Как помирить свои субличности? Субличности. Самостоятельная работа с ними

Для более эффективного взаимодействия с другими людьми, для лучшего понимания себя, желательно выделять в своей личности определённые грани, которые называются субличностями. Субличности - это программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей (Домохозяйка, Спортсмен, Дочь, Лежебока, Ленивое Я, Великий комбинатор, Слесарь-интеллигент со средним образованием). Грани личности - это инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени. Например, несколько на работе («бухгалтер» и «душа компании»), несколько дома («строгий отец» и «любящий муж»), несколько с друзьями («любить поговорить» и «шутник»). И есть множество вспомогательных граней личности, которые используются реже и активизируются для выполнения более редких задач. У каждой субличности можно выделить оттенки, состояния в которых она чаще всего бывает. Например, «папа» может быть строгим, нежным, любящим, защитником, хозяином.

Пример «Школьник»

Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала. Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня - редкое достижение в этой игре. За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается - он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение). Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни - «буйный директор» на работе, а дома - «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.

В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями. Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться. Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.

Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.

Пример «Работа и дом»

Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».

Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.

Пример «Пробежка»

«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку. Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).

Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей (см. пример «Консультация у психолога »). И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил (см. статью «Отождествление, осознанность, свобода воли и выбора »). В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности - человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом. Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.

Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно - если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет.

Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека. В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль (например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы. См. также статью «Расстановки по Хеллингеру. Влияние систем на человека »). Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.

Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался (см. статью «Архетип » и в разделе «Высшие архетипы » статьи «Потеря и возвращение души ») и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди» разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии). Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.

Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой. Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки. Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили. Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного - агрессирует, сменили на нежного - он нежный, активизировали лидера - он самозабвенно играет лидера, командует.

Пример «Мудрая женщина»

Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился). На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться. Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее.

Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации. Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает. Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил. Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.

Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).

Пример «Преображение мира»

Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.

Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку. Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую (см. технику выхода из навязчивых состояний в статье «Невидимый мир и его воздействие на человека »). Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.

Комментарии (14):
Наталья:

Алексей, добрый вечер!

Правильно ли я поняла, что все же есть некто «Наблюдатель», который анализирует и наблюдает за проявлениями субличностей, некое главное «Я» над «нами»? (все-таки осознание себя во множественном числе так и побуждает обратиться за консультацией к психиатру, скажу я Вам:-))

Алексей:

:-))
Наблюдатель есть, но, как правило, человек часто отождествлён с какими-либо субличностями, жестко ведом программами, безсознателен и ничего не замечает. Субличности - это роли-инструменты для ведения каких-то программ. Насчет анализирует (в смысле логики, оперирования фактами) - тяжело сказать что это слово подходит, возможно лучше сказать, что есть знание.
А психиатры и другие люди, которые заняты помощью, часто сами могут быть не очень здоровы (как физически, так и психологически) - они берут часть тяжести клиентов на себя.

Наталья:

Угу. Спасибо:-) Просто хочу понять, кто носитель информации о моих буддхических ценностях, о миссии, и если есть «истинный» наблюдатель, носитель «знаний» как Вы сказали, то как мне его выделить среди множества «я» (это какой-то особенный голос или что-то в этом роде). Ведь как-то же это знание должно попадать (трансформироваться, конвертироваться:)) на ментальный уровень, чтобы я могла его осмыслить.

Алексей:

среди множества «я» (это какой-то особенный голос или что-то в этом роде).

это процесс постепенный. Мешают услышать внутренний голос, в том числе: различные подавления, шаблоны, навязанные стереотипы, наводки из эгрегоров , психологические защиты , внутренняя ложь. На эту тему можно посмотреть статьи: «Исполнение желаний 2 », «Потеря и возвращение души » и «Зачем всё это ». Постепенно приводя эти сферы в порядок, человек может лучше чувствовать и слышать внутренний голос.

Ведь как-то же это знание должно попадать (трансформироваться, конвертироваться:)) на ментальный уровень, чтобы я могла его осмыслить.

Юра Гималайский:

Алексей, а субличности, их количество, типаж и т.п. уже изначально "заложены" в человеке? Может ли человек "искусственно" сформировать нужную ему субличность? А какую-нибудь ненужную, тянущую назад, наборот - убрать, стереть?

Алексей:

Можно сказать, что не столько субличности заложены, сколько энергии, которые к человеку приходят (например, их можно по гороскопу посмотреть). Чтобы проявить энергию создаются (по большей части безсознательно) субличности, как инструменты.

