Как ощутить радость в христианской жизни. Человек без смысла - не может быть здоровым. Встретил и полюбил ли ты себя

Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, - впрочем, лишь от того, что связано с грехом, - но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы - Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна» .

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль» .

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы - совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения - без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость - плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств» .

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби» .

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16) со словами «блаженны плачущие» (Мф. 5: 4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово - благоприличную веселость» .

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 10). О втором - преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем» .

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего» .

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые» .

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное» .

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, - да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее» .

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он» .

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу» .

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие» .

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” (Пс. 95: 11-13)… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16: 22)» .

Жизнерадостность - это не просто свойство темперамента. Это качество, которое очень нужно мне и нашим сестрам в работе, поэтому мы должны научиться радоваться, выращивать радость в наших сердцах.

Радость умножает наши силы, душевные и физические.
Радость - лучшая защита от искушений диавола. Диавол подобен носильщику, который тащит на плечах мешок с грязью. Он использует любую возможность, чтобы бросить в нас грязью. Радостное сердце знает, как защититься от этой грязи.

Бог может полностью завладеть нашей душой, только если душа с радостью отдается Ему. "Святой, который печален, - плохой святой, - любил повторять Святой Франциск де Салес. Святая Тереза волновалась о своих сестрах только тогда, когда замечала, что они в плохом настроении. Детям и бедным, всем тем, кто страдает и одинок, не нужны наши кислые физиономии. Им нужны наши счастливые улыбки, радость, исходящая из наших сердец, влюбленных в Бога. Радость очень заразительна, поэтому я всегда призываю сестер "наполнить" сердце радостью перед тем, как идти к людям.

Радость - это сила, радость - это любовь. Лучший способ выразить свою благодарность Богу и людям - это принимать все, что случается в жизни, с радостью. Если все проблемы и неприятности принимать стойко, с радостью и улыбкой, Бог поможет вам справиться с трудностями. Сердце, в котором живет любовь, радостно.

СЛОВО "РАДОСТЬ" В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ОЗНАЧАЕТ ЕЩЕ И СЛОВО "СЧАСТЬЕ". ЧЕЛОВЕК БЕЗ БОГА СЧАСТЬЯ НЕ ИМЕЕТ, ИБО ПЕЧАЛЕН ЕГО УДЕЛ И ТРАГИЧЕН ФИНИШ ЖИЗНИ, ЗАКАНЧИВАЮЩИЙСЯ ВЕЧНЫМИ МУКАМИ В АДУ. ГРЕШНИК НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, ИБО ДУХ ЕГО ДЕМОНИЧЕСКИ УГНЕТЕН. А МЫ С ГОСПОДОМ ИДЕМ РАДОСТНО И ВЕСЕЛО, ДАЖЕ УЛЫБАЯСЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ. ГОСПОДЬ В ДУШЕ-ЭТО НЕИЗРЕЧЕННАЯ РАДОСТЬ И ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОЛГОЖДАННОЙ РАДОСТНОЙ ВСТРЕЧЕ С НАШИМ СПАСИТЕЛЕМ. ВЕЧНАЯ СЛАВА НАШЕМУ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ.
«Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет.» Прит. 10:28
«Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.» Прит. 12:20
«человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;» Еккл. 2:26
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» Рим. 14:17
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:» Мф. 5:12
«Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» Лук. 10:20
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.» Фил. 4:4

Радость является исключительно важной составляющей христианской жизни. Нам заповедано не просто радоваться, а радоваться всегда.
Мы читаем в Библии:
"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь." (1Фес. 5.16-17) Можно ли после этих слов молиться без радости?

В нагорной проповеди Иисус объясняет как правильно поститься:
"Также, когда поститесь, не будьте унылы,
как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и
Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." Мат 6.16-18

Почему столько внимания уделено радости?
Служение Богу невозможно без радости.

"За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя." Второзаконие 28.47-48

Это важно для нашего здоровья. Мы сотворены Богом, чтобы жить в радости!
"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости." Притчи 17.22

Радость придает нам силы.
"И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас." Ниемия 8.10

В радости достигается понимание и единство с людьми.
"Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена- в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь." Фил 4.2-4

Как можно всегда радоваться?

Прежде всего это Сам Господь Бог! Невозможно пребывать в общении с Богом без радости.
"Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем." Псалом 31.11

Обещание вечной жизни с Богом для верующих.
"но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах." Луки 10.20-21

Жизни других верующих.
"Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы-- слава наша и радость." 1 Фес 2.19-20
Радуйтесь!

Призыв апостола к "всегдашней радости" нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и "плача о грехах своих", тем не менее "всегда радоваться"? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения "Свете тихий…" говорится вовсе не о "тихом", а о "радостном" свете (ilaron - веселый, радостный )).
Для "обоснования" такого "безрадостного" мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой - восхваляющих сетование о гресех: "Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья" (Еккл.7:4), "горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк.6:25), "Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь" (Лк.6:21). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.

1. Два типа "радости" и "печали"
Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов "радости" и "печали": "о Господе", т.е. имеющие свой источник в Боге, и "мирские", ведущие к отрыву от Божественной жизни.
1.1. Мирская радость
Действительно, "мирская радость" часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: "Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22:13). Для такой "радости концом бывает печаль" (Прит. 14:13) и именно такая "радость" неприемлема для христианина: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль" (Иак. 4:9).

1.2. Чрезмерная печаль
С другой стороны, "чрезмерная печаль" (2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла "Павлова), "человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни" . По словам ап. Павла "печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10).

1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней
Если же говорить о "печали и радости" в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является "печалью ради Бога", которая "производит неизменное покаяние ко спасению", в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней "суровостью" и "угрюмостью" очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: "те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения... они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость" (Невидимая брань) .
Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто "вид благочестия" (2Тим. 3:5), "принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям" (Мф. 6:15-18) - а иногда и самим себе - кающимися. Подобный самообман и лицемерие во "всплеске эмоций" не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего "я". Таким образом "сетование" не довлеет само по себе - оно лишь средство к достижению Богообщения: "печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией", - говорит авва Исаия . А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. Серафима Саровского "не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего".

1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: "Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня" (Пс. 50:14). Даже пост - время сугубого покаяния - должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: "так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8:19), "им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его" (Ис. 61:3, 58:14).

