Как понять без фанатизма. Что такое фанатизм: суть, формы, как избавиться

Фанатизм – это крайняя степень приверженности человека каким-либо концепциям, идеям или верованиям, проявляющаяся в отсутствии критического восприятия выбранной системы, а также крайне негативного отношения и отсутствия толерантности к другим идейным позициям. Подобная приверженность схожа со слепой, ничем не подкрепленной и не оправданной верой, поэтому наиболее распространен фанатизм в религиозной сфере, но не ограничивается только ею (сюда входят политические взгляды и национальные, музыкальные и субкультурные), включая любую из сфер человеческого проявления, где существует разделение людей относительно выбора, принадлежности и вкуса.

Что такое фанатизм

Крайний фанатизм – определение, встречающееся не столь часто, обычно свои склонности или предпочтения люди выражают в средней степени, не доведенной до абсурда деспотизма и навязывания. Но в критических вариантах фанатизм обретает довольно разрушительные, жесткие и тиранические проявления с навязыванием воли и выборов фанатика, а также подверганию людей с другими мыслями наказаниям, пыткам, иногда смерти.

Фанатизм определение одной из полярностей человеческого отношения к какому-либо явлению, концепции, личности, идеи, на другой стороне которого существует индифферентное отношение, связанное с отсутствием каких-либо относительно выбранного признака. Находиться что в одной, что в другом крайнем положении не каждая психика способна, обычно люди придерживаются собственного мнения, не навязывая окружающим, и не критикуют выборы остальных, что называется толерантным отношениям. В большинстве стран с развитой внутренней психологической культурой присутствует именно , а те, в которых господствует тоталитаризм и диктаторство, строят свою идеологию на фанатичном восприятии идей общества.

Различие фанатизма и приверженности состоит в том, что при фанатичном поклонении возможно нарушение общепринятых социальных норм, в угоду собственной страсти, человек характеризуется как не стабильный эмоционально и психически, являясь одержимым идеей. Часто фанатическое отношение к чему-либо является составляющей картины психиатрического заболевания (обычно маниакальной фазы психотического расстройства или шизофренического ). Таким образом, простая приверженность той или иной идее может выглядеть, как странное поведение и человек, скорее будет вызывать ощущение странного, в то время как действия фанатика представляют собой угрозу для его и общественной жизни или безопасности, а чувства, испытываемые другими людьми от столкновения с таким человеком обычно находятся в спектре (от беспокойства до ужаса).

Фанатизм отвергает альтернативы и ежесекундно готов к жертвам (вплоть до собственной жизни или жизней окружающих), руководствуется в своих действиях, являясь деятельной формой проявления, исключительно стремлением к достижению целей идеалов, полностью игнорируя при этом законодательные, этические, социальные нормы. Такого человека можно сравнить с глухим, неспособным воспринять вашу критику, со слепым, не видящим разрушительных последствий собственных действий, с сумасшедшим, живущим в параллельной реальности с другими законами. Достучаться до фанатика проблематично и порой просто невозможно, в основном можно только пытаться ограничивать их деятельность и уходить от контакта, дабы избежать влияния на свою судьбу.

При определении фанатизма важным признаком является наличие соратников, поскольку явление это не индивидуалистичное, а массовое. Для фанатического следования требуется толпа и ее лидер – это один из механизмов зарождения и управления. Толпа, раскачанная эмоционально харизматичным лидером становится более простой в управлении, чем отдельный человек. При разговоре с глазу на глаз могут возникать критические вопросы и замечания, легко чувствуется внутренний протест, тогда как, находясь в толпе, чувство ответственности за последствия снимается и человек делает то, что и окружающие. Сознание при таких моментах открыто и туда можно положить любую мысль и идею, при этом если вы потом будете обсуждать с фанатиком его мировоззрение, то убеждения не соответствующие его мнению он будет воспринимать через призму негатива, возможно считая нападками или оскорблениями.

Такой механизм остался с древних времен существования, когда реакция группы людей, как одного организма, где каждый не особо думает, была направлена на выживание вида. Грубо говоря, раньше вожак указывал, где враги и все племя бежало врага уничтожать. Дабы не быть стертыми с лица земли самим. Фанатизм имеет тот же механизм, древний и сильный, а моральные качества управляющего идеями часто оставляют желать лучшего. Вот и получается, что диалог и призывы к критическому мышлению не работают, прекращение фанатической деятельности возможно лишь принудительно, с применением силы, существенно превышающей возможности самого фанатика.

Фанатизм является примером примитивной, бессознательной веры, разложив которую на составляющие, можно заметить умелое манипулирование сознанием человека. А не истинностью его веры и выбора. При общении с человеком можно заметить признаки фанатизма, заключающиеся в не разделении хорошего и плохого, допустимого и преступного – система сканирования мира упрощена до того, что все, что касается его веры, является правильным и допустимым, а все что отличается, является плохим, осуждаемым и подлежит борьбе или уничтожению. Обосновать такую позицию, фанатик часто не может или же эти объяснения не имеют логической связи (ответом на вопрос «почему ты считаешь меня плохой?» может быть «ты носишь брюки вместо юбки»).

