскрешения. Справа от входа устроено кладбище Тихвинское. Его заложили в честь имени Тихвинской Божией Матери. Здесь также была возведена и церковь.

Церковь Николая Чудотворца

Третье кладбище церковной пустыни – Никольское. И во имя Святителя Николая была построена еще одна церковь. К сожалению, из всех 12 церквей, некогда присутствовавших на территории Александро-Невской Лавры, до наших дней дожили лишь три! Тем не менее, это ни в коей мере не может повлиять на глубочайшую историческую, духовную и общечеловеческую ценность и важность монастырского комплекса.

На данных кладбищах упокоены величайшие политические, культурные, научные, военные и духовные лидеры своего времени. Чего стоит одна лишь могила Михаила Ломоносова – великого ученого, поэта и писателя. Навеки высечены на нем слова скорби и памяти великому человеку и славному мужу Государства Российского.

Кажется, сама история вековая лежит у наших ног, возвеличивая Русь Петровскую, Русь Великую!

Семинарский (Южный) корпус

Место погребения Александра Суворова в Александро-Невской лавре

Сохранено место погребения еще одного величайшего человека современности – генералиссимуса А.В.Суворова. Неоценим вклад этого человека в укрепление государства, защиту его от внешних угроз и вызовов своего времени. Надпись выполнена другом полководца – поэтом Державиным. История сохранила потомкам такую версию образования памятной надписи: «Здесь лежит Суворов». Считается, что незадолго до кончины Суворов обратился к Державину с вопросом, какую надпись тот сделает на его могиле. На что поэт воскликнул: « не нужно никаких лишних слов, только лишь «Здесь лежит Суворов»». Так и было начертано, имея в виду то, что память о величайшем человеке навсегда сохранится в сердцах и душах потомков. А о его подвигах люди будут знать не по надписи на надгробии, а из преданий, пересказов и изучении жизни Суворова.

Конечно, годы внесли свои изменения в первоначальный облик святыни. В настоящее время территории кладбищ значительно видоизменились, а действующей осталось лишь одно место захоронения в Александро-Невской лавре – Никольское кладбище.






















Предание гласит, что еще в 1704 году Петр I задумал основать в Петербурге монастырь, но многообразные заботы, томившие русого царя, вынудили Государя отложить богоугодный замысел до лучших времен. Последние наступили спустя шесть лет, когда после Полтавской баталии и взятия Выборга , шведская угроза Петербурга канула в лету.

В июле 1710 года Петр I осмотрел окрестности Черной речки (ныне речки Монастырка) и повелел строить на этих землях монастырь в честь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского». Во исполнения царской воли, архимандрит Феодосий водрузил на правой стороне Черной речки крест с надписью «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь», а на левой стороне крест с надписью «Что сей крест образует, обонполный то сказует».

Место для строительства Александро-Невского монастыря было выбрано не случайно. Дело в том, что тогда многие связывали устье Черной речки с легендарной Невской битвой, когда новгородский князь Александр Ярославич разбил войска шведов. Лишь позднее было окончательно установлено, что сражение произошло на том месте, где в Неву впадает река Ижора.

Александро-Невская лавра на гравюре петровского времени

Для финансирования проекта, к Александро-Невскому монастырю были приписаны окрестные приневские земли, угодья в Олонецком крае, а так же богатая Валдайская Иверская обитель с вотчинами. Первым настоятелем монастыря стал уже упомянутый выше архимандрит Феодосий (Яновский), муж святой жизни, закончившийсвои дни в посте и в молитве на Соловках.

Новый монастырь Санкт-Петербурга задумывался Петром как образцовое заведение. Подход царя был сугубо утилитарный. Обитель должна была служить исправительным, благотворительным и медицинским целям. Предполагалось устроить при монастыре приют для ветеранов Северной войны, душевнобольных и даже исправительное учреждение для пьяниц. Уход за ними должны были нести иноки. Впрочем, как пишет официальная история монастыря, «Эти намерения так и небыли осуществлены. К счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва».

В 1720 году при Александро-Невском монастыре была устроена типография, а 25 октября 1721 года по инициативе архиепископа Феодосия открылась монастырская школа. «По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента» указано было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания. Славянскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, - учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике». В дальнейшем, эта школа, была преобразована в Александро-Невскую Славяно-греко-латинскую академию, ставшую позднее Санкт-Петербургской духовной академией.

Братию для нового образцового монастыря набирали так же как и первых жителей Петербурга. По обителям России была разослана разнарядка, по которой те должны были прислать в Северную столицу лучших монахов.

Строительство комплекса Александро-Невского монастыря велось по проекту Доменико Трезини. Первый архитектор Петербурга задумал симметричный ансамбль каменных зданий на участке Невой и Чёрной речкой. Обитель должна была быть укреплена и служить южным форпостом города. От монастыря к центру Петербурга была проложена дорога - будущий Невский проспект.

Полностью архитектурный замысел Трезини так и не был воплощен в жизнь, но уже во втором десятилетии XVIII века, помимо первых монастырских строений, вокруг обители возник небольшой городок с домами работных людей и слуг. Там же были построены конюшни, лавки, скотный двор, кузницы, мельница и мастерские.

Перенос мощей Александра Невского в Петербург

Для подчеркивания особого статуса Александра-Невского монастыря, Петр I распорядился перенести в его стены из Владимира мощи Св. князя Александра Невского. После долго путешествия, которое заняло почти год, 30 августа 1724 года ковчег с останками святого достигли Петербург. Под гром корабельных орудий они были установленные в только что освященную монастырскую церковь святого Александра Невского. В 1752 году по указу Елизаветы Петрвоны, над ними была установлена великолепная серебряная рака, украшенная надписями М. В. Ломоносова.

На протяжение всего XVIII столетия на территории монастыря велось интенсивное строительство. Одной из старейших построек обители стала Благовещенская церковь, возведенная по проект Д. Трезини и Т. Швертфегер в 1724 году. Она была построена на месте одноименного деревянного храма. Позднее были возведены Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса. По проекту архитектора И. Старова была спроектирована круглая площадь перед входом на территорию монастыря и Надвратная церковь Божьей Матери Всех Скорбящих Радость.

Александро-Невский монастырь и его храмы стали местом упокоения знатнейших петербуржцев. Здесь были погребены правительница Анна Леопольдовна, граф Алексей Разумовский, генералиссимус Александра Суворова. С 1762 по 1796 год в Лавре было захоронено тело невинно убиенного государя Петра III. Вообще, российские императоры не обделяли обитель своим вниманием, внося в нее богатые вклады и дары. Екатерина II подарила Троицкому собору монастыря золотые священные сосуды, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII века, золотой крест, выполненный в 1660 году для Кириллова монастыря, и образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV.