2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: "радуйся, Благодатная!" (Лк. 1:28). В греческом тексте слово c¼r= (корень слова "радость") звучит дважды: в слове "радуйся" (ca_re) и в слове "Благодатная" (kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское "радуйся, обрадованная" или "радуйся, полная радости" - ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и "радости вечной" (Ис. 35:10). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10-11).
Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым "праздником праздников и торжеством всех торжеств" для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: "радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 15:11; 16:22).

3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости - в Боге
Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, - она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума "хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их "с великою радостью" (Иак. 1:2). "Радуйтесь и веселитесь", - говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) - в этом и заключается феноменальность христианства: христиане "при всей скорби… преизобилуют радостью" (2Кор. 7:4), причем "радостью неизреченною и преславною" (1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее "радостью непорочною о Иисусе Христе" .
Таким образом, именно благодать Божия является источником "радости о Господе", той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и "изливается" на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является "плодом Духа" (Гал. 5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно "радость во Святом Духе" является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом (Рим. 14:17). "Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся", - говорит преп. Серафим Саровский , который всей своей жизнью показал возможность "совместимости" горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью "о Господе". То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: "Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием" (Соф. 3:17).

6. Житейские радости
Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных "житейских мелочах" он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки иметь источником Божию благость: "когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем" .

Заключение
Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние - это радость. Эта "радость о Господе" имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, "радуясь с радующимися и плача с плачущими" (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут "в радость Господина" своего (Мф. 25:21), а "печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35:10).

В мессианской общине я заметила особенность ни в какой церкви я не видела- каждый шабат начинается с симха Тора - радость Торы. В этой песне очень простые слова: радуйся, народ, Бог нам Тору дал и благословений дождь послал. Песни еврейские очень заводящие и жена нашего равина всех вовлекает в танец. Хочешь не хочешь, но если уступаешь приглашению то настроение поднимается и улыбка появляется на лице.

Однажды я помню в связи с войной на Украине, у меня было очень плохое настроение и не хотелось идти на шабат. Но я потащила себя. Это было как Бог ко мне говорил один на один когда Фаина (жена нашего равина) свидетельствовала чью-то историю. Она говорила в тот день о женщине, у которой была больна дочь, и она вся расстроеная не хотела идти на шабат, но пошла и пела и танцевала и проповедь слушала, и на всем служении присутствовала, а когда пришла домой, то узнала что дочка за это время полностью была исцелена.

Бог тогда научил меня радоваться несмотря на внешние обстоятельства. Не играть в эту игру любит, не любит в отношении радости. Если все по-моему я радуюсь, если едет дождь или дует сильный ветер или еще что не подходит моему вкусу, то все я уже сижу как та туча, на которую я же и сержусь. Павел и Сила после избиения, сидя в тюрьме в кандалах, молились и пели гимны Богу (Деяния 16). Почитайте чем это закончилось. Не сверхъестественным освобождением ли? Не покаянием ли их стража?

Неемия 8:10

К Филиппийцам 4:4
Всегда радуйтесь в Господе, и я еще раз говорю: радуйтесь!

Аввакум 3:18-19
я все равно буду радоваться Господу и ликовать о Боге, моем Спасителе. Владыка Господь - моя сила; Он делает ноги мои сильными, как у оленя, и возводит меня на высоты.

Исаия 12:2-3
Истинно, Бог - спасение мое, буду надеяться на Него и не стану бояться. Господь, Господь - моя сила и песнь; Он стал мне спасением. Радостно будете черпать воду из колодцев спасения.

Иеремия 15:16
Твои слова были найдены, и я съел их; Твои слова стали моей радостью и весельем моему сердцу, ведь Твоим Именем я наречен, Господи, Бог Сил.

К Евреям 12:2
Будем неотрывно смотреть на Иисуса. От начала до конца наша вера зависит от Него. Он ради предстоящей радости претерпел смерть на кресте, пренебрегши позор, и сейчас сидит по правую сторону от Божьего престола.

1-е Фессалоникийцам 2:19-20
Ведь кто, как не вы, наша надежда, наша радость, наш венец хвалы перед Господом нашим Иисусом когда Он вернется?! 20 Потому что вы - слава наша и радость!

1-e Петра 4:13
Наоборот, радуйтесь тому, что вы тоже участвуете в страданиях Христа, чтобы вам радоваться и веселиться и тогда, когда откроется Его слава.

Иакова 1:2-4
Братья, когда вы сталкиваетесь с различного рода испытаниями, считайте это великой радостью. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость, а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы стали зрелыми и цельными, без всяких недостатков.

К Галатам 5:22-23
Плод же Духа - это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, доброта, верность, кротость, умение владеть собой. В Законе нет ничего против этого.

Как у меня обстоят дела в этом отношении?
. Откуда исходит моя радость?
. Насколько мои мысли заняты страхом, непрощением, ревностью, завистью...?
. На каком уровне моя радость когда я предаюсь стрессу, печали, недовольству, раздражению, неудовлетворенности...?
. Могу ли я определить псевдо радость?
. Задумывался ли я над построением стратегии «возвращение радости»?
. Каждый ли я день думаю о радости?

В тексте Писания я насчитала 9 ивритских и 5 греческих слов, которые переведены на русский «радость». Я уже знала что в греческом есть 4 или 5 слов, которые переводятся «любовь» и это разная по качеству «любовь». Я уже знала что в Писании есть 3 греческих слова, которые переводятся на русский «жизнь». С «радостью» оказалось еще интересней.

Симха (H8057) чаще всего использованное слово, которое значит радость, мирт, веселость, празднество, удовольствие, счастливые результаты. Другие слова синонимы имеют тоже значение Хедва (H2304), Шашон (H8342), Гил (H1523), Хара (G5479), Ифрасуне (G2167) или отличаются по виду выражения радости и ее силы проявления Масос (H4885), Агалиасис (G20) - ликование/радость победы например, Ранен (H7442), Ринна (H7440) - петь от радости, Теруа (H8643) - сигналить, шуметь, кричать радуясь, Дутс (H1750) - танцевать от радости, Скиртао (G4640) - прыгать от радости, Калхаотай (G2744) - радоваться, хвалиться, славить за что-то.