В попытке вступить в продуктивный диалог и отыскать истину или хоть как-то наладить контакт человека с реальностью, расширив призму его , необратимо сталкиваетесь с нежеланием рассуждать о возможности его ошибки. Такие люди безгранично уверены в своей правоте и не хотят задуматься над вашими словами, скорее бросятся вас избивать за неугодные речи. Эта характерная особенность видеть негатив и врагов в людях, высказывающих другие идеи и бороться с людьми (часто физически), вместо того, чтобы бороться с явлениями и идеями. Так, человек являющийся верующим будет воспитывать свою силу воли, чтобы не красть и прививать подобное мировоззрение детям, а фанатик будет расстреливать воров.

Существуют и эмоциональные признаки фанатизма, включающий в себя избыточную эмоциональность, причем насыщенность эмоций будет высокой, а диапазон низким (доступны экстаз, при контакте с источником, страх, при ощущении зыбкости выстроенной концепции и ненависть, при столкновении с инакомыслящими). В отношении к миру преобладает , с помыслом о ничтожности тех, кто не поддерживает идею, но подобные заверения в своей уникальности и высшем положении сомнительны, поскольку сам фанатик является закрытой от развития личностью.

Фанатизм может касаться чего угодно, какие-то его формы являются принятыми и вполне нормальными в обществе (футбольный фанатизм), а другие вызывают страх и много сопротивления (религиозный). Само слово довольно широко распространено и может употребляться не всегда аутентично ситуации, но если основываться на научном определении, то в медицинской классификации нарушений поведения, эмоций и восприятия выделяются виды фанатизма: религиозный, политический, идейный, научный, отдельной группой стоит фанатизм спорта, питания, искусства. Последние три являются наименее деструктивными в своем проявлении и чаще негативные последствия сводятся к спорам с родственниками и приверженцами других позиций. Тогда как первые три способны толкать человека на преступления и опасные действия. По степени проявленности бывает жесткий и мягкий фанатизм, что и определяет, насколько далеко может зайти человек в преследовании своих целей.

Религиозный фанатизм

Религия и сфера верований, пожалуй, самая благоприятная из всех человеческих для развития фанатизма. Как способ массовым сознанием любая религиозная структура является идеальной, имея концепцию, недоступную объективной проверке, лидера, который объясняет толкования и свод правил, обычно обещающих много плюшек тому, кто будет повиноваться и страшную кару отступникам. Фанатичное следование религиозным концепциям обусловлено страхом. Причем, в начале своего обращения человек ищет успокоения и защиты в вере, пытаясь избавиться от страха и получить надежду, вместо этого получает лишь то, что меняет источник страха, самостоятельно выбрав себе господина, и попадает в еще большую по своему ужасу ситуацию. И если раньше страх находился в социальной сфере, где самое страшное что могло произойти это убийство, то в религии есть вещи, более пугающие, чем смерть. Именно это чувство страха толкает человека на насилие против мыслящих иначе, на нетерпимость к чужим проявлениям. Вспомните хоть одного человека, не испытывающего дикого ужаса – вряд ли он бросался на окружающих, в то время как напуганный начинает себя защищать, включая нападение.

Люди, имеющие веру, проявляют много терпения и любви к любым проявлениям человеческой души, и часто даже восприятие негативных черт носит положительный характер с надеждой на изменение. Также они воспринимают и собственного бога, как любящего и принимающего, понимающего и прощающего, а противоположные темные силы их не пугают, а лишь заставляют сконцентрироваться, чтобы победить в противостоянии.

Фанатик же боится всех: божества – за покарание его грехов, темной силы – за угрозу мучений, настоятеля или верховного жреца – за осуждение или лишение благословения. Каждый шаг проходит в напряжении, требующем жесткого контроля, что в итоге распространяется на окружающий мир и удушающее требование соответствовать.

Многие религии осуждают фанатичные проявления веры своих адептов, критикуя подобное поведение и заставляя человека вернуться к реальному миру и достойному взаимодействию, поскольку некоторые проявления фанатизма противоречат самой религиозной концепции. Но не стоит забывать и того, что некоторые течения веры, наоборот подталкивают людей к такому слепому следованию, поощряя людей в совершении антисоциальных действий. За таким отношением обычно стоит человек сам далекий от веры, трезво оценивающий ситуацию, но использующий чувства верующих, попавших под его влияния для манипуляции в достижении собственных интересов.

Есть определенные типы личности, подверженные возникновению религиозного фанатизма, обычно это люди, имеющие акцентуацию характера по шизоидному, истерическому или застревающему типу. Такие люди часто попадают в тоталитарные секты или самостоятельно превращают другую религию в фарс с гротескными в своем проявлении собственными доказательствами веры.

Как избавиться от фанатизма

Освобождение от фанатического поведения направлено на развитие критического мышления, восстановление адекватного восприятия, проработка образа культа. Любое фанатичное следование является по своей сути зависимостью психологической, эмоциональной и химической (если и не используются наркотические вещества, то периодические состояния экстаза и всплески адреналина заставляют человеческий организм самостоятельно вырабатывать опиаты в необходимых количествах). Соответственно избавление от фанатизма включает множество сходных моментов с избавлением от зависимости. В процессе совместного критического анализа предоставленной концепции на наличие в ней противоречий, деструктивных моментов и малоприкрытой манипуляции фанатик может дойти до определенного момента, а потом начинается ломка.