В 1797 году император Павел I распорядился Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою». Таким образом, монастырь на Неве стал одной из самых важных обителей православного мира.
На протяжении XIX-начала XX столетия, из Александро-Невской Лавры направлялись квалифицированные священнослужители в военные и административные учреждения Российской империи. Командированные иеромонахи совершали службы на кораблях, в госпиталях, в зарубежных церквях и в русских посольствах за рубежом.

"Александро-Невская лавра со стороны Невы", акварель И.А.Иванова, 1815 год

Из Александро-Невской Лавры вышли и многие известные российские миссионеры. Монах, отец о. Гедеон, трудился в 1804-1807 года на ниве обращения в православие индейцев, в составе духовной миссии на острове Кадьяк. В Обители, после возвращения из Пекина жил отец Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 годах главой русской духовной миссии в Китае.

По мере роста и развития Петербурга монастырь утратил часть своих земель, отчужденных под строительство общественных и коммунальных служб, но в то же время, монахи смогли извлекать прибыль из уплотнительной развернувшейся в городе на Неве. Многие участки в окрестностях Лавры были застроены доходными домами, которые были главным источниками средств для монастыря до 1917 года. Строительство велось и на территории монастырского комплекса, где к 1920-ому году существовало шестнадцать церквей. Расширялись и существующие при Александро-Невской Лавре кладбища, ставшие самым престижным местом упокоения в Петербурге.

В 1918 году имущество Александро-Невской Лавры было национализировано, а в 1920 году весь монастырский комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. В 1922 года, во время изъятия церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, ученными была вскрыта рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Вслед за этим, рака была отправлена в Государственный Эрмитаж , а останки Александр Невского до 1989 года хранились в музее Религии и Атеизма.

Под общественные учреждения были переданы и монастырские постройки. К 1936 году на территории Александро-Невской лавры находилось две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе , закрытом в 1932 году, размещался склад универмага «Пассаж». Лишь после духовного возрождения 1989 года, вся недвижимость монастыря стала возвращаться церкви.

Сегодня Александро-Невская лавра является важнейшим духовным центром Петербурга. На 2002 года ее братия состояла из 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника. При обители работают многочисленные мастерские: иконописная, ювелирная, христианской оловянной миниатюры, краснодеревщики.

Мощи Александра Невского

Вскрытие раки с мощами Александра Невского в 1922 году

Многочисленные предания были связаны с мощами князя Александра Невского, чье торжественное захоронение на петербургской земле стало знаменательным событием в истории Северной Пальмиры. Если верить легендам раскольников, то мощи князя не желали перебираться из Владимира в град Антихриста. Два раза они возвращались назад, а на третий раз Петр запер их в раку, а ключ выбросил в Неву. В этот момент, за его спиной раздались слова: «Зачем все это? Только на 300 лет». Петр обернулся и увидел за своей спиной удаляющуюся фигуру в черном. По другой версии, популярной в советское время, Петр при перевозке мощей распорядился вскрыть гроб с нетленными останками Александра, который оказался пустой. Тогда императора якобы распорядился «набрать, разных костей, что валялись на берегу» и везти их дальше в Петербург.

Монастырки р. наб., 1

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией. Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами.

Идея строительства нового монастыря впервые возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), передавшему свою мысль князю Меншикову. От последнего, согласившегося отдать часть своих владений под монастырь, идея перешла к Петру I . Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новой обители.

После взятия Выборга императором была осмотрена местность и дано название будущему монастырю - Свято-Троицкий Александро-Невский. В июле 1710 года архимандритом Феодосием при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: "Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь" [Цит. по 1, с. 89]. На правом берегу Чёрной речки было решено строить монастырские строения, на левом берегу - партикулярные, то есть частные.

Проектировка монастырского комплекса была поручена Доменико Трезини . Причём в данном случае поручена была именно проектировка, но не строительство. Наблюдение за всеми строительными работами поручили Христофу Конрату. В 1712 году здесь стали появляться первые деревянные строения: заложены деревянная Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода. 25 марта 1713 года церковь была освящена. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий.

Для удобной связи с Адмиралтейской частью города от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах силами монахов была проложена просека, ставшая впоследствии частью Невского проспекта . Александро-Невский монастырь задумывался Петром I не только как духовное учреждение. Здесь он предполагал устроить приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных, госпиталь. Эти заведения здесь так и не были открыты. Но в 1720 году при монастыре открылась типография, а в 1721 году - школа. Школа позднее преобразовалась в семинарию, а затем - в Духовную академию. Её выпускниками в разное время стали композитор Пётр Турчанинов, святой Иоанн Кронштадтский.

Проект монастыря Трезини подготовил в 1715 году: были готовы чертежи и проектная модель. Через год этот проект был утверждён Петром I и использован художником Зубовым при создании одной из изображающих Петербург гравюр. В архиве Меншикова сохранилось его распоряжение:

"Указ господину архитектору Трезину. По указу Его Царского Величества велено в... монастыре святого Александра Невского начать построение ныняшнего лета, а по доношению архимандрита Феодосия, что к заложению в начале церкви архитектора не имеет, и того ради предлагаем, что надлежит... ехать в упомянутый монастырь Вам и по предложению вышереченного архимандрита Феодосия церковь заложить...
апреля 28 дня 1717 года" [Цит. по 1, с. 90].

Сразу после этого распоряжения начали рыть канавы под фундамент. Трезини только составил проект. Из-за его занятости другими работами руководство строительством монастыря поручили саксонцу Кристофу Конрату. Первым стали строить правое монастырское крыло: Благовещенскую церковь (заложена 21 июля) и Духовской корпус.

В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (ныне некрополь XVIII века), при котором в 1717 году была построена каменная церковь Святого Лазаря.

В 1717 году в церкви Святого Лазаря была похоронена сестра Петра I Наталья. В Лазаревском некрополе впоследствии были похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги , И. Е. Старов , А. Н. Воронихин , А. Д. Захаров , Ж. Ф. Тома де Томон , К. Росси , Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

После отъезда Христофа Конрата в Москву 1 июля 1720 года строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру . Швертфегером был составлен новый проект главного монастырского храма. Трезини предусмотрел собор расположенным так, что главный фасад смотрел в сторону Невы, а вход на восток. Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь на востоке. По всей видимости, именно это заставило Петра I приказать архитектору пересмотреть план Трезини. Кроме того, для приданию монастырскому ансамблю большей симметрии Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм. Сад, который Трезини планировал между монастырём и Невой, Швертфегер поместил к западу от обители.

После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин , М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.

В 1717-1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Это здание сейчас является самой старой постройкой на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже, а 25 марта 1725 года - Благовещенский придел на первом.

Освящение придела Александра Невского в Благовещенской церкви входило в общий план мероприятий, входящих в церемонию переноса мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Данное событие стало чрезвычайно заметным в жизни города. Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.

