Картотека (старшая группа) на тему: творческие игры. Игра «Постройка башенки из кубиков»

Творческие игры дошкольников это не только развитие творческого потенциала и чувства прекрасного. Поэтому сегодня приведу десяток творческих игр, которые еще и развивают сенсорные чувства, моторику, кругозор, речь и многое другое. Игры расчитаны на малышей 2-4 лет.

Узоры из разноцветных кубиков

Цель: Игра развивает пространственное мышление, память, усидчивость.

Играя с малышом, покажите, как можно складывать узоры из кубиков, комбинируя их. Предложите собрать одноцветную дорожку, затем - дорожку с чередующимися цветами (красный - синий).

Пусть малыш проявит самостоятельность. Спрашивайте, что он хочет изобразить. Постепенно усложняйте задания.

Составляйте квадраты из различных частей. Сначала соберите квадрат из двух прямоугольников. Разобрав его, предложите малышу собрать квадрат. Так малыш освоит соотношение части и целого.

Когда ребенок научится складывать простой квадрат, покажите, как сложить квадрат из нескольких кубиков, чтобы стороны прямоугольника были одинаковыми.

Постепенно усложняйте задачу, составляя разные фигуры.

Спрашивайте малыша, какого цвета квадрат он складывает.

Удивительная клякса

Капните на середину листа небольшую кляксу и сложите лист пополам.

Раскройте лист и дайте кляксе высохнуть.

Позовите маленького фантазера! Пусть он придумает - на что похожа эта клякса? Спросите его: «А что, если пририсовать ей глазки, ротик, ручки, ножки, хвостик? Кто получится?»

Если окажется, что получилось загадочное существо, придумайте ему вместе с малышом имя и сочините про него интересный рассказ.

Дорисовывать можно любые геометрические фигуры.

Чего на свете не бывает?

Цель: Игра развивает воображение и творческие способности.

Предоставьте своему ребенку возможность немного пофантазировать. Пусть он нарисует на бумаге то, чего на свете не бывает.

Рассмотрите рисунок очень внимательно и спросите малыша, что он изобразил. Попросите малыша придумать название для своей картины.

Наклейки

Цель: Учимся различать и опознавать предметы. Улучшаем зрительно-моторную координацию, ловкость и точность движений. Вырабатываем манипулятивные навыки. Развиваем навыки ориентирования в пространстве.

Для этой игры понадобится большой лист картона или ватмана и набор многоразовых разноцветных наклеек разной формы и размера. Можно выбрать любую тему, которая будет по душе ребенку, - животные, фрукты, машинки.

Нарисуйте на листе ватмана простой рисунок и удобно расположите лист на столе.

Дайте малышу наклейки и помогите ему отсоединять наклейки и наклеивать их на рисунок.

Через некоторое время предоставьте малышу полную свободу: пусть он сам отклеивает наклейки и располагает их на листе так, как ему нравится.

Обязательно обсудите с малышом его «произведение» и попросите подробно рассказать, что у него получилось.

Предложите «художнику» завершить свое панно с помощью цветных карандашей.

Плоские фигурки

Цель: Улучшаем зрительно-моторную координацию. Стимулируем выдумку и воображение. Поощряем склонность к художественному творчеству, развиваем пластическое чувство. Совершенствуем навыки, манипуляции.

Для того чтобы приятно провести время за этой игрой, приготовьте лист яркой цветной бумаги и коробку с разноцветными счетными палочками.

Положите лист бумаги на пол или на стол.

Высыпьте палочки рядом с бумагой.

Начинайте игру, выкладывая из палочек различные плоские фигурки (квадратики, треугольники, домик и т. д.).

Малыш сразу же присоединится к вам. Помогите ему выложить такие фигурки, как у вас. Постепенно увеличивайте сложность заданий.

Когда ребенок освоит первые навыки игры, предоставьте ему свободу действий. Пусть он создает фигурки по своему вкусу, а вы можете попробовать складывать их вслед за ним.

Давай порисуем!

Учите малыша рисованию разными способами и в разной технике.

Пальцем можно рисовать на запотевшем окне, на насыпанной тонким слоем крупе, на листе бумаги.

Рисование методом «тычка» - кисточкой или палочкой с прикрепленным на ее конце кусочком поролона.

Покажите, как нужно рисовать карандашами, фломастерами и мелками: сначала научите его проводить вертикальные линии - снизу вверх и горизонтальные - слева направо. Темы для сюжетов - самые простые и понятные: дорожка, шарфик, цветные ленточки. Или нарисуйте шарик и предложите дорисовать к нему ниточку.

Обратите внимание ребенка на то, что карандаш и фломастер оставляют на бумаге тонкий след, а кисточкой можно провести широкие линии - получатся ленточки, ручейки и дорожки.

Разучивайте названия цветов. Напоминайте, какого цвета трава, яблоко, небо и т. д.

Учимся рисовать

Цель: Игра развивает согласованность движений глаз и рук, помогает научиться рисовать.

Купите или сделайте из картона шаблоны с контурами знакомых малышу предметов, например силуэтами животных и птиц. Покажите, как обводить по шаблону. Когда малыш научится обводить сплошные линии, переходите к картинкам, нарисованным пунктиром.

Веселые картинки

Цель: Игра развивает мелкую моторику, фантазию, мышление.

Порисуйте вместе. Сначала вы изобразите шарик, а малыш пусть дорисует к нему ниточку. Вот и первая картинка- шарик в небе!