В такие периоды очень важна поддержка людей, не связанных с обществом фанатика, поскольку в нестабильном состоянии потери ориентиров, человек видит мир серым (экстазы то ушли), враждебным (никто не обнимает, когда просто вошел) и запутанным (никто не определяет где черное, а где белое). Вернуться обратно в мир зависимости и инфантильного существования очень легко, а воспрепятствовать этому может новая организованная жизнь, в которой будут люди с успешным опытом выхода из под влияния религиозного культа.

Объективно, бывшему фанатику необходима психологическая помощь и длительная терапия, с той же степенью серьезности, с которой проходят реабилитацию наркоманы и жертвы насилия, но только фанатик в своем прошлом амплуа подвергался и насилию и зависимости. Часто это семейная проблема системного типа и необходима реабилитация не только одного человека, с большой вероятностью в его близком окружении найдутся люди, имеющие ту или иную зависимость, проявляющие излишнюю жестокость, деспотизм, манипулирование чувствами. Если не уделять должного внимания изменению всего уклада жизни, то это будет похоже на попытки наркомана завязать, сидя в притоне с друзьями, и имея дома в кухонном шкафу новую дозу.

Статья, сложившаяся из ответов на вопросы нашей читательницы

Здравствуйте, дорогая кумушка!
Я многодетная мама, не работаю. Пытаемся с мужем воспитывать детей правильно, традиционно, что очень непросто в современной атмосфере. Морально, скажу честно, очень устали. Мое наблюдение таково, что чем больше я, мама и домохозяйка, выкладываюсь, тем меньше дети меня ценят, и наглеют.

У нас в семье нет культа детей, им не все позволено. Но в последнее время я стала сомневаться в нужности такой модели, где мама посвящена лишь семье. Что думаете по этому поводу? Возможно, во мне говорит эгоизм (росла единственным ребенком в семье). На сегодняшний день мне близка позиция психолога Е.Бурмистровой, а Вам?

Здравствуйте, дорогая К.!
Нашла сайт Е.Бурмистровой, честно прочитала несколько статей. Какие-то вещи она правильно описывает (чтобы втереться в доверие к читателям?). Но потом незаметно подсовывает очень «странные» установки.

Е.Бурмистрова

Кстати, я нашла ее на «Правмире»: http://www.pravmir.ru/author/user_3923/

Посмотрите, как «Правмир» ее любит! Для сравнения: ни одной статьи Татьяны Шишовой и Ирины Медведевой «Правмир» за все годы существования у себя не разместил. «Правмир» — это очень четкий показатель, это лакмусовая бумажка:

Совершенно согласна с Вами: воспитывать детей традиционно современному человеку очень непросто, и не только морально, но и потому, что в сознании современного человека представления о том, «как правильно», «как традиционно» сильно искажены (совершенно сознательно и целенаправленно) и т.п.

По поводу того, что дети наглеют, хотя им у Вас не все позволено, я подозреваю, что, видимо, им все-таки позволено многовато, если они имеют наглость каким-либо образом проявлять неуважение к матери.

Мне вспомнилась фраза: «Короля делает свита». Приведу здесь цитату: «Руководитель никогда не должен забывать об одном из самых важных законов управления людьми: свита играет короля. То есть от людей, окружающих руководителя, зависит его репутация и, как следствие, отношение к нему окружающих».

В данном случае, важно отношение к Вам Вашего мужа. Если он не демонстрирует детям уважительного и почтительного отношения к жене, если он (именно он, а не жена) не пресекает все попытки наглого поведения у детей по отношению к матери, то ей одной очень трудно (почти невозможно) выполнить эту задачу.

С другой стороны, я вспоминаю своих школьных учителей. Наверняка, Вы тоже можете вспомнить среди них и тех, на уроках которых дети кричали и на ушах стояли, и тех, у кого сидели тихо как мышки. Т.е. это еще зависит и от того, как сам человек себя поставит, какого он требует отношения (и к себе, и к урокам, т.е. к делу).

И еще про модель, «где мама посвящена лишь семье». В прежние времена ведь другой модели и не было, однако из классической литературы мы знаем, что к матушке (и вообще к родителям) все дети всегда относились очень почтительно, независимо от того, какие были в семье отношения — теплые или не очень, называли на «Вы», и не смели ослушаться ее распоряжений даже в зрелом возрасте.

Здравствуйте!
По поводу уважительного отношения… Конечно, Вы правы, и у нас в семье с этим проблема: мы оба тянем одеяло на себя, то есть требуем уважительного отношения к себе лично.

Перед нами невероятно сложная задача: преодолеть тенденцию, переданную нашими родителями, ведь мы оба из однодетных семей, переживших развод. Лишь недавно я осознала влияние нашего семейного прошлого. Кстати, об этом говорит и Бурмистрова в своей новой книге.

Знаете, хоть Бурмистрова и печатается на «Правмире» (тоже его не люблю), но она очень грамотная тетка. Ее книги меня реально поддерживали в трудную минуту, помогали найти выход. Моя любимая — книга о раздражительности.

Здравствуйте!
Я тогда почитала статьи Бурмистровой на ее сайте, и сейчас просто на память могу привести несколько вредоносных вирусов, которые она закладывает в свои произведения. Например, опус про двух лягушек, которые упали в молоко.