Как правило, ненужных субличностей нет - есть те, которые требуют переосмысления. Если что-то делается, то у этого есть причина и как-правило, прямолинейные попытки подавить ту или иную субличность могут приводить к деградации поведения, т.е. еще более дизгармоничные проявления будут (либо постепенно всплывут. Об этом см. подробнее в статьях: «Зачем всё это », «Желания человека »). Т.е. в основе действий, которые делает человек, есть какое-то, пусть и глубоко скрытое, рациональное зерно.

Сформировать субличность можно, если на это есть энергия. если энергии нет, то сформировать сложно - будет нечто эфемерное (и по факту будет действовать какая-то другая). Вопрос о формировании «нужной» субличности еще часто наталкивается на то, что человек начинает из своей обусловленности что-то из себя лепить, не чувствуя до конца ситуацию и еще сильнее её отягощая.

Субличности можно облагораживать, переводить на более высокий уровень, формировать положительные привычки. То, что на нижнем уровне выглядит как вредное, при переоисмыслении, переходе на более высокий уровень, может становиться (и становится) полезным, созидательным. Человек может субличности в себе постепенно взращивать на основе тех энергий, которые к нему приходят. Это можно делать более или менее гармонично. Например, приходит энергия на совершение какого-то конкретного действия, а человек её не реализовал в силу запретов. В итоге, эта энергия начинает его разрушать и требовать выхода, человек так постепенно может выработать в себе субличность, которая с подобными энергетическими «отравлениями» разбирается, проявляет, пусть и на более низкой октаве (например, на ком-то срывается).

Задолго до возникновения каких-либо событий, к человеку может приходить энергия, на которой он что-то совершает, готовится, чтобы потом эти события произошли. Например, чувствует сильное желание переехать и приходят на это силы. Потом оказывается, что он поехал в другой город для того чтобы там встретиться со своей будущей женой. Это к тому, что мероприятия, которые желательно чтобы состоялись, истинные, как правило энергетически подкрепляются, приходят силы и энтузиазм (пусть и не всегда явный, тонкий). Эгрегор будущей семьи может начать готовить будущих женихов задолго до их встречи, у них могут начать проявляться какие-то определённые интересы и постепенно на них выстраиваются субличности.

Есть одна притча. Начинающий монах заметил что он жадный в некоторых сферах. Он стал медитировать на эту тему и через некоторое время осознал, что жадность в этих сферах возникает из-за того, что он в них не чувствует проявления Высшей Силы, её заботы. Т.е. жадность выполняла функцию защиты и в этом её положительная роль. Через некоторое время он глубже проник в эти сферы, действительно почувствовал Высшую Заботу в них и жадность сама собой отпала.

Речи нет о том, чтобы насильно и прямолинейно заставить себя соответствовать каким-либо предписаниям, пусть и благим. Необходимое состояние пришло косвенно и естественно, через переосмысление, через более глубокое понимание и ощущение.

Надежда:

мне немного непонятно про субличности. Сколько их всего у человека?

Алексей:
Татьяна:

Алексей, добрый день! Уточните,пожалуйста, значит субличности это часть сознания человека, точнее сознание человека состоит из субличностей? Т.е. программы субличностей принадлежат не физ.телу. мозгу, а именно сознанию? Таким образом, те же субличностей, программы которых воплощаются в физическом мире могут проявляться и в астральном плане? В осознанном сне, например.

Алексей:

Александр, спасибо за отзыв! рад! :-)

Дмитрий:

Не мешают ли все субдичности одного в достижении одной конкретной цели человека? Допустим, он поставил перед собой задачу:купить дом. А остальные субличности, так сказать, со своей точкой зрения и им в лучшем случае все равно, будет дом или нет...либо вобще, просыпаясь утром утренняя субличность, которая не в настроении говорит - а ну его этот дом, нужен он мне больно... Как быть с этим? Можно ли какую то субличность сделать доминантной для достижения цели? Или все-таки остальные не влияют на это?

Алексей:

Иногда некоторые субличности могут противиться. Часто, если есть какая-то серьёзная задача, она может быть поддержана целым рядом субличностей и не только. Например, не только Работник и Добытчик нужен, но, вероятно и «Рачительное я», чтобы деньги копились и др. В доме может быть заинтересован «Глава Семейства», «Садовод» и тд. Также в доме может быть заинтересован семейный эгрегор и дети, которые пришли в семью, они тоже могут оказывать поддержку (энергетически, через появление возможностей). Чтобы купить дом (если это задача для человека на несколько лет), иногда необходимо серьёзно перестроиться, поменять распорядок дня, приоритеты, и это всё коснётся субличностей, их иерархии, энергии и времени, которое будет уделяться им. Какие-то части расширят своё влияние, а каким-то придётся подужаться. Например, если человеку нужно будет больше работать, то он меньше времени сможет уделять отдыху и увеселительным мероприятиям. При помощи работы на ценностном (буддхическом уровне) человек упорядочивает, реализующиеся через него, энергетические потоки так, чтобы создать во внешнем мире нечто.