На праздники в библеейские времена был обычай помазывания маслом радости в качестве инаугурационной церемонии - эмблеме божественной силы и величественности. Например на это намекается К Евреям 1:9 «Ты возлюбил праведность, а беззаконие возненавидел, поэтому, о Боже, Твой Бог помазал Тебя маслом радостиАгалиасис (G20) больше, чем Твоих сотоварищей.»

От слова Хайро (G5463) - радоваться, приветствовать, процветать - происходят слово Хара (G5479) - радость, упомянутое выше и слово Харес (G5485), переведенное на русский «благодать», что для меня было открытие. Радость и благодать имеют общий источник.

Харес (G5485) значит Благодать; то что дает радость, удовольствие, восторг, наслаждение, сладость, привлекательность, очарование; Милосердная Доброта с помощью которой Бог влияет на души, приводит их ко Христу, увеличивает веру, знание, любовь, помогает практиковать христианские качества; Благоволение.

Противоположность радости - это скорбь Ягон (H3015) что значит горе, печаль, скорбь, беда, тоска, грусть, страдание, мучение. И Господь преобразует скорбь в радость. Он повторяет опять и опять - радуйся (Филипийцам 4:4). Это можно сказать 11-ая заповедь. Только сердце, переполненное радостью, славит и благодарит Бога по-настояшему. Поэтому дьявол так старается украсть у нас нашу радость, что есть плод Духа (К Галатам 5:22)

Есфирь 9:22
как время, когда иудеи избавились от своих врагов, и как месяц, когда их скорбьЯгон (H3015) обратилась в радость, Симха (H8057) а их плач - в праздник. Он написал им, чтобы они соблюдали эти дни как дни пиршеств и радости, Симха (H8057) и посылали друг другу съестные дары и подарки бедным.

Радость всегда ассоциируется с взаимоотношениями; это блеск в глазах того, кто рад нас видеть; это ощущение что мы особенные даже без единой попытки это доказать - Радость Начинается Здесь

Радость - это не просто счастье, взрыв эмоций, страсть, наслаждение. Она не может быть просто сведена к чувствам, которые приходят и уходят. Радость способствует развитию сильных и преданных отношений между близкоми людьми - Радость Начинается Здесь

Секвойя растет выше 100 метров высотой, шире 7 метров в диаметре; может жить больше 3,000 лет и не горит. Шишки открываются в огне и пепел служит как удобрение. Эти деревья могут расти всего лишь в метровом слое почвы и выдерживать сильный ветер. В чем секрет такой силы? В переплетенных корнях, которые поддерживают друг друга и разделяют общие ресурсы. Делитесь радостью с другими. Не позволяйте кому то портить ваше настроение, а наоборот попытайтесь отвлечь этого человека от черных мыслей. Улыбка и смех - заразительны.

Негативные мысли разрушают радость - злые, критические, осудительные, обвинительные, субъективные. Проверяйте ваши мысли на вшивость. Найдете вшивую - выбросьте из головы.

К Филиппийцам 4:8
И наконец, братья, размышляйте о том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, что приятно и восхитительно, о том, в чем есть добродетель, и о том, что достойно похвалы, - пусть это занимает ваши мысли.

Для Бога наши отношения с Ним важнее чем наши недостатки, сопротивление, изъяны и пороки. Для Него отношения с нами и восстановление отношений ценнее чем наши проблемы. Господь знает что наши отношения с Ним есть основа для преодоления греха, непослушания, проступков - Радость Начинается Здесь

Когда мы грешим или кто-то грешит против нас мы реагируем автоматически.
Если мы грешим, то автоматическая реакция - чувство вины
Если кто-то грешит против нас, то автоматическая реакция - чувсто боли
Эти реакции говорят нам что что-то неправильное, несправедливое случилось, что-то сломалось и требует исцеления - ИстинноеЛицо

Большинство из нас не знают что нам делать с этими внутренними реакциями. Как Адам мы чувствуем себя оголеннымы и пытаемся спрятать или перебороть чувство вины или боли. В этот момент это срабатывает как самосохранение. Но такой выбор привносит в нашу жизнь конфуз, смущение, искривление, спешку и вызывает новую волну боли, смятения и заставляет носить маску - ИстинноеЛицо

Как нераспознанная болезнь тихонько разносит яд по кровяному руслу так и выбор прятать или игнорировать/пренебрегать чувствами вины и боли оставляет грех неразрешенным. Мы может быть видим что у нас силы не те что раньше, но мы виним это на что-то или на кого-то и не понимаем что невидимый, внутренний враг истощает нашу энергию и радость. Мы можем пренебрегать или отмахиваться, но хотя и скрытый на время, неразрешенный грех всегда погребен заживо - ИстинноеЛицо
Хорошая новость в том что в любой момент мы можем остановить вред, применяя Божьи способы и силу порешить с грехом. Но если мы не используем Божью помощь, то разрушение продолжается - вина и боль перевоплощаются в дюжину мерзких реакций и послереакций: стыд, обвинения, страх, отрицание, гнев и их ассортимент ядовитых родственников. Что-то под нашей же крышей начинает нас разрушать - ИстинноеЛицо

Как порешить грех в нашей жизни?
Избирая сознательные ответные реакции, а не автоматические

Противоядие чувству вины есть исповедание G3670 - гомологео что значит высказывание вслух, говоря тоже самое, соглашаясь с Богом что соделанное есть грех и покаяние G3340 - метаноэо что значит передумать, иметь противоположное понимание; H7725 - шуув или шува что значит развернуться в обратную сторону, вернуться назад, восстановиться).

Противоядие чувству боли есть прощение H5547 - селиха что значит помилование, оставление без наказания; G859 - афесис что значит освобождение из тюрьмы, отпускать без наказания

2-е Коринфянам 10:4-6
Мы сражаемся не обычным[плотским] оружием, но оружием Бога, которое способно разрушить самые неприступные духовные твердыни. Мы опровергаем доводы и опрокидываем все надменно воздвигаемые препятствия против познания Бога. Мы берем в плен каждую мысль, чтобы сделать ее послушной Христу. Мы готовы наказать всякое непослушание, как только ваше послушание станет совершенным.

Избирайте сознательные ответные реакции, а не автоматические, беря в плен каждую мысль, отвергайте, наказывая непослушные мысли, и принимайте послушные мысли. Вину отвергните исповедуясь и каясь; не принимайте боль, прощая.

