Какие обеты дают при крещении. Не сохранили обеты крещения. Порядок чинопоследования при Крещении нельзя менять

Обеты отличаются от клятвы и божбы; потому что в них нет уверения другого в чем либо: они исключи­тельно касаются одного лица, которое обещается, хотя не­которые из них также произносятся пред Церковью и при свидетельстве других, как обеты в крещении, монашеские и сердобольных вдов. Скажем прежде об обетах крещения и по присоединению к Церкви. Обеты крещения состоят в «отречении от дьявола и сочетании Христу» (Галл.3,27). В том и другом случае они произносятся трижды. Значит-настойчиво, с такою твердостью, что против дьявола и дел дьявольских человек объявляет веч­ную вражду, а по отношении к Иисусу Христу полагаете обещание во всю жизнь служить Ему,-неизменно быть христианином. И стоит произнести эти обеты со всею реши­тельностью и искренностью, подобно тому как утопающий на воде полагает пред Богом много обещаний, лишь бы спастись, или как человек в минуты особенной радости своей готов на многие добрые обещания. Почему же стоит?- До крещения человек находится под влиянием и властью дьявола, потому что дьявол победил-запленил первых человеков в раю. Оставаясь же волей и неволей (как в младенческом возрасте) в такой близости к дьяволу и в повинности прародительскому греху или же свободно допуская (как в совершенных летах) дьявольские-грешные дела, человек и после смерти своей разделяет одну участь с дьяволом, т. е. вечную муку. Но вот после крещения он освобождается от этого самовластия дьявола и уже по самой купели делается наследником царства небесного! (Римл.8,16-17)Тогда как до крещения дьявол и грех жили внутрьего, а благодать Христова действовала только отвне,призывая его к себе (как возрастных) разными внушениями, после крещения же выходит иной порядок: благо­дать поселяется в сердце человека, а дьявол и грех действуют извне (Добр.т.4,гл.9); из сердца враг выходит (отсюда слова в молитвах заклинательных при крещении: «изжени из него (крещаемого) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его»), подобно тому как из внутренних помещений дома выгоняется обыкновенный враг или грабитель; после этого враг-дьявол уже не самовластный властелин над человеком, а только беспокоящий его соблазнитель. Да; святое крещение такая драгоценность в жизни, такое счастье для человека, что и нет слов выразить. А отсюда и обеты его дороги. Это самые первыеобеты в жизни человека,-первые и пожиз­ненные, или до конца жизни.

Можно услышать рассуждение: «все мы крещены младен­цами; обеты отречения от дьявола и сочетания Христу про­изнесли за нас крестные отцы. Наше участие в обетах было бессознательное». В этом рассуждении мы не пред­полагаем чьего либо раскаяния (сохрани Бог!), что напрасно крестили его: ужели кто будет раскаиваться, или жалеть, что он родился на свет не слепым, а видящим? Но бессознательно же на крещенного младенца действует и бла­годать Божия. Все мы еще во младенчестве были христианами: жизнь христианская была в нас и тогда. Благодать Божия действовала в нас, как свойственно ей действо­вать, в то время без ведома нашего, совершенно одна. Хотите видеть некоторые примеры? Вот младенец, лежащий в своей колыбели, во время сна улыбается. Эту улыбку простодушная вера нянек объясняет тем, что младенца «утешает ангел-хранитель». Объяснение, близкое к истине. Ангел-хранитель дан младенцу от крещения и находится у его колыбели. Мы же назовем эту улыбку благодатным игранием духа в спящем младенце. Или вот всеми за­мечается, что младенец после святого приобщения спит: глубокий покой его в этот день не от благодатного ли умиротворения происходит? Еще некоторые внимательные замечают, что младенец (уже начинающей понимать) в день приобщения бывает особенно ласков,-готовь обнять каждого, как члена родной семьи; опять не благодатная ли это радость духа его? Та же сила святых таин Христовых проявляет себя и в телесной жизни младенцев: весьма часто детские болезни проходят без леченья, если младенца сносить к св. причастию. А также замечательна в подрастающих детях охота к молитве, к церкви и к церковности: не дух ли благодати, полученной ими в крещении, располагает их так к молитве и к любозна­тельности относительно всего церковного? Да; благодать Бо­жия действует и в младенческой, а затем, в детской душе, действует на том основании или в такой надежде, что не сознающий себя младенец, когда придет в сознание, сам свободно и охотно пойдет путем спасенной жизни, что будет и благодарить и радоваться за дар ему свя­того крещения. Опытов действования благодати на младенца будет заметно больше, если родители по мере возраста его примерами своей истинной набожности будут охранять в нем благодать святого крещения, если будут пробуждать в нем первейшее сознание такого рода, что он не человек только, но и христианин.



Затем, приходя в возраст (с 10-15 лет) и найдя в себе следы влияний на душу благодати, человек дол­жен сознательно усвоить себе обеты святого крещения, должен самостоятельно решиться жить, как христианин. Если так он сознает себя, если свободно сочетается со Христом, если имя православного христианина будет слышаться в его душе: то жизнь истинно-христианская сде­лается в нем собственностью, личным достоянием, за­слугою (т. е. в смысле свободного хранения благодати).



И так можем ли мы считать обеты святого крещения чем то не относящимся до нас или только давно прошедшим? можем ли когда либо забыть купель, в которой нас крестили? не памятен ли должен быть для нас тот день в году (если знаем его), когда совершенно над нами святое крещение? (некоторые святые Божии, когда писали предсмертные завещания, то прежде всего в своих завещаниях благодарили Бога за то, что Бог удостоил их православного крещения). Не полезно ли нам одно припоминание обетов по крещению? Как однажды человек родится на свет: так и креститься может только один раз. Обеты крещения повторяем и первые у нас и пожизненные. Они не слагаются с нас никогда. Если же мы нарушаем их (а действительно это так): то можем только каждый раз начинать возобновлять их на деле в другом таинстве,- в святом покаянии.

Но кто принимает крещение уже возрастным или, кре­щенный правильно в прежнем вероисповедания, присоеди­няется к православной Церкви таинством миропомазания, а иногда одним чином присоединены: эти люди уже соб­ственными устами (а не чрез восприемников) произносят обеты. И произносят они свои обеты не только тор­жественнее, чем выполняется этот обряд в крещении младенцев,-мало того: они подтверждают свои обеты целованием слов в евангелии и креста (чинопослед. присоед. из иноверн. к правос. Церкви)), наконец-вслучае решительного нарушения своих обетов, или измены пра­вославной вере, говорят на себя: «да постигнет мя гнев Божий и клятва и вечное осуждение...»! («Чин, како приимати…, яже никако же быша правоверии») Значит обеты этих людей уже подходят к смыслу клятвы, или как бы присяги на верность служению Царю небесному. И такие-то ли обеты можно забыть и не стараться сохранять?

О, Господи разумов!Научи меня всегда благодарить Твое милосердие ко мне, что я удостоен крещения еще младенцем, что я христианин от колыбели моей! Помоги мне помнить и хранить обеты святого крещения до самой се­дины моей, до самого гроба!

«Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Еф. 5:8), - говорит нам сегодня апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, толкуя это место, пишет, что выражения «свет в Господе» и «чада света» относятся к крещеным и миропомазанным людям.

Вспомним, братья и сестры, что в древности Крещение называли «Праздник светов», а также «Просвещение». Крещеный становится носителем евангельского света. После Таинства человека обычно одевали в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту и святость. Символика света всегда была характерна для Таинства Просвещения.

Павел напоминает ефесянам об их Крещении, чтобы они жили свято - согласно обетам, данным в Таинстве. «Вы ведь крещеные люди - не творите же греха!» - как бы обращается к христианам апостол. Подобно и у нас в народе иногда могут в сердцах сказать распоясавшемуся гуляке: «Ты нехристь, что ли? Креста на тебе нет! Побойся Бога, ведь ты христианин!»

Апостол призывает всех нас жить согласно обетам Крещения. А знаем ли мы их? В большинстве своем мы были крещены в детстве, когда за нас обеты произнесли крестные родители. И получается, что далеко не каждый христианин сегодня помнит, что он обещал (лично или через крестных) Господу в тот день. Но как можно исполнять то, о чем не знаешь? Давайте, братья и сестры, вспомним свои крещальные обеты.

В чине Таинства священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь». Это обет первый.

Конечно же, данное обетование включает в себя многие стороны веры и жизни. Отречься «от сатаны и всех дел его» значит объявить о своем неповиновении диаволу - о том, что отныне у меня нет ничего общего с ним. Разумеется, сюда входит отказ от греховной жизни. Но разве мы не грешим, будучи христианами? Грешим, но по немощи, не желая этого. Как писал апостол Павел: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Совсем иное дело - грешить с удовольствием, с твердым осознанием того, что творишь. От такого греха мы отрекаемся раз и навсегда. По сути, в первом обетовании мы объявляем войну греху и его источнику - диаволу.

«И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его - значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Кураев как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам - когда постоянно думаешь о них и боишься их.

Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», - говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4), - говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), - пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам.

«И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм - это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение.

Когда люди вступают в брак, мы также говорим, что они «сочетались браком». «Сочетание» есть соединение любящих. «Сочетаться Христу» означает любить Его, служить Ему, пребывать в Церкви - Теле Христовом; иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2:16). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), - пишет Иоанн Богослов. «Сочетаться Христу» значит стать богом по благодати.

Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Приходящий ко Крещению отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу!» Таково третье наше обетование.

Что значит веровать Христу как Царю и Богу? Верить в Него как в Бога и Спасителя, а также в Божие Откровение, данное нам во Христе, полагать Его Волю как Закон своей жизни, считать Христа своим Господином.

Согласно Катехизису, под верой можно понимать три вещи: психологическую уверенность в истинности каких-то положений, онтологическую связь между человеком и Богом и образ жизни. Все это вмещается в одно слово: «Верую!» Мы веруем в бытие Божие, Христа как Сына Божия, веруем в то, что через веру мы имеем связь с Ним, и стараемся жить согласно вере, т. е. по заповедям Божиим.

Таковы наши обетования Крещения. Что означают эти обеты? Это условия нашего вступления в Завет с Богом. Завет всегда подразумевает обязательства двух сторон. Христос устанавливает Новый Завет через пролитие за нас Своей Крови и обещает нам Царствие Божие. Мы же, со своей стороны, вступаем в Завет через Таинство Крещения, принося определенные обеты - те, которые мы с вами сегодня рассмотрели.

Дай нам Бог исполнять наши крещенские обещания и быть новозаветными христианами во всем - в вере, мыслях, делах, словах. Тогда и Господь исполнит Свои обетования - дарует Царствие Небесное, уготованное нам от создания мира (см. Мф. 25:34).

28.07.2018

Чин общей исповеди начинается словами «согрешили несохранением обетов, данных нами при крещении». А что значит не сохранить обеты крещения? Это значит не жить по-христиански (Иерей Александр Ермолин).
Одной из главных причин подобной ситуации является то, что современный человек воспитан на культуре потребления и смотрит на Церковь как на «духовный супермаркет», в котором можно получить всё по своим потребностям.
В нашем храме я часто провожу беседы для тех, кто хочет креститься, и главным вопрос, который сразу задаю, – это вопрос «зачем?» На этот вопрос дают самые разные ответы: «потому что русский», «потому что все крещеные» (правда, в храм не ходим), «чтобы не болел», «чтобы был под защитой Ангела-Хранителя».
Стараюсь объяснить этим людям, что мы крестим только для того, чтобы в дальнейшем ходить в храм. Крещение – это не конец духовной жизни, это лишь ее начало.
Для многих наших соответечественников существует своего рода «религиозный минимум»: мы сами крещеные, поэтому крестим своих детей. В храм ходим «регулярно», то есть на Крещение за водой и на Пасху за яйцами. Причащаемся либо очень редко, либо никогда. Но при этом «приметы соблюдаем».
К сожалению, результатом такого религиозного минимума является «религиозная каша» в голове.
Опишу один случай из своей священнической практики. Позвали освящать квартиру, жалуясь на то, что снятся покойники. Конечно же, я объяснил, что освящение – это не универсальное решение всех проблем, а особое Божие благословение, и более того – призыв, чтобы сам человек освящался: жил духовной жизнью, причащался, исповедовался. Вот с этим оказалось плохо — много лет люди не причащались и не ходили в храм.
В Евангелии есть прекрасные слова Спасителя: «кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12, 30). Эти слова показывают, что нельзя быть «средним», нельзя исполнить мечту современного человека быть «не плохим, и не хорошим». Часто можно услышать на исповеди на больших праздниках, когда приходят «захожане»: «Я ничего плохого не сделал: не убил, не украл». Но и хорошего тоже не сделал! А ведь ты крещеный человек, а Крещение – это не признак культурной принадлежности, а призвание быть «солью земли» (Мф. 5, 13). Если мы не со Христом, то Его место очень быстро занимает Его противник, в чем я прекрасно убедился.
У этих людей висело огромное множество языческой символики самого разного происхождения. Восточное «денежное дерево», околомусульманские «глаз Фатимы» и веточка чертополоха и наше «родное» славянское язычество: несколько домовых, подковка и метелки. Закончилось освящение этой квартиры тем, что вся языческая атрибутика была выкинута, а самих жильцов я исповедовал.
Суеверие — «три в одном»… Глаз фатимы, подкова и иконка. Чтоб наверняка. Вот такая «каша» варится в головах наших соотечественников, которые были формально крещены, но не понимали, зачем это надо.
Страх и трепет
Почему в XXI веке образованный человек, принявший крещение, заполняет свой дом оберегами, ходит к бабкам, слушает гороскопы и с упоением смотрит «Битву экстрасенсов»? Из страха.
Господь вложил в уста атеиста Жана-Поля Сартра прекрасную и христианскую по своему содержанию фразу «у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может».
Жажда Бога присуща каждому, об этом писали многие великие умы, начиная от Тертуллиана с его «каждая душа – христианка» до таких личностей, как атеист Сартр. Человек, несмотря на весь научно-технический прогресс, сталкивается с теми вещами, на которые он повлиять не может и просто их боится. Например, смерть, тяжелая болезнь близких, катастрофы, катаклизмы и все то, противостоять чему так и не научился никакой прогресс. Для верующего человека понятно, что все в руках Божиих: «у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же» (Мф. 10, 30-31).
Для того чтобы ощутить в своей жизни проявление Божией воли и уверенность, что всё, что в ней происходит, идет нам на пользу, нужно лишь быть с Богом. А быть с Ним мы можем только через практический опыт: через Церковь и таинства, главным из которых является Причастие.
А вот если нет этой ниточки, связывающей человека и Бога, если человек просто «верит в душе», то отсюда возникает попытка заглушить страх и заполнить эту «дыру в душе» всем, чем только можно. И тут в ход идут обереги, талисманы, приметы, гороскопы и прочие проявления бесовских действий в нашей жизни.
Дать человеку Христа
Одной из главных причин подобной ситуации является то, что современный человек воспитан на культуре потребления и смотрит на Церковь как на «духовный супермаркет», в котором можно получить всё по своим потребностям.
Мы не выбираем народ, который приходит к нам в храм, это не в наших силах. В наших силах одно – постараться этим людям объяснить, зачем нужно креститься и что делать после этого.
Патриарх Кирилл не раз говорил о необходимости возродить практику оглашения. «Принятию церковного таинства Крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования». Хотя бы одна-две беседы призваны сломать у человека полуязыческие представления о православии и показать ему всю прелесть духовной жизни и, самое главное, помочь человеку найти Христа. И тогда, когда человек приобщится к духовной жизни, сама собой отпадет проблема суеверий, хождения к бабкам и увлечения гороскопами.
Ведь если мы со Христом, то зачем нам еще что-то?