После его прочтения (и прочтения выводов, что сделала Бурмистрова), читатель приходит к мысли, что у него вообще нет свободы выбора (а свобода воли — это основа христианского учения , между прочим!). Вывод из статьи получается такой, что человек какой есть, такой есть: кто-то не может сопротивляться, а кто-то не может НЕ сопротивляться, т.е. сам человек ничего не решает, все за него уже определено (его воспитанием, его прошлым и т.п.).

Хотя вот мы видим Ваш собственный пример, который доказывает обратное: несмотря на то, что и Вы, и Ваш муж выросли в однодетных семьях, Вы сумели создать многодетную семью. Трудно, но можно ведь!

Кстати, Бурмистрова сопротивлявшуюся лягушку еще и виноватой сделала за то, что она выжила, а другая (не сопротивлявшаяся) погибла. Этот деструктивный посыл читателю («лучше не сопротивляйся, погибай, а то будешь мучиться от чувства вины» ) по смыслу является прямо противоположным тому, который вкладывал в свой рассказ Л.Пантелеев.


Л.Пантелеев «Две лягушки»

Еще пример из автобиографии Бурмистровой с ее же сайта : «Мы с мужем люди верующие (но я надеюсь, что без фанатизма с одной стороны и без теплохладности с другой)».

Вот что это значит — «веровать без фанатизма»? Соблюдать «обряды», но при этом не до конца верить Христу? Верить, но лишь в таких пределах, чтобы это не нарушало твоего комфорта?

Я эту фразу «верить без фанатизма» часто слышу от либералов. Они любят прикидываться верующими, и при этом любые свои отступления от веры оправдывают тем, что «надо же без фанатизма!».

А еще есть такое понятие, как номинально верующие – это люди, которые считают себя православными христианами, крещены, носят крестики, но при этом в церковь не ходят, в грехах не каются (потому что грехов у них «нет»), не молятся, в таинствах не участвуют, постов не соблюдают и т.д. по списку. Все их христианское подвижничество заключается в том, что они «не воруют и никого не убивают». Вот они тоже считают, что «веруют, но без фанатизма».

Статью Бурмистровой «Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой» я уже видела ранее (попадалась В Контакте), и уже тогда я определила ее как чисто ювенальную штучку, которая несет в себе следующий посыл: «Не расстраивайтесь, если ребенок выказывает вам свое неуважение, наоборот радуйтесь — это значит, он вам доверяет». Это анти-воспитательная статья. Не удивительно, что после таких статей Ваши дети «наглеют». Объяснение простое: после этих статей Вы ведете себя таким образом, что сами заставляете их наглеть. Буквально, провоцируете их на это (чтобы они продемонстрировали свое «доверие»).

Или статья «Почему нытье ребенка дает эффект взрыва в голове». Там тоже по-научному, или, как Вы выразились, грамотно объясняется родителям, что если ваш ребенок ноет, то надо не пресекать это в ребенке, а наоборот — работать над собой, чтобы вы могли относиться к этому спокойно.

Вы же видите, какое сейчас выросло поколение молодых людей (особенно мужчин). Это же сплошные нытики! Им все в жизни не так, все им кажется, что им чего-то не додали, в чем-то обидели. Сейчас с помощью психологов людей искусственно задерживают на детском уровне развития, потому что постоянное нытье — это признак инфантилизма.

Нытик по жизни

Чего можно добиться нытьем? Ничего. Погода от этого лучше не станет, денег в семье не прибавится. Только настроение всем испортишь. Но именно нытье как стиль жизни Бурмистрова через родителей внедряет в сознание подрастающего поколения.

Только хочу определить, что нытье – это когда человек просто ноет как ему плохо, не пытаясь найти решение, т.е. всего лишь является энергетическим вампиром для окружающих.

А вот разговор о проблеме, обозначение ее и стремление предупредить людей о глобальном обмане – это все не нытье, это конструктивные действия, к которым мы всех и призываем.

P.S. Всем врагам назло мы решили опубликовать на нашем сайте — прочитайте его своим детям!

Мы все, так или иначе, живем в мире мифов. Их громадное множество, они тиражируются и распространяются подобно морской волне. Один из таких добрых мифов основан на социологических данных, согласно которым более 80% процентов населения страны являются людьми православными.

С точки зрения чистой социологии так оно и есть, ведь цифры основаны на ответах многочисленных респондентов при серьезной выборке. Но если углубиться в статистику, то окажется, что из этих 80% – 80% верят в приметы, стучат по дереву, сплевывают через левое плечо, боятся передавать деньги через порог или читают гороскопы, что никак не совместимо с верой во Христа.

Священник Антоний Скрынников

То есть более 80% населения страны являются людьми крещеными, невоцерковленными, не практикующими регулярную молитву и участие в Таинствах. При этом, безусловно, они считают себя верующими и ассоциируют свои религиозные взгляды с православием.

Большинство из них посещают храм несколько раз в году, а кто-то и несколько раз в жизни (крещение-венчание-отпевание), попадая таким образом в разряд захожан. И нам, я имею в виду духовенство и воцерковленных прихожан, важно не упустить этот момент и попытаться не просто продать им свечечку, но рассказать о Христе и Его Таинствах.