Благовещенская церковь стала местом захоронений значительных людей и царственных особ. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова, Наталья Алексеевна (сестра Петра I).

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост. К 1725 году завершены работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса.

Работы над южной частью монастырского комплекса начались в конце 1727 года, когда до карниза были выведены стены собора . Начинал их Т. Швертфегер. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Г. Земцов , П. М. Еропкин.

Возведение главного Троицкого храма то прекращалось, то вновь возобновлялось. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования.

Южную часть монастыря в 1742 году продолжил возводить Пьетро Антонио Трезини . До 19 сентября 1744 года укладывался фундамент. В докладе об окончании этих работ Трезини указывал, что строителям мешала плохая дождливая погода. Дождь шёл практически ежедневно с 16 августа, но всё-равно фундамент был сделан "с добрым порядком". В следующем июне императрица Елизавета Петровна повелела наконец-то заложить храмы и назвать их в честь благоверного князя Фёдора и Иоанна Златоуста. Возведение стен Фёдоровской церкви было завершено в июне 1747 года. Её облик практически полностью повторил формы Благовещенской церкви.

П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. К этому времени три построенных флигеля Фёдоровского корпуса были покрыты пильными досками и покрашены в красный цвет. Тогда же была переделана в двухскатную без перелома кровля трёх флигелей Духовского корпуса. Строительство продолжалось по проектам Трезини, но под руководством других людей: каменных дел мастеров Эркуле Казасорпа, Иоганна Георга Вейса, Антонио Антониетти. Последний возводил Семинарский и Просфорский корпуса, Митрополичий дом. С 1 июля 1753 года руководство строительством Александро-Невского монастыря осуществлял Игнатио Росси. Возведение Фёдоровского корпуса и Фёдоровской церкви завершили в 1754 году.

Уже к середине XVIII первые построенные корпуса Александро-Невского монастыря обветшали. В июле 1748 года Канцелярия Александра-Невского монаствря требовала построить новую деревянную колокольню. В аварийном состоянии находились жилые покои:

"В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт... и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения... а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келей не имеется" [Цит. по: 2, с. 337].

Когда главный собор был почти достроен, 29 марта 1753 года императрица приказала разобрать его вплоть до фундамента. Разборку завершили к августу 1755 года .

В 1756-1758 годах западную часть монастыря обозначил Митрополичий (Архиерейский) дом. Автором его проекта часто называют М. Д. Расторгуева, так как его фамилия обозначена на чертежах. Но судя по другим документам, Михаил Дмитриевич Расторгуев был всего-лишь архитектурным учеником, в обязанности которого входило копирование проектной документации. Самостоятельным проектированием он никогда не занимался, и умер в 38 лет в том же чине . Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Немного позже к западному фасаду Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон с лестницей, ведущей на второй этаж.

Сооружение циркумференции вокруг монастырского двора началось в 1756 году. Его проектированием занимался итальянский архитектор Джузеппе Венероне, который перед этим создал проект нового главного собора. Строительство циркумференции было поручено Антониетти, который в мае 1769 года вернулся на родину. Его место 1 июля 1769 года занял архитектор Пауль Йозеф Шпекле.

Отделка внутреннего убранства Фёдоровской церкви была завершена к 1766 году. В 1770 году в первом её этаже была освящена церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором - во имя Фёдора Святославовича.

Спустя более чем пол века с начала строительства монастыря его служители всё ещё испытывали недостаток в служебных постройках. В феврале 1771 года архиепископ Санкт-петербургский Гавриил писал кабинет-секретарю Г. Н. Теплову о том, что храмов на территории монастыря предостаточно, а вот для ризницы и библиотеки места совсем нет. Для решения этой проблемы он попросил: "...на углу, которой к Чорной речке, место назначенное для верхней церкви отделать для ризницы, а внизу кельи ризничему, так чтоб из них вход в ризницу был. В другом углу верхней и нижней этаж отделать для библиотеки " [Цит. по: 2, с. 453]. Положительный ответ на такой запрос был получен в октябре следующего года.

Возведение циркумференции было завершено в 1774 году. Территория монастыря стала замкнута почти полностью, брешь оставалась лишь на месте главного храма. Новый проект соборной церкви был составлен архитектором И. Е. Старовым и в феврале 1776 года представлен Екатерине II. После сооружения фундамента 30 августа 1778 года произошла закладка Свято-Троицкого собора в присутствии императрицы. Его строительство началось в мае следующего года.

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского . Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского.

Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры (наивысший статус для монастыря).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов".

С 1806 года в нижнем этаже Фёдоровской церкви начали производить захоронения. Здесь хоронили грузинских и имеритинских царевичей, многие управлявшие монастырём духовные лица.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов , В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

В 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Григория Карпова на средства купца Н. И. Русанова была построена Никольская (кладбищенская) церковь. В цокольном этаже этого храма была устроена семейная усыпальница Русановых. В 1869-1873 годах по проекту Н. П. Гребёнки на Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

В 1922 году мощи Святого князя Александра Невского были перенесены в музей религии и атеизма (Казанский собор), а серебряная рака отдана в Эрмитаж. Из Благовещенской церкви были изъяты все ценности. В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года ему стала принадлежать надвратная церковь. В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 1988 году началась комплексная реставрация Благовещенской церкви. Мощи Александра Невского вернулись в Свято-Троицкий собор в 1989 году. В здании бывшей Тихвинской церкви разместили выставочный зал Музей городской скульптуры.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 89-95) 22.02.2012 г. 00:24
2) 29.10.2013 г. 21:37
3) (Стр. 100-107) 12.05.2014 г. 12:55
4) 30.06.2014 г. 08:38

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром I в июле 1710 года на левом берегу реки Невы. Петр I решил перенести мощи Св. Александра Невского в строящийся Санкт-Петербург и сам наметил место для постройки монастыря. Ошибочно предполагалось, что на этом месте новгородцы, возглавляемые князем, в июле 1240 года разгромили шведские десанты. Останки Александра Невского были перенесены из Владимира в монастырь в 1724 году.

В 1712 году была заложена первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая двухэтажная церковь построена в 1717 – 1722 годах. Сооруженное Доменико Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре близ главного входа во двор монастыря на правом берегу реки Монастырки (налево от ворот), послужило образцом для более поздних построек. Прямоугольное в плане, с деревянной восьмигранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком, оно имеет характерные для петровского зодчества высокую кровлю с переломом и декоративную обработку фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами с ионическими капителями и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках. В 1764 - 1765 годах к западному фасаду церкви архитектором М. Д. Расторгуевым был пристроен двухэтажный павильон в формах барокко с лестницей, которая вела в верхнюю, Александро-Невскую церковь.