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 5.
Церковное членство

Духовная основа членства

Каждому желающему вступить в ряды церкви необходимо ясно осознать великие и важные обязательства, которые накладывает на него церковное членство. Необходимо, чтобы каждый имел ясное представление о том, что значит быть членом тела Христова. Только те, в ком видны плоды возрождения и кто радуется духовной жизни в Господе Иисусе, готовы для принятия их в члены церкви. Каждому кандидату ещё до его крещения и принятия в члены церкви нужно подробно разъяснить основные учения Церкви. Каждый желающий вступить в ряды членов церкви должен быть осведомлён относительно принципов, на которых базируется Церковь.

Их основа - духовные взаимоотношения; вступить в них могут только истинные обращённые. Лишь таким образом можно сохранить чистоту и духовную стойкость церкви. В обязанности каждого служителя входит забота о том, чтобы все, кто принимает принципы истины и желает вступить в церковь, обладали крепкой духовной основой.

"Членам ее, которых Он [Бог] вывел из тьмы в чудный Свой свет, надлежит являть Его славу. Церковь - хранительница сокровищ благодати Христовой, и через нее в конечном счете должна открыться даже "начальствам и властям на небесах" вся полнота любви Божьей" (Деяния Апостолов, с. 9).

Крещение - требование Евангелия

В Новом Завете крещение учреждено как обряд для вступления в церковь: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:19, 20).

"Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:38).

Крещение - необходимое условие для вступления в члены церкви.

"Христос сделал крещение символом вступления в Его духовное царство. Он сделал его обязательным условием, которое должны выполнить все, желающие быть признанными исполнителями воли Отца, Сына и Святого Духа. Прежде чем человек сможет вступить в ряды церкви, прежде чем он сможет переступить порог духовного царства Божьего, он должен получить печать Божественного имени: "Господь - оправдание паше" (Иер. 23:6).

Крещение - одно из самых торжественных отречений от мира. Крестящиеся в тройное имя - Отца, Сына и Духа Святого - при вступлении в христианскую жизнь открыто заявляют о том, что они перестали служить сатане и стали членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. Они выполнили повеление: "Выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому". И над ними исполняется обетование: "Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6:17, 18)...

Необходимо ясно излагать принципы христианской жизни всем, приходящим к истине. Никто не может ссылаться на исповедание веры как на доказательство того, что он имеет спасительную связь со Христом. Мы должны не только говорить "я верю", но и практически жить в соответствии с истиной. Именно повиновением воле Божьей в наших словах, поведении и характере мы доказываем свою связь с Ним" (Свидетельства, т. 6, с. 91, 92).

Способ крещения.

Адвентисты седьмого дня считают, что крещение должно совершаться через погружение в воду, и принимают в ряды членов церкви только тех, кто был крещен подобным образом. Когда человек осознаёт себя грешником, искренне раскаивается в своих грехах и становится обращённым, он может, после соответствующего обучения, быть допущенным ко крещению и стать затем членом церкви.

Служители должны тщательно подготовить кандидатов на крещение.

Служитель не должен представлять кандидатов ко крещению и принятию в члены церкви, пока путём открытого опроса не сможет убедить церковь в том, что данный кандидат научен и готов ко крещению (см. стр. 43). В церквях, где частые крещения могут низвести открытый опрос крещаемых перед всем собранием на уровень обыденного действия, необходимо предусмотреть альтернативные варианты. Работу служителя можно считать законченной лишь по завершении полного курса обучения кандидатов, когда они полностью ознакомились с основами вероучения, с порядками в церкви, желают следовать им в своей жизни и готовы нести всю ответственность, которая ложится на члена церкви. Такой порядок должен стать для наших общин основополагающим принципом при принятии в члены церкви. Церковный совет каждой общины должен следить за тем, чтобы с каждым кандидатом проводились индивидуальные беседы, а также за тем, чтобы там, где это необходимо и важно, были организованы специальные групповые занятия для желающих принять крещение.

"Обычно крещаемых не испытывают столь тщательно, как это должно быть. Необходимо убедиться, хотят ли они только называться адвентистами седьмого дня или же они твёрдо решили встать на сторону Господа, выйти из мира, отделиться и не прикасаться к нечистому. До крещения нужно тщательно выяснить духовное состояние кандидата. Однако такое выяснение следует проводить не в равнодушном и холодном тоне, а с любовью и нежностью, указывая новообращённым на Агнца Божьего, взявшего на Себя грех мира. Представьте кандидатам на крещение все требования Евангелия, которые они должны выполнять" (Свидетельства, т. 6, с. 95, 96).

"Если по их словам и делам видно, что они полностью понимают своё положение, их следует принять в члены церкви" (Свидетельства для проповедников, с. 128).

Свидетельство о своей вере перед общиной.

Община имеет право быть осведомлённой относительно веры и духовного состояния каждого, принимаемого в члены церкви. Публичный опрос всех кандидатов следует проводить до их крещения, лучше в присутствии всей общины. Если же это невозможно, то перед церковным советом или перед комитетом, назначенным церковным советом, таким, например, как совет пресвитеров, который свои выводы должен перед крещением представить церкви. В альтернативном варианте, упомянутом в предыдущем разделе, кандидатам необходимо предоставить возможность публично выразить свое желание присоединиться к церкви и отождествиться с нею.