Можно ли какую то субличность сделать доминантной для достижения цели?

Тут есть несколько моментов.

У Души, может быть много задач на эту жизнь, которые она бы хотела реализовать, может быть много направлений, в которых человеку желательно поучаствовать и реализовать себя. Если человек, в этом случае, замыкается на чём-то одном, то из его жизни может уйти удовлетворение. Удовлетворение может быть и при тяжёлой жизни, а может и не быть при лёгкой, беззаботной - человек, например, просто чахнет и мается, хотя, вроде, всё есть. Какую-либо задачу, цель можно разсматривать, не саму по себе, а как способ перестроиться, произвести внутреннюю работу, т.е. добиваясь внешних каких-то целей, человек может незаметно перестраиваться внутри, вырабатывать качества, получать опыт. Обращать внимание лучше на внутреннюю сторону, а не на внешнюю: смотреть идёт ли развитие человека, интересно ли ему это внутри, преодолевает ли какие-то препятствия он на своём пути. Деятельность может быть однообразной и скучной для внешнего наблюдателя, но внутреннее восприятие человеком её может быть совершенно другим: новым интересным, с вызовами и открытиями. А внешне пёстрая жизнь может быть утомительной и скучной, когда всё надоело.

Другой момент: человек может ошибиться с выбором цели, с точкой приложения усилий, может начать реализовывать ложную ценность, когда, например, на самом деле, дом не нужен (в данный момент) ни его Душе, ни близким. Тогда он совсем не ощущает поддержки, энергетически истощается, двигаясь в выбранном направлении.

И ещё на что можно обратить внимание. Некоторые субличности, которые мешают, можно разсматривать не как врагов, а как части, которые хотят как лучше, но не были поняты и услышаны. Иногда человеку необходим отдых и лучше было бы поспать, чем что-то делать, а он, игнорируя это, может делать ситуацию хуже. Иногда лучше услышать голос других частей, попытаться их понять и произвести изменения в своей деятельности. Когда же человек жёстко сконцентрирован на чём-то одном и не хочет обращать внимание на усиливающиеся сигналы со стороны других частей, то это может приводить к негативным последствиям. Например, человек может активно проявлять свои Солнце (воля, намерение, руководство) и Марс (активность), но и про Луну (здоровье, отдых) ему также не стоит забывать, уделяя и ей внимание.

Важно:

В рамках комментария нет возможности отвечать на личные вопросы («почему у меня так?», «как мне сделать чтобы…?», «как мне поступить?», «полезно ли мне...?» и подобные). Такие вопросы, часто, не имеют готового ответа, и требуют изучения конкретной ситуации человека и работы с ним, т.е. одной или нескольких консультаций . См. притчу в самом начале статьи «Системы интерпретации ».

Вопросы «эффективно ли...?» «поможет ли мне...?», «кого мне выбрать?» часто предполагают ожидание определённой гарантии с моей стороны, но я её не могу дать, т.к. если, например, человек идёт к специалисту или самостоятельно что-то делает, то я этим процессом никак не управляю, за него не отвечаю, и ничего обещать не могу.

Имя:
E-mail:

В обыкновенном общении двух человек реально принимают участие значительно больше, чем два «собеседника». Нет, нет, это не про , это про нормальных людей. На самом деле мы не одноплановы и не совсем уж целостны в общении и вообще.

Внутри каждого из нас под одной крышей личности живут субличности.

В нашей личности присутствует одновременно несколько субличностей (осознавая полную условность этого термина, назовем его так для удобства). Каждая субличность также принимает участие в диалоге со всеми своими установками, целями и методами их достижения.

Очень редко они говорят в унисон. Часто каждая субличность тянет одеяло на себя. Это они ведут у нас в голове внутренние беседы. И именно с ними мы очень часто спорим, переливаем из пустого в порожнее, при этом тратим большое количество времени и сил на борьбу с самим собой.

В общении с другим человеком часто правдива одна субличность , а вслух высказывается совершенно другая, одна понимает все правильно, а другая выпячивается и внушает нам более приемлемую ложь. Вот такой внутренний базар.

Читайте также: Темперамент и характер. Взаимосвязь

Теперь по-подробнее и на примере.

