Картотека дидактических игр для подготовительной группы. Воспитание и развитие ребенка

Игра «Бабочки летают»

В поле бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они крылышками машут,

Они кружатся и пляшут.

(Кружимся на месте.)

Быстро бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они кружатся легко

И летают высоко.

(Кружимся, руки вверх.)

Всюду бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Полетали, полетали -

Крылышки у них устали.

(Трясём руками перед собой.)

В поле бабочки летели,

На цветочки они сели.

(Приседаем.)

Игра «Танец бабочек»

Звучит музыка (можно включить «Вальс цветов» П. И. Чайковского). Все дети - бабочки. Они танцуют: кружатся, машут руками, приседают. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.

Игра «Насекомые»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Бабочка летит вперёд.

Как красив её полёт!

(Машем руками, разведёнными в стороны.)

Округлив свои глаза,

Тут порхает стрекоза.

(Машем руками перед собой.)

А в густой траве кузнечик -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем на месте.)

Как зелёный человечек -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем вперёд.)

Вот по узенькой дорожке

Жук коричневый ползёт.

(Приседаем и движемся вперёд в приседе.)

У него устали ножки -

Посидит и отдохнёт.

(Останавливаемся в приседе, потом встаём.)

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют насекомых, которые им известны. Например: бабочка, стрекоза, муравей, муха, божья коровка, пчела и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт насекомое последним.

Огородные загадки

Без окон, без дверей -

Полна горница людей. (Огурец.)

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Круглая, а не месяц.

Жёлтая, а не масло.

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква.)

Игра «Овощи и фрукты»

Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).

Игра «Приметы осени»

Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы осени.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Игра «Деревья осенью»

Звучит музыка (можно включить «Времена года. Сентябрь» П. И. Чайковского). Все дети - деревья. У них в руках листья, вырезанные из бумаги. Они машут руками (листьями) и наклоняются, изображая, как осенью деревья качаются от ветра.

Игра «Осень»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листья падают летят.

Настоящий листопад!

(Машем руками перед собой и по сторонам.)

Листья на ветру кружатся.

(Кружимся на месте.)

Листья на траву ложатся.

(Приседаем и встаём.)

Ветер с листьями играет -

Поднимает, опускает.

(Поднимаем и опускаем руки.)

Тучка прилетает,

Листья поливает.

(Трясём кистями рук.)

Мы не будем унывать,

Всё равно пойдём гулять!

(Идём на месте.)

Игра «Листочки»

Разделить детей на две команды. В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль осины. Команды собирают с пола листья, вырезанные из цветной бумаги (одна - берёзовые, другая - осиновые), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Колючие загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Что за дерево растёт?

Всё в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Не сосна я и не ёлка,

Но стою я вся в иголках.

А как осень придёт,

Иголок на мне

Никто не найдёт. (Лиственница.)

Игра «Чем похожи?»

1. Чем похожи ель (ёлка) и ёжик? (У ели есть иголки, хвоя. И у ёжика есть иголки.)

2. Чем похожи ель и лиственница? (Это деревья. У них есть иголки, хвоя.)

3. Чем похожи лиственница и берёза? (Это деревья. Осенью они становятся жёлтыми.)

4. Чем похожи ель и сосна? (Это хвойные деревья. Осенью и зимой они остаются зелёными.)

Игра «Ежик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ёжик по лесу гулял.

(Идём на месте.)

Ёжик листья собирал.

(Наклоняемся вперёд.)

Ёжик лёг на правый бок,

(Наклоняемся вправо.)

И свернулся он в клубок.

(Приседаем.)

По тропинке покатился

(В приседе крутим руками перед собой.)

И назад не воротился.

(Качаем головой.)

Спать улёгся под сосной.

А проснётся он весной!

(Подставляем ладошки под щёчку и ушко.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, и загадывает животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

Это животное серое? - Да.

Меняет цвет с наступлением зимы? - Нет.

Впадает в спячку? - Да.

С иголками? - Да.