Символ завета.

Церковью адвентистов седьмого дня разработано Краткое изложение основ вероучения, специально предназначенное для подготовки ко крещению тех, кто желает присоединиться к Церкви. Это Краткое изложение вместе с обетом крещения и свидетельством о крещении приняты Церковью в качестве символа завета, заключаемого с Господом. Отпечатанный экземпляр символа завета вместе с аккуратно заполненным свидетельством о крещении вручается принимаемым в Церковь через крещение. В случае принятия в Церковь через исповедание веры тоже производится вручение особого свидетельства.

Краткое изложение основ вероучения составлено специально для обучения кандидатов на крещение. Каждому кандидату необходимо знать все положения, содержащиеся в этом кратком изложении, а также обязанности, которые принимает на себя верующий. Он должен своей жизнью показать готовность полностью принять вероучение Церкви адвентистов седьмого дня и правила поведения, которые являются внешним выражением этого вероучения, ибо "по плодам их узнаете их" (Мф. 7:16).

Будущим членам Церкви адвентистов седьмого дня к моменту крещения или принятия через исповедание веры необходимо усвоить библейское учение, изложенное в основных положениях, представленных в главе 2 (см. с. 17) данного Церковного руководства. С целью облегчить евангелистам, пасторам и другим работникам проведение такого обучения и помочь им показать, что вероучение основано на Писании и тесно связано с жизнью, в данное Церковное руководство в качестве приложения (с. 231) включено Краткое изложение основ вероучения. Его также можно найти в Руководстве для служителей.

Обет крещения и крещение

Обет крещения.

Крещаемые и принимаемые в общину через исповедание веры в присутствии всего собрания или специально назначенного комитета подтверждают, что они принимают положения вероучения Церкви адвентистов седьмого дня (см. с. 41). Пастор или пресвитер задаёт кандидатам нижеследующие вопросы, на которые они отвечают устно или выражают своё согласие поднятием руки.

Исповедание веры

1. Верите ли вы в триединого Бога, являющего Себя нам в единстве трёх совечных Личностей: Отца, Сына и Святого Духа?

2. Принимаете ли вы смерть Иисуса Христа на Голгофе в качестве искупительной жертвы за ваши грехи и верите ли вы, что по Божьей благодати через веру в Его пролитую кровь вы спасаетесь от греха и наказания за грех?

3. Принимаете ли вы Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя? Верите ли вы, что Бог во Христе простил ваши грехи и даровал вам новое сердце, и отрекаетесь ли вы от греховной мирской жизни?

4. Принимаете ли вы верою праведность Христа, вашего Ходатая в небесном святилище? Уповаете ли вы на Его обетование преобразовать ваш характер, дать вам силу всегда и во всём исполнять Его волю и жизнью своей свидетельствовать своим родным и близким и всему миру о любви и милости Христа?

5. Верите ли вы, что Библия является богодухновенным Словом и единственным мерилом веры и жизни христианина? Обязуетесь ли вы постоянно уделять время изучению Библии и молитве?

6. Принимаете ли вы Десять Заповедей как выражение характера Бога и откровение Его воли? Намерены ли вы с помощью силы пребывающего в вас Христа исполнять этот закон, включая четвёртую заповедь, которая требует соблюдать седьмой день недели как Субботу Господню и как памятник творения?

7. Уповаете ли вы на скорое пришествие Иисуса и имеете ли благословенную надежду, что "смертное облечётся в бессмертие"? Готовя себя к встрече с Господом, будете ли вы свидетельствовать о возможности спасения, которую Он в Своей любви предоставляет всем, и будете ли вы словом и делом помогать другим людям приготовиться к Его славному пришествию?

8. Принимаете ли вы библейское учение о духовных дарах и верите ли вы, что Дух пророчества является одним из отличительных признаков Церкви Остатка?

9. Признаете ли вы церковную организацию и намерены ли вы поддерживать церковь десятиной, добровольными дарами, личными усилиями и своим влиянием?

10. Верите ли вы, что ваше тело есть храм Святого Духа? Будете ли вы чтить Бога заботой о своём теле, избегая всего, что может повредить здоровью, воздерживаясь от нечистой пищи, от употребления, изготовления или продажи алкогольных напитков, табака во всех его видах, наркотиков и других вредных веществ?

11. Знаете и понимаете ли вы основные библейские принципы, которым учит Церковь адвентистов седьмого дня? Намерены ли вы, полагаясь на помощь Бога и исполняя Его волю, руководствоваться этими принципами в своей жизни?

12. Принимаете ли вы новозаветное учение о крещении полным погружением в воду и желаете ли вы быть крещенным таким именно образом, свидетельствуя тем самым о своей вере во Христа и в то, что Он прощает ваши грехи?

13. Согласны ли вы с тем, что Церковь адвентистов седьмого дня является Церковью Остатка, о которой говорится в библейском пророчестве и в которую принимаются все люди независимо от национальности, расы и языка? Желаете ли вы стать членом данной местной общины, входящей во Всемирную Церковь адвентистов седьмого дня?

Свидетельство о крещении.

Каждый из вышеприведённых вопросов должен быть включён в свидетельство о крещении, которое является документом, подтверждающим завет с Господом.

Принятие кандидатов. Если кандидаты на крещение утвердительно ответили на вышеперечисленные вопросы, следует предложить общине проголосовать за принятие кандидатов в церковь и допустить их до крещения, причём сам обряд крещения не следует откладывать на продолжительное время.

Индивидуальный подход к принятию в члены церкви.

Подготавливая своих обращённых ко крещению, евангельский работник должен пригласить проповедника или пресвитера посетить его учебные группы и познакомиться с его обращёнными. Такое общение поможет церкви лучше приготовиться к принятию новых членов в церковное братство. Однако этот обычный способ знакомства не следует применять в случае, когда речь идёт об изолированно проживающих верующих, которые желают присоединиться к церкви, находящейся непосредственно при местной конференции, но живут вдали от нее.

Обряд крещения.

При совершении данного обряда диаконы должны сделать необходимые приготовления и помогать крещаемым мужчинам входить и выходить из воды (см. с. 70). Диаконисы должны помогать крещаемым женщинам (см. с. 71). Следует позаботиться о том, чтобы крещаемые имели соответствующую одежду. Лучше всего использовать для этого халаты, сшитые из тяжёлого и плотного материала. При отсутствии таковых крещаемым следует сказать, чтобы они были одеты скромно, благопристойно. После крещения совершается рукообщение и произносится несколько слов приветствия, обычно это делает проповедник или пресвитер от имени всей общины.

Репутация членов церкви

Считается, что члены церкви имеют хорошую репутацию, если к ним не применялись какие-либо дисциплинарные взыскания со стороны церкви (см. с. 204-207).

Перевод членов церкви

Перевод членов церкви.

