Как православие относиться к богатству. Отношение к деньгам православной церкви

Если внимательно перечитать Писание становится очевидным, что отношение верующих к материальным благам (в частности, к деньгам) должно быть отрицательным. Действительно, ни Богу, ни бессмертной душе деньги не нужны. Деньги — постоянный источник соблазнов, они ведут к грехам и вообще часто являются орудием зла. То есть, церковь должна всячески приветствовать общество, в котором деньги либо играют второстепенную роль, либо отсутствуют вообще. У русского народа нет культа денег, американские или израильские ценности ему чужды.

Возникает интересный вопрос. Почему же Православная церковь обретает в России силу именно в те периоды, когда общество впадает в крайности поклонения золотому тельцу? Очень многие новые русские бизнесмены — верующие. Церковные обряды — тоже не бесплатны и церковь вовсе не является беспрофитной организацией, она владеет недвижимостью и материальными ценностями значительно превышающими нужды её нормального функционирования. Церковь спокойно финансирует различные проекты, которые я не назал бы чисто духовными. Широко известно, какое особое положение давало Православие в царской России богатым и знатным. Посмотрите на сказки простого русского народа: поп — он всегда хитрый, корыстный и жадный. Видимо, в этих сказках есть немалая доля истины.

Есть, конечно, и старцы-бессеребряники, и бескорыстные миссионеры, да только делают ли они погоду? Кстати сказать, во многих странах такая ситуация: объявил себя верующим — плати церковный налог (к счастью, любой и каждый его не платит). Если сказать, что есть официальная церковь (где деньги приветствуются) и, собственно, вера (где деньги не нужны), любой здравомыслящий человек скажет, что в одном случае мы говорим про «аппарат», а в другом имеем в виду идею. Следовательно, в идеальной ситуации верующий должен существовать с верой в Бога, но вне церкви, поскольку сама церковь занимается тем, что мягко говоря, не совсем угодно Богу. Так как же быть?

Полностью освободиться от всех проблем можно только «всецело в полноте Святаго Духа пребывая», как говорил прп. Серафим Саровский. Много ли Вы встречали таких людей?

Так ведь Учение Христа не о материальном, а о духовном. В нём и материальные аспекты тоже изъясняются, но они не первичны.
И Господь говорит (Мф 6:31): Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
И (Мф 19:29): И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Я, прочитав второй отрывок, поначалу воспринял это как своего рода обмен тленного на духовное. То есть: я — нищему рубль, а Бог мне — сто Небесных денег на Небесах. 🙂
Возник вопрос: очень похоже на сделку, а память подсказывает, что Бог не заключает с человеком сделок. Наверное, неправильно понимаю. Хорошо, пусть будет так.
Потом возник вопрос другой. Если я раздал, допустим, все карманные деньги и ничего себе не оставил, а мне вдруг на работе премию неожиданно дали и дома родственники рубашку подарили, то означает ли это, что вместо Небесных денег Бог дал мне материальных благ? То есть Небесные-то лучше. И что делать: радоваться или печалиться?
И вспомнил, что такие обещания (вечером деньги, утром стулья, причём в загробной жизни) на земле дают только мошенники. Неужели Бог уподобляется мошенникам? Нет. Потому, когда говорит «получишь сто домов вместо одного», то говорит о настоящих домах. Мне просто и в самом деле не нужно такое количество зданий.
Мое понимание темы: Церковь вообще никак не связана ничем материальным, она существовала в катакомбном нищенстве и будет существовать вовек, даже лишись она по Произволению Божию всех поступлений. Но мы-то, составляющие Тело Церкви, без денег, пищи и проч. сущесвовать не можем никак. Вот так вот: Глава-нематериальна, а Тело — плоть. И я не могу сказать, что же это такое, но ясно, что это от Бога.

Самое главное, помните, что Бог не требует от людей жертв Себе. То есть когда Он говорит богатому юноше: продай своё имение и раздай деньги нищим, то говорит это не Вам лично, но тому юноше.
То есть. Всё имущество, которое у Вас есть, Вы сами можете четко разделить на то, которое Вам действительно необходимо, и то, которое у Вас есть просто так, чтобы было, когда-нибудь пригодится. И вот Вы встречаете человека, который рассказывает Вам, что ему очень нужно что-то из того, о чём Вы знаете, что оно Вам самому не очень нужно. И это значит в духовном смысле, что Дух свёл Вас с этим человеком именно для того, чтобы Вы могли дать ему то, что Бог до этого дал Вам, чтобы Вы дали этому человеку. Поэтому дав ему это, нужно, когда будет благодарить, сказать: Благодари не меня, но Бога. И тем самым Вы явите этому человеку милость Божью.
Никакого места не хватит, чтобы рассказать обо всем, что Вам через этот опыт откроется. Но Вас также непременно посетит вопрос: а зачем же мне вообще зарабатывать деньги, стремиться к чему-то? И в этом есть очень интересный момент. Сознательно выбрав бедность, человек перестаёт стремиться к богатству, как все, и рано или поздно начинает видеть разницу между богатством и обеспеченностью.
Богат человек или беден — это состояние, изменяющееся во времени, и целиком зависящее от того, сколько человек может в данный момент потратить. А обеспеченность — это состояние, не зависящее от времени, и она в том, что только от желания самого человека зависит, сколько денег у него будет завтра. То есть пребывание не под властью денег, а властвование над ними.

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мар.12:41-44). История, которую мы будем детально разбирать, поможет нам понять принципы успешного и мудрого распоряжения финансами. Нет более важной темы, в земной жизни человека, чем тема денег. Разумеется, все мы, христиане, будем говорить о важности любви, служения Богу, сострадания и терпения и прочих христианских добродетелей, но факт остается фактом, живем мы так, что деньги являются самым важным для нас пунктом жизни. Ради денег большинство войн, убийств, ненависти, конфликтов. Ради денег люди уезжают на заработки, оставляя свои семьи, ради денег меняют не только свой город, но и страну. Для подавляющего большинства населения нашей планеты – деньги являются смыслом жизни, а их зарабатыванию посвящена большая часть времени.

Как правило, годы своей жизни человек ходит на нелюбимую работу, только для того, чтобы получать зарплату, то есть деньги. Как же Бог смотрит на деньги? Какое должно быть отношение христианина к деньгам? Как правильно распоряжаться деньгами? Зависит ли от нашего распоряжения деньгами наше благосостояние? Что значит десятина и как к ней относится? Вот вопросы нашей темы.

ГЛАВА 1. БОГ СМОТРИТ НА ТО, КАК ТРАТИТ ЧЕЛОВЕК ДЕНЬГИ

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (Мар.12:41) Из первой цитаты, разбираемого нами отрывка, мы сразу сделаем несколько очевидных выводов:

1. Христос не боялся говорить о деньгах. Мы, почему то боимся. Боимся в церкви, боимся с друзьями нехристианами затрагивать эту тему, а, собственно, почему? Разве эта тема не так важна для нас? Нет, мы боимся, потому что православная непорядочная пропаганда убедила людей, что в протестантской церкви с людей сдирают деньги. Это чистая ложь! Бог говорит в Библии о самых важных вещах в жизни человека: любовь, семья, вера, надежда и, конечно же, финансы. И говорит Бог об этом, чтобы обучить как наиболее мудро, правильно поступать по этой теме. Тем более, что деньги, точнее отношение к ним очень много говорят о человеке. Одна перефразированная поговорка можем звучать так: «Скажи мне, как ты относишься к деньгам и куда ты их тратишь и я скажу, кто ты и что для тебя ценно». Деньги показывают состояние сердца. Деньги показывают веру человека в Бога. Деньги показывают насколько человек живет земным. Распоряжение деньгами показывают степень доброты, но и собранность, организованность, а так же вскрывают ценности человека.

