Как правильно забивать шары в русском бильярде. Теория прицеливания в бильярде. Накат, остановка и оттяжка

Н ачинающему игроку для освоения «свояков» в первую очередь необходимо изучить несложные упражнения по определенной схеме, руководствуясь которой он достаточно быстро и уверенно сможет приобрести необходимые навыки в технике игры свояков.

От чего зависит свояк, или Когда у вас есть молоток – все кажется гвоздем

Известно, что биток после столкновения с неподвижным прицельным шаром сначала короткий отрезок идет по прямой, касательной к шарам в точке соударения. Затем направление битка может измениться в зависимости от того, как он двигался перед соударением. Если биток скользил по сукну без вращения, то он и после соударения продолжает двигаться по прямой. У вращающегося битка траектория движения будет иной. Возможные варианты траектории битка показаны на рисунке 1.

Траектория свояка зависит от трех основных параметров удара:

Резки битком по прицельному шару;

Силы удара;

Точки попадания кием по битку.

Резка дает нам первоначальное направление битка по касательной. На свояк существенно влияет и сила удара. Расчеты показывают, что, например, при слабом ударе по центру битка с размером примерно в единицу мы имеем дистанцию скольжения, равную нескольким сантиметрам, а при максимально сильном ударе, как говорят «от всей души», это расстояние будет уже более 1 м. Поэтому если шары расположены близко, то для того чтобы получить прямую траекторию, следует нанести достаточно сильный удар по центру битка. О силе удара говорилось в предыдущем номере журнала «Бильярд Спорт». Удар кием по центру битка мы будем называть центральным, а все остальные удары вне центра - обозначим термином «эффе» по Кориолису (как синоним менее удачного, но более известного названия «винт»).
Эффе влияет на кривизну дуги и соотношение скоростей движения и вращения битка. При любом эффе скорость движения битка падает, причем наиболее существенное падение скорости наблюдается при смещениях более чем на 0,3 радиуса битка. Заметим, что среди всех прочих шары для русского бильярда самые большие по размерам и весу. Причем наибольшее влияние на кривизну траектории битка оказывает не его масса, а размер. По-
этому он наиболее инертен при движении, чем другие шары («тачку толкать легче, чем автобус»), а также быстрее переходит от скольжения к качению. Он не в состоянии совершать такие чудо-траектории, как это можно видеть, например, в карамболе.

Выводы

При скольжении биток имеет единственную правильную траекторию отражения по прямой, поэтому для точного попадания свояка в лузу требуется только одна резка. Во всех остальных случаях игрок получает целый букет кривых траекторий, что дает ему возможность в одной и той же игровой позиции играть свояков на разных резках, вращениях битка и силе удара. Дуга обычно бывает очень короткой, и далее биток опять продолжает катиться по прямой.

Что касается выбора эффе, то, откровенно говоря, его основное назначение состоит в придании битку нужного вращения, которое компенсирует погрешности в свояке за счет эффекта вкручивания битка при его попадании на губу лузы.

Учебная схема

Известно, что человеческий мозг работает как оптическая система наведения с памятью. При этом сравнивается имеющаяся игровая позиция с похожей на нее базовой позицией, которая не просто знакома игроку, но которую он уже знает, как играть. Игрок вносит соответствующие поправки, опираясь на известную ему позицию, и выполняет удар. Проблема неопытного игрока заключается в том, что обычно он не имеет базовых ориентиров для сравнения, поэтому и не знает, как играть свояка в каждой конкретной позиции.

Для приобретения первоначальных навыков игры свояков мы предлагаем учебную схему, которая содержит базовые параметры удара. Важно то, что в ней подобраны рациональные (устойчивые) базовые сочетания параметров удара в зависимости от направления атаки битка по прицельному шару.

Упражнения на отработку техники игры свояков следует осваивать в два этапа. На первом этапе необходимо научиться визуально (зрительно) определять углы атаки. На втором этапе при заданных углах атаки следует выполнять серию упражнений с определенными параметрами удара.