В случае переезда члена церкви на другое местожительство, секретарь его прежней церкви должен написать письмо секретарю соответствующей конференции/миссии с просьбой о посещении этого члена церкви местным пастором, что может облегчить процесс перевода.

Секретарь прежней церкви должен также уведомить данного члена церкви о своем намерении сообщить его новый адрес пастору новой местной церкви.

Если член церкви переехал из одной местности в другую на период больше шести месяцев, он должен сразу же после переезда подать заявление для переводного письма в церковь, ближайшую к его новому местожительству. Если же поблизости общины нет, он должен написать заявление о присоединении к общине при местной конференции/местном поле. Такое переводное письмо действительно на протяжении 6 месяцев со дня выдачи, и если не будет задействовано в течение этого периода, становится недействительным.

Процедура выдачи переводных писем.

Переехавший член церкви должен обратиться с заявлением о переводном письме к секретарю той общины, к которой он желает присоединиться. Этот секретарь посылает затем запрос к секретарю той общины, из которой данный член церкви желает выбыть. По получению запроса секретарь передаёт его проповеднику, если последний рукоположен, или же пресвитеру общины, который в свою очередь передаёт его церковному совету. После должного обсуждения совет предлагает вынести данный вопрос, со своими рекомендациями, на рассмотрение общины (см. с. 46 ниже, 47, 51, 66, 72-74). Затем проповедник или пресвитер доводит данные рекомендации до сведения общины, указывая, что это - первое чтение. Окончательное решение вопроса откладывается на одну педелю, после чего вновь сообщается о полученном запросе и проводится голосование членов общины. Отсрочка решения имеет своей целью предоставить каждому члену церкви возможность высказать обоснованное возражение против выдачи переводного письма. Возражение не следует высказывать публично, оно должно быть сообщено лично проповеднику или пресвитеру, который обязан собрать церковный совет для рассмотрения высказанного возражения. Необходимо и возражающему предоставить возможность присутствовать на совете, чтобы он мог изложить свои аргументы. Если они не основаны на веских доказательствах, следует убедить его забрать свое заявление обратно. С другой стороны, при наличии веских оснований церковный совет обязан тщательно расследовать все факты. В этом случае выдача переводного письма откладывается до полного выяснения данного вопроса.

Если причиной возражения послужили личные недоразумения, необходимо приложить все усилия, чтобы добиться примирения. Если дело касается общественных нарушений, можно применить дисциплинарные меры воздействия. Если же речь идет о духовном падении, необходимо приложить старания к тому, чтобы вновь поднять и поддержать члена церкви, о котором идёт речь.

Обязанность секретаря - выписать письмо.

Если община дала своё согласие на выдачу переводного письма, секретарь общины заполняет утвержденную форму и отсылает ее секретарю той общины, к которой данный член церкви желает присоединиться. Секретарь этой общины передаёт письмо проповеднику или пресвитеру общины для представления его на рассмотрение церковного совета, после чего данный факт доводится до сведения всей общины на очередном богослужении. Затем даётся отсрочка на одну неделю, и только после этого происходит окончательное принятие данного лица путем голосования общины. После этого секретарь принимающей общины записывает имя прибывшего члена церкви в церковную книгу с указанием даты его принятия. Одновременно секретарь заполняет отсылаемую обратно часть переводного письма, уведомляющую о принятии данного лица в общину, и отсылает её секретарю общины, из которой данное лицо выбыло (см. с. 72-74).

Членство в церкви в переводной период.

Секретарь общины, откуда переводится член церкви, не должен - ни при каких обстоятельствах - вычёркивать данное лицо из церковного списка до тех пор, пока не будет получена отсылаемая обратно часть письма, подтверждающая, что данный член церкви принят голосованием в новую общину. Поступать иначе - значит лишить данное лицо церковного членства на период его перевода, и поэтому такой образ действий недопустим ни при каких обстоятельствах. Секретарю, пресвитеру, проповеднику и президенту конференции вменяется в обязанность следить за тем, чтобы вышеизложенное предписание строго выполнялось во всех общинах.

Принятие членов церкви, вынужденных переехать в связи с глобальными катаклизмами.

Вследствие непредвиденных обстоятельств может возникнуть необходимость перевода лиц, относительно которых нет возможности послать или получить какое-либо сообщение из тех общин, в которых они числятся. В таких случаях община, в которой теперь находится такое лицо, совместно с местной конференцией или местным миссионерским полем должна убедиться в добропорядочности данной личности и затем принять его на основании исповедания им веры. Если позже представится возможность установить связь с его прежней общиной, то принявшая община должна послать туда письмо, сообщающее о том, что было сделано по этому делу.

Внесение в статистический отчёт.

В конце квартала или года, когда составляются церковные статистические отчёты, все члены церкви, на которых были выданы переводные письма, но о которых ещё не были получены обратные письменные подтверждения, должны по-прежнему оставаться в списке общины, выдавшей письма. Если же получены обратные письменные подтверждения о принятии данных лиц в их новые общины, тогда их имена вычёркиваются из списка общины, выдавшей письма, и в следующий квартальный статистический отчёт не вносятся. Каждая принявшая община вносит соответствующее имя в свой список, и данный член церкви будет теперь включен в ее следующий квартальный отчёт.

Если членство не утверждается.

Община, которой адресовано переводное письмо, обязана принять члена церкви в случае отсутствия достаточно веских оснований, дающих ей право лишить его членства. В случае, если она не принимает его в свои члены, секретарь должен вернуть переводное письмо той общине, которая его выдала, с полным объяснением всех причин, побудивших их принять такое решение. И данное лицо остаётся членом той общины, где оно числилось ранее, до подачи заявления о переводе, т. е. общины, выдавшей переводное письмо. Такой член церкви должен при содействии общины выяснить все вопросы, возникшие у непринимающей общины при отказе принять его своим членом.

Письма не выдаются членам церкви, находящимся под дисциплинарным взысканием.

Община не должна - ни при каких обстоятельствах - голосовать за выдачу переводного письма члену церкви, на которого возложено дисциплинарное взыскание. Поступать вопреки этому предписанию - значит поступать вопреки золотому правилу.

Переводные письма выдаются только членам церкви с хорошей репутацией.

Переводные письма выдаются только членам церкви с хорошей репутацией. В переводных письмах недопустимы отрицательные характеристики. Если член церкви, переезжающий из своей общины, охладел и стал проявлять безразличие, то пресвитер общины может, чтобы снять проблему выдачи переводного письма, довести это до сведения той общины, в которую данный член церкви переехал, ещё до того, как перевод будет разрешен.

Не голосовать о выдаче письма без заявления самого члена церкви.

Община не должна - ни при каких обстоятельствах - проводить голосование о выдаче переводного письма вопреки желанию или заявлению самого члена церкви. Аналогичным образом ни одна община не должна принимать кого-либо в свое членство на основании письма, выданного без согласия самого члена церкви.

Церковное членство - это личная связь верующего с телом Христовым.

Церковь обязана сознавать это и избегать всяких действий, которые могут быть истолкованы как проявление произвола.