Верхняя церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского освящена 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в день перенесения в неё мощей святого Александра Невского. Здесь в серебряной раке мощи покоились вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор. Лепное убранство церкви выполнили Иван и Игнатий Росси. Дубовые царские врата изготовили резчики М. Шестаков и Г. Жариков, образа для церкви написали И. Г. Адольский, И. Я. Вишняков, И. Н. Никитин и Д. Н. Соловьев. К главному алтарю примыкал придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, славившийся своим иконостасом. В 1817 - 1819 годах помещение церкви подверглось капитальному ремонту и частичной перестройке в связи с созданием новой большой двухсветной церкви в Духовском корпусе.

Нижняя, Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года. С самого начала Благовещенская церковь служила усыпальницей членов царской семьи и знаменитых государственных деятелей России. Среди каменных плит пола примечательна надгробная плита за левым клиросом церкви с лаконичной надписью "Здесь лежит Суворов", сочиненной Г. Р. Державиным. Другие захоронения XVIII и XIX веков в этой церкви отмечены надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других ваятелей. В конце XVIII века к южной стене, у алтаря, была пристроена "палатка" - сводчатая усыпальница - для переахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко. В 1818 - 1821 годах в Благовещенской церкви были произведены существенные перестройки в связи с расширением Духовского корпуса; тогда же, в 1821 году по проекту лаврского архитектора В. П. Петрова были сооружены каменные ворота с колоннами для проезда в церковь со стороны реки Монастырки. В 1833 году изменилось внутреннее убранство церкви, а в 1838 году был произведен ее капитальный ремонт, и она была вновь освящена. В первые послереволюционные годы в Благовещенской церкви продолжали совершаться богослужения. В 1922 году из неё изъяли церковные ценности. В феврале 1933 года церковь была закрыта; при этом нижнюю церковь передали "музею-некрополю", а верхнюю в 1935 году разделили межэтажными перекрытиями. С 1948 – 1949 годов оба этажа здания заняты экспозицией Музея городской скульптуры. В 1988 году начата комплексная реставрация Благовещенской церкви – старейшей из сохранившихся каменных церквей Петербурга.

Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительнейшее сооружение раннего классицизма, одно из немногих культовых сооружений этого стиля. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. Место для него было выбрано Доменико Трезини в составленном им первоначальном проекте лавры. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до "подошвы" из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Скульптурное убранство храма создано скульптором Ф. И. Шубиным. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева.

Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму сцентрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. В соборе много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса. Это выдающийся памятник архитектуры в стиле русского классицизма, вершина творчества И. Е. Старова.В соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного и мощи Св. Александра Невского. После революции ограбленный при изъятии церковных ценностей собор на несколько лет (1923 – 1926) перешел к обновленцам. В декабре 1933 года храм был закрыт. После возвращения храма Православной церкви в 1957 году в нем проведены реставрационные работы, власти вернули часть икон.

Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова.

Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости". Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.

Приходская церковь на втором этаже здания освящена 15 июля 1786 года. В 1806 году стены храма были расписаны, а в 1860 году она была капитально отремонтирована под смотрением архитектора М. А. Щурупова. В январе 1904 года в этой церкви был открыт латышский приход. Церковь закрыта в октябре 1931 года. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры, однако 30 апреля 1993 года власти вернули эту церковь епархии.

В 1717 году была построена и освящена каменная церковь во имя Святого Лазаря при основанном в 1716 году Лазаревском кладбище, где была погребена любимая сестра Петра I Наталья Алексеевна. На этом кладбище захоронены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Л. Эйлер, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, Ф. И. Шубин, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, П. К. Клодт, Ж. Ф. Тома де Томон, М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский, И. П. Мартос, Н. Н. Гончарова-Ланская. и многие другие деятели культуры, науки и знатные особы. В 1787 году каменный храм был расширен за счет ризницы и трапезной, возведенной на месте разобранной деревянной постройки на деньги И. П. Елагина. В последующие два года граф Н. П. Шереметев дал средства на новый иконостас и пристройку притвора, расширенного в 1835 году по проекту Т. Я. Тиблена на средства Д. Н. Шереметева, после чего церковь приобрела современные размеры. В церкви находится семейная усыпальница графов Шереметевых, здесь также похоронены гр. А. П. Шувалов, гр. М. Ю. Вильегорский, кн. И. Ю. Трубецкой, гр. Г. А. Строганов, адмирал А. С. Шишков и основатель Херсонской крепости И. А. Ганнибал.

Интерьеры Лазаревской церкви, закрытой в 1923 году, и пристройки к ней подверглись перестройкам, после которых от убранства церкви сохранилось очень немногое. В 1932 году был разобран иконостас и расхищены многие иконы и остатки церковного имущества.

К югу от собора расположен двухэтажный Феодоровский корпус, который в 1725 году начал строить Т. Швертфегер, в 1742 году продолжил П.А. Трезини, а после его отъезда завершил И. Росси. Среди первых сооружений монастырского ансамбля была и церковь во имя Святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту Пьетро Антонио Трезини в 1745 – 1750 годах в юго-восточном углу комплекса. Завершил строительство архитектор М. Д. Расторгуев. Композиция и формы здания, где она находилась, в основном повторяли архитектуру здания Благовещенской церкви, отличаясь лишь некоторыми деталями.

К 1766 году отделка верхнего и нижнего храмов закончилась. Освящение церквей задержалось до 1770 года, когда верхняя была наречена во имя Феодора Ярославича, нижняя – во имя Иоанна Златоуста. В 1840 году оба храма подверглись переделке. Иконостасы были заменены, и в них поместили образа работы Д. Антонелли. После переделки храмы 17 сентября 1842 года были переосвящены: верхний – во имя свт. Николая Чудотворца, нижний – благоверного князя Феодора. Верхняя церковь называлась прихожанами Никольской домовой в отличие от Никольской кладбищенской церкви. С 1806 года до начала XX века в нижнем храме производились захоронения. Именно здесь погребены многие грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге; здесь же находились захоронения многих духовных лиц, участвовавших в управлении монастырём и Санкт-Петербургской епархией во второй половине XVIII и начале XIX веков.

В 1889 году с алтарной стороны по проекту Г. И. Карпова начата постройка усыпальницы митрополита Исидора, освящённой 6 октября 1891 года как придельная церковь прп. Исидора Пелусиота с двухъярусным иконостасом. За четверть века в ней было проведено свыше 150 захоронений.

С октября 1930 года Феодоровская церковь не действовала, но окончательно оба храма были закрыты в ноябре 1931 года, а Исидоровская церковь – тремя месяцами позднее. Декоративное оформление интерьеров Феодоровского храма частично сохранилось до наших дней. Большая часть размещенных здесь захоронений была уничтожена, а могилы разграблены. Церковь св. Исидора была полностью перестроена.

