Как связаны крестник и крестная. Крестная мать. Что должны делать крёстная мать и крёстный отец

Крещение ребенка - ответственный шаг. Родители должны не только быть уверены в том, что это нужно малышу, но также и правильно подобрать крестных родителей. Ведь от этого, согласно предназначению крестных, зависит воспитание ребенка в вере и благочестии.

О крестном

Если женщины чаще более ответственно относятся к такому событию, как крещение, то мужчины могут некоторые детали и моменты пускать на самотек. Делать этого не стоит, ведь каждый крестный отец должен помнить, что за свои деяния он будет нести в итоге ответственность перед Богом. Поэтому предварительно крестный отец обязанности свои должен хорошенько выучить, чтобы знать, что делать в той или иной ситуации.

Подготовка

Должны помнить, что если им предложили такую ответственную роль, отказываться нельзя, это считается плохим знаком. Согласившись со своим новым статусом крестных родителей, они должны хорошенько уяснить, что же им нужно будет делать или не делать, желая подготовиться к церемонии. Так, за несколько дней до крещения малыша крестные должны соблюдать пост, не жить половой жизнью. Стоит также помнить, что крестными не могут быть атеисты, а также люди, состоящие в браке. Что должны себе уяснить крестная мама и крестный отец? Обязанности, возложенные на них, необходимо строго выполнять, нравится им это или нет. Раньше у ребенка крестным был только один человек, одного с ним пола, сегодня же это немножко изменилось, но главным считается тот крестный родитель, который является такого же пола, как и малыш. Стоит также помнить, что все расходы на подготовку церемонии крестные должны взять на себя. Мужчина покупает крестик, а также оплачивает услуги церкви (фотографа), женщина покупает крестильную рубашку и полотенце - крыжму. Также крестная мама должна подготовить угощения для гостей, которые пришли поздравить ребенка в такой важный день, как крещение.

Церемония

Крестная мама должна помнить, что на церемонию крещения нельзя краситься, т.е., пользовать любой косметикой. Не приветствуются также какие-либо украшения, но можно и даже нужно надеть свой Обязанности крестного отца при крещении ничего трудного не предполагают. Нужно всего лишь держать малыша и выполнять все, что скажет батюшка. Также лучше предварительно выучить молитву «Символ веры», ее нужно будет произносить во время церемонии крещения. во время церемонии такие же.

Жизнь

Стоит еще раз напомнить, что главным крестным для ребенка является тот человек, который с ним одного пола. Если был крестный отец обязанности свои должен хорошенько уяснить. Ведь именно ему придется рассказывать малышу, кто такой Бог, какой веры ребенок и как правильно вести себя при различных церковных обрядах. Зная обязанности крестного отца, мужчина должен вести честную, благочестивую жизнь, ведь на него ребенок также будет равняться, присматриваться к манере его поведения. Заблуждением является мнение, что крестные должны всего лишь дарить на многочисленные праздники подарки малышу, но этого недостаточно. Именно крестная мама и крестный отец, обязанности которых - духовное воспитание ребенка, отвечают за то, каким человеком станет дитя, как в дальнейшем устроится в обществе.

“Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…”

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные. А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь? Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих “отце с матерью”, которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.
Кому не знакома такая картинка? Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают. Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на “сопровождающих его лиц”, среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
– Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:
– Крест носите?
– Молитвы читаете?
– Евангелие читаете?
– Праздники церковные чтите?
И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту. Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.
Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем “грозит” нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие”.
Серьезными словами – “хранители веры и благочестия” – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы “Отче наш”, “Богородице Дево”, “Да воскреснет Бог…”, они должны знать “Символ веры”, читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.
Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова “Символа веры”, и слова отречения от сатаны.
– Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.
– Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.
На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: “Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…” Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.
На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.
… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи. Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.
Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.
Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть “мирись, мирись, мирись” двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.
Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной. Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды. Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам. Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный. Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание “восприемник”, как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит. Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово “крестный” почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:
– Я хочу сказать, как крестный отец невесты…
Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
– Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.
Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Крестная мать должна обеспечить девочке духовное развитие. Для своей крестницы она становится проводником к Богу и церкви. Поэтому в качестве крестной нужно выбирать женщину, которая будет относиться к обязанностям крестной матери ответственно. В чем заключаются обязанности крестной, подробно расскажет эта статья.

Обязанности крестной матери – участвовать в воспитании ребенка, быть духовной наставницей

Кто такая крестная мать

Высокая роль крестной определяется самим ритуалом крещения. Согласно процедуре после погружения ребенка в купель священник передает девочку в руки женщины. Так он возлагает на нее все дальнейшие заботы о духовном воспитании крестницы. С этого момента крестная мать – это тот человек, который несет ответственность перед Богом за духовное развитие девочки. Она должна молиться о ее благополучии и духовном развитии.

Ответственность за мальчика возлагается на крестного отца.

Всю свою жизнь девочка должна чувствовать поддержку со стороны крестной матери

Между ними должно быть душевное родство. Существует мнение, что у крестницы может быть подобная судьба.

