Как назывался угол в русской. Убранство русской избы. Религиозное значение “красного угла”

Обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом - хозяину дома.

Символическое значение красного угла

Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма , так и красный угол рассматривается как аналог алтаря . Красный угол - самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету , человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Устройство красного угла

Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы . Состав остальных икон выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского ; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона .

Взаимное расположение икон

Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева (по отношению к зрителю) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа - обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции). Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия . Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, бо́льших по размеру иконы Спаса или Богородицы, Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.

См. также

  • Бабий кут

Ссылки

  • Красный угол // Мария Семёнова Мы - славяне!
  • Иконы в доме // nesusvet.narod.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Красный угол" в других словарях:

    КРАСНЫЙ УГОЛ, в русской крестьянской избе угол, в котором висят иконы и стоит стол. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере… … Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 почетное место (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Красный угол - центральное место в доме православного христианина. Это самое почетное место около «красного окна», обращенного на улицу, как бы в «мир». В красном углу висит иконостас, здесь размещается обеденный стол и «красная лавка» для гостей. Его называют… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Красный угол - (святой, светлый, передний, верхний, старший, первый и др.) наиболее значимая часть рус. традиционного жилища. Противопоставлен печному (бабьему) углу как чистое (мужское) пространство нечистому (женскому), христианское языческому. К. У. всегда… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Красный уголъ (въ избѣ) Почетный уголъ (гдѣ столъ и иконы) для почетныхъ гостей (обыкновенно обращенный къ юго востоку). Ср. Вспомни время свое, Какъ катилось оно..... И въ почетномъ углу Было мѣсто твое!... Кольцовъ. „Что ты спишъ мужичекъ?“ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Красный угол - – угол крестьянской избы, где помещаются иконы, он обращен обыкновенно на юго восток … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Красный угол - (большой угол, верхний угол) Парадный угол в избе (1), расположенный по диагонали от печи; в этом углу находились икона и лампада над встроенными лавками вдоль краев прямоугольного стола. (Термины российского архитектурного наследия.… … Архитектурный словарь

    В крестьянской избе передний, почетный угол, где иконы. Обыкновенно обращен к ЮВ … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (в избе) Почетный угол (где стол и иконы) для почетных гостей (обыкновенно обращенный к юго востоку) Ср. Вспомни время свое, Как катилось оно... И в почетном углу Было место твое!.. Кольцов. „Что ты спишь, мужичок? … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Разг. Самое почётное место в избе или в комнате. /i> Красный в устаревшем значении ‘почетный’. БМС 1998, 580; ФМ 2002, 545 … Большой словарь русских поговорок

7 ОСОБЕННЫХ МЕСТ В РУССКОЙ ИЗБЕ
Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу - «стол божья ладонь», в огонь
(печь) не плевать - эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом - микрокосм в макрокосме,
свое, противостоящее чужому. Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому
каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим
его миром.

1.ДВЕРИ


Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина
дверь - не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним
и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть
в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» - замок должен
был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система
символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки
косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не
войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога -
ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось
переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом
и пускать вперед себя.

2. ПЕЧЬ

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником
тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых
различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою
олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом
без печи - нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить,
истопить». Основная функция печи - приготовление пищи - осмысливалась не только как
хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось
в вареное, освоенное, чистое.

СКОЛЬКО УГЛОВ В ИЗБЕ


Печь, поставленная в одном из углов избы, образовывала запечье, а другой стороной была
обращена к кутам — углам избы.

Угол, около которого находилось устье печи, считался женским. Обычно его отгораживали
занавеской от остальной части избы. С другой стороны печи находился мужской, или хозяйский,
кут, его центром был просторный ларь, где хранилась упряжь, инструменты
и другое «мужское» хозяйство.

Примерно на рубеже XVIII-XIX веков избу начали разгораживать на несколько помещений. Прежде
всего появилась перегородка, отделившая печное устье и место приготовления пищи. Остальное пространство
избы называлось «чистой». Здесь вся семья сходилась во время приемов пищи. В будничные дни женщины
пряли, ткали, шили, вышивали. Здесь же находились дети, вешалась колыбель. В праздничные дни чистая изба
являлась главным местом обрядовых ритуалов, праздничных трапез, приема гостей.

Количество углов в избе, следовательно, определялось их функциональным назначением. Так особенности
уклада крестьянина определили строение его жилища.

3. КРАСНЫЙ УГОЛ

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть
иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков - те объекты, которым придавалась высшая
культурная ценность. Красный угол - священное место в доме, что подчеркивается его названием:
красный - красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший,
почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были
обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением,
свадьбой, похоронами.

4. СТОЛ


Неотъемлемая часть красного угла - стол. Уставленный яствами стол - символ изобилия,
процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь
человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю,
что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол,
так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска»). В различных обрядах особое значение
придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае
пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом
загоревшиеся строения.