Духовской корпус, связывающий Троицкий собор с Благовещенской церковью, был построен по проекту Доменико Трезини в чисто барочном стиле. Его строительство началось в 1717 году. 6 июня 1820 года в нем была заложена церковь, автором которой является лаврский архитектор В. П. Петров. Чтобы разместить церковь он пристроил с востока к корпусу алтарь, а с запада – паперть.

Освящение нового храма 18 мая 1822 года произвел митрополит Серафим. Двухсветный храм, декорированный коринфскими колоннами, украшал высокий, до потолка, ампирный иконостас, образа написал Д. Антонелли, лепные работы выполнил М. Зорин. По окончании строительства Духовского храма на его хорах 18 июня 1822 года был освящён небольшой придел преподобного Сергия Радонежского. В 1867 году церковь отремонтирована и украшена росписью Р. Ф. Виноградова. Еще до освящения, в 1820 – 1821 годах, в Духовской церкви произвели несколько погребений, в том числе её основателя, митрополита Михаила (Десницкого). Усыпальница использовалась для захоронений вплоть до начала XX века. Всего в ней было 172 захоронения. 1 февраля 1881 года при огромном стечении народа в церкви состоялось отпевание тела Ф. М. Достоевского.

В 1894 - 1895 годах справа от алтаря Духовской церкви, ближе к Свято-Троицкому собору, над склепом семьи Галуновых, была пристроена небольшая придельная церковь во имя святой мученицы Евдокии, освященная 12 марта 1895 года.

Церковь святой Евдокии была закрыта в 1933 году, позже её помещение было перестроено. Духовская церковь была закрыта в лавре последней, в середине января 1936 года и сразу началось разрушение её интерьера и осквернение могил. До своего закрытия, особенно в 1920-е годы, храм играл большую роль в православной жизни города. В 1949 году Духовской корпус возвращен епархии, а в следующем году в покоях митрополита была освящена его домовая церковь св. Александра Невского, закрытая в 1961 году, когда корпус был снова отнят властями. Сейчас в помещении храма – городская станция переливания крови.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища в 1823 году справа от него было основано еще одно, вначале называвшееся Ново-Лазаревским. Храма на этом кладбище долго не было. В 1869 – 1873 годах над семейным склепом братьев Полежаевых была возведена Тихвинская церковь по проекту Н. П. Гребенки. Освящена она была 2 февраля 1873 года.

Церковь была построена в русско-византийском стиле и имела в плане форму креста. В церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По названию церкви и само кладбище вскоре стало называться Тихвинским. В 1901 году небольшое здание было отремонтировано под руководством лаврского архитектора Л. П. Андреева. Храм был закрыт в сентябре 1931 года и в 1935 году передан под почту. Церковь эта сохранилась, правда утрачен шатёр. Ныне в ней находится выставочный зал Музея городской скульптуры. Полностью уничтожена была небольшая часовня, располагавшаяся южнее церкви.

В восточной части лавры, между Невой и оградой поначалу намечалось разбить сад, но в 1861 году был утвержден проект Г. И. Карпова нового, третьего по счету, лаврского кладбища. Как и на других, на нем было погребено немало выдающихся людей, среди которых адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский. Старинное кладбище сильно пострадало в 1960-х годах при реконструкции восточной части площади и строительстве транспортной развязки у моста Александра Невского, когда оно было сильно сокращено в размерах. На этом кладбище похоронены также последние митрополиты Ленинграда, историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Это единственное действующее кладбище в Александро-Невской лавре.

Храм на кладбище был выстроен в 1868 - 1871 году. Церковь с деревянным куполом строилась на кладбище по проекту Карпова на средства купца Н. И. Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Ризница и вся утварь церкви были приобретены и принесены в дар церкви Русановым. Работы длились два года и закончились в 1871 году освящением. Находившаяся в храме икона Николая Чудотворца широко почиталась.

Церковь была закрыта в декабре 1932 года. В начале мая 1985 года она была вновь освящена после реставрации и используется для ранних обеден.

Архиерейский (или митрополичий) дом - выдающийся памятник гражданской архитектуры XVIII века. Он был воздвигнут на западной стороне монастыря в 1756 – 1758 годах по проекту М. Д. Расторгуева и имел вид двухэтажного здания, соединенного одноэтажными крыльями с угловыми башнями. По окончании постройки сюда была перенесена существовавшая еще с 1743 года митрополичья церковь, и в 1767 году она была освящена в покоях, в юго-восточной части, во имя Всех Святых.

После надстройки дома церковь была перемещена и 3 февраля 1819 года снова освящена митрополитом Михаилом уже в честь Архангела Михаила. В 1851 году небольшой храм был расширен притвором. Закрыта церковь, очевидно, в начале 1920-х годов, до последнего времени в ее здании размещалось объединение "Прометей".

Небольшая двусветная Успенская церковь с хорами заложена 16 июня 1861 года в южной части митрополичьего дома, на третьем этаже. В это время А. М. Горностаев вел в доме надстройку боковых крыльев. 23 июня 1863 года митрополит Исидор освятил домовой храм, а 13 августа того же года - его левый придел во имя святителя Тихона Задонского. Иконы в двухъярусном иконостасе написал С. В. Постемский, роспись стен и потолка произвел П. С. Титов по эскизам Ф. Г. Солнцева. Церковь была закрыта в 1926 году; святыни храма были изъяты, а помещение перестроено и передано Педагогическому музею, а затем объединению "Прометей".

Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Преподобного Палладия на хорах братской трапезной появилась после того, как в 1896 году архитектор Л. П. Андреев начал расширять трапезную в митрополичьем доме. Митрополит Палладий освятил оба её придела 23 марта 1897 года - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и своего святого покровителя – преподобного Палладия. Закрыта, очевидно, при ликвидации резиденции митрополита в 1920-х годах. Помещение храма при трапезной было полностью перестроено.

Здания Феодоровского корпуса, находящееся в юго-восточном углу монастырского каре; Просфорного и Семинарского корпусов, Митрополичий дом построены в середине XVIII века М. Д. Расторгуевым. Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1772 – 1774 годах, повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей.

В начале XX века на территории Лавры размещалось 16 церквей. На протяжении двух столетий в храмах лавры хоронили царских особ и виднейших государственных и церковных деятелей. C 1920 года до сих пор весь ансамбль находится под охраной государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в 1931 – 1936 годы, когда были закрыты все храмы Лавры, во многих зданиях комплекса обосновались различные мастерские, разгрому подверглась Духовская церковь.

После многочисленных ходатайств верующих города Свято-Троицкий собор был возвращен Православной церкви в 1955 году, реставрирован и вновь освящен 12 сентября 1957 г. в день Святого князя Александра Невского. Только в 1985 году возобновились богослужения в Никольской церкви.