При игре свояка биток атакует прицельный шар под определенным углом, который мы обозначим как угол атаки (А). Геометрически этот угол образован двумя линиями. Одна линия проходит от края (губы) лузы по касательной к прицельному шару. Другая линия, составляющая угол атаки, проходит от края битка к прицельному шару в ту же точку касания. Следует заметить, что точка эта визуальная, а не фактическая точка соударения. Она необходима нам для определения угла атаки.

Для того чтобы научиться определять угол атаки битка по прицельному шару на бильярдном столе, делаем следующие построения, как показано на рисунке 2.

Сначала устанавливаем прицельный шар недалеко от угловой лузы на расстоянии 20-30 см. От ближнего края лузы проводим визуальную линию, касательную к фронтальному краю прицельного шара, и на расстоянии примерно в 80 см от точки касания устанавливаем первый шар, но уже по другую сторону от касательной. Такое положение битка соответствует нулевому углу атаки. Если к первому шару вплотную веером по радиусу положить другие шары, то угол атаки каждого последующего битка будет увеличиваться на 5°. Заранее укажем, что эффективный, то есть стабильно реализуемый сектор углов атаки ограничен диапазоном от 20 до 45°. Свояки с меньшими или большими углами атаки относятся к сложным ударам, и здесь мы их рассматривать не будем (на схеме битки изображены пунктирной линией).

Полный веер из десяти битков на бильярдном столе приведен на (фото 1). Кий следует положить на стол таким образом, чтобы наклейка упиралась в край лузы, а сам кий вплотную прилегал к прицельному шару. Далее, сохраняя направление касательной, нужно передвинуть наклейку кия под прицельный шар и на расстоянии, равном половине длины кия, установить веером битки.

Для приобретения и развития навыка определения угла атаки при различных положениях пары «биток - прицельный шар» полезно менять положение прицельного шара относительно лузы или расстояние битка до прицельного шара (фото 2-3).

Разобравшись с углами атаки, переходим ко второму этапу учебной схемы, то есть непосредственно к отработке свояков при заданных углах атаки. Сначала следует обозначить параметры удара. Угол атаки (А) задается на секторе от 20 до 45° и с интервалом в 5°.

Резка (Р) задается в десятых долях диаметра прицельного шара. Эффе (Э) задается в долях диаметра наклейки и определяется ее вертикальным и горизонтальным смещением относительно центра битка. Положительным направлением считается смещение наклейки кия вверх и в боковую сторону от прицельного шара (рис. 3).

Начнем с положения битка на угле атаки в 35° (А35) как базового (фото 4).

Параметры удара должны быть следующие: сила удара (С) с размером в 2,5, резка - в полшара, смещение наклейки по вертикали вверх на полдиаметра наклейки (фото 4-6).

При выполнении ударов особое внимание следует обратить на заданную силу удара и резку, потому что именно от них в первую очередь зависит правильная траектория битка. К точности в смещении удара по битку предъявляются менее жесткие требования. Не забывайте наблюдать за откатом прицельного шара после соударения, который поможет определить, в чем была ошибка при игре свояка. При правильно выполненном ударе шары почти одинаково откатываются от борта и останавливаются примерно в одной зоне стола (фото 6). По откату прицельного шара можно судить насколько сильнее или слабее был выполнен удар по сравнению с тем, что требовалось. Понятно, что при несоблюдении заданных параметров удара свояк не пойдет в лузу.

Далее следует переходить на меньшие углы атаки и отрабатывать свояки с заданными параметрами удара. Так, например, свояк на угле атаки 30° играется на резке в 0,4 шара с силой удара в 2 размера. Эффе по битку с вертикальным смещением от центра вверх на 0,5 диаметра наклейки и боковым смещением внутрь на одну наклейку (Э 0,5/–1) (фото 7-8).

Прицельный шар должен откатываться примерно с тем же отражением от борта, но короче по дистанции (фото 9).