Уголовный кодекс не поможет

Чаще всего такие люди практикуют обрядоверие, знают, кому и где поставить свечу, а также обязательно хранят дома бутылочку святой воды. Для них понятие греха ассоциируется исключительно с тяжелыми преступлениями: убийство, воровство и так далее. И тут мы должны объяснить человеку, что деление грехов на смертельные и не очень – весьма и весьма условно. Если один всю жизнь крадет, а другой лишь осуждает близких, то они оба погубят свою душу, если не покаются, хотя с точки зрения уголовного кодекса их вина неравноценна. И здесь порою нужны терпение и даже смирение, потому что приходится объяснять человеку одно и то же много раз.

Пришла как-то на исповедь женщина. Вначале перечисляла множество «мелких» грехов: обида, зависть и тому подобное. Как бы между слов проскользнула у нее фраза: «Давно не ходила в храм». Спросил ее: насколько давно – месяц-два? Ответила: «Лет двадцать». Вот это да! С этого и надо было начинать! В этом и причина всех остальных грехов. Пришлось другим постоять в очереди, пока с этой женщиной обстоятельно говорил…

Я помню другой пример: мужчина постоянно приходил на исповедь и просто молчал, ожидая прочтения положенной молитвы. На все увещевания и мои предположения, что он мог согрешить в тех или иных ситуациях, отрицательно качал головой. И только мое предположение, что он уже достиг святости и может больше не приходить на исповедь, заставило его начать вспоминать «мелкие», «ничего не значащие» грехи.

Масло – причина уныния

От новоначальных христиан во время исповеди часто приходится слышать слово «дай» – люди просят у Бога здоровья, счастья, благополучия. И вроде бы в этом ничего нет плохого, но возникает ощущение потребительского отношения к Господу. А ведь на исповеди нужно, наверное, употреблять не глагол «дай», а совершенно другой: «прости».

Многие из нас готовы говорить обо всём, кроме своей души. Например, может подойти женщина и рассказывать о страшном грехе. Оказывается, накануне съела ложку пюре, а потом узнала, что там было растительное масло. Это же насколько нужно очерстветь, исказить смысл покаяния, чтобы капля растительного масла могла повергнуть в уныние?!

Есть фантастическая готовность покаяться во всём что угодно. И редко услышишь раскаяние в неверии своих детей, в незнании веры и учения Церкви.

Без фанатизма

Другая проблема, с которой часто сталкиваются пастыри, – это так называемые «гражданские браки», а по сути – блудное сожительство без оформления государственной регистрации и церковного благословения. Но и такие люди нуждаются в поддержке и понимании. Нельзя оправдывать их сожительство, но невозможно и лишать их доброго общения с пастырем, посещения служб.

В свое время архиепископ Орловский Пантелеимон (ныне митрополит Красноярский) в одном из интервью сказал о таком сожительстве следующие слова: «В каждом случае нужно разбираться отдельно. В этом сожительстве иные хранят верность друг другу, рождают детей, ведут общее хозяйство, разделяют радость и скорбь, как истинные супруги ». И если один из них начинает идти к Богу, то ему нужно помочь, не ставя для него категоричное условие – или храм, или вторая половинка, которая пока не готова вступить в узаконенные отношения. А вдруг выберет ее? Постепенно он сам придет к пониманию своего греха и постарается исправить ситуацию.

Для людей, которые впервые приходят в храм, вера – это часто рудимент прошлого, добрая, благочестивая традиция, ей нужно следовать поверхностно, «без фанатизма». Каким же удивлением для них становится тот факт, что есть верующие христиане, которые ходят в храм не только на Пасху, но 2-3 раза в неделю, соблюдают посты, и для которых Евангелие не великий памятник мировой литературы, а Книга, по которой нужно жить в реальности.

После того как я стал священником, одна моя знакомая несколько лет подряд при встрече спрашивала, как у меня дела и не поменял ли я работу, воспринимая служение Церкви как очередной этап биографии и помня мои прошлые трудовые перемещения по разным редакциям. Ей было сложно осознать, что вера, служение Богу может быть серьезным и окончательным выбором человека.

Наша цель – показать впервые переступившим порог храма красоту православной веры, ее жизненность, ее спасительную силу.

Именно об этом говорил Святейший Патриарх на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви: «Нужно, чтобы вера, которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение. Ведь очень часто бывает так, что люди, по убеждениям верующие, живут так, будто никакой веры не существует, и становятся легкой добычей разрушительных языческих соблазнов, которые сегодня обрушиваются не только на наш народ, но и на весь род человеческий ».

«Давай только без фанатизма», – говорит жена супругу, решившему допоздна поработать за компьютером. Под этим она подразумевает заботу о его здоровье и выражает надежду на благоразумие мужа. Или то же говорит руководитель подчиненному, когда переживает, что из лучших побуждений последний перестарается, и результат дела будет плачевным. Что же такое фанатизм и чем он опасен? Давайте разберемся.

Фанатизм – слепая и ярая приверженность религии, идеи, человеку, делу и т. д. Это неадекватная, некритичная вера чему-то или кому-то, во что-то или в кого-то.