В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры. С 1996 года началась поэтапная передача храмов и построек Лавры Санкт-Петербургской епархии. Тогда же в стены митрополичьего корпуса вернулось Епархиальное управление, восстанавливается келия духовника лавры преподобного Серафима Вырицкого, Духовской, Просфорный и Феодоровский корпуса.



Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в Санкт-Петербурге, в конце Невского проспекта, при впадении Черной речки в Неву, на том месте, где, как полагают, великий князь Александр Невский в 1240 году одержал знаменитую победу над шведами. Основана в 1710 году императором Петром Великим; в 1797 году возведена на степень лавры. Середину лавры занимает Свято-Троицкий собор. Первоначальное основание его положено в 1716 году императором Петром I. В 1753 году собор был окончен, но вскоре замечены были трещины в стенах и, по Высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны, через 2 года храм был разобран до фундамента. В 1776 году императрица Екатерина II именным указом повелела построить соборную церковь по проекту архитектора Старова и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила.

В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора, а 30 августа 1790 года состоялось торжественное освящение его. Все здание собора замечательно по своему величеству и изяществу. Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень. Над всем зданием собора возвышается небольшая глава, в виде пирамидального фонарика, покрытая бронзовыми вызолоченными листами, с таковым же вызолоченным крестом. К западным углам храма примыкают две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями. На северо-западной колокольне находится замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724 году. На другой — юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями. Внутренние стены собора покрыты разными колерами. Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста «с их признаками». Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны — святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой — святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа.

В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых. Иконостас — из белого итальянского мрамора. Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса. Местные образа — Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым. Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место.

В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского (см. 23 ноября). Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке — серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч. В углублении, позади раки, сооружена высокая серебряная пирамида с чеканными изображениями святого князя и супруги его с крестом в руке. Над этими изображениями — чеканный накладной шлем и над ним чеканные воинские доспехи. По сторонам — отливные вазы с цветами, а повыше их два литые изображения ангелов с серебряными щитами. По обеим сторонам пирамиды поставлены литые из серебра трофеи святого князя, с воинскими доспехами и оружием старого времени. Перед ракою 4 серебряных вызолоченных лампады, принесенные в дар Высочайшими Особами. Справа от раки помещается на столе, в металлической раме, ключ Адрианополя, принесенный в дар обители императором Николаем I после войны за освобождение Греции от турецкого ига в 1829 году. На правой стороне пирамиды перед святою ракою Нерукотворный Образ Спасителя в сребропозлащенной ризе, с красным яхонтом, обложенным бриллиантами, в венце. Внизу образа, на ризе, под простым камнем, обложенным бриллиантами, хранится часть ризы Господней. На левой стороне пирамиды пред святой ракою Владимирская икона Божией Матери, древневизантийского стиля; по преданию, эта святая икона принадлежала святому Александру Невскому и вместе с его мощами принесена из города Владимира.

Близ мощей святого Александра Невского поставлен литой из серебра аналогий с кивотом, в котором хранятся святые иконы и малые ковчеги с частью животворящего древа креста Господня и многими частицами мощей: апостола Андрея Первозванного, трех вселенских святителей, царя Константина и других угодников Божиих. Прямо против мощей святого Александра Невского, в нише, по желанию императрицы Екатерины II, поставлен иссеченный из белого мрамора поясной барельефный бюст митрополита Гавриила в малом архиерейском облачении, для увековечения памяти о трудах его при сооружении соборного храма. В храме много дорогих икон и картин, писанных лучшими художниками — иностранными или отечественными с известных оригиналов: все они пожертвованы императрицей Екатериной II, ко дню освящения соборной церкви и после (в 1790 и 1794 годах). Из них особенно замечательны: в алтаре, на горнем месте, икона Благовещения Пресвятой Богородицы, работы известного художника Рафаэля Менгса (1779 год); над южными алтарными дверями — Спасителя благословляющего, фламандского художника Антуана Ван-Дика (1641 год); над северными — Богоматери с Предвечным Младенцем, кисти Куверчино; на правом и левом клиросах иконы венецианского художника Бассано; по сторонам боковых северных дверей — Снятие со креста, работы Рубенса (1640 год). Кроме соборного храма, в Лавре, обнесенной каменной оградой, есть еще 10 церквей.

В Благовещенской церкви, за левым клиросом, находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткою надписью на белой мраморной плите: «Здесь лежит Суворов». Некоторые храмы и 3 лаврских кладбища наполнены могилами Царственных особ и великих русских людей. Тут покоится много славных духовных лиц, самоотверженных слуг отечества, незабвенных писателей, художников, благотворителей, из могил которых ясно слышатся великие заветы нам, потомкам их — любить родину и служить ей добросовестно по мере своих сил. В ризнице и библиотеке хранится множество драгоценных царственных приношений и достопримечательностей, между прочим: икона «Моление о чаше», золотая, литой оборонной (чеканной) работы, на ляпис-лазури, украшенная драгоценными камнями, присланная папою Пием VI в дар императрице Екатерине II; икона, изображающая победу Константина Великого над Максентием, весьма художественно вырезанная на самом чистом перламутре; великокняжеская корона святого Александра Невского; трость и маршальский жезл императора Петра I; трость янтарная императрицы Екатерины II; кровать императора Петра I, на которой он почивал во дни гонения в Лавре на Страстной седьмице; крест, найденный на Куликовом поле; серебряный наконечник к палке, относимый ко временам до Рождества Христова. Лавра считается по степени третьей и находится под управлением митрополита Санкт-Петербургского, который имеет здесь свое пребывание и носит звание священно-архимандрита Лавры. При Лавре — духовное училище, семинария и Духовная Академия.

Ежегодно 30 августа совершается в Лавру крестный ход из Исаакиевского собора. Александре-Невская Лавра, хранящая в себе великую народную святыню, дорога каждому русскому человеку. Она представляет собою священный памятник великому русскому мужу, который так славно подвизался для блага своей родины и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь русский народ. Этот священный памятник святому князю Александру царственными заботами создан и царственными щедротами благолепно украшен: каждый шаг в этой обители вызывает воспоминание о благоговейном усердии и любви наших Боговенчанных царей и цариц и благоверных князей ко святому их предку и покровителю. К Лавре приписана Александре-Невская киновия, на берегу реки Невы, на Выборгской стороне, в Шлиссельбургском участке.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Домовую церковь в честь преподобного Серафима Вырицкого обустроили на втором этаже Федоровского братского корпуса Лавры. На месторасположение кельи указало сразу несколько человек, бывавших на исповеди у преподобного еще во времена его пребывания в обители: Серафим Вырицкий был духовником Лаврской братии. Это две сдвоенные комнаты, размеры которых позволили устроить в них полноценный небольшой храм, в котором можно будет совершать службы даже архиерейским чином. В храме установили резные Царские ворота, еще предстоят работы по обустройству интерьера. Церковь планируется освятить после окончания создания иконостаса. 28 декабря 2007г. в церкви была отслужена Божественная литургия.