5. ЛАВКИ


Вдоль стола, вдоль стен - обратите внимание! - лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для
женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной
угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь,
дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось
12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка
должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого
момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться
невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название
потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6. МАТИЦА


Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка,
- матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы
- один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и
хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между
внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на
лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться
за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под
матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7. ОКНО


Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома
(окно - око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда
угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было
нежелательным: если залетит в окно птица - быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных
детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было
желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит»,
«Барыня на дворе, а рукава - в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах
наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

О «красном угле» в традиционной русской семье слышали наверняка многие, однако о том, где должен располагаться этот угол, знает далеко не каждый. «Красный угол» в избе иначе называют «большим», «святым», «Божьим» и так далее. Оказывается, что его расположение зависит от места размещения печки - источника тепла в избе.

Расположение “красного угла”

Специальное место, которое предназначается для “красного угла”, в традиционной русской избе находилось по диагонали от дровяной печи. Оно могло находиться как у входной двери, так и в дальнем углу. Однако обязательно должно было располагаться в юго-восточной части избы. Так какая же существует связь между печкой и местом, которое называется в православии “красный угол”?

Устройство традиционной русской избы

В древности для русских изба олицетворяла всю Вселенную, здесь были небо с землёй (пол и потолок), стороны света (стены) и «нижний мир» (погребок). Причем восток и юг древние люди связывали с солнечным восходом, весной, полднем, летом, жизнью и теплом, а север и запад - с закатом, зимой и осенью, холодом и смертью. Исходя из этого, наши предки стремились обустроить свой дом таким образом, чтобы в него невозможно было войти силам зла, которые шли со стороны севера и запада.
А вот силы добра и тепла не должны были видеть на своем пути никаких преград и иметь возможность беспрепятственно проникать в избу. И поскольку в те далекие времена окна еще не были изобретены, то единственным отверстием, ведущим внутрь дома, была дверь. Двери всех славянских изб без исключения были повернуты на юг, а вот печь ставилась напротив двери, то есть на севере, месте, откуда может в дом подкрасться зло и холод. Со временем место двери в русской избе изменилось, то есть выбор стены для двери стал непринципиальным, зато печь всегда оставалась на северной стороне, а “красный угол” располагался по диагонали от печи, в юго-восточной части избы. Это расположение неизменно и по сей день.

Значение печи и “красного угла” для древних русских

Печь - это тепло, значит оно символизирует солнце и является центром святости данного дома. “Красный угол” в русской избе тоже является не менее святым местом. И хотя сегодня многие думают, что подобный уголок в доме связан с христианской религией, тем не менее некоторые источники твердят, что задолго до принятия русскими христианства в домах уже был обычай создавать “красный угол”. Однако, согласно другим источникам, в древнерусской избе единственной святыней была печь. И только позже, после принятия христианства, в домах стали появляться такие углы.

Почему “красный” угол?

В русском языке слово "красный" имеет несколько значений. Первое - определенный цвет, а второй - это синоним к слову "красивый", следовательно, "красный угол" можно также назвать красивым углом. Он всегда устроен на самом видном месте, и любой гость при входе в избу с первой же минуты должен увидеть и понять, где находится "красный угол" в доме. И поскольку в этом месте располагаются иконы, то входящий должен сразу же их заметить и покреститься, а только после этого поприветствовать хозяев дома.

Отношение к “красному углу”

После принятия христианства в русских семьях было принято хранить иконы. Некоторые люди и по сей день верят в чудодейственную силу икон. Отсюда становится понятным такое бережное отношение к этому месту в доме. “Красный угол” в доме всегда содержится в особой чистоте. Все иконы, расположенные в данной зоне, украшены резьбой и цветами. Здесь также имеется лампадка со свечой. На праздниках самого почетного гостя усаживают ближе к красному углу.

Религиозное значение “красного угла”

Для общения с человеку не обязательно ходить в церковь. В русской избе местом для молитвы и обращения к Господу является “красный угол”. Поэтому в данном месте расположены предметы, которые священны для каждого православного христианина. Это иконы, святые образы, священные книги: библия, молитвенники и другие.

“Красный угол” в квартире

Сегодня многие из нас живут не в частных домах, а в квартирах, и тем, кто желает создать в своем современном жилище "красный угол", необходимо также придерживаться некоторых правил. Конечно, в квартирах нет печей, чтобы ориентироваться на них. Поэтому священный угол в квартире должен быть напротив входной двери, для того чтобы входящий первым делом видел в квартире святые образы. Иногда современная планировка квартиры не подразумевает углов для размещения икон, поэтому "красный угол" в доме - это не всегда угол в прямом понимании.

Как устроить "красный угол" в квартире?