Не забывайте расспрашивать малыша, какие цвета он использует. Если он еще не очень хорошо знает цвета, напоминайте их названия.

Попросите малыша нарисовать солнышко с лучиками, цветочек и другие изображения, которые сочетают округлые и прямые линии.

Соедини точки

Цель: Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.

Нарисуйте красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказывайте ребенку, краски какого цвета вы используете, что вы рисуете. Попросите малыша соединить точки, поинтересуйтесь, каким цветом он хочет рисовать.

Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», назовите цвет краски, похвалите выбор малыша.

Усложняя задание, увеличивайте количество точек, располагайте их достаточно далеко друг от друга. Придумайте, на что похож получившийся рисунок.

Фруктовый натюрморт

Цель: Игра способствует развитию творческих способностей, помогает изучить цвет и форму предметов.

Материал: цветная бумага, клей, ножницы.

Вырежьте круг из белой бумаги, поясните малышу, что это – тарелка, на которую вы с ним будете выкладывать фрукты.

Пусть кроха вспомнит, какие фрукты он знает, расскажет, какого они цвета, а вы вырежете их из цветной бумаги.

Теперь осталось только красиво разместить силуэты на «тарелке» и приклеить их.

Подари ежу яблоко

Цель: Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики.

Материал: вырезанные из картона силуэты фруктов, клей, кисточка.

Нарисуйте ежа. Расскажите ребенку о том, что ежик ходил в сад, хотел угостить своих малышей яблоками, но, к сожалению, все яблоки в саду уже собрали и он идет домой без подарка. «Найди, пожалуйста, яблоки среди остальных фруктов и приклей их ежику на спину».

Картины из крупы

Цель: Игра способствует развитию мелкой моторики.

Материал: клейстер или клей, крупа (гречка, перловка, пшено).

Намажьте клеем небольшой участок бумаги. Ровным слоем высыпьте на клей крупу, дайте «картине» высохнуть.

Рисуйте различные изображения и проделывайте вышеописанные действия. Попросите малыша намазать клеем лист или высыпать крупу на готовую поверхность.



Творческие игры

Есть игры, которые определяют творческие возможности всех вместе или каждого в отдельности. В таких играх надо выйти и нарисовать картинку, показать пантомиму, придумать историю или показать шуточное представление. Бывает, что не сразу находятся желающие участвовать в таких играх. Ребята стесняются друг друга, боятся проявить себя, показаться смешными или нелепыми. Все зависит от тебя. Надо растормошить, убедить, заманить, вовлечь компанию в игру. Останови любителей насмехаться над приятелями, иначе ни одна игра не сложится.

Принцесса была… ужасная!

Кто? Кто затейник?

Художественное чтение

Продолжение веселых розыгрышей с набитым чупа-чупсами ртом. Доброволец получает столько леденцов, сколько в рот помещается. После этого ему дают книжку и просят почитать с выражением. Лучше всего подходят стихи. Придерживая леденцы за палочки, конкурсант пытается выполнить задание. Это очень смешно. Но продолжение еще более веселое. Услышанное и переведенное с «тарабарского» языка записывает другой конкурсант. Когда первый заканчивает, второй читает вслух то, что понял. После этого для сравнения читается оригинал. Все участники награждаются аплодисментами.

Я – звезда Голливуда!

Существует легенда, что великий оратор античности Цицерон в детстве обладал очень плохой дикцией. Для того чтобы ее улучшить, он клал в рот овальные ровные камушки и, превозмогая неудобство, старался чисто выговаривать слова. Вот и вы попробуйте провести такое занятие. Соревнуется несколько конкурсантов. Каждый произносит как можно чище и эмоциональней фразу: «Я – звезда Голливуда!» После этого упражнение усложняется: каждый получает и кладет в рот по одному, потом по два, потом по три леденца на палочке, каждый раз повторяя эту фразу.

Конкурс продолжается до тех пор, пока конкурсанты с набитым ртом в состоянии произнести что-то похожее на заданную фразу. Призом для конкурсантов служат полученные леденцы. Важное дополнение. Пусть маленькие конкурсанты, пока соревнуются, придерживают леденцы за палочки, чтобы, чего доброго, не подавиться.

«Загадочный» приз

Дай ребятам, сидящим за столом, объемистый сверток и скажи, что внутри находится приз. Но получить его сможет лишь тот, кто справится с заданием, спрятанным под оберткой. Желающий снимает обертку и обнаруживает загадку, написанную на листочке и приклеенную к краям следующей обертки. Если конкурсант знает отгадку, он произносит ее вслух. При верном ответе он может снять следующую обертку, но… под ней оказывается не приз, а следующая загадка. Отгадавший продвигается вперед до тех пор, пока его ответы верны. Но если он не знает правильного ответа, то читает загадку вслух. Игру продолжает тот, кто даст правильный ответ. Чем больше будет слоев обертки, тем интереснее. Их должно быть не меньше десяти.

Приз – в студию!

Этот конкурс требует подготовки. Надо подобрать предметы, которые станут призами для самых проницательных.

Для конкурса понадобятся четыре непрозрачных пакета. Поставь или повесь их рядом. На каждом из них по одной букве: «П», «Р», «И», «З». Вместе они образуют слово «ПРИЗ». Сообщи всем, что в каждом из этих пакетов есть выигрыш! И его название начинается с буквы, обозначенной на пакете. В первом туре разыгрывается буква «П». Значит, приз начинается с «П». В пакете может лежать пенал, пистолет, паровоз, пушка, паззл, пакет, помада, парик, постер и т.д.