Это ёж? - Да.

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

Игра «Танец тучек»

Воспитатель предлагает детям представить, как в небе плывут и танцуют тучки. Звучит музыка (можно включить «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец тучек.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Кофта, шуба, шляпа, майка. (Шляпа. Это головной убор.)

2. Колготки, носки, сапоги, гольфы. (Сапоги. Это обувь.)

3. Шорты, шторы, брюки, джинсы. (Шторы. Это не одежда.)

5. Сандалии, ботинки, носки, сапоги. (Носки. Это не обувь.)

6. Шапка, варежки, рукавицы, перчатки. (Шапка. Это не для рук.)

7. Панама, шапка, шляпа, джинсы. (Джинсы. Это не головной убор.)

Игра «Наша одежда»

Дети называют по очереди разные предметы одежды. Например: сарафан, шорты, платье, майка, колготки, носки, юбка, жилет, комбинезон, варежки, купальник, футболка, свитер, кофта, джинсы, блузка, брюки, шуба, рубашка, пальто, гольфы, плащ, пиджак, костюм, куртка и т. д. Победит тот, кто назовёт предмет одежды последним.

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова)

Желтогруда эта птичка

Как зовут её? (Синичка.)

На берёзе он сидит.

По стволу весь день стучит.

Не ворона и не грач,

А деревьев добрый врач. (Дятел.)

Ищет зёрнышки в пыли,

Подбирает крошки.

Скачет, ростом невелик,

В парке на дорожке.

Что за серый озорник

Всё кричит «чирик-чирик»? (Воробей.)

День-деньской она стрекочет,

Помолчать никак не хочет.

Любопытна, белобока.

Как зовут её? (Сорока.)

Игра «Совушка»

Воспитатель напоминает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Можно прочитать стихи. Когда воспитатель говорит: «День», дети прыгают, бегают. Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна совушка не спит,

Во все стороны глядит.

Если кто не хочет спать,

Может совушка поймать

Загадки про тех, кто живёт в воде

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

У маленькой скотинки

Золотые монетки на спинке. (Рыба.)

Не солдат, а с усами.

Не кузнец, а с клещами. (Рак.)

Глаза на рогах,

А домик на спине. (Улитка.)

Прыгает по кочкам,

Скачет по болотам,

Ловит мух, и комаров,

И ещё кого-то.

Кто эта квакушка,

Зелёная подружка? (Лягушка.)

Кто прячет голову от страха?

Кто носит панцирь? (Черепаха.)

Игра «На кого похожа черепаха?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто тоже носит на себе свой домик? (Улитка.)

2. Кто тоже прячет голову от страха? (Страус.)

3. Кто тоже откладывает яйца? (Птицы.)

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель произносит каждый раз по четыре названия животных (или показывает картинки). Дети должны определить, кто лишний, и объяснить почему.

1. Акула, сом, карась, крокодил. (Крокодил. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

2. Утка, щука, гусь, лебедь. (Щука. Это рыба, а не птица.)

3. Морской конёк, ёрш, судак, морская звезда. (Морская звезда. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

4. Окунь, лягушка, карась, щука. (Лягушка. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

Игра «Щука и карасики»

Все дети - карасики. С помощью считалки выбирается щука. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Кто так делает?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто осенью впадает в спячку и спит всю зиму - волк, белка, барсук или заяц? (Барсук.)

2. Кто любит есть кору деревьев - лиса, ёж, заяц или волк? (Заяц.)

3. Кто делает запасы на зиму - медведь, ёж, заяц или белка? (Белка.)

4. Кто живёт в дупле, которое сделал дятел, - ёж, заяц, белка или барсук? (Белка.)

5. Кто в лесу роет очень глубокие норы - белка, барсук, медведь или заяц? (Барсук.)

Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Большой красивый барсук жил в густом лесу. У него было любимое занятие - рыть в земле глубокие норы. Осенью барсук делал для себя запасы на зиму. (Хлопаем.) Барсук прятал запасы в своём дупле. (Хлопаем.) Он забирался на дерево, чтобы нарвать орехов. (Хлопаем.) Осенью барсук сделал в своей глубокой норе мягкую подстилку из сухой травы и мха.