Не всякая женщина может быть крестной. Согласно церковным правилам нельзя эти обязанности возложить на монахиню, женщину иной веры или атеистку. Крестные не могут быть мужем и женою. Запрещается крестным быть родными или приемными родителями ребенка.

Обязанности у крестной появляются сразу же после проведения обряда:

  • Родная мать не присутствует на крещении. Ребенок находится на руках крестной. Она присматривает за ним, успокаивает, раздевает и одевает по ходу службы, принимает из рук священника.
  • На крестной маме лежит ответственность за духовное развитие ребенка.
  • В случае возникновения непредвиденных ситуаций с биологическими родителями на крестных родителей переносятся обязанности по воспитанию крестника.
  • Крестные родители вместе с единокровными воспитывают ребенка.

Если родные родители заботятся в первую очередь о том, чтобы ребенок был сыт, одет и имел крышу над головой, то крестные должны печься о нравственном и душевном развитии.

Какова роль крестной матери

Крестная считается ответственной перед Богом за духовное воспитание девочки. Здесь ей отводится более значимая роль, чем у родителей.

В свете возложенных на нее обязанностей крестная мать должна:

  • Молиться о здоровье и духовном развитии ребенка.
  • Приобщать к церкви. Как только девочка начинает взрослеть, в обязанности крестной входит беседовать с ребенком о православии, водить в церковь, быть наставницей.
  • На протяжении всей жизни крестная должна помогать и поддерживать крестницу, своим примером поощрять девочку на благочестивые дела.

Религиозные праздники, посты – это неотъемлемая часть развития и воспитания. На их примере крестная учит свою наперсницу православным традициям, объясняя смысл каждого праздника или обряда.

Роль крестной в жизни девочки велика, поэтому необходимо выбрать ту женщину, которая сможет обеспечить защиту малышки. Она должна действительно волноваться о здоровье ребенка на протяжении всей его жизни, стать ему опорой в трудных ситуациях.

Традиционно церковь советовала своим прихожанам крестить новорожденного спустя 40 дней от момента появления его на свет. Причем этот срок не является обязательным, а просто совпадает с другой традицией, касающейся роженицы. Считается, что именно через сорок дней молодая мать избавится от природной женской слабости (кровотечения), и может посетить храм.

Сегодня редко кто из родителей придерживается подобной церковной рекомендации, ориентируясь на свои убеждения, возможности или потребности. Если того требует физическое состояние младенца или религиозные убеждения его родных, обряд можно провести буквально на следующий день после разрешения от бремени. Конечно, в таком случае мать не сможет посетить церковь вместе со своим чадом, но ее присутствие вовсе не является обязательным.

Вполне понятно, от маленького существа нерационально требовать покаяния и веры, что является главным условием воссоединения с Богом. Именно потому и появилась крестная мама, за веру которой и будет креститься младенец. Но каковы ее обязанности перед, во время и после совершения таинства? Об этом, и не только, вы прочитаете ниже.

К чему обязывает статус

Крестная мама для мальчика или девочки – это своего рода духовный наставник ребенка, который займется его духовным и физическим воспитанием после вероятной кончины родителей. По сути, эта женщина становится второй матерью для малыша, и ей следует быть готовой перенять на себя часть обязанностей по содержанию и уходу, если в этом возникнет срочная и критическая потребность.

Исходя из этого, крестными матерями не могут быть:

  • пара, состоящая в браке или интимной связи;
  • дети, которые еще не в состоянии поручиться за малыша;
  • люди, не исповедующие православие;
  • безнравственные и бездумные личности, которые не могут ручаться за будущего крестника по причине плохого физического состояния или недостойного образа жизни.

Что нужно делать крестной

В момент прохождения процедуры крещения, вторая названная мать принимает из рук священника малышку, только что побывавшую в купели. С этого момента и начинаются все обязанности крестной мамы, которая переняла на себя необходимость воспитывать девочку или мальчика в лучших традициях православия.

В день совершения такого церковного таинства, в обязанности крестной мамы для девочки или мальчика входит потребность преподнести будущему подопечному крестильное одеяние в виде рубашки, чепчика и полотенца.

Последнее не нужно стирать после использования, поскольку оно способно оказывать лечебное воздействие на ребенка, помогая ему легче перенести болезнь или эмоциональное потрясение. Одежку, в которой чадо пережило обряд, тоже не стирают, и хранят на протяжении всей жизни.

Жизненное кредо крестной

Итак, если вас приглашают стать крестной мамой для малыша, ни в коем случае не отказывайтесь, не имея на то очень веской причины. На самом деле, обязанности крестной для мальчика или девочки не тяжелые, и приносят настоящее духовное удовлетворение.

Итак, что нужно будет делать:

  • Молиться за крестника и наставлять его в духовной сфере его жизни;
  • Когда ребенок достигнет сознательного возраста, ему нужно будет толково и интересно донести основные понятия и традиции православия, научить его молиться и вести себя в храме;
  • Крестная девочки или мальчика оказывает родителям посильную помощь в воспитании и подъеме ребенка;
  • В дни православных торжеств следует посещать крестника и одаривать его чисто символическими презентами. Так, например, в Пасхальное воскресенье можно преподнести кулич или крашенку;
  • Крестная должна в обязательном порядке посетить день бракосочетания своего духовного подопечного. В качестве подарка ей следует принести собственноручно сделанный каравай, которым угощаются все присутствующие;
  • Второй матери следует периодически водить крестника в храм, прививая ему любовь к религии и привычку исповедоваться.