Призы на «Р»: ручка, ремень, ракушка, резинка, роман (книга), рубашка, рюкзак, рулон туалетной бумаги. Придумай, что можно положить в два последних пакета. Разыгрывать призы можно в течение всего праздника. Принимаются устные ответы или записочки. В этом случае лучше подвести итоги в конце вечера.

Обезьяна

Игра, в которой без фантазии не обойтись. Все желающие развлечься делятся на две команды. Игроки первой команды совещаются и загадывают какое-нибудь слово одному из игроков второй команды. Узнав слово, игрок старается показать его значение жестами, чтобы члены его команды назвали загаданное. Ни слов, ни звуков издавать нельзя.

Как только слово будет отгадано, команды поменяются местами. Чем младше участники игры, тем проще и точнее надо загадывать слово. Взрослым игрокам можно загадать название фильма или книги.

Как тебя зовут, красавица?

Если в гости придут девочки, то они с удовольствием примут участие в розыгрыше такого приза. Тебе надо подготовить красивую куклу.

В начале праздника объяви, что тот, кто угадает имя куклы, которая находится на видном месте, получит приз. Имя куклы написано на бумажке и вложено в запечатанный конверт, который она держит в руках. Рядом стоит небольшой ящичек или коробка, и в него каждый желающий может положить бумажку со своим ответом и своей фамилией. Если одинаковых ответов будет несколько, то призы получают все ответившие правильно или же проводится дополнительный конкурс. Если же правильный ответ так и не получен, ведущий дает подсказку: «Это имя популярной телеведущей» или «Это имя встречается в фильме …».

Через пять точек

Через пять точек Сложи стопкой одинаковые листки бумаги и проколи их насквозь иголкой в пяти местах. Каждый участник игры получает листок и отмечает на нем проколы точками. Потом делает рисунок – любой, но так, чтобы линия рисунка прошла, не прерываясь, через пять точек. Это соревнование не только в умении рисовать, но и в сообразительности, богатстве фантазии.

Конкурс «Бальное платье»

Вызови две пары и предложи изготовить «бальное платье», используя только газеты, скотч, скрепки и ножницы. Победителей определяют другие гости. Здесь также надо провести «дефиле» и комментарий «модельера». На изготовление платья понадобится минут 10–15. Чтобы остальные не скучали, в это время проведи конкурс художников.

Вот так зоопарк!

Много веселых минут подарит соревнование художников… с завязанными глазами. Предложи ребятам нарисовать всяких животных фломастером на листах ватмана. Каждому конкурсанту завязывают глаза и по секрету сообщают название животного, которое он должен изобразить. Конкурс продолжается 1–3 минуты. Чтобы «зоопарк» получился представительным, участников конкурса должно быть не меньше 5 человек. Сколько радости будет у ребят, когда они увидят свои «художества»! «Зоопарк» можно оставить на память победителю конкурса.

Курочка Ряба

Этот творческий конкурс проходит обычно очень эмоционально и зрелищно. Для его проведения подготовь небольшой реквизит: платок для Бабы, шляпу или треух для Деда, смешной берет с гребешком и яркий платок на плечи для Курочки Рябы, «золотое» яичко, пластиковый контейнер для двух десятков яиц.

Предложи ребятам разыграть сказку «Курочка Ряба». Начни с распределения ролей. Если на каждую роль находится немало добровольцев, то проходит конкурсный отбор. Все взрослые – родители, старшие братья и сестры – члены отборочной комиссии. Назначается исполнитель только после трех туров.

Первый тур: претенденты под музыку показывают, как Дед ходит. Второй тур: что Дед делает, какую работу выполняет. Третий тур: как он разговаривает с Бабой – хвалит ее или ругает. После каждого тура претендентов становится все меньше и меньше. Кто достоин получить роль, решает «отборочная комиссия» (громко или не очень громко хлопая в ладоши). Так же выбирается и исполнительница (или исполнитель, что вполне возможно и даже забавно) роли Бабы. А вот для Курочки Рябы особые требования: в первом туре претенденты на роль должны показать, как курочка кудахчет, во втором – как ищет червяка или зернышко, в третьем – как позовет Деда и Бабу, когда снесет яичко.

После того как все роли будут распределены, предложи исполнителям переодеться. Можно ограничиться и небольшим набором реквизита, но лучше проявить фантазию и дать Деду русскую яркую рубаху, сапоги, бороду на веревочке и т. д. Для Бабы подойдут старые бабушкины кофты, боты типа «Прощай, молодость!», старый шерстяной платок. Попробуй справиться с ролью ведущего.