Свояки на углах атаки в 25 и 20° играются с параметрами А 25°/Р 0,2 ш/С 1,5/Э (–1; –1,5) н и А 20°/Р 0,2 ш/С 1/Э (–1; –1,5) н соответственно.

После того как отработаны свояки на углах атаки меньше 35°, нужно снова возвратиться к игре свояка на угле атаки в 35° и затем, после отработки этих ударов, перейти на большие углы атаки.

Так, например, при угле атаки в 40° мы имеем следующие параметры удара: Р 0,5ш; С 3; Э (0,5/0,5) на (фото 10-12).

Свояк на угле атаки в 45° имеет следующие параметры удара: резка - в полшара (0,5), сила удара - 3,5 размера и эффе - со смещением на одну наклейку вверх и от прицельного шара.

Следует отметить общее правило: с увеличением угла атаки возрастают сила удара и резка по прицельному шару, а точка удара по битку смещается от положения ниже горизонтали вверх и в сторону, и на максимальных углах атаки располагается в центре битка.

Свояки под углами атаки менее 20° и более 45° стабильно играть сложно, особенно на начальном этапе освоения. Они малоперспективны, и если нет уверенности в результате, лучше выбирать другие варианты игры.

Что же дает нам эта схема освоения игры свояков? Ее универсальность заключается в том, что она позволяет определить параметры игры свояка при различных положениях на бильярдном столе битка и прицельного шара.

Для начали определяем предполагаемый путь прицельного шара в лузу, затем - точку прицела.

Для этого необходимо:

Знать (или измерить) диаметр шара (стандартные шары в русском бильярде имеют диаметр 60 и 68 мм, в американском - 57 мм);

Отложить вдоль линии предполагаемого пути прицельного шара 1/2 диаметра в сторону, противоположную заказанной лузе, - это и будет точка прицела.

Все, что вам остается, - это прицелиться в данную точку и совершить удар по битку.


Выполнение удара

Натирайте наклейку мелом перед каждым ударом.

Держите руку, которой вы собираетесь произвести удар, на достаточно близком расстоянии от корпуса, но не допуская касания кием корпуса, бедер, краев одежды и т. п.

Не оттопыривайте локоть правой руки в сторону и не прижимайте его к корпусу.

Добивайтесь, чтобы ваши локоть и кисть двигались легко и расслабленно.

При ударе направляйте кий вперед по идеально прямой, горизонтальной (или почти горизонтальной) линии.

Прежде чем выполнить удар, произведите несколько мягких движений, имитирующих удар, и при необходимости откорректируйте точку прицела или стойку.

При правильном выполнении удара игрок должен быть абсолютно неподвижен, за исключением подобного маятнику движения участка правой руки от локтевого сустава до запястья (некоторые игроки едва заметно опускают локоть после удара кия по битку, обычно это не вредит игре). Кисть и запястье расслаблены, они работают как шарнир и на траекторию движения кия или силу удара влиять не должны. В очень редких случаях применяется короткий кистевой удар (локоть неподвижен, а кий приводится в движение только кистью), начинающие не должны применять его, пока не освоят основную технику удара.

После контакта с битком ваш кий должен продвинуться не менее чем на 5-10 см на место, где до удара стоял биток, как бы «сопровождая» его.

Здесь, как и по многих других видах спорта, плавность и равномерность движения играют решающую роль.

Старайтесь не дергать кий, не останавливать сразу же после его соударения с битком: дайте кию мягко пройти вперед и остановиться без вашего дополнительного усилия.

Прослеживая путь битка, замрите в стойке после выполнения удара, как минимум до тех пор, пока биток не встретится с шаром. Не спешите выпрямляться или поднимать кий сразу после удара.