Неемия 8:10
Он сказал им: - Идите, ешьте лучшую еду, пейте сладкие вина и посылайте долю тем, кто ничего не приготовил. Этот день свят для нашего Владыки. Не печальтесь, ведь Господня радость - ваша сила!

Что было причиной праздника? Народ слушал Закон Божий, после объяснений люди поняли как они согрешили перед Богом и раскаялись, плача. Тогда Бог освятил день и повелел больше не печалиться, а радоваться, простив им их грехи. Отношения с Господом и Его народом были восстановлены.

Спержин так коментирует эту радость: эта радость Божественного происхождения; подразумевает примирение, принятие, поклонение, близкие отношения, уверенность в будущем гарантированном Божественной благостью; символ духовной жизни и источник силы.

1-e Иоанна 1:9 Исповедание - Прощение - Очищение
Отче, Авва, Папочка, я признаюсь что я растерял радость и поддался печали, тоске, страданию, мукам, досаде, недовольству, раздражению.
Пожалуйста прости меня. Я принимаю твое прощение, я прощаю себя и всех, кто способствовал тому.
Я преображаюсь, обновляя мой разум (Римлянам 12:2). Я имею разум Христов (1 Коринфянам 2:16) и мыслю как Христос (Филиппийцам 2:5) теперь. Я покоряюсь Богу, противостаю дьяволу и он бежит от меня (Иакова 4:7).
Я прошу восстанови твою радость во мне чтобы я мог черпать из колодцев спасения. Верою я принимаю исцеление, процветание, здравый ум и восстановление отношений в семье.
Дух Святой, наполни мое сердце, пребывай во мне. Скажи мне истину в отношении радости и скорби.

Вы читали книгу “Полианна”? Эта книга о маленькой девочке, которая рано осталась без родителей, но при этом смогла сохранить оптимизм и своей жизнерадостностью изменить к лучшему жизнь многих людей. Так вот, Полианна говорила, что в Библии слово «радуйтесь» упоминается более восьмисот раз, а значит, Сам Бог хочет, чтобы мы были счастливыми. Бог создал человека, как объект Своей любви и радости. Поэтому жить в любви и радости – одно из наших предназначений. Даже наше здоровье улучшается от смеха и радостного настроя, и наоборот, просто от пессимизма и тоски человек становится намного более подверженным самым различным заболеваниям.

В благодарности заключена огромная сила. Если мы умеем быть благодарными, то всегда найдем в себе силы для продолжения своего пути. Каждый день нашей жизни – это подарок, мы можем радоваться каждому дню. Если мы благодарны за все, что с нами происходит, то в нашей жизни нет пространства для обид, так как нет ложных ожиданий; мы становимся независимыми от обстоятельств, и наша жизнь наполняется радостью.

Когда Бог творил этот мир, Он радовался каждому дню: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». (Быт. 1:31) В конце каждого дня Бог видел: то, что Он сотворил – это хорошо, а хорошо – это то, что приносит радость. Более того, Бог создал все по образу и подобию Своему. Нас всегда радует то, что на нас похоже. Глядя на Творение, Бог испытывает огромную радость, и все, созданное Им, наделено Его природой. Если бы мы задумывались об этом, то радовались бы ветру и снегу, деревьям и насекомым, солнцу и дождю. В природе нет ничего, что сделано плохо, сделано наспех, нет ничего бессмысленного. Если в суете пролетающих мимо дней мы только остановимся на минуту и вдохнем полной грудью, то сможем наполнить свое сердце радостью и благодарностью.

Представьте себе, что могло бы быть, если бы Бог творил все наспех, если бы Он грустил во время творения или Его одолевала бы тоска: «Бог проснулся очень поздно. Он понял, что уже опоздал на работу, но все-таки вынужден был на нее пойти. Вообще с самого утра день не задался, и работать не хотелось. По плану было творение неба и земли; наспех сотворив и то, и другое, Бог решил отдохнуть. Увидев то, что Он создал, подумал: «Не забыть бы переделать, пока никто не увидел…» Но потом Он решил: «Может, и так сойдет». Создавая свет и тьму, Бог так спешил, что забыл про свет, и устроил кромешную тьму. На следующий день Бог опять проспал, настроение «никуда не годится», Он решил вообще на работу не идти, поэтому сушу создавать не стал, и остался мир, полный воды. Потом насадил Бог деревьев плодовитых и траву, но, так как суши не было, то корни деревьев быстро сгнили, и зелени не осталось. Посмотрел Бог на то, что создал, и сказал: «Скукота. Потом переделаю, когда настроение получше будет». Но так как настроение не улучшилось, то все так и осталось. Населил Бог Землю птицами небесными и рыбами морскими, и всякими тварями, пресмыкающимися по земле. Твари и птицы утонули, а рыб Бог вывел только один вид – треску, и подумал, что уже и так неплохо поработал, и потом весь энтузиазм уже иссяк. За звезды, светила и человека Бог решил не браться вовсе, потому что и без них мир сможет как-нибудь прожить, не стоит лишний раз напрягаться. В конце концов, Бог сказал: «Слава Мне, пора на заслуженный отдых». А потом у Бога от скуки началась вечная депрессия, и в темном водном мире трески так ничего и не поменялось».

А как мы относимся к собственной повседневной работе?

Радость – это подлинная сущность Бога. Бог творил во имя счастья и радости. Человек изначально создан, как объект счастья, радости и любви. В результате грехопадения Бог и человек стали скорбными и несчастными, но это преходящее явление. В тот момент, когда в мире восторжествует порядок, даже воспоминания о скорби и слезах будут стерты из памяти Бога и человека.