Ведущий начинает: «Жили-были Дед да Баба». Дед и Баба, по подсказке ведущего, имитируют далее «трудовой процесс». Дед, например, рубит дрова, а Баба стирает. «И была у них Курочка Ряба», – продолжает ведущий. Курочка Ряба, стоя в центре, кудахчет и машет «крыльями». Ведущий смотрит некоторое время, а потом говорит, совсем как режиссер: «Стоп! Не годится! В таком ритме работали сто лет назад. Сейчас жизнь изменилась, скорости увеличились, работать надо быстрее. А ну-ка, попробуем в новых ритмах!» Под веселую танцевальную мелодию «артисты» начинают работать в ускоренном темпе. Выглядит это чрезвычайно забавно, а ведущий нахваливает: «Так-так, молодцы!» Но потом прерывает: «Жили-то они жили, а что потом случилось?» Зрители подсказывают: «Снесла курочка яичко!» Ведущий подвигает стул с пластиковым контейнером для яиц в матерчатом мешочке, который выглядит со стороны как подушечка. Ведущий: «Снесла Курочка Ряба яичко, сказано в сказке. Надо снести». Курочка садится на стул, машет крыльями и кудахчет. Ведущий просит ее встать и незаметно извлекает из контейнера «золотое» яичко. Он поднимает его и сообщает под аплодисменты зрителей: «Снесла Курочка Ряба яичко. Не простое, а золотое! А что дальше? Дед бил-бил…» Дед делает вид, что бьет. Ведущий просит зрителей помочь – хором сказать: «Бум-бум!» Ведущий: «Дед не разбил. А что же Баба? Тоже била!» Баба забирает яйцо и колотит по нему кулаком. Зрители помогают: «Бум-бум!» Ведущий: «И Баба не разбила!» Дед пытается у Бабы забрать золотое яичко, а та неотдает. Ведущий: «Били они, били, мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Прячет «золотое» яичко.) Дед плачет, Баба плачет. Поможем нашим артистам!» Зрители громко «рыдают».

Ведущий: «Какая у нас печальная сказка получается. Кто помог Деду и Бабе, кто их выручил? Правильно, Курочка Ряба! Что она сказала?» Курочка Ряба: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба! Я снесу другое яичко, не золотое, а простое!» Ведущий: «Раз обещала – несись! Давайте все вместе дружно поможем Рябе!» Зрители: «Ко-ко-ко!» Ведущий: «Посмотрим, как выполнила курочка обещание! Ого! (Достает под хохот зала весь контейнер для яиц.) Дед и Баба, благодарите Курочку Рябу! И стали они жить-поживать да добра наживать! Вот и сказочке конец, а кто слушал (все вместе) – мо-ло-дец!» Дети кланяются и снимают костюмы.

Фотографируем друзей

Продолжение игры «Курочка ряба». Теперь будем запоминать многофигурные композиции. Конкурсант отворачивается, а ребята составляют композицию, как для дружеской фотографии. «Фотография» замирает, и конкурсант поворачивается. Он имеет право разглядывать эту картинку в течение пяти секунд.

Такая «выдержка» у нашего «фотоаппарата». После этого вновь отворачивается, а ребята меняют что-нибудь в «фотографии»: кто-то поворачивается другим боком, кто-то сжимает руку в кулак и т.д. Водящий может повернуться. Теперь его задача – восстановить прежнюю «фотографию».

Выигрывает тот, кто выявит наибольшее количество искажений. Для того чтобы все были в равном положении, договоритесь, что игроки могут вносить в «фотографию» только десять изменений. Для тренировки проведи такой конкурс. Все внимательно смотрят на одного человека. Тот выходит из комнаты и меняет что-либо в своей одежде: расстегивает одну пуговицу, закатывает рукав и т.д. Когда он возвращается, ребята рассказывают, что изменилось.

Спроси у соседа!

Игра-шутка, вызывающая смех, удачно заполнит паузу между активными, динамичными играми. Все игроки садятся в круг. Ведущий предлагает одному из ребят спросить соседа справа: «Где Марья Ивановна?» А сосед справа отвечает: «Не знаю, спрошу у соседа». После этого он задает тот же вопрос своему соседу справа.

Вся соль игры заключается в том, как задать вопрос. А говорить надо, втягивая и закусывая губы, не показывая зубы.

Еще одно важное условие игры: все спрашивающие и отвечающие должны быть очень серьезными и вежливыми. Тот, кто засмеется, выбывает из игры. Поэтому задача играющих – «расколоть» соседа.

Шарада-спектакль

Творческая командная игра, в которой ребята продемонстрируют свои актерские способности, показывая небольшие сценки.

Предложи ребятам разделиться на две команды. Каждая придумывает такое слово, которое состоит из нескольких значимых частей. Команды загадывают слова по очереди. Игроки придумывают слово и то, как его «сыграть». Соперники должны отгадать слово, зашифрованное в сценке или пантомиме. Сценок должно быть столько, сколько «маленьких слов» в загаданном слове плюс одна, в которой слово прозвучит целиком. Если в слове получается одна буква между слогами или в конце слова, то ее могут изобразить исполнители в одиночку или вдвоем, втроем.

Букву «Ф» изобразит один участник, «М» – двое, «Ы» – трое. Чем больше выдумки, неожиданности, тем веселее представление. Если приходится играть с ребятами помладше, не обойтись без подсказок. Раздай детям готовые задания. Напиши на листах подходящие слова. А потом пусть импровизируют сами.

Предположим, что команда задумала слово баритон. Надо показать: бар–и–тон. В первой сценке речь будет идти о баре, вторая сценка будет посвящена союзу и, а в третьей будет обыгрываться слово тон. В четвертой миниатюре слово баритон должно прозвучать целиком. Задача команды соперников – догадаться, какое слово показывали ребята, найти и выбрать из потока речи главное. Например: радио–передача; бар–о–метр; кара–мель; кол–бас–а; бот–инок; кол–лекция; бар–сук; пес–тик; приз–рак; док–лад; кон–тур; с–мех.