Святилище в квартире можно создать, приставив к стене высокой столик либо специальный шкафчик, покрыть его красивой скатертью или какой-либо другой нарядной материей. На нее выставить святые образы. Что же касается места “красного угла”, то оно должно быть расположено напротив входной двери. Выбирая место для него, можно также ориентироваться на восток. Для этого нужно определить, где восходит по утрам солнце, и в этой части разместить “красный уголок”. По старорусскому, вернее православному, обычаю, верующим положено молиться глядя на восток. Именно эта символизирует добро, возрождение, веру и надежду. Что же касается высоты такого угла, то он никоим образом не должно располагаться ниже линии глаз. На святые образы нельзя смотреть сверху вниз. А вот расположить его выше уровня глаз вполне уместно. В идеале столик или шкаф должен иметь верхнюю и нижнюю полку. На верхнюю размещают святые образы, подсвечники со свечами, кадильницу, а на нижнюю - святые книги: Библию, Евангелие, молитвенники, церковные календари и прочее.

Знаете ли вы, как назывались крестьянские дома на Руси? Верно, они назывались избами. Строились избы из деревянных брёвен, плотно уложенных одно на другое.Высота и размер изб были небольшие, поскольку большой дом было трудно обогреть в холода.Часто в доме была только одна комната (горница). И самым почитаемым местом в горнице был красный угол , т.е. красивое место в избе. Русская изба была ориентирована по частям света. И красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома, ведь обе стены, образующие угол, имели окна. Здесьна полочке стояли иконы или, как их ещё называли, образа. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Поэтому иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке. На иконах изображены православные святые (Николай-угодник, Спаситель, Богоматерь и другие). «Божница» (так иногда называли красный угол) всегда украшалась вышитыми или ткаными полотенцами (рушниками ). Под иконами горела лампадка. В нашем красном углу иконы украшены льняным рушником, с красным вытканным узором. Этот рушник из Рязанской областипередала бабушка Каушнян Кати.

Здесь же могли хранитьсясвященные книги: Библия, евангелия, жития святых.Члены семьи каждое утро начинали с молитвы, обращенной к святым образам.

В нашем красном углу, кроме икон стоит ещё один очень важный экспонат. Это именинный сноп из ржаных колосьев. В старину такой снопсобирали в первый день уборки урожая, украшали его красной тряпицей или лентой, и ставили «под образа», отдавая дань уважения хлебу.

Стол в красном углу был довольно большим. Потому, что семьи были большие, по 8-12 человек. Стол был деревянным, по праздникам его скоблили ножом до бела, застилали льняной скатертью (столешницами). Сидели в избе на лавках, которые крепились к стенам и были довольно широкими (на них иногда даже спали), или на скамьях, которые могли переставляться. По праздникам их застилали ткаными дорожками, такими как у нас. У нас в музее в красном углу п од потолком над столом вы увидитещепную птицу (ещё её называют «птица счастья»). Такие птицы было принято делать на Севере России.

Любой гость, входивший в дом, сначала находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился, низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами.
В красный угол усаживали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - новобрачных. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи, которого называли большак.

Расположен между двух окон в угловой части помещения музея, включает в себя угловую полочку для икон; иконы, украшенные рушником (лен, ручное ткачество, Рязанская область, переданы семьёй Каушнян Е.).

Красный угол избы. Под полочкой установлен большой сундук, на котором стоит ржаной сноп, лежат декоративные деревянные блюда с расписными пасхальными яйцами.

Здесь же находится большой стол, застеленный льняной скатертью, вокруг скамьи с ткаными дорожками. Под светильником над столом закреплена щепная птица (птица счастья).

Сундук с приданным невесты. Городецкая роспись главного художника фабрики городецкой росписи Приваловской Н.С.

Большие портреты прапрадедов Леры Тарасовой: Поздеева Ивана Макаровича и Марии Кингиновны.

В общей рамке фотографии родственников педагогов школы.


3 Полы
4 Окна
5 Кровля
6 Фундамент
7 Внутренняя отделка
8 Типы изб
9 Красный угол
10 Изба в национальной культуре

Введение

Изба́ - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).

1. История

Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети - справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

2. Белая изба

С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей. Что касается деревень, то они считались роскошью и в XIX веке. Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах - из досок. Полы настилались вдоль избы от входа.

Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке.Отверстия в доме-окошки закрывали слюдой или бычьим пузырем, в зависимости от времени года.

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус - князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами - курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

6. Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

7. Внутренняя отделка

Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.

Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в не богатых домах кровать играла декоративную роль - хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») - напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

8. Типы изб

Избы строились 4-стенные с сенями и без сеней, 5-стенные и 6-стенные. Шестистенная изба называлась изба-связь: две избы связывались в середине сенями.

9. Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим . К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым . Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка . В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом . Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол .

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус , так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

10. Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

Литература

· Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8

· Иван Забелин. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862-1869.

· Д. А. Баранов, И. И. Шангина «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство-СПБ, 1999 ISBN 5210015890

· Л. В. Тудман «Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы». Из-во Прогресс-Традиция. ISBN 5898260617

· Л. В. Беловинский «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Профиздат, 2002 ISBN 5882830303

· О. Н. Шелегина, Лидия Михайловна Русакова «Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII - первая половина XIX в». ВО «Наука», 1992