Очень важно устроить свою жизнь таким образом, чтобы грех больше не казался привлекательным. Если посмотреть на жизнь действительно святых людей, то можно увидеть одну закономерность: они настолько счастливы в своих отношениях с Богом, что сама греховная жизнь и ее наслаждения совершенно не притягивают их. Преп. Мун Сон Мен постоянно говорит о том, что человек, познавший Истинную Любовь, больше никогда в жизни не захочет никакой другой любви. То же самое касается и духовной жизни: если мы счастливы во взаимоотношениях с Богом и испытываем настоящую небесную радость, то мы ее уже никогда не променяем на суррогат, который предлагает современный мир. Если ты купил хорошие фирменные ботинки и проходил в них пять лет, то потом уже не пойдешь на китайский рынок, чтобы купить «одноразовую» обувь. Один мой друг любит говорить: «Я не настолько богат, чтобы покупать одежду на рынке». Настоящие вещи отличаются от подделок тем, что они более качественные, более удобные и более долговечные. Подделки более доступные, дешевые, возможно, более красивые, но очень недолговечные. Также и с духовной жизнью: научиться жить с Богом не просто, но, достигнув этого, обретаешь источник вечной радости. Жить греховной жизнью намного проще – каждый может стать злодеем, но, став таким человеком, теряешь возможность обрести подлинную радость и довольствуешься «дешевой подделкой».

Все дети улыбаются и смеются около четыреста раз в день. Все дети, без исключения, понимают, зачем они созданы; даже если что-то печальное происходит, они легко об этом забывают, снова смеются и радуются. Взрослые люди под грузом тягот и проблем порой утрачивают эту способность. В России взрослый человек в среднем улыбается от четырех до десяти раз в день. Может, нам стоит вспомнить детскую непосредственность, и заново научиться радоваться жизни?

Подлинная радость противоположна гедонизму. Гедонизм – это разгульный образ жизни, когда человек гонится за внешними телесными удовольствиями; ему постоянно требуются все большие и большие. Гедонизм приводит к тому, что то, что радовало еще вчера, сегодня больше не радует, требуется новый вид «удовольствия». В конце концов, все «приедается», и больше уже ничто не может по-настоящему порадовать. Для подлинной радости не нужен какой-то особенный повод, нет необходимости в том, чтобы условия нашей жизни изменились, или произошло что-то грандиозное, можно радоваться даже просто тому, что ты жив, а это само по себе уже сулит нам большие перспективы! Самое первое, что человек делает в своей жизни – это вдох, и самое последнее, что он делает перед смертью – это выдох. Вся наша жизнь пролегает между первым вдохом и последним выдохом. Представляете, как можно радоваться тому, что мы просто дышим! Эта наша возможность дышать ценнее всех сокровищ мира. Задержите дыхание хотя бы на одну минуту (если вы тренированный человек – на пять минут), а потом задайте себе вопрос: что бы вы предпочли, снова начать дышать или гору золота? Получается, что один вдох ценнее всех сокровищ мира.

Многим людям свойственна иллюзия, что радость можно ожидать только лишь тогда, когда изменяются условия нашей жизни. Школьники надеются на счастье по окончании школы; неженатые и незамужние уверены, что счастье обрушится на них, как только они вступят в брак; супружеские пары мечтают о счастье, которое придет в их семьи с появлением детей. Потом мы ждем счастья, которое настанет, как только дети вырастут, а едва это произойдет, нам начинает казаться, что мы были более счастливы, когда они жили вместе с нами.

Когда мы находимся в месте, где нам не очень приятно, но по каким-то причинам мы должны там находиться, то обычно мы начинаем ждать, когда же, наконец, это время пройдет, и мы займемся тем, что нам принесет радость. Мы планируем, как все это будет происходить, мы мечтаем об этом, а потом все выходит совсем не так, и наши нереализованные ожидания приносят нам одно разочарование. Каждый раз после этого можно задавать себе вопрос: «Зачем я вообще все это планировал, об этом мечтал, так этого ждал, если в итоге все получилось совсем не так, как я хотел?» Получается, что мы ожидаем, что когда-то в будущем произойдет что-то, что принесет нам радость, и, к сожалению, не замечаем массу удивительного, что происходит с нами именно сейчас. Если мы не можем радоваться сегодня, мы не сможем радоваться никогда. Если мы ждем благоприятных условий для радости, мы будем ждать их до самой смерти. Если мы хотим радоваться, надо начинать радоваться сегодня, сейчас!

Каждый день неповторим и уникален, и неизвестно, будет ли у нас завтра. Поэтому можно радоваться тому, что у нас есть сегодня. Именно сегодня, где бы мы ни были и чтобы мы ни делали, важно сделать все от нас зависящее, чтобы почувствовать истинную радость самому и доставить ее Богу.

Подлинная радость приходит только к тем, кто посвятил свою жизнь чему-то более масштабному, чем собственное счастье. Каждый из нас знаком хотя бы с несколькими «носителями радости». Пребывание рядом с такими людьми дает нам огромный заряд жизненной энергии. Цените таких людей. Благодарите их. Старайтесь, как можно чаще общаться с ними. Это очень важно, потому что наряду с «носителями радости» нас окружают и совсем другие люди. Это те, кто отказался от радости, решив исполнять роль жертвы. Они, словно черные дыры космического пространства, высосут из нас всю радость, если только им позволить.

Очень хорошо, если мы сами станем людьми, двигающимися «на волне позитива»; но всегда оставаться таким человеком для многих довольно сложно, поэтому необходимо заряжаться позитивной энергией во взаимоотношениях с другими оптимистичными людьми. А если вы человек, легко поддающийся эмоциональному влиянию, но намереваетесь бороться с унынием и апатией, то лучше вообще избегать людей, которые каждый день «встают не с той ноги» и занимаются только тем, что охают по поводу своей несчастной судьбы и жалуются на несправедливость этого мира.

В борьбе с хандрой подойдут любые методы. У меня, к примеру, есть несколько способов, как даже самый заурядный день превратить в настоящий праздник. Самое простое – это танцы! Иногда, когда никого нет дома, я включаю музыку «пободрее» и погромче, и начинаю танцевать. В такие минуты все мое существо наполняется неописуемым восторгом, и весь негатив, «как рукой, снимает». Я могу быть очень напряжен, у меня может быть куча дел, но пять минут активного танца, и мои «батарейки» снова заряжены! Еще одним обретением радости в непростые периоды для меня является спорт. Например, я играю в футбол, вкладываясь изо всех сил, без пощады по отношению к самому себе. Обычно после этого мое тело «разбито», но душа ликует! Большую радость я обретаю от чтения лекций: когда я вижу перед собой людей, стремящихся получить новые знания и изменить свою жизнь, то я понимаю, что мне надо забыть о себе ради них, и всегда, когда это удается, мое сердце наполняется спокойствием, огромной любовью и радостью. Иногда я смотрю какой-то вдохновляющий фильм или читаю книгу, это тоже помогает моей душе расслабиться и скопить силы для нового «марш-броска». Я очень люблю что-то мастерить своими руками; когда я что-нибудь создаю или ремонтирую, то весь сияю и ликую. Я обожаю звезды, горы, море, поговорить по душам с хорошим другом, помолиться в тишине, и это далеко не окончательный список всего того, что заставляет меня улыбаться и радоваться тому, что я живу на этой замечательной планете Земля!