Когда стало холодно, барсук залез в нору и впал в спячку - уснул до весны.

Игра «Дрова»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Раз, два! Раз, два!

Будем мы пилить дрова.

(Ребром ладони пилим.)

Вот так, вот так

Пилим, пилим мы дрова.

(Показываем, как пилим.)

Раз, два! Раз, два!

Рубим, рубим мы дрова.

(Показываем, как рубим.)

Раз, два! Раз, два!

Будем складывать дрова.

(Наклоняемся в стороны.)

Целый воз мы напилили,

Нарубили и сложили.

(Повторяем движения: пилим, рубим, складываем.)

Заготовили дрова,

Отдохнуть теперь пора.

(Выпрямляемся и трясём руками.)

Игра «Складываем дрова»

В качестве дров можно использовать небольшие веточки или счётные палочки. В игре участвуют две команды, каждая собирает и складывает в отведённое место свои дрова. Победит та команда, которая быстрее выполнит задание.

Загадки про воду

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (Тучи.)

С неба пришёл -

В землю ушёл. (Дождь.)

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Воды многих рек, морей

Он в себя вбирает.

Это что за великан?

Кто названье знает? (Океан.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: лужа, капля, море, океан, сосулька, речка, ручей, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Прыгаем через лужи»

На полу - листы бумаги. Это лужи. Дети должны пройти по комнате и перепрыгнуть через все лужи. Тот, кто наступил на лужу, выходит из игры.

Назначение материала: игра может быть использована педагогами, родителями в работе с детьми дошкольного возраста 4 - 7 лет.
Оборудование: 12 картинок
Цель: развитие наблюдательности, зрительного внимания и памяти
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные: активизировать знания детей по теме: «Осень», о жизни животных в осенний период; автоматизировать звуки Ж, Л, Р, З в связной речи.
2. Коррекционно - развивающие задачи: развивать умение сравнивать, находить сходства и различия; учить дифференцированно, использовать в речи простые предлоги (на, под, от, к, у).
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки детей.
Форма организации: индивидуальная или подгрупповая (до 4 человек)
Варианты игры:
  1. Ребенок, традиционно, сравнивает между собой, предложенные ему, карты. Находит различия, аргументирует их, используя полные ответы.
  2. Каждому ребенку из подгруппы выдается по одной карте, все остальные лежат в стопке, где верхняя карта открыта для всех. Основная задача каждого - собрать, как можно больше карт. Для этого необходимо быстрее всех увидеть и назвать различия между своей картой, и картой, которая лежит в центре стола. Преимущество отдается тому игроку, который назвал отличие, не повторяющееся в предыдущем ходе.
  3. Смысл игры схож с предыдущим вариантом, но в этом случае нужно назвать, как можно больше отличий. За каждое названное отличие ребенок получает фишку. Кто назовет больше, тот и забирает карту себе.




Варианты изменений:
Белка у дерева, на дереве, под деревом.
Белка смотрит вправо, влево.
Ежик идет к дереву (к норке), от дерева (от норки).
Желуди на дубе, под дубом, у дуба.
Зонт у дерева, зонт на дереве.
Зонт в луже, нет зонта
Зонт красный, золотистый, голубой.
Лист в зонте зеленый, оранжевый.

Изготовление игры:
Игра выполнена в редакторе Word.
Картинный материал взят из сети интернет (ссылки с источников расположены ниже).

В поисковой строке Яндекса набираем слово КЛИПАРТ (картинка на прозрачном фоне) и желаемую картинку. Выбираем необходимую картинку, копируем и вставляем в документ. Если найти клипарт сложно, то для удаления фона выполняем следующие действия: РАБОТА С РИСУНКОМ-ПЕРЕКРАСИТЬ-УСТАНОВИТЬ ПРОЗРАЧНЫЙ ФОН.