Самая распространенная ошибка начинающих игроков в пул - слишком сильный удар. Обычным несильным ударом в пуле считается удар, при котором биток, пущенный на пустом столе в противоположный борт (вдоль стола), проходит путь примерно в две длины стола, отражаясь от бортов один или дна раза. Удар такой силы применяется опытными игроками в 90 % случаев. Потренируйте прямой центральный удар битком в борт на пустом столе так, чтобы контролировать силу удара, не напрягаясь.


Разбиваем пирамиду

При игре в бильярд очень важен контроль над игровым полем, расположением шаров на нем до и после вашего удара. В значительной степени это относится и к первому удару партии - разбою пирамиды (рис. 28).

Важно помнить, что максимально разбить пирамиду вы можете только ударом «в лоб» в вершину пирамиды. Расположите биток в любой точке за линией «дома» (партия пула «восьмерка»), с силой нанесите удар по битку на 3–5 мм выше центра, прицелившись в вершину пирамиды.

Наклейка вашего кия после удара остановится приблизительно на центральной отметке . Некоторые игроки при таком разбое используют накат. Вероятность результативного удара достаточно высока, поскольку пирамида наверняка полностью разобьется и один из шаров, скорее всего, попадет в лузу (лучше, если это будет не биток или восьмой шар). Однако планировать далее такую партию вы вряд ли сможете, особенно, если ни один шар не окажется в лузе.

Как же сыграть первый удар с максимальной пользой?

Большинство опытных игроков сходятся в том, что при разбое пирамиды следует использовать удар такой силы, который, в зависимости от вашего уровня, позволит сохранить контроль над столом. Не желательно применять явный боковой удар и удар накатом по битку.

В качестве тренировки попробуйте следующий вариант. Расположите биток в 7-10 см от борта на линии «дома». Удар наносите чуть ниже и левее центра битка, но не настолько низко, чтобы придать ему существенное вращательное движение назад. Цельтесь во второй от вершины пирамиды шар. Ваша цель - отправить верхний шар в среднюю лузу. В зависимости от силы удара, после удара о борт можно отправить шар в сторону переднего борта, а шары в основании пирамиды, при хорошем раскладе - в угловые лузы. Такой удар требует определенной практики, но дает хороший результат, в чем вы обязательно убедитесь сами.


Запрещенные удары

В бильярдной игре, как в любом другом виде спорта, существуют удары, на применение которых наложено табу. К числу подобных ударов относятся: пропих, нажим и двойной удар.


Пропих

Пропих выполняют, когда биток и прицельный шар находятся близко друг к другу и к лузе. В основном, начинающие игроки стараются положить прицельный шар в лузу, не отрывая при этом кий от битка (рис. 29), за что и получают штрафные очки.



На рис. 30 показано правильное выполнение удара по шарам, расположенным определенным образом: в такой игровой ситуации лучше всего применять резку.



Нажим

Как правило, нажим выполняют новички в ситуации, когда играемый шар и биток находятся в устье лузы. Кий при этом держат параллельно плоскости шара, располагая его вдоль длинного борта, и пропихивающим движением загоняют чужой шар в лузу (рис. 32).



Такой удар на называется штрафом. Сыгрывать шары, находящиеся в описанной выше позиции, необходимо, как и в предыдущем случае, резкой (рис. 31).



Двойной удар

Двойной удар наносится в случае, когда при прицеливании наклейкой кия касаются битка. Двойной удар также наказывается штрафным очком.

Сначала рассмотрим теорию прицеливалия для свого шара.
Для того, чтобы забить свой шар X от шара Y в лузу Z надо мысленно провести касательную от угла лузы Z к шару Y, как это показано на рисунке. Та точка, где эта касательная задевает шар Y и есть точка прицеливания. На нашем рисунке эта точка обозначена красным крестиком.

Теоретически, по законам геометрии,после соударения шаров в точке прицеливания свой шар X отскочит от чужого и пойдет по коридору, обозначенноми на рисунке двумя голубыми линиями. На практике же существует еще несколько факторов, влияющих на движение шара, которые далее и рассмотрим.
На следующем рисунке белой линией в форме дуги обозначена реальная траектория движения свояка.