Ищите самые разные способы, как вернуть радость в свою жизнь. В битве за радость нам обязательно надо стать победителями. У нас с вами есть только двадцать четыре часа в сутках, и каждый из нас сам решает, как провести это время. Можно весь день жаловаться на обстоятельства, которые сложились не в нашу пользу, и ждать доброго волшебника, который вдруг прилетит и изменит нашу жизнь. Можно постоянно ворчать, обвинять и обижаться, но можно поступить с точностью наоборот: любить, простить, освободить себя и радоваться жизни.

Но очень важно избегать ловушек ложной радости.

Больше десяти лет назад одна из газет Детройта предложила ста двадцати американским семьям выплатить по пятьсот долларов за то, чтобы они ровно месяц не смотрели телевизор. Девяносто три семьи отклонили это предложение, а двадцать семь семей сообщили позднее, что их жизнь значительно улучшилась за месяц воздержания от просмотра телепередач. Правда, потом они очень скоро вернулись к своему прежнему образу жизни. Не секрет, что среднестатистический человек очень много времени проводит перед телевизором или монитором компьютера. Парадокс данной ситуации заключается в том, что многие из нас усаживаются перед телевизором именно потому, что устали и хотели бы отдохнуть душой и телом. А теперь признайтесь, слышали ли вы нечто подобное от своих друзей: «Вчера я на одном дыхании просмотрел все передачи от вечерних новостей до ток-шоу для полуночников, и теперь чувствую себя помолодевшим, посвежевшим, буквально воскресшим и отдохнувшим! Какой это был потрясающий, просто незабываемый вечер! Я так благодарен за то, что в моей жизни есть он – телевизор». Я такого еще ни от кого не слышал.

Однажды в очереди за канцтоварами я увидел двух людей с впалыми воспаленными глазами, мешками под глазами, нервно бегающим взглядом, они что-то оживленно обсуждали. Из разговора я понял, что они учатся в средней школе, а свои бессонные ночи посвящают прохождению очередного уровня в известной компьютерной игре. Они были настолько увлечены, что не замечали ничего вокруг себя. Самое опасное в телевизоре или в компьютере – не то, что он крадет наше время, не давая нам делать что-то полезное, и даже не вредные электромагнитные излучения, быстро портящие зрение. Намного ужаснее то, что время, проведенное у телевизора или за компьютерной игрой, убивает близкие отношения, делает редким и обрывистым общение с дорогими людьми, лишает способности думать. Одну семью попросили в течение двух недель записывать те фразы, которые наиболее часто произносились в их семье в вечернее время. Лидерами рейтинга оказались следующие изречения: «Что сегодня по телевизору?» и «Подвинься!»

Попробуйте устроить недельный теле-пост. Кому-то, возможно, он дастся сложнее, чем отказ от еды. Используйте освободившееся время для выполнения необходимых и давно запланированных дел: выспитесь, прочтите какую-нибудь книгу, вдоволь наговоритесь со своей семьей. Не может быть, чтобы вам не о чем было разговаривать с самыми близкими! Люди возлагают надежды на индустрию развлечений, ожидая от нее избавления от психологических нагрузок и от скуки повседневной жизни, но эффект оказывается обратным. Люди теряют способность радоваться, становятся более раздражительными, теряют жизненные цели, не могут строить хорошие отношения и, как результат, увеличивают статистику самоубийств, насилия и разводов.

Радость необходима для всей нашей жизни, но даже если мы научились радоваться в своей повседневной жизни, нам потребуется большое мужество, чтобы сохранять оптимистичный настрой даже тогда, когда все складывается катастрофически плохо.

Как излучать оптимизм и надежду?

Если вы ездили в обычном городском автобусе, то наверняка замечали, что почти никто не улыбается, у каждого на лице отражена скорбь, проблемы, трудности, с которыми каждому приходится сталкиваться. Я раньше думал: наверное, в идеальном мире не было бы трудностей, и все были бы счастливы. Но я встречал людей, которые признавались: «У меня есть все, кроме счастья», и других, у которых очень тяжелая судьба, но никто не знает об этом, так они полны оптимизма и радости. И я понял, что наш оптимизм и надежда, которые мы излучаем, не зависят от наших трудностей. Они больше зависят от того, хотим ли мы излучать оптимизм или пессимизм, хотим ли быть уверенными или сломленными, полными надежды или не видеть ни одного просвета. Наверное, сложно понять, кто же в здравом уме скажет: «Я хочу быть пессимистом. Я хочу, чтобы проблемы сыпались на меня одна за другой. Я хочу вечно страдать, и чтобы просвета никакого в моей жизни не видно было!» Конечно, никто из нас такого не скажет, но именно мы сами решаем, как встретить каждый новый день, именно мы решаем, чем он будет наполнен, и именно мы определяем, в конечном итоге, свою судьбу. И какие решения мы принимаем каждый день? Какую судьбу мы себе определяем?

Глядя на людей в автобусе, сложно сказать, что они пребывают в состоянии гармонии и умиротворения, скорее наоборот – они в борьбе и сомнениях. Улыбаться в полный рот может тот, кому не о чем беспокоиться, кого не мучает совесть, чья жизнь не отбрасывает и тени греха, кто принимает неприятности с благодарностью, просто как некий урок.

Бог творил во имя счастья, радости и гармонии, и эта гармония есть во всем мире творения. Красок такое невообразимое множество, что любой глаз порадуется. Огромное многообразие нужно для того, чтобы человеку не было времени заскучать или впасть в депрессию. А человек? А человек, как венец творения, тоже создан, чтобы радоваться и радовать других. Не созданы мы для того, чтобы печалиться, просто не созданы. Самая интересная и плодотворная жизнь у человека начинается, когда он испытывает внутренний подъем, когда он спокоен, радостен. Именно тогда он меньше болеет, чувствует себя прекрасно, отношения строит удивительные и доброжелательные, и самое главное, что именно тогда он чувствует, что по-настоящему счастлив, и жизнь его наполнена смыслом и значимостью.