2. Христос смотрит, как жертвуют. Господь садится прямо перед коробкой в которую жертвовали и пристально смотрит тем самым демонстрируя то, что важно для Бога.

  1. Христос смотрит сколько жертвуют.
  2. Христос ставит свою оценку тому, как жертвуют.
  3. Христос обращает внимание, в большей степени, на то с каким сердцем жертвуют.
  4. А с каким сердцем жертвуют выражается отношением суммы к прибыли. Это, кстати, и есть формула того как определить состояние сердца.

Почему же Бога так интересует эта тема? Предположим вы дали свои деньги кому-то попользоваться, вас будет интересовать как распоряжаются вашими деньгами? Бог является хозяином всего и все, что есть на земле, по большому счету принадлежит Ему. «Псалом Давида. Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней»

(Пс.23:1) Если конкретней, то и деньги принадлежать Богу: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30). Что же это за понятие десятина и откуда оно взялось? Мы сейчас об этом поговорим, но обратите внимание, что верующий человек начинает с этой мысли, и сама эта мысль будет менять наше отношение к тому, что мы имеем. В процессе размышлений я записал в молитвенную тетрадь пункт: «Господи, помоги мне относится ко всему, как к Твоему и научи меня правильно, мудро распоряжаться Твоим».

ГЛАВА 2. КАК ВЕРА ВЛИЯЕТ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕНЬГАМИ ИЛИ

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ДЕСЯТИНА?

Племянник Авраам, знаменитого родоначальника еврейского народа, Лот находился в том краю, куда войной пошли несколько царей. Авраам пошел освобождать племянника и победил в этой схватке. На навстречу ему выходит Мелхиседек, которому Авраам дал десятину: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» (Евр.7:1-4). Авраам дал ему 10% , как сказано, из лучших добыч своих. Что же заставило Авраама пожертвовать десятину? Здесь, в этом эпизоде, заложено несколько важных мыслей.

1) Авраам дает десятину, хотя ему никто не повелевал это делать. Он дает десятину, как выражение своего почтения и уважения.

2) Авраам дает десятину, потому что он встретил царя и увидел в нем прообраз Христа. Он это почувствовал или понял или Бог ему открыл мы этого не знаем. Но просто так не дают десятину тому, кто сам является священником и царем, а значит не бедный человек, а значит, десятина есть естественная цифра материального пожертвования для человека.

3) И главное. Авраам отдал десятину встретивши царя. И тут возникает вопрос, почему христиане не отдают десятину? Потому что они не встретили царя, царя мира? Или встретили царя, но не воздают ему царские почести?

Кстати, интересно, что еще один потомок Авраам, его внук так же по внутреннему расположению без закона отдавал Богу десятину: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:22).

Итак, как же возникла десятина? Бог на основании того, как чувствовали, понимали лучшие, набожные представители древнего человечества и ставит такой процент, хотя мог бы предложить и 20 и 30% все равно все Божье и Бог позаботится. Бог, так сказать, снизошел к человеку.

Часто христиане спрашивают, — нужно ли платить десятину, ведь мы живем не в период Авраама и не по Ветхому Завету? Христос отталкивается от заповедей Ветхого Завета и поднимает планку. Все заповеди Ветхого Завета говорят о внешних правильных поступках, — не убей, не укради. Христос, поднимает планку, говоря о сердце, о мыслях (Мтф.5.28) Поэтому Христос и говорит, что наша жизнь христианская должна быть выше того, как жили в Ветхом Завете, особенно если сравнивать с чисто внешним исполнением закона: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20) То же относится к десятине. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:23).

Но вернемся к нашей вдове пожертвовавшей две лепты: «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу» (Мар.12:42,43). Как же вдове, которая положила, с одной стороны самую маленькую сумму, с другой стороны отдала все, что имела, как ей удалось совершить такой маленький подвиг даяния? Что заставило ее так поступать?

  1. Вдова выражала любовь к Богу. Не будем забывать, что эта женщина была воспитана в еврейской религиознойкультуре. Она прекрасно знала, что отдавать нужно 10%. И, тем не менее, отдает гораздо больше. Вдова знала, что тот, кто жертвует выражает свое отношение к Богу. Жертвующий показывает два самых главных пункта: 1) Как я уважаю Бога; 2) Как я доверяю Богу. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Прит.3:9). Масштабы пожертвования показывают и масштабы того, что для нас ценно. Например, своим детям родители дарят квартиру, друзьям уже подарок поменьше, знакомым еще менее ценное. А еще наш подарок зависит от того, что человек для нас сделал. А Бог нас спас, так как же мы можем выразить любовь к тому, кто подарил нам жизнь и спасение вечное? Вдова эту истину держала в своем сердце и потому так поступала.
  2. Вдова верила, что Бог воздаст ей (доверие Богу). Конечно же, у вдовы была мысль, как же ей жить дальше, лишившись последних денег? Библия призывает нас заботиться о Божьем и знать, что Бог позаботится о нас: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:31,32). Мне интересно было всегда, почему же верующие не так щедры, как хотелось бы, как должно? Мы со вторым пастором как – то подсчитали, сколько же процентов жертвуют люди в «Церкви Рождества», если, в среднем, каждый получает 1000 гривен? Получилось 4%. Возьмем 10% (десятину) пожертвований за 100% выражения Богу любви получается, что мы почитаем Бога, в среднем в церкви, на 40% и доверяем Богу на 40%. Кстати, в церкви все деньги очень скрупулёзно контролируются, есть ревизионная комиссия, которая выбирается всей церковью, и проверяет куда деваются деньги. И все же степень недоверия Богу очень велика, не достигает даже 50%.
  3. Вдова переживала за Божье дело, поэтому жертвовала на храм. Об этом мы еще поговорим детальней.
  4. Вдова больше смотрела на Бога, небесное чем на земное.«ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7).

ГЛАВА 3. ПОЧЕМУ У МЕНЯ СТОЛЬКО ДЕНЕГ?