Что бы картинка могла легко перемещаться на листе, нужно нажать на правую клавишу мыши, выбрать ФОРМАТ ОБЪЕКТА - ОБТЕКАНИЕ ТЕКСТОМ - ПЕРЕД ТЕКСТОМ.

Детские утренники — отличный способ сдружить ребятишек, а также в игровой форме привить им новые навыки и знания. Поэтому игры на осенний праздник в детском саду стоит выбирать интересные и разнообразные. Именно игры — самая интересная часть утренника для его маленьких участников. Рассмотрим несколько вариантов игр для осеннего утренника.

Традиционная эстафета, стилизованная под осеннюю тематику. Нам понадобится по два больших осенних листа на каждую команду. Листы рисуем на картоне и вырезаем. Суть эстафеты: игрок берет два листа, на один из них становится, а другой кладет перед собой. Затем перепрыгивает на второй лист, а первый кладет перед собой. Таким образом надо пройти дистанцию от старта до финиша и наоборот, передав листы следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее справится.

Осенние бусы

Атрибуты: яркие листья с деревьев, веточки рябины, шишки, несколько ниток или веревок. Этот конкурс творческий. Участников делим на команды, и каждая команда создает свои бусы из предложенного материала — на веревку нанизывают листья, шишки, рябину. На сам процесс отводится определенное время, пока звучит музыкальное сопровождение. Когда бусы готовы, зрители голосуют аплодисментами за каждое украшение. Обычно в таких развлечениях не победителей и проигравших, побеждает дружба.

Раскраска на скорость

Предварительно надо распечатать несколько раскрасок, в зависимости от того, сколько будет команд или участников. Также понадобятся карандаши или фломастеры. Дети должны раскрасить картинки за определенный промежуток времени, причем сделать это желательно аккуратно, поэтому раскраски лучше выбирать несложные, без мелких деталей. Ну и поскольку праздник у нас осенний, то тематика раскрасок должна быть осенняя.

Собираем яблоки

Это соревнование можно проводить как с открытыми, так и с завязанными глазами. Цель игрока — собрать как можно больше яблок в корзинку. Яблоки можно нарисовать на картоне и вырезать, а можно заменить их какими-то предметами — кубиками, мячиками, маленькими мягкими игрушками.

Гроздь винограда

Понадобится два листа ватмана, на каждом из которых нарисован хвостик грозди с листочком. Малыши по очереди подходят к ватману, им завязывают глаза и они рисуют одну виноградину. Каждая команда рисует свою гроздь, цель — нарисовать ее как можно точнее. Но не всегда это получается, поэтому забава получается веселой, а ее результаты непредсказуемы.

Котята

Эстафета с элементами творчества. Заранее подготавливаем два листа ватмана с нарисованными силуэтами котов, кусочки ваты, клей-карандаш. Ребята становятся на старте, первому участнику дается в руки клей-карандаш. По команде ребенок бежит к ватману и клеит кусочек ваты на кота, так чтобы получилась шерстка. Побеждает та команда, у которой котик получится самый пушистый, подготовленный к зиме.

Слови мяч

Ведущий бросает мяч детям по очереди, каждый ребенок, когда ловит мяч, должен назвать слово, которое ассоциируется с осенью. Тот, кто не смог вспомнить слово, выбывает из соревнования.

Собери яблочко

Надо подготовить несколько картинок с яблоками, разрезанных на части. Задача малышей — собрать картинку с яблоком. Кто быстрее соберет, тот и победил.

Сортировщик

В большой ящик кладутся разные предметы: кубики, игрушки, пасочки. Это могут быть и картинки на осеннюю тематику — листочки, ягоды, грибы. Детишкам даются ведерка или корзинки, их задача — выбрать из ящика как можно больше определенных предметов, например, только кубиков, или только картинок с грибочками.