Смех вынуждает наш мозг производить гормоноподобные вещества, называемые эндорфинами. Они являются естественным болеутоляющим средством и стимулируют иммунную систему. Смех также способствует активизации дыхания и является хорошим упражнением для сердца и легких, помогающим вдыхать больше кислорода. А хороший смех, от которого «живот надрывается», массирует кишечник и остальные внутренние органы. Это означает, что кровоснабжение всех наших внутренних органов улучшается каждый раз, когда мы смеемся. После смеха улучшается способность людей к концентрации. Кроме этого, смех помогает справиться с последствиями стресса: уровень стрессовых гормонов, таких как адреналин и кортизол, снижается после того, как мы от души рассмеемся. Смех – это лекарство, которое помогает справиться с любой болезнью и остаться здоровым. Человек был создан для того, чтобы быть счастливым. Оптимизм – это сознательный выбор, а не отсутствие трудностей, а большинство людей просто сами решили быть несчастными, чем постоянно усугубляют свою ситуацию.

Нам необходимо выработать в себе такое качество характера – всегда надеяться на лучшее, что бы ни происходило вокруг. Это в значительной степени облегчит жизнь и нам, и окружающим нас людям. Конечно, когда мы находимся в подавленном состоянии, то нам совсем не до смеха, и более того, все оптимисты нам кажутся несправедливо везучими, в отличие от нас. Ведь как нам кажется, проблем у них нет никаких. Это неправда: проблемы есть у всех, и каждому из нас приходится проходить и через трудности, и через страдания – сама жизнь беспокоится об этом. Но оптимистов отличает то, что об их трудностях мало кто догадывается, они сознательно решили «не хандрить». Дело в том, что наши мысли и наш внешний вид напрямую влияют на наши эмоции, а наши решения влияют на наше самочувствие и организм в целом. Когда вы подавлены, то естественно, вам сложно улыбаться, ваши плечи опускаются все ниже, и, в целом, вся ваша поза выдает состояние, в котором вы находитесь. Но тот же самый принцип действует и наоборот! Если выпрямить плечи, улыбнуться широкой улыбкой и сделать все, чтобы выглядеть как оптимист, излучающий надежду, вдохновение и радость, то состояние подавленности и депрессии быстро улетучивается. Наш организм видит несоответствие того, что у нас внутри, и того, как мы выглядим, и начинает подстраиваться под нас.

Итак, позволим ли мы нашим эмоциям и настроению руководить нами? Или же сами будем управлять ими? Будут ли в таком случае наши действия и поступки неискренними? Нет. Даже самый оптимистично настроенный человек хорошо знает о жестоких реалиях жизни и о вопросах, на которые пока нет ответа. Мы все можем быть раздражены или испытывать недуг, но мы всегда в состоянии сознательно выбрать веру и надежду, радость и оптимизм, а также передать их другим.

Оптимизм – это не жизнь в вымышленном мире, в котором никогда не происходит ничего трагичного; жизненный оптимизм – это уверенность в том, что трагедия не является концом жизни и лучшее еще впереди. Оптимизм – это способность пережить жизненные трагедии, видя перед собой более важную реальность. Ведь опыт, приобретенный благодаря пережитому, мы получили не зря, мы используем его для своих будущих побед. Мы обязательно будем вознаграждены – наши усилия воли спустя некоторое время принесут добрые плоды!

«Никогда не унывайте, никогда не отчаивайтесь, никогда не сдавайтесь!» (Уинстон Черчилль)

Человек счастлив в той мере, в которой на это настроен. Когда людям на сеансе гипноза внушают, что сырой лук, который они держат в руке – это спелый персик, то они впиваются в него и смакуют каждый кусок. Реакция людей, находящихся под гипнозом, на происходящее событие определяется лишь внушенным им отношением. В повседневной жизни у нас нередко возникает негативное отношение к действительности, и именно это отношение само по себе и является виновником нашей несчастливости, сломленности и подавленности. Часто мы «по умолчанию» ожидаем от жизни чего-то плохого, может быть, вследствие нашего воспитания или из желания не оказаться разочарованными. Если мы фокусируемся на плохом, то обязательно видим плохое, а если на хорошем, то в любой ситуации видим что-то хорошее. А если ничего не ожидаем, то часто ничего и не происходит.

Если мы ничего хорошего от жизни не ждем, то все хорошее непременно пройдет мимо нашей жизни. Именно поэтому богатые и знаменитые люди умудряются впадать в депрессию, становятся наркоманами и алкоголиками. Вместо того чтобы сосредоточиться на том, что у них есть, они концентрируют внимание на том, чего у них еще нет, и таким образом, сами делают себя несчастными.

Вопреки всеобщему представлению, все внешнее – деньги, машины, вещи, слава и удача – не имеют никакого значения. Счастье определяется только нашим отношением к собственной жизни. Именно поэтому оптимизм и надежда – это то, что нам необходимо, и это абсолютно в наших силах! Мы можем изменить отношение буквально к любому событию, весь вопрос в том, что именно мы ищем в этом событии. Для одного человека стакан всегда будет наполовину пустым, а другой, прежде всего, порадуется тому, что у него есть целых полстакана воды.

Только мы выбираем, обижаться нам или прощать, любить или ненавидеть, радоваться или грустить, критиковать или поддерживать, быть оптимистами или пессимистами, улыбаться или делать печальную «мину». И что самое интересное, усилий на улыбку нужно потратить столько же, сколько и на создание недовольной физиономии!

Подумайте о себе, как бы вы себя охарактеризовали? Одна из основных причин, почему мы часто недовольны жизнью – в том, что на самом деле мы просто недовольны самими собой. Если я недоволен собой, то я никак не могу быть доволен своей жизнью. Чаще всего, наши комплексы начинают формироваться еще в раннем детстве. Мы еще не знаем, кто мы, и какими нам следует быть, и учимся этому у окружающих. Первое мнение, которое мы услышим по тому или иному поводу, обычно и становится нашим мнением на долгие годы.