Интересно, количество моих денег зависит от того, как я верю и как я жертвую на Божье дело? Но перед тем, как ответить, мне хочется сразу же сказать о богатствах неверующих людей. Бог их долготерпит и дает возможность зарабатывать, потому что ждет до последней минуты, пока они покаются, потому что и богатые имеют бессмертную душу и ответят перед Богом за свою жизнь. Но с христианами, детьми Божьими у Небесного Отца другие отношения. Бог благословляет тех, кто Его благословляет и не дает тем, кто Ему не дает. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6). Что значит сеять, о чем идет речь? Как в землю сеет человек семена, чтобы получить урожай, так и в Божье дело сеет, чтобы получить урожай для царства Божьего и, не удивляйтесь, сеет и для себя. Христос постоянно говорит о благословении тем, кто жертвует. И как вы думаете, Бог позаботился о вдове, которая отдала все? Мы недавно купили машину, живем в 5ти комнатной квартире. Некоторые люди ломают головы, где же семья пастора взяла деньги? Есть версия, что родители высылают деньги из-за рубежа, или спонсоры. Все, что мы имеем – это в чистом виде Божьи благословения. Взяток не давали, государству не врали, по воскресным дням не работали. Христиане с запада не помогали, родители не помогали и не помогают, всю жизнь. Как бы трудно не было мы жертвовали и старались больше десятины жертвовать Богу. При этом у нас было трое маленьких детей. Два раза обокрали, не возвращали долги и сами были должниками, но в Божьих принципах нашей семьи ничего не менялось – результат материальный достаточно хороший – это, в чистом виде, Божье благословение. Мне хочется, чтобы Божье благословение на нашу семью, было для всех христиан вдохновением, как щедр Бог, когда мы остаемся Ему верными.

Один из самых богатых людей планеты был Рокфеллер и об этом знают все, но далеко не все знают, что Рокфеллер был баптистом и ежемесячно платил 10% от прибыли, что составляло 100 миллионов долларов. Его состояние равняется 318 миллиардам долларов, что делает его и по сей день самым богатым человеком планеты. Этот несметно богатый человек имел несколько принципов, которые и нам полезно узнать, тем более, что его, как верующего, благословлял Бог. Он много тратил на благотворительность, был человеком скромным, никогда не отвечал на критиканство и завистливые сплетни. Веру пронес через всю жизнь и прожил 98 лет.

ПОЧЕМУ БОГ НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ?

Бог благословляет ровно настолько насколько мы благословляем других. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6). Итак, давайте перечислим причину, почему Бог не благословляет. ЧТО БЛОКИРУЕТ НАШУ ВЕРУ И КАК НАМ СТАТЬ ВЕРУЮЩИМИ – ДОВЕРЯЮЩИМИ БОГУ ВО ВСЕМ? Некоторые люди живут по принципу, я и жизнь Богу отдам, но только не деньги.

  1. НЕ ДОВЕРЯЕМ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЦЕРКВИ. Часть христиан полагают, что если бы они могли дать в руки Христа свои деньги тогда бы они жертвовали, а так мы не доверяем церкви. Мы не знаем, куда эти деньги будут девать. В таком случае у меня возникает вопрос, а вдова, которая пожертвовала все, что имела, она ведь жертвовала на храм? А как в храме распоряжались деньгами? У вас есть 100% гарантия, что правильно и честно распоряжались священники, которых постоянно критиковал Христос. Сокровищница находилась именно в храме. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много» (Мар.12:41). В конце концов, каждый ответит за себя. Люди предпочитают отдавать кому-то на добро, а вы уверены, что и те люди правильно будут распоряжаться деньгами? Как в Ветхом, так и в Новом Завете, христиане жертвовали на храм, на церковь. «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:2) Сборы пожертвований проходил в церкви.
  2. 2. НЕ МОГУ ЖЕРТВОВАТЬ СО СВОЕЙ ЗАРПЛАТЫ, САМОМУ НЕ ХВАТАЕТ. А почему вы уверены, что вдове хватало? Разве у нее не было таких же мыслей, как у вас? Мы же все одинаковые люди, все грешные. Как мы воспринимаем Библию? Читаем, верим и потому применяем. Например такой стих: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил.4:19). «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:31,32).Вы думаете когда наша семья жертвует к нам такие мысли не приходят? Да они приходят ко всем, но только верующие люди противопоставляют им Библейские, Божьи истины, а те, кто не противопоставляют не доверяют Богу и не обращаются к нему.
  3. Я ЗАБЫЛ ДЕНЬГИ ВЗЯТЬ. Интересно, откуда взяла вдова эти деньги? «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (Мар.12:42) Эта вдова взяла с собой две лепты в храм, а значит, она готовилась к этому. Трудно забыть то, что для нас важно. Если это серьезное служение Богу, а я напоминаю, что мы так же деньгами служим Богу, тогда мы не забудем. Вы должны перед Богом решить, как вы будите распоряжаться деньгами. Продумать, какой процент, сколько? Есть люди, которые получают деньги не стабильно, например бизнесмены. Такой совет для тех, кто получает деньги не регулярно, — заведите себе конверт для Бога и каждый раз ложите туда процент для церкви. Мы понимаем, что вдова готовилась, потому что, когда человек отдает все, что имеет это не делается между прочим.
  4. МЫ НЕ МОЖЕМ ЖЕРТВОВАТЬ С ДВУХ ЗАРПЛАТ . Будем жертвовать с одной зарплаты, так, я знаю, рассуждают некоторые семьи. Я подумал о том, что было бы, если бы Бог половину этой семьи благословляет, а половину нет. Это все равно, что одеть красивый костюм, и рванные туфли. Мы хотим, чтобы Бог благословил всю семью целиком, и чтобы спасена была вся семья, а жертвуем только от одного.Вдова показывает нам, как можно жертвовать больше 10% и ничего страшного, Бог продолжает заботиться.
  5. Я ПОТОМ ПОЖЕРТВУЮ . Вдова жертвует то, что имеет и дает это сразу. Представляете, вы лежите на операционном столе и взываете, Господи, мне сейчас так нужна твоя помощь, а Бог вам отвечает с небес: «Да как нибудь потом, именно сейчас мне некогда Я занят теми, кто мне жертвует сразу». Помощь и поддержка Божья нам нужны постоянно. Даже когда наше сердце стучит и прямо сейчас каждый удар – это поддержка Бога, а вот с пожертвованиями Бог подождет?
  6. У МЕНЯ НЕВЕРУЮЩИЙ МУЖ, ЖЕНА, РОДИТЕЛИ . Вы не будите отвечать за зарплату мужа или родителей, но то, что получаете вы это и есть то, с чего вы будите себе сокровище приобретать.

Мы должны понять суровую правду, что если все, в том числе и деньги, принадлежать Богу, это значит, что тот, кто не жертвует обкрадывает Бога : «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями» (Мал.3:8).

КАК БОГ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ

1) Дает нам доброе сердце Духом Святым, а мы его закрываем.«ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мар.12:44). Бог благословляет тех, кого Он отмечает, как дающих Ему, у кого видит посвященное сердце. Мы не сомневаемся, что вдова будет благословлена Богом и в том числе ее сердце будет наполнено духовным богатством.

2) Развивает веру у дающего: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф…»(Мал.3:10)

3) Открывает небесные окна. Другими словами, дающий своим даянием открывает небесные окна Божьих благословений вместе с Богом: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:38).

4) Защищает жервтующих: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:10,11).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ: Бог прямо говорит о пожертвовании, причем, богословы говорят, что 25% библейских текстов так или иначе связаны с деньгами. Что ж, надеюсь все читающие эту статью сделают для себя правильный вывод и перестанут обкрадывать Бога, слушая шепот дьявола о том, как нам не хватит денег. Христианин, посвятивший свою жизнь Богу, будет подражать Христу, Который не то, что деньги, а всю жизнь свою отдал ради нашего спасения. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9).