Фанатизм – вариант неадекватной самореализации и уход от самого себя, мира. Вся жизнь фанатика вертится вокруг одного объекта. Примеры фанатизма:

  • Ученый может фанатично относиться к науке и своему последнему исследованию.
  • Футбольный фанатик готов снова и снова получать тяжелые травмы в драках.
  • Фанатичные поклонницы готовы убить за фото с кумиром (в том числе его убить).

Есть фанаты – люди, поддерживающие исполнителя, веру или идею. Они критикуют, порицают и хвалят, уважают мнение других людей. А есть фанатики – люди, слепо культивирующие что-либо или кого-либо, они не приемлют мнение других людей, способны на войны и убийства, в том числе уничтожение своих же идеалов.

В древности фанатиками называли приверженцев культа, устраивающих ритуалы и бесчинства. Только представьте: пляски в трансовом состоянии, жертвоприношения, завывающие песнопения и подобное. Пугающе, но что еще страшнее: это происходит в нашем, XXI веке.

Формы фанатизма

В фанатизм могут перейти идеи или , политических партий. В целом фанатизм может возникнуть в любой сфере, где есть право личного выбора и веры: вкусы, принадлежность к группе, теоретические концепции, музыка и другое. Но свобода в условиях фанатизма выглядит условно. Фанатик не свободен, он зависим и болен.

Чаще о феномене фанатизма говорят в рамках религии. Верующие люди не уходят в секты, не убивают себя ради просвещения, не отдают весь заработок (не только свой) в религиозную казну. Этим занимаются фанатики. Терроризм – тоже вариант фанатичного отношения к вере.

По степени опасности выделим две формы фанатизма:

  • Средняя. Приверженцы идеи отрицают альтернативы, отстаивают свою точку зрения. Фанатики среднего типа в основном общаются с себе подобными, при необходимости отстаивают свою веру.
  • Тяжелая форма. Фанатики пытаются переубедить приверженцев других мнений или переманить на свою сторону нейтральных людей. Для переубеждения они используют жесткие методы: пытки, избиения, угрозы, наказания.

Кроме названных форм отметим:

  • Социально допустимый фанатизм, например, футбольный (к нему относятся настороженно, но более или менее лояльно), (подростковые тематические объединения по интересам: музыке или философии, стилю одежды).
  • Социально порицаемый фанатизм (секты, терроризм).

Стоит отметить, что любая форма фанатизма потенциально опасна. Футбольные фанатики нередко продолжают свой путь в криминальном направлении. Подростки за «неправильную» одежду способны убить (репортажи об этом не такая уж редкость, например, нашумевшее «поясни за шмот»).

Причины фанатизма

Фанатизм возникает там, где есть место диктаторству, авторитаризму и тотальному контролю. Не обязательно речь идет об устройстве общества. Это могут быть внутренние следы . Кроме того, фанатизму подвержены люди:

  • не уверенные в себе;
  • нуждающиеся в управленце, испытывающие в подчинении;
  • испытывающие трудности в самоидентификации и самореализации;
  • не доверяющие миру и себе;
  • необразованные, верующие в предрассудки, находящиеся в (особенно актуально для религиозного фанатизма);
  • внушаемые, «пустые» (нет своего мировоззрения, идеалов, );
  • страдающие шизофренией и ;
  • шизоидного, истерического или застревающего .

Предрасположенность к фанатизму формируется в детстве под влиянием разрушающего стиля семейного воспитания. Такой эффект оказывает авторитаризм, требовательность, манипуляции ребенком, изоляция, лишения, насилие, отсутствие любви и заботы. Ощущение ненужности, несостоятельности и беспомощности – прямой путь к фанатизму.

Фанатизм личности – результат чьих-то . Жертвами манипуляторов становятся неопределенные в жизни, необразованные, доверчивые люди. Фанатики выходят из , которой управляет . Массовый фанатизм в разы разрушительнее и опаснее, чем индивидуальный. Толпами люди громят клубы, церкви, дома, магазины, сжигают города.

Признаки фанатизма

Характерная черта фанатизма – человек не делит содержание своей веры на хорошие и плохие элементы, допустимые и недопустимые. Он считает правильным все, что относится к его идее, и неправильными все сторонние мнения.

К другим признакам фанатизма относится:

  • близкое и болезненное переживание, бурные реакции на все, что относится к вере;
  • наличие атрибутики веры, преследование кумира;
  • отстаивание своей правоты, а не истины;
  • в отношении окружающих людей;
  • упадок интереса к прежним хобби;
  • сленг, ритуалы, свойственные предмету фанатизма;
  • убежденность в собственной правоте и чувстве собственного превосходства;
  • замкнутость или общение с «соратниками».

Фанатики не стабильны в психологическом плане, асоциальны и агрессивны. Они опасны для себя и окружающих, так как не поддаются никаким . У окружающих фанатик вызывает страх одним своим видом и поведением. Их часто описывают фразой «он словно не в себе, сумасшедший». Вид, как правило, соответствующий: громкая речь, резкие и экспрессивные выражения, крики и угрозы, ненормальный блеск в глазах, активная жестикуляция. Фанатик не видит и не слышит реального мира, он живет в своей реальности.