С другой стороны, член церкви обязан думать о благоденствии церкви и прилагать все усилия к тому, чтобы избавить церковь от проблем, связанных с его фактическим отсутствием. В случае переезда каждый должен искренне стремиться вместе с общиной уладить вопрос о переводном письме.

Если съезд конференции / миссии принимает решение об исключении той или иной общины из объединения церквей, то её члены, оставшиеся верными Господу, должны сохранить своё членство в церкви: все они получают временное членство непосредственно в конференции/миссии, за исключением лиц, которые сами откажутся от такого членства. Эти лица утрачивают своё церковное членство после упразднения местной церкви. Затем конференция/миссия может или выдать верным членам переводные письма, если на них поступят запросы, или решить вопрос об их дальнейшем членстве каким-либо другим путём (см. с. 221-245).

Церковный совет не имеет права выдавать переводные письма или принимать в членство лиц из других общин на основании таких писем. Его полномочия в данном случае ограничиваются лишь представлением дела на рассмотрение общины. Все решения относительно перевода членов церкви - положительные или отрицательные - должна выносить сама община (см. с. 45, 66). Секретарь не имеет права вычёркивать или вносить имена в церковный список без решения общины, принятого путем голосования. В случае смерти того или иного члена церкви нет необходимости принимать решение голосованием - секретарь просто фиксирует факт и дату смерти.

Церковь при конференции или поле

Верующие, не образующие компактных групп, должны присоединяться к церкви, непосредственно принадлежащей конференции или полю. Такая церковь является организацией, предусмотренной для живущих отдаленно друг от друга верующих, чтобы не лишать их церковных преимуществ. Пожилые и немощные члены церкви, которые проживают вблизи такой церковной организации, должны быть членами соответствующей местной общины. Именно на местную общину возлагается обязанность и ответственность обслуживать таких членов церкви. Эти лица не должны переводиться в церковь при конференции или поле, ибо последняя не обязана действовать в районе местной общины. Хотя служители конференции или поля и являются одновременно служителями церкви при конференции, они должны оставаться членами общины той местности, где они проживают. Община при конференции или местном поле не предназначена для того, чтобы в ней состояли членами служители конференции или поля. Проповедникам и служителям следует присоединяться к общине но месту жительства.

Президент конференции или поля должен быть в таком случае старшим пресвитером общины при его конференции или поле, а работа, которую обычно выполняет секретарь церкви и казначей, должна выполняться секретарём-казначеем этой конференции или поля. Любая работа, обычно проводимая местной церковью и её советом, в общине, непосредственно принадлежащей конференции или полю, где нет церковного совета, должна выполняться Комитетом конференции или поля. Члены комитета должны также назначать делегатов от общины при конференции или поле, которые являются их представителями на соответствующих съездах.

Организованные группы

Если небольшое число верующих живут отдаленно от церкви, но достаточно близко друг к другу, они могут быть организованы для общения и совместного служения в группу верующих, рассматриваемую в качестве потенциальной церкви.

Такая группа верующих может быть официально утверждена Комитетом конференции или миссии, а также может быть впоследствии распущена по решению данного Комитета. В случае утверждения такой группы Комитетом конференции или миссии ее организация может быть осуществлена районным или каким-либо другим проповедником, назначенным Комитетом конференции или миссии, который по согласованию с местными членами церкви избирает из числа крещёных членов группы руководителя и казначея.

Утверждение всех остальных служителей, таких, например, как руководителей отделов субботней школы, деятельности рядовых членов церкви, а также Общества адвентистской молодежи, проводится голосованием крещёных членов группы на собрании под председательством районного проповедника или лица, уполномоченного Комитетом конференции или миссии.

Руководителя такой группы не рукополагают для служения. Он не имеет права выполнять те обязанности, которые возложены на пресвитера общины, однако, в исключительных случаях, Комитет конференции может назначить опытного служителя и руководителя исполнять обязанности пресвитера в этой группе.

Казначей группы обязан вести точный учёт всех получаемых и расходуемых денег. Он должен ежемесячно отсылать все десятины и добровольные дары, за исключением средств, собранных для местных целей, казначею конференции или поля, который одновременно является казначеем церкви, непосредственно принадлежащей конференции или полю.

Поскольку все крещёные члены организованной группы являются членами церкви при конференции или поле, группа не имеет права самостоятельно налагать какое-либо церковное взыскание. Все подобные вопросы должны быть сообщены Комитету конференции или поля, который одновременно является советом церкви при конференции или поле под председательством пресвитера этой церкви.

Такая группа верующих должна расти, чтобы со временем стать нормальной церковной организацией. Поэтому руководство группы следует поощрять в их работе, необходимо также способствовать развитию церковной деятельности и проведению таких мероприятий, которые обычно проводятся полноправными общинами, подготавливая таким образом членов группы к более широкому кругу обязанностей, характерных для нормальной церковной организации.

Вопросы принятия и исключения членов церкви

Принятие в члены церкви на основании исповедания веры.

Следующие четыре обстоятельства могут служить основанием для принятия лиц, принявших адвентистскую весть, в члены местной общины по исповеданию веры.

1. Посвященный христианин, обращенный из другой христианской деноминации, где он был крещен погружением, как это практикуется и в Церкви адвентистов седьмого дня.

2. Член Церкви адвентистов седьмого дня, который вследствие глобальных катаклизмов не может получить переводное письмо от местной церкви (см. с. 47).

3. Член Церкви адвентистов седьмого дня, который по тем или иным причинам не получил ответа на свое заявление о переводе в другую церковь. В этом случае ему необходимо обратиться за содействием в конференцию/миссию. В случае, если община, членом которой состоит означенное лицо, находится в другой конференции/миссии, необходимо взаимодействие обеих конференций/миссий.

4. Лицо, ранее состоявшее членом церкви, но чье членство было аннулировано по причине того, что это лицо считалось утерянным членом церкви, тогда как в действительности оно оставалось верным христианином.

Большую осторожность следует проявлять при принятии в свои члены бывших членов других общин адвентистов седьмого дня. Бывают случаи, когда людей исключают из какой-то церкви, а они позже просят другие общины принять их на основании исповедания веры. Когда тот или иной человек обращается с просьбой принять его в члены на основании исповедания его веры, необходимо тщательно выяснить его прошлый жизненный опыт. Церковным служителям следует обращаться за советом и помощью к президенту местной конференции/миссии. Необходимо уделить достаточно времени для того, чтобы провести тщательное расследование и выяснить все факты.

В случае, если тот или иной человек просит принять его в члены церкви на основании исповедания веры, но будет обнаружено, что он по-прежнему считается членом какой-либо другой адвентистской общины, его не следует принимать до тех пор, пока община, в которой он числится, не выдаст ему переводного письма. Если же община отказывается выдать ему такое письмо в установленном порядке (см, с. 46) и член церкви уверен, что в письме ему отказали несправедливо, он может обратиться в Комитет конференции/миссии, к которой он принадлежит. Община, в которой он числится, или Комитет местной конференции/миссии обязаны решить, действительно ли его поведение в прошлом было таким, что он не имеет права на получение переводного письма. Такой подход к делу приведёт к более глубокому осознанию святости церковного членства и к исправлению неверных действий там, где таковые имели место. Церковь не имеет права отказывать в переводном письме, если заявитель не находится иод дисциплинарным взысканием.