ЕСЛИ ВЫ ЗАДОЛЖАЛИ БОГУ ПОКАЕМСЯ. БОГ ПРОЩАЕТ ВСЕ и НАЧНЕМ НОВУЮ ЖИЗНЬ! Спросите у тех, кто жертвует, какая это радость вкладывать в Божье дело и собирать себе сокровища на небеса, а лучше попробуйте сами.

ВОПРОСЫ: 1) Почему для людей так важны деньги? 2) Почему так сложно жертвовать Богу (для некоторых и иногда)? 3) что заставило вдову так щедро пожертвовать? 4) Какую ошибку допускают те, кто не может полноценно жертвовать, боясь, что им самим не хватает? 5) Откуда взялась десятина? 6) Почему христиане вполне могут жертвовать больше десятины? 7) Как Бог благословляет тех, кто жертвует (приведите личный пример)?

— Ваше Высокопреосвященство, тема богатства и бедности всегда волновала человечество. Если первое в мирском понимании дает ощущение некой свободы, то второе воспринимается как некое бессилие. А как Церковь относится к богатству?

— Для начала обратимся к Слову Божию. Когда Господь сотворил человека, Он одновременно дал ему и заповедь — возделывать и охранять райский сад. Т. е. труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Трудиться и пользоваться плодами своего труда, заботиться о своем комфорте — естественно для нас. В молитве, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и последователям, мы прямо обращаемся к Отцу Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в то же время Господь заповедует нам не замыкаться только на земном. На страницах Евангелия Он говорит: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Ведь земная жизнь проходит, а человек создан для вечности. Как сказал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Бог призвал нас из небытия, чтобы через бытие мы приобрели благобытие. Заботясь о земном, не нужно забывать и о небесном.

— Довольно часто говорят, что богатство — это благословение Божие, а бедность — наказание и даже проклятие. Вы согласны с таким мнением?

— При рассмотрении этого вопроса мы не должны уподобляться протестантам. Некоторые из них, например кальвинисты, так и утверждают: мол, внешнее благополучие — признак того, что человек спасен. Скажем, Жан Кальвин был приверженцем учения о безусловном предопределении Божием. Согласно этому представлению Бог еще до создания мира одних предопределил ко спасению, а других — к вечной погибели: от человека уже ничего не зависит, он не может изменить этого божественного благословения. И закономерно, что в среде кальвинистов возник вопрос: а как определить — ты спасен или обречен на вечную погибель? В итоге появился вот такой признак «спасенности»: внешнее благополучие, материальный достаток показывают, что Господь тебя возлюбил, и ты находишься в среде спасенных. Разумеется, нам, православным, с этим согласиться невозможно, ведь в таком случае святые были бы самыми богатыми людьми. В связи с этим хотелось бы привести библейский сюжет о многострадальном Иове. Он был самым праведным человеком в то далекое время, но на него обрушились всевозможные беды. И даже друзья его осуждали: они говорили, что, наверное, Иов совершил какой-то страшный грех и не хочет в этом покаяться, поэтому Господь его и наказывает. На самом деле через наказания Господь проявил праведность Иова. Так случается и в нашей жизни: различные невзгоды, в том числе и материальные, могут посылаться Богом для того, чтобы укрепить наш характер и утвердить нас в добродетели.

— Порой нам кажется, что в изначальном распределении благ всегда есть определенная несправедливость: кто-то родился в богатой семье или высокоразвитой стране, кто-то, наоборот, — в бедной семье и слаборазвитой стране. Для чего дано такое неравенство? Что подразумевается под Промыслом Божиим в данном случае?

— Святитель Филарет (Дроздов) в своем катехизисе дает очень четкое и емкое определение. Он говорит, что Промысл Божий — непрестанные действия всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми сохраняются жизнь и сила творения. Даже если человек уклоняется от добра через совершение зла, то Господь способен это исправить. И в результате все равно получается, что жизнь направляется к благим целям. Мы верим в то, что Промысл Божий, премудрость Божия всегда присутствуют в нашей жизни, в человеческой истории. И поэтому мы рождаемся тогда и в тех условиях, которые наиболее способствуют нашей благой участи в вечной жизни, нашему спасению.

— Получается, что Господь, посылая достаток людям, предполагает: распределите его сами; богатые, поделитесь с бедными и таким образом достигайте спасения?

— Многим не дают покоя церковные богатства. Кто-то говорит, что позолота на куполах излишня. Порой манипулируют некими цифрами: дескать, вместо собора можно было построить два детских дома. Как реагировать на подобные выпады?

— Чаще всего такие вопросы задают те, кто ни копейки не пожертвовал ни на храм, ни нуждающимся, зато хорошо умеет считать чужие деньги. В Новом Завете описан подобный пример. Так, в Евангелии от Иоанна повествуется о том, как Мария помазала ноги Господа драгоценным миром. Тогда Иуда Искариот возмутился: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор (Ин. 12: 5-6). В ответ на этот незаслуженный упрек Иисус, в частности, сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12: 8).

Как показывает история, храмы чаще всего строились не в периоды общественного благополучия, а в периоды бедствий или в знак благодарности за преодоление этих бедствий. Церковный народ стремился украсить храмы, потому что они — отражение небесного рая. В человеческом восприятии рай — нечто прекрасное, что находится за пределами нашей обыденной жизни. Именно поэтому храмы всегда пышно украшались. Но, с другой стороны, каждый, кто дает жертву на храм, должен помнить: рядом есть люди, которым нечего есть или не за что купить лекарства. Подлинно верующий, подавая жертву на храм, не забудет и нуждающегося в его милостыни человека. Нужно помнить евангельские слова о Страшном Суде: Господь будет судить нас по тому, как мы отнеслись к нуждающимся.

Не стоит забывать, что во время бедствий и голода Церковь всегда не только помогала средствами и продуктами, но и использовала даже свои священные предметы для того, чтобы, продав их, накормить нуждающихся.

— В связи с этим хотелось бызатронуть еще одну тему, столь любимую многими СМИ: о якобы роскошной жизни священников, разъезжающих на дорогих авто. Как относиться к подобным упрекам?

— В большинстве случаев эта тема — надуманная. Я говорю из личного опыта. Выполняя свои архиерейские обязанности, часто бываю в различных епархиях. Служить приходится не только в больших и богатых соборах, но и на бедных сельских приходах. Многие иереи, особенно сельские, вынуждены выживать за счет собственного хозяйства. Поэтому нельзя утверждать, что все священники — люди зажиточные. Справедливости ради следует отметить: городской батюшка, нередко общаясь с людьми богатыми, пытается волей-неволей подражать их стилю жизни. Но такой внешней роскошью он собственными руками возводит искусственный барьер между собой и своей паствой. Ведь проповедь пастыря сильна не словами, а поступками и образом жизни. Если семья батюшки живет не по евангельским принципам, то, какие бы красивые слова он не говорил, вместо духовной пользы получится большой вред. Поэтому мы, архиереи, всегда призываем священников к тому, чтобы они боролись с искушением, связанным со стремлением к роскоши.