Что нужно одеть на крестины?

Итак, если вы готовитесь стать крестной, нужно соблюсти определенный церковный дресс-код, а именно:


  • одеть освященный нательный крестик;
  • покрыть свою голову платком или косынкой;
  • надеть платье, которое будет закрывать плечи, и прикрывать колени, иметь скромную раскраску и фасон;
  • не приходить в обуви на высоком каблуке. В церкви это будет смотреться крайне неуместно, да и сама церемония крещения занимает более часа. На протяжении этого времени нужно будет постоянно держать ребенка на руках, не имея возможности присесть;
  • для других случаев отложите яркий макияж, броские украшения и прочие аксессуары.

Стоит заметить, что все эти архаичные традиции не способны обременить, поэтому модную стрижку и актуальный гардероб следует припасти для последующего праздничного застолья.

Что необходимо знать о дне крещения и о самом обряде

Поскольку все церкви обычно переполнены на время празднования Троицы, Рождества и Пасхи, то в эти дни не стоит совершать крещение ребенка. Также не нужно беспокоиться о заблаговременной записи на ритуал, поскольку по храмовому расписанию, обряд начинается сразу после утренней службы, ежедневно, после 10 утра.

Если родители преследуют желание окрестить свое чадо без посторонних свидетелей, им нужно обратиться к священнику, обсудить с ним нужную дату и время, не забыв согласовать их с матерью малыша. Дело в том, что женщине запрещено входить в церковь, если у нее идут месячные.

Также стоит помнить следующее:

  • до крещения нужно успеть причаститься и исповедоваться;
  • нужно начать поститься за несколько дней до знаменательной даты;
  • в день, когда предстоит крестить ребенка, крестным и родителям запрещено заниматься сексом и есть;
  • молитва «Символ веры » является обязательной к изучению. Если крестится мальчик, ее читает крестный, если девочка – крестная мать;
  • негласным правилом является то, что именно крестные родители берут на себя все финансовые вопросы, связанные с организацией обряда. Если в церкви отсутствуют официальные расценки на предоставление подобной услуги, они должны внести посильное пожертвование.

Приметы и суеверия

Разные источники пугают будущих крестных и родителей невероятным количеством ограничений и табу, соблюсти которые подчас невозможно.

Предлагаем лишь самые распространенные приметы , прижившиеся среди людей:


  • Крестной не может быть беременная или менструирующая женщина;
  • Не стоит надевать одежды траурно-черного цвета. Крещение – это настоящий праздник, который нужно встретить в красивом наряде;
  • Недопустимо присутствие в храме нечетного количества посетителей, гостей или родственников вместе взятых. Желательно, чтобы обряд видели как можно меньше человек. Не нужно рассказывать всем подряд о том, что собираетесь окрестить чадо;
  • Чтобы малыш, подрастая, не испытывал стеснения в средствах, обязательно, пересчитайте все деньги в доме до того, как отправитесь в церковь;
  • Крестная мама для маленькой девочки и мальчика, с которой связаны самые необычные приметы, не должна ни с кем ссориться или ругаться в день проведения ритуала.

Помните, обряд не может состояться, если вы не выучили нужную молитву и не облачили ребенка в соответствующее одеяние. Церковь дает вам и родителям малыша достаточно времени на полноценную подготовку, ожидая ответственности и послушания.

Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

История вопроса

Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.

Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.

В домах состоятельных римлян жили домашние рабы – прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.

При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».

В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.

Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины – женщина, мужчины – мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.

Церковные правила (и в полном согласии с ними – гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).

В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже – недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.

Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще – родственников.

Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных – 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки – ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.

Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Свадебный генерал или фея-крестная?

Крестный или, иначе говоря, восприемник – это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели – поэтому «восприемник».

Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» – мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов – это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее – эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, – но ребенку этого было явно недостаточно.

Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все – кроме молитвы – зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома – долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.

Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей – из церковных и нецерковных семей – ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи – и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?

Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально… Летом надо на дачу, зимой – эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье – единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год – это хорошо.

Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?

Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую , предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.

Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней – к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю нашу последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся – и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма – это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.

Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.

А она настаивала, говорила: «Вы же мне обещали», предупреждала: «Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра». Спрашивала: «Аня и Федя, а вы читали молитвы?» Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: «Ну как, Федя, ты читал молитвы?» Я говорю: «Да». Она взяла молитвослов и сказала: «Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную». Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.

А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие – это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. Притом, что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».

Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

Подросток

Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков – им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, – говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна Воспенникова. – Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним – это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».

Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное – помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна Крылова, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в . А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».

Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!

Крещение в детском доме

В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно

Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана Покровская, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».

Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина Нефедова (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».

Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

Ярослав Зверев, Вероника Бузынкина