Если исключенное из членов церкви лицо проявляет желание снова стать членом церкви, ему необходимо предварительное повторное крещение (см. с. 219).

Вычёркивание фамилий.

Фамилии следует вычёркивать из списка только на основании решения, принятого

Общий список членов церкви.

В каждой общине должен быть только один список ее членов. Ни в коем случае нельзя составлять отдельный список членов церкви-пенсионеров. В церковную книгу должны быть вписаны имена всех членов церкви. Вписывать новые имена в эту книгу можно только на основании решения, принятого голосованием общины, если человек, о котором идёт речь, попросил принять его в члены общины через исповедание веры, крещение или переводное письмо.

Повторное крещение

Хотя церковь не настаивает на повторном крещении тех, кто приходит к нам из других христианских конфессий, если они уже были крещены через погружение в воду и если они вели правильную христианскую жизнь соответственно полученному ими свету, всё же следует признать, что во всех случаях повторное крещение является желательным.

Обращённые из других религиозных конфессий.

"Это вопрос, к решению которого каждый человек должен подходить по велению своей совести и со страхом Божьим. Данный вопрос следует представлять в духе кротости и любви. Сама же обязанность побуждать и настаивать в этом вопросе принадлежит исключительно одному Богу. Да поможет нам Бог трудиться совместно с Его Святым Духом и воздействовать на души так, чтобы каждый человек мог быть полностью убеждён в правильности принятия этого важного решения. Никогда не следует допускать, чтобы при решении этого вопроса возникали разногласия и споры. Не берите на себя ту работу, которая принадлежит исключительно Господу. Кто сознательно и твердо придерживается позиции соблюдения заповедей Божьих, тот при правильных отношениях с Ним постепенно примет всю святую истину. Однако необходимо иметь мудрость для того, чтобы правильно относиться к человеческим душам. Некоторые поймут и осознают отдельные вопросы не так скоро, как другие, особенно это касается повторного крещения, однако Божья рука, которая руководит ими, т. е. Дух Святой, воздействует на их сердца, и они в конце концов поймут, что они должны сделать, и сделают так" (Евангелизм, с. 373, 374).

Охладевшие члены церкви и бывшие адвентисты седьмого дня.

Если члены церкви отступили от истины и вели такой образ жизни, который открыто противоречит вере и принципам Церкви, то в случае вторичного обращения и желания быть принятыми в члены церкви они могут вступить в ряды членов церкви таким же образом, как и вначале, через крещение.

"Господь призывает к решительному преобразованию и исправлению. Поэтому когда человек становится истинно обращённым, пусть он будет крещён вторично. Пусть он обновит свой завет с Богом - и Бог обновит Свой завет с ним" (Евангелизм, с. 375).

Если член церкви уехал из своей общины и охладел или стал безразличным и даже оставил веру, однако его имя по-прежнему числится в церковных книгах общины, и если он решает снова возвратиться к христианской жизни и креститься повторно, то проповедник или пресвитер той общины, в которую он в данном случае обращается, должен до его крещения связаться с его прежней общиной и сообщить о духовном пробуждении данного члена церкви, а также урегулировать вопрос о его членстве. Во избежание всякого недоразумения новая община должна принимать этого человека в члены церкви только таким путём.

Какое событие напоминает нам Крещение Христово? Почему в Никео-Цареградском Символе Веры из всех Таинств вспоминается только о Таинстве Крещения? Почему праздник Крещения Господня называется и праздником Богоявления? И как нам соблюсти обеты крещения?

В Книге Плач Иеремии сказано: По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! (Плач 3, 22-23). То есть Бог, каждое утро ниспосылая Свои благословения на молящихся, как бы творит мир заново, всецело обновляя его!

Библия знает два мира: ветхозаветный и новозаветный.

При сотворении первого мира - ...тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2).

«Необходимо, думаю я, исследовать великую значимость текучего элемента (то есть воды. - О.С.). А без сомнения, весьма многое приходит на мысль, начиная с времен ранейших (a primordio). Ибо этот элемент принадлежит к тому, что, раньше всякого устроения мира, в первобытной еще форме, покоилось у Бога. В начале , - говорит, - сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 1-2). Итак, человек, ты прежде всего должен относиться с уважением к древности вод, как раннейшей субстанции; затем (уважать) их высокое назначение, как седалища Духа Божия (то есть символа действующей благодати. - О.С.), - более, следовательно, подходящего, чем другой тогда существовавший элемент. Ибо и тьма была еще не образована, - без украшения звезд, и была печальная бездна, и земля неуготовленная, и небо несовершенное; один только жидкий (то есть подвижный и живой - О.С.) элемент, - материя всегда совершенная, веселящая, простая (simplex), сама по себе чистая, - представлял для Бога как бы судно (vecticulum). И следующее затем устроение мира определялось для Бога некоторым образом подобием вод» .

Подобно при сотворении второго мира мы видим Сына Божия, стоящего в струях Иордана, и Духа Святого, парящего над Его головой, осеняющего воды нового мира (ср. Мф. 3, 16-17). И в данном случае воды указывают своей живой подвижностью на возможные благостные перемены от Бога, ибо милосердие Его не истощилось .

«Но достаточно будет извлечь то, в чем познается основание (ratio) крещения, - прежде всего то, чем уже тогда чрез внешнее действие предуказывалось и на образ крещения, именно, что Дух Божий, носившийся в начале над водами, уже образовывал их для крещаемых» ; «...ибо ехидны, аспиды и василиски ищут обыкновенно сухих и безводных мест. Но мы, как рыбы, - согласно Ίχθύς нашему Иисусу Христу, в Котором рождаемся, - не иначе остаемся живы, как пребывая в воде» .

В эти праздничные дни на Руси принято погружаться в воду, как бы переживая вновь чудо крещения

Крещение Господне - есть эпохальное событие, когда Сын Божий призвал и нас самих исполнить всякую правду (Мф. 3, 15) по воле Христа Иисуса (Мф. 28, 19), действием Духа Святого (Мф. 3, 16), перед осеняющей славой величия Бога Отца (Мф. 3, 17). И в эти праздничные дни на Руси принято погружаться в воду, как бы переживая вновь и вновь чудо собственного крещения . Но при этом мы не забываем, что крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21).

«Наконец сам Петр, также доказывающий и защищающий единство [Церкви], передавал и наставлял, что мы можем спастись крещением через одно только единство Церкви. <...> Ведь как при том крещении мира, которым была очищена древняя несправедливость, кто не был в Ноевом ковчеге, не смог спастись через воду, так же и теперь невозможно через погружение в воду считаться крещеным, кто не крещен в Церкви, основанной на таинстве единого ковчега в Господнем единстве» .