— Владыка, как Вы считаете: богатство однозначно портит человека?

— Богатство само по себе не является ни абсолютно плохим, ни абсолютно хорошим. Все зависит от того, как человек к нему относится, как пользуется им. В то же время богатство — большое испытание для человека, потому что оно открывает для него много возможностей. А эти возможности всегда с привкусом испытаний, искушений, и не каждый способен их преодолеть. К сожалению, мы весьма часто падаем под бременем возможностей, которые дает нам богатство. Именно поэтому Господь и сказал, что очень трудно богатому человеку войти в Царство Небесное. Ученики спросили: «А кто же может спастись?». И Христос изрек удивительные слова, которые касаются всех, как богатых, так и бедных: человеку это невозможно, Богу — возможно все.

Таким образом, все испытания, в том числе искушения, связанные с богатством, преодолимы только силой Божией. Если богатство нам дается, то мы должны максимально использовать его для помощи ближнему. Это особенно актуально в наше тревожное время, когда очень много бедствий из-за тяжелой ситуации на востоке Украины; когда много раненых воинов находится в госпиталях; когда многие люди стали беженцами и остались без крова над головой. Они остро нуждаются в нашей помощи и милосердии. Поэтому сегодня у богатого человека есть широкое поле возможностей для благотворительной деятельности. Кто приобретает таких друзей — ходатаев перед Богом, тот и обретает истинное богатство. Об этом нам говорит Сам Господь: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12: 33-34).


Наше время предлагает христианину ответственное и тяжелое испытание – испытание богатством и бедностью. Помня о том, как «трудно богатому войти в Царствие Небесное», мы зачастую с готовностью решаем, кто именно – богатый или бедный – ближе ко Христу. Решаем, судим, забывая о том, что материальный достаток и социальное положение вовсе не являются свидетельством того, какова душа человека.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), переживший и времена безбедные, «достаточные», как говорили прежде, и годы настоящей бедности, лишений, размышляет о том, как во всех испытаниях сохранить существо христианского духа, истинную – во Христе – духовную свободу.

Бедность и богатство

Бедные могут обогащать богатых... Богатые – обеднять бедных... Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во Христе люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально богатого человека. И наоборот: неблагополучный, в нравственном смысле, богач, конечно, «обедняет», духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только «за всех виноват», но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания, ходят, перекатываются друг через друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы дьявольской.

Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобожденным, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической, может быть всякий человек, независимо от своего социального положения.

Бедность, которая живет завистью и дышит убийством, не есть благословенная евангельская бедность. Это есть ужасная бедность. Также и смиренный обладатель богатства, считающий себя лишь «управляющим» (см. ) этого богатства, принадлежащего Творцу, и справедливо владеющий им, приобретающий милостивое отношение к миру через него, конечно, не может быть причислен к тем богатым, о которых Спаситель сказал, что горе им. Нет, таким богатым – не горе, а радость, и – радость вечная.

Никакая материальность и никакое отсутствие материальности не есть само по себе ни добро, ни зло. Это только марксизм, вслед за буддизмом (как это ни покажется странным), возводит материальную сторону бытия в категорию нравственного добра и нравственного зла (тем выявляя религиозный по существу, хотя и отрицательный характер своих утверждений). Для христиан зло и добро – не во внешнем, но все в мире делается добром или злом в зависимости от внутренних побуждений и намерений человека, ибо как добро, так и зло суть чисто внутренние, духовные движения, создающие либо ад, либо рай внутри человека. Внешний же мир есть лишь периферия проявления человека, и, конечно, если светел человек, то и периферия его жизни будет светить.

Злом Спаситель назвал не само по себе богатство материальное, но «надежду на богатство», т.е. устройство своей жизни вокруг идеи материального благополучия. В Евангелии всячески подчеркивается непрочность, ненадежность такого богатства и такой надежды. Это и «дом, построенный на песке», и «богач, светло празднующий» свои дни и не понимающий, что его подстерегает внезапная смерть. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: «Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: «Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять»... Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее отношение к ценностям земли. Эти земные ценности, перестав быть высшими, сделались бы настоящими.

Богатство может быть благословенным даром Бога. И бедность тоже. Богатство может быть проклятьем для человека. И бедность тоже. Бедность делается проклятой, когда она пролетаризируется. Богатство бывает проклятым, когда оно пролетаризирует бедного человека. Пролетаризация бедности есть отнятие благословения у души, пребывающей в бедности, отнятие у нее путей духовных для стяжания и удержания у себя этого благословения. Пролетаризация бедности есть также отъединение, выключение бедного, в силу его бедности. Пролетаризация эта есть внедрение антихристова духа в бедных людей и началась она, конечно, не с Карла Маркса и не с вождей раннего социализма. Ее появление есть проявление вообще греха в мире: как в мире богатых, так и в мире бедных. Не только бедный человек своим неправильным отношением к бедности пролетаризирует бедность, но и богатый – своим неправильным отношением к своему богатству и к бедности других – также пролетаризирует бедность и собирает камни на свою голову.

Путь современного христианского сознания должен быть определенным идеологическим и – более того – пневматологическим, духоносным действием против пролетаризации бедности, как со стороны самих бедных, так и со стороны богатых. Это действие должно быть священной борьбой за величайшую ценность мира – душу человеческую, и вестись только через живую человеческую личность, чрез единение таких живых во Христе личностей человеческих и утверждение на собственном примере исповедуемых основ жизни.

В мире не два лагеря – капиталистов и пролетариев, – как то хочет представить внешнее сознание. В мире три лагеря: 1) безбожные бедняки, 2) безбожные богачи и 3) бедные и богатые (материально) христиане. Такова этическая карта мира. Христиане не делятся на «бедных» и «богатых», ибо бедные осознают преимущества своей бедности, богатые – стеснительность своего богатства и, во всяком случае, его непрочность и оттого – незначительность. И все остаются на своем пути, несут свое служение... Для этих третьих только и может быть, в собственном смысле, «социальная проблема». Для первых она не существует и не может существовать, ибо там действует принцип борьбы и решительной непримиримости, т. е. либо войны, либо чисто дипломатического, не имеющего никакой реальной силы, мира. Третья группа, конечно, наименьшая в мире, ибо небесно-почетная принадлежность к ней есть выражение не словесной и даже – считаем нужным подчеркнуть – не идеологической, но духовно-реальной, конкретной христианской веры. Только из этой подлинной реальности духа может вырастать идеология общественной христианской жизни.

Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности. Во всяком своем социальном и имущественном положении христианин есть труженик в деле жизни. В поте лица добывает свой хлеб физический и – хлеб духовный: вечную жизнь во Христе. «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» , – говорит апостол Павел (), и его заповедь есть Божия заповедь для всех христиан. Кто имеет для себя хлеб физический без усилий (например, имеющий ренту), без борьбы с терниями земли, тот, если он христианин, не бездействует, но добывает хлеб для других людей, и тем самым приобретает хлеб духовный для себя и для других. Христианин, владеющий имуществом, никогда не празден, он всегда – «трудящийся»... Если же он не трудящийся, то он и не христианин.