Чем опасен фанатизм

Фанатизм – деструктивная приверженность чему-либо. Она лишает личностной свободы, развития и самореализации. Но это половина проблемы. Вторая часть опасности состоит в неспособности фанатика принять другую точку зрения, вообще признать сам факт сосуществования альтернативных идей. Результатом непринятия других идей становится вражда, войны, насилие, дискриминация.

Агрессия фанатика – ответная реакция защиты. Дело в том, что любое альтернативное мнение он воспринимает как угрозу и нападки со стороны окружающих.

Поводом для фанатика и другого человека становится что угодно: юбка вместо брюк, длинные волосы, украшение, поход в клубы. За любую мелочь, кажущуюся оппозиционной, фанат готов растерзать. Однако столь же ярко выражены положительные эмоции. Так, толпа фанатиков способна в прямом смысле разорвать своего лидера (кумира) на части.

Как избавиться от фанатизма

Как определить, фанатик человек или нет? Если он готов (по-настоящему, а не на словах) убить за свою веру себя или другого человека, то он фанатик.

  • Для избавления и профилактики фанатизма необходимо развивать , культуру ума и , уважение к человеческой как таковой.
  • Второй вариант – обесценить, разочароваться настолько, чтобы вместо ярких эмоций не испытывать к прежнему объекту ничего, то есть быть индифферентным.

Самостоятельно донести до фанатика опасность и ненормальность его состояния невозможно. Нужно обращаться к психотерапевту, однако и они не дают 100% благоприятного прогноза. Для избавления от фанатизма необходимо полноценное лечение и реабилитация, иногда с социальной изоляцией.

Но самое важное для лечения – желание личности избавиться от фанатизма, признание проблемы. Тогда есть хоть какие-то шансы.

До посещения психотерапевта близкие люди могут попробовать:

  • Развить критическое мышление фанатика: расширить его восприятие, найти несколько достоверных литературных источников, демонстрирующих плюсы и минусы веры больного. Нужно акцентировать внимание на разрушающей силе слепой веры. Примеров история знает немало.
  • Помочь фанатику определить главный страх, загнавший его в слепую веру. Страх – главная эмоция всех фанатиков. Они боятся мира, себя, лидера, прошлого опыта, будущего и т. д.
  • Поклонение культу похоже на . Даже механизм развития и избавления у них примерно одинаковый. Соответственно, рекомендации те же.

На момент терапии важно отлучить фанатика от источника возбуждения (культа). Его состояние в этот период будет напоминать ломку. Потому кто-то близкий и понимающий обязательно должен быть рядом.

Избавиться от фанатизма непросто, нужна длительная психотерапия и полноценная реабилитация. Необходимо помочь человеку повторно социализироваться в обществе, избавиться от второстепенного устроиться на работу, проработать и перестать убегать от них.

Где проходит грань между верой и фанатизмом? Хорошо бы знать. Ведь если вера – это чудесно, то фанатизм – это чудовищно. Можно ли как-то подстраховаться, чтобы избежать разрушительных крайностей и перекосов? Можно. Для этого нужно усвоить три основных правила, которые помогут нам всегда оставаться здравыми в вере – без фанатизма.

Думать
Одного известного человека спросили: «Каковы ваши самые стойкие привычки?» Он ответил: «Дышать и думать». Не хочешь стать фанатиком – привыкай думать, и думать сам. Вопреки распространенному мнению, христианская вера никогда не была «опиумом для народа». Ведь в Библии то и дело встречаются призывы рассуждать, использовать свой разум. К примеру, апостол Павел советует размышлять над Божьими словами, сопоставлять свою жизнь с учением Христа: «Вникай в себя и в учение... ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Апостол призывает нас не бездумно зубрить Священное Писание, а понимать его.

Оказывается, вера – понятие не только сердечное, но и умственное. По словам все того же Павла, служение Богу должно быть разумным (см. Римл.12:1). В своем письме христианам Рима он предупреждает, что не стоит слепо подражать всему, что принято делать в мире: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» (Римл.12:2). «Обновление ума», «познание» – эти слова никак не вяжутся с образом слепого подражателя и фанатика.

Вера в Бога не избавляет нас от необходимости думать. Наоборот, и Христос, и Его ученики советуют «испытывать» свои и чужие идеи, проверять, хороши ли будут их последствия, а уж потом действовать: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21; см. также 1Иоанн.4:1, 1Кор.14:20, 29). Бог не дал нам, людям, одну голову (к примеру, голову какого-нибудь великого лидера) на всех. Значит, Творец хочет, чтобы каждый из нас пользовался собственным мозгом. Так и будем поступать!

Решать
В одной из песен Владимира Высоцкого есть строчки: «А перед нами все цветет, за нами – все горит. // Не надо думать! С нами тот, кто все за нас решит!» Песня была о фашистах. Но религиозный фанатизм ничуть не лучше, чем политический: и то, и другое всегда несет разрушение (вспомните ту же инквизицию). А начинается все, как правило, с малого: человек в важных, принципиальных вопросах позволяет кому-то решать вместо себя. У нас есть выбор: либо мы сами несем ответственность за свои решения перед Богом, либо «перекладываем» эту ответственность на кого-то другого. Христианин прислушивается к советам, но берет ответственность на себя и принимает окончательное решение сам. А фанатик слепо слушается «вождя». Хочешь избежать фанатизма – учись принимать решения в своей жизни самостоятельно. И отвечать за их последствия.