По материалам СМИ



Когда Петербург ещё только строился, в нём появился монастырь, призванный стать духовным оплотом столицы, - монастырь во имя Святой Троицы и св. Александра Невского. С тех пор много воды утекло в Неве. Немало повидали город святого Петра и монастырь святого Александра.

Хотя "официальная" история Александро-Невской Лавры ведётся с 1713 года, когда в обители была освящена первая - тогда ещё деревянная - Благовещенская церковь, по факту северная Лавра старше на три года. В 1710 году Пётр I осмотрел место близ впадения Чёрной речки (после появления восточной части Обводного канала, разделявшего реку на две части, эту её часть назвали Монастырской) в Неву и предназначил его для строительства образцового столичного монастыря в память о победе святого благоверного князя Александра Невского над шведами в 1240 году. В 1712 году Пётр назначил настоятелем Невской обители, пока ещё существовавшей лишь в проекте, бывшего хутынского архимандрита Феодосия (Яновского) - "дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь". Архимандрит Феодосий к тому времени подвизался в северной столице уже несколько лет, исполняя обязанности "духовного судьи". Царь ценил его талант администратора и был спокоен за судьбу своего детища.

Средства на строительство выделялись немалые: в том же 1712 году к обители был приписан крепкий в хозяйственном отношении Валдайский Иверский монастырь. Доходы со всех его вотчин теперь отправлялись в Петербург. Что касается земельных владений, изначально приписанных к Александро-Невскому монастырю, то они составляли пять тысяч квадратных саженей на обоих берегах Невы. Пётр I мыслил новый монастырь не только как духовный оплот Санкт-Петербурга (хотя создание такового оплота также предсталялось ему немаловажным - недаром он перенёс в монастырь из Владимира мощи святого князя Александра Невского). Ему ещё не давали покоя мечты об идеальной - в его понимании - обители. Монашество, мнилось самодержцу, должно стать своего рода орденом, несущим благотворительно-образовательное послушания и приносящим "действительную общественную пользу". Монастыри, считал Пётр, должны обслуживать богадельни, дома для престарелых солдат, больницы, школы и прочие подобные заведения. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Монастыри всегда занимались и делами благотворительности, и духовным просвещением. Но и благотворительность, и просвещение были лишь сопутствующими функциями обители. Главным оставалось монашеское делание, молитва. Вот Невский монастырь и признан был стать образчиком монастырей нового типа для всей России. Помимо прочего, предполагалось, что именно отсюда станут выходить церковные иерархи - образованные, мыслящие в государственном ключе. С этой идеей государя был вполне согласен архимандрит Феодосий. Более того, именно он в 1713 году испрашивал у Петра "благоволения, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить". Царь указом подтвердил такое положение вещей. Любопытно, что на другой год после этого царского указа насельником Невского монастыря был всего один иеромонах. Братство подбиралось вдумчиво и серьёзно. Из разных русских монастырей выписывались в столицу самые грамотные, самые богословски просвещённые и широко мыслящие монахи. При таком подходе наполнение обители не могло быть скорым. В 1714 году в ней состояли 4 иеромонаха и 2 иеродиакона. Немногочисленность братии не мешала, впрочем, исполнению замысла царя о Невском монастыре как рассаднике архиереев. Уже в 1716 году здешний иеромонах Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иеромонах Павел - во епископа Вологодского. Так складывалась новая традиция. В последующие десятилетия значительная часть епископата Русской Православной Церкви вышла именно из стен Александро-Невского монастыря.

Одновременно с созиданием традиций созидались и стены столичной обители. Каменное строительство в монастыре началось в 1717 году по "Генеральному плану", составленному Доменико Трезини. В 1722 году освятили Благовещенскую церковь - первый каменный храм. К 1727 году в обители было четыре храма, колокольня с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи и сад. Правда, затягивалось строительство Троицкого собора - доминанты всего архитектурного комплекса, - но всё же монастырь постепенно приобретал обжитой вид. В 1797 году Александро-Невский монастырь, согласно именному указу Павла I, получил статус Лавры "со штатом наравне с Киево-Печёрскою и Троицкою Сергиевскою". К этому времени в обители уже сложились собственные традиции - особенно в том, что касается богослужений, которые отличались большой торжественностью. Ещё во времена Петра I здесь появилась своя певческая школа и было введено нотное пение. К концу ХVIII века митрополичий хор, певший за богослужениями в Свято-Троицком соборе, ни на йоту не уступал придворным певчим. Свой расцвет лаврская певческая школа переживала в начале ХIХ века, когда регентом здесь служил протоирей Пётр Турчанинов, виднейший духовный композитор своего времени. Он переложил на ноты многие древние песнопения.

В начале ХХ века капитал Александро-Невской Лавры насчитывал до трёх миллионов рублей, а земельные владения превышали тринадцать тысяч десятин (и это при том, что в Петербурге лаврские земли постоянно отчуждались от неё: либо сама Лавра отдавала их для возведения богоугодных и учебных заведений, либо их забирали для общественных нужд - под строительство Обводного канала или Николаевской железной дороги). Основной доход Лавра получала от строительства домов на принадлежавших ей участках в Петербурге. Доход этот тратился в основном на благотворительность: монахи содержали дом призрения, Исидоровское женское епархиальное училище, богадельню для отставных военных. С началом Первой мировой войны на лаврские средства был оборудован и отправлен на фронт передвижной лазарет, а в самом Петербурге монастырь открыл ещё и госпиталь.

Размеренная жизнь для Лавры кончилась после Октябрьской революции. Уже 13 января 1918 года Александра Коллонтай приказала произвести реквизицию имущества "отделенной от государства" Лавры. На первый раз монастырское имущество удалось отстоять, но события развивались неумолимо. В том же 1918 году все жилые здания Лавры перешли в ведение Петросовета, а на территории монастырского каре, прямо перед Свято-Троицким собором, устроили так называемую "Коммунистическую площадку" - некрополь для большевиков. В мае 1922 года, несмотря на протесты верующих, была вскрыта рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. В 1923 году у Лавры отобрали практически все здания, кроме храмов, к тому же она оказалась терзаема расколом: ещё в сентябре 1922 года её захватили обновленцы. На другой год Патриаршей Церкви всё же удалось вернуть себе часть храмов, но вскоре в стены Лавры проник новый раскол - иосифлянский, названный так по имени митрополита Иосифа (Петровых). Митрополита Иосифа перевели на Ленинградскую кафедру с Ростовской в 1926 году, но после единственной пастырской поездки в свой кафедральный город он вынужден был вернуться в Ростов, где оставался довольно долго, руководя епархией через своих викариев. Ненормальность подобного положения побудила Священный Синод во главе с митрополитом Сергием (Страгородским) перевести владыку на Одесскую кафедру. Не сумев руководствоваться в этом случае заботой о благе и без того истерзанной Церкви, митрополит Иосиф воспринял это как оскорбление. К тому же он вообще относился к митрополиту Сергию с недоверием, не одобрял его действия, а некоторые из них считал неканоничными. К 1928 году ситуация вылилась в раскол. Сам митрополит Иосиф, расстрелянный в 1937 году под Чимкентом, так и примирился с Церковью, а в Лавре раскол "уврачевала" железная рука новой власти: в начале 1936 года здесь был закрыт последний действующий храм - Свято-Духовский. Около десяти лет стояли мёртвыми лаврские храмы. Лишь в 1946 году Церкви вернули Свято-Духовский храм Лавры - для размещения Ленинградского епархиального управления.