То есть всякий раз, чествуя Крещение Господне в Церкви, мы вспоминаем и об обетах Крещения, данных нами, или от нашего лица - нашими крестными родителями, перед собственной крещальной купелью. И суть этих обетов заключается в том, что мы отрекаемся «сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его» , после чего сочетаваемся Христу .

Избавление от власти дьявола, греха и страха смерти знаменовало собой прохождение древними евреями сквозь Красное море при исходе из Египта во дни Боговидца Моисея. Что было завершено и самим вхождением в Землю Обетованную через воды реки Иордан во дни Иисуса Навина. И в том, и другом случае мы наблюдаем водораздел (размежевание) между египтянами и народом Божиим, между Египтом и Святой Землей, между крещеными и некрещеными.

И последним таким размежеванием будет исход из последнего «Вавилона» и «Египта» во дни антихриста. Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее (Откр. 18, 2-4).

Таким образом, размежевание с силами зла и есть отречение от «сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»; а цель данного размежевания - сочетание со Христом.

Христиане, начиная с древних времен, подчеркивая жизненную значимость церковных Таинств, связывали их с разными циклами возникновения и прохождения человеческой жизни, чему мы находим подтверждение и в самих новозаветных текстах.

Так, Таинство Крещения соответствует и самому человеческому рождению. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

Следовательно, Таинство Миропомазания, совершаемое сразу после крещения, знаменует собой рост духовного существа во спасении. Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению (2 Фес. 2, 13).

Но так как духовно рожденное существо нуждается для роста в пище и питие, то Таинство Евхаристии (Причастия) сообщает для человека все потребное и для этой цели. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 55).

Таинство Венчания призвано упорядочить движения плоти в рожденном свыше человеке и обеспечить исполнение заповеди о необходимости порождения детей (функциональное назначение). Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9); и еще: ...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю... (Быт. 1, 28).

Так как все организмы (в результате грехопадения) подвержены недугам, следовательно, Таинство Соборования (Елеосвящения) - это врачующее Таинство. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак. 5, 14).

Подобно и Таинство Исповеди врачует болящую душу человека. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23).

Таинство Рукоположения (Хиротония), подобно бракосочетанию, - инструментальное и несет на себе функциональное назначение - сообщать народу Божию духовные наставления (служение педагогическое и воспитательное) и приобщать его к благодати Таинств Церкви (служение спасительное и освящающее). Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14); и еще: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16).

Дверь в мир Таинств Церкви - одна, и это Таинство Крещения

Таким образом, повторяющиеся и не повторяющиеся Таинства сообщают человеку все необходимые средства для его спасения. Но дверь в мир Таинств Церкви - одна, и это Таинство Крещения. Почему в Никео-Цареградском Символе веры оно одно и упоминается: «Исповедую едино крещение...»

Физическая смерть каждого человека полагает прекращение для него доступа к спасительным Таинствам Церкви, почему и нет надежды на изменение в его состоянии. Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке (то есть находящееся в преисподней. - О.С.) и обнаружит сердечные намерения (имевшие место во дни земной жизни. - О.С.), и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4, 5).

Совершенно очевидно, что Сам Христос не нуждался ни в каком из обрядов или Таинств. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 13-15). Призыв «исполнить всякую правду» имеет целью научить нас не пренебрегать обрядами и Таинствами Церкви.

«Господь, хотя и одобряет верное послушание своего раба, но показывает таинство Своего домостроительства, говоря: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» . Этим Он показывает, что истинная правда в том, чтобы Сам Господь и учитель исполнил в себе все таинство нашего спасения. Следовательно, не ради себя Господь пожелал креститься, но ради нас, чтобы «исполнить всякую правду» . Ибо справедливо, чтобы тот, кто учит чему-то другого, начал это первым. Итак, поскольку Господь пришел как учитель рода человеческого, Он захотел научить на Своем примере, что нужно делать, чтобы ученики последовали за учителем, а рабы за господином» .

Данное событие, Крещение Господне, называется и Днем Богоявления, потому что человек Иоанн Креститель первым из всех людей созерцал столь явственно тайну Триединого Бога. Тайну, которую человек не смог бы вывести никаким логическим путем, тайну, к которой применимы известные слова учителя Церкви Тертуллиана : «Верую, ибо абсурдно» (Credo quia absurdum) - то есть более чем непостижимое, алогичное, не рассудочное и не выводимое рациональным образом.

Предтеча видит Сына Божия, стоящего в струях Иордана, - особо; видит «Духа Божия, Который сходил, как голубь», - особо; слышит глас Бога Отца, «с небес глаголющий», - особо. Иоанн Креститель сподобляется первым из людей так явственно быть озаренным трисиятельным (блистающим тройственным сиянием) Светом Триипостасного Божества.

Таким образом, Предтеча Господень первый созерцал Тайну ТРОИЦЫ, делающую христиан - ХРИСТИАНАМИ.

В Библии о Святой Троице говорится достаточно много как в текстах Ветхого, так и Нового Завета .

Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма.

Напротив! Не признавая «одиночество» Бога в Любви, Церковь всегда настаивала, что Бог и есть Любовь - ТРЕХ. Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святого. Все Три Лица Святой Троицы пребывают в Любви (ТРИ - и есть Сама сущностная Любовь). Разве не к этой Любви мы призываемся словами: Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью» . Святитель Григорий Великий и учит: «Святой Дух Сам есть Любовь» . И в то же время Блаженный Августин настаивает: «Коль скоро Отец, Сын и Святой Дух называются Премудростью, и не тремя Премудростями, а одной, я не понимаю, почему Отец, Сын и Святой Дух не могут называться Любовью, причем одной Любовью все вместе» .

Очевидно, что Любовь в Боге может распознаваться и в отношении Самой Сущности Бога, и в отношении Лица (ὑπόστᾰσις). В отношении Ипостаси оно (слово: «Любовь») и является собственным именем Святого Духа, так же, как «Слово» (λόγος) есть собственное ипостасное имя Сына.

Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: ...потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5); и еще: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 3, 4).

Не признавая никакого другого движения в Боге, Церковь настаивала на том, что в акте Божественной Любви Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, а Дух Святой предвечно исходит от Него.

Креститель Спасов Иоанн и оказался тем тайнозрителем чуда Богоявления в день Крещения Господня.

Возрастая в любви к Богу и ближнему, мы можем наиболее полно исполнить обеты Крещения

И все мы, - нуждающиеся в обновлении обетов Крещения, - в любви ко Господу созерцая очами веры эту Тайну Богоявления в Крещении Господнем, возрастаем в благодати. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1, 8). - То есть, возрастая в любви к Богу и ближнему, мы, удаляясь от дьявольской гордыни и эгоизма, можем наиболее полно исполнить обеты Крещения. Сочетаться Христу и означает уподобляться той Любви, свидетельствуя о которой Сын Божий и изрек: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30); и еще: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21).

Каждое молитвенное правило и каждое Таинство Церкви начинается молитвенным обращением ко всем Лицам Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Это и есть призыв к единству божественной Любви!..

См.: Тертуллиан , О крещении.