Одна из самых больших ошибок, которые только можно сделать в жизни, заключается в том, чтобы составлять образ себя на основании мнения других. Когда родители или учителя говорят ребенку: «Ты очень непослушный!», или: «Какой ты эгоист! Лентяй! Дурак!», они создают у него негативное и ложное представление о самом себе. Ребенок мог сделать или сказать что-то такое, что можно счесть капризом, эгоизмом, леностью или глупостью, но это относится только к данному поступку ребенка, а не к нему самому. Есть большая разница в утверждениях: «Ты, дурак, посмотри, что ты наделал!», или: «Малыш, солнышко, такой замечательный мальчик, как ты, просто не может так скверно поступать, такое поведение недостойно тебя!»

Само осознание в себе такого рода «ложных» установок уже является первым шагом. Но часто этого недостаточно, чтобы справиться с тем или иным комплексом. Нам необходимы позитивные утверждения. Например: «Я – любящий, разумный, уникальный, добрейшей души человек». Почему у нас взялись комплексы из детства? Да просто потому, что мы часто слышали одно и то же утверждение в отношении себя самих, в определенный момент поверили в него, и тогда оно стало нашим комплексом. Позитивное утверждение желательно повторять с чувством, как если бы вы действительно в него поверили, не стоит произносить его отрешенным, монотонным голосом.

Регулярно задавайте себе вопросы: «Что мне нравится в самом себе? Что мне хорошо удается?» Одним из самых чудесных качеств человеческого разума является то, что он всегда ищет ответ на вопрос, и даже если ответа не существует, разум наверняка найдет его. Задавая позитивные вопросы, мы получаем позитивные ответы. «Каковы мои сильные качества? За что я сегодня могу быть благодарен? За что меня уважают окружающие? Во что я способен внести существенный вклад?» Такие вопросы подразумевают позитивные ответы, и наш разум отыщет их.

Конечно, важно и то, что некоторые замечания других людей, или наши собственные, справедливы, тогда надо засучить рукава и начать меняться. Но всегда стоит помнить, что Бог создал нас для счастья и радости, что все для этого у нас уже есть! Оптимизм и надежда позволят нам выйти из любого сражения победителями. Мы есть то, что сами о себе думаем. И благодарность за все это дает нам энергию, чтобы осуществить невозможное!

Как у нас в жизни, насчёт радости? Как часто мы в жизни радуемся и как часто унываем?

Бог сотворил человека совершенным и уникальным. План Божий состоял в том, чтобы человек жил на земле, и не просто жил, а обладал землёй. Чтобы человек размножался, жил в достатке, радовался и наслаждался бы жизнью. Но, что мы имеем сегодня? Наша жизнь сильно отличается от той, какую для нас запланировал Господь. Неудач и отрицательных моментов в ней не мало. Чаще всего в этом мы обвиняем кого-то: одни обвиняют Бога, другие обвиняют правительство, кто-то обвиняет политический строй в стране и так далее. Но умеем ли мы радоваться каждому, новому дню в нашей жизни? Или депрессия, негативизм завладели нами.


Что такое «депрессия»? Определение:

Словарь Ожегова: Депрессия – угнетённое, подавленное психическое состояние

Словарь Ефремовой: 1) Депрессия – болезненное состояние, характерезующееся угнетённым, подавленным настроением; вид психического расстройства. 2) Депрессия – упадок, застой в хозяйственной, общественной жизни страны. «Великая депрессия».

Человек, живущий в депрессии или унынии – не может радоваться, его жизнь идёт к концу. Но слава Богу, у нас есть выход – это Иисус Христос. Он – выход из любых тупиков и депрессий. Благодаря Его рождению, жизни, смерти и воскресению, человечество получило надежду. Вот почему мы говорим, что у Церкви есть слово для народа. Что говорит о депрессии Библия:

Притчи 15:13

«Весёлое сердце делает лице весёлым, а при СЕРДЕЧНОЙ СКОРЬБИ ДУХ УНЫВАЕТ».

Притчи 17:22

«Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а УНЫЛЫЙ ДУХ СУШИТ КОСТИ».

Ты не можешь радоваться внутри, и чтобы это не отображалось с наружи, на твоей внешности. Радоваться в Боге, это ещё не значит, что у тебя всё хорошо. Радоваться или не радоваться, это твой выбор, это принятие решения. Я знаю: Кто есть Бог, я знаю Его природу, Его характер, Его обетования относительно меня. Я знаю свои позиции во Христе Иисусе и поэтому я принимаю решение – всегда РАДОВАТЬСЯ. Это мой выбор в жизни, и не важно, что меня окружает. Цель дьявола – остановить тебя, занизить твою самооценку, вогнать тебя в депрессию и тогда ты не представляешь угрозы для его царства. Но, когда ты начинаешь радоваться пред Богом, даже находясь в проблеме, дьявол убегает прочь, его царство трещит. В нашей радости пред Богом, сокрыта огромная сила, которая и выражается в момент радости.

Рим. 14:17

«Ибо Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир и РАДОСТЬ во Святом Духе»

Гал. 5:22

«Плод же духа: любовь, РАДОСТЬ, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

2Кор. 8:2

«ибо они среди великого испытания скорбями, преизобилуют РАДОСТЬЮ; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия».

Отсюда мы видим, что РАДОСТЬ в нашей жизни зависит от принятого нами решения. Радоваться в жизни необходимо учиться, необходимо правильно расставить приоритеты, стараться маслить и говорить о себе только положительно. Это борьба, так как смириться с поражением или неудачей проще, чем заставить себя радоваться и продолжать верить Богу.

Рим. 15:13

«Бог же надежды да исполнит вас всякой РАДОСТИ и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Псалтирь 39: 17

«Да РАДУЮТСЯ и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: «Велик Господь!».

Не важно, через что мы сейчас проходим, важно как мы реагируем на это. Не важно, что о нас говорит окружающий мир, важно то, что о нас говорит Бог. Тема радости в Библии поднимается очень широко. Бог не желает, чтобы Его дети, Его народ жили в унынии и разочаровании. Бог хочет, чтобы мы научились радоваться каждому дню в нашей жизни. То, каким будет этот день, чаще всего зависит от нас. Как я назову этот день, каким его приму в свою жизнь, таким он и будет. А я принимаю решение – РАДОВАТЬСЯ.