Форма дуги в траектории движения своего шара после отскока зависит от вращения, силы удара и, даже, материала из которого сделаны шары.Шары из арамита и шары из суперарамита отскакивают по разному. Видимо, у суперарамита упругость больше, поэтому шары, сделанные из этого материала отскакивают друг от друга сильнее.

Итак с точкой прицеливания все ясно. Поговорим о вращении и силе удара.

При выполнении своего шара вращение имеет большое значение. Как правило, если расстановка шаров не требует удара с оттяжкой, игроки используют накат либо накат с боковиком.

На рисунке показаны три вероятные траектории отскока шара А при забивании шаром А шара В в лузу С. Точка соударения шаров одна.

Рассмотрим сначала траектории 1 и 3, раз уж начали говорить о вращении. В обоих случаях удар одинаковой силы и, как указано выше, точка соударения шаров одна. Отличие, которое приводит в разным траекториям отскока заключается в том, что в первом случае (траектория 1) свой шар был ударен накатом, во втором случае (траектория 3) верхним левым боковиком, из-за чего и утянулся в сторону.

Теперь сравним траектории 1 и 2. Точка соударения шаров одна, вращение - накат в обоих случаях. Отличается сила удара. Во втором случае (траектория 2) удар был произведен с большей силой, вследствие чего свой шар сильнее отошел в сторону, прежде чем верхнее вращение заставило его катиться вперед.

На этом с теорией попадания своим шаром в лузу в рамках данной страницы хочу ограничиться и перейти к практическим советам по данному вопросу.

Практические советы

При забивании любого шара есть три составляющие - точка соударения, врашение и сила удара. Если забивая чужого по степени важности я расставил бы эти факторы в таком порядке:
1.Точка соударения;
2.Врашение;
3.Сила удара.
То при сыгрывании своего все наоборот:
1.Сила удара;
2.Врашение;
3.Точка соударения.

При забивании свояка в каждой конкретной ситуации есть какой-то диапазон силы удара, в котором можно забить этот шар. Считаю, что в этом диапазоне следует выбирать минимально необходимую силу удара.

Перед ударом мысленно представьте, как свой шар ударится в чужой, пойдет и упадет в лузу. Проиграйте в голове варианты, с какой силой удара, с каким вращением и от какой точки это произойдет надежнее и выберите лучший вариант. Постарайтесь в точности воспроизвести выбранный удар.

После удара обязательно проанализируйте его, если не попали, то в чем была основная ошибка (сильно или слабо, толсто или тонко, не то вращение и т.п.) Эти анализы в любом случае отложаться в Вашем подсознании и в следующий раз помогут выбрать наилучший вариант удара.

Бильярд – очень популярная игра во всем мире, которая требует определенной сноровки и подготовки. Но чтобы быть ее поклонником, не обязательно быть профессионалом в этой области. Среди любителей бильярда есть много новичков, играющих «для себя», чтобы отдохнуть и расслабиться. Но не все любители могут похвастаться наличием необходимого реквизита для игры. Для желающих купить бильярдный стол в Минске цены разнообразны. Все зависит от качества и марки стола.

Можно ограничится мини-бильярдом, сэкономив на стоимости и пространстве. Но просто купить мини-бильярд для дома недостаточно. Чтобы научиться играть в эту увлекательную игру, нужно знать основные принципы и методы.

Теория прицеливания

В бильярде есть такое понятие, как истинная точка прицела. Это место на прицельном шаре с обратной стороны от лузы, по которой нужно ударить другим шаром, чтобы прицельный попал в лузу. Новички не всегда легко находят эту точку, а профессионалам достаточно одного взгляда, чтобы безошибочно отправить шар в лузу.

Но чтобы отправить шар точно в цель, недостаточно просто правильно прицелиться. Важно еще и правильно ударить. Самым точным обычно является удар после 2-4 взмахов руки, когда нарастает максимальное напряжение и внимание. Новички этим правилом пренебрегают, взмахивая 6, а то и 8 раз. В итоге кульминация сосредоточенности проходит, наступает логическое расслабление мышц и снижение внимания, поэтому удар становится не результативным.