Вот вам анекдот:

Сидит Баба Яга на пне, прискакивает к ней Кащей Бессмертный и говорит:
— Эй, карга, выходи за меня замуж!
— Отвянь, дряхлый, не для тебя роза расцвела!

Вот вроде бы диалог. Но на самом деле в разговоре присутствует как минимум шесть субличностей !

Первая и вторая — это собственно наши герои, как они есть на самом деле. Реальная Баба Яга и реальный Кащей.
Третяя субличность — это Баба Яга, в своем собственном видении. Она представляет себя «вечно юной розой», слегка хромающей, что лишь добавляет ей обаяния в собственных глазах.
Четвертая субличность — Кащей, в своем собственном видении. Несколько худощавый молодой человек, богатый, умный, хороший воин.
Пятая — Баба Яга в представлении Кащея — неплохой вариант, знает магию и зельеварение, собственный участок с жилплощадью (на куриных ногах), транспорт (ступа с метлой). С виду кончно она не шик, нужен

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени.

Для более эффективного взаимодействия с другими людьми, для лучшего понимания себя, желательно выделять в своей личности определённые грани, которые называются субличностями.

Субличности – это программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей (Домохозяйка, Спортсмен, Дочь, Лежебока, Ленивое Я, Великий комбинатор, Слесарь-интеллигент со средним образованием) .

Грани личности – это инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени. Например, несколько на работе («бухгалтер» и «душа компании»), несколько дома («строгий отец» и «любящий муж»), несколько с друзьями («любить поговорить» и «шутник»). И есть множество вспомогательных граней личности, которые используются реже и активизируются для выполнения более редких задач. У каждой субличности можно выделить оттенки, состояния в которых она чаще всего бывает. Например, «папа» может быть строгим, нежным, любящим, защитником, хозяином.

При активизации различных субличностей, человек может очень сильно меняться – меняется его поведение, мысли и желания, ценности, взгляд на мир и других людей. Его проявления в разных сферах жизни могут быть совершенно разными, человек, порой, преображается до неузнаваемости. Один и тот же человек, может быть молчаливым при общении с глазу на глаз и говоруном-заводилой в большой компании, где-то он – чистюля и педант, а где-то – безалаберный неряха.

Пример «Школьник»

Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала. Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня – редкое достижение в этой игре. За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается – он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение).

Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни – «буйный директор» на работе, а дома – «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.

В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями. Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться.

Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.

Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.

Пример «Работа и дом»

Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».

Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.

Пример «Пробежка»

«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку. Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).

Если человек привык много врать себе, то он практически не замечает за собой лжи, не ощущает противного давящего чувства, его взор очень ограничен, много «белых» пятен, а попытки «раскрыть ему глаза» могут натолкнуться на очень большое сопротивление со стороны подсознания, агрессию. Ложь – это защита, которая сковывает проявления человека, сужает поле зрения и расходует его энергию, поэтому, желательно стараться защиты постепенно убирать, работать над собой. Работа над собой – это достаточно болезненный процесс, но он вознаграждается тем, что человек развивается, сбрасывает часть оков, становится свободнее, сильнее и энергичнее.

Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей. И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил. В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности – человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом. Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.

Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно – если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет.

Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека. В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы. Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.

Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди») разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии). Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.

Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой . Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки. Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили. Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного – агрессирует, сменили на нежного – он нежный, активизировали лидера – он самозабвенно играет лидера, командует.

Пример «Мудрая женщина»

Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился). На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться. Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее.

Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации. Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает.

Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил. Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.

Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).

Пример «Преображение мира»

Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.

Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку . Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую. Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.

Для более глубокого изучения темы рекомендую книги Петра Успенского «В поисках чудесного» и Авессалома Подводного «Человек многоликий» (очень детально разработано). опубликовано

Субличность (англ. subpersonality ) — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности "Диалог с голосами" (англ. Voice Dialogue, авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных "я", которые и называются субличностями. (рис.1)

Субличности могут враждовать, разговаривать, договариваться, дружить…

Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли. В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т.д.

Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.

В структуре сознания создатели "Диалога с голосами" выделяют три уровня:

  • Уровень наблюдения, или осознания.
  • Уровень субличностей.
  • Уровень Эго — золотая середина, которая лежит между "первичными Я" (субличности) и "отстранёнными Я" (наблюдение) человека.

Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не даёт никаких оценок, не делает никаких выводов.