Оттого христиане все – в одном лагере: богатые и бедные, знатные и незначительные по своему земному положению, и иначе и быть не может. Христиане лишены как зависти, так и пренебрежения. Высший и низший находят себя равными в плане вечности, и оттого невозможна зависть к высшему и пренебрежение к низшему. По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного.

Пусть вокруг бушуют страсти потерявших облик Божий людей, пусть пытаются завлечь христианина в свой тот или другой человеческий лагерь, где вместо любви спайкой является солидарность, основанная на преследовании низших и часто преступных интересов... Христианин не продает своей духовной свободы, возвышающейся над миром, за чечевичную похлебку скоропреходящего мира. И не строит свое счастье на страдании других.

Для Церкви Христовой «нет ни богатых, ни бедных»... Правильнее сказать, они есть, но лишь – в другом плане. Качества иные богатства и бедности в Церкви. «Богатые» – это нищие духом, «бедные» – богатящиеся своими земными ценностями. В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит. Бедные почитаются таким образом достойными помощи, богатые – достойными служения. Церковная психология прямо противоположна психологии, обычно наблюдаемой в миру, где бедные прислуживают, а богатые принимают их услуги как нечто должное. Примечательно, что и вне пределов земли осуществляется этот закон Церкви: святые, отошедшие с земли, молятся за грешных людей, живущих на земле, и тем служат их спасению. Живущие же на земле верующие люди, как более богатые, чем усопшие грешники, потерявшие земное время для творения добра, могут помогать молитвою этим последним, служить их спасению.

Как в этом духовном смысле служение есть по преимуществу дело «богатых», так и в чисто земном смысле богатство, власть, положение всегда для христианского сознания связаны с принципом служения, а никак не вящего наслаждения земной жизнью (что есть принцип не только язычества, но язычества низшего, ибо высшее возвышалось над этим принципом эпикурейства).

Философия собственности

1. Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть Божие творение, как и человек. Никуда человеку нельзя уйти от владения Божия. В какие бы бездны ни опускался человек, на какие бы высоты ни поднимался, всюду – владение Божие, бесконечное, необозримое, непостигаемое... Пилат опустился в бездну предательства: готов отдать на распятие Невинного Страдальца. И – что слышит от Премудрости Божией? – «Ты не имел бы... никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (). Соединяя в Себе и во всех словах Своих полноту земного и небесного, Спаситель указал Пилату, во-первых, на тех кесарей, от которых им власть получена, а также – на Источник всякой власти, всякого владения.

2. Можно закрыться от Бога, от лицезрения Владыки. Так, например, закрылся от Бога, спрятавшись в кусты. – Наивная психология всякого грешника. «Адам, где ты?» – «Я...скрылся» ... (). Сколько прошло с тех пор лет, а сыны по-прежнему думают, что могут от Бога скрыться. И «скрываются» кто, где и как может – в глубине кустов своих идеологических, ветвистых, запутанных кустов культуры века сего: «частная собственность», «общественная собственность», «государственная собственность», «коммунизм», «капитализм», «социализм», «свобода», «рабство», «богатство», «бедность», «имение», «экономические законы» и т.д., и т.д.

3. В основе всякой сложности должна быть простота. Если нет этой первичной простоты, сложность будет хаосом. Если основная простота есть – сложность будет уже гармонией. Представить собою гармонию оркестра, где нет лишних инструментов, или хотя бы целое машины, где нет лишних винтиков, сложная культура века сего может лишь в свете познания первичных законов жизни, вложенных в мир Творцом.

Только пользуясь этим знанием абсолютных законов, можно взвесить все понятия человеческие, определить их настоящий смысл.

4. Мир принадлежал, принадлежит и будет принадлежать лишь Богу, какие бы силы ни хозяйничали временно в мире.

Неужели это значит, что у человека нет никакой собственности и быть не может? Наоборот. Собственность человеческая имеет свое непреложное основание в том, что есть собственность вообще, и есть Хозяин всего вообще. Значит, собственность может быть дана, если есть ее истинный Хозяин... Какой простор, какое глубокое основание всякого истинного владения! В свете этого обоснования делается понятным, почему нельзя ничего красть, присваивать и – ничем нельзя «богатиться», ни через что нельзя возвышать себя.

Вся собственность принадлежит Богу, так же как Ему принадлежит жизнь. И собственность так же раздается Богом, как жизнь.

5. Человеку дается «талант» – круг физической жизни, душевных способностей, духовных возможностей. Дается не для закапывания, но разрабатывания. Весь круг жизни человеческой может быть уподоблен «полоске земли». Не лежать на ней должен человек, но разрабатывать ее, эту Божью землю – жизнь, данную ему в управление, как залог лучшей жизни, лучшей земли. «Верный в малом и во многом верен будет» (). И вот человеку дается лишь «малое». Как бы ни было велико для земных глаз его «малое», каким бы великим ни величали его люди – оно остается очень малым по сравнению с тем, образом чего оно является. Но и это малое должно быть пущено в оборот на пользу всего мира. Оттого богатые люди, творчески употребляющие свое богатство и сами скромно живущие, являются истинными христианами, несмотря на свое «большое имение».

«Мое только то, что я отдал», – говорит св. Максим Исповедник . Отдал... кому? – Богу, людям... Есть люди, не пользующиеся своим богатством. Среди них есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Различно выражается это благодатное управление богатством. Иные раздают его сразу или постепенно. Другие сохраняют всю видимость владения, но в душе своей искренно отдают его Богу, и задачей их является уже только правильное его распределение. Оно может быть и обычным экономическим хозяйствованием, построением хорошего земного фабричного или сельскохозяйственного предприятия. По виду оно будет как «все дела мира сего», но по внутреннему содержанию своему оно уже будет малым осуществлением Царствия Божия... Так, А.С. Хомяков имел землю и даже прикрепленных к себе крестьян, но по существу являлся не хозяином земель своих и людей, а заботливым отцом и даже слугой их. Таково миросозерцание всех имеющих состояние христиан: хозяев, промышленников, фабрикантов... Таково было и владение истинно православных царей.

Говоря миру: «Больший... да будет всем слуга" (), Господь под «большим» разумел богатого, все равно чем: деньгами, положением, талантом... «Больший» должен служить, а не властвовать чрез те дары (материальные или духовные), которые даны ему лишь на время.

6. Всякая собственность этой земли кратковременна и пресыщена печалями (), ибо, приходя и привязывая к себе человека, сейчас же уходит, оставляя в человеке недоумение, боль, скорбь, смерть. Оставляет пустоту вместо себя и прах вместо человека. Но, пока не осталась пустота вместо собственности, имение может приносить «плод мног»; даже малое имение бедного человека, ибо лепта вдовицы явилась большею ценностью, большей энергией добра, чем сокровища фарисеев ().

7. Собственности у человека меньше, чем он думает. Лишь «в мыслях» своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который, в большинстве случаев, бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя искательство, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь – физическую и душевную... Разве это все не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок мир души – высшее счастье?