Это не всегда просто. Тем более, что фанатичное следование за другими в чем-то удобно. Ведь тогда не придется рассуждать, делать выводы, принимать решения. А главное, потом в случае неудачи можно будет сказать: «Это он(а) меня попутал(а)!» И человек выбирает себе «великого вождя» – своего «заместителя» в отношениях с Богом. «Пусть священник читает Библию и говорит мне, что делать. А я стану только ходить в церковь пару раз в год, на Рождество да на Пасху, – я же не фанатик», – говорят многие... и не подозревают, что именно такая позиция – начало фанатизма. Потому что если сам человек не хочет разбираться, что есть добро, а что – зло, то он выбирает невежество. И, не ведая пути, он слепо идет за другими.

Примеров достаточно: священник сказал, что можно получить Божье прощение за деньги, купив индульгенцию, – и прихожанин поверил, стал вместо искреннего покаяния «выкупать» себе отпущение грехов. И невдомек бедняге, что таким образом он оскорбляет Бога... Высший чин заявил, что нужно «бить жидов, спасать Россию» или «гнать сектантов» (не потрудившись уточнить, кто такие сектанты) – и несведущий человек пошел громить соседа-христианина. Кто-то очень «умный» шепнул, что нельзя общаться с инославными, – и родители объявили бойкот детям, которые ходят «не в тот» храм. А почему, для чего, зачем? Эти вопросы люди себе не задают, потому что «начальству виднее». Но вот дети-то свои, а не начальства. И ошибки – свои. И отвечать перед Богом будешь сам: «Итак, каждый за себя даст отчет Богу» (Римл.14:12). За последствия наших поступков Бог спросит лично с нас. А значит, нам и решать.

Знать
Среди дорожных знаков есть один, очень красноречивый: в красном треугольнике – машина, которая едет по кривой... Знак называется «Осторожно, колея!» Вот если бы можно было поставить такой предупреждающий знак не только на проезжей части, но и на жизненном пути! Ведь часто люди попадают в «колею» стереотипных, расхожих, неверных представлений о Боге (а значит, и о жизни). А от невежества до фанатизма – один шаг... Не избежали такой ошибки и ученики Христа. К счастью, Иисус был рядом и вовремя остановил их, пока их рвение не обернулось трагедией.

Дело было в одном самарийском селении, где никто не пожелал пустить Христа в свой дом, чтобы Тот отдохнул с дороги. Тогда двое из учеников Иисуса предложили: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Илия, великий пророк прошлого, был одним из самых ярких фигур Ветхого Завета. Он потрясал современников великими и грозными знамениями, и ученики Христа хотели поступить по его примеру. Но они не приняли во внимание двух вещей: во-первых, жители самарийского селения не были столь сведущими в законе Божьем, как те израильтяне, которых наказывал Илия. Значит, с них и спрос другой. Во-вторых, теперь, во время Нового Завета, Господь хотел явить грешникам добрую Весть о спасении и прощении грехов, а не истребляющий огонь... В общем, ученики «попали в колею» старых шаблонов и упустили самую суть христианства. Религиозная «колея» не позволила им вовремя повернуть ход своих мыслей в сторону, угодную Богу. И Иисус запретил ученикам сводить огонь с неба. Он сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». (См. Лук.9:52-56).

Фанатик пытается угодить Богу, которого не знает. Верующий старается познать Бога, чтобы угодить Ему. Чтобы избежать крайностей, нужно знать Бога. Знать Его сущность, Его Дух, Его сердце. И всегда продолжать познавать Его через Священное Писание и молитву – самостоятельно, лично. Поступая так, мы перестаем быть легкой добычей для шарлатанов и лжеучителей. И приобретаем лучшее в мире противоядие от фанатизма – здравую, живую веру.
Не секрет, что нечистые на руку люди часто использовали религиозность людей, чтобы манипулировать ими. И сложилось мнение, что верующий человек – послушное орудие в чужих руках. (Наверное, поэтому многие до сих пор отвергают веру в Бога, ибо считают, что она делает человека наивным и слабым). Но с теми, кто старается узнать Господа и Его Слово не понаслышке, а лично, манипуляции не удаются. Ведь читая Библию, мы узнаем массу полезных вещей. Например, не только то, что нужно уважать власти, но и то, что важно «повиноваться больше Богу, чем человекам» (Деян.5:29; см. также 4:19). Мы начинаем понимать, что любые проповеди полезно сверять со Священным Писанием, чтобы узнать, «точно ли это так» (см. Деян.17:11). И тогда нас уже не так-то просто обмануть... не так-то просто сделать бездумными фанатиками, слепыми орудиями в чужих руках.

Бог создал нас, людей, не для того, чтобы мы были марионетками. Он оставил нам Библию не для того, чтобы она пылилась на полках, а чтобы мы – каждый, кто умеет читать – читали ее. И учились понимать ее Автора – Бога. Господь готов открывать Себя нам. Потому что желает видеть нас не рабами Своими, а друзьями. Он сам сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанн.15:15). Бог любит и уважает нас. И потому дает нам право самостоятельно думать, свободно принимать решения и познавать Его. Нужно пользоваться этим правом. Тогда в нашей душе будет господствовать не религиозный фанатизм. А вера, надежда и любовь.