Обычно шараду загадывают в стихотворной форме.

Мой первый слог – животное морское, За ним охотятся порой. А междометие – второй. Все – государство. Но какое? (Кит–ай) Предлог стоит в моем начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решаем И у доски, и за столом. (За–дача) Слог первый – лес, Второй – стихотворенье. А целое растет, хотя и не растенье. (Бор–ода)

Попробуй взять предложенные слова и придумай рифмованную шараду: мышь–як, пар–ус, по–да–рок, кит–ель, кипа–рис, кар–тина, кон–ура, о–лень, га–мак, о–сечка, семь–я, па–у–тина, ком–пас, фа–сад, воз–дух–овод, голод–ранец, метр–дот–отель, штука–турка, одер–жим–ость, сквер–нос–лов, тара–барщина, кон–цент–рация.

Если рифмовать не по силам, попроси ребят заменить слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным: (Группа певцов) + (насекомое) = русская народная игра с пением и пляской – (хор–овод). (Отпечаток) + (практически усвоенные знания, навыки) = охотник, выслеживающий зверя, – (след–опыт). (Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево) = порода собаки (пуд–ель).(Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = головной убор (кар–туз).(То, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = кусочек (лом–тик). (Нота) + (конечность) = рыба (ми–нога). (Наказание) + (неглубокое место) = сорт конфет (кара–мель). (Алкогольный напиток) + (атмосферные осадки) = фрукт (вино–град). (Нота) + (костяные наросты на голове некоторых животных) = путь (до–рога). (Чем является кислород) + (хвойное дерево) = антилопа (газ–ель). (Главная песня страны) + (часть света) = учебное заведение (гимн–Азия).

Немного упрости игру в шарады. Заранее напиши на листках слова, составляющие части шарад: след, пар, опыт, ус, пас, порт, пол, куль, оса, тура, сено, газ, вал, ель, док, яр, лад, марка, мышь, вес, як, точка.

Положи листки с этими словами на стол в произвольном порядке. Пусть каждый берет те два слова, которые составят шараду. Победитель тот, кто наберет больше слов-шарад.

Крокодил

Замечательная творческая игра, в которую любят играть и взрослые, и дети. В начале игры ведущий должен очень активно помогать конкурсантам, пока они не освоятся. Смысл в том, что нельзя произнести слово или фразу, а можно только ее показать. Сначала оговаривается, что? игроки будут показывать: только одно слово или целую фразу. Играют в «Крокодила» и командами, и каждый за себя.

Игра проходит оживленно, если использовать цитаты из известных детских песенок. Можно играть на время: кто быстрее покажет свою строчку (4–6 слов). Зрители должны быть очень внимательными и, как только догадаются, сразу же произнести предполагаемое слово. Конкурсант внимательно слушает ответы зрителей и четко указывает угадавшего. Диалог начинается с того, что конкурсант на пальцах показывает, сколько в его фразе слов. Зрители должны ответить. Потом на пальцах игрок показывает, какое слово из цитаты он будет показывать. Это делается для того, чтобы начать игру с более легкого слова.

  • Если игрок показывает кулак, это значит, что корень слова угадан.
  • Если машет сзади рукой, изображая птичий хвостик, это значит, что окончание неверно.
  • Хлопок по пальцам вытянутой руки значит неверную приставку.
  • Вытянутая вперед рука – будущее время, рука, откинутая назад, – прошедшее время.

Если игра проходит с участием команд, зрители помогают конкурсанту. Тогда игрок и зрители являются членами одной команды и отгадывают задание другой команды.

Кто же я такой?

Для проведения этой игры тебе нужны будут прищепки и таблички, на которых написаны названия любых предметов или животных. Вместо надписей можно использовать рисунки. Предложи всем ребятам встать в одну линию, а сам пройди за их спинами и повесь каждому с помощью прищепки небольшую табличку. Никто из ребят не должен знать, какую роль он получил. После этого попроси всех только отвечать «Да» или «Нет». Каждый за один выход может задать три вопроса.

Например: «Я – предмет?», «Я – живое существо?», «Я – домашнее животное?» После этого можно предположить, кто он, но в случае неправильного ответа игрок выбывает. Поэтому лучше отвечать, только если уверен в своем решении. Игра проводится в четыре тура. Максимальное количество вопросов – двенадцать. Каждый правильно угадавший получает небольшой приз.

Угадай, сколько?

Рядом с куклой поставь прозрачную банку с орехами или карамельками (в обертках). На банке сделай надпись: «Угадай, сколько?» Свои ответы, написанные на бумажке, все должны опускать в ту же коробку, куда они складывали ответы с предполагаемым именем куклы. Банку заполни не менее чем на две трети. Чем больше предметов, тем меньше вероятность одинаковых ответов. Итоги обоих конкурсов подводятся одновременно, в конце праздника. За правильно угаданное количество орехов или конфет победитель может получить всю банку. Это условие конкурса можно огласить в начале праздника или написать на банке. А если никто не угадает точное количество? Тогда можно назвать победителем того, кто указал число, наиболее близкое к правильному.

Еще одна забава с пантомимой

Купание слона В ней участвуют четыре человека. Трое выходят за дверь. Оставшийся разыгрывает пантомиму о том, что сейчас он будет мыть слона. Возвращается один человек, он внимательно смотрит за всеми движениями «мойщика» и затем должен повторить их второму, а тот – третьему игроку. В конце представления все четверо по очереди объясняют свои версии того, что же они делали.

Оправдание позы

Конкурс развивает фантазию и мимические способности. Предложи всем участникам праздника встать в круг, а потом повернуться направо. После этого попроси ребят бежать по кругу.

По команде «Стоп!» они должны мгновенно остановиться и замереть в той позе, в которой их застанет команда. Хлопками и командами нужно ускорить движение игроков, а затем неожиданно крикнуть: «Стоп!» Участники останавливаются в самых разнообразных позах. Теперь попроси всех представить себе, что они до этого не бежали, а занимались совершенно другими делами. Какими? Вот это и нужно нафантазировать, исходя из той позы, в которой они находятся.

Предложи участникам: «Пусть ваше тело подскажет вам, что вы делали. И исходя из этого, продолжите ваше действие». Получаются интересные мимические сценки. Самые оригинальные поощряются призами.

Соловьи-разбойники

В этом конкурсе участникам нужно показать свою удаль молодецкую и свистнуть так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: «Вот он, соловей-разбойник!» Когда все претенденты на это звание себя показали и приз вручен, предложи конкурсантам забыть, что они «разбойники», пусть станут просто «соловьями».

Побеждает тот, кто:

  • сумеет красиво подражать птичьему свисту;
  • сможет насвистеть какую-нибудь известную мелодию;
  • насвистит лучше всех мелодию после прослушивания фонограммы.

«Прикольный» рассказ

Это забава, в которой могут участвовать сразу все желающие, и все становятся соавторами. Накануне составь небольшой рассказ о предстоящем празднике или о каком-нибудь событии. Замени все использованные в рассказе прилагательные на многоточия. Во время праздника попроси ребят назвать любые прилагательные и впиши их вместо многоточий в той очередности, как ребята их произносят. Получившийся забавный коллективный рассказ зачитай. Чаще всего рассказ ожидает шумный успех.

Принцесса была… ужасная!

В компании ребят любого возраста, среди девочек и мальчиков очень весело проходит этот конкурс. Для конкурса подготовь два рисунка силуэта принцессы на листах ватмана и фломастеры.

Сообщи участникам конкурса: «А сейчас вы, юные художники, поможете мне дорисовать прекрасную принцессу. Я не успел нарисовать ее лицо и раскрасить платье».

Ребята делятся на две команды. Капитанам завязываются глаза, вручаются фломастеры. Их подводят к листам ватмана, на которых нарисованы силуэты принцессы. Капитаны рисуют, а команды подсказывают им. Царит веселая неразбериха, слышны только: «Нос выше, ниже, губы левее!» и громкий смех. Через 2–3 минуты ведущий предлагает «художникам» взглянуть на картины. Принцессы действительно получаются ужасными, но очень смешными.

Кто? Кто затейник?

Эта игра вызывает массу восторгов, если ребята внимательны и им удается четко, точно повторять движения и ставить в тупик водящего. Только следи за тем, чтобы у ребят не закружилась голова – им не следует долго идти в одну сторону.

Для игры выбирают водящего, а в тайне от него – «затейника». Водящий встает в центр круга. Все остальные встают в хоровод, поворачиваются направо и идут по кругу. «Затейник» среди них, он поднимает и опускает руки, сгибает их в локтях, вытягивает в стороны незаметно для водящего, когда тот отворачивается. Водящему трудно определить, кто «затейник», если все дети внимательно и четко повторяют движения за «затейником». Чтобы не выдать того, кто задает движения, каждый должен смотреть только на идущего впереди товарища. У водящего есть три попытки найти «затейника». Если он угадывает, то «затейник» становится водящим.

Чудо-Юдо

Все игроки берут по листку бумаги и рисуют на нем сверху голову — человека, животного, птицы или любого другого существа. Далее они загибают листок так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи и передают рисунок соседу. У каждого участника игры оказывается новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова загибают рисунок и передают соседу. Теперь каждому на новом полученном листке нужно дорисовать конечности. Затем все разворачивают рисунки и веселятся, глядя на то, какие на них изображены существа.

Смешные истории

Всем гостям выдаются чистые листы бумаги и ручки. Ведущий задает вопрос «Когда?», и игроки записывают на листке любой ответ на этот вопрос. Затем игроки загибают листок так, чтобы запись не была видна и передают своим соседям. Каждый раз ведущий задает новые вопросы: «Кто? С кем? Куда пошли? Что делали? Кого встретили?» и так далее – в зависимости от фантазии ведущего. Вопросы могут быть любыми и в любом количестве, чтобы листок был исписан до конца. В конце игры листки собираются и ведущий вслух зачитывает то, что получились. Чаще всего получается смешные истории, например: «В четверг крокодил с банкиром пошли в магазин охотиться и встретили Бабу-Ягу…»

Еще варианты вопросов и ответов:

«Кто? Когда? Где? При каких обстоятельствах? Что делали? Что из этого получилось?» — «Обезьяны однажды вечером в библиотеке при подготовке к празднику играли в карты. В результате все объелись арбузами».

Нелепые ответы

Всем игрокам выдаются ручки и листы бумаги. Каждый игрок в самой верхней части листа пишет любой вопрос, например: «Какие у тебя глаза?». Затем лист загибается так, чтобы текст вопроса не был бы виден, а на самом загибе пишется краткий вопрос (в данном случае — «какие?»). Лист передается по часовой стрелке следующему игроку. Тот отвечает на вопрос, а затем пишет тут же свой (например: «Стеклянные. Где живет медведь?»), загибает лист, подписывает краткий вопрос («где?) и отдает лист дальше. И так до тех пор, пока не кончится бумага. Затем все разворачивают листки (при этом тексты вопросов и ответы на них окажутся с одной стороны листа, а краткие вопросы — на другой) и веселятся, зачитывая вслух нелепые ответы.

Художники

Игроки делятся на две команды. Ведущий вешает большой лист бумаги. Команды выбирают участника, которому нужно будет нарисовать на бумаге то, что скажет ему ведущий (сложность заданий зависит от возраста игроков). Условия: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова. Команда игрока, который рисовал, должна отгадать, что это за слово. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Рисуночное письмо

Вариант предыдущего конкурса.

Задача игроков — «написать» с помощью рисунков короткое письмо. Условия те же: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова.

Варианты посланий:

  • Позвони мне сегодня в 6 часов
  • Пойдем вечером играть в футбол
  • Приходи в гости на чай с тортом
  • Подари мне на День рождения карандаши

В зависимости от возраста игроков можно придумывать задания самой различной сложности.

Народная сказка

Количество игроков: любое. Ведущий начинает сказку (придумывает первое предложение), а участники последовательно добавляют по одному предложению, придерживаясь сюжета сказки. Кто замешкался – выбывает из игры. А выигрывает тот, у кого самая неиссякаемая фантазия. Ему присуждается звание «Лучший сказочник».

Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернет существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. В нашем случае классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании.

Онлайн-игры

Поймай кота. Игра

«Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флэш-игра разработана знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign (gamedesign.jp) и носит оригинальное название «Chat Noir» («Черный кот» - по-французски).

Друдлы

Суть игры заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Попробуйте проявить свою креативность в разгадывании друдлов .

IQ Ball

«IQ Ball» – интересная онлайн флеш игра, которая отлично подойдёт как для детей, так и для взрослых. Играя в неё, вы научитесь поиску нетривиальных и максимально эффективных решений, что необходимо любому человеку, желающему развивать свои творческие навыки. Играть .

Матрица памяти

Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации, что важно и для развития творческих способностей. Играть .

8 ферзей

8 ферзей – одна из самых известных шахматных задач. Поиск ответа на вопрос о том, как же всё-таки расставить одновременно 8 ферзей на шахматной доске, будет полезным для всех, кто хочет развивать свои интеллектуальные способности, находить решения нестандартных задач, продумывать ходы в поисках ответа. Ведь даже в этой, казалось бы, логичной шахматной головоломке, все ответы можно найти лишь с помощью творческого подхода. Играть .

Оффлайн-игры

Игра «На букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы);
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» - посложнее.

«Дорисуй»

В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.

Буриме

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Включите лёгкую музыку, попросите закрыть глаза и рисовать все, что заблагорассудится, не думая о форме и расположении. Пусть это будет несколько рисунков, которые накладываются друг на друга. После, уже с открытыми глазами и разноцветными карандашами попробуйте вместе найти самые причудливые образы на стыке нарисованного и разукрасить их.

Крокодил (Пантомимы)

Встречается множество вариаций (разных не только правилами, но и философией) игр под названием «Крокодил». Одна из самых распространенных известна также как «Пантомимы» (в прошлом на ТВ даже была похожая программа). Правила просты – сначала жеребьёвкой выбирается первый загадывающий игрок. Он выбирает слово (словосочетание) и с помощью жестов и мимики пытается показать остальным что это. Когда слово отгадано, тот, кто показывал, загадывает следующее тому, кто отгадал. Слова должны быть сложными, разговаривать загадывающему запрещено.

Оригинальный «Крокодил» также связан с угадыванием слов посредством ассоциаций и построения логических цепочек. Но правила в нём более сложные. Детальное их описание с хорошими примерами можно прочесть в Википедии .

Также рекомендуем познакомиться с логическими играми и играми для развития памяти , которые будут полезными для всех, кто хочет всесторонне развить свои творческие способности.

Наталия Юдина
Творческие игры

Творческие игры для детей!

Дошкольникам легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Дети передают образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы всегда должны быть у ребенка под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша,показать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Успешное развитие творческих способностей детей проходит в игре.

Для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования я подобрала и разработала творческие игры, которые помогают детям развить мелкую моторику рук, воображение, творческое восприятие, фантазию, глазомер, внимание, память, умение размещать изображение на листе. Совершенствуют навыки пользования кистью, умение отражать в рисунке впечатление от окружающего мира. Разнообразные нетрадиционные техники рисования дают ребенку создавать каждый раз новые для него рисунки. Творческие игры дают полную свободу для самовыражения.

1.«Смешной рисунок».

Материалы:

Лист бумаги, карандаши, фломастеры, платок, чтоб завязывать глаза.

Методика проведения:

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Все по очереди подходят с завязанными глазамии дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

2.«Рисование в воздухе».

Методика проведения:

Взрослый рисует какую-либо фигуру, изображает простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. После этого необходимо спросить что это. Затем можно поменяться с ребенком ролями. Подобное занятие хорошо развивает восприятие и воображение, развивает умение доводить начатое до конца и навыки произвольного внимания.

3.«Вкусная» палитра.

Материалы:

Палитра с красками, небольшие карточки с изображением овощей, фруктов.

Методика проведения:

Назови каждую картинку и найди ее цвет. Подбери все пары: лимонный-лимон (и. т. д.)А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый или иначе –сливовый.) Чем желтый отличается от лимонного? (Лимонный это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Эта игра помогает расширить ассоциативный цветовой ряд, обогащает лексику.

4.«Рисование веревочками».

Материалы:

Фланелеграф на каждого ребенка, три веревочки (средней толщины) – одна длинная,две других меньшей, но разной длины, фломастеры или ручки, несколько рисунков – образцов, на которых изображены разные животные.

Методика проведения:

Звучит спокойная музыка, дети садятся за столы, на которых имеются необходимые материалы.

Предложить детям сначала по рисункам-образцам «нарисовать» веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем это нарисовать налисточке. Можно устроить соревнование: кто больше всех выполнили изображений с помощью веревочки и зарисует их, придумать свои образы в конце все работы обсуждаются, отмечаются наиболее выразительные.

Эта игра вызывает у детей интерес к изображению, показывает возможность создания образа с помощью контурной линии (веревочки).Развивает наблюдательность, воображение и творчество.

5. «Таинственный рисунок».

Материалы:тушь и палочки, сангина, угольный карандаш, фломастеры. На каждого ребенка по 4-5 карточек с изображением предметов, выполненные точками.

Методика проведения:

Дети сидят за столом, на которых расставлены изобразительные материалы. Объяснить детям,что на столах лежат таинственные рисунки. Если вы вглядитесь в эти маленькие точки, то они помогут вам открыть рисунок. Попробуйте соединить контурной линей эти точки. Но некоторые точки можно соединить, обозначить ярко, тогда предметы будут выглядеть нарядно,декоративно, ажурно. Дети выполняют задание. (Включить спокойную мелодию.) В конце занятия работы обсуждаются, обращается внимание на выразительность использованных материалов и способы работы. Эта игра развивает у детей наблюдательность,целостное восприятие окружающего мира.

6. «Чудо рисунок».

Материалы:

Лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Методика проведения:

Предложите ребенку нарисовать что то (портрет мамы, город, животное, человечков)из разных цветов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.) из овощей (огурцы, морковь, арбузы и т. д. ,из зайчиков, белочек, птичек. Вот это будет чудо картина!

7. «Самоцветы».

Материалы:

Мокрый лист бумаги, акварельные краски, стакан –непроливайка с водой.

Методика проведения:

Игра дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги – это «сундук с драгоценными камнями». Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается пробовать все возможные сочетания трех красок,разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить «сундук» разными «самоцветами»,просто ставя разноцветные точки.

8. «Коллективный рисунок».

Материалы:

Лист бумаги (ватман, карандаши, маркеры, мелки акварельные, восковые.

Методика проведения:

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.)Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку. Игра развивает интерес к процессу рисования, творческое воображение.

9.«Волшебный салют».

Материалы:

Газета, большой лист бумаги, жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, старая зубная щетка.

Методика проведения:

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой,стараться брызгать на лист бумаги устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище! Игра помогает развить творческое воображение, создает радостное настроение у детей.

10. «Волшебная палитра».

Материалы:

Гуашь, кисточка, емкость с водой, лист бумаги,палитра.

Методика проведения:

Смешивая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Ребенок может изобразить,как светлеет небо на рассвете,с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше. Главное – добиться,чтоб оттенки изменялись как можно равномернее. Затем можно переходить к другим заданиям на получение оттенков, различающихся уже не по светлоте, а по цветовому тону. Предложите ребенку нарисовать как заходит солнце (переход от оранжевого к красному цвету,как желтеют листья.

11.«Рисуем музыку».

Материалы:

Влажная салфетка, емкость с водой, лист бумаги, кусочек поролона и клеенка.

Методика проведения.

Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций не его листе и на бумаге, включив спокойную лирическую музыку. Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (Желтый, голубой, грустным (зеленый, светло-синий,злым (темно-красный,темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, окружающих его восприятия музыки.

12. «Кляксы».

Материалы:

Альбомный лист, тушь любого цвета (гуашь,вода.

Методика проведения:

Возьмите альбомный лист, сложите пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите и сочините историю. Эта игра развивает воображение, фантазию детей.

13. «Рисование в воздухе".

Методика проведения:

Взрослый рисует какую-либо фигуру,изображает простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе,а потом на бумаге. После этого необходимо спросить, что это? Затем можно поменяться с ребенком ролями. Подобное занятие хорошо развивает восприятие и воображение, развивает умение доводить начатое до конца и навыки произвольного внимания.

14. «Покажи по цвету».

Материалы:

Картинки с изображением птиц фруктов, цветов, краски акварельные, лист бумаги, кисточка, емкость с водой.

Методика проведения:

Рассмотри картинки и назови все,что ты видишь фиолетового цвета. (Фиалка,баклажан, слива.)Что здесь розовое? (Цветок, фламинго и райская птичка).Какого цвета апельсин? (Цветок календулы, плоды физалиса, золотая рыбка.) Как можно получить эти цвета, смешивая краски? Если смешать красный и белый, получится (розовый). Фиолетовый- при соединении (красного и синего). Если смешать красный и желтый, получится (оранжевый). Какой цвет нужен для получения этих цветов (Красный).Поиграй со своими красками,смешивая цвета. Нарисуй,что захочешь.