8. Если же посмотреть с другой стороны, собственности у человека гораздо больше, чем он думает... Каждый глоток воздуха, попавший в его легкие, есть его собственность, и притом гораздо большая, чем монета, лежащая в его кармане, ибо делается непосредственным поддержанием его жизни. Каждый луч солнца, согревший человека, есть его тепло, соединившееся всецело с ним... И так во всем, во всех мельчайших проявлениях жизни, человек окружен собственностью, дарами Божьими, изливающимися на человека, превращающимися в самую жизнь человеческую. Велик и славен этот закон, делающий из всякого человека богача.

9. Чтобы войти в гармонию расстроившегося, но ныне настраивающегося мира, человек должен по совести (а не умом лишь) признать над собою власть Бога, сам сделаться собственностью Божьей, так как весь мир этою собственностью уже является. Бесчисленные мириады миров, звезд, солнц, неисчислимые септиллионы жизней вращаются в пределах, положенных Творцом. Камни, вода, воздух, земля, огонь – подчиняются непреложным законам, в которые человек может заглянуть, которые ему дано «открывать»... Для чего? Для научения себя правильной жизни по этим законам. Подчинение физическим законам есть лишь образ подчинения духовным законам Бога. Как физическая природа открывается в естествознании, физике, химии, механике, космографии и других науках, так духовная природа открывается в Евангелии. Глядя на подчинение Богу физической природы, человек должен научиться подчинению Богу своего духа.

10. Трезвому, непредубежденному человеку естественно думать и видеть, что его земная «собственность» – более чем относительное явление... Как исчезают века, так исчезает всякая собственность человеческая на земле. Словно пар в воздухе, растворяются все «права» на землю, на имущество, на самую жизнь, – права отдельных людей, городов и народов.

Неразрушима во всей Вселенной только сила Божия, творящая миры. Все остальное хрупко и разрушимо. И именно для того разрушимо, чтобы разрушимое не считали люди неразрушимым. В веке будущем, когда «будет собрана пшеница», т.е. собраны ото всех веков люди, творившие правду и любившие Бога, не будет более опасности кому-либо возлюбить тварь более Творца, и тогда вновь, как в Раю, разрушимое станет неразрушимым. Но никто этого вечного неразрушимого естества не будет обоготворять. Все будут зреть лишь славу Божию и в свете Ее неизреченном видеть всю жизнь и находить вечное обновление своей неумирающей жизни...

11. Это состояние на земле невозможно для нас, ибо мы все время возлюбляем что-нибудь или кого-нибудь более Бога. Сердце наше «прелюбодейно» в самом глубоком (религиозном) смысле. Оттого «род» человеческий назван Спасителем (никогда напраслины не говорившим) «родом прелюбодейным и грешным» (). Падшее человечество привязано к преходящим ценностям, прилипло к сластям сего мира, к его призрачному богатству, к его столь же призрачной славе... Не будь червей, ржавчины, моли, саранчи, смрада, тления, страданий, смерти – мир был бы живым адом. Некоторым людям кажется как раз наоборот: не будь на этой земле болезней и печалей, был бы «рай». Но – то был бы ад. Греховность плоти земной покрывается печалями земли. Благословенная соль страданий предохраняет дух человеческий от разложения и смерти вечной. Предохраняет в тех людях, которые понимают и принимают узкий путь Христов.

Оттого так благословенны, «оправданны и вожделенны вкупе» (как говорит псалом), для праведника все пути Господни (). Оттого блажен Крест жизни каждого живущего на преходящей земле человека.

12. Наивысшее выражение человеческой жизни есть наиполная преданность ее Богу. Человек, освобождаясь от гордыни житейской, «от похоти очей и от похоти плоти» () (от всего «материализма»), делается все более и более «прозрачным» для Бога, доступным для вселения чистейшего Духа Божия. И когда сделается человек совершенно прозрачным, свободным от всякой гордыни, от всякого темного пристрастия к себе и к миру – собственность Божия, т.е. весь мир, сделается его собственностью, и он, «ничего не имеющий» и даже сам себе не принадлежащий, по слову апостола, будет «всем обладать» (). будет почивать в человеке и сделает его жизнь покоем и богатством. Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие.

13. Порядок жизни временной человеку дан, как лестница, или трамплин для перехода в вечную жизнь. Лишь «верный в малом» (во временном) будет «верен... во многом» (в вечном) (). Уже здесь, на земле, надо обучиться вечной жизни.

Ничто, отделенное от Бога, в себе жизни вечной не имеет. Кто не привьется к Лозе Божьей (), тот не будет жить. По лестнице земной жизни, по трамплину земных ценностей (отталкиваясь от них) мы переходим в Царствие Божие. Но если в неверном направлении оттолкнулся человек от ценностей мира (например, отчаявшийся человек, самоубийца), он падает в пропасть.

14. Материальный мир есть «посох» для больной души, ее точка опоры, точка приложения первичных сил духа, – посох, который помогает идти к Богу, при умении им пользоваться. Все в мире сотворено и все попускается для пользы человеку, и из всех, даже самых тяжелых и болезненных проявлений земной жизни (а иногда более всего именно из них), человек может сотворить себе путь к достижению райской земли.

15. Материальный мир есть бесконечно удобная возможность спасения в Боге, достижения Бога. Но эта возможность бывает открыта лишь бескорыстию человеческому. Для корыстности же мир есть одна сплошная сеть, приманка и погибель.

16. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая – низводит проклятье.

Есть собственность корыстная и есть – некорыстная. Корыстная – это эгоистическая; некорыстная – евхаристическая собственность. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. Лишь эта духовно-легкая, не обременяющая дух, не пригвождающая к временной жизни, не влекущая ко греху собственность может быть названа «благословенной». Она поистине благословенна, в чем бы ни выражалась, – обладание талантом, способностью, вещью, землею, человеком. Все это благословенно, когда – в Боге. И все это проклято, когда заслоняет Бога и мир делает богом.

17. Евхаристическая собственность есть все, за что люди могут благодарить Бога и – человека, через которого дает что-либо. В этой благодарности не только вера в Бога, но и признание Его Хозяином жизни. Чрез это благодарение за жизнь и за все, благодарение, достигающее своего свершения и предела в Евхаристии, человек востекает к новой жизни, к Царствию Божьему. Бесконечно малые ценности земли сей, осоленные благодарением Богу, делаются евхаристической собственностью человека и остаются навеки «за ним», как нечто новое, большое, перенесенное за врата вечности.

18. Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Не собственность виною здесь, не факт обладания, но – злое обладание или злое пожелание обладаний.

19. Человек призван к обладанию () землею, человек должен наследовать () землю.

Деньги. Тяжелая тема

Тема денег - тяжелая тема. Хоть они уже не только металл, но чаще - бумага, а то и виртуальное нечто, посредством карточки действующее в мире, но тяжесть не уменьшилась.

Когда дышит Дух, то гнилье сгорает и ветошь рассыпается. Жил человек с грехом пополам и с беззаконием в обнимку и думал, что все можно купить. А для того, чтобы все купить, только и делал, что собирал да накапливал. Потом, если он к Богу обратился и ощутил, что есть иная жизнь, что будет с тем, что собрано и накоплено? Кто его знает: всяко бывает. Но часто бывает именно так, что плохо собранное рассыпается прахом и сгорает, как мусор. Это - особое благословение Божие, которое трудно понять и нелегко принять. Но ведь сжигают же зачумленную или вшивую одежду. Как же Богу хранить близ тебя, на тебе и с тобой все, во что микробом впитался грех?