В 1956 году, уважив, наконец, многочисленные ходатайства ленинградского архиерея (сначала Григория (Чукова), затем - Елеферия (Воронцова)), Церкви передали Свято-Троицкий собор - в качестве приходского храма. На несколько лет сложилась ситуация, беспрецендентная для советской реальности: рядом стояли два действующих храма. Но в 1961 году власти исправили свою оплошность, вновь отобрав Свято-Духовскую церковь. Процесс передачи Александро-Невской Лавры Церкви и возобновления в ней иноческой жизни был долгим и непростым. В 1985 году возвратили Никольскую кладбищенскую церковь. В 1989 году трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) в Троицкий собор из музея атеизма вернулись мощи святого благоверного князя Александра Невского. В 1995 году Лавре передали часть Свято-Духовского корпуса, куда заселились первые, пока ещё очень немногочисленные, насельники возрождающейся обители. Первым исполняющим обязанности наместника был назначен епархиальный духовник архимандрит Кирилл (Пачис). В октябре 1996 года наместником Лавры стал архиманрдрит (ныне епископ Выборгский) Назарий (Лавриненко). Первое монастырское богослужение в Троицком соборе прошло 14 сентября 1995 года, а спустя два с небольшим года приходское собрание собора было упразднено, и он получил статус монастырского.

5 апреля 1996 года состоялось "символическая" передача лаврского архитектурного комплекса Церкви (на тот момент большинство зданий Лавры принадлежало ЦНИИ "Прометей"). Но фактически возвращение зданий затянулось. К началу 2000 года только четверть означенных в акте о передаче строений находилась в пользовании Лавры. Акт об окончательном возвращении зданий был подписан 18 апреля 2000 года. К этому времени в Лавре проживало более двадцати насельников. За те почти уже двадцать лет, что минули с начала возрождения Лавры, обитель прошла долгий и тяжёлый путь. В эти годы вновь формировался процесс жизнедеятельности Лавры как действующего по всей строгости устава монастыря. В наши дни Александро-Невская Лавра является, как когда-то, духовным оплотом северной столицы. Богослужения совершаются здесь строго по уставу, монастырская жизнь идёт свои чередом...



Александро-Невская лавра вместе с северной российской столицей перенесла страшную ленинградскую блокаду. Её стены и здания могут немало рассказать о тех страшных 900 днях и ночах. Так, некоторые фонды ленинградской Публички хранились тогда именно в Александро-Невской Лавре. Все они были упакованы, сняты со стеллажей и сохранены. Часть скульптурных деталей с памятников Некрополя мастеров искусств, входившего с момента своего создания в Музей городской скульптуры, музейные работники перенесли в Благовещенскую церковь и спрятали под полом усыпальницы. В результате потери некрополя оказались незначительны - в частности, прямым попаданием авиабомбы был уничтожен памятник на могиле актрисы В. Асенковой. В блокадные времена по заказу музея известные художники выполнили рисунки и акварели самых выдающихся памятников Лазаревского кладбища и Благовещенской усыпальницы. Эти работы не только иллюстрируют работы по спасению памятников, но и показывают разрушения, причинённые монастырю варварскими бомбардировками.

В Лавре с конца 1941 года размещался приёмно-распределительный госпиталь №1. Вообще, в те годы посещение упразднённой обители становились высоким уроком патриотического воспитания. Могилу А. В. Суворова, находившуюся в Благовещенской церкви, тогда привели в образцовый порядок. Осенью 1942 года притвор Троицкого собора, где ранее находилась рака с мощами св. Александра Невского, получил декоративное оформление, а в самом храме чуть позже была устроена выставка, посвящённая святому благоверному князю.

Из журнала "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №36, 2009 г.

Александро-Невская Лавра (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Это место называют сердцем Петербурга. Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, тогда еще мужской монастырь, приказал строить Петр I на предполагаемом месте знаменитой Невской битвы. Позже историками было доказано, что бой проходил выше по Неве. Тем не менее лавра посвящена подвигу новгородского князя и Святой Троице.

В 1723 году Петр I принял решение перенести в монастырь из Владимира мощи Александра Невского. Есть предание, что он сделал это собственноручно. Теперь это главная святыня лавры.

Официальной датой основания Александро-Невского монастыря считается день освящения первой деревянной Благовещенской церкви. Это произошло 25 марта 1713. И только спустя 2 года был разработан проект комплекса лавры архитектором Д. Трезини. В мае 1723 года Петр Великий посетил уже устроенный монастырь и повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки Невского привезли в Петербург спустя год. По некоторым преданиям, Петр I собственноручно занес мощи в лавру. Теперь это главная святыня лавры.

С тех пор в русском православном календаре есть праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра.

Александро-Невская лавра

Статус лавры монастырю дал Павел I. Тогда в штат входили: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных. В 30-е годы прошлого века соборы и церкви лавры планомерно закрывались. Возрождать монашескую жизнь здесь начали только в 1996 году.

Сейчас в лавре работает паломническая служба, которая организует поездки по всем храмам и монастырям Петербурга и области. Можно даже заказать индивидуальный тур на Святую гору Афон. Как только стали возрождаться богослужения, снова появились мастерские: иконописная, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры. На территории лавры - сразу 4 кладбища. Чтобы похоронить близкого на Лазаревском (некрополе 18 века), требовалось разрешение императора. Оно считалось элитным. Тихвинское было почти полностью уничтожено, а на его месте уже в 20 веке появился некрополь мастеров искусств - здесь покоятся скульпторы, композиторы, художники. Оба кладбища входят в музей городской скульптуры. Третий по времени основания некрополь Александро-Невской лавры - Никольское кладбище, называться так оно стало только после постройки церкви Николая Чудотворца в 1868-1871 годах, до этого момента именовалось Засоборным. В 19 веке оно было одним из самых дорогих. В революцию появилось самое молодое кладбище, где хоронили казаков.