По теории Сидры и Хэла Стоун, субличности, возникшие в процессе созревания психики человека, служат для защиты "внутреннего ребёнка" от уязвимости и беззащитности и позволяют достигать поставленных в жизни целей. (рис.2)

Субличность — это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри вашей большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей. Называние личностных особенностей субличностями даёт возможность работать с ними как с живыми существами: воевать с ними, разговаривать с ними, договариваться… Субличности — это другое название личностных особенностей, желаний, стремлений и привычек.

В терапевтической практике субличности обычно наделяются способностями и достоинствами, существенно превосходящими способности и достоинства клиента. А именно, по воле психологов и психотерапевтов, субличность очень живое, деятельное и творческое существо, умеющее бегать в прошлое, залезать глубоко в Бессознательное, устанавливающее неформальные и активные контакты с другими субличностями, способное знать то, что не знает сам клиент, умеющее заботиться о клиенте, имеющее всегда только позитивные намерения и способное (иногда) действовать по принципу "Для того чтобы, а не Потому что…".

"Субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определённую совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т.д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании".

Роберто Ассаджиоли.

Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей, и это зависит как от действительных личностных особенностей, так и от фантазии человека, готовности человека предположить у себя ту или иную субличность.

Использование такой рабочей метафоры, как "субличность", прижилось в психотерапевтической работе. Такое называние привычек и личностных особенностей субличностями для людей с развитым метафорическим мышлением позволяет коротко и ёмко описывать одним словом богатый поведенческий набор. У развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Это формирует у клиента более серьёзное отношение к происходящему и сильнее мотивирует.

Сегодня мы поговорим о самом близком нам человеке – о себе. Очень часто можно встретить ситуацию, когда нас как бы тянет в разные стороны, и мы не можем определиться чего мы хотим. Вернее мы хотим разные вещи, которые взаимно исключают друг друга – и эти наши желания тянут нас в разные стороны, не давая сосредоточится на чем-то конкретном. Давайте же рассмотрим, почему это происходит.

Либо нас так создал Бог, либо в процессе эволюции, но человеческий мозг устроен так, что заставляет нас желать в разное время своей жизни совершенно разные вещи. Часто это связанно с нашим возрастом, но далеко не всегда. Недаром говорят, что есть люди, которые и в 60 лет ведут себя как дети. На протяжении всей нашей жизни, нас сопровождают наши субличности – которых условно называют: ребенок, взрослый и родитель. Они есть в каждом из нас в любом возрасте, и именно то какая из субличностей доминирует в данный конкретный момент и определяется наше основное поведение в обществе.

Чего же хочет каждая субличность, из типов личности.

Ребенок хочет в первую очередь получать удовольствие и развлечений. Он хочет, чтобы его любили, покупали ему игрушки, он не берет на себя ответственность за жизни других людей, он даже не руководит своей жизнью. Все наши мечты, исполнение которых несвязанно напрямую с самим собой – это желания ребенка.

Желания взрослого , конечно же, отличаются. В первую очередь это стремление доказать всем окружающим, что являешься нужной частью общества. Стремления повыше забраться по социальной лестнице, карьерного роста, богатства, быть востребованным у противоположного пола, быть необходимым другим людям – это желания взрослого. Когда доминирует эта субличность, человек начинает брать ответственность за свою жизнь, за то, что он делает.

У родителя приоритеты меняются. Главным становится безопасность, материальная обеспеченность (в отличие от богатства), уважение. Готовность взять ответственность за жизнь не только себя, но и других людей – является главной отличительной чертой родителя. И это необязательно должны быть дети, могут быть другие родственники или совершенно посторонние люди – значение не имеет.

Давайте на примере разберем, как будет звучать одна и та же цель у разных людей, в которых доминируют разные субличности. Ребенок может ее себе представлять так – «Я хочу жить в хорошем доме». У взрослого она же может звучать так «Я хочу заработать и купить хороший дом». В этом случае прослеживается ответственность, которую возлагают на себя за реализацию своей мечты. А вот у родителя она может быть примерно такой «Я хочу построить для своей семье хороший дом».

Для чего же нам все это надо. В первую очередь для понимания того, за какие Ваши желания отвечает та или иная субличность. Попытайтесь абстрагироваться от других и определить, чего хочет каждая из них по отдельности – желания их будут точно разные, а часто и противоположны друг другу. И все что Вам надо сделать – это чтобы они договорились между собой, но при этом, не врать себе. Определите, какая из субличностей главная в данный момент – и сосредоточьтесь на тех целях, которые ей больше подходят. Это значит, что исполнение таких желаний будет для Вас более комфортно и эффективно в данный момент времени. Потом все может измениться, когда это произойдет, Вы поймете сами.