Я к Богу пришел, а у меня стал бизнес по швам трещать.

И я к Богу пришел, и половина проектов медным тазом накрылась.

И я… Еще и прихварывать начал.

А у гадаринских жителей, у тех вообще все свиньи в море с обрыва побросались.

Да и не только свиньи у гадарян пропали. Всюду, где апостольская проповедь разразилась громом над людскими головами, началась перемена хозяйственной деятельности и убыток у тех, кто грехом зарабатывал.

Вот Павел в Филиппах изгнал беса из некой служанки-прорицательницы. И что после этого было? А вот что. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16:19). «Исчезла надежда дохода», и «воеводы, сорвав с них (апостолов) одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22).

Заговорили апостолы, умолкли демоны, и тут же завопили те, кто имел от демонской деятельности доход. При этом разрушается не всякая хозяйственная деятельность, а только та, которая на грехе замешана. Ведь чуть ранее в той же главе пишется об одной из первых женщин, уверовавших по слову Павла. «Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею. чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян. 16:14–15). Очевидно, то была благая торговка, умевшая дело вести и совесть не погубившая.

Примеры можно продолжать выискивать ради пользы души и целостности картины. В Эфесе после проповеди апостольской «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19). В металлическом эквиваленте сумма равна нескольким центнерам серебра. Да и книги те - это не книги нынешние. При дороговизне материала и переписке от руки они представляли собой подлинную драгоценность. Так что нам сегодня и сравнить не с чем ту беспрецедентную решимость эфесян расстаться с носителями греховной информации. Приходит новая жизнь, и умирают старые понятия, а вместе с ними умирает и привычный заработок. Конечно, не всем это нравится.

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:23–26).

Указанный отрывок говорит о том, что врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию. Из них тоже могут быть люди, принимающие веру и меняющие жизнь. Но большинство все же будет держаться привычных обычаев. Содержатели заведений и игорных домов, торговцы наркотиками или живым товаром здесь поопасней будут любого торговца истуканами. Вот уже где кроется не ветхое язычество, а подлинный сатанизм. И если им серьезно дорогу перейти, то они быстро найдут простые и эффективные средства остаться при своих прибылях и избавиться от непрошеных реформаторов.

Очевидно, меняя в корне представления людей о жизни, апостолы больно уязвляли и души и кошельки многих. Им, апостолам, действительно приходилось быть подобными овцам посреди волков. Неудивительно, что в наш век при массовой греховной расслабленности и слабоволии так плохо идет борьба с индустрией греха или даже не идет вовсе.

Апостолы должны были хранить как зеницу ока свою духовную свободу. И не тюремное заключение угрожало этой свободе. Как раз в тюрьмы они шли и часто Ангелами из тюрем были выводимы. Свободу могли заставить их утратить подарки, взятки, привычка к почету, ласкательства, принимаемые со стороны знатных, и проч. Поэтому Павел говорил, прощаясь, ефесским пресвитерам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33–34). Апостолы имели право брать от Церкви все, что им предложат, и пользоваться на пользу свою и общую. Но они не имели права желать и просить, тем более требовать от общин нечто материальное для себя. Дали - слава Богу! Нет - тоже слава Богу! И в том же духе говорит об этом «Учение двенадцати апостолов»: «Если (апостол или пророк) потребует денег, то он лжепророк» (Гл. 11).

Продать или купить можно то, что производится, делается, вырабатывается. А то, что получено как дар и не имеет денежного эквивалента, продаваться не должно. Свечка - товар, ей и цена есть. А молитва - дыхание Духа. Она бесценна. Вешать ценник на молитву - грех против Духа, рождающего молитву. И как безумие Иуды родило сделку: «Я вам - Господа, а вы мне - серебро», так и бесстыдство лжепророков стремится купить Духа за пенязи. Вот Симон (бывший волхв), «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:19). Оттуда родился термин «симония», т.е. купля-продажа того, что выше всякой цены. И «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8:21–22).

Но как повешенный Иуда качается над миром, бросая на землю тень, так и Симон все идет и идет рядом с Церковью через всю историю и предлагает монеты, чтобы получить Утешителя.

Денежные отношения - сердцевина жизни падшего человечества. При наличии высших ценностей деньги занимают свое важное, но не абсолютное место. Если же высший план бытия отсутствует, то деньги желают одеться в пышный наряд с надписью «Святое святых» и превращаются в идола: золотого тельца или серебряную жабу. Очевидно, апостолы, меняя мир и разнося повсюду благоухание познания Бога, меняли весь гнилой уклад, не исключая и денежной стороны вопроса. Они не писали новых законов, но меняли само отношение людей к себе, к жизни и ко всему, что под руками. Мы далеко откатились в этом вопросе от радостной изначальной новизны. Кое-где мы просто капитулировали. Причем, не сейчас, а очень давно. Мы - это все христиане. Дух бытового материализма заземлил нас и очерствил. Во все товары, вместе с прибавочной стоимостью, вложена лживая мысль о всесилии экономики и вечном прогрессе товарного производства. А прогресс этот вовсе не вечен и экономика вовсе не всесильна. Мы узнаем об этом, когда дышит Дух и заставляет гнилье сгорать и ветошь рассыпаться.

Виталий пишет:"Без денег будете лежать старый и больной в нашей нищей больнице. " Вспомнился один рассказ о садовнике, который все что зарабатывал раздавал бедным,больным и прочим нуждающимся.И вот внушил ему лукавый такую мысль:зачем ты все раздаешь,нужно и о себе подумать,на черный день откладывать,вдруг ты заболеешь,когда-то состаришься,а у тебя и нет денег ни на что.С тех пор прекратилась милостыня,все деньги копились на черный день.И день этот настал,садовник заболел.Болезнь была серьезной,лекарства не помогали,деньги тратились на докторов.Однажды доктор сказал,что нужно ампутировать ноги,операцию назначили на следующий день.Всю ночь несчастный молился и раскаивался,и вот явился ему Ангел Божий сказав:"Ты уповал на деньги,а не на Бога,ну и что,помогли тебе деньги,исцелили они тебя?Разве нуждался ты в чем-либо,раздавая милостыню,разве болел?"Садовник раскаялся, пообещав никогда больше не копить денег и на утро, врач придя оперировать,увидел его совершенно здоровым.

Благодарю за статью! Подобные темы необходимо поднимать и искать ответы именно с опорой на Священное Писание. Подобные публикации помогают выработать правильное отношение к материальным благам. К деньгам как к средству, а не как к цели.

Очень вовремя, отец Андрей. Держась за деньги мы хватаемся за воздух и лишаемся Истинной опоры. Не притронувшись к ним Господь показал нам, что деньги - не Царствия Божьего вещь. И достигнув своего абсолютного могущества, деньги исчезнут пред Славой Его. Уже сейчас Господь смотрит любим ли мы ближнего своего как самого себя. И возлюбим Господа Творца нашего превыше всего.