Техническая сторона прицеливания

Сначала нужно для себя условно представить предполагаемый путь шара в лузу. Далее – определить точку прицела, о которой мы уже говорили. И, собственно, сам удар, уверенный и четкий.

Существует множество систем тренировки, которые отрабатывают умение правильно видеть линию удара. Кто-то следует самой распространенной – работе с зеркалом, другие – упражняются в забивании с разных точек на игровом поле. Различаются и точки концентрации внимания во время удара: кто-то смотрит на шар, кто-то в лузу, а кто-то – на биток. Некоторые и вовсе представляют так называемый «мнимый» шар и коридор, по которому он проходит. Каждый выбирает именно тот способ, в котором он достигает лучших результатов.

Но для всех перечисленных методов обязательным есть соблюдение правила двух пауз.

Первая пауза делается, когда кий останавливается перед битком, и вы убедились, что кий и рука двигаются в одном направлении. Вторая пауза нужна уже в конце замаха перед самым ударом.

Обе паузы должны быть контролируемыми. Важно в эти моменты не изменить положения спины и не поднять плечо, иначе линий прицела будет потеряна.

Отрабатывать базовые навыки нужно на простых ударах "в лоб": бить по битку по центру шара. Если ваша техника уже на более-менее хорошем уровне, и вы научились , пора знакомиться с разными видами ударов, и отрабатывать уже их.

Виды ударов кием по битку

Ударить кием по битку можно по-разному. Проще всего разобраться с разными видами ударов поможет простая схема:

1. удар по центру - "клапштос". Базовый удар, с которого начинается отработка техники бильярда. Все другие удары по шару со смещением от центра называются "эффе", для их выполнения нужно очень тщательно следить за состоянием наклейки, постоянно натирать ее мелом;

2. удар выше центральной точки - "накат". Отлично подходит для новичков, выполняется легко, прицел при таком ударе самый верный;

3. удар ниже центра - "оттяжка". В отличие от наката, он намного сложнее, ведь шару нужно придать обратное горизонтальное вращение. Выполнять его нужно мягко, но четким, акцентированным ударом;

4. удары с винтом. Вы можете придать шару только строго правый или левый винт, их выполнять могут и новички. Если же сместить точку удара еще вверх или вниз, получатся комбинированные удары - боковой винт с оттяжкой, или с накатом. Они намного сложнее, у вас уже должен быть хорошо поставлен удар, выполнять их нужно без резких рывков, очень точно, плавно, силу удара регулировать только длиной оттяжки кия и отдаленности опорной руки от битка.

Виды ударов битком по прицельному шару

В зависимости от того, как ударяет биток по прицельному шару, различают два вида ударов: прямой и резаный. Прямой шар выполнить сложнее, нужно бить очень точно и технически правильно. Кроме того, существуют еще такие удары, когда прицельный шар не идет сразу в лузу, а отталкивается от борта, и потом уже падает. Это:

  • дуплет;
  • резаный дуплет;
  • круазе (оборотный удар; биток после контакта с прицельным шаром пересекает траекторию его движения к лузе).

Самые сложные удары в бильярде: описание и применение

Знает немало сложнейших и красивых ударов, сделанных с профессиональным мастерством. Мастерами игры разработана даже специальная , увеличивающая в разы шансы на победу в партии. Приведем сложные удары в бильярде, которым вполне можно научиться после освоения азов этой игры:

  • перескок (биток перепрыгивает через стоящим рядом шар и продолжает движение к прицельному);
  • абриколь (удар от борта по прицельному шару);
  • контр-туш (прицельный шар отбивается от борта, снова попадает в биток и уже после второго контакта падает в лузу). Учиться таким сложным приемам лучше уже тогда, когда вы хорошо владеете базовой техникой бильярда.