Пробеги по луже

Определяем границы “лужи” (чаще всего это ковер, который лежит посреди актового зала), готовим несколько пар резиновых сапог. Ребенок должен по команде надеть сапоги и пробежать через “лужу” и вернуться обратно. Забавно проходит игра, если сапоги взять на несколько размеров больше ноги ребенка.

Угадай, что в мешке

Традиционная игра для детских праздников в детском саду, в том числе и осенних. Для нее понадобится мешок и разные предметы, связанные с осенью: яблоки, груши, морковка, картошка, листья, каштаны. Вместо настоящих даров природы можно использовать из муляжи. Каждый ребенок засовывает руку в мешок, выбирает один предмет и на ощупь угадывает, что это такое. Если угадал, получает конфетку.

Собери тыкву с огорода

Еще одна вариация эстафеты, на этот раз с тыквой. Для нее понадобятся две тыквы одинакового размера. Участник команды катит свою тыкву от старта до финиша и обратно, после чего передает ее следующему участнику. Задачу можно усложнить, если катить тыкву только ногами или толкать каким-нибудь предметом.

Грибники

Команды выстраиваются шеренгами. Первому ребенку дают корзинку с грибами(муляжами грибов) и он передает ее следующему участнику, а тот в свою очередь следующему. Так корзинку надо передать в другой конец шеренги и обратно, не потеряв при этом грибы. Если гриб выпадает, корзинка возвращается в начало шеренги. Важный нюанс: корзинку дети держат на вытянутых руках над головой.

Листопад

Понадобятся листья с деревьев или вырезанные из бумаги. Листья кладутся на стол, малыши становятся возле стола. По команде каждый участник начинает дуть на свой лист. Кто быстрее сдует его на пол, тот и победил.

Эстафета огородников

Реквизит: обручи, лейки, муляжи овощей и фруктов. Как проходит эстафета: первый ребенок раскладывает обручи — вскапывает грядки, второй участник кладет в каждый обруч по овощу — сеет семена, третий малыш “поливает” грядки из лейки, четвертый — собирает урожай — складывает овощи в корзинку. Выигрывает та команда, которая быстрее остальных справится с поставленной задачей.

Веселые паучки

Для этого развлечения понадобится несколько клубочков шерстяных ниток. Надо чтобы нитки в клубочках были одной длины. По команде участник разматывает клубочек-паутинку на полу вдоль линии, а затем сматывает обратно и передает клубок следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет эстафету.

Цветные овощи

Заготавливаем несколько карточек разных цветов. Дети наугад вытягивают карточку из мешочка и называют овощ или фрукт. Если попалась красная карточка, надо назвать овощ красного цвета и т.д.

Или можно провести такой же конкурс, но не с цветами, а с буквами — вытаскивать из мешочка буквы и называть плоды, название которых начинается на эту букву.

Придумайте загадку

Это даже интереснее, чем отгадывать загадки. Показываем детям карточки с изображением фруктов и овощей или муляжи плодов, а участники должны назвать их свойства, придумав таким образом загадку к этому плоду. Также можно придумать загадки к осенним явлениям природы, к самому слову “осень”.

Кто листочек потерял?

Ведущий показывает карточки с изображением листьев, а задача детей — угадать, с какого дерева этот лист. Карточки можно заменить настоящими листьями с деревьев.

Приседалки

Дети становятся перед ведущим. ведущий по очереди называет овощи, ягоды, фрукты. Если овощ растёт на земле, дети должны присесть, а если это ягода, которая растет на дереве, дети встают и поднимают руки над головой. Кто последний присел или встал, тот выбывает. Побеждает тот, кто остался последним и не выбыл.

Надеемся вам понравились перечисленные выше игры на праздник осени в детском саду, и вы возьмете некоторые из них себе на заметку.

Дидактические игры тема «Осень»

Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко - яблочный сок».

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

разложить листья на своё дерево

Примечание:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Атрибуты: корзинка,осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,

говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

Атрибуты:набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке - осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-

картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,

а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второй

выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.

Примечание:игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их

изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети

хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

Дидактическая игра. ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

